Онгуд
Онгуд китайский (также пишется Онгут или Онгют ; монгольский : Онгуд, Онход; » : 汪古, Ванггу ; от древнетюркского ong «пустынный, необитаемый; пустыня» плюс güt «маркер класса [ 1 ] ) были тюркским племенем, позднее монголизировавшимся [ 2 ] [ 3 ] действовал на территории нынешней Внутренней Монголии на севере Китая примерно во времена Чингисхана (1162–1227). [ 4 ] Многие Онгуд были членами Церкви Востока . [ 5 ] Они жили в районе Великой стены в северной части плато Ордос и на территориях к северо-востоку от него. [ 4 ] Судя по всему, у них было две столицы: северная в руинах, известных как Олон Суме , и другая немного южнее, в месте под названием Кошанг или Дуншэн. [ 6 ] Они выполняли функции надзирателей походов династии Цзинь (1115–1234) к северу от Шаньси . [ 7 ]
История и происхождение
[ редактировать ]Предками Онгуда были тюрки Шатуо , [ 8 ] [ 9 ] которые, в свою очередь, произошли главным образом от двух оставшихся племен Западно-Тюркского каганата : а именно, чуюэ, связанных с тюргешами суогэ, и аньцин согдийского происхождения. В седьмом веке они переселились на восток современной Джунгарии , находившейся тогда под властью династии Тан . К девятому веку шатуо были разбросаны по северу Шаньси и современной Внутренней Монголии . В 808 году 30 000 Шатуо под командованием Чжуе Цзиньчжуна перешли от тибетцев в Танский Китай, и тибетцы наказали их, убив Чжуе Цзиньчжуна, когда они преследовали их. [ 10 ] Уйгуры также сражались против союза Шатуо и тибетцев в Бешбалыке. [ 11 ] Тюрки Шатуо под предводительством Чжуе Чисиня ( Ли Гочан ) служили династии Тан в борьбе против своих собратьев-тюрков в Уйгурском каганате . В 839 году, когда генерал Уйгурского каганата (Хуйгу) Цзюэлуову (掘羅勿) восстал против правления правившего тогда хана Чжансинь , он заручился помощью Чжуе Чисиня, дав Чжуе 300 лошадей, и вместе они победили хана Чжансинь, который затем покончил жизнь самоубийством, что ускорило последующий крах Уйгурского каганата. В следующие несколько лет, когда остатки Уйгурского каганата попытались совершить набег на границы Тан, Шатуо активно участвовал в контратаках на Уйгурский каганат вместе с другими племенами, лояльными Тану. [ 12 ] В 843 году Чжуе Чисинь под командованием ханьского китайского офицера Ши Сюна с войсками Туюхуна, Тангута и ханьского Китая участвовал в набеге на Уйгурский каганат, который привел к резне уйгурских войск у горы Шаху. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Военачальник Шатуо Ли Кейонг мобилизовал 10 000 кавалеристов Шатуо и служил династии Тан в качестве союзника. В 923 году его сын Ли Цуньсюй разгромил династию Поздняя Лян и стал императором династии Поздняя Тан . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
После свержения семьи Ли командиры Шатуо основали [Поздний Цзинь , Позднюю Хань и Северную Хань .
В XIII веке часть Шатуо, вероятно, входила в состав Монгольской империи как племя Онгуд, другая часть — как белые татары. [ 20 ] [ 21 ] По мнению ряда авторов, онгуды были монголизированным племенем уже в XIII веке ( Николай Аристов , [ 2 ] Откройте его [ 3 ] ). Академики Борис Владимирцов [ 22 ] и Василий Бартольд [ 23 ] считали, что этнически онгуды уже были южными монголами. По данным монгольского летописца Санан-Сецэна, онгуды во времена Чингисхана входили в состав Су-монголов. [ 24 ]
Вождь Онгуда Ала Куш Тегин раскрыл план найманов напасть на Чингисхана в 1205 году и объединиться с монголами. Когда Чингисхан вторгся в династию Цзинь в 1211 году, Ала Куш Тегин поддержал его. Чингис выдал свою дочь Алахай Бехи замуж за одного из сыновей Ала Куша. Однако политические оппоненты убили Ала Куш Тегина. Чингисхан подавил восстание и взял семью под свою защиту, а его дочь стала фактическим правителем. [ 25 ] Алахай Бехи правил Онгудом в качестве регента при нескольких несовершеннолетних принцах до правления Гуюк-хана (1246–1248).
Многие знаменитые монголы после Чингисхана имеют происхождение Онгуд, в том числе известный путешественник, дипломат и монах Церкви Востока Раббан Бар Саума (1220–1294). Онгуд оказался хорошим союзником Хубилая . [ 26 ] Например, правитель Онгуда Георгий женился на двух внучках Хубилая и сражался против Кайду , чей протеже Дува схватил и убил его позже в 1298 году. Говорят, что некоторые Онгуды были обращены в католицизм Иоанном Монтекорвино (1246–1328).
После 1221 года многие онгуды были переселены в Хорезм, где служили наместниками Золотой Орды . Они входили в состав аргынов и племени Великих Моголов . Онгуды в Монголии стали отогами Тумедов в 15 веке. Онгуды постепенно исчезли из исторических записей и, вероятно, ассимилировались с другими тюркскими и монгольскими племенами, начиная с постюаньского периода. Монголы Внутренней Монголии, Монголии и западного Китая, в конечном итоге обратились в тибетский буддизм . начиная с 16 века, [ 27 ]
Искусство и архитектура
[ редактировать ]Университет Гонконга обладает коллекцией из около тысячи бронзовых несторианских крестов XIII и XIV веков из региона Онгуд, собранных в 1920-х годах Ф. А. Никсоном, британским почтовым служащим, работавшим в северном Китае. Хотя их дизайн различается, преобладают мальтийские кресты с квадратной центральной панелью, изображающей свастику , буддийский символ удачи. [ 28 ]
Ансамбль памятников Онгуд был построен тюркскими племенами в VI-VIII веках для своих дворян. Он состоит из более чем 30 человекоподобных фигур, льва и овцы, а также около 550 стоящих камней, расположенных в рядах, напоминающих Карнак или Эйвбери. Здесь также находится большая гробница, состоящая из 4 скульптурных плит. Каждая плита имеет лицевую грань, украшенную решетчатым узором, напоминающим стены юрты , и простой фриз сверху.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рыбацкий, Волкер. (2004) «Несторианские личные имена из Центральной Азии» в Verbum et Calamus. Семитские и родственные исследования в честь профессора Тапани Харвиайнена. Студия Ориенталия 99 . п. 271
- ^ Перейти обратно: а б Аристов Н. А. (2003). Труды по истории и этническому составу тюркских племен (PDF) . Бишкек: Илим. p. 103. ISBN 5-8355-1297-Х .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б Очир А. (2016). Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов (PDF) . Элиза: КИГИ РАН. стр. 133–135. ISBN 978-5-903833-93-1 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б Ру, стр.40
- ^ Филлипс, с. 123
- ^ Хальбертсма, Тьяллинг Х.Ф. (2008). Раннехристианские руины Внутренней Монголии: открытие, реконструкция и присвоение . Брилл. стр. 150–157. ISBN 978-90-04-16708-7 .
- ^ Сондерс, Джон Джозеф (2001). История монгольских завоеваний . Издательство Пенсильванского университета. п. 52. ИСБН 0-8122-1766-7 .
- ↑ Сун Лиан и др., История Юаня , «Том 118» «Алауси Тиджихули, человек из племени Онгуд, был членом племени Вангу, вышедшим из Шатуо Яньмень, потомком(ами) дикой природы» . Гусиного перевала Шатуо
- ^ Паулилло, Маурисио. «Белые татары: проблема обращения онгутов в Цзинцзяо и уйгурская связь» в книге « От реки Окс до китайских берегов: исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии» (orientalia - patristica - oecumenica) под ред. Тан, Винклер. (2013) стр. 237-252.
- ^ Юань, Хун (14 ноября 2022 г.). От киданей к чжурчжэням и монголам: история варваров в тройных войнах и квартетных конфликтах . iUniverse. ISBN 9781663242587 .
- ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии: Сборник в 4-х томах . Блумсбери. ISBN 9781838608682 .
- ^ Зыжи Тунцзянь , т. 246 .
- ^ Зыжи Тунцзянь , т. 247 .
- ^ Дардесс, Джон В. (10 сентября 2010 г.). Управление Китаем: 150-1850 гг . Хакетт. ISBN 9781603844475 .
- ^ Вен, Ханс ван де (26 июля 2021 г.). Война в истории Китая . БРИЛЛ. ISBN 9789004482944 .
- ^ CP Atwood, Энциклопедия Монголии и Монгольской империи , стр.424
- ^ . Теобальд, Ульрих (2013) «Шатуо Тюркс»
- ^ Голден, Питер Бенджамин (1992). «Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке». Тюркологика . 9. Висбаден: Харрассовиц. ISBN 978-3-447-03274-2 . п. 165
- ^ Этвуд, Кристофер П. (2010). «Понятие племени в средневековом Китае: Оуян Сю и династический миф Шатуп» . Разное Азиатское (16): 593–621.
- ^ Ван Го-вэй, «Исследования Ван Го-вэй» , Тайбэй, 1968: 4985.
- ^ Озкан Изги, «Древние культуры Центральной Азии и связи с китайской цивилизацией» //Турки, Анкара, 2002, с. 99
- ^ Владимирцов Б. Я. (2020). Чингисхан . Литры. п. 58. ИСБН 978-5-04-137262-0 .
- ^ Бартольд В. В. (1968). Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов . Москва: Наука. p. 210.
- ^ Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов: сборник научных трудов . Калмыцкий гос. университет. 2007. p. 52. ISBN 978-5-91458-011-4 .
- ^ Уэзерфорд, Джек. (2010). Тайная история монгольских цариц . Бродвей в мягкой обложке, Нью-Йорк.
- ^ Джон Ман Хубилай хан , стр.319
- ^ Тан, Ли (2011). Восточно-сирийское христианство в монголо-юаньском Китае . Висбаден: Издательство Harrassowitz. п. 148. ИСБН 978-3-447-06580-1 .
- ^ Ф.С. Дрейк, «Несторианские кресты и несторианские христиане в Китае при монголах», Журнал Гонконгского отделения Королевского азиатского общества , 1962 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Филлипс, JRS (1998). Средневековое расширение Европы (второе изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-820740-9 .
- Ру, Жан-Поль , История Монгольской империи , Файярд , ISBN 2-213-03164-9