казахи
казахи казахский | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Казахстан | 14,220,321 [1] |
Китай | 1,562,518 [2] |
Узбекистан | 821,172 [3] |
Россия | 591,970 [4] |
Монголия | 101,526 [5] |
Кыргызстан | 36,854 [6] |
Соединенные Штаты | 21,913 [7] |
Турция | 10,000 [8] |
Канада | 6,600 [9] |
Иран | 3,000–15,000 [10] [11] |
Чешская Республика | 5,639 [12] |
Украина | 5,526 [13] |
Великобритания | 5,432 [14] |
Объединенные Арабские Эмираты | 5,000 [15] |
Португалия | 3,000 [16] |
Италия | 1,924 [17] |
Австралия | 2,430 [18] |
Австрия | 1,685 [19] |
Беларусь | 1,355 [20] |
Германия | 1000 [21] |
Афганистан | 200 [22] |
Филиппины | 178–215 [23] |
Языки | |
казахский [24] | |
Религия | |
Преимущественно ислам | |
Родственные этнические группы | |
Каракалпакский , Ногайский , Кыргызский |
Казахи қазақ (также пишется казахи ; казахский : сг. , qazaq , [ qɑˈzɑq] , пл. Казахи , qazaqtar , [qɑzɑqˈtɑr] ) — тюркская этническая группа, проживающая в Центральной Азии и Восточной Европе , главным образом в Казахстане , а также в некоторых частях северного Узбекистана и приграничных регионах России , а также в северо-западном Китае (в частности, в Илийском казахском автономном округе ) и в западной Монголии ( провинция Баян-Улгий). ). Казахи возникли в результате слияния средневековых племен тюркского и монгольского происхождения в 15 веке. [25] [26] [27] [28] [29] [30]
Казахская идентичность имеет средневековое происхождение и сильно сформировалась в результате основания Казахского ханства между 1456 и 1465 годами, когда после распада тюркизированного монгольского государства Золотой Орды несколько племен под властью султанов Джанибека и Керея вышли из ханства Абу. 'л-Хайр-хан в надежде создать собственное могущественное ханство.
Термин «казах» используется для обозначения этнических казахов, тогда как термин «казахстанец» относится ко всем гражданам Казахстана, независимо от этнической принадлежности. [31] [32]
Этимология
[ редактировать ]Казахи, вероятно, начали использовать имя Казах в 15 веке. [33] Существует множество теорий происхождения слова казах или казах. Некоторые предполагают, что оно происходит от тюркского глагола qaz («странник, разбойник, бродяга, воин, свободный, независимый») или от прототюркского слова * khasaq (колесная повозка, используемая казахами для перевозки своих юрт и вещи). [34] [35]
Другая теория происхождения слова «казах» (первоначально «казак» ) заключается в том, что оно происходит от древнетюркского слова « казак» , впервые упомянутого на тюркском памятнике Уюк-Туран VIII века. [36] По мнению тюркского лингвиста Василия Радлова и востоковеда Вениамина Юдина , существительное qazğaq происходит от того же корня, что и глагол qazğan («получать», «получать»). Таким образом, казак определяет тип человека, который скитается и ищет выгоду. [37]
История
[ редактировать ]На протяжении всей истории Казахстан был домом для многих кочевых обществ Евразийской степи , в том числе саков ( скифского происхождения), хунну , Западно-Тюркского каганата , Кимекско-Кипчакской конфедерации , Монгольской империи , Золотой Орды и Казахского ханства. , основанный в 1465 году. [38]
Точное место происхождения тюркских народов было темой многочисленных дискуссий. Их родиной, возможно, была Южная Сибирь , а именно Алтае-Саяны и Монголия . Раннесредневековые тюркские народы, мигрировавшие в Среднюю Азию, продемонстрировали генетическое сходство с древними жителями Северо-Восточной Азии , получив около 62% своего происхождения от генофонда, максимально распространенного среди неолитических охотников-собирателей в Амурской области . Имеются также данные о контактах с иранскими, уральскими и енисейскими народами. [39] [40] [41] Казахи возникли как этнолингвистическая группа в начале 15 века из конфедерации нескольких, в основном тюркоязычных, пасторальных кочевнических групп Северной Средней Азии . Казахи — самый северный из народов Центральной Азии, населяющий большую территорию в северной части Центральной Азии и южной Сибири , известную как Казахская степь . Племенные группы образовали мощную конфедерацию, которая разбогатела за счет торговли, проходящей через степные земли по легендарному Шелковому пути. [42]
Казахский был общим термином во всей средневековой Центральной Азии , как правило, по отношению к отдельным лицам или группам, которые получили или достигли независимости от авторитетного лица. Тимур описал свою молодость без прямой власти как свой Казаклык («свобода», «казахство»). [43]
В тюрко-персидских источниках термин «Узбек-Казак» впервые появился в середине XVI века в « Тарих-и-Рашиди» Мирзы Мухаммада Хайдара Дуглата , чагатаидского принца Кашмира . В этой рукописи автор помещает казахов в восточную часть Дешт-и Кыпчака . По мнению Тарих-и-Рашиди, первый казахский союз был создан ок. 1465/1466 г. н.э. Государство было образовано кочевниками, поселившимися вдоль границы Могулистана , и называлось Узбек-Казак . [44]
В Средней Азии XV века кочевники улуса Джучид (Золотая Орда), в том числе основатели Казахского ханства, собирательно назывались узбеками в связи с их обращением в ислам при хане Узбеке (годы правления 1313–1341). [4] [5] Эти узбеки (также называемые татарами москвичами и османами) возникли в результате слияния монголов и различных тюркских групп в 13 и 14 веках в монгольских государствах Кипчакской степи. Именно из этого Джучидского/Узбекского улуса (Золотой Орды) возникла казахская идентичность, когда на рубеже XVI века кочевники восточной Кипчакской степи разделились на казахов и шибанидских узбеков. В более широкой перспективе казахи принадлежали к улусам Чингисидов, а также к узбекам-шибанидам, крымским татарам, мангитам/ногайцам и чагатаям (моголам и тимуридам), которые имели общий язык (тюркский), политическую идеологию (основанную на монгольском языке). традиции), царское происхождение (связанное с Чингизидами), этническую идентичность («монгольские тюрки» [Тюрк-и мугул]) и религию (суннитский ислам), и которые до сих пор доминировали на большей части обширного региона, простирающегося от Крыма на западе до Горы Тянь-Шаня на востоке и от южной Сибири на севере до северной Индии на юге в постмонгольский период. [6] [7]
Во время узбекского завоевания Средней Азии у Абул-Хайр-хана , потомка Шибана , были разногласия с султанами Кереем и Джанибеком , потомками Урус-хана . Эти разногласия, вероятно, возникли в результате сокрушительного поражения Абул-Хайр-хана от рук калмыков . [45] Керей и Джанибек переселились с большим количеством кочевников в район Жетысу на границе Могулистана и устроили там новые пастбища с благословения чагатайидского хана Могулистана Эсен-Буги II , который надеялся на буферную зону защиты от экспансия ойратов . [46]
Об этих событиях Хайдар Дуглат в своей книге «Тарих-и-Рашиди» сообщает: [47]
В то время всю власть в Дашт-и-Кипчаке осуществлял Абулхаир-хан. Он воевал с султанами Джуджи; в то время как Джани Бег Хан и Карай Хан бежали раньше него в Могулистан. Исан Буга Хан принял их с большой честью и передал им Кузи Баши, что недалеко от Чу, на западной границе Могулистана, где они жили в мире и довольстве. После смерти Абулхаир-хана в улусе узбеков случился хаос, между ними возникли постоянные распри. Большинство из них присоединились к партии Карай-хана и Джани-бег-хана. Они насчитывали около 200 000 человек и получили название узбек-казак. Казахские султаны начали царствовать в 870 году [1465–1466] (но Богу виднее) и продолжали пользоваться абсолютной властью на большей части Узбекистана до 940 года.[1533–1534 гг. н. э.].
В 17 веке российская конвенция, стремившаяся отличить степных казаков от казаков Российской императорской армии, предлагала писать конечную согласную с помощью «х» вместо «к» или «к», что было официально принято в СССР в 17 веке. 1936 год. [48]
- Kazakh - Казах , /kazax/
- Казак – Казак , /казак/
Украинский термин «казак», вероятно, происходит от того же кипчакского этимологического корня, означающего странника, разбойника или независимого разбойника. [49] [50]
Устная история
[ редактировать ]Как и многие народы, ведущие кочевой образ жизни, казахи хранят эпическую традицию устной истории , уходящую в глубь веков. Чаще всего оно передается в форме песен ( кый ) и стихов ( жыр ), которые обычно рассказывают истории казахских национальных героев. [51]
Казахская устная традиция иногда имеет политическую тематику. Весьма влиятельный казахский поэт Абай Кунанбайулы рассматривал это как идеальный способ передать провестернизационные идеалы своих коллег. Казахская устная традиция также пересекалась с этническим национализмом и использовалась для передачи гордости за казахскую идентичность. [51] [52] [53]
Три казахских жуза (орды)
[ редактировать ]В современном Казахстане трайбализм угасает в бизнесе и государственной жизни. Однако у казахов до сих пор принято при знакомстве спрашивать друг друга о племени, к которому они принадлежат. Сейчас это скорее традиция, чем необходимость, и между племенами нет вражды. Казахи, независимо от своего племенного происхождения, считают себя одним народом.
Те современные казахи, которые еще помнят свои племена, знают, что их племена принадлежат к одному из трех жузов (джуз, примерно переводится как «орда» или «сотня»):
- Старшая Орда (также называемая Старшей или Великой) (Улы жуз)
- Средний (также называемый Центральным) (Орта жуз)
- Младший (также называемый Младшим или Младшим) (Киши джуз)
История Орды
[ редактировать ]Вокруг происхождения Орды ведется много споров. Их возраст до сих пор неизвестен в дошедших до нас исторических текстах, самые ранние упоминания относятся к 17 веку. Тюрколог Вельяминов-Зернов считал, что именно захват важных городов Ташкента , Яси и Сайрама в 1598 году ханом Теввекелем (Тауекель/Таваккул) разделил казахов, поскольку они владели городами лишь часть 17 века. [54] Теория предполагает, что казахи затем разделились на более обширную территорию после расширения из Жетысу на большую часть Дашт-и Кыпчака , с упором на торговлю, доступную через города средней Сырдарьи , к которым принадлежали Сайрам и Яси. Младший жуз произошел от ногайцев Ногайской Орды .
Язык
[ редактировать ]Казахский язык является членом тюркской языковой семьи , как и узбекский , киргизский , татарский , уйгурский , туркменский , современный турецкий , азербайджанский и многие другие живые и исторические языки, на которых говорят в Восточной Европе , Центральной Азии , Синьцзяне и Сибири .
Казахский язык принадлежит к кыпчакской (северо-западной) группе тюркской языковой семьи. [55] Для казахского языка, в отличие от других тюркских языков, характерно наличие /s/ вместо реконструированного прототюркского */ʃ/ и /ʃ/ вместо */tʃ/ ; кроме того, в казахском языке есть / d͡ʒ /, тогда как в других тюркских языках есть / j / .
В казахском языке, как и в большинстве представителей тюркской языковой семьи, отсутствует фонематическая длина гласных , и поэтому нет различия между долгими и краткими гласными.
На казахском языке использовалась арабская письменность до середины XIX века, когда ряд образованных казахских поэтов из мусульманских медресе подняли восстание против России. В ответ Россия открыла светские школы и разработала способ написания казахского языка с помощью кириллицы, который не получил широкого распространения. К 1917 году арабская письменность для казахского языка была вновь введена даже в школах и местных органах власти.
В 1927 году казахское националистическое движение возникло против Советского Союза , которое вскоре было подавлено. В результате арабская письменность для казахского языка была запрещена, а латинский в качестве новой системы письменности был введен алфавит. В целях русификации казахов в 1940 году советские интервенты, в свою очередь, заменили латиницу на кириллицу. Сегодня предпринимаются попытки вернуться к латинице, а в январе 2021 года правительство объявило о планах перехода на латиницу. [56]
Казахский язык — государственный (официальный) язык в Казахстане . На нем также говорят в Илийском районе Синьцзян -Уйгурского автономного района в Китайской Народной Республике , где используется арабская письменность, и в западных частях Монголии ( Баян-Улгий и провинции Ховд ), где используется кириллица. Европейские казахи используют латинский алфавит.
Генетические исследования
[ редактировать ]Геномные исследования подтвердили, что казахи произошли от смеси нескольких племен. [58] [59] [60] [61] Казахи имеют преимущественно восточноазиатское происхождение и содержат два компонента восточноазиатского происхождения: один доминирующий компонент, обычно встречающийся среди популяций Северо-Восточной Азии (связанный с выборкой « Врата Дьявола _N» Северо-Восточной Азии из Амурской области ), и другой второстепенный компонент, связанный с историческими Желтой реки Фермеры , наибольшая доля среди ханьцев . Согласно одному исследованию, примесь западно-евразийского происхождения среди казахов оценивается от 35% до 37,5% в двух казахских популяциях. [62] Другое исследование оценило более низкий средний уровень западной примеси - чуть менее 30%. [63] [64] Эти результаты соответствуют исторической демографической информации о северной части Центральной Азии. [65] Соседние каракалпаки , кыргызы , тубалары и синьцзянское племя ёлёд имеют сильнейшее сходство с казахским геномом. [66]
Исследование частоты аллелей и генетического полиморфизма, проведенное Кацуямой и др., показало, что казахи группируются вместе с японцами , хуэйцами , ханьцами и уйгурами , в отличие от западно-евразийских референтных групп. [67]
Генетическое исследование генома казахов, проведенное Сейдуали и др. в 2020 году, показало, что казахский народ сформировался из очень смешанных исторических популяций Центральной Азии. Было смоделировано, что этнические казахи происходят примерно на 63,2% от населения, родственного Восточной Азии, в частности, из выборки источника Северо-Восточной Азии ( Врата Дьявола 1 ), ~30,8% предков от популяций, родственных с европейцами (предположительно от скифов), и ~6 % предков из населения Южной Азии. В целом казахи демонстрируют самое близкое генетическое родство с другими народами Центральной Азии, а именно с калмыками, каракалпаками и киргизами, а также с монголами. [68]
Всего с помощью набора Yfiler Plus было обследовано 464 представителя западно-казахских племен Казахстана (западные казахи, n = 405) и Узбекистана (казахи Каракалпакстана, n = 59). Данные доступны в YHRD под номерами YA006010 и YA006009. Генетический анализ (AMOVA и MDS) не выявил существенных различий между двумя группами (казахами Казахстана и Каракалпакстана) по разнообразию Y-хромосомы. Для обеих групп характерна гаплогруппа C2a1a2 как эффект основателя, которая доминировала в двух племенах из трёх: алимулы (67%), байулы (74,6%) и жетиру (25,8%). [69]
В исследовании проанализирована вариация гаплотипов в 15 коротких тандемных повторах Y-хромосомы, полученных от 1171 человека из 24 племен, представляющих три социально-территориальных подразделения (Старший, Средний и Младший жуз) Казахстана, чтобы всесторонне охарактеризовать патрилинейную генетическую архитектуру Казахской степи. . Всего было идентифицировано 577 различных гаплотипов, принадлежащих к одной из 20 гаплогрупп; С помощью SNP-генотипирования подтверждено 16 преобладающих гаплогрупп. Распределение гаплогрупп было смещено в сторону C2-M217, присутствующего во всех племенах с глобальной частотой 51,9%. Структурный анализ 1164 человек показал наличие 20 предковых групп и сложную трехсубкладную организацию гаплогруппы C2-M217 у казахов, что подтверждается анализом многомерного масштабирования. Кроме того, хотя большинство гаплотипов и племен перекрывались, наблюдался отдельный кластер гаплогруппы O2, в основном принадлежащий племени найманов. [70]
Материнские линии
[ редактировать ]По данным исследования митохондриальной ДНК [71] (где выборка состояла всего из 246 особей), основными материнскими линиями казахов являются: D (17,9%), C (16%), G (16%), A (3,25%), F (2,44%) восточно- Евразийского происхождения (55%), а также гаплогруппы H (14,1), T (5,5), J (3,6%), K (2,6%), U5 (3%) и другие (12,2%) западно-евразийского происхождения (41 %).
Гоккумен и др. (2008) протестировали мтДНК 237 казахов Республики Алтай и обнаружили, что они принадлежали к следующим гаплогруппам: D(xD5) (15,6%), C (10,5%), F1 (6,8%), B4 (5,1%). ), G2a (4,6%), A (4,2%), B5 (4,2%), M(xC, Z, M8a, D, G, M7, M9a, M13) (3,0%), D5 (2,1%), G2 (xG2a) (2,1%), G4 (1,7%), N9a (1,7%), G(xG2, G4) (0,8%), M7 (0,8%), M13 (0,8%), Y1 (0,8%), Z (0,4%), M8a (0,4%), M9a (0,4%) и F2 (0,4%), всего 66,7% мтДНК восточно-евразийского происхождения или родства и H (10,5%), U(xU1, U3, U4) , U5) (3,4%), J (3,0%), N1a (3,0%), R(xB4, B5, F1, F2, T, J, U, HV) (3,0%), I (2,1%), U5 (2,1%), Т (1,7%), У4 (1,3%), У1 (0,8%), К (0,8%), Н1б (0,4%), Ш (0,4%), У3 (0,4%) и ВВ ( 0,4%), что в общей сложности составляет 33,3% мтДНК западно-евразийского происхождения или родства. [72] Сравнивая свои выборки казахов Республики Алтай с выборками казахов Казахстана и казахов Синьцзяна, авторы отметили, что «гаплогруппы A, B, C, D, F1, G2a, H и M присутствовали во всех них, что позволяет предположить, что что эти линии представляют собой общий материнский генофонд, из которого возникли эти разные казахские популяции». [72]
В каждой выборке казахов D (преимущественно жители северной Восточной Азии, такие как японцы, окинавцы, корейцы, маньчжуры, монголы, ханьцы, тибетцы и т. д. , но также имеющие несколько ответвлений среди коренных народов Америки наиболее часто наблюдается ). гаплогруппа (почти все казахи принадлежат к субкладу D4), а второй по частоте гаплогруппой является либо H (преимущественно европейцы), либо C (преимущественно коренные сибиряки, хотя некоторые ветви присутствуют в Северной и Южной Америке, Восточной Азии и Восточной Азии). и Северная Европа). [72]
Отцовская линия
[ редактировать ]В выборке из 54 казахов и 119 алтайских казахов основными отцовскими линиями казахов являются: C (66,7% и 59,5%), O (9% и 26%), N (2% и 0%), J (4%). и 0%), R (9% и 1%) соответственно. [73]
Население
[ редактировать ]1897 | 1917 | 1926 | 1937 | 1959 | 1979 | 1989 | 1999 | 2009 | 2021 | 2024 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
81.7% | 68.0% | 58.5% | 39.8% | 29.8% | 36.2% | 40.1% | 53.5% | 63.1% | 70.4% | 71% |
Историческое население казахов: Огромное падение численности населения этнических казахов в период с 1897 по 1959 годы, вызванное колониальной политикой Российской империи, а затем геноцидом. произошедшее во времена сталинского режима. Сара Кэмерон (доцент Университета Мэриленда) описала этот геноцид в своей книге «Голодная степь: голод, насилие и создание Советского Казахстана».
Год | Население Казахстана |
---|---|
1897 | 3,392,700 |
1917 | 4,615,000 |
1926 | 3,627,612 |
1937 | 2,181,520 |
1959 | 2,794,966 |
1979 | 5,289,349 |
1989 | 6,527,549 |
1999 | 8,011,452 |
2009 | 10,096,763 |
2021 | 13,497,891 |
2024 | 14,220,321 |
Казахские меньшинства
[ редактировать ]Россия
[ редактировать ]В России казахское население проживает преимущественно в приграничных с Казахстаном регионах. По данным последней переписи населения (2002 г.) в России проживает 654 тысячи казахов, большая часть из которых проживает в Астраханской , Волгоградской , Саратовской , Самарской , Оренбургской , Челябинской , Курганской , Тюменской , Омской , Новосибирской , Алтайском краях и Республике Алтай областях. Хотя эти люди являются этническими казахами, после распада Советского Союза в 1991 году они получили российское гражданство.
1939 | % | 1959 | % | 1970 | % | 1979 | % | 1989 | % | 2002 | % | 2010 | % | 2020 | % 1 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
356 646 | 0.33 | 382 431 | 0.33 | 477 820 | 0.37 | 518 060 | 0.38 | 635 865 | 0.43 | 653 962 | 0.45 | 647 732 | 0.45 | 591 970 | 0.45 |
1 :из тех, кто ответил |
Китай
[ редактировать ]Казахи мигрировали в Джунгарию в 18 веке после джунгарского геноцида, коренное буддийское население джунгарских ойратов в результате которого было уничтожено .
Казахи, называемые « 哈萨克族 по-китайски » ( пиньинь : Hāsàkè Zú ; букв. «Казахский народ» или «Казахское племя») входят в число 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой . Согласно данным переписи населения 2020 года, Население казахов составляло 1 562 518 человек, что занимало 18-е место среди всех этнических групп Китая. Тысячи казахов бежали в Китай во время голода 1932–1933 годов в Казахстане.
В 1936 году, после того как Шэн Шицай изгнал 30 000 казахов из Синьцзяна в Цинхай, Хуэй под предводительством генерала Ма Буфана убивал своих собратьев-казахов-мусульман, пока их не осталось 135. [75] [76] [77]
Из Северного Синьцзяна более 7000 казахов бежали в регион Тибетско-Цинхайского нагорья через Ганьсу и сеяли массовый хаос, поэтому Ма Буфанг решил проблему, отправив казахов на отведенные пастбища в Цинхае, но хуэй, тибетцы и казахи в регионе продолжали конфликтовать. друг против друга. [ когда? ] [78] Тибетцы нападали на казахов и воевали против них, когда они вошли в Тибет через Ганьсу и Цинхай. [ нужна ссылка ] [ когда? ] В северном Тибете казахи столкнулись с тибетскими солдатами, и казахи были отправлены в Ладакх. [ когда? ] [79] Тибетские войска грабили и убивали казахов в 640 километрах (400 милях) к востоку от Лхасы в Чамдо, когда казахи входили в Тибет. [ когда? ] [80] [81]
В 1934, 1935 и с 1936 по 1938 годы Кумиль Элискан привел около 18 000 керейских казахов к миграции в Ганьсу, войдя в Ганьсу и Цинхай. [82]
В Китае есть одна Казахская автономная префектура , Илийский Казахский автономный округ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и три казахских автономных уезда : Аксайский Казахский автономный округ в Ганьсу , Баркольский Казахский автономный округ и Морийский Казахский автономный округ в Синьцзян -Уйгурском автономном районе. [ нужна ссылка ]
По меньшей мере один миллион уйгуров , казахов и других мусульман в Синьцзяне были задержаны в лагерях массового задержания , называемых « лагерями перевоспитания », целью которых является изменение политического мышления задержанных, их идентичности и религиозных убеждений. [83] [84] [85] Но власти Китая утверждают, что центры содержания под стражей на самом деле были центрами профессионального образования и обучения, созданными для дерадикализации радикализированных жителей от «трех сил зла»: религиозного экстремизма, терроризма и сепаратизма. [86]
Монголия
[ редактировать ]В XIX веке наступление войск Российской империи оттеснило казахов в соседние страны. Примерно в 1860 году часть казахов Среднего жуза прибыла в Монголию , и им было разрешено поселиться в Баян-Улгии в Западной Монголии, и на протяжении большей части 20 века они оставались изолированной, сплоченной общиной.Этнические казахи (так называемые алтайские казахи или алтай-казахи) проживают преимущественно в Западной Монголии в провинции Баян-Улгий (88,7% от общей численности населения) и провинции Ховд (11,5% от общей численности населения, проживают преимущественно в городе Ховд , Ховд сум ). и сумма Буанта ). Кроме того, ряд казахских общин можно найти в различных городах и поселках по всей стране. Некоторые из крупных населенных пунктов со значительным присутствием казахов включают Улан-Батор (90% в хоро № 4 Налайх- Дююрега ), [87] Тёвский и Селенгинский провинции, Эрдэнэт , Дархан , Булган , Шарынгёль (17,1% от общей численности населения) [88] и города Берх .
1956 | % | 1963 | % | 1969 | % | 1979 | % | 1989 | % | 2000 | % | 2010 [5] | % | 2020 [90] | % |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
36,729 | 4.34 | 47,735 | 4.69 | 62,812 | 5.29 | 84,305 | 5.48 | 120,506 | 6.06 | 102,983 | 4.35 | 101,526 | 3.69 | 121,000 | 3.81 |
Узбекистан
[ редактировать ]По состоянию на начало 2021 года в Узбекистане проживало более 821 тысячи этнических казахов. [91] Они живут в основном в Каракалпакстане и северном Узбекистане.
Иран
[ редактировать ]В период правления Каджара выдавали за калмыков . Иран покупал казахских рабов, которых работорговцы из Хивы и туркмен [92] [93]
Казахи племени Адай населяли приграничные районы Российской империи с Ираном с XVIII века. казахи составляли 20% населения Закаспийского края По переписи 1897 года . В результате восстания казахов против Российской империи в 1870 году значительное количество казахов стало беженцами в Иране.
Иранские казахи живут в основном в провинции Голестан на севере Ирана . [94] проживало 3000 казахов По данным ethnologue.org, в 1982 году в городе Горган . [95] [96] После распада Советского Союза численность казахов в Иране уменьшилась из-за эмиграции на историческую родину. [97]
Афганистан
[ редактировать ]Казахи бежали в Афганистан в 1930-х годах, спасаясь от большевистских преследований. Казахский историк Гульнар Мендикулова приводит данные, что по состоянию на 1978 год в Афганистане проживало от 20 000 до 24 000 казахов. Некоторые из них ассимилировались на местном уровне и не могут говорить на казахском языке. [22]
По данным МИД Казахстана, по состоянию на 2021 год в Афганистане остается около 200 казахов. Местные жители утверждают, что многие из них живут в Кундузе , а также в провинциях Тахар , Баглан , Мазари-Шариф и Кабул . [22]
Афганские кыпчаки — группа тайманских аймаков казахского происхождения. В основном они проживают в районе Обе к востоку от провинции Герат на западе Афганистана , между реками Фарах Руд и Хари Руд .
Турция
[ редактировать ]Турция приняла беженцев из числа проживающих в Пакистане казахов, туркменов, киргизов и узбеков численностью 3800 человек, родом из Афганистана во время советско-афганской войны . [98] Кайсери, Ван, Амасья, Чичекдаг, Газиантеп, Токат, Урфа и Сериньол приняли через Адану базирующихся в Пакистане казахских, туркменских, киргизских и узбекских беженцев численностью 3800 человек при содействии УВКБ ООН. [99]
В 1954 и 1969 годах казахи мигрировали в Салихлинский, Девелиский и Алтайский районы Анатолии. [100] Турция стала домом для казахов-беженцев. [101]
Фонд казахских турок — организация казахов Турции. [102]
Культура
[ редактировать ]Кухня
[ редактировать ]Традиционная казахская кухня состоит из баранины и конины , а также различных молочных продуктов . На протяжении сотен лет казахи были пастухами, разводившими курдючных овец , двугорбых верблюдов и лошадей , полагаясь на этих животных в качестве транспорта, одежды и еды. На методы приготовления пищи и основные ингредиенты сильно повлиял кочевой образ жизни нации. Например, большинство приемов приготовления направлены на длительное сохранение продуктов . Существует большая практика соления и сушки мяса , чтобы оно сохранялось, и предпочтение отдается кислому молоку , так как при кочевом образе жизни его легче сохранить.
Бесбармак — блюдо, состоящее из отварной конины или баранины, — самое популярное казахское блюдо. Бесбармак обычно едят с отварным листом макарон и мясным бульоном, называемым шорпа , и традиционно подается в казахских мисках, называемых кесе . Другими популярными мясными блюдами являются казы (колбаса из конины, которую могли себе позволить только богатые), шужук (колбаски из конины), куырдак (также пишется куырдак , блюдо, приготовленное из жареных конских, овечьих или коровьих субпродуктов , таких как сердце). , печень, почки и другие органы, нарезанные кубиками и подаваемые с луком и перцем ), а также различные конские деликатесы, такие как жал (копченое сало из шеи лошади) и жая (соленое и копченое мясо из бедра и задней ноги лошади). Плов ( палав ) — самое распространенное казахское из риса блюдо с овощами ( морковью , луком и/или чесноком ) и кусочками мяса. Национальные напитки — кумыс (кобылье молоко ) и чай .
Одежда
[ редактировать ]Традиционная казахская одежда часто изготавливается из материалов, подходящих для экстремального климата региона и кочевого образа жизни сельских казахов. [103] Его обычно украшают сложными орнаментами из птичьих клювов, рогов, копыт и ступней животных. [104] Хотя современные казахи обычно носят западную одежду, для праздников и особых случаев они носят более традиционную одежду. [105]
Религия
[ редактировать ]Современные казахи преимущественно исповедуют суннитский ислам .В конце 14 века Золотая Орда распространяла ислам в своем государстве. Ислам в Казахстане достиг своего пика в эпоху Казахского ханства , особенно при таких правителях, как Абылай-хан и Касым-хан . Другая волна обращений среди казахов произошла в XV и XVI веках усилиями суфийских орденов. [106] В XVIII веке влияние России в регионе быстро росло по всей Центральной Азии . Под предводительством Екатерины русские первоначально продемонстрировали готовность позволить исламу процветать, поскольку мусульманские священнослужители были приглашены в регион для проповеди казахам, которых русские считали «дикарями» и «невежественными» в вопросах морали и этики. [107] [108] Однако российская политика постепенно изменилась в сторону ослабления ислама за счет внедрения доисламских элементов коллективного сознания . [109] Такие попытки включали методы восхваления доисламских исторических деятелей и навязывание чувства неполноценности путем отправки казахов в высокоэлитные российские военные учреждения. [109] В ответ казахские религиозные лидеры попытались внедрить пантюркизм , хотя в результате многие подверглись преследованиям. [110] В советское время мусульманские институты сохранились только в тех регионах, где казахи значительно превосходили численностью немусульман, например, некоренных русских, по повседневным мусульманским обычаям. [111] В попытке приспособить казахов к коммунистической идеологии гендерные отношения и другие аспекты казахской культуры были ключевыми целями социальных изменений. [108]
Однако в последнее время после распада Советского Союза казахи постепенно предприняли решительные усилия по возрождению исламских религиозных институтов . Большинство казахов продолжают идентифицировать себя со своей исламской верой, [112] и еще более преданно в деревне. Те, кто заявляют о своем происхождении от первых мусульманских солдат и миссионеров VIII века, пользуются большим уважением в своих общинах. [113] Политические деятели Казахстана также подчеркнули необходимость поддержки исламского просвещения. Например, министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин недавно подчеркнул, что Казахстан придает значение использованию «позитивного потенциала ислама, изучению его истории, культуры и наследия». [114]
Однако доисламские верования, такие как поклонение небу, предкам и огню, продолжали в значительной степени сохраняться среди простых людей. Казахи верили в сверхъестественные силы добрых и злых духов, леших и великанов. Чтобы защититься от них и от сглаза, казахи носили защитные бусы и талисманы. Среди казахов до сих пор широко сохранились шаманские верования, а также вера в силу носителей этого культа — шаманов, которых казахи называют бахсы . В отличие от сибирских шаманов, использовавших во время своих ритуалов барабаны, казахские шаманы, которыми могли быть и мужчины, и женщины, играли (смычком) на струнном инструменте, похожем на большую скрипку. В настоящее время среди казахов, особенно среди пожилых людей, продолжают встречаться как исламские, так и доисламские верования. По данным всероссийской переписи 2009 года, 39 172 этнических казаха являются христианами (0,38% всех казахстанских казахов). [115]
Традиции
[ редактировать ]Казахи известны своим гостеприимством, и на этой этнической особенности основаны многие казахские традиции. Некоторые традиции были утрачены, но некоторые были открыты заново. Ниже приведены некоторые традиции, которые продолжают играть роль в современном казахском обществе:
Конакасы ( казахский : қонақасы; «конак» – гость, «ас» – еда) – традиция встречать гостя и делать его пребывание максимально приятным, предоставляя еду, ночлег, развлечения. В зависимости от обстоятельств, при которых прибыл гость, его называют либо «арнайы конак» ( казахский : арнайы қонақ) – специально приглашенный гость, «кудайы конак» ( казахский : құдайы қонақ) – случайный путник, либо «кыдырма». конак» ( казахский : қыдырма қонақ) – нежданный гость. [116]
Коримдик ( казахский : көрімдік; «кору» — видеть) — традиция преподносить человеку подарок, чтобы поздравить его с достижением в жизни. Обычай называется коримдик , если выгода связана с человеком или животным (например, впервые увидеть невестку человека или новорожденного животного), и байгазы ( казахский : байғазы), если выгода материальная. . [116]
Шашу ( казахский : шашу – разбрасывать) – традиция осыпать виновников торжества сладостями во время какого-нибудь торжества. Казахи верят, что собранные деликатесы приносят удачу. [116]
Бата ( казахский : бата – благословение) – форма поэтического искусства, которую обычно дарит самый уважаемый или старший человек, чтобы выразить благодарность за оказанное гостеприимство, благословить человека, который собирается вступить в новый этап в жизни, идти через сложный опыт или путешествие. [116]
Тусау кесу ( казахский : тұсау кесу – разрывать связи) – традиция отмечать первые попытки ребенка ходить. Ноги ребенка связаны веревкой белого и черного цветов, символизирующей хорошее и плохое в жизни. Затем галстук разрезает родственница, энергичная и живая по натуре, чтобы ребенок приобрел ее качества. После того как веревку перерезали, ее сжигают. [116]
Кыз узату ( казахский : қыз ұзату) – первая свадьба, организованная родителями невесты. Дословный перевод – «провожать дочь». [116]
Беташар ( казахский : беташар; «бет» – лицо, «ашу» – открывать) – обычай (часто совершаемый на свадьбе) снимать фату с лица невесты. Сегодня именно муллу приглашают исполнить импровизированную песню, в которой он упоминает родственников жениха. Во время его выступления невеста должна кланяться каждый раз, когда слышит имя. После песни мать жениха приподнимает фату. [116]
Шильдехана ( казахский : шілдехана) – праздник рождения ребенка. [117]
Суинши ( казахский : сүйінші) – традиция дарить подарок тому, кто принес хорошие новости. [117]
Музыка
[ редактировать ]Одним из наиболее распространённых традиционных музыкальных инструментов казахов является домбра — щипковая лютня с двумя струнами. Его часто используют для сопровождения сольного или группового пения. Другой популярный инструмент — кобыз — смычковый инструмент, на котором играют на коленях. Наряду с другими инструментами оба инструмента играют ключевую роль в традиционном казахском оркестре. Известный композитор — Курмангазы , живший в 19 веке. После учебы в Москве Газиза Жубанова стала первой в Казахстане женщиной-композитором-классиком, чьи произведения отражают казахскую историю и фольклор. Заметная певица советской эпохи — Роза Рымбаева , она была звездой засоветского масштаба. Известная казахстанская рок-группа Urker , выступающая в жанре этно-рока, синтезирующего рок-музыку с традиционной казахской музыкой.
Известные казахи
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Chala Kazakh
- Ногайцы
- Американцы казахского происхождения
- Казахские канадцы
- Казахи в России
- Тюркские народы
- Список казахов
- Этническая демография Казахстана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Краткие итоги Переписи населения" . gov.kz (in Kazakh). April 2023. Archived from the original on 2 September 2022.
- ^ «Основные данные седьмой Всероссийской переписи населения» . Stats.gov.cn . Архивировано из оригинала 11 мая 2021 года . Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ «Постоянное население по национальностям и/или этническим группам, городскому/сельскому месту жительства» . data.egov.uz.
- ^ "Национальный состав населения" . Federal State Statistics Service . Retrieved 30 December 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б Результаты национальной переписи населения Монголии 2010 года. Национальное статистическое управление Монголии. Архивировано 15 сентября 2011 года в Wayback Machine (на монгольском языке).
- ^ В 2009 году Национальный статистический комитет Кыргызстана. Национальная перепись 2009 г. Архивировано 8 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «АЗИАТСКИЕ ТОЛЬКО ИЛИ В КОМБИНАЦИИ С ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ДРУГИМИ РАСАМИ И С ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ АЗИАТСКИМ КАТЕГОРИЯМИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП» . Бюро переписи населения США . Министерство торговли США . 2022 . Проверено 28 июля 2024 г.
{{cite web}}
: Проверять|archive-url=
ценность ( помощь ) - ^ "Казахское общество Турции готово стать объединительным мостом в крепнущей дружбе двух братских народов – лидер общины Камиль Джезер" . 26 October 2009. Archived from the original on 8 March 2016 . Retrieved 18 March 2015 .
- ^ «Национальное обследование домохозяйств 2011 года: таблицы данных» . 8 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 13 мая 2016 года . Проверено 16 июля 2013 г.
- ^ «Казахия Ирана» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ " "Казахи доказали, что являются неотъемлемой частью иранского общества и могут служить одним из мостов, связующих две страны" – представитель диаспоры Тойжан Бабык" . 20 March 2010. Archived from the original on 11 March 2016 . Retrieved 18 March 2015 .
- ^ «Данные о населении» . czso.cz. Архивировано из оригинала 12 января 2018 года . Проверено 11 октября 2017 г.
- ^ Перепись населения Украины 2001 г. [ мертвая ссылка ] : Распределение населения по национальностям. Проверено 23 апреля 2009 г.
- ^ «Основной язык в Англии и Уэльсе по уровню владения английским языком, 2011 г.» . Управление национальной статистики. 2011. Архивировано из оригинала 20 сентября 2021 года . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ «Население ОАЭ – по национальностям» . Журнал БК . 12 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 11 июля 2015 года . Проверено 12 июля 2015 г.
- ^ «Казахстан и Португалия: перспективы развития двусторонних отношений» .
- ^ «Читтадини Казаки в Италии Dati Istat al 2022» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 года . Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ «Краткая информация о Казахстане» . Министерство иностранных дел и торговли. Архивировано из оригинала 14 мая 2021 года . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ «Население по национальностям и стране рождения» . Статистика Австрии . Архивировано из оригинала 18 марта 2015 года . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ перепись населения 2009 г. Архивировано 18 января 2012 г. в Wayback Machine : Национальный состав населения.
- ^ «Казахская диаспора в Германии. Посольство Республики Казахстан в Федеративной Республике Германия» (на немецком языке). посольство-kaz.de. Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Лаханулы, Нуртай (10 сентября 2021 г.). «Сколько казахов проживает в Афганистане?» . Радио Свобода . Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ «Сколько казахов живет на Филиппинах?» . Архивировано из оригинала 27 января 2022 года . Проверено 27 января 2022 г.
- ^ «Казах | Этнолог Свободный» .
- ^ Ли, Джу-Юп (2018). «Некоторые замечания о тюркизации монголов в постмонгольской Средней Азии и Кыпчакской степи» . Труды Восточных академий Scientiarum Венгрии 71 (2): 121–144. дои : 10.1556/062.2018.71.2.1 . S2CID 133847698 .
- ^ «Казахский | Народ, религия, язык и культура | Британика» . www.britanica.com . 10 ноября 2023 г. Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ Жабагин М.; Сабитов З.; Тарлыков П.; Тажигулова И.; Юниссова З.; Ережепов Д.; Акилжанов Р.; Жолдыбаева Е.; Вэй, Л.Х.; Акилжанова А.; Балановский О.; Балановская, Э. (2020). «Средневеневные монгольские корни Y-хромосомных линий Южного Казахстана» . БМК Генетика . 21 (Приложение 1): 87. doi : 10.1186/s12863-020-00897-5 . ПМЦ 7583311 . ПМИД 33092538 .
- ^ Сабитов Жаксылык М.; Батбаяр, Херлен. «Генетическое происхождение тюрко-монголов и обзор генетического наследия монголов. Часть 1: Y-хромосомные линии Чингисхана. Российский журнал генетической генеалогии. Том 4, № 2 (2012)/Том 5, № 1 (2013). С. 1-8» . academia.edu .
- ^ Сабитов, Жаксылык М. «Казахстанский ДНК-проект попал в первую сотню Y-профилей этнических казахов» . academia.edu .
- ^ Ли, Джу-Юп (26 апреля 2019 г.), «Казахское ханство» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии , doi : 10.1093/acrefore/9780190277727.013.60 , ISBN 978-0-19-027772-7 , заархивировано , 15 июня 2023 года получено 11 ноября 2023 года.
{{citation}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ^ Колсто, Пал (январь 1998 г.). «Предвидя демографическое превосходство: казахские взгляды на интеграцию и нацию» . Европа-Азиатские исследования . 50 (1): 51–69. дои : 10.1080/09668139808412523 . hdl : 10852/25215 . JSTOR 153405 . ПМИД 12348666 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 13 апреля 2021 г. - через JSTOR.
- ^ Бури, Табеа (2016). «Урбанизация и изменение казахской этнической субъективности в Ганьсу, Китай» . Внутренняя Азия . 18 (1): 79–96 (87). дои : 10.1163/22105018-12340054 . JSTOR 44645086 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 13 апреля 2021 г. - через JSTOR.
- ^ Бартольд, В.В. (1962). Четыре исследования по истории Центральной Азии . Том. &thinsp, 3. Перевод В. и Т. Минорских. Лейден: Издательство Brill . п. 129.
- ^ Олкотт, Марта Брилл (1995). Казахи . Гувер Пресс. п. 4. ISBN 978-0-8179-9351-1 . Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 7 апреля 2009 г.
- ^ Каро, Олаф (1953). Советская империя: тюрки Средней Азии и сталинизм . Макмиллан. п. 38. OCLC 862273470 .
- ^ Улей-Туран [Уюк-Туран] (на русском языке). Архивировано из оригинала 5 февраля 2006 года.
- ^ Yudin, Veniamin P. (2001). Центральная Азия в 14–18 веках глазами востоковеда [ Central Asia in the eyes of 14th–18th century Orientalists ]. Almaty : Dajk-Press. ISBN 978-9965-441-39-4 .
- ^ Пултар, Генюль (14 апреля 2014 г.). Воображаемые идентичности: формирование идентичности в эпоху глобализации . Издательство Сиракузского университета. п. 365. ИСБН 978-0-8156-3342-6 . Архивировано из оригинала 13 февраля 2023 года . Проверено 13 февраля 2023 г.
- ^ Ли, Джу-Юп; Куанг, Шунту (18 октября 2017 г.). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований й-ДНК применительно к ранним и средневековым тюркским народам» . Внутренняя Азия . 19 (2): 197–239. дои : 10.1163/22105018-12340089 . ISSN 2210-5018 . S2CID 165623743 . Архивировано из оригинала 4 марта 2020 года . Проверено 21 декабря 2022 г.
Наконец, обширное исследование генетического наследия тюркских кочевников по всей Евразии, основанное на анализе аутосомной ДНК, показывает, что исходными популяциями для тюркских кочевников, которые передали «азиатские гены» нетюркским народам, были (предки современных) тувинцы. , монголы и буряты, несмотря на то, что последние два являются монгольскими (Юнусбаев и др., 2015).81 Подводя итог, следует отметить, что ранние восточнотюркские народы были, по всей вероятности, генетически ближе к соседним с ними монгольским народам, чем к различным более поздним Тюркские народы центральной и западной Евразии.
- ^ Финдли, Картер В. (2005). Тюрки в мировой истории . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-517726-8 . Архивировано из оригинала 3 декабря 2022 года . Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ Ян, Сяо-Мин; Мэн, Хай-Лян; Чжан, Цзянь-Линь; Ю, Яо; Аллен, Эдвард; Ся, Цзы-Ян; Чжу, Конг-Ян; Ду, Пань-Синь; Рен, Сяо-Ин; Сюн, Цзянь-Сюэ; Лу, Сяо-Ю; Дин, Йи; Хан, Шэн; Лю, Вэй-Пэн; Джин, Ли (17 января 2023 г.). «Древний геном императрицы Ашины раскрывает северо-восточноазиатское происхождение Гёктюркского ханства» . Журнал систематики и эволюции . 61 (6): 1056–1064. дои : 10.1111/jse.12938 . ISSN 1674-4918 . S2CID 255690237 .
Раннесредневековый тюрк (earlyMed_Turk) имел основного предка от ANA в соотношении 62,2%, оставшуюся часть от BMAC (10,7%) и западностепного афанасьевского кочевника (27,1%) (рис. 1C, 1D; таблица S2E). Географически удаленный центральный степной тюрк (Кыргызстан_Турк и Казахстан_Турк) можно смоделировать как смесь ANA (Монголия_N_-Север), BMAC и скотоводов Западной Степи (Афанасьево (P=0,0196) (рис. S5; таблица S2E).
- ^ «Казахский | Народ, религия, язык и культура | Британика» . www.britanica.com . Архивировано из оригинала 27 июня 2015 года . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Субтельный, Мария Ева (1988). «Централизация реформы и ее противники в период позднего Тимуридов». Иранские исследования . 21 (1/2: Советские и североамериканские исследования Центральной Азии). Тейлор и Фрэнсис , от имени Международного общества иранских исследований: 123–151. дои : 10.1080/00210868808701712 . JSTOR 4310597 .
- ^ Кенжеахмет Нурлан (2013). Казахское ханство в источниках династии Мин . п. 133.
- ^ Брегель, Юрий (1982). «Абул-Кайр Хан» . Энциклопедия Ираника . Том. 1. Рутледж и Кеган Пол. стр. 331–332. Архивировано из оригинала 29 апреля 2011 года . Проверено 14 января 2017 г.
- ^ Бартольд, В.В. (1962). «История Семиречья». Четыре исследования по истории Центральной Азии . Том. &thinsp, 1. Перевод В. и Т. Минорских. Лейден: Издательство Brill . стр. 137–65.
- ^ Кенжеахмет Нурлан (2013). Казахское ханство в источниках династии Мин . п. 140.
- ^ Постановление ЦИК и СНК КазАССР № 133 от 5 February 1936 о русском произношении и письменном обозначении слова «казак»
- ^ «Онлайн-этимологический словарь: казак» . Этимонлайн.com . Архивировано из оригинала 3 октября 2015 года . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ казак | Русский и украинский народ . Британская энциклопедия. 28 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дюбюиссон, Ева Мари (28 июля 2017 г.). Живой язык в Казахстане: диалогическое возникновение исконного мировоззрения . Издательство Питтсбургского университета. п. 181. ИСБН 978-0-8229-8283-8 . Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 13 февраля 2023 г.
- ^ Брид, Ананда; Дюбюиссон, Ева-Мари; Игмен, Али (24 ноября 2020 г.). Создание культуры в (пост)социалистической Центральной Азии . Спрингер Природа. п. 145. ИСБН 978-3-030-58685-0 . Архивировано из оригинала 13 февраля 2023 года . Проверено 13 февраля 2023 г.
- ^ Кудайбергенова, Диана Т. (3 февраля 2017 г.). Переписывание нации в современной казахской литературе: элиты и нарративы . Лексингтонские книги. п. 210. ИСБН 978-1-4985-2830-6 . Архивировано из оригинала 13 февраля 2023 года . Проверено 13 февраля 2023 г.
- ^ Россия, Монголия, Китай в 16, 17 и начале 18 веков. Том II. Бэддели (1919, Макмиллан, Лондон). Перепечатка – Берт Франклин, Нью-Йорк. 1963 г. р. 59
- ^ «Казах» . Центр языков Центральноазиатского региона . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «Смена алфавита в Казахстане отражает более широкие социальные изменения» . Развивающаяся Европа . 12 октября 2021 г. Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Юнусбаев, Баязит; Мецпалу, Мейт; Мецпалу, Эне; Валеев, Альберт; Литвинов, Сергей; Валиев, Руслан; Ахметова, Вита; Балановская, Елена; Балановский Олег; Турдикулова, Шахло; Далимова, Дильбар; Нимадава, Пагбаджабин; Бахманимер, Ардешир; Саакян, Оганес; Тамбетс, Кристина (21 апреля 2015 г.). «Генетическое наследие экспансии тюркоязычных кочевников по Евразии» . ПЛОС Генетика . 11 (4): e1005068. дои : 10.1371/journal.pgen.1005068 . ISSN 1553-7404 . ПМЦ 4405460 . ПМИД 25898006 .
- ^ Уайт, Анна Э.; Боже мой, Тони; Каррион, Пол; Бонора, Джан Лука; Лловера, Лайя; Гилли, Элизабет; Лизано, Эстер; Хабдулина, Марал К.; Тлеугабулов Данияр Т.; Олальде, Иньиго; Маркиз-Боне, Томас; Баллу, Франсуа; Петтенер, Давиде; ван Дорп, Люси; Луизелли, Доната (декабрь 2021 г.). «Геномный анализ казахов XVIII века и их микробиома полости рта» . Биология . 10 (12): 1324. doi : 10.3390/biology10121324 . ISSN 2079-7737 . ПМЦ 8698332 . ПМИД 34943238 .
- ^ Ли Бо; Чжэн Инь. 5000 лет китайской истории . п. 767.
- ^ Жабагин, Максат; Сабитов, Жаксылык; Тарлыков, Павел; Тажигулова, Инкар; Юниссова, Зухра; Ережепов, Даурен; Акилжанов, Рахметолла; Жолдыбаева Елена; Вэй, Лан-Хай; Акилжанова, Айнур; Балановский Олег; Балановская, Елена (22 октября 2020 г.). «Средневеневные монгольские корни Y-хромосомных линий Южного Казахстана» . БМК Генетика . 21 (1): 87. дои : 10.1186/s12863-020-00897-5 . ISSN 1471-2156 . ПМЦ 7583311 . ПМИД 33092538 .
- ^ Хусаинова Эльмира; Киселев Илья; Иксан, Олжас; Бекманов, Бахытжан; Скворцова, Лилия; Гаршин, Александр; Кузовлева Елена; Жаниязов, Жасулан; Жунусова, Гульнур; Мусралина, Ляззат; Кахбаткызы, Нуржибек; Амиргалиева, Альмира; Бегманова, Мамура; Сейсенбаева, Акерке; Беспалова, Кира (2022). «Генетическая связь среди казахов на основе маркеров Y-STR свидетельствует о генетических вариациях среди племен и жузов» . Границы генетики . 12 : 801295. дои : 10.3389/fgene.2021.801295 . ISSN 1664-8021 . ПМЦ 8777105 . ПМИД 35069700 .
- ^ Чжао, Цзин; Вуригемуле; Сун, Джин; Ся, Цзыян; Он, Гуанглин; Ян, Сяоминь; Го, Цзяньсинь; Ченг, Хуэй-Чжэнь; Ли, Инсян; Линь, Сун; Ян, Те-Лин (16 ноября 2020 г.). «Генетическая подструктура и примесь монголов и казахов, выведенные на основе полногеномного генотипирования» . Анналы биологии человека . 47 (7–8): 620–628. дои : 10.1080/03014460.2020.1837952 . ISSN 0301-4460 . ПМИД 33059477 . S2CID 222839155 .
- ^ Кидд и др. 2009, Am J Hum Genet. 11 декабря 2009 г.; 85 (6): 934–937. дои: 10.1016/j.ajhg.2009.10.024
- ^ Каиров, Улыкбек; Молкенов, Асхат; Рахимова, Сауле; Кожамкулов, Улан; Поделись, Айгуль; Карабаев, Данияр; Данияров, Актив; Х.Ли, Джозеф; Д. Тервиллигер, Джозеф; Акилжанова, Айнур; Жумадилов, Жахыбай (4 февраля 2021 г.). «Данные полногеномного секвенирования казахов» . Исследовательские заметки BMC . 14 (1): 45. дои : 10.1186/s13104-021-05464-4 . ISSN 1756-0500 . ПМЦ 7863413 . ПМИД 33541395 .
- ^ Юнусбаев, Баязит; Мецпалу, Мейт; Мецпалу, Эне; Валеев, Альберт; Литвинов, Сергей; Валиев, Руслан; Ахметова, Вита; Балановская, Елена; Балановский Олег; Турдикулова, Шахло; Далимова, Дильбар (21 апреля 2015 г.). «Генетическое наследие экспансии тюркоязычных кочевников по Евразии» . ПЛОС Генетика . 11 (4): e1005068. дои : 10.1371/journal.pgen.1005068 . ISSN 1553-7404 . ПМЦ 4405460 . ПМИД 25898006 .
- ^ Сейдуалы, Мадина; Блазите, Аста; Чон, Сунгвон; Бхак, Янгджун; Чон, Ёнсу; Ким, Чунгын; Эрикссон, Андерс; Болсер, Дэн; Юн, Чанхан; Маника, Андреа; Ли, Семин (1 мая 2020 г.). «Расшифровка сильно смешанного казахского генома» . Генетика человека . 139 (5): 557–568. дои : 10.1007/s00439-020-02132-8 . ISSN 1432-1203 . ПМК 7170836 . ПМИД 32076829 . Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ Кацуяма, Ю.; Иноко, Х.; Иманиши, Т.; Мизуки, Н.; Годобори, Т.; Ота, М. (май 1998 г.). «Генетические связи между популяциями Японии, Северной Хань, Хуэй, Уйгуров, Казахов, Греции, Саудовской Аравии и Италии на основе частот аллелей в четырех локусах VNTR (D1S80, D4S43, COL2A1, D17S5) и одном локусе STR (ACTBP2)» . Наследственность человека . 48 (3): 126–137. дои : 10.1159/000022793 . ISSN 0001-5652 . ПМИД 9618060 . S2CID 46853437 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2022 года . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ Сейдуалы, Мадина; Блазите, Аста; Чон, Сунгвон; Бхак, Янгджун; Чон, Ёнсу; Ким, Чунгын; Эрикссон, Андерс; Болсер, Дэн; Юн, Чанхан; Маника, Андреа; Ли, Семин (1 мая 2020 г.). «Расшифровка сильно смешанного казахского генома» . Генетика человека . 139 (5): 557–568. дои : 10.1007/s00439-020-02132-8 . ISSN 1432-1203 . ПМК 7170836 . ПМИД 32076829 . Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ Ashirbekov, Yeldar; Sabitov, Zhaxylyk; Aidarov, Baglan; Abaildayev, Arman; Junissova, Zukhra; Cherusheva, Alena; Saidamarova, Viktoriya V.; Sharipov, Kamalidin; Ramankulov, Yerlan; Zhabagin, Maxat (October 2022). "Genetic Polymorphism of 27 Y-STR Loci in the Western Kazakh Tribes from Kazakhstan and Karakalpakstan, Uzbekistan" . Genes . 13 (10): 1826. doi : 10.3390/genes13101826 . ISSN 2073-4425 . PMC 9601638 . PMID 36292713 .
- ^ Хусаинова Эльмира; Киселев Илья; Иксан, Олжас; Бекманов, Бахытжан; Скворцова, Лилия; Гаршин, Александр; Кузовлева Елена; Жаниязов, Жасулан; Жунусова, Гульнур; Мусралина, Ляззат; Кахбаткызы, Нуржибек; Амиргалиева, Альмира; Бегманова, Мамура; Сейсенбаева, Акерке; Беспалова, Кира (2021). «Генетическая связь среди казахов на основе маркеров Y-STR свидетельствует о генетических вариациях среди племен и жузов» . Границы генетики . 12 : 801295. дои : 10.3389/fgene.2021.801295 . ISSN 1664-8021 . ПМЦ 8777105 . ПМИД 35069700 .
- ^ "Полиморфизм митохондриальной ДНК в казахской популяции" . Archived from the original on 21 June 2020 . Retrieved 1 September 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б с Омер Гоккумен, Мэтью К. Дулик, Атма А. Пай, Сергей И. Жаданов, Самара Рубинштейн, Людмила П. Осипова, Олег В. Андреенков, Людмила Е. Табиханова, Марина А. Губина, Дамиан Лабуда и Теодор Г. Шурр, «Генетическая изменчивость загадочных алтайских казахов юго-центральной России: взгляд на историю тюркского населения». Американский журнал физической антропологии 136:278–293 (2008). DOI 10.1002/ajpa.20802
- ^ Зержал Т., Уэллс Р.С., Юлдашева Н., Рузибакиев Р., Тайлер-Смит С. (сентябрь 2002 г.). «Генетический ландшафт, измененный недавними событиями: понимание Y-хромосомы Центральной Азии» . Являюсь. Дж. Хум. Жене . 71 (3): 466–82. дои : 10.1086/342096 . ПМК 419996 . ПМИД 12145751 .
- ^ «Этнический состав России (всероссийские переписи населения)» . Демоскоп.ру. 27 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 18 июля 2018 г. . Проверено 5 февраля 2012 г.
- ^ Американская академия политических и социальных наук (1951). Анналы Американской академии политических и социальных наук, том 277 . Американская академия политических и социальных наук. п. 152 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Американская академия политических и социальных наук (1951). Анналы Американской академии политических и социальных наук, тома 276–278 . Американская академия политических и социальных наук. п. 152. Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Американская академия политических и социальных наук (1951). Анналы Американской академии политических и социальных наук, том 277 . Американская академия политических и социальных наук. п. 152. Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 29 сентября 2012 г.
Группа казахов, первоначально насчитывавшая более 20 000 человек, когда они были изгнаны из Синьцзяна Шэн Ши-цаем в 1936 году, после неоднократных массовых убийств, устроенных их китайскими единоверцами под руководством Ма Пу-фана, сократилась до разрозненных 135 человек.
- ^ Сяо-тин Линь (1 января 2011 г.). Тибет и граница националистического Китая: интриги и этнополитика, 1928–49 . ЮБК Пресс. п. 112. ИСБН 978-0-7748-5988-2 .
- ^ Сяо-тин Линь (1 января 2011 г.). Тибет и граница националистического Китая: интриги и этнополитика, 1928–49 . ЮБК Пресс. стр. 231–. ISBN 978-0-7748-5988-2 . Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ Журнал Блэквуда . Уильям Блэквуд. 1948. с. 407. Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ Девлет, Надир. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПОЛИТИКЕ, ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ . п. 192. Архивировано из оригинала 21 июля 2021 года . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ Линда Бенсон (1988). Казаки Китая: Очерки этнического меньшинства . Ubsaliensis S. Academiae. п. 195. ИСБН 978-91-554-2255-4 . Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ «Жители Центральной Азии организуются, чтобы привлечь внимание к лагерям в Синьцзяне» . Дипломат . 4 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 24 июня 2019 года . Проверено 25 декабря 2018 г.
- ^ «Подкаст Меджлиса: последствия политики Пекина в Синьцзяне» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС). 9 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 22 января 2020 года . Проверено 25 декабря 2018 г.
- ^ «Семьи пропавших без вести: в китайском регионе Синьцзян ведутся поиски близких» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 12 ноября 2018 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2019 года . Проверено 25 декабря 2018 г.
- ^ «Чиновник Синьцзяна защищает «образовательные центры» для уйгурских мусульман» . 16 октября 2018 г.
- ^ Образование казахских детей: анализ ситуации. Спасите детей, Великобритания, 2006 г. [1]. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Обзор города Шарынгол [ мертвая ссылка ]
- ^ «К проблеме изменения количества и расположения ястанов в Монголии» М. Баянтор, Г. Нямдаваа, З. Баярмаа, стр. 57–70. Архивировано 27 марта 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ «ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЖИЛЬЯ МОНГОЛИИ 2020 ГОДА /сводка/» . Архивировано из оригинала 15 июля 2021 года . Проверено 11 ноября 2021 г.
- ^ "Численность казахов в Узбекистане за последние 32 года практически не изменилась" . Радио Азаттык (in Russian). 21 August 2021. Archived from the original on 12 December 2022 . Retrieved 12 December 2022 .
- ^ electricpulp.com. «БАРДА и БАРДА-ДАРИ iv. От монголов - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Архивировано из оригинала 4 июля 2016 года . Проверено 26 августа 2016 г.
- ^ Кейт Эдвард Эбботт; Аббас Аманат (1983). Города и торговля: консул Эбботт об экономике и обществе Ирана, 1847–1866 гг . Опубликовано Ithaca Press для совета факультета востоковедения Оксфордского университета. п. 20. ISBN 978-0-86372-006-2 . Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ «Шахтер» . Anobanini.ir. Архивировано из оригинала 28 февраля 2012 года . Проверено 5 февраля 2012 г.
- ^ «Этнологический доклад по Ирану» . Этнолог.com. Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года . Проверено 5 февраля 2012 г.
- ^ «Информационная база провинции Голестан» . www.golestanstate.ir . Архивировано из оригинала 7 декабря 2009 года.
- ^ «قزاق» . Jolay.blogfa.com. Архивировано из оригинала 25 октября 2009 года . Проверено 5 февраля 2012 г.
- ^ Обзор новостей Южной Азии и Индийского океана . Институт оборонных исследований и анализа. Июль 1982 г. с. 861.
- ^ Политические и социальные проблемы . Французская документация. 1982. с. 15. Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ Население и общественное пространство . Университет науки и технологий Лилля, УЭР географии. 2006. с. 174. Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ Эндрю Д. У. Форбс (9 октября 1986 г.). Полевые командиры и мусульмане в китайской Центральной Азии: политическая история республиканского Синьцзяна 1911–1949 гг . Архив Кубка. стр. 156–. ISBN 978-0-521-25514-1 . Эндрю Д. У. Форбс (9 октября 1986 г.). Полевые командиры и мусульмане в китайской Центральной Азии: политическая история республиканского Синьцзяна 1911–1949 гг . Архив Кубка. стр. 236–. ISBN 978-0-521-25514-1 . Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 31 августа 2016 г.
- ^ «Официальный сайт Фонда турок Казахстана» . Официальный сайт Фонда турок Казахстана . Архивировано из оригинала 13 сентября 2016 года.
- ^ [2] Фергус, Майкл и Джандосова, Джанар, «Казахстан: достижение совершеннолетия», Stacey International, 2003, стр. 216. ISBN 978-1900988612
- ^ «Загрузка сайта, пожалуйста, подождите...» www.kazakhembus.com . Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 10 августа 2017 г.
- ^ [3] Уотерс, Белла «Казахстан в картинках», Книги XXI века; 2-е издание, 2007 г., стр. 37. ISBN 978-0822565888
- ^ Беннигсен, Александр; Уимбуш, С. Эндерс (1986). Мусульмане Советской империи: Путеводитель . Издательство Университета Индианы. п. 70. ИСБН 978-0-253-33958-4 . Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Ходарковский, Михаил. Степная граница России: создание колониальной империи, 1500–1800 гг. , стр. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Эмбер, Кэрол Р. и Мелвин Эмбер. Энциклопедия пола и гендера: Мужчины и женщины в мировых культурах , стр. 572
- ^ Перейти обратно: а б Охотник, Ширин. «Ислам в России: политика идентичности и безопасности», стр. 14
- ^ Фарах, Цезарь Э. Ислам: верования и обряды , стр. 304
- ^ Фарах, Цезарь Э. Ислам: верования и обряды , стр. 340
- ^ Пейдж, Коган. Обзор Азии и Тихоокеанского региона 2003/04 , стр. 99
- ^ Атабаки, Турай. Центральная Азия и Кавказ: транснационализм и диаспора .
- ^ «inform.kz | 154837» . Архивировано из оригинала 20 октября 2007 года.
- ^ Итоги национальной переписи населения 2009 года (Summary of the 2009 national census) (на русском языке). Агентство по статистике Республики Казахстан. Архивировано из оригинала 12 июня 2013 года . Проверено 21 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г "Обычаи гостеприимства" . www.bilu.kz . Archived from the original on 7 November 2019 . Retrieved 7 November 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б "Обряды, традиции и обычаи. Самые популярные и широко распространённые виды спорта казахского народа" . visitkazakhstan.kz . Retrieved 11 November 2019 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Kazakh tribes
- «Современная соколиная охота на Алтае-Казахском полуострове в Западной Монголии», Международный журнал нематериального наследия (том 7) , стр. 103–111. 2012. [8]
- «Этноархеология соколиной охоты», Азиатская конференция по общественным наукам, 2012 г. - Официальные материалы конференции , стр. 167–182. 2012. [9]
- «Нематериальное культурное наследие искусства и знаний для сосуществования с беркутами: этнографические исследования «конной орлиной охоты» алтайско-казахских сокольничих», Международный конгресс гуманитарных и социальных исследований , стр. 307–316. 2012. [10]
- «Этнографическое исследование алтайских казахских сокольников», Falco: Информационный бюллетень Ближневосточной исследовательской группы по соколам 41 , стр. 10–14. 2013. [11]
- «Этноархеология древней соколиной охоты в Восточной Азии», Азиатская конференция по культурным исследованиям 2013 г. - Официальные материалы конференции , стр. 81–95. 2013. [12]
- Сома, Такуя. 2014. «Текущая ситуация и проблемы отгонного животноводства в уезде Сагсай, провинция Баян Улгий, Западная Монголия», Электронный журнал GEO 9 (1): стр. 102–119. [13]
- Сома, Такуя. 2015. Взаимодействие человека и хищника в контексте кочевого общества: антропологические и этноорнитологические исследования алтайской казахской соколиной охоты и ее культурной устойчивости в Западной Монголии. Университет Касселя Пресс, Кассель (Германия) ISBN 978-3-86219-565-7 .
- Этнические группы в России
- Этнические группы в Казахстане
- Этнические группы в Кыргызстане
- Этнические группы в Монголии
- Этнические группы в Таджикистане
- Этнические группы в Туркменистане
- Этнические группы в Узбекистане
- Мусульманские общины России
- Этнические казахи
- Тюркские народы Азии
- Этнические группы в Иране
- Современные кочевники
- Скотоводы
- Кочевые группы в Евразии