Jump to content

Урянхай

Урянхай
Монгольская империя около 1207 г., Урянхай и их соседи.
Регионы со значительной численностью населения
 Монголия 26 654 (перепись 2010 г.) [1]
Языки
Ойратский , Монгольский
Религия
Буддизм , Монгольский шаманизм , Атеизм
Родственные этнические группы
Монголы , особенно ойраты
Монгольские государства: 1. Династия Северная Юань 2. Четыре Ойрата 3. Могулистан 4. Кара Дель
Карта хошуу (знамени) Ютгельт Гюна Алтайского Урянхая в западной Монголии.
Буряты рода Урянх-Сонгол
Тувинцы или Тагну Урянхай

Урянхай ( традиционный монгольский : ᠤᠷᠢᠶᠠᠩᠬᠠᠢ , монгольская кириллица : Урянхай; Якутский : Ураангхай ; традиционный китайский : 烏梁海 ; упрощенный китайский : 乌梁海 ; пиньинь : Wūliánghui ), Урянхан ( ᠤᠷᠢᠶᠠᠩᠬᠠᠨ , Урянхан) или Урянхат ( ᠤᠷᠢᠶᠠᠩᠬᠠᠳ , урианхад), — термин обращения, применяемый монголами к группе лесных народов Севера, к которым относятся тувинцы тюркоязычные и якуты , при этом иногда он применяется и к монголоязычным алтайским урянхайцам . В состав урянхай входили западное лесное племя урянхай и забайкальское племя урянхай, первое из которых записано в китайских источниках как китайское : 兀良哈 ; пиньинь : Wùliangha ). Отсюда и произошло корейское слово «варвар» 오랑캐 .

Имя «Урианхай» на монгольском языке означает «урия» (девиз, военный девиз) и хан (господин). Монголы применяли это имя ко всем лесным народам, а позже и к тувинцам . Они были отнесены монголами к дарлыгинским монголам .

В начале Монгольской империи (1206–1368 гг.) Урянхай располагались в центральной Монголии.

В юаньском Китае 13-го века - Рашид ад-Дин Хамадани описал лесных Уриянхай как крайне изолированных сибирских лесных людей, живущих в берестяных палатках и охотящихся на лыжах . Несмотря на сходство названия со знаменитым монгольским кланом Уриянхан , Рашид утверждает, что никакой связи между ними не было. [2] Во времена династии Мин чжурчжэни были известны среди китайцев как «лесные люди» (с использованием чжурчжэньского слова « Воджи »), и этот оттенок позже перешел в китайский перевод Урянхая, Улианхай . [3]

В середине 14 века они жили в Ляояне на северо-востоке Китая . В 1375 году Нагачу , урянхайский лидер возглавляемой монголами династии Северный Юань в Ляояне, вторгся на Ляодунский полуостров , чтобы восстановить власть монголов. Хотя он продолжал удерживать южную Маньчжурию , военная кампания Мин против Нагачу закончилась его капитуляцией в 1388 году. [4] После восстания северных урянхайцев они были завоеваны Даян-ханом в 1538 году и по большей части аннексированы северной Халхой . Батмунх Даян-хан распустил Урянхайский тумен .

Вторая группа урянхай (урянхай Хентийских гор ) жила в центральной Монголии и начала переселяться на Горный Алтай в начале 16 века. [5] Некоторые группы мигрировали из гор Хэнтий в провинцию Ховсгул во времена династии Северная Юань (1368–1635). [3]

К началу 17 века термин Урянхай был общим монгольским термином для всех рассредоточенных групп на северо-западе, будь то самодийское , тюркское или монгольское происхождение. [2] В 1757 году династия Цин организовала свою дальнюю северную границу в серию урянхайских знамен: Ховсгул Нуур Урянхай, Танну Урянхай ; Кемчик , Салчак и Тожу (все тувинцы); и алтайцы . Тувинцев в Монголии монголы называют Мончоого Урянхай (ср. тувинский мончак < казахский моншак «ожерелье»). Другую группу урянхайцев в Монголии (в провинциях Баян-Улгий и Ховд ) называют алтайскими урянхайцами . Они, очевидно, были прикреплены к ойратам . Третья группа монгольских урянхайцев была одним из 6 туменов Даян -хана в Восточной Монголии. Говорят, что эти две последние группы урянхайцев являются потомками племени урянханов, из которого произошли Джелме и его более известный двоюродный брат Субутай . Родовые названия алтайских урянхайцев, ховсгул нуур урянхайцев и тувинцев различны. Среди алтайских и хёвсгулских урянхайцев нет тюркских или самодийских родов.

Вариант имени Уранхай Саха — старое название якутов . [6] Россиянин Павел Небольсин задокументировал род Уранху волжских калмыков в 1850-х годах. [7] Существование урянхай было задокументировано корейцами, которые называли их заимствованным именем Орангкае ( 오랑캐 , «дикари»), особенно в контексте их нападений на китаизированный мир в 14 и 15 веках. [3]

Некоторые урянхайцы до сих пор живут в Хэнтийских горах .

Племена таовэнь, хулигай и водолян чжурчжэни жили в районе Хэйлунцзян в Илане во времена династии Юань, когда он был частью провинции Ляоян и управлялся как округ. Эти племена стали чжурчжэнями Цзяньчжоу во времена династии Мин, а таовэнь и водань были в основном настоящими чжурчжэнями. Во времена династии Цзинь цзинь чжурчжэни не считали себя представителями той же этнической принадлежности, что народ хурка, ставший хулигаем. Урианга использовалась как имя в 1300-х годах чжурчжэньскими мигрантами в Корее из Илантумена, потому что Урианга влияла на людей в Илантумене. [8] [9] [10] Бокуцзян, Туовулянь, Водулянь, Хулигай, Таован по отдельности составляли 10 000 семей и были подразделениями, которые династия Юань использовала для управления людьми вдоль реки Усули и в районе Сунгари. [11] [12]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Национальная перепись 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б Энциклопедия CPAtwood Монголии и Монгольской империи , 2004 г. ISBN   0816046719 ISBN   978-0816046713 стр.9
  3. ^ Jump up to: а б с Кроссли, Памела Кайл (декабрь 1985 г.). «Введение в миф о Фонде Цин». Поздний императорский Китай . 6 (2): 13–24. дои : 10.1353/конец.1985.0016 . S2CID   143797249 .
  4. ^ Уиллард Дж. Петерсон, Джон Кинг Фэрбенк, Денис Твитчетт - Кембриджская история Китая, том 7, стр.158
  5. ^ А.Очир, Ц.Баасандорж "Обычай ойратской свадьбы". 2005 г.
  6. ^ ПОППЕ, Николас (1969). «Обзор Менгеса «Тюркские языки и народы» ». Центральноазиатский журнал . 12 (4): 330.
  7. ^ Менхен-Хельфен, Отто (1992) [1931]. Путешествие в Туву . Лос-Анджелес: Университет этнографической прессы Южной Калифорнии. п. 180. ИСБН  1-878986-04-Х .
  8. ^ Цзин-ши Вэнь-ти . Цин-ши вэнь-ти 1983. С. 33.
  9. ^ Цин-ши Вэнь-ти . Цин-ши вэнь-ти. 1983. с. 33.
  10. ^ Памела Кайл Кроссли (15 февраля 2000 г.). Полупрозрачное зеркало: история и идентичность в имперской идеологии Цин . Издательство Калифорнийского университета. стр. 200, 75. ISBN.  978-0-520-92884-8 .
  11. ^ Инь Ма (1989). Национальные меньшинства Китая . Издательство иностранных языков. п. 46. ​​ИСБН  978-0-8351-1952-8 .
  12. ^ Тадеуш Дмоховский (2001). Российско-китайские политические отношения: 17-19 вв . Издатель унив. стр. 81. ISBN  978-83-7017-986-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 28d432e7d3c75a8013d912f55d198ea1__1719126360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/a1/28d432e7d3c75a8013d912f55d198ea1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Uriankhai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)