История уйгурского народа
Часть серии о |
уйгуры |
---|
Уйгуры за пределами Синьцзяна Уйгурские организации |
История уйгурского народа насчитывает более двух тысячелетий и может быть разделена на четыре отдельных этапа: доимперский (300 г. до н.э. – 630 г. н.э.), имперский (630–840 гг. н.э.), идикутский (840–1200 гг. н.э.) и монгольский. (1209–1600 гг. н. э.), возможно, пятая современная фаза начинается с момента гибели Шелкового пути в 1600 г. н. э. и до настоящего времени.
Короче говоря, история уйгуров — это история небольшого кочевого племени с Горного Алтая, конкурирующего с конкурирующими державами в Центральной Азии , включая другие алтайские племена, индоевропейские империи на юге и западе и китайско-тибетские империи на востоке. После распада Уйгурского каганата в 840 году нашей эры древние уйгуры переселились из Монголии в бассейн Тарима и северные части Китая. В конечном итоге уйгуры стали государственными служащими, управляющими Монгольской империей .
Оспариваемая история
[ редактировать ]История уйгурского народа, включая его этническое происхождение, является предметом разногласий между уйгурскими националистами и китайскими властями. [1] Уйгурские историки считают уйгуров коренными жителями Синьцзяна с долгой историей. Уйгурский политик и историк Мухаммад Амин Бугра , подчеркивая тюркские аспекты своего народа, написал в своей книге «История Восточного Туркестана» , что турки имеют 9000-летнюю историю, а историк Тургун Алмас включил открытия мумий Тарима и пришел к выводу, что уйгуры имеют более чем 9000 -летнюю историю. 6400 лет истории. [2] Всемирный уйгурский конгресс заявил, что его история насчитывает 4000 лет. [3] Однако официальная китайская точка зрения, задокументированная в официальном документе « История и развитие Синьцзяна» , утверждает, что уйгуры в Синьцзяне образовались после распада Уйгурского каганата в Монголии девятого века в результате слияния множества различных коренных народов Тарима. Бассейн и мигрирующие на запад старые уйгуры. [4] Современный уйгурский язык не произошел от древнеуйгурского языка; скорее, это потомок карлукских языков, на которых говорило Кара-Ханидское ханство. [5] После падения Уйгурского каганата большинство уйгуров поселились в Таримской котловине, тогда как меньшее их количество поселилось в других частях северного Китая, где они стали известны как «желтые уйгуры» или югуры и салары . [6] Во время исламской тюркизации Синьцзяна Караханиды под предводительством султана Сатук Бугра-хана изгнали уйгуров из Синьцзяна. Название «уйгур» вновь появилось после того, как Советский Союз взял этноним 9-го века у Уйгурского каганата, а затем повторно применил его ко всем некочевым тюркским мусульманам Синьцзяна. [7] Однако многие современные западные ученые не считают, что современные уйгуры имеют прямое линейное происхождение от старого Уйгурского каганата Монголии; скорее они считают их потомками ряда народов, среди которых древние уйгуры являются лишь одним из них. [8] [9]
Некоторые уйгурские националисты утверждают, что они произошли от тохаров . Хорошо сохранившиеся Таримские мумии людей с европейскими физическими чертами указывают на миграцию индоевропейских народов в район Тарима в начале бронзового века , около 2000 г. до н.э. Эти люди, вероятно, говорили по-тохарски , и некоторые предполагают, что это юэчжи, упомянутые в древних китайских текстах, которые позже основали Кушанскую империю . [10] [11] Курбан Вали утверждает, что древние слова, написанные согдийским письмом или харости , являются «уйгурскими», а не согдийскими словами, поглощенными уйгурским языком , как это предлагают более скрупулезные лингвисты. [12] [13] Более поздние миграции привели в район Синьцзяна народы с запада и северо-запада, вероятно, говорящие на различных иранских языках, например, племена саков . Другие древние жители региона, упомянутые в древних китайских текстах, включают сюнну , которые боролись за господство в регионе против китайцев в течение нескольких сотен лет. Некоторые уйгурские националисты заявляют о своем происхождении от хунну (а также о своем родстве с белыми гуннами ); однако эта точка зрения оспаривается современными китайскими учеными. [2] Это утверждение хунну происходит из различных китайских исторических текстов: например, согласно китайской исторической книге «Вэйшу» , основатель уйгуров происходил от правителя хунну. [14] [15]
Доимперский
[ редактировать ]![]() | этого раздела Фактическая точность оспаривается . ( Октябрь 2020 г. ) |

Многие историки прослеживают происхождение современных уйгуров от алтайских скотоводов по имени Тиле , которые жили в долинах к югу от озера Байкал и вокруг реки Енисей . Тиле впервые появляются в истории в 357 году нашей эры под китайским этнонимом гаоче , имея в виду повозки, запряженные волами, с характерными высокими колесами, используемые для перевозки юрт . Территории племен Тиле ранее были оккупированы Динлингами , древним сибирским народом, когда-то порабощенным хунну, некоторые из которых были поглощены Тиле после распада Империи хунну. Тиле занимались сельским хозяйством и были высокоразвитыми мастерами по металлу из-за обилия легкодоступной железной руды в реке Енисей. По словам Дуань Линациня, Динлинги служили вассальными кузнецами по металлу у хунну , а затем у государств Жужань и гепталитов . [16]
В «Книге Суй» перечислено около сорока племен Тиле, разбросанных по Северной и Центральной Азии, одно из которых — 韋紇 Вэйхэ (< MC * ɦʷɨi- ɦet ), транскрипция основного * Uyγur : [17] [18] [19]
Предки Тиле были потомками хунну. Среди Тиле было много родов, компактно рассредоточенных по долине с востока от Западного моря.
- На севере реки Тола [Дулуо ДУЛУО] находились Бокут (Пугу, MC бук-куот), Тоура (Tongluo, MC duŋ-lɑ), Уйур (Вэйхэ, Вэйхэ, MC ɦʷɨi - ɦet), [а] Байырку (Байегу, MC bʷɑt-jja-kuo) и Фулуо (MC phək-lɑ), лидеры которых сами по себе назывались Иркин (Сиджин, 俟jin, MC ɖʐɨ-kɨn) И были и другие кланы, такие как Мэнчен (MC). muŋ-ɖin), Турухе (MC thuo-ɲjɷ-ɦet), Сикит (Sijie, MC sie-ket), [б] Цюнь (Хун, 渾, MC ɦuon) и Хусюэ (斛薛, MC ɦuk-siɛt). Эти кланы имели мощную армию численностью почти 20 000 человек.
- На западе Хами (Иу) [伊武], к северу от Карашахра (Янки) и вблизи Актаха (Бай [Белая] гора) находились Киби (奇诩, CE khet-biɛi), Болуочжи (波寇), CE bɑk-lɑk-tɕɨk), Идиэ (奥, CE ʔˠit-tet), Супо (苏波, CE suo-bʷɑ), Нахе (Na曷, CE nɑ-ɦɑt), Ухуань (武讙, CE ʔuo- hʷjɐn) , [с] Хэгу (紇骨, CE ɦet-quote), [д] Йеди (也奥, CE jja-tet), Юнихуань (于尼讙, CE ʔuo-ɳi-hʷjɐn) [и] и так далее. Эти кланы имели мощную армию численностью почти 20 тысяч человек.
- На юго-западе Горного Алтая (гора Цзинь) находились Сюэянтуо (薛延陀, CE siɛt-jiɛn-dɑ), Дилер (咥勒兒, CE tet-lək-ɲie), Шипан (十槃, CE ʥip-bʷan), Даки (達契, CE thɑt-khet) и так далее, армия которых насчитывает более 10 000 человек.
- На севере Самарканда , недалеко от реки Аде, жили Хеди (訶咥, CE hɑ-tet), Хэцзе (曷嶻, CE ɦɑt-dzɑt), [ф] Боху (CE pʷɑt-huot), Биган (CE pi-kɑn), [г] Джухай (Ju Hai, CE gju-həi), Хэбиси (混比丝, CE ɦɑt-pi-sit), Хэкуосу (何嵯苏, CE ɦɑ-ʣɑ-suo), Байевэй (Ba Yewei, CE bʷɑt-jja- mʷɨi ), Кеда (CE khɑt-thɑt) [час] и так далее, которые имеют армию численностью более 30 000 человек.
- На востоке и западе Дэйихая (德巷海) находились Сулуцзе (苏鲁杰, CE suoluo-kjɐt), Саньсуоян (三 Суоян, CE sɑm-sɑk-ʔet), Мецу (谛 выпускной, CE met-tshjuok), Лунху (CE ljuŋ-huot) и так далее, более 8000 человек.
- На востоке Фулина жили Энцюй (CE ʔən-kjut), Алан (CE ʔɑ-lɑn), [я] Бейруджуули (北襤九里, CE pək-nuok-kɨu-lei), Фувенхун (福嘬, CE bɨu-ʔʷˠɛt-huon) и так далее, почти 20 000 человек.
- На юге Северного моря жили Дубо (都波, CE tuo-pʷɑ) и так далее.
Хотя у кланов было очень много разных названий, все они в целом назывались Тиле. Правителя среди них не было, и они принадлежали восточным и западным тюркам отдельно. Они жили в необжитых местах и перемещались вместе с водой и травой.Они хорошо стреляли верхом, были жестокими и жестокими, особенно жадными. Они живут грабежом. Кланы, расположенные ближе к западу, занимаются несколькими видами земледелия и разводят больше крупного рогатого скота и овец, чем лошадей. С момента создания Тюркского государства Тиле помогают Тюркам, участвуя в боях повсюду, и подчиняют себе все группировки на Севере.
[...]
Их обычаи во многом были похожи на тюркские . Отличия заключались в том, что муж должен был оставаться в семье жены и не мог вернуться домой до рождения детей. Кроме того, умерших должны были похоронить.
На третий год Дая (607 г.) Тиле отправили ко двору посла и дань и с этого года никогда не прекращали контактов.
В 546 году нашей эры Фуфуло возглавили племена Тиле в борьбе против племени Тюрков в вакууме власти, образовавшемся после распада государства Жужан. В результате этого поражения Тиле снова оказались в рабстве. Этот инцидент положил начало исторической вражде между тюрками и тиле, охватившей оба Гектюрк ханства . (Примечание: в это время Тиле заменяет Гаоче в китайской истории.) В какой-то момент во время своего порабощения девять племен Тиле сформировали коалицию под названием « Токуз-Огузов» Девять племен , в которую вошли ведущее племя, уйгуры, и восемь союзных племен: Бугу, Хун, Байегу, Тонлуо, Сидзе, Циби , Абуси и Гулунвугу(си) [Дж] [26] [27]
В 600 году нашей эры Суй Китай объединился с Эркином Тегином, лидером уйгурского племени, против Империи Гёктюрк, их общего врага. В 603 году нашей эры союз распался после поражения Тарду-хана , но три племени перешли под контроль уйгуров: бугу, тонгра и байирку. [ нужна ссылка ]
В 611 году нашей эры уйгуры в союзе с Сюэянтуо разгромили вторжение гёктюрков; однако в 615 году нашей эры они снова были переданы под контроль Гёктюрка Шипи Каганом . В 627 году нашей эры уйгуры, теперь возглавляемые Пусой, снова в союзе с Сюэянтуо, участвовали в еще одном восстании токуз-огузов против гёктюрков. После победы над гёктюркским принцем Юкук Шадом Пуса принял титул 活頡利發 guo-xielifa <* kat-elteber . В 630 году нашей эры Гектюркское ханство потерпело решительное поражение от императора Тан Тайцзуна . Однако в 646 году нашей эры, когда уйгурский лидер Тумиту Ильтебер (吐迷度) получил китайский титул префекта (кит. 刺史 ; пиньинь: cìsh ِ), был создан юридический прецедент для правления уйгуров. Китайцы разгромили Сюэянтуо в 646 году и назначили уйгурского лидера защитником Анбея (安北都護) над монгольской степью.
В 648–657 годах нашей эры уйгуры под предводительством Поруна Ильтебера (婆闰) работали наемниками на китайцев во время их аннексии Таримского бассейна. В 683 году нашей эры уйгурский вождь Дуджиежи потерпел поражение от Гектюрков, и уйгурское племя переселилось в долину реки Селенги . С этой базы они боролись против Второй Империи Гектюрков .
К 688 году нашей эры уйгуры снова оказались под контролем гектюрков. После серии восстаний, скоординированных со своими китайскими союзниками, уйгуры снова стали лидерами Токуз-Огузов и Тиле. В 744 году нашей эры уйгуры со своими союзниками басмылами и карлуками под командованием Кутлуга Бильге Кёля и китайского генерала Ван Чжунси (王忠嗣) разгромили гектюрков. В следующем году они основали Уйгурский каганат на горе Отюкен . Контроль над горой Отюкен был со времен Гёктюрков символом власти над монгольской степью. [ нужна ссылка ]
Уйгурский каганат (744–840 гг. н.э.)
[ редактировать ]
Уйгурский каганат просуществовал с 744 по 840 год нашей эры. Он управлялся из имперской столицы Орду-Балыка , одного из крупнейших древних городов современной Монголии . Будучи основанным Яолуогэ Ибяоби , каганат соседствовал с Шивэем на востоке и Горным Алтаем на западе, а также включал пустыню Гоби в свою южную границу, контролируя, таким образом, всю территорию древних хунну ; в наибольшей степени каганат простирался на запад до Ферганы. [28]
Большое количество согдийских беженцев прибыло в Орду-Балик, спасаясь от исламского завоевания своей родины. Они обратили уйгурскую знать из буддизма в манихейство . Таким образом, уйгуры унаследовали наследие согдийской культуры. Согдийцы руководили гражданской администрацией империи. Они помогли обойти китайскую дипломатическую политику, которая дестабилизировала Гектюркский каганат. Питер Б. Голден пишет, что уйгуры не только переняли систему письма и религиозные верования индоевропейских согдийцев , такие как манихейство , буддизм и христианство , но также смотрели на согдийцев как на «наставников», постепенно заменяя их в своих роль торговцев на Шелковом пути и поставщиков культуры. [29] Действительно, согдийцы в шелковых одеждах можно увидеть в сценах пранидхи на уйгурских фресках Безеклик , особенно в сцене 6 из Храма 9, где показаны согдийские жертвователи Будды . [30]
В 840 году нашей эры, после голода и гражданской войны, Уйгурский каганат был захвачен союзом Китая династии Тан и киргизов , еще одного тюркского народа. В результате большинство племенных групп, ранее находившихся под контролем уйгуров, мигрировали на территорию нынешнего северо-западного Китая, особенно в бассейн Турфана современного Синьцзян- Уйгурского автономного региона. Енисейский киргизский каганат семьи Аре укрепил свои связи и союз с императорской семьей династии Тан против Уйгурского каганата, заявив о своем происхождении от ханьского китайского генерала династии Хань Ли Лина, который перешел на сторону хунну и женился на хуннуской принцессе, дочери Цедихоу Чаньюя и был направлен управлять областью Цзянькунь (Чянь-Кунь), которая впоследствии стала Енисеем. Ли Лин был внуком Ли Гуана (Ли Куана) из семьи Лунси Ли, потомка Лаоцзы, от которого заявляла о своем происхождении императорская семья Ли династии Тан. [31] Енисейские кыргызы и династия Тан начали победоносную успешную войну между 840 и 848 годами, чтобы уничтожить Уйгурский каганат в Монголии и его центр в долине Орхона, используя свои заявленные семейные связи как оправдание для союза. [32] Китайские войска династии Тан под командованием генерала Ши Сюна ранили уйгурского кагана (кагана) Ога, захватили скот, взяли в плен 5 000–20 000 солдат Уйгурского каганата и убили 10 000 представителей Уйгурского каганата 13 февраля 843 года в битве у горы Шаху. [33] [34] [35]
Несколько законов, обеспечивающих расовую сегрегацию иностранцев от китайцев, были приняты ханьцами во времена династии Тан. В 779 году династия Тан издала указ, который заставлял уйгуров в столице носить свою национальную одежду, запрещал им жениться на китаянках и запрещал им притворяться китайцами. Одной из причин, по которой китайцы не любили уйгуров, было то, что они занимались ростовщичеством . [36]
Уйгурские королевства
[ редактировать ]После распада Уйгурского каганата уйгуры покинули Монголию и рассеялись на территории современных Ганьсу и Синьцзяна . В 843 году китайские войска охраняли остатки уйгуров, расположенные в провинции Шаньси , во время восстания, пока не прибыло подкрепление. [37] Позже уйгуры основали два королевства:
Ганьчжоу-Уйгурское королевство , самое восточное государство, образованное народом Югур (870–1036 гг. н.э.), со столицей недалеко от современного Чжанъе в провинции Ганьсу в Китае. Там уйгуры перешли из манихейства в тибетский и монгольский буддизм . В отличие от тюркских народов, живущих дальше на западе, они позже не приняли ислам. Их потомки теперь известны как югуры (или йогиры , югуры и сары-уйгуры , что буквально означает «желтые уйгуры») и отличаются от современных уйгуров. В 1028–1036 гг. н. э. югуры потерпели поражение в кровопролитной войне и были насильно включены в состав Тангутского царства. Эти югуры остались буддистами и не приняли ислам.
Королевство Кочо , созданное в 856–866 годах нашей эры, также называлось государством «Идикут» («Святое Богатство, Слава») и базировалось вокруг городов Кочо (зимняя столица) вблизи Турфана , Бешбалык (летняя столица), Кумула , и Куча . Буддийское государство с поддерживаемым государством буддизмом и манихейством, его можно считать центром уйгурской культуры. Уйгуры спонсировали строительство многих храмовых пещер в близлежащем Безеклике . Они отказались от старого алфавита и переняли письменность местного населения, которая впоследствии стала известна как уйгурская письменность . [38] Идикуты (титул правителей Караходжи) правили самостоятельно, пока не стали вассальным государством кара -киданей . В 1209 году правитель Кара-ходжи Идикут Барчук заявил о своей преданности монголам при Чингисхане , и царство просуществовало как вассальное государство до 1335 года. После того как они подчинились монголам, уйгуры перешли на службу к монгольским правителям в качестве бюрократов. предоставляя опыт, которого не хватало изначально неграмотным кочевникам. [39] Уйгурам Королевства Кочо монголы предоставили значительную автономию, но их нация была окончательно уничтожена монголами Чагатаидами в конце 14 века.
Политики утверждали, что они уйгуры
[ редактировать ]Современные уйгуры утверждают, что правление Кара-Ханидского ханства является важной частью уйгурской культуры и истории. Кара-Ханиды , или династия Караханов (Черных ханов), — государство, образованное конфедерацией карлуков , чигилов , ягмов и других тюркских племен. [40] Некоторые историки утверждают, что Караханиды были связаны с уйгурами Уйгурского каганата через ягмов, народ, связанный с токуз-огузами , хотя другие историки не согласны с этой теорией. [41] Караханидский султан Сатук Бугра Хан (920–956 гг. Н.э.) принял ислам в 934 году, а массовое обращение Караханидов последовало в 960 году. Первая столица Караханидов была основана в городе Баласагун в долине реки Чу, а затем перенесена. в Кашгар .
В период Кара-Ханидов в городах были построены мечети, школы, мосты и караван-сараи. Кашгар, Бухара и Самарканд стали центрами обучения, развивалась тюркская литература. Среди наиболее важных произведений этого периода - «Кутадгу Билиг » («Знание, дающее счастье»), написанное Юсуфом Баласагуни между 1060 и 1070 годами, и «Диван Лугхат ат-Тюрк» («Сборник языков тюрков») автора Махмуд аль-Кашгари , который фактически отличал исламских Караханидов, которых он называл «тюрками-хаганами» или просто «турками», от буддийских уйгуров в Кочо, которых он иногда называл «уйгурскими неверными» и считал врагами. [42] [43] [44] Тазкиры , более поздних периодов, такие как « Тазкира четырех принесенных в жертву имамов» рассказывающая историю ранних Караханидов, помогли сформировать идентичность оседлого тюркского народа Алтишахр , который впоследствии стал современными уйгурами. [45]
После прихода турок-сельджуков в Иран, Караханиды стали их вассалами. Государства Караханидов позже подчинились и служили сюзеренитету кара -киданей , разгромивших сельджуков в битве при Катване . Государства Караханидов окончательно прекратили свое существование, когда они были разделены между Хорезмидами и Кучлугом , узурпатором трона Караханидов.
Большинство уйгурских жителей регионов Беш-Балик и Турфан не принимали ислам до расширения в 15 веке Яркендского ханства , тюрко-монгольского государства-преемника, базирующегося в западном Тариме. До принятия ислама уйгуры были тенгристами , манихейцами, буддистами или христианами -несторианцами .
Монгольский период 1210–1760 гг.
[ редактировать ]Уйгурский идикут Барчух добровольно подчинился Чингисхану (годы правления 1206–1227) и в 1209 году получил его дочь Алтани (ᠠᠯᠲᠠᠨ). [46] С 1260-х годов они находились под прямым контролем династии Юань Великого кагана Хубилая (годы правления 1260–1294). Начиная с 1270-х годов монгольские князья Кайду и Дува из Средней Азии неоднократно совершали набеги на Уйгурстан, чтобы взять под свой контроль Юань. Большинство уйгуров, включая правящую династию, бежали в Ганьсу , находившуюся тогда под властью династии Юань. Уйгурские войска служили монгольской военной машине в Средней Азии, Китае и на Ближнем Востоке. Поскольку уйгуры были одной из многих высокоразвитых наций при монголах, они занимали высокие посты при монгольском дворе. Тата-тунга был первым писцом Чингисхана и вдохновителем уйгурско-монгольской письменности, которую использовали монголы. Основателем Эретны ( 1335–1381) в Анатолии был уйгурский полководец Ильханства . [ нужна ссылка ]
Чагатайское ханство было монгольским правящим ханством, которым управлял Чагатай-хан , второй сын Чингисхана. Улус Чагатая, или наследственная территория, состоял из части Монгольской империи , простиравшейся от реки Или (ныне в восточном Казахстане) и Кашгарии (в западной части Таримской котловины) до Мавераннахра (современные Узбекистан и Туркменистан ). Точная дата перехода контроля над Турфаном и другими областями Уйгурстана к другой монгольской династии, Чагатайскому ханству , неясна. [47] Многие ученые утверждают, что Чагатай-хан (ум. 1241) унаследовал Уйгурстан от своего отца, Чингисхана, в качестве удела в начале 13 века. [48] К 1330-м годам Чагатаиды осуществляли полную власть над Уйгурским королевством в Турфане. [49]
После смерти правителя Чагатайидов Казан-хана в 1346 году Чагатайское ханство было разделено на западную (Трансоксиану) и восточную ( Могулистан / Уйгуристан) половины, которые позже стали известны как «Кашгар и Уйгурстан», по словам балхского историка Махмуда ибн Вали ( Море тайн, 1640). К 1348 году могольский (монгольский по-персидски) хан Туглуг Тимур обратился в христианство вместе со своими 160 000 подданными. Небольшая монгольская династия Кара Дель была основана в Хами, где также жили уйгуры, в 1389 году. [ нужна ссылка ]
Могулистан
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2021 г. ) |
Кашгарский историк Мухаммад Имин Садр Кашгари описал Уйгурстан в своей книге «Следы вторжения» ( Асар аль-футух ) в 1780 году. Власть в западной половине перешла в руки нескольких вождей племен, в первую очередь караунас . Ханы, назначаемые племенными правителями, были всего лишь марионетками. На востоке Туглуг Тимур (1347–1363), малоизвестный чагатаитский авантюрист, взял верх над кочевыми монголами и принял ислам. В 1360 и 1361 годах он вторгся в западную половину в надежде воссоединить ханство. В наибольшей степени чагатаитские владения простирались от реки Иртыш в Сибири до Газни в Афганистане и от Трансоксианы до Таримского бассейна .
Туглуг Тимур не смог полностью подчинить себе племенных правителей. После его смерти в 1363 году Моголы покинули Трансоксиану, и лидер караунов Амир Хусейн взял под свой контроль Трансоксиану. Тимур-э Ланг (Тимур Хромой), или Тамерлан , мусульманин, уроженец Трансоксианы, заявлявший о своем происхождении от Чингисхана, желал контроля над ханством для себя и выступал против Амира Хусейна. Он взял Самарканд в 1366 году и был признан эмиром в 1370 году, хотя официально продолжал действовать от имени чагатайских ханов. На протяжении более трех десятилетий Тимур использовал земли Чагатая в качестве базы для обширных завоеваний, покоряя правителей Герата в Афганистане, Шираза в Персии, Багдада в Ираке, Дели в Индии и Дамаска в Сирии. После победы над турками-османами при Ангоре Тимур умер в 1405 году во время похода на династии Мин Китай . Династия Тимуридов продолжилась при его сыне Шахрукхе , который правил из Герата до своей смерти в 1447 году.
К 1369 году западная половина (Трансоксиана и дальше на запад) Чагатайского ханства была завоевана Тамерланом в его попытке восстановить Монгольскую империю. Восточная половина, в основном находящаяся под территорией нынешнего Синьцзяна, оставалась под властью чагатайских князей, которые в то время были в союзе или находились в состоянии войны с князьями Тимуридов. До 17 века все оставшиеся чагатайские владения попадали под теократический режим уйгурского Апак Ходжи и его потомков — ходжижан , правивших Алтишахром в Таримской котловине .
И Таримский бассейн, и Трансоксиана (на территории современных Узбекистана и Таджикистана ) стали известны как Могулистан или Мугалистан, после того как правящий класс государств Чагатая и Тимуридов произошел от племени «Могол» Доглата. Они были исламизированы и тюркизированы по языку. Этот правящий класс Могол Тимуридов установил правление Тимуридов на Индийском субконтиненте, известном как Империя Великих Моголов .
В восточной части Чагатайского ханства , известной китайским историкам как Восточное Чагатайское ханство и как Могулистан российским историкам, культура Караханидов доминировала в преимущественно мусульманском государстве, и буддийское население бывшего Караходжи Идикут-атэ в значительной степени перешло в мусульманская вера. Все чагатайскоязычные мусульмане, независимо от того, жили ли они в Турфане или Кашгаре, по роду занятий стали известны как моголы (правящий класс), сарты (торговцы и горожане) и таранчи (земледельцы). Это тройное разделение классов среди одного и того же тюркского народа-мусульман существовало и в Трансоксиане, независимо от того, находились ли они под властью Тимуридов или Чагатая.
Восточное Чагатайское ханство было отмечено нестабильностью и междоусобными войнами, Кашгар , Яркант и Комул крупными центрами которого были . Некоторые чагатайские князья вступили в союз с Тимуридами и узбеками Трансоксианы, а некоторые обратились за помощью к калмыкам- буддистам . Чагатайский принц Мирза Хайдар Курган бежал из своей раздираемой войной родины Кашгара в начале 16 века в Тимуридский Ташкент, но был выселен вторгшимися Шейбанидами . Спасаясь под защитой своих двоюродных братьев-моголов-тимуридов, тогда правивших Дели, он получил свой последний пост губернатора Кашмира и написал знаменитый труд «Тарих-и-Рашиди» , широко известный как наиболее полный труд об уйгурской цивилизации во время Восточно-Туркестанского Чагатая. царствовать. [50]
Ходжижане изначально были Ак Таг тарикатом ордена Накшбанди , зародившегося в Тимуридской Трансоксиане. Борьба между двумя выдающимися тарикатами Накшбанди, Ак Тагликом и Кара Тагликом, охватила Восточный Чагатай в конце 17 века. Апак Ходжа одержал победу как национальный религиозный и политический лидер. Последняя правящая чагатайская принцесса вышла замуж за одного из правящих ходжижанских князей (потомков Апака) и стала известна как Ханум-паша. Она правила жестоко после смерти своего мужа и в одиночку убила многих своих соперников из Ходжиджана и Чагатаида. [ нужна ссылка ] Известно, что она сварила заживо последнюю принцессу Чагатаидов, которая могла бы продолжить династию. [ нужна ссылка ] Династия Ходжиджанов погрузилась в хаос, несмотря на жестокость Ханум-паши.
Во время пограничных войн Мин-Турфан китайская династия Мин отразила вторжения Уйгурского королевства Турфан .
Император Чжэндэ из династии Мин имел гомосексуальные отношения с уйгурским мусульманским лидером из Хами . Его звали Сайид Хусейн, и он служил мусульманским надзирателем в Хами во время пограничных войн Мин-Турфан. [51] [52] Помимо отношений с мужчинами, император Чжэндэ также имел отношения с женщинами. Он искал дочерей многих своих чиновников. Другой мусульманин при его дворе, выходец из Средней Азии по имени Ю Юнг, отправлял уйгурских танцовщиц в покои императора в сексуальных целях. [53] Император отдавал предпочтение женщинам некитайского происхождения, например монголам и уйгурам. [54]
была уйгурка Император Чжэндэ был известен тем, что одной из его любимых наложниц . [55] Ее фамилия была Ма, и, как сообщается, она обучалась военному и музыкальному искусству, стрельбе из лука, верховой езде и пению в Туркестане. [56]
Вторжение маньчжурской в династии Цин джунгаров привело к тому, что Цинское военное губернаторство перешло в Илийскую долину к северу от бассейна Тарима. Ходжижанские князья боролись против правления Цин, пока династия Цин не была свергнута Синьхайской революцией . [ нужна ссылка ]
Оккупация и контроль династии Цин 1760–1860-е гг.
[ редактировать ]Династия Цин завоевала Могулистан в 18 веке. [57] Он вторгся в Джунгарию в 1759 году и доминировал в ней до 1864 года. Территория была переименована в Синьцзян вскоре после того, как Цин начал свое господство над джунгарским народом . «По оценкам историков, миллион человек был убит, а земля настолько опустошена, что на ее восстановление потребовалось целое поколение». [58]
широко распространяться работорговля В Синьцзяне начала . Уйгурами управляла система попрошайничества под контролем маньчжурских военных. [ нужна ссылка ]
Хань Хуэй (в настоящее время известные как хуэйские китайцы ) и ханьские китайцы должны были носить очередь , чтобы продемонстрировать лояльность династии, но тюркские мусульмане, такие как Чанто Хуэй (уйгуры) и Сала Хуэй ( салары ), не были обязаны следовать этому обычаю. [59] После вторжения Кашгар в Джахангира Ходжи туркестанские мусульмане попрошайничают, а официальные лица Синьцзяна активно боролись за «привилегию» стоять в очереди, чтобы продемонстрировать свою непоколебимую преданность Империи. Это право было предоставлено высокопоставленным нищим. Рвение тюрков, просящих добровольно носить очередь, контрастировало с желанием хань и хуэй, которых заставляли носить ее. [60]
Китайцы не делали различия между тюрками-уйгурами и среднеазиатскими захватчиками под предводительством Джахангира, убивая турок, которые пытались подкупить китайских граждан и искали у них убежища. Многие китайцы и китайские мусульмане (дунгане) были убиты Джахангиром, поэтому они жаждали мести. [61]
Уйгурский мусульманин Сайид и накшбандийский суфийский мятежник из подотряда Афаки Джахангир Ходжа был зарезан маньчжурами в 1828 году за то, что возглавил восстание против Цин . [ нужна ссылка ]
Семьдесят
[ редактировать ]Во время дунганских восстаний 1864 года , инициированных мусульманами-хуэйцами , тюркские мусульмане подняли восстания в ряде городов, в том числе в Кашгаре , Яркенде , Хотане , Аксу , Куча и Турфане . [62] Затем в 1865 году Хоканди . под предводительством Якуб-бека основали Йеттишар в этом регионе государство [63] и получил признание Османской империи в 1873 году. [64] : 152–153 Правление Якуб-бека не нравилось местной Кашгарии и его тюркским мусульманским подданным из-за строгого правления, высоких налогов и сокращения торговли. [65] [66] [67] [64] : 172
Уйгурские мусульманские силы под командованием Якуб-бека объявили джихад против китайских мусульман под руководством То Мина (То Мина) во время дунганского восстания. Уйгуры считали китайских мусульман шафиитами , а поскольку уйгуры были ханафитами, им следует вести против них войну. Якуб Бег завербовал немусульманское ханьское китайское ополчение под командованием Сюй Сюэхуна (Сюй Сюэхун) для борьбы с китайскими мусульманами. Войска То Мина потерпели поражение от Якуба в битве при Урумчи в 1870 году . Якуб намеревался захватить всю дунганскую территорию. [68] [69] В Кульдже некоторые тюркские мусульмане-таранчи устроили резню китайских мусульман, вынудив их бежать в Или . [70]
В конце 1870-х годов Цин решил отвоевать Синьцзян под руководством генерала Цзо Цзунтана . Когда Цзо Цзунтан двинулся в Синьцзян, чтобы разгромить мусульманских повстанцев под командованием Якуб-бека, к нему присоединился дунган Хуфийа суфийский генерал Ма Анлян и его силы, которые полностью состояли из мусульман- дунган . Ма Анлян и его дунганские войска сражались вместе с Цзо Цзунтаном, атакуя силы мусульманских повстанцев. [71]
18 декабря 1877 года армия Цин вошла в Кашгар, положив конец государству. [72]
Цинское завоевание
[ редактировать ]После этого вторжения Восточный Туркестан был переименован в «Синьцзян» или «Синьцзян», что само по себе означает «Новый доминион» или «Новая территория», но на самом деле его следует называть «Вновь вернувшейся старой территорией» (旧疆新归). сокращено до «Синьцзян» (新疆) на китайском языке империей Цин 18 ноября 1884 года.
Тем временем в Центральной Азии шла «Большая игра» между Россией и Великобританией, в которой бывшие этнические культуры от Афганистана через Таджикистан и Узбекистан до Уйгурстана были разделены. Искусственные границы, проведенные между шиитскими носителями восточно-персидского языка и таджикскими и суннитскими чагатайскими носителями в одной и той же узбекской культурной сфере, дали начало современным таджикским и узбекским национальностям, тогда как довольно схожие сарт-таранчинские популяции вокруг Кашгара (Синьцзян) и Андижана (Узбекистан) разделились. на уйгуров и узбеков к уйгурам относились Турфан , Хами , Корла , Кашгар , Яркант , Енгихиссар , Хотан и Инин , через Таримскую котловину и окраины Синьцзяна.
На протяжении всей династии Цин оседлые уйгурские жители оазисов вокруг Тарима, говорившие на карлукских / староуйгурско - чагатайских известны как таранчи и сарты , находившиеся под властью могулов Ходжиджана диалектах, были в основном . Другие части исламского мира все еще знали эту территорию как Могулистан или восточную часть Туркестана .
Республиканская эпоха 1910–1949 гг.
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2021 г. ) |
Уйгуры идентифицировали себя друг с другом по своему оазису как «кериянцы», «хотанцы» или «кашгари». Советы встретились с уйгурами в 1921 году во время встречи тюркских лидеров в Ташкенте. На этой встрече был учрежден Революционный уйгурский союз (Инкилави Уйгур Итипаки), коммунистическая националистическая организация, которая открыла подпольные секции в основных городах Кашгарии и действовала до 1926 года, когда Советы признали пост-Цинское Синьцзянское правительство и заключили с ним торговые соглашения.
К 1920 году уйгурский национализм стал вызовом китайскому военачальнику Ян Цзэнсиню (杨增新), который контролировал Сяньцзян. турфан Поэт- Абдулхалик , проведший свои ранние годы в Семипалатинске (современный Семей ) и интеллектуальных центрах джадидов в Узбекистане, вернулся в Синьцзян под псевдонимом, который он позже превратил в фамилию: «Уйгур». Он написал националистическое стихотворение «Ойган» , которое открывалось строкой «Эй пекир Уйгур, ойган!» (Эй, бедный уйгур, проснись!) Позже он был замучен китайским военачальником Шэн Шицаем в Турфане в марте 1933 года за разжигание уйгурских националистических настроений посредством своих произведений.
Во время правления Яна в Синьцзяне существовало несколько уйгурских фракций, которые не вступали в браки и были жестокими соперниками. Уйгуры Каратаглик были довольны жизнью под властью Китая, в то время как уйгуры Агтачлык были враждебны китайскому правлению. [73]
Уйгурские активисты за независимость организовали несколько восстаний против правления Цин и Шэн- Гоминьдана . Дважды, в 1933 и 1944 годах, уйгуры успешно восстанавливали свою независимость (при поддержке советского лидера Иосифа Сталина ): Первая Восточно-Туркестанская республика была недолгой попыткой независимости земель вокруг Кашгара , и она была разрушена китайской мусульманской армией под командованием генералы Ма Чжанцан и Ма Фуюань в битве при Кашгаре (1934 г.) . Уйгуры восстали вместе с киргизами, еще одним тюркским народом. Киргизы были злы на китайских мусульман за подавление их киргизского восстания , поэтому они и уйгуры в Кашгаре напали на китайских мусульман вместе с ханьскими китайцами во время своего восстания.
Вторая Восточно-Туркестанская республика существовала с 1944 по 1949 год на территории нынешней Илийско-Казахской автономной округа . Илийское восстание велось Гоминьданом против Второй Восточно-Туркестанской республики, Советского Союза и Монгольской Народной Республики .
1949 – настоящее время
[ редактировать ]
В 1949 году, после того как китайские националисты (Гоминьдан) проиграли гражданскую войну в Китае, правители Второй Восточно-Туркестанской республики отказались формировать конфедеративные отношения в рамках Цзэдуна Мао Китайской Народной Республики ; однако в результате авиакатастрофы погибли многие члены делегации Восточно-Туркестанской Республики. Оставшийся в живых лидер Сайфуддин Азизи вступил в Коммунистическую партию Китая и выразил лояльность КНР. [74] Вскоре после этого генерал Ван Чжэнь двинулся на Восточный Туркестан через пустыню, подавляя восстания против вторжения. Мао превратил Вторую Восточно-Туркестанскую республику в Или-Казахскую автономную префектуру и назначил Азизи первым губернатором Коммунистической партии региона. Многие сторонники республиканцев бежали в изгнание в Турцию и западные страны.
Название Синьцзян было изменено на Синьцзян-Уйгурский автономный район . Уйгуры в основном сконцентрированы на юго-западе Синьцзяна. [75]
В 2004 году уйгуры и другие тюркские народы в изгнании создали правительство Восточного Туркестана в изгнании , заявив, что Китай оккупировал Восточный Туркестан. [76]
Комитет независимых экспертов, связанных с Организацией Объединенных Наций. [77] утверждал, что располагает заслуживающими доверия сообщениями о том, что Китай держит миллионы уйгуров в секретных лагерях, [78] Многие международные СМИ сообщают, что в лагерях для интернированных Синьцзяна содержится около миллиона человек . [79] [80] [81] [82] [83] [84]
24 октября 2018 года BBC опубликовала подробности обширного расследования «тайных лагерей» Китая и того, в какой степени Китайская Народная Республика поддерживает так называемую «правильную мысль». [85]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хронологические названия: Юаньхэ (袁祥), Уху (嚿HU), Ухэ (武祥), Вэйхэ (伟祺), Хуэйхэ (饥祥), Хуэйху (饺).
- ^ Древнетюркское племенное название реконструировано как * Sïqïr Гамильтоном (1962) ; Голден (1992) отождествляет Сидзе 斯結 в Книге Суй с токуз-огузским племенем Сидзе (思結), [20] также упоминается в Старой книге Тан ; [21] Тасагил (1991) предварительно связывает Сиджи 思結 с Изгилом 𐰔𐰏𐰠, упомянутым в Орхонских надписях ; [22] другие (например, Харматта (1962), Лигети (1986), Синор (1990), Зуев (2004) и др. связывают изгилов с западно-тюркским племенем 阿悉結馬 Axijie ~阿悉吉 Axiji и волжскими булгарами суб- племя эскель [23] [24]
- ^ Уху в Бэйши Том 99.
- ^ Хронологические названия: , Цзянькунь , Цзегу Цигу , Гекунь , Хэгу , Хугу , Хэцзеси , Сяцзяси Канны).
- ^ Вуниху в Бэйши , Том 99.
- ^ Хэцзе 曷клип в Бэйши , Том 99.
- ^ Бицянь в Бэйши , том 99.
- ^ Йеда в Бэйши Том 99.
- ^ Нетюркские, ираноязычные люди; согласно Ли и Куангу (2017) «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов», Внутренняя Азия , 19. стр. 201 из 197-239
- ↑ В рукописи Тан Хуйяо есть Гулунвугуконг (2012) исправил страх (конг) на 思 (си) и предложил 屋古思 транскрибировать как Огуз; [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гарднер Бовингдон (2010). «Глава 1 – Использование прошлого для служения настоящему». Уйгуры – чужие на своей земле . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-14758-3 .
- ^ Jump up to: а б Турсун, Набижан (август 2008 г.). «Формирование современной уйгурской историографии и конкурирующие взгляды на историю уйгуров» (PDF) . Ежеквартальный журнал Форума Китая и Евразии . 6 (3): 87–100. ISSN 1653-4212 . Проверено 5 ноября 2017 г.
- ^ «Краткая история Восточного Туркестана» . Всемирный уйгурский конгресс . 2004. Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года.
- ^ «История и развитие Синьцзяна» . Государственный совет Китая .
С тех пор территория вокруг Таримской котловины находилась под управлением уйгурского королевства Гаочан и династии Караханидов, а местные жители объединились с уйгурами, переселившимися на запад. которые заложили основу для последующего формирования уйгурской нации.
- ^ Арик, Каган (2008). Остин, Питер (ред.). Тысяча языков: живые, находящиеся под угрозой исчезновения и утраченные (иллюстрированное издание). Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520255609.
- ^ Олворт, Эдвард А. (1994). Центральная Азия, 130 лет российского господства: исторический обзор . Издательство Университета Дьюка. п. 89. ИСБН 0-8223-1521-1 . «Основная часть уйгуров и, несомненно, вместе с ними небольшое количество тюркютов мигрировали на юго-запад, в Таримскую впадину; меньшее количество групп направилось на юг, в непосредственные соседи амбивалентного Китая, в провинции Гань-Су и Цин-Хай (Кёкё). -nōr), где их потомки до сих пор живут как сары йогуры (желтые уйгуры) и салары».
- ^ Ильдико Беллер-Ханн (2007). Положение уйгуров между Китаем и Центральной Азией. Ашгейт Паблишинг, ООО с. 32. ISBN 978-0-7546-7041-4.
- ^ Сьюзан Дж. Хендерс (2006). Сьюзан Дж. Хендерс (ред.). Демократизация и идентичность: режимы и этническая принадлежность в Восточной и Юго-Восточной Азии . Лексингтонские книги. п. 135. ИСБН 978-0-7391-0767-6 . Проверено 9 сентября 2011 г.
- ^ Джеймс А. Миллуорд; Питер К. Пердью (2004). «Глава 2: Политическая и культурная история региона Синьцзян в конце девятнадцатого века» . В С. Фредерике Старре (ред.). Синьцзян: мусульманская граница Китая . Я Шарп. стр. 40–41. ISBN 978-0-7656-1318-9 .
- ^ Миллуорд, Джеймс А. (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна . Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. п. 14. ISBN 978-0-231-13924-3 .
- ^ А. К. Нараин (март 1990 г.). «Глава 6 – Индоевропейцы во Внутренней Азии». У Дениса Синора (ред.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Издательство Кембриджского университета. п. 153. ИСБН 978-0-521-24304-9 .
- ^ Гарднер Бовингдон (2004). «Глава 14 – Оспариваемые истории». В С. Фредерике Старре (ред.). Синьцзян, мусульманская граница Китая . МЭ Шарп Инкорпорейтед. стр. 357–358. ISBN 978-0-7656-1318-9 .
- ^ Гарднер Бовингдон (2015). «Глава 14 – Оспариваемые истории». В С. Фредерике Старре (ред.). Синьцзян, мусульманская граница Китая . страница без номера, цитата: «Как и китайские историки, уйгуры также прибегают к надуманным интерпретациям... Подобным же образом уйгурский археолог, лингвист и филолог Курбан Вали старается найти несколько «уйгурских» слов, написанных согдийским письмом или харостийским письмом. То, что конкретное слово является уйгурским, а не согдийским словом, поглощенным уйгурским языком, как утверждал бы более скрупулезный лингвист, доказывает, что уйгуры и их язык уже присутствовали в Синьцзяне».
- ^ Питер Б. Голден (1992). «Глава VI – Уйгур Каганте (742–840)». Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . О. Харрасовиц. п. 155 . ISBN 978-3-447-03274-2 .
- ↑ , Глава 138. Оригинальный текст Цзю Удай Ши : Уйгуры — потомки гуннов. Во времена Поздней династии Вэй его звали Те Ле, также известный как Хуэйхэ. На четвертом году правления Юаньхэ в династии Тан хан его страны послал посла, чтобы изменить имя на Уйгурское, и И взял раунд и сражался со скоростью сокола. Перевод: Хуэй Ху [уйгуры], первоначально из рода хунну. Позднее во времена Вэй их также называли Хуэй Хэ . На четвертом году эры Юаньхэ хан их страны послал посла с просьбой. , и имя было изменено на Хуэй Ху . Оно означает поворот и быстрый удар, как сокол.
- ^ Дуань Ляньцинь, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 325–326.
- ^ «Книга династии Суй/Том 84 — Wikisource, бесплатная библиотека . zh.wikisource.org »
- ^ Сурибадалаха, «Новые исследования происхождения монголов», с. 46–47.
- ^ Ченг, Фанги. «Исследование по идентификации тиле (鐵勒) и огурских племен» в Archivum Eurasiae Medii Aevi изд. Т.е. Т. Аллсен, П.Б. Голден, Р.К. Ковалев, А.П. Мартинес. 19 (2012). Harrassowitz Verlag, Висбаден. п. 104-108
- ^ Голден, П.Б. Введение в историю тюркских народов . Серия: Тюркологика (9). п. 156
- ^ Цзю Таншу том. 199б Таким образом
- ^ Тасагил, Ахмет (1991) Göktürks . п. 57 (на турецком языке)
- ^ Добровитц, Михай. «Алтайский мир глазами Византии» в Восточном журнале Академии наук Хунга . Том 64 (4), с. пп. 373–409
- ^ Зуев, Ю.А. (2004) «Самое сильное племя» в материалах международного круглого стола , Алматы, с. 47-48, 53 стр. 31-67
- ^ Теобальд, У. «Хуэйхэ Уйгур, Хуэйху Уйгур, Вейвур Уйгур, Уйгуры» на ChinaKnowledge.de - Энциклопедия по китайской истории, литературе и искусству
- ↑ Тан Хуйяо , том 98 txt: «В начале Тяньбао Хуэйхэ Еху Ибяо Би. Он напал и уничтожил Усумиш-хана, внука тюркского Сяоша. Вскоре после этого он зарекомендовал себя как девятимённый хан. далее у него девять фамилий. Имя из девяти — Хуйхэ. Третье — Хун. Хуй-хо [уйгурский] йабгу И-пяо-пи застал врасплох и уничтожил внука маленького шада тюрков, Озмиша-кагана. Вскоре он стал каганом Чусина. С этого времени и по настоящее время. день они также используют имя Цзю-син [как имя Хуй-хо]: (1) Хуй-хо [уйгуры], (2) Пу-ку, . Хун, (4) Пайе-ку, (5) Дун-ло, (6) Ссу-цзе, (7) Чи-пи — эти семь племен [син-пу] фигурируют в исторических записях с начала династия - (8) А-пу-су, (9) Ку-лунь-у-ку-[конг]. Я [редактор текста] подозреваю, что две последние фамилии [хсин] были поставлены первыми. о равенстве с семью фамилиями после Тянь-бао» (Pulleyblank, 1956; цитируется в Senga 1990:58)
- ^ Сенга, Т. (1990). «Проблема токуз-огузов и происхождение хазар». Журнал истории Азии . 24 (1): 57–69. JSTOR 419253799 .
- ^ Колин Маккеррас, (1972) Уйгурская империя: согласно династическим историям Тан . Канберра: Издательство Австралийского национального университета. п. 55, 12
- ^ Питер Б. Голден (2011), Центральная Азия в мировой истории , Оксфорд, Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. 47, ISBN 978-0-19-515947-9 .
- ^ Гаспарини, Мариакьяра. « Математическое выражение искусства: китайско-иранское и уйгурское текстильное взаимодействие и коллекция текстиля Турфана в Берлине », в книге Рудольфа Г. Вагнера и Моники Джунея (редакторы), Транскультурные исследования , Гейдельбергский университет Рупрехта-Карла, № 1 (2014), стр. 134–163. ISSN 2191-6411 . См. также сноску № 32 . (По состоянию на 3 сентября 2016 г.)
- ^ Дромпп, Майкл Роберт (2005). Танский Китай и распад Уйгурской империи: документальная история . Том. 13 Библиотеки Внутренней Азии Брилла (иллюстрированная ред.). БРИЛЛ. стр. 126, 291, 190, 191, 15, 16. ISBN. 9004141294 .
- ^ Дромпп, Майкл Р. (1999). «Нарушение орхонской традиции: присоединение киргизов к Енисейскому региону после 840 г. н.э.» . Журнал Американского восточного общества . 119 (3): 390–403. дои : 10.2307/605932 . JSTOR 605932 . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ Дромпп, Майкл Роберт (2005). Танский Китай и распад Уйгурской империи: документальная история . Том. 13 Библиотеки Внутренней Азии Брилла (иллюстрированная ред.). БРИЛЛ. п. 114. ИСБН 9004141294 .
- ^ Дромпп, Майкл Р. (2018). «УЙГУРО-КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ 840-848 ГГ.» . В «Космо», Никола Ди (ред.). Война в истории Внутренней Азии (500–1800 гг.) . Справочник востоковедения. Секция 8 Уральские и центральноазиатские исследования. БРИЛЛ. п. 92. ИСБН 978-9004391789 .
- ^ Дромпп, Майкл Р. (2018). «УЙГУРО-КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ 840-848 ГГ.» . В «Космо», Никола Ди (ред.). Война в истории Внутренней Азии (500–1800 гг.) . Справочник востоковедения. Секция 8 Уральские и центральноазиатские исследования. БРИЛЛ. п. 99. ИСБН 978-9004391789 .
- ^ Шафер, Эдвард Х. (1963). Золотые персики Самарканда: исследование танской экзотики . Издательство Калифорнийского университета. п. 22. ISBN 978-0-520-05462-2 . Проверено 6 ноября 2017 г.
- ^ Дон Дж. Вятт (2008). Фронты боевых действий реальные и воображаемые: война, граница и идентичность в средний период Китая . Макмиллан. п. 51. ИСБН 978-1-4039-6084-9 . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Святополк Соучек (2000). «Глава 4 – Уйгурское королевство Кочо». История Внутренней Азии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-65704-4 .
- ^ Святополк Соучек (2000). «Глава 7 – Монголы-завоеватели». История Внутренней Азии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-65704-4 .
- ^ Золотой, Питер. Б. (1990), «Караханиды и ранний ислам», Синор, Денис (редактор), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , Cambridge University Press, ISBN 0-521-24304-1
- ^ Миллуорд, Джеймс А. (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна . Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. стр. 52–53. ISBN 978-0-231-13924-3 .
- ^ Махмуд аль-Кашдари. (1982) «Диван Лугат ат-Тюрк». Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы . Часть I. п. 75-76, 82-88, 139-140; Часть II. п. 103, 111, 271-273
- ^ Голден, Питер, Б. «Тюркский мир в Махмуде аль-Кашгари» . Дж. Бемманн и М. Шмаудер (ред.), Сложность взаимодействия в Евразийской степной зоне в первом тысячелетии нашей эры. Империи, города, кочевники и фермеры в Бонне. Вклад в азиатскую археологию 7 (Бонн: До- и ранняя историческая археология, Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität Bonn, 2015), с. 506 511 519 стр. 503-555
- ^ Роберт Данкофф (2008). От Махмуда Кашгари до Эвлии Челеби . Исис Пресс. п. 35. ISBN 978-975-428-366-2 .
Мы покатались на лодке и переправились через Илу (большую реку); затем мы направились в сторону Уйгура и завоевали Минглак.
- ^ Тум, Риан (6 августа 2012 г.). «Модульная история: сохранение идентичности до уйгурского национализма» . Журнал азиатских исследований . 71 (3): 627–653. дои : 10.1017/S0021911812000629 . S2CID 162917965 . Проверено 29 сентября 2014 г.
- ^ Томас Т. Аллсен - Династия Юань и уйгуры в Турфане: Ред. Моррис Россаби, Китай среди равных: Среднее царство и его соседи, 10-14 века, стр. 246.
- ^ Томас Т. Аллсен - Династия Юань и уйгуры в Турфане: Ред. Моррис Россаби, Китай среди равных: Среднее царство и его соседи, 10-14 века, стр. 258.
- ^ Бартольд-Четыре этюда, стр. 43–53.
- ^ Дай Мацуи - Монгольский указ Чагатаидского ханства, обнаруженный в Дуньхуане, стр.166
- ^ PHI Персидская литература в переводе .
- ^ Брет Хинш (1992). Страсти с отрезанным рукавом: мужская гомосексуальная традиция в Китае . Издательство Калифорнийского университета. п. 142. ИСБН 978-0-520-07869-7 . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ Французское общество сейзимистов (1997). Новый обзор шестнадцатого века, тома 15–16 . Дроз. п. 14 . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ Ассоциация азиатских исследований. Комитет проекта биографической истории Мин, Лютер Кэррингтон Гудрич, Чао-ин Фан (1976). Биографический словарь Мин, 1368–1644 гг . Издательство Колумбийского университета. п. 309. ИСБН 978-0-231-03801-0 . Проверено 28 ноября 2010 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Фредерик В. Моут (2003). Императорский Китай 900–1800 гг . Издательство Гарвардского университета. п. 657. ИСБН 978-0-674-01212-7 . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ Питер К. Пердью (2005). Китай марширует на запад: цинское завоевание Центральной Евразии . Издательство Гарвардского университета. п. 64. ИСБН 978-0-674-01684-2 . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Ассоциация азиатских исследований. Комитет проекта биографической истории Мин, Лютер Кэррингтон Гудрич, Чжаоин Фан (1976). Биографический словарь Мин, 1368–1644, Том 2 . Издательство Колумбийского университета. п. 314. ИСБН 978-0-231-03801-0 . Проверено 28 ноября 2010 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Карта Китая
- ^ Тайлер, Кристиан. (2003). Дикий Запад Китая: нерассказанная история пограничной земли , Джон Мюррей, Лондон. ISBN 0-7195-6341-0 . п. 55.
- ^ Моррис Россаби (2005). Управление многонациональными границами Китая. Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-98412-0 . п. 22.
- ^ Джеймс А. Миллуорд (1998). За перевалом: экономика, этническая принадлежность и империя в Цинской Центральной Азии, 1759–1864 гг. Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-2933-6 . п. 204.
- ^ Кристиан Тайлер (2004). Дикий Запад Китая: укрощение Синьцзяна. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 0-8135-3533-6 . п. 68.
- ^ Джеймс А. Миллуорд (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна . Издательство Колумбийского университета . п. 117. ИСБН 978-0-231-13924-3 .
- ^ Александр Андреев (2003). Советская Россия и Тибет: разгром тайной дипломатии, 1918-1930-е годы . Издательство «Брилл» . п. 16 . ISBN 9004129529 – через Google Книги .
- ^ Jump up to: а б Ким, Ходонг (2004). Священная война в Китае: мусульманское восстание и государство в китайской Центральной Азии, 1864–1877 гг . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 9780804767231 .
- ^ Деметриус Шарль де Кавана Булджер (1878). Жизнь Якуб-бека: Аталик гази и Бадаулет; Амир Кашгара . Лондон: WH Аллен. п. 152 . Проверено 18 января 2012 г.
. Как выразился один из них патетическим языком: «Во времена китайского правления было все, сейчас нет ничего». Говорящим это предложение был не купец, которого можно было бы ожидать угнетающим падением торговли, а воин, сын и наследник вождя. Если ему военная система Якуб-бека казалась неудовлетворительной и утомительной, то что же она должна была показаться тем более мирным подданным, для которых торговля и обмен были как дыхание их ноздрей?
- ^ Вольфрам Эберхард (1966). История Китая . Книги с простой этикеткой. п. 449. ИСБН 1-60303-420-Х . Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ Линда Бенсон; Ингвар Сванберг (1998). Последние кочевники Китая: история и культура казахов Китая . Я Шарп. п. 19 . ISBN 1-56324-782-8 . Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ Джон Кинг Фэрбенк ; Гуан-цзин Лю ; Денис Криспин Твитчетт (1980). Поздний Цин, 1800–1911 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 223. ИСБН 978-0-521-22029-3 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Джон Кинг Фэрбенк; Гуан-цзин Лю; Денис Криспин Твитчетт (1980). Поздний Цин . Издательство Кембриджского университета. п. 224. ИСБН 978-0-521-22029-3 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Великобритания. Парламент. Палата общин (1871 г.). Отчеты и документы Палаты общин . Заказал распечатку. п. 35 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Лэнни Б. Филдс (1978). Цзо Цзун-тан и мусульмане: государственное управление на северо-западе Китая, 1868-1880 гг . Известняковый пресс. п. 81. ИСБН 0-919642-85-3 .
- ^ Г. Дж. Олдер (1963). Северная граница Британской Индии 1865-95 гг . Лонгманс Грин . п. 67 – через Интернет-архив .
- ^ Эндрю Д. У. Форбс (1986). Полевые командиры и мусульмане в китайской Центральной Азии: политическая история республиканского Синьцзяна 1911–1949 гг . Кембридж, Англия: Архив CUP. п. 34. ISBN 978-0-521-25514-1 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Ван, Кэ-вэнь (1998). Современный Китай: энциклопедия истории, культуры и национализма. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0815307209 с. 103.
- ^ Данные об этническом населении Китая по переписи 2000 года, Издательство Ethnicities, 2003/9 ( ISBN 7-105-05425-5 )
- ^ Бовингон, Гарднер (2010). Уйгуры: чужие на своей земле . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 150. ИСБН 9780231519410 . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ «КОМИТЕТ ПО ЛИКВИДАЦИИ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ» . Управление Верховного комиссара ООН по правам человека . Проверено 7 ноября 2019 г.
- ^ «Комитет по ликвидации расовой дискриминации рассматривает доклад Китая» . Управление Верховного комиссара ООН по правам человека . Проверено 7 ноября 2019 г.
- ^ «Бывшие узники китайских мусульманских лагерей «перевоспитания» рассказывают о «промывании мозгов» и пытках» . Вашингтон Пост . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ «Исламские лидеры ничего не говорят о лагерях для интернированных мусульман в Китае» . Внешняя политика . Проверено 24 июля 2018 г.
- ^ «Как выглядит внутри одного из китайских лагерей перевоспитания» . NPR.org . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 22 мая 2018 г.
- ^ «Власти Кашгарского Синьцзяна задерживают уйгуров в «открытых лагерях политического перевоспитания» » . Радио Свободная Азия . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ «Шокирующие подробности стали известны из китайских лагерей перевоспитания мусульман» . axios.com . 18 мая 2018 года . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ «Появляются подробности о системе лагерей перевоспитания в Синьцзяне» . Китайская цифровая газета Times . Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ Скрытые лагеря Китая , BBC.