Токуз Огуз
Токуз Огуз [ а ] был политическим союзом девяти тюркских Тиле племен во Внутренней Азии в период раннего средневековья . Токуз-огузы были консолидированы и подчинены Первому Тюркскому каганату (552–603 гг.) и оставались союзом девяти племен после распада каганата.
История тюркских народов до XIV века. |
---|
Огуз – тюркское слово, означающее «община», а токуз – «девять». Точно так же карлуки , возможно, были известны как Üç-Oğuz – üç означает «три». [ 3 ] Корень обобщенного этнического термина "огуз" - ог- , что означает "род, племя"; которое, в свою очередь, по мнению Кононова, происходит от древнетюркского слова ög, означающего «мать» (однако Голден считал такое дальнейшее происхождение невозможным). [ 4 ] Первоначально огуз обозначал «племена» или «племенной союз», а со временем стал этнонимом.
Токуз-огузы, возможно, впервые упоминаются в орхонских надписях, написанных в 730-х годах. Девять племен были названы в китайской истории как Хуэйхэ / Уйгур, Пугу , Хун , Байегу/ ), Тонглуо , Сидзе , Киби , А-Буси и. Гулунвугуси (Gulunwugusi). [ 5 ] Названы первые семеро, жившие к северу от пустыни Гоби. [ 6 ] – были доминирующими, тогда как А-буси и Гулунвугу(си) возникли позже и были приняты на равных с остальными некоторое время после 743 года. А-Буси, по-видимому, возникли как субплеменная группа внутри Сидзе [ 7 ] [ 8 ] и гулунвугу(си) как сочетание двух других племен. [ 9 ]
Последний Гёктюрк- каган Бильге считал токуз-огузов «[своим] народом». В надписях Кул-Тигина также упоминается, что Гектюрки и Токуз-огузы сражались пять раз в году. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
𐱃𐰸𐰆𐰕:𐰆𐰍𐰕:𐰉𐰆𐰑𐰣:𐰚𐰤𐱅𐰃:𐰉𐰆𐰑𐰣𐰢:𐰼𐱅𐰃:𐱅𐰭𐰼𐰃:𐰘𐰃𐰼:𐰉𐰆𐰞𐰍𐰴𐰃𐰤:𐰇𐰲𐰇𐰤:𐰖𐰍𐰃:𐰉𐰆𐰡𐰃
Токуз Огуз эта земля была хороша для всего раннего клада.
«Девять огузов были моими людьми. Из-за того, что небо смешалось с землей, они стали врагами».
Точно так же иностранные источники предполагали политическую ассоциацию некоторых племен токуз-огузов с Гектюрками. В хотанском сакском тексте о турках в Ганьчжоу упоминается saikairä ttūrkä chārä (<OTrk. * sïqïr türk çor ). Тюрки-Сыкиры в согдийских документах отождествлялись с Сикари, а также с Сиджие . [ 13 ] [ 14 ] которые упоминались как Туцзюэ Сидзе 突厥思結 в Цзычжи Тунцзянь . [ 15 ] [ 16 ] Среди восточнотюркских племен, населявших южнее пустыни Гоби, [ б ] Тан Хуйяо перечислил Сидзе (ошибочно переведенное как Энцзе 連), проживавших в военной провинции Лушань: [ 18 ] и Фули , который жил в той же провинции дзими Дайлин, что и отколовшееся от Сиджи племя А-Буси. [ 19 ] [ 20 ] Фули (-ю) (吐利[ю]) или Фули(-дзю) (волти [инструмент]), [ 21 ] можно было идентифицировать как Фулуо (覆羅). в других китайских источниках [ 22 ] [ 23 ] и Бёкли-Чолигиль (OTrk. 𐰋𐰇𐰚𐰲𐰃:𐰲𐰇𐰠𐰏𐰠), которые появились на надписи Кюль-тегин и, как предполагается, произошли от тунгусского Мохэ , [ 24 ] корейцы , [ 25 ] [ 26 ] или этнические тюркские народы . Кенжеахмет (2014:297-299) связывает отколовшееся от Сиджи племя Абуси (< OTrk. * Abïz ) с фули (< OTrk. * Bükeli < büke "змея, дракон" + координирующий соединительный суффикс -li , возможно). [ 27 ] [ с ]
Другой список из девяти имен — Яолуогэ (лекарство Луо Гэ) (<OTrk. 𐰖𐰍𐰞𐰴𐰺 Яглакар ), Худуогэ (Ху Дуогэ), Гулуоу (啒罗不), Могесици (芊歌西讫), А-Вуди (Аву Ди)) , Геса , [ д ] Хувасу (薛嗢素), Яовуге (药无狗) и Сияу (祥奚无) - появились в Старой книге Тан. [ 35 ] и Новая книга Тан . [ 36 ] Согласно Ханеде (1957), Токуз Огуз представлял собой группу из девяти кланов под руководством Яглакара, входивших в уйгурское племя. [ 37 ] Напротив, Голден (1992) предположил, что Токуз Огуз был группой из девяти племен Тан Хуйяо во главе с уйгурами, которые, в свою очередь, включали девять подплемен во главе с Яглакаром. [ 38 ] В надписи Шайн Усу упоминается, что Яглакар правил Он-Уйгурами «Десятью [-племенами] Уйгуров» и Токуз-Огузами «Девятью [-Племенами] Огузов». [ 39 ] Между тем, Хасимото, Катаяма и Сенга предполагают, что список Тан Хуйяо (во главе с уйгурами) содержал имена собственно племен токуз-огузов, в то время как каждое имя в двух списках (во главе с Яглакаром) в «Книгах Тан» записывало каждую фамилию каждый из девяти вождей подплемени (например, уйгуров фамилия вождя - Яглакар ; Сиджи фамилия вождя - Геса и др.). [ 40 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Древнетюркский : Турецкий: Турецкий , латинизированный: Toquz Oγuz ; Китайский : Китайский ; пиньинь : Цзю Син ; горит. «Девять фамилий»; Тибетский : Шесть костей девять , Уайли : наркотическая кость дгу , букв. « Турки девяти костей » [ 1 ] [ 2 ]
- ^ Добровиц (2004:259) также включил киби в число этих восточнотюркских племен; Статус киби как восточно-тюркского племени не был очевиден в тексте Тан Хуйяо, в котором лишь упоминалось сходство между лошадьми киби и гектюрков к югу от пустыни Гоби . [ 17 ]
- ^ Читая этоним 𐰋𐰇𐰚𐰲𐰃:𐰲𐰇𐰠𐰏𐰠 как Бюкли-Чёл-Игил , Кенжеахмет далее связывает Абуси и Фули с Сиджие, основываясь на своей ошибочной интерпретации Зуева, что Зуев реконструировал древнетюркский игил для Сиджи 思結, когда на самом деле Зуев реконструировал древнетюркский игил для Сиджиэ 奚結, жившего к северу от реки Хелианжи. [ 28 ] [ 29 ]
- ^ Данлоп (1954) связывает Гесу Цзюсин 葛薩 с хазарами ; [ 30 ] Однако в диссертации Данлопа есть несколько проблем: китайские источники связывают хазар с гёктюрками не с Токузом Огузом, называя их Туджуе Кеса бу Тюркские Хазары/ Туджуе ХисаТурхукса. [ 31 ] ( Туджуэ 突厥 тогда еще использовался для гектюрков и их отколовшихся групп, а не для всех тюркских народов. [ 32 ] ); слог Ха- в Хазаре транскрибировался китайскими иероглифами 可 Kě (< LMC & EMC * kʰa Х ) & 曷 Hè (< LMC * xʱat < EMC * ɣat ), а Qa- в Qasar с 葛 Gè (< LMC & EMC * kat ); Византийский историк Феофан Исповедник упомянул хазарского военачальника Зибеля, [ 33 ] которого отождествляли с западнотюркским лидером Кюлюгом Сибиром . [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мемориальный комплекс Культегина, TÜRK BITIG
- ^ Вентури, Федерика (2008). «Старый тибетский документ об уйгурах: новый перевод и интерпретация». Журнал истории Азии . 1 (42): с. 24 стр. 1-35
- ^ Гумилев Л.Н. Древние тюрки , Москва, 'Наука', 1967, Гл.5 http://gumilevica.kulichki.net/OT/ot5.htm [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Голден, БП «Ок и Огур ~ Огуз», Тюркские языки, 16/2 (2012), с. 183–188
- ^ Теобальд, У. «Хуэйхэ Уйгур, Хуэйху Уйгур, Вейвур Уйгур, Уйгуры» на ChinaKnowledge.de - Энциклопедия по китайской истории, литературе и искусству
- ^ Цзю Таншу Том 199 нижний txt «Поскольку турки стали сильными и могущественными, графства Тиле были рассредоточены и становились все более слабыми. В начале Удэ существовали [...] Циби , Хуэйхэ , [... ] Пугу и Барьегу все массы постепенно районы Тиле разделены и рассеяны , сокращаются ослабевают и « Поскольку Туцзюэ сильны и процветают , . » ..] Пугу , Байегу , Тонглуо , Хун , Сидзе и т. д. разбросаны к северу от пустыни ».
- ^ Старая книга Тан ( том 199b «Тиеле» ) и Тан Хуйяо, том. 73 упоминается, что провинция Дайлинь ( 蹛 林州) была основана на территории отколовшегося племени Сидзе (思結別部).
- ↑ Старая книга Тан ( т. 195 «Хуэйхэ» ) упоминает, что провинция Гуйлинь ( 歸 林州) была основана на территории племени А-Буси (阿布思)
- ^ Колин Маккеррас (март 1990 г.). «Глава 12 - Уйгуры». У Дениса Синора (ред.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Издательство Кембриджского университета. п. 320. ИСБН 978-0-521-24304-9 .
- ^ Эргин 1970:81
- ^ День 2002/2: 263
- ^ Надпись Бильге-Кагана в Тюрик-Битиг
- ^ Бейли, HW (1949) «Хотанские тексты о турках в Канцу» в Asia Major New Series 1.1, стр. 50 стр. 28-52
- ^ Бейли, HW "Сборник Сталь-Гольштейна" (1951) в Asia Major New Series 2.1, стр. 19 стр. 1-45
- ^ Сыма Гуан и др. Цзыжи Тунцзянь, том 196.
- ^ Зуев, Ю. «Конные тамги вассальных княжеств» (Перевод китайского сочинения «Танхуйяо» 8-10 веков), Академия наук Казахской ССР, Алма-Ата, 1960, с. 114 (на русском языке)
- ^ Тан Хуйяо, том 72. txt «Конь Циби. Похож на Цинань Тюрк».
- ^ Цзю Таншу, Том 199b Тиле.
- ^ Тан Хуйяо, том 72 txt «Лошади крыла Фули, то есть лошади Туцзюэ к югу от пустыни. [Они обитали] к северу от гор Ганмолиши, в современной провинции Дайлинь. Тамга [напоминает] [персонажа] дона. т"
- ^ Добровитс, М. «Тридцать племен тюрков» в Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hung. Том 57 (3), с. 259 стр. 257–262 (2004).
- ^ Суйшу Том. 51
- ^ Тонгдиан том. 199 Тиле
- ^ Zuev, (1960) p. 110
- ^ Йылдырым, Куршат. (2019) «Некоторые мнения о роли народа мохэ 靺鞨 в культурных и этнических отношениях между тунгусскими, тюркскими и монгольскими народами» в «Конкурирующих повествованиях между кочевым населением и их оседлыми соседями» Studia Uraltaica , 53, под ред. Чэнь Хао, Сегед, стр. 327–332».
- ↑ Надпись Кюль-тегин, примечание 139, в Тюрике Битиге.
- ^ Хеннинг, В. (1948). Датировка древних согдийских письмен. Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, 12(3/4), с. 611 стр. 601-615.
- ^ Кенжеахмет, Нурлан (2014). ""Этнонимы и топонимы древнетюркских надписей в китайских источниках". Studia et Documenta Turcologica . II: стр. 297-299 стр. 287-216.
- ↑ Тан Хуйяо, Том 72 «Лошади Сицзе, т.е. лошади Туцзюэ юга» пустыни [Гоби] Они обитали к югу от гор Цзифу, к северу от реки Хэляньчжи, ныне [в] провинции Цзилу. [персонаж] 徳"
- ^ Зуев, Ю.А. (2002) Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии Дайк-Пресс, Алматы. п. 45 (на русском языке)
- ^ Данлоп, Дуглас Мортон (1954). История еврейских хазар . Нью-Йорк: Schocken Books. п. 34-40
- ^ Голден, ПБ (2007). «Хазароведение: достижения и перспективы». В Голдене, Питер Б.; Бен-Шамай, Аггей; Рона-Тас, Андраш (ред.). Мир хазар: новые перспективы . Справочник востоковедения. 17. БРИЛЛ. п. 16–17 стр. 7–57.
- ^ Ли, Джу-Юп (2016). «Историческое значение термина тюрк и природа тюркской идентичности чингизидских и тимуридских элит в постмонгольской Центральной Азии» . Центрально-Азиатский журнал 59(1-2): с. 103–105 стр. 101–32.
- ^ Хроника Феофана Исповедника: Византийская и Ближневосточная история 284-813 гг. Н. Э. (1997). перевод Сирила Манго и Роджера Скотта при содействии Джеффри Грейтрекса. Кларендон Пресс, Оксфорд. п. 447
- ^ де ла Васьер, Этьен «Зибель Каган идентифицирован» в К. Цукермане (ред.), Constructing the 7th Century (Travaux et memoires 17) , Париж, 2013, стр. 741–748
- ^ Цзю Таншу Том 195.
- ^ Синь Таншу Том. 217а
- ^ Ханэда Туру, «Обсуждение отношений между Кусё Хуидзу и Токузом Оузом», 1957:341.
- ^ Голден, П.Б. (1992) Введение в историю тюркских народов, с. 156-157
- ^ Голден, П.Б. «Вечные камни»: историческая память и представления об истории среди ранних тюркских народов» под ред. И. Пунавала, Турки на Индийском субконтиненте, в Центральной и Западной Азии (Нью-Дели: Oxford University Press-Дели, 2017): с. 16, 51 из 3–63.
- ^ Сенга, Т. (1990). «Проблема токуз-огузов и происхождение хазар». Журнал истории Азии . 24 (1): 57–69. JSTOR 419253799 .