Динлинг
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2010 г. ) |
Динглинг [ а ] были древним народом, появившимся в китайской историографии в контексте I века до нашей эры.
Динлинги считаются одним из первых тюркоязычных народов . [ 1 ] [ 2 ] Также предполагалось, что они были предками носителей тунгусского языка среди более позднего народа Шивэй . [ 3 ] [ 4 ] или связаны с носителями на-дене и енисейского языка . [ 5 ]
Современные археологи относят динглингов к восточно-скифскому горизонту , а именно к тагарской культуре . [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Этноним «Динглинг» рассматривается современными учеными западного мира как взаимозаменяемый с этнонимом «Тиеле» , которые считаются потомками Динглингов. [ 7 ] [ 8 ] Китайские историографы считали, что «Тиеле» - это ошибочная транскрипция, связывали их с древним Красным Ди (狄翟) и записывали различные имена, такие как Дили (狄历), Гаоче (高車) или Чили (敕勒). [ 9 ] [ 10 ]
Некоторые современные ученые, в том числе Питер Б. Голден , теперь полагают, что все эти этнонимы, описанные китайцами, происходят от алтайских экзонимов, описывающих колесные транспортные средства, причем «Динглинг», возможно, является более ранним переводом слова Туоба (*tegreg), означающего « вагон». [ 11 ]
Питер Голден также писал, что «Гаоче» или «высокие телеги» могут быть переводом « Динглинг и др.». [ 12 ] Эдвин Пуллибланк пишет, что «Высокая тележка» - это лишь один из нескольких вариантов экзонимов, которые в конечном итоге отражают оригинальное тюркское значение слова «Динглинг», которое, возможно, происходит от *Tägräg, что означает «круг, обруч». [ 13 ]
Происхождение и миграция
[ редактировать ]
Вейлюэ упомянул три группы Динлинга: [ 14 ]
- одна группа к югу от Мацзин (馬脛, буквально: «Лошадиные [люди]»), к северу от Канджу и к западу от Усуня ;
- другой юг Северного моря, известный как озеро Байкал ;
- и еще один север от хунну , соседствующий с Куши (озером), Хуньюнем (озером), Гекун (озером) и Синьли (озером), все из которых когда-то были завоеваны хунну. [ 15 ]
Мерфи (2003) предполагает, что страна Динглингов находилась в Минусинской котловине на реке Енисей . [ 16 ] таким образом, недалеко от местонахождения группы Динлин, которая соседствовала с народами Канджу, Усунь и Консконогими. Динлинг постепенно двинулся на юг, в Монголию и северный Китай . На протяжении веков они были огромной независимой ордой, но позже были побеждены и временно стали подданными Империи хунну . [ 17 ] [ 18 ] и, таким образом, предположительно связаны с захватчиками, известными как гунны . на западе [ 19 ] Одна группа, известная как Западный Динлинг, осталась на территории, которая впоследствии стала Казахстаном , в то время как другие, изгнанные из Монголии Жужанью , поселились в Таримской котловине в V веке и взяли под свой контроль Турфан .

У динглингов было воинственное общество, состоящее из торговцев, охотников, рыболовов и собирателей, ведущих полукочевой образ жизни в южно-сибирском горно -таежном регионе от озера Байкал до северной Монголии. Некоторые древние источники утверждают, что Ди или Чжай (翟) было принято в качестве названия группы, потому что семья Чжай была правящим домом на протяжении веков. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
Другие источники утверждают, что их могли соотносить с Гуйфаном , северным племенем, которое появляется в надписях на костях оракула из Иньсюя . [ 25 ]
Согласно « Истории гаочэ Вэй Шоу » (6 век), происхождение Динлинга можно проследить до Чиди (赤狄) (букв. Красный Ди), которые жили в северном Китае в период весны и осени . В Мози упоминается в общей сложности восемь родственных групп Ди, из которых известны только «Красная Ди» (赤狄, Чиди), «Белая Ди» (白狄, Байди) и «Высокая Ди» (長狄, Чангди). . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
К северу от империи хунну и территорий Динлин, в верховьях Енисея в районе Танну Урянхая , жил гекун (鬲昆), также известный как енисейские киргизы в более поздних записях . Дальше на запад, у реки Иртыш , жили Хуцзе (呼揭). Другие племена, жившие в составе хунну, такие как хунью (浑庾), цюше (屈射) и синьли (薪犁), упоминаются в китайских записях только один раз, и их точное местонахождение неизвестно. [ 29 ] [ 30 ]
Во 2 веке до нашей эры динглинги стали подданными Моду Чаньюя вместе с 26 другими племенами, включая юэчжи и усунь . [ 31 ]
Динлинг и хунну
[ редактировать ]Динлинги сначала были порабощены хунну , но последние постепенно ослабли. В 71 г. до н. э., после многочисленных конфликтов между китайцами и хунну, Динлин во главе с Чжай Цзинь с помощью соседних племен воспользовался возможностью, чтобы восстать. С 63 по 60 г. до н.э., во время раскола внутри правящего клана сюнну Луанти (挛鞮), Динлины атаковали сюнну вместе с усунями с запада при поддержке китайцев с юга и ухуаней с юго-востока. [ 32 ]
В 51 году до нашей эры динглинги вместе с хуцзе и гекун были разбиты хунну под командованием Чжижи Чаньюя на пути в Канджу . В течение следующего столетия, возможно, было больше восстаний, но единственное зарегистрированное произошло в 85 году, когда вместе с сяньбэями они совершили последнюю атаку на хунну, и Динлин восстановил свою власть под руководством Чжай Ин. [ 33 ] После этого, под давлением Динлинга, оставшиеся северные сюнну и туоба сформировали конфедерацию вождя сяньбэй Таншихуая (檀石槐). После его смерти в 181 году сяньбэй двинулись на юг, а их место в степи заняли динглинги.
Некоторые группы динглингов, называемые древними китайцами Западными динглингами, начали мигрировать в Западную Азию, но поселились в Канджу (康居), современных Казахстане и Узбекистане . Конкретного источника, где бы они поселились, нет, но некоторые утверждают, что это озеро Зайсан (宰桑 или 斋桑).
Ассимиляция
[ редактировать ]Между недолговечной конфедерацией Сяньбэй в 181 году и основанием Жужаньского каганата в 402 году был длительный период без племенной конфедерации в степи. В этот период часть динглингов ассимилировалась с северными сюнну, навсегда расселившись дальше на юг. [ 34 ] Другая группа, насчитывающая около 450 000 человек, двинулась на юго-восток и влилась в Сяньбэй.
Некоторые группы динглингов поселились в Китае во время Ван Манга правления . По данным Weilüe , еще одна группа динглингов сбежала в западную степь Казахстана, получившую название Западный динглинг. [ 35 ] Примерно в III веке динглинги, живущие в Китае, начали брать такие фамилии, как Чжай или Ди (翟), Сяньюй (鲜于), Ло (洛) и Ян (严). [ 36 ] Эти динглинги стали частью южных племен хунну, известных как Чили (赤勒), в III веке, от чего и произошло название Чили (敕勒).
В период Шестнадцати Королевств хан Западного Динлинга Чжай Бинь (翟斌) возглавлял свои орды, мигрировал из Казахстана в Центральный Китай, служил под началом бывшего Цинь , после серии заговоров Чжай Бинь был предан бывшим Цинь, чтобы избежать дворян Цинь. Дальнейшие попытки привели к восстанию против бывшей династии Цинь. Муронг Чуй (慕容垂), лидер Сяньбэй при дворе бывшего Цинь, был назначен высшим командующим армией бывшей Цинь. Ожидалось, что он подавит восстание, но, убежденный Чжай Бином, присоединился к своему мятежу против бывшего Цинь. К их мятежу также присоединились несколько других племен Сяньбэй, которые сформировали лиги Анти-Цинь. По предложению Чжай Биня Муронг Чуй был избран лидером лиг. Ближе к концу того же года Муронг Чуй провозгласил себя королем Яна (燕王), оставил Чжай Биня новым лидером лиги и поставил перед дилеммой войны, позже Муронг Чуй разорвал союз с лигами, убил Чжай Биня и его три сына в засаде. Его племянник Чжай Чжэнь (翟真) унаследовал орду, был избран новым лидером лиги, стремясь отомстить, но позже был убит своим военным советником Сяньюй Ци (鲜于乞), Сиань не убежал далеко, был пойман После того, как солдаты были казнены, лиги избрали двоюродного брата Чжай Чжэня Чжай Чэна (翟成) новым лидером, но позже он также был убит шпионом Яна, а затем Чжай Ляо (翟辽) стал новым лидером орды Динлин. При поддержке Лиг он основал государство Вэй , династию Динлин в Китае в современной провинции Хэнань. [ 37 ]
Около четверти кланов Туоба имеют имена, подобные тем, которые встречаются у более поздних племен Гаоче и Тиле. Среди них Хэгу высокий статус сохранили кланы (紇骨) и Ичжан (乙旃).
Между 4 и 7 веками название «Динглинг» постепенно исчезло из китайских записей, что совпало с возникновением Уйгурского каганата . [ 38 ]
Культурные и лингвистические теории
[ редактировать ]Было предложено несколько теорий о взаимосвязи между динглингами и древними и живыми культурами, основанными на лингвистических, исторических и археологических данных.
Тюркская гипотеза
[ редактировать ]Динлинги считаются одним из первых тюркоязычных народов . [ 39 ] [ 40 ]
Вейлюэ записывает слово Динлинг, обозначающее песца (vulpes lagopus), как 昆子 kūnzϐ ( среднекитайский (ZS): * kuən-t͡sɨ Х < Ранний среднекитайский: * kwən-tsɨ'/tsi' < Восточно-ханьский китайский : * kûn-tsəʔ ), который предположительно происходит от прототюркского * qïrsaq ~ * karsak . [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
Тунгусская гипотеза
[ редактировать ]Китайские историки связали носителей тунгусского языка среди более позднего народа Шивэй с динглингами, считая их потомками динглингов из-за лингвистического сходства. [ 3 ] [ 4 ] [ б ]
Дене-Енисейская гипотеза
[ редактировать ]В книге «Zur jenissejisch-indianischen Urverwandtschaft» («О енисейско- индийской первичной связи») немецкий учёный Генрих Вернер разработал новую языковую семью, которую он назвал байкало-сибирской . В более широком смысле он объединяет енисейские народы ( арин , асан , юг , кет , котт и пумпокол ), коренные народы на-дене Америки и динглинг китайских хроник до прото-динглинга . [ 46 ] Лингвистическое сравнение на-дене и енисейского языка показывает, что количество и характер соответствий указывают на возможное общее происхождение. По мнению российских лингвистов, они, вероятно, говорили на полисинтетическом или синтетическом языке с активной формой морфосинтаксического выравнивания , демонстрируя языковую и культурную единую общность.
Имя Динглинг напоминает оба:
- енисейское слово *Jeng People > Кет Дэнг, Юг Дьенг, Котт Чеанг
- на-дене слово *линг или *хлинг люди , т.е. как оно проявляется в имени тлинкитов ( собственно хлинг-гит, сын человеческий, дитя народа ).
Хотя дене-енисейская языковая семья в настоящее время является широко известным предложением, его включение динглинга не получило широкого признания.
Внешний вид
[ редактировать ]Есть некоторые свидетельства того, что динглинги были похожи на европейских людей, основанные на их идентификации с тагарской культурой Алтая в Сибири. В 20 веке несколько историков предположили, что для тагарского народа характерно частое наличие светлых волос и светлых глаз, а связанные с ним динглинги были светловолосыми. [ 47 ] [ 48 ] Генетическое тестирование окаменелостей тагарской культуры подтвердило теорию о том, что они часто были голубоглазыми и светловолосыми. [ 49 ] Ученые двадцать первого века продолжают описывать Динглинга аналогичным образом. Адриен Майор повторила описание динглингов Н. Ишьянцем (1994) как «рыжеволосых голубоглазых великанов», а М. В. Дорина назвала динглингов «европейскими». [ 50 ] [ 51 ]
Китайские источники не отличают внешний вид Динлинга от ханьского китайца. Китайские истории единодушно изображают динглингов как предков тиле, внешний вид которых также не описан, но, по-видимому, включал в себя нетюркоязычные народы. В их число включены аланы Новой , иранский народ, а также байегу, у которых был несколько иной язык, чем у тиле, согласно « книге Тан» . В Новой книге также сообщается, что кыргызы смешались с динглингами. В «Книге Суй» говорится, что у тиле были схожие обычаи с гёктюрками, но другие традиции бракосочетания и погребения. [ 52 ]
В « Классике гор и морей» динглинги описываются как человеческие существа с лошадиными ногами и копытами, превосходно бегающие. [ 53 ] Однако это описание носит мифологический характер. [ 54 ] Подобное описание также повторяется в отчете усуней , записанном в Weilüe (составленном в 239–265 гг. н.э.), в котором описываются люди из Мацзин («Конские ножки»), расположенные к северу от Динглинга, как обладатели лошадиных ног и копыт. [ 55 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Китайский : 丁零 (174 г. до н.э.); 丁靈 (200 г. до н.э.); Восточно-ханьский китайский : * teng-leng < Древний китайский : * teng-rêng
- ^ 199) говорится, что Шивэй В большинстве китайских источников (например, Вэйшу 100, Суйшу 84, Цзю Таншу были родственниками пара-монголоязычных киданей ; подплемя Шивэй Мэнву (蒙兀)/Мэнва (蒙瓦) считалось предком монголов . [ 45 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хён Джин Ким : Гунны, Рим и рождение Европы . Издательство Кембриджского университета, 2013. стр. 175–176.
- ^ Питер Б. Голден: Некоторые мысли о происхождении тюрков и формировании тюркских народов в контактах и обмене в древнем мире . Эд. Виктор Х. Майр. Гавайский университет Press, 2006. стр. 140.
- ^ Перейти обратно: а б Синь Таншу, том 219 «Шивэй » txt: «Шивэй, которые были побочной ветвью киданей, населявших северную границу Дунху, вероятно, были потомками Динлингов… Их язык был такой же, как у Мохэ».
- ^ Перейти обратно: а б Сюй Элина-Цянь, Историческое развитие додинастических киданей , Хельсинкский университет, 2005. с. 176. цитата: «Мохэ были потомками сушэней и предками чжурчжэней и идентифицировались как тунгусоязычные».
- ^ Вернер, Генрих О енисейском индейском происхождении . Издательство Харрасовиц. 2004 Аннотация . п. 25
- ^ Хартли, Чарльз В.; Язичиоглу, Г. Бике; Смит, Адам Т. (19 ноября 2012 г.). Археология власти и политики в Евразии: режимы и революции . Издательство Кембриджского университета. п. 245. ИСБН 978-1-139-78938-7 . «Динлины считаются частью тагарской культуры и упоминаются в письменных источниках как одни из приобретенных «владений» гуннов (Маннай-Оол 1970: 107; Сулимирский 1970: 112)».
- ^ Ван, Пэнлин (28 марта 2018 г.). Лингвистические загадки этнонимов во Внутренней Азии . Лексингтонские книги. п. 5. ISBN 978-1-4985-3528-1 . «Динглинг альтернативно называется Тиле. Суйшу и Бэйши, оба из которых были написаны в седьмом веке, в период Тан, прослеживают происхождение Тиле или Динлин до сюнну».
- ^ Хикман, Билл; Лейзер, Гэри (14 октября 2015 г.). Турецкий язык, литература и история: рассказы путешественников, султаны и ученые с восьмого века . Рутледж. п. 149. ИСБН 978-1-317-61295-7 . «...Динглинг 丁零, Старый Китай. (до 200 г. до н.э.): *têŋ-rêŋ > Поздняя Хань (после 200 г. до н.э. до 200 г. н.э.): teŋ leŋ,32 племенной союз к северу от хунну, рассматриваемый как предок Тиле и, возможно, ранний вариант этого этнонима».
- ^ Weishu Vol 103 Gaoche «Gaoche, вероятно, остаток древнего Красного Ди. Первоначальное название было Дили. На севере его называли Юле, а в Ся - Гаоче или Динлин «Гаоче tr». , вероятно, остатки древнего Красного Ди "Красного Ди" . Первоначально их называли Дили; северяне считали их Чили; различные Ся (т.е. китайцы) считали их Гаоче Динглинг (т.е. Динглинг с Высокой Тележкой)"
- ^ 217a vol. 217a "回紇,其先匈奴也,俗多乘高輪車,元魏時亦號高車部,或曰敕勒,訛為鐵勒。" tr: "Сюнну , потому что обычно они ездят на повозках с высокими колесами. Во времена Юань Вэй их также называли племенем Гаоче (т. е. Высокие Телеги) или называли Чили, или ошибочно как Тиле.
- ^ Тасар, Эрен; Фрэнк, Аллен Дж.; Иден, Джефф (11 октября 2021 г.). Из ханской печи: Исследования по истории религий Центральной Азии в честь Девина ДеВиза . БРИЛЛ. п. 5. ISBN 978-90-04-47117-7 . «Последние входили в состав союза Тиле, ранее называвшегося Гаоче «Высокими повозками» (Liu, 1985, I:127–128; Pulleyblank, 1990: 21–26; Dobrovitz, 2011: 375–378), а до этого Динглинг, возможно, является переводом слова * tegreg «повозка», экзонима Туоба/Табгач для Тиле (Кляшторный, 2010: 162–163; Golden, 2012: 179–180.)»
- ^ Космо, Никола Ди; Маас, Майкл (26 апреля 2018 г.). Империи и обмены в Евразии поздней античности: Рим, Китай, Иран и Степь, ок. 250–750 . Издательство Кембриджского университета. п. 326. ИСБН 978-1-108-54810-6 . «55 китайских источников эпохи Северной Вэй также называют их гаоче «высокие повозки», по-видимому, это перевод Динлинга и др.: EG Pulleyblank, «The 'Высокие повозки': тюркоязычный народ до тюрков», Asia Major 3.1 ( 1990) 21–26».
- ^ ПУЛЛИБЛАНК, ЭДВИН Г. (1990). «Высокие повозки»: тюркоязычный народ до тюрков» . Большая Азия . 3 (1): 22. ISSN 0004-4482 . JSTOR 41645442 . «Имя Тин-лин продолжало время от времени использоваться, но вскоре другие формы стали более распространенными. Одна из них — китайское Као-чэ «Высокие телеги», что объясняется как относящееся к их повозкам с очень большими колесами. Другие, Ти -li, T'e-le, Ch'ih-le, Chih-le и T'ieh-le4, которые, очевидно, являются транскрипциями иностранных имен, очевидно, являются новыми транскрипциями имени, лежащего в основе Тинг-лина Джеймса Гамильтона. предлагает интерпретировать это как *Tägräg, слово, определенное в словаре Кашгари как «круг, обруч». Таким образом, китайский термин «Высокие телеги», вероятно, не просто описывал их привычки, но был связан со значением турецкого имени».
- ^ Ю Хуан, Weilüe , цитируется в Chen Shou , Sanguozhi , vol. 30 Xirong , черновой перевод Джона Э. Хила, 2004 г., раздел 28.
- ↑ Сыма Цянь Записи великого историка , том 110 «Хубэй подчинялись королевствам Хуньюй, Кушэ, Динлин, Кунькунь и Синьли. Поэтому все сюннуские дворяне и министры подчинялись, и Маодун Шаньюй считался мудрым человеком». «Позже [на] севере [он] подчинил себе народы Хуньюй, Кушэ, Динлин, Гекунь и Синьли. Поэтому вся сюннуская знать и сановники восхищались [и] считали Модун Чаньюя способным».
- ^ Мерфи, Эйлин М. (2003). Археология и травма железного века из Аймырлыга, Южная Сибирь . Археопресс. п. 16. ISBN 978-1-84171-522-3 . «...страна Динлин [так в оригинале], которая располагалась в Минусинской котловине на реке Енисей».
- ^ Лу (1996), стр. 111, 135–137.
- ^ Ли (2003), стр. 110-112.
- ^ Эй Джей Хейвуд, Сибирь: история культуры , Oxford University Press, 2010, стр.203.
- ^ Эндрюс, Питер А. (1999). Войлочные палатки и павильоны: кочевая традиция и ее взаимодействие с княжеской палаткой . Мелисенда. п. 89. ИСБН 978-1-901764-03-1 .
- ^ Блум, Джонатан; Блэр, Шейла С.; Блер, Шейла (14 мая 2009 г.). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove: трехтомный набор . ОУП США. п. 281. ИСБН 978-0-19-530991-1 . "...среди сюнну и конфедерации Высоких Повозок. Поскольку тюркский тип с его зависимостью от техники гнутья дерева может быть связан с гнутыми деревянными колесами (ок. 350 г. до н.э.), найденными в кургане № V в Пазырыке в В Сибири, берущей свое начало в традиции, насчитывающей тысячу лет старше, связь с этими кочевниками, живущими на повозках, значительна».
- ^ Сюэ (1992), стр. 54-60.
- ^ Лу (1996), стр. 305-320.
- ^ Дуань (1988), стр. 35-53.
- ^ Дуань (1988), стр. 8-11.
- ^ Дуань (1988), стр. 1-6
- ^ Сурибадалаха (1986), с. 27.
- ^ Теобальд, Ульрих (2012). Ди 狄 на ChinaKnowledge.de - Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства
- ^ Рид (1996), с. 136.
- ^ Шен (1998), с. 75.
- ^ Ли (2003), с. 73.
- ^ Дуань (1988), стр. 99-100.
- ^ Дуань (1988), стр. 101-103.
- ^ Дуань (1988), стр. 111-113.
- ^ Хилл (2004), раздел 28
- ^ Дуань (1988), стр. 137–142, 152–158.
- ^ Дуань (1988), стр. 148-152.
- ^ Райн, Джордж Н.; Адамс, Брюс Френд (2007). Приложение к «Современной энциклопедии российской, советской и евразийской истории: Дени, Виктор Николаевич — Джунгария» . Академическая международная пресса. п. 44. ИСБН 978-0-87569-142-8 .
- ^ Хён Джин Ким : Гунны, Рим и рождение Европы . Издательство Кембриджского университета, 2013. стр. 175–176.
- ^ Питер Б. Голден: Некоторые мысли о происхождении тюрков и формировании тюркских народов в контактах и обмене в древнем мире . Эд. Виктор Х. Майр. Гавайский университет Press, 2006. стр. 140.
- ^ «Раздел 28 - Царство Динглин (вокруг озера Байкал и на реке Иртыш)», примечание 28.3 «Народы Запада из Вэйлюэ» 魏略 Юй Хуаня 魚豢 Китайский отчет третьего века, составленный между 239 и 265 годами н. э. Цитируется в чжуань 30 из Сангочжи. Опубликовано в 429 г. н.э. Черновой вариант английского перевода Джона Э. Хилла (сентябрь 2004 г.)
- ^ Пуллибланк, Э.Г. (1962) «Система согласных древнекитайского языка. Часть II» pdf, Asia Major 9; п. 226 из 206–65.
- ^ Шюсслер (2014), с. 258, 273
- ^ Старостин, Сергей; Дыбо, Анна; Мудрак, Олег (2003), «*КАрсак» , в Этимологическом словаре алтайских языков (Handbuch der Orientalistik; VIII.8), Лейден, Нью-Йорк, Кельн: EJ Brill
- ^ Сюй (2005), с. 86; цитата: "Предками монголов считаются Мэнву Шивэй (Mengwa Shiwei), появившиеся в истории еще во времена династии Тан (618-907)"; п. 184
- ^ Вернер, Генрих О енисейском индейском происхождении . Издательство Харрасовиц. 2004 аннотация
- ^ Серия русских переводов Музея археологии и этнологии Пибоди Гарвардского университета . Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет. 1964. с. 10. "Вполне вероятно, что жители Верхнего Енисея в эпоху тагарской культуры отличались светлой пигментацией (светлые волосы и светлые глаза). Этой точки зрения придерживался и Дебец в одной из своих ранее опубликованных работ о так называемой «расе белокурых Динлинов», которая в то время, когда писал Дебец, породила обширную литературу».
- ^ Алексеев Валерий П.; Гочман, Илья И. (3 декабря 2018 г.). Азия II: Советская-Азия . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 39. ИСБН 978-3-486-82294-6 . «Например, племена, пришедшие из верховьев Енисея, называются «динлинами» и описываются как светлопигментированные по сравнению с китайцами (Бичурин, 1950-1953; Грумм Гржимайло 1899, 1926)».
- ^ Кейзер, Кристина; Буаказе, Кэролайн; Крубези, Эрик; Николаев Валерий Георгиевич; Монтаньон, Даниэль; Рейс, Татьяна; Людес, Бертран (16 мая 2009 г.). «Древняя ДНК дает новое понимание истории южносибирских курганцев». Генетика человека . 126 (3): 395–410. дои : 10.1007/s00439-009-0683-0 . ПМИД 19449030 . S2CID 21347353 .
- ^ Мэр Адриенн (9 февраля 2016 г.). Амазонки: жизнь и легенды женщин-воительниц древнего мира . Издательство Принстонского университета. п. 421. ИСБН 978-0-691-17027-5 . «...Динглинги (описываемые как «рыжеволосые, голубоглазые великаны», возможно, относящиеся к алтайской, тувинской, пазырыкской, киргизской культурам);»
- ^ Дорина, М.В. (27 сентября 2017 г.). «Изобразительное искусство и музыка: Культурные связи Южной Сибири и Индии» . Евразия и Индия: региональные перспективы . Рутледж. п. 106. ИСБН 978-1-351-69195-6 . «Это было время интенсивных межрасовых браков мужчин европейской внешности (динлин) и тюркоязычных монголов (гуангун-кыргыз)»,
- ^ Ли, Джу-Юп; Куанг, Шунту (18 октября 2017 г.). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований й-ДНК применительно к ранним и средневековым тюркским народам» . Внутренняя Азия . 19 (2): 197–239. дои : 10.1163/22105018-12340089 . ISSN 1464-8172 . S2CID 165623743 .
- ^ Китайский бестиарий: странные существа с путеводителей по горам и морям . Перевод Ричарда Э. Страссберга. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. (2002). п. 226.
- ^ Майрс, Рэйчел (29 ноября 2020 г.). Греко-бактрийский и индо-греческий мир . Рутледж. п. 460. ИСБН 978-1-351-61028-5 .
- ^ «Вейлюэ: Народы Запада» . depts.washington.edu . «...к северу от Динглинга (丁令) находится королевство Маджинг (馬脛 «Лошадиные голени»). Эти люди издают звуки, как испуганные дикие гуси. Выше колена у них тело и руки человека, но ниже колен у них растут волосы, и у них лошадиные ноги и копыта. Они не ездят на лошадях, так как бегают быстрее лошадей. Они храбрые, сильные и смелые бойцы».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дуань, Ляньцинь (1988), Динлин, Гаоджу и Тиле : Шанхайская народная пресса, 1988.
- Хилл, Джон Э. (2004). «Народы Запада» из «Вейлюэ» , раздел 15. (Черновик). Можно скачать с: [1] .
- Ли, Цзихэ (2003). Исследование миграции северо-западных меньшинств между доциньскими периодами в Суй и Тан . Пекин: Nationalities Press.
- Лу, Симиан (1996). История этнических групп в Китае . Пекин: Восточная пресса.
- Шен, Юлян (1998). Исследование северных этнических групп и режимов . Пекин: Издательство Центрального университета национальностей.
- Сурибадалаха (1986). Новые исследования происхождения монголов . Пекин: Nationalities Press.
- Тревер, Камилла (1932). Раскопки в Северной Монголии (1924-1925) . Ленинград: Типография Ю. Федорова.
- Сюэ, Цзунчжэн (1992). История тюрков . Пекин: Китайское издательство социальных наук.