Jump to content

Онгуд

Монгольская империя около 1207 г., Онгуд и их соседи.

Онгуд китайский (также пишется Онгут или Онгют ; монгольский : Онгуд, Онход; » : 汪古, Ванггу ; от древнетюркского ong «пустынный, необитаемый; пустыня» плюс güt «маркер класса [ 1 ] ) были тюркским племенем, позднее монголизировавшимся [ 2 ] [ 3 ] действовал на территории нынешней Внутренней Монголии на севере Китая примерно во времена Чингисхана (1162–1227). [ 4 ] Многие Онгуд были членами Церкви Востока . [ 5 ] Они жили в районе Великой стены в северной части плато Ордос и на территориях к северо-востоку от него. [ 4 ] Судя по всему, у них было две столицы: северная в руинах, известных как Олон Суме , и другая немного южнее, в месте под названием Кошанг или Дуншэн. [ 6 ] Они выполняли функции надзирателей походов династии Цзинь (1115–1234) к северу от Шаньси . [ 7 ]

История и происхождение

[ редактировать ]

Предками Онгуда были тюрки Шатуо , [ 8 ] [ 9 ] которые, в свою очередь, произошли главным образом от двух оставшихся племен Западно-Тюркского каганата : а именно, чуюэ, связанных с тюргешами суогэ, и аньцин согдийского происхождения. В седьмом веке они переселились на восток современной Джунгарии , находившейся тогда под властью династии Тан . К девятому веку шатуо были разбросаны по северу Шаньси и современной Внутренней Монголии . В 808 году 30 000 Шатуо под командованием Чжуе Цзиньчжуна перешли от тибетцев в Танский Китай, и тибетцы наказали их, убив Чжуе Цзиньчжуна, когда они преследовали их. [ 10 ] Уйгуры также сражались против союза Шатуо и тибетцев в Бешбалыке. [ 11 ] Тюрки Шатуо под предводительством Чжуе Чисиня ( Ли Гочан ) служили династии Тан в борьбе против своих собратьев-тюрков в Уйгурском каганате . В 839 году, когда генерал Уйгурского каганата (Хуйгу) Цзюэлуову (掘羅勿) восстал против правления правившего тогда хана Чжансинь , он заручился помощью Чжуе Чисиня, дав Чжуе 300 лошадей, и вместе они победили хана Чжансинь, который затем покончил жизнь самоубийством, что ускорило последующий крах Уйгурского каганата. В следующие несколько лет, когда остатки Уйгурского каганата попытались совершить набег на границы Тан, Шатуо активно участвовал в контратаках на Уйгурский каганат вместе с другими племенами, лояльными Тану. [ 12 ] В 843 году Чжуе Чисинь под командованием ханьского китайского офицера Ши Сюна с войсками Туюхуна, Тангута и ханьского Китая участвовал в набеге на Уйгурский каганат, который привел к резне уйгурских войск у горы Шаху. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Военачальник Шатуо Ли Кейонг мобилизовал 10 000 кавалеристов Шатуо и служил династии Тан в качестве союзника. В 923 году его сын Ли Цуньсюй разгромил династию Поздняя Лян и стал императором династии Поздняя Тан . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]

После свержения семьи Ли командиры Шатуо основали [Поздний Цзинь , Позднюю Хань и Северную Хань .

В XIII веке часть Шатуо, вероятно, входила в состав Монгольской империи как племя Онгуд, другая часть — как белые татары. [ 20 ] [ 21 ] По мнению ряда авторов, онгуды были монголизированным племенем уже в XIII веке ( Николай Аристов , [ 2 ] Откройте его [ 3 ] ). Академики Борис Владимирцов [ 22 ] и Василий Бартольд [ 23 ] считали, что этнически онгуды уже были южными монголами. По данным монгольского летописца Санан-Сецэна, онгуды во времена Чингисхана входили в состав Су-монголов. [ 24 ]

Вождь Онгуда Ала Куш Тегин раскрыл план найманов напасть на Чингисхана в 1205 году и объединиться с монголами. Когда Чингисхан вторгся в династию Цзинь в 1211 году, Ала Куш Тегин поддержал его. Чингис выдал свою дочь Алахай Бехи замуж за одного из сыновей Ала Куша. Однако политические оппоненты убили Ала Куш Тегина. Чингисхан подавил восстание и взял семью под свою защиту, а его дочь стала фактическим правителем. [ 25 ] Алахай Бехи правил Онгудом в качестве регента при нескольких несовершеннолетних принцах до правления Гуюк-хана (1246–1248).

Многие знаменитые монголы после Чингисхана имеют происхождение Онгуд, в том числе известный путешественник, дипломат и монах Церкви Востока Раббан Бар Саума (1220–1294). Онгуд оказался хорошим союзником Хубилая . [ 26 ] Например, правитель Онгуда Георгий женился на двух внучках Хубилая и сражался против Кайду , чей протеже Дува схватил и убил его позже в 1298 году. Говорят, что некоторые Онгуды были обращены в католицизм Иоанном Монтекорвино (1246–1328).

После 1221 года многие онгуды были переселены в Хорезм, где служили наместниками Золотой Орды . Они входили в состав аргынов и племени Великих Моголов . Онгуды в Монголии стали отогами Тумедов в 15 веке. Онгуды постепенно исчезли из исторических записей и, вероятно, ассимилировались с другими тюркскими и монгольскими племенами, начиная с постюаньского периода. Монголы Внутренней Монголии, Монголии и западного Китая, в конечном итоге обратились в тибетский буддизм . начиная с 16 века, [ 27 ]

Искусство и архитектура

[ редактировать ]

Университет Гонконга обладает коллекцией из около тысячи бронзовых несторианских крестов XIII и XIV веков из региона Онгуд, собранных в 1920-х годах Ф. А. Никсоном, британским почтовым служащим, работавшим в северном Китае. Хотя их дизайн различается, преобладают мальтийские кресты с квадратной центральной панелью, изображающей свастику , буддийский символ удачи. [ 28 ]

Ансамбль памятников Онгуд был построен тюркскими племенами в VI-VIII веках для своих дворян. Он состоит из более чем 30 человекоподобных фигур, льва и овцы, а также около 550 стоящих камней, расположенных в рядах, напоминающих Карнак или Эйвбери. Здесь также находится большая гробница, состоящая из 4 скульптурных плит. Каждая плита имеет лицевую грань, украшенную решетчатым узором, напоминающим стены юрты , и простой фриз сверху.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Рыбацкий, Волкер. (2004) «Несторианские личные имена из Центральной Азии» в Verbum et Calamus. Семитские и родственные исследования в честь профессора Тапани Харвиайнена. Студия Ориенталия 99 . п. 271
  2. ^ Перейти обратно: а б Аристов Н. А. (2003). Труды по истории и этническому составу тюркских племен (PDF) . Бишкек: Илим. p. 103. ISBN  5-8355-1297-Х . {{cite book}}: Неизвестный параметр |agency= игнорируется ( помогите )
  3. ^ Перейти обратно: а б Очир А. (2016). Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов (PDF) . Элиза: КИГИ РАН. стр. 133–135. ISBN  978-5-903833-93-1 . {{cite book}}: Неизвестный параметр |agency= игнорируется ( помогите )
  4. ^ Перейти обратно: а б Ру, стр.40
  5. ^ Филлипс, с. 123
  6. ^ Хальбертсма, Тьяллинг Х.Ф. (2008). Раннехристианские руины Внутренней Монголии: открытие, реконструкция и присвоение . Брилл. стр. 150–157. ISBN  978-90-04-16708-7 .
  7. ^ Сондерс, Джон Джозеф (2001). История монгольских завоеваний . Издательство Пенсильванского университета. п. 52. ИСБН  0-8122-1766-7 .
  8. Сун Лиан и др., История Юаня , «Том 118» «Алауси Тиджихули, человек из племени Онгуд, был членом племени Вангу, вышедшим из Шатуо Яньмень, потомком(ами) дикой природы» . Гусиного перевала Шатуо
  9. ^ Паулилло, Маурисио. «Белые татары: проблема обращения онгутов в Цзинцзяо и уйгурская связь» в книге « От реки Окс до китайских берегов: исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии» (orientalia - patristica - oecumenica) под ред. Тан, Винклер. (2013) стр. 237-252.
  10. ^ Юань, Хун (14 ноября 2022 г.). От киданей к чжурчжэням и монголам: история варваров в тройных войнах и квартетных конфликтах . iUniverse. ISBN  9781663242587 .
  11. ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии: Сборник в 4-х томах . Блумсбери. ISBN  9781838608682 .
  12. ^ Зыжи Тунцзянь , т. 246 .
  13. ^ Зыжи Тунцзянь , т. 247 .
  14. ^ Дардесс, Джон В. (10 сентября 2010 г.). Управление Китаем: 150-1850 гг . Хакетт. ISBN  9781603844475 .
  15. ^ Вен, Ханс ван де (26 июля 2021 г.). Война в истории Китая . БРИЛЛ. ISBN  9789004482944 .
  16. ^ CP Atwood, Энциклопедия Монголии и Монгольской империи , стр.424
  17. ^ . Теобальд, Ульрих (2013) «Шатуо Тюркс»
  18. ^ Голден, Питер Бенджамин (1992). «Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке». Тюркологика . 9. Висбаден: Харрассовиц. ISBN   978-3-447-03274-2 . п. 165
  19. ^ Этвуд, Кристофер П. (2010). «Понятие племени в средневековом Китае: Оуян Сю и династический миф Шатуп» . Разное Азиатское (16): 593–621.
  20. ^ Ван Го-вэй, «Исследования Ван Го-вэй» , Тайбэй, 1968: 4985.
  21. ^ Озкан Изги, «Древние культуры Центральной Азии и связи с китайской цивилизацией» //Турки, Анкара, 2002, с. 99
  22. ^ Владимирцов Б. Я. (2020). Чингисхан . Литры. п. 58. ИСБН  978-5-04-137262-0 .
  23. ^ Бартольд В. В. (1968). Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов . Москва: Наука. p. 210.
  24. ^ Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов: сборник научных трудов . Калмыцкий гос. университет. 2007. p. 52. ISBN  978-5-91458-011-4 .
  25. ^ Уэзерфорд, Джек. (2010). Тайная история монгольских цариц . Бродвей в мягкой обложке, Нью-Йорк.
  26. ^ Джон Ман Хубилай хан , стр.319
  27. ^ Тан, Ли (2011). Восточно-сирийское христианство в монголо-юаньском Китае . Висбаден: Издательство Harrassowitz. п. 148. ИСБН  978-3-447-06580-1 .
  28. ^ Ф.С. Дрейк, «Несторианские кресты и несторианские христиане в Китае при монголах», Журнал Гонконгского отделения Королевского азиатского общества , 1962 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 45a8658ead23965fc01059920c3bb159__1713891180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/59/45a8658ead23965fc01059920c3bb159.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ongud - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)