Уйгуры в Казахстане
Общая численность населения | |
---|---|
301,584 (2024) [1] | |
Языки | |
Уйгурский , Казахский , Русский | |
Родственные этнические группы | |
Китайцы в Казахстане , турки в Казахстане |
Часть серии о |
уйгуры |
---|
Уйгуры за пределами Синьцзяна Уйгурские организации |
По данным переписи 2009 года , уйгуры в Казахстане ( казахский : Qazaqstandağy ūiğyrlar ), или уйгуры-казахстанцы ( Ūiğyr Qazaqstandyktar ), составляют пятую по величине этническую группу страны . [2]
История миграции
[ редактировать ]Существует многовековая история перемещения населения между территориями, которые сегодня контролируются соседней Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой . [3] Зачастую это связано с тем, что меньшинства бегут от преследований по одну сторону границы и находят убежище по другую. [4]
, к 1897 году на территории нынешнего Казахстана проживало уже около 56 000 уйгуров По данным переписи населения Российской империи . [5] В 1940-х годах высокопоставленные партийные чиновники Казахской ССР планировали создать Уйгурскую автономную область на значительной части территории современной Алматинской области . Однако, поскольку намерением правительства было еще больше приблизить Синьцзян к советской орбите, а не предоставить местным уйгурам подлинную автономию, этот план был отменен после победы коммунистов в Китае в 1949 году. [6] В 1950-е годы в Китае этническая напряженность и репрессии сепаратистских движений меньшинств привели к массовому исходу из Синьцзяна в Казахскую ССР, состоящему из уйгуров , казахов , кыргызов и монголов . [7] После советско-китайского раскола и пограничного конфликта китайское правительство закрыло границу Синьцзяна и Казахской ССР как для предотвращения бегства этнических меньшинств, так и для предотвращения проникновения советских секретных агентов в Китай. [8]
Уйгуров в Казахстане можно условно разделить на три группы в зависимости от времени миграции их предков. Самые ранние, ярлыки («местные жители»), - это те, кто прожил в стране дольше всех. [9] Они пришли в различные районы Казахстана, особенно в Семиречье , в конце 19 — начале 20 века. [10] Большинство из более чем 200 000 уйгуров в Казахстане берут свое начало в миграции 1950-х и 1960-х годов. [11] Они склонны называть себя кегэнлар , буквально «новички». [12] Другие называли их китайлик («китайцы»), но теперь более часто используемый термин стал köchäp kegän ; Китайлик вместо этого стал относиться к последним уйгурским пришельцам, прибывшим с 1990-х годов (также называемым wätändin , или «люди с родины»). [9]
Сегодня Казахстан часто является транзитным пунктом для миграции уйгуров в Западную Европу и Северную Америку ; большинство уйгуров в таких странах, как Норвегия и Канада, происходят из Центральной Азии, а не из Китая. [13]
Социальная интеграция
[ редактировать ]Лишь немногие из пожилых уйгурских мигрантов сохраняют личные трансграничные связи с родственниками или друзьями в Синьцзяне. [14] Те, кто это делает, обычно стараются не привлекать внимание правительства Казахстана к этим связям; например, когда их родственники из Синьцзяна приезжают в гости, они получают визы под предлогом того, что они являются трансграничными торговцами. [12] Во время перестройки и гласности в 1980-х годах правительство Казахской ССР поощряло уйгуров обсуждать и продвигать независимость Синьцзяна в рамках успешной стратегии по искоренению народного движения за уйгурскую автономию в пределах Советского Союза . [15] К 1990 году изменение этнического и политического сознания уйгуров привело к тому, что они построили мечети и школы, отдельные от дунган ( народ хуэй в Казахстане и Кыргызстане), с которыми они жили вместе в Казахстане с 1950-х годов. [16]
После обретения Казахстаном независимости правительство Казахстана использовало свою терпимость к антикитайским действиям правительства среди уйгуров в Казахстане, чтобы привлечь экономические инвестиции и сотрудничество с Китаем . [15] Правительство Казахстана остается сторонником и спонсором многих уйгурских культурных и политических мероприятий. Он спонсировал 64 уйгурские школы, в которых обучается 21 000 уйгурских учеников в стране, и разрешил распространение уйгурских газет, несмотря на то, что они часто имеют антикитайский уклон. [13] С другой стороны, у некоторых уйгуров в Казахстане возникли проблемы с полицией и местными бандитами. [17] время от времени приводившие к смертельным дракам между уйгурами и полицией, наиболее известный из которых произошел весной 2000 года в Алматы . [18] В июне 2011 года школьный учитель-уйгур, сбежавший из полиции Синьцзяна в Казахстане по обвинению в терроризме, был депортирован обратно в Китай по запросу Интерпола . [19] Подобные инциденты, а также общая ориентация уйгуров на Синьцзян, а не на Казахстан, побудили некоторых казахстанских политических обозревателей утверждать, что уйгуры «угрожают национальной безопасности Казахстана». [18] Некоторые молодые казахстанские уйгуры отмечают, что когда они получили удостоверение личности гражданина Казахстана, чиновники настойчиво рекомендовали им заявить, что они казахи, чтобы избежать проблем в будущем (в казахстанских удостоверениях личности и паспортах есть графа «Этническая принадлежность»).
Культура
[ редактировать ]Уйгуры, приехавшие в Казахстан в 1950-х и 1960-х годах, в 1970-х годах начали возрождать традиционные уйгурские обычаи, которые были утрачены более ранними уйгурскими мигрантами. [16] Возрождение движения мэшреп в Казахстане, целью которого было укрепить религиозные нравы и «объединить уйгурских мужчин... под общей идеологией», быстро распространилось на Китай и стало настолько политически влиятельным, что было запрещено властями Синьцзяна. Последующее подавление уйгурских националистических демонстраций во время Кульджинского инцидента привело к новой волне уйгурской миграции в Казахстан в 1997 году. [20] Уйгуры в Казахстане продолжали протестовать против китайского правительства в Казахстане: в том же году в Алматы местные уйгуры получили выговор от властей за проведение массовых молитв на кладбищах во время Рамадана за уйгуров Синьцзяна, взывая к Богу «помочь [уйгурам] выдержать репрессии в Китае». [16]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Население Казахстана по этническим группам
- ^ Бюро национальной статистики (Казахстан), 2009 г. .
- ^ Sadovskaya 2007 , p. 159.
- ^ Ларюэль и Пейруз 2009 , с. 104.
- ^ Alekseenko 2001 , p. 2.
- ^ Камалов 2007 , с. 36.
- ^ Пархэм 2004 , с. 39.
- ^ Пархэм 2004 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Робертс 2007 , с. 204.
- ^ Ларюэль и Пейруз 2009 , с. 96.
- ^ Пархэм 2004 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Пархэм 2004 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Камалов 2005 , с. 164.
- ^ Пархэм 2004 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Камалов 2005 , с. 161.
- ^ Перейти обратно: а б с Робертс 2007 , с. 207.
- ^ Ларюэль и Пейруз 2009 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б Камалов 2005 , с. 163.
- ^ Соловьев 2011 .
- ^ Камалов 2005 , с. 159.
Источники
[ редактировать ]- Alekseenko, A. N. (2001), "Республика в зеркале переписей населения" (PDF) , Sotsiologicheskie Issledovaniia (12): 58–62, archived from the original (PDF) on 2007-06-30
- Камалов, Аблет (2005). «Уйгуры в постсоветской Центральной Азии». В Атабаки, Турай; Мехендейл, Санджьот (ред.). Центральная Азия и Кавказ: транснационализм и диаспора . Рутледж. стр. 154–168. ISBN 978-0-415-33260-6 .
- Камалов, Аблет (2007), «Уйгуры как часть центральноазиатского сообщества: советская историография уйгуров», в Беллер-Ханн, Ильдико (ред.), Положение уйгуров между Китаем и Центральной Азией , Антропология и история культуры в Азия и Индо-Тихоокеанский регион, Ashgate Publishing, стр. 31–46, ISBN 978-0-7546-7041-4
- Ларюэль, Марлен; Пейруз, Себастьен (2009), «Трансграничные меньшинства как культурные и экономические посредники между Китаем и Центральной Азией» (PDF) , China and Eurasia Forum Quarterly , 7 (1): 29–46
- Пархэм, Стивен (2004). Рассказ о границе: дискурс о контроле над северо-западной границей Китая (PDF) . Институт этнологии. ISBN 978-3-906465-25-8 .
- «Перепись населения 2009 года» . Агентство стратегического планирования и реформ Республики Казахстан Бюро национальной статистики .
- Робертс, Шон Р. (2007), « Рассвет Востока: портрет уйгурской общины между Китаем и Казахстаном», в Беллер-Ханн, Ильдико (ред.), Положение уйгуров между Китаем и Центральной Азией , Антропология и история культуры в Азии и Индо-Тихоокеанском регионе, Ashgate Publishing, стр. 203–218, ISBN 978-0-7546-7041-4
- Садовская, Елена Ю. (2007), «Китайская миграция в Казахстан: Шелковый путь сотрудничества или тернистый путь предрассудков?» (PDF) , Ежеквартальный журнал Форума Китая и Евразии , 5 (4): 147–170
- Соловьев, Дмитрий (7 июня 2011 г.). «Казах депортирует уйгуров в Китай, правозащитные группы возмущаются» . Фонд Томсон Рейтер .
- Яо, Юн-Ганг; Конг, Цин-Пэн; Ван, Ченг-Е; Чжу, Чун-Лин; Чжан, Я-Пин (1 декабря 2004 г.). «Различный матрилинейный вклад в генетическую структуру этнических групп в регионе Шелкового пути в Китае» . Молекулярная биология и эволюция . 21 (12): 2265–2280. дои : 10.1093/molbev/msh238 . ПМИД 15317881 .
- Сюй, Шухуа; Джин, Ли (12 сентября 2008 г.). «Полногеномный анализ примесей уйгуров и карта примесей высокой плотности для открытия генов болезней» . Американский журнал генетики человека . 83 (3): 322–336. дои : 10.1016/j.ajhg.2008.08.001 . ПМЦ 2556439 . ПМИД 18760393 .