Jump to content

Наука и технологии в Казахстане

Наука и технологии в Казахстане – государственная политика по развитию науки, технологий и инноваций в Казахстане .

Стратегии развития

[ редактировать ]

Стратегия Казахстана 2030

[ редактировать ]
ВВП в Центральной Азии по секторам экономики, 2005 и 2013 годы. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году, рисунок 14.2.

Стратегия «Казахстан-2030» была принята указом президента в 1997 году. Помимо национальной безопасности и политической стабильности, она ориентирована на рост, основанный на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций, а также на здравоохранение, образование, энергетику, транспорт. , связь, инфраструктура и профессиональная подготовка. [1]

После истечения срока действия первого среднесрочного плана реализации в 2010 году Казахстан развернул второй план до 2020 года. Он ориентирован на ускорение диверсификации экономики посредством индустриализации и развития инфраструктуры; развитие человеческого капитала; улучшение социальных услуг, включая жилье; стабильные международные отношения; и стабильные межнациональные отношения. По переписи 2009 года казахи составляют 63% населения, русские – 24%. Остальную часть составляют небольшие меньшинства (менее 3%), в том числе узбеки, украинцы, белорусы и татары. [1]

Две программы лежат в основе Стратегического плана до 2020 года: Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития (2011–2020 годы) и Государственная программа развития образования (2011–2014 годы), принятые указом в 2010 году. Последняя призвана обеспечить доступ качественному образованию и ставит ряд задач. Например, к 2020 году: [1] [2]

  • 90% средних школ будут использовать систему электронного обучения
  • 52% преподавателей должны иметь степень бакалавра или магистра.
  • Уровень всех общеобразовательных школ планируется поднять до уровня Назарабаев Интеллектуальных школ страны, воспитывающих критическое мышление, самостоятельные исследования, глубокий анализ информации и владение казахским, английским и русским языками.
  • К 2016 году государственные стипендии студентам вузов повысят на 25%
  • 80% студентов, получивших степень по программе государственных грантов, должны быть трудоустроены по своей специальности через год после окончания учебы.

Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития направлена ​​на диверсификацию экономики и повышение конкурентоспособности Казахстана путем создания условий, способствующих дальнейшему промышленному развитию, и развития приоритетных секторов экономики посредством взаимодействия правительства и бизнеса. Экономическими приоритетами Казахстана до 2020 года стали сельское хозяйство, горно-металлургический комплекс, энергетика, нефть и газ, машиностроение, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), а также химическая и нефтехимическая промышленность. Цели включают в себя: [1] [3]

  • Увеличение внутренних расходов на исследования до 1% ВВП к 2015 году.
  • Увеличение количества международно признанных патентов до 30.
  • Открытие двух центров промышленной экспертизы, трех конструкторских бюро и четырех технопарков.
  • Увеличение доли несырьевого экспорта не менее чем до 40% экспорта к 2014 году.
  • Повышение производительности труда в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,5 раза к 2020 году.
  • Увеличение вклада обрабатывающей промышленности как минимум до 12,5% ВВП к 2020 году.

По оценкам, к 2006 году две трети казахстанских фирм находились в частной собственности. [4] Цены в Казахстане почти полностью рыночные, а банковские и другие финансовые учреждения развиты гораздо лучше, чем где-либо еще в регионе. Правительство может вести диалог с частными предприятиями через «Атамекен», ассоциацию, объединяющую более 1000 предприятий различных секторов, а также с иностранными инвесторами через Совет иностранных инвесторов, созданный в 1998 году. Компании, находящиеся в собственности, остаются доминирующими в стратегических отраслях. Когда в 2008 году разразился мировой финансовый кризис, правительство Казахстана отреагировало активизацией своего участия в экономике, хотя в том же году оно создало фонд благосостояния «Самрук-Казына» для дальнейшей приватизации предприятий, контролируемых государством. [5]

Самрук-Казына возник в результате слияния в 2008 году двух акционерных компаний: Казахстанского холдинга по управлению государственными активами (Самрук) и Фонда устойчивого развития (Казына). В задачу «Самрук-Казына» входит модернизация и диверсификация экономики Казахстана путем привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики, содействия региональному развитию и укрепления межотраслевых и межрегиональных связей. Нефть и газ составляют 60-70% казахстанского экспорта. Сокращение нефтяных доходов на 2% в 2013 году, последовавшее за падением цен, обошлось казахстанской экономике в $1,2 млрд, сообщил Руслан Султанов, генеральный директор Центра развития торговой политики, акционерного общества Министерства торговли. Экономика и бюджетное планирование. Более половины (54%) переработанной продукции было экспортировано в Беларусь и Российскую Федерацию в 2013 году по сравнению с 44% до принятия Таможенного союза в 2013 году.

Стратегия Казахстана 2050

[ редактировать ]

В декабре 2012 года Президент Нурсултан Назарбаев объявил Стратегию «Казахстан-2050» под лозунгом «Сильный бизнес, сильное государство». Эта прагматичная стратегия предлагает масштабные социально-экономические и политические реформы, чтобы поднять Казахстан в число 30 крупнейших экономик к 2050 году. В своем обращении к нации в январе 2014 года президент отметил, что «члены ОЭСР прошли путь глубокой модернизации». Они также демонстрируют высокий уровень инвестиций, исследований и разработок, производительности труда, возможностей для бизнеса и уровня жизни. Это стандарты для нашего входа в число 30 наиболее развитых стран». [1] [6]

Пообещав разъяснить населению цели стратегии, чтобы заручиться общественной поддержкой, президент подчеркнул, что «благосостояние простых граждан должно служить важнейшим индикатором нашего прогресса». На институциональном уровне он пообещал создать атмосферу честной конкуренции, справедливости и верховенства закона, а также «сформировать и реализовать новые стратегии борьбы с коррупцией». Пообещав местным органам власти большую автономию, он напомнил, что «они должны быть подотчетны обществу». Он пообещал внедрить принципы меритократии в кадровую политику государственных предприятий и компаний. Президент признал «необходимость обновления отношений между государством, неправительственными организациями и частным сектором» и объявил о программе приватизации. Список госпредприятий, подлежащих приватизации, правительство и суверенный фонд благосостояния «Самрук-Казына» должны были составить в первой половине 2014 года. [1]

Первый этап Стратегии 2050 ориентирован на совершение «модернизационного скачка» к 2030 году. Целью является развитие традиционных отраслей и создание обрабатывающего промышленного сектора. В качестве образцов приведены Сингапур и Республика Корея. Второй этап до 2050 года будет сосредоточен на достижении устойчивого развития посредством перехода к экономике знаний, опирающейся на инженерные услуги. На втором этапе в традиционных секторах будут производиться товары с высокой добавленной стоимостью. Чтобы смягчить переход к экономике знаний, будет проведена реформа законов, касающихся венчурного капитала, защиты интеллектуальной собственности, поддержки исследований и инноваций и коммерциализации научных результатов. Передача знаний и технологий будет в центре внимания благодаря созданию исследовательских и инженерных центров в сотрудничестве с иностранными компаниями. Транснациональные компании, работающие в крупных нефтегазовых, горнодобывающих и металлургических отраслях, будут поощряться к созданию производств для получения необходимых продуктов и услуг. Будут усилены технопарки, такие как новый Инновационный интеллектуальный кластер в Назарбаев Университет в Астане и Парк информационных технологий «Алатау» в Алматы. [1] [6]

В своей Стратегии до 2050 года Казахстан дает себе 15 лет на развитие экономики знаний. В течение каждой пятилетки будут создаваться новые отрасли. Первый из них, рассчитанный на 2010–2014 годы, был направлен на развитие промышленного потенциала в области автомобилестроения, авиастроения и производства локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов. Во второй пятилетке до 2019 года целью является развитие экспортных рынков для этой продукции. Чтобы дать возможность Казахстану выйти на мировой рынок геологоразведки, страна намерена повысить эффективность традиционных добывающих секторов, таких как нефть и газ. Он также намерен разрабатывать редкоземельные металлы, учитывая их важность для электроники, лазерных технологий, связи и медицинского оборудования. Вторая пятилетка совпадает с разработкой дорожной карты «Бизнес-2020» для малого и среднего бизнеса (МСП), которая будет предусматривать выделение грантов МСП в регионах и микрокредитование. Правительство и Национальная палата предпринимателей также планируют разработать эффективный механизм помощи стартапам. [1] [6]

В течение последующих пятилеток до 2050 года будут созданы новые отрасли в таких областях, как мобильные, мультимедийные, нано- и космические технологии, робототехника, генная инженерия и альтернативная энергетика. Предприятия пищевой промышленности будут развиваться с прицелом на превращение страны в крупного регионального экспортера говядины, молочной и другой сельскохозяйственной продукции. Низкорентабельные, водоемкие сорта культур будут заменены овощной, масложировой и кормовой продукцией. Стратегия «Казахстан-2050» ставит цель сократить вдвое долю доходов от энергетики в ВВП и обеспечить, чтобы к 2050 году несырьевые товары составляли 70% экспорта. В рамках перехода к « зеленой экономике » к 2030 году 15% площадей будут выращивать с использованием водосберегающих технологий. засухоустойчивые генетически модифицированные культуры . Будут созданы экспериментальные аграрно-инновационные кластеры, разработаны [1] [6]

Развитие инфраструктуры является приоритетом. В своем обращении к нации в январе 2014 года президент заявил, что в настоящее время строятся автомагистрали, которые свяжут города Казахстана и превратят Казахстан в логистический центр, связывающий Европу и Азию. «Коридор Западная Европа – Западный Китай практически завершен, ведется строительство железнодорожной линии до Туркменистана и Ирана, чтобы обеспечить доступ товаров к портам Персидского залива», – сказал президент. «Мы должны увеличить пропускную способность казахстанского порта в Актау и упростить экспортно-импортные процедуры. По завершении строительства железная дорога Жезказган-Шалкар-Бейнеу протяженностью 1200 км соединит восток и запад страны, обеспечивая доступ к регионам Каспия и Кавказа на западе и к китайскому порту Ляньюньган на тихоокеанском побережье на востоке. .' [1] [6]

Также будет развиваться традиционная энергетика. Существующие тепловые электростанции, многие из которых уже используют энергосберегающие технологии, будут оснащены технологиями чистой энергетики. Ко времени проведения ЭКСПО-2017 должен быть создан исследовательский центр по энергетике будущего и зеленой экономике. В общественном транспорте планируется внедрить экологически чистое топливо и электромобили. Также будет создан новый нефтеперерабатывающий завод по производству газа, дизельного и авиационного топлива. Обладая крупнейшими в мире запасами урана, Казахстан также планирует построить атомные электростанции для удовлетворения растущих энергетических потребностей страны. [1] [6]

В феврале 2014 года Национальное агентство по технологическому развитию подписало соглашение с Исламской корпорацией развития частного сектора и частным инвестором о создании Центральноазиатского фонда возобновляемой энергетики. В течение следующих 8-10 лет фонд будет инвестировать в казахстанские проекты в области возобновляемых и альтернативных источников энергии с первоначальным вкладом в размере 50-100 миллионов долларов США, две трети из которых должны поступить за счет частных и иностранных инвестиций. [1] [7]

Среди целей Стратегии Казахстана до 2050 года : [1]

  • Казахстан должен увеличить ВВП на душу населения с 13 000 долларов США в 2012 году до 60 000 долларов США к 2050 году;
  • Поскольку городское население вырастет с 55% до 70% от общей численности, к 2050 году города должны быть связаны высококачественными дорогами и высокоскоростным транспортом (поездами);
  • Малый и средний бизнес к 2050 году должен производить до 50% ВВП против 20% сейчас;
  • Казахстан должен стать ведущим евразийским центром медицинского туризма (возможно введение всеобщего медицинского страхования);
  • Ежегодный рост ВВП должен достичь не менее 4%, при этом объем инвестиций увеличится с 18% до 30%;
  • Несырьевые товары должны составлять 70% экспорта, а доля энергии в ВВП должна быть сокращена вдвое; ВРНИОКР увеличится до 3% ВВП, чтобы обеспечить развитие новых высокотехнологичных секторов;
  • В рамках перехода к «зеленой экономике» к 2030 году 15% посевных площадей должно быть обработано с использованием водосберегающих технологий; аграрная наука должна развиваться; планируется создать экспериментальные аграрно-инновационные кластеры; необходимо развивать засухоустойчивые ГМ-культуры;
  • к 2017 году планируется открыть исследовательский центр по энергетике будущего и зеленой экономике; и
  • К 2015 году в Назарбаев Университете планируется запустить геологический кластер школ.

Президент Назарбаев, ушедший в отставку в марте 2019 года после почти 30 лет пребывания у власти, в мае 2015 года представил План нации, который преобразует Стратегию «Казахстан-2050» в 100 конкретных шагов. Эти шаги сгруппированы в пять институциональных реформ: формирование профессионального государственного аппарата; верховенство закона; индустриализация и экономический рост; идентичность и единство; и формирование подотчетного правительства. [8]

Одним из воплощений Плана Нации является Международный технопарк «Астана Хаб», открывшийся в ноябре 2018 года в рамках программы «Цифровой Казахстан». [8]

Программа ускорения парка основана на 63-м шаге Плана нации. «Астана Хаб» входит в тройку главных технопарков страны наряду с Парком инновационных технологий «Алатау» (2005 г.) и «Техносадом», созданным в 2015 г. [8]

[ редактировать ]

В феврале 2011 года Казахстан принял Закон «О науке». Закон охватывает образование, науку и промышленность. Он создал национальные исследовательские советы в приоритетных областях, включающие как казахстанских, так и зарубежных ученых, тем самым предоставив казахстанским ученым возможность участвовать в принятии решений на высоком уровне. Решения, принятые национальными научными советами, исполняются Министерством образования и науки и отраслевыми министерствами. Закон отдает приоритет следующим областям: энергетические исследования; инновационные технологии в переработке сырья; ИКТ; науки о жизни; и фундаментальные исследования. Он ввел три потока финансирования исследований: [1] [9]

  • базовое финансирование для поддержки научной инфраструктуры, имущества и заработной платы;
  • грантовое финансирование для поддержки исследовательских программ; и
  • программно-целевое финансирование для решения стратегических задач.

Оригинальность этой схемы финансирования заключается в том, что государственные исследовательские учреждения и университеты могут использовать финансирование для инвестиций в научную инфраструктуру и коммунальные услуги, информационные и коммуникационные инструменты, а также для покрытия расходов на персонал. Финансирование осуществляется через конкурсы предложений и тендеры. [1] [9]

Закон о науке установил систему экспертной оценки заявок на исследовательские гранты, поступающих от университетов и научно-исследовательских институтов. Эти конкурсные гранты рассматриваются национальными исследовательскими советами. Правительство также планирует увеличить долю финансирования прикладных исследований до 30% и экспериментальных разработок до 50%, оставив 20% на фундаментальные исследования. Закон внес изменения в Налоговый кодекс, которые снижают налог на прибыль предприятий на 150%, чтобы компенсировать расходы предприятий на исследования. Параллельно закон расширяет защиту интеллектуальной собственности. Кроме того, государственные и частные предприятия имеют право на государственные кредиты, чтобы стимулировать коммерциализацию результатов исследований и привлекать инвестиции. В целях обеспечения согласованности, независимости и прозрачности в управлении проектами и программами, связанными с наукой, технологиями и инновациями, в июле 2011 года правительство создало Национальный центр государственной научно-технической экспертизы. Это акционерное общество, центр проводит национальные исследования. советов, контролирует текущие проекты и программы и оценивает их воздействие, сохраняя при этом базу данных проектов. [1]

В рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития в январе 2012 года был принят закон о государственной поддержке промышленных инноваций; он устанавливает правовые, экономические и институциональные основы промышленных инноваций в приоритетных отраслях экономики и определяет средства государственной поддержки. В рамках той же программы Министерство индустрии и новых технологий разработало Межотраслевой план по стимулированию инноваций посредством предоставления грантов, инжиниринговых услуг, бизнес-инкубаторов и так далее. [1]

Технологическая политика

[ редактировать ]
ВВП на душу населения и соотношение ВВП к ВРНИОКР в Казахстане, 2010–2013 гг. (среднее); другие страны приведены для сравнения. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 12.4.

Совет по технологической политике был создан в 2010 году в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Совет по технологической политике отвечает за формулирование и реализацию государственной политики в области промышленных инноваций. Национальное агентство технологического развития, созданное в 2011 году, координирует технологические программы и государственную поддержку. Он осуществляет прогнозирование и планирование, контролирует программы, ведет базу данных об инновационных проектах и ​​их коммерциализации, управляет соответствующей инфраструктурой и сотрудничает с международными организациями для получения информации, образования и финансирования. Основным направлением инновационной политики на первые три года (2011–2013 гг.) является повышение эффективности предприятий за счет передачи технологий, технологической модернизации, развития деловой хватки и внедрения соответствующих технологий. Следующие два года будут посвящены разработке новых конкурентоспособных продуктов и технологий производства. Основное внимание будет уделено развитию проектного финансирования, в том числе через создание совместных предприятий. Параллельно будут предприняты усилия по организации общественных мероприятий, таких как семинары и выставки, чтобы познакомить общественность с инновациями и новаторами. [1]

В период с 2010 по 2012 год технопарки были созданы в восточно-, южно- и северо-казахстанских областях (административных единицах) и в столице Астане. В Восточно-Казахстанской области также созданы Центр металлургии и Центр нефтегазовых технологий, которые станут частью планируемого Каспийского энергетического хаба. Центр коммерциализации технологий создан на базе созданного в 2008 году акционерного общества «Национальный научно-технологический холдинг «Парасат» со 100% государственной собственностью». Центр поддерживает исследовательские проекты в области технологического маркетинга, защиты интеллектуальной собственности, контрактов по лицензированию технологий и стартапов. Центр планирует провести технологический аудит в Казахстане и пересмотреть правовую базу, регулирующую коммерциализацию результатов исследований и технологий. [1]

Финансирование исследований

[ редактировать ]

Инвестиционные тенденции, 2010–2015 гг.

[ редактировать ]
Тенденции роста ВВП в Центральной Азии, 2000−2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 14.1.

Казахстан выделил 0,18% ВВП на исследования и разработки (НИОКР) в 2013 году и 0,17% ВВП на НИОКР в 2015 году по сравнению с десятилетним максимумом в 0,28% в 2005 году. Экономика росла быстрее (на 6% в 2013 году), чем валовой внутренние расходы на исследования и разработки, которые выросли только с 598 миллионов долларов по ППС до 714 миллионов долларов по ППС в период с 2005 по 2013 год. Пока экономический рост остается сильным, будет трудно поднять уровень расходов страны на исследования и разработки до 1% ВВП к 2015 году, что является амбициозной целью Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, принятой в 2010 году. Стратегия «Казахстан-2050» устанавливает цель направить 3% ВВП на исследования и разработки к 2050 году. [1] [3] В 2023 году Казахстан занял 81-е место в Глобальном инновационном индексе . [10]

В 2011 году сектор коммерческих предприятий профинансировал половину всех исследований (52%), государство - одну четверть (25%) и высшее образование - одну шестую (16,3%). С 2007 года доля бизнес-сектора в исследованиях выросла с 45% до 52%, в основном в ущерб доле государства, которая сократилась с 37% до 25% от общего объема расходов. Доля частного некоммерческого сектора выросла с едва 1% в 2007 году до 7% в 2011 году. Исследования по-прежнему сосредоточены в основном в крупнейшем городе и бывшей столице страны Алматы, где проживает 52% исследовательского персонала. [1]

Тенденции расходов на исследования в Центральной Азии, в процентах от ВВП, 2001–2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: 2030 (2015), рисунок 14.3.

Государственные исследования в основном ограничиваются институтами, а университеты вносят лишь символический вклад. Научно-исследовательские институты получают финансирование от национальных исследовательских советов под эгидой Министерства образования и науки. Однако их продукция имеет тенденцию быть оторванной от потребностей рынка. [1]

в 2012 году только каждая восьмая (12,5%) производственная фирма занималась инновациями. По данным исследования Статистического института ЮНЕСКО , Предприятия предпочитают приобретать технологические решения, уже воплощенные в импортных машинах и оборудовании. Лишь 4% фирм приобретают лицензии и патенты, связанные с этой технологией. Судя по всему, спрос на продукты исследований растет, даже несмотря на то, что большинство промышленных предприятий сами не проводят исследования, поскольку в 2008 году предприятия потратили на научные и технологические услуги в 4,5 раза больше, чем в 1997 году. [1]

За период с 2010 по 2011 год расходы на инновации в Казахстане выросли более чем вдвое, составив 235 миллиардов тенге (около 1,6 миллиарда долларов США), или около 1,1% ВВП. Около 11% от общей суммы было потрачено на исследования и разработки. Для сравнения, это примерно 40–70% расходов на инновации в развитых странах. Это увеличение произошло из-за резкого роста дизайна продукции и внедрения новых услуг и методов производства за этот период в ущерб приобретению машин и оборудования, которые традиционно составляли основную часть инновационных расходов Казахстана. Затраты на обучение составляли всего 2% расходов на инновации, что намного ниже, чем в развитых странах. [1] [11]

Инвестиционные тенденции, 2015–2018 гг.

[ редактировать ]

К 2018 году инвестиции в НИОКР упали до 0,12% ВВП. В том же году на бизнес-сектор пришлось 43% общих расходов на НИОКР. [8]

Научный фонд

[ редактировать ]

В 2006 году правительство создало Фонд науки в рамках Государственной программы научного развития на 2007–2012 годы, чтобы стимулировать рыночные исследования путем развития сотрудничества с частными инвесторами. Около 80% выделяемых средств идут в научно-исследовательские институты. Фонд предоставляет гранты и кредиты для проектов прикладных исследований в приоритетных областях для инвестиций, определенных правительственным комитетом по высоким научным технологиям, который возглавляет премьер-министр. За период 2007-2012 гг. это были: [1] [11]

Исследователи Центральной Азии по областям науки, 2013 г. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 14.4.
  • углеводороды, горнодобывающая и металлургическая отрасли и соответствующие сферы обслуживания (37%);
  • биотехнологии (17%);
  • информационные и космические технологии (11%);
  • технологии ядерной и возобновляемой энергетики (8%);
  • нанотехнологии и новые материалы (5%);
  • другое (22%).

Государственная программа развития науки на 2007–2012 годы предусматривала, что Фонд науки должен направлять 25% всего финансирования науки к 2010 году. Однако после мирового финансового кризиса в 2008 году вклад правительства в фонд сократился. Фонд адаптировался, предложив более гибкие условия, такие как беспроцентные и не облагаемые налогом кредиты, а также продлив срок кредита до 15 лет. Параллельно казахстанским ученым было предложено обратиться к западным партнерам. [1] [11]

Исследователи Центральной Азии по секторам занятости (HC), 2013 г. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 14.5.
[ редактировать ]

Казахстан выделяет на образование меньше (2,8% ВВП в 2014 г.), чем Кыргызстан (5,5% ВВП в 2014 г.) или Таджикистан (5,2% ВВП в 2014 г.). Доля ВВП, выделяемая на высшее образование, оставалась стабильной с 2005 года, но скромной: 0,43% ВВП в 2014 году. [12] Тем не менее, за последнее десятилетие Казахстан добился больших успехов в повышении качества образования. Теперь оно планирует обеспечить всеобщее качественное образование, подняв к 2020 году стандарты всех средних школ до уровня Назарабаев Интеллектуальных школ, которые способствуют критическому мышлению, автономным исследованиям, глубокому анализу информации и владению казахским, английским и русским языками. В Казахстане расширяется преподавание иностранных языков в школе и вузе, чтобы облегчить международные связи. Назарбаев Университет задумывался как международный исследовательский университет. Правительство Казахстана обязалось увеличить университетские стипендии на 25% к 2016 году. [1] [2]

В 2007 году правительство приняло трехуровневую систему степеней бакалавра, магистра и доктора наук, которая постепенно заменяет советскую систему кандидатов и докторов наук. В 2010 году Казахстан стал единственным центральноазиатским участником Болонского процесса . Этот процесс направлен на гармонизацию систем высшего образования с целью создания Европейского пространства высшего образования. Несколько высших учебных заведений Казахстана (90 из них частные) являются членами Европейской ассоциации университетов. [1]

Доля казахстанских женщин среди исследователей, занятых в секторе предпринимательства, 2013 г. или ближайший к нему год. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году, рисунок 3.4.

В 2013 году сектор высшего образования провел 31% исследований и нанял более половины (54%) исследователей. В Казахстане на миллион жителей приходилось 1046 исследователей (в пересчете на численность). В Центральной Азии только в Узбекистане плотность исследователей выше: 1097 на миллион населения в 2011 году. В 2014 году средний мировой показатель составлял 1083 исследователя на миллион населения (в эквиваленте полной занятости). [1]

Казахстан сохранил гендерный паритет после распада Советского Союза в начале 1990-х годов. В 2013 году 51,5% казахстанских исследователей составляли женщины. Казахские женщины доминировали в медицинских и медицинских исследованиях и представляли 45–55% исследователей в области техники и технологий. В бизнес-секторе каждый второй исследователь — женщина. [1]

Таблица: Кандидаты наук и техники, полученные в Центральной Азии, 2013 или ближайший год

доктора философии Кандидаты наук Кандидаты технических наук
Общий Женщины (%) Общий Женщины (% Всего на миллион населения Число докторов наук среди женщин на миллион населения Общий Женщины (% Всего на миллион населения Число докторов наук среди женщин на миллион населения
Казахстан (2013) 110 51 73 60 4.4 2.7 37 38 2.3 0.9
Кыргызстан (2012) 499 63 91 63 16.6 10.4 54 63
Таджикистан (2012 г.) 331 11 31 3.9 14
Узбекистан

(2011)

838 42 152 30 5.4 1.6 118 27.0

Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 14.1.

Примечание. Выпускники PhD в области естественных наук охватывают науки о жизни, физические науки, математику и статистику, а также вычислительную технику; Кандидаты технических наук также охватывают производство и строительство. В Центральной Азии общий термин «доктор философии» также включает степени кандидата и доктора наук. Данные по Туркменистану недоступны.

Таблица: Исследователи из Центральной Азии по областям науки и полу, 2013 г. или ближайший год

Всего исследователей (количество сотрудников) Исследователи по областям науки (количество сотрудников)
Естественные науки Инженерия и технологии Медицинские и медицинские науки Сельскохозяйственные науки Социальные науки Гуманитарные науки
Всего исследователей На миллион населения. Количество женщин Женщины (% Общий Женщины (% Общий Женщины (%) Общий Женщины (%) Общий Женщины (%) Общий Женщины (%) Общий Женщины (%)
Казахстан

2013

17 195 1 046 8 849 51.5 5 091 51.9 4 996 44.7 1 068 69.5 2 150 43.4 1 776 61.0 2 114 57.5
Кыргызстан

2011

2 224 412 961 43.2 593 46.5 567 30.0 393 44.0 212 50.0 154 42.9 259 52.1
Таджикистан

2013

2 152 262 728 33.8 509 30.3 206 18.0 374 67.6 472 23.5 335 25.7 256 34.0
Узбекистан

2011

30 890 1 097 12 639 40.9 6 910 35.3 4 982 30.1 3 659 53.6 1 872 24.8 6 817 41.2 6 650 52.0

Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 14.1.

[ редактировать ]
Научные публикации из Центральной Азии, каталогизированные Thomson Reuters' Web of Science, Расширенный индекс научного цитирования, 2005–2014 гг., Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), Рисунок 14.6

По данным Thomson Reuters Web of Science (Science Citation Index), количество научных статей, опубликованных в Центральной Азии, выросло почти на 50% в период с 2005 по 2014 год благодаря Казахстану, который за этот период обогнал Узбекистан и стал самым плодовитым научным издателем в регионе. Расширенный). Казахстанские учёные специализируются на физике, затем на химии. В период с 2005 по 2014 год казахстанские ученые утроили свою публикацию до 600 статей в год. Они подготовили 35% статей о Центральной Азии, зарегистрированных в базе данных Thomson Reuters в 2005 году, и целых 56% в 2014 году. Тем не менее объемы выпуска остаются скромными. В 2014 году в Казахстане на миллион жителей приходилось 36 статей по сравнению с 15 на миллион в Кыргызстане, 11 на миллион в Узбекистане и 5 на миллион в Таджикистане и Туркменистане. [1]

Развитие большего количества международных партнерств может объяснить резкий рост количества казахстанских публикаций, зафиксированных в расширенном индексе научного цитирования с 2008 года. Основными партнерами казахстанских ученых в период с 2008 по 2014 год были россияне, за которыми следовали американские, немецкие, британские и японские ученые. [1]

Несмотря на стабильно низкие инвестиции в исследования во всех пяти центральноазиатских республиках, национальные стратегии развития, тем не менее, сосредоточены на развитии экономики знаний и новых высокотехнологичных отраслей. Однако в период с 2008 по 2013 год в Ведомстве по патентам и товарным знакам США было зарегистрировано всего пять казахстанских патентов по сравнению с тремя патентами узбекских изобретателей и ни одного патента в трех других республиках Центральной Азии – Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане. [1]

Совокупное количество статей выходцев из Центральной Азии в период с 2008 по 2013 год по областям науки. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рисунок 14.6.

Казахстан является основным торговцем высокотехнологичной продукции в Центральной Азии. В период с 2008 по 2013 год казахстанский импорт увеличился почти вдвое: с 2,7 млрд долларов США до 5,1 млрд долларов США. Произошел резкий рост импорта компьютеров, электроники и телекоммуникаций; в эти продукты было вложено 744 миллиона долларов США в 2008 году и 2,6 миллиарда долларов США пять лет спустя. Рост экспорта был более постепенным – с 2,3 млрд долларов США до 3,1 млрд долларов США – и в нем преобладали химические продукты (кроме фармацевтических препаратов), на долю которых в 2008 году приходилось две трети экспорта (1,5 млрд долларов США) и 83% (2,6 млрд долларов США). в 2013 году. [1]

Международное сотрудничество

[ редактировать ]

Как и другие четыре республики Центральной Азии, Казахстан является членом нескольких международных организаций, включая Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе , Организацию экономического сотрудничества и Шанхайскую организацию сотрудничества . Казахстан и другие четыре республики также являются членами Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), в которую также входят Афганистан, Азербайджан, Китай, Монголия и Пакистан. В ноябре 2011 года 10 стран-членов приняли Стратегию ЦАРЭС-2020 , план дальнейшего развития регионального сотрудничества. В течение десятилетия до 2020 года 50 миллиардов долларов США будет инвестировано в приоритетные проекты в области транспорта, торговли и энергетики для повышения конкурентоспособности членов. Центральноазиатские республики, не имеющие выхода к морю, осознают необходимость сотрудничества в целях поддержания и развития своих транспортных сетей, а также энергетических, коммуникационных и ирригационных систем. Только Казахстан и Туркменистан граничат с Каспийским морем , и ни одна из республик не имеет прямого выхода к океану, что усложняет транспортировку углеводородов, в частности, на мировые рынки. [1]

Казахстан также является одним из трех членов-основателей Евразийского экономического союза в 2014 году наряду с Беларусью и Российской Федерацией. С тех пор к этому органу присоединились Армения и Кыргызстан. Поскольку сотрудничество между государствами-членами в области науки и технологий уже является значительным и хорошо кодифицировано в юридических текстах, ожидается, что Евразийский экономический союз окажет ограниченное дополнительное влияние на сотрудничество между государственными лабораториями и научными кругами, но может способствовать развитию деловых связей. научная мобильность, поскольку она включает в себя обеспечение свободного обращения рабочей силы и единство патентного регулирования. [1] [13]

Казахстан участвовал в двух исследовательских программах, запущенных предшественником Евразийского экономического союза – Евразийским экономическим сообществом . Первая – это Программа инновационных биотехнологий (2011–2015 гг.). В нем участвовали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация и Таджикистан. В рамках этой программы были вручены награды на ежегодной выставке и конференции биоиндустрии. В 2012 году в мероприятии приняли участие 86 российских организаций, три из Белоруссии, одна из Казахстана и три из Таджикистана, а также две научно-исследовательские группы из Германии. Тогда научный руководитель Государственного научно-исследовательского института генетики и селекции промышленных микроорганизмов «Генетика» в РФ Владимир Дебабов подчеркнул первостепенную важность развития биоиндустрии. «Сегодня в мире наблюдается сильная тенденция перехода от нефтехимии к возобновляемым биологическим источникам», — сказал он. «Биотехнология развивается в два-три раза быстрее, чем химия». [1]

Вторым проектом Евразийского экономического сообщества стало создание Центра инновационных технологий 4 апреля 2013 года с подписанием соглашения между Российской венчурной компанией (государственный фонд фондов), Казахским АО «Национальное агентство» и Белорусским инновационным агентством. Фундамент. Каждый из отобранных проектов имеет право на финансирование в размере 3–90 млн долларов США и реализуется в рамках государственно-частного партнерства. Первые несколько одобренных проектов были посвящены суперкомпьютерам, космическим технологиям, медицине, переработке нефти, нанотехнологиям и экологическому использованию природных ресурсов. Как только эти первоначальные проекты создадут жизнеспособные коммерческие продукты, венчурная компания планирует реинвестировать прибыль в новые проекты. Эта венчурная компания не является чисто экономической структурой; он также был разработан для содействия созданию общего экономического пространства между тремя странами-участницами. [1]

Казахстан также принял участие в проекте IncoNet CA, запущенном Европейским Союзом в сентябре 2013 года. Целью этого проекта является поощрение стран Центральной Азии к участию в исследовательских проектах в рамках Horizon 2020 , восьмой программы Европейского Союза по финансированию исследований и инноваций. В центре внимания этого исследовательского проекта находятся три социальные проблемы, которые считаются представляющими взаимный интерес как для Европейского Союза, так и для Центральной Азии, а именно: изменение климата, энергетика и здравоохранение. IncoNet CA опирается на опыт предыдущих проектов, в которых участвовали другие регионы, такие как Восточная Европа, Южный Кавказ и Западные Балканы. IncoNet CA фокусируется на партнерстве исследовательских центров в Центральной Азии и Европе. В нем участвует консорциум партнерских учреждений из Австрии, Чехии, Эстонии, Германии, Венгрии, Казахстана, Кыргызстана, Польши, Португалии, Таджикистана, Турции и Узбекистана. В мае 2014 года Европейский Союз объявил 24-месячный конкурс проектных заявок от учреждений-побратимов – университетов, компаний и исследовательских институтов – на финансирование в размере до 10 000 евро, чтобы они могли посещать объекты друг друга для обсуждения проектных идей или подготовки. совместные мероприятия, такие как семинары. [1]

Международный центр науки и технологий (МНТЦ) был создан в 1992 году Европейским Союзом, Японией, Российской Федерацией и США для привлечения ученых-оружейников к гражданским исследовательским проектам и содействия передаче технологий. Филиалы МНТЦ созданы в следующих странах-участницах соглашения: Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Штаб-квартира МНТЦ была перенесена в Назарбаев Университет в Казахстане в июне 2014 года, через три года после того, как Российская Федерация объявила о выходе из центра. [1]

Казахстан не является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но в январе 2015 года правительство подписало Меморандум о взаимопонимании с ОЭСР для двухлетней страновой программы в поддержку «амбициозного комплекса реформ политики и политики Казахстана». учреждения». Это сотрудничество привело к публикации Обзора инновационной политики ОЭСР, посвященного Казахстану в 2017 году. [14]

Казахстан стал 162-м членом Всемирной торговой организации 30 ноября 2015 года .

Технологические инкубаторы в Казахстане

[ редактировать ]

В 2015 году правительство учредило Автономный кластерный фонд. Этот фонд управляет Парком инновационных технологий «Алатау» и инновационным кластером «Техносад», оба из которых инкубируют многообещающие стартапы. [8]

Всего в состав Автономного кластерного фонда входят 233 организации, в том числе 23 университета, 24 научно-исследовательских института, институт развития, 48 фирм и совместный инвестиционный фонд. [8]

Алатауский парк инновационных технологий

[ редактировать ]

Расположенный в 30 км к востоку от Алматы, парк был основан в 2005 году Институтом ядерной физики, построенным еще в советские времена. Он использует венчурный капитал для увеличения доли казахстанского содержания в высоких технологиях по следующим направлениям: [8]

  • умная промышленность и новые материалы;
  • умная среда;
  • новые источники энергии и экологически чистые
  • технологии;
  • финансовые технологии (финтех);
  • электронная коммерция; и
  • новые медиа.

В парке расположены производственные комплексы и исследовательские центры таких учреждений, как Казахстанско-Британский технический университет и Международный университет информационных технологий. [8]

Он функционирует как особая экономическая зона. Местные и иностранные инвесторы имеют право на льготные налоговые ставки и освобождаются от налога на имущество, землю, корпоративный доход и социального налога. Венчурный капитал предоставляется Глобальным венчурным альянсом, базирующимся в Сан-Франциско, США. [8]

Международная программа акселератора «Стартап Казахстан» открыта для участников из стран Содружества Независимых Государств и Европы. Фонд развития предпринимательства «Даму» Национального агентства по технологическому развитию и Национальный фонд науки (2006 г.) также оказывают финансовую поддержку новым проектам. Кроме того, правительство утвердило конкурсные инновационные гранты. [8]

Технический сад

[ редактировать ]

Инновационный кластер Tech Garden также функционирует как особая экономическая зона с теми же фискальными преимуществами. Он служит испытательным полигоном для цифровизации промышленности посредством пилотных проектов, модельных фабрик и лабораторий. Он реализует международную программу акселерации стартапов в центре Алматы под названием icoStartup.kz, поддерживаемую Министерством по инвестициям и развитию, по трем основным направлениям: [8]

Индустрия 4.0: промышленный Интернет вещей, робототехника и автономные системы, энергоэффективность и энергосбережение, аддитивное производство (3D-печать) и умная логистика; [8]

Умные города: информационное моделирование зданий, сети нового поколения и передача данных, умный транспорт, инфраструктура и социальные технологии; и [8]

Финтех: блокчейн, электронная коммерция и цифровые технологии. [8]

Стартапы на icoStartup.kz имеют доступ к исследовательским лабораториям, совместно используемыми транснациональными корпорациями, такими как IBM (США) и британскими технологическими компаниями IntelliSense и Metasis. В партнерстве с IntelliSense лаборатория Индустрии 4.0 помогает подготовить казахстанские компании к цифровизации до 75% рабочих процессов в горнодобывающей отрасли. Совместно с «Металлизом» Tech Garden создает центр исследований и разработок для изучения возможностей производства 3D-порошков и сплавов из казахстанского сырья, а также пилотных проектов по производству металлического порошка. Поскольку явного лидера в этой сфере пока нет, эта сфера может через несколько лет стать экспортной нишей для Казахстана. [8]

Одна из целей — предоставить стартапам доступ к рынкам Евразийского экономического союза и других стран. Офисы Tech Garden открылись в Кремниевой долине (США), а также технопарки РФ в Сколково и Новосибирске. Инновационные стартапы получают возможность участвовать в программах наставничества в Алматы и Силиконовой долине. [8]

Tech Garden инвестирует до 100 000 долларов США в каждый стартап. К 2020 году планируется профинансировать около 500 инновационных стартапов и инкубировать не менее 50 высокотехнологичных и экспортно-ориентированных компаний. Финансирование осуществляется через совместное предприятие с Глобальным венчурным альянсом (GVA Alatau Fund). [8]

Технические события

[ редактировать ]

В ноябре 2021 года Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана и Астанинский хаб провели Qaz Startup Battle как способ содействия развитию казахского языка и контента в ИТ-решениях. [15]

Источники

[ редактировать ]

В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: к 2030 году , 365-377, ЮНЕСКО, .

В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC BY-SA 3.0 IGO. Текст взят из «Доклада ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие» , ЮНЕСКО, издательство ЮНЕСКО. Чтобы узнать, как добавить текст открытой лицензии в статьи Википедии, посетите эту страницу с практическими рекомендациями . Информацию о повторном использовании текста из Википедии см. в условиях использования.

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а Мухитдинова, Насиба (2015). Средняя Азия. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году . Париж: ЮНЕСКО. стр. 365–387. ISBN  978-92-3-100129-1 .
  2. ^ Jump up to: а б Государственная программа развития образования (2011−2014 гг.) . Правительство Казахстана. 2010.
  3. ^ Jump up to: а б «Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития» . Правительство Казахстана . 19 марта 2010 г.
  4. ^ Спехлер, Мартин К. (2008). «Экономика Центральной Азии: обзор». Сравнительные экономические исследования . 50 : 30–52. дои : 10.1057/ces.2008.3 . S2CID   154689140 .
  5. ^ Старк, М.; Аренс, Дж. (2012). Экономические реформы и институциональные изменения в Центральной Азии: на пути к новой модели развивающегося государства? Исследовательские статьи 2012/05 . Геттинген, Германия: Частная высшая школа.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж «Казахстанский путь – 2050: Одна цель, один интерес и одно будущее. Послание Президента Нурсултана Назарбаева о положении страны» . 2014.
  7. ^ «Казахстан создает инвестиционный фонд для проектов в области возобновляемых источников энергии» . Нефтяные новости . Проверено 30 мая 2017 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Ю. Сулейменов (2021) Центральная Азия. В докладе ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие. Шнееганс, С.; Страза, Т. и Дж. Льюис (ред.). Издательство ЮНЕСКО: Париж.
  9. ^ Jump up to: а б Шарман, А. (2012). «Модернизация и рост в Казахстане» . Центральноазиатский журнал глобального здравоохранения . 1 (1): 11. doi : 10.5195/cajgh.2012.11 . ПМЦ   5927747 . ПМИД   29755861 .
  10. ^ ВОИС. «Глобальный инновационный индекс 2023, 15-е издание» . www.wipo.int . Проверено 29 октября 2023 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Обзор эффективности инноваций . Нью-Йорк и Женева: Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций. 2012.
  12. ^ «База данных о государственных расходах на образование в процентах от ВВП» . Статистический институт ЮНЕСКО . 6 июня 2017 г.
  13. ^ Эрокал, Дениз; Егоров, Игорь (2015). Страны бассейна Черного моря. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. стр. 324–341. ISBN  978-92-3-100129-1 .
  14. ^ «ОЭСР укрепляет отношения с Казахстаном – подписывает Соглашение о страновой программе для Казахстана» . ОЭСР . 22 января 2015 года . Проверено 31 мая 2017 г.
  15. ^ Сатубалдина, Асель (10 ноября 2021 г.). «Битва стартапов Qaz продвигает IT-решения на казахском языке» . «Астана Таймс» . Проверено 10 декабря 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f19cf1d3ce8b4226687ec374f1e44e65__1710444960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/65/f19cf1d3ce8b4226687ec374f1e44e65.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Science and technology in Kazakhstan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)