Сюньюй
Сюньюй : ( китайский : 獯鬻 ; Уэйд-Джайлз : Сюнью ; древнекитайский ( ZS ) * qʰun-lug , (Schuessler): * hun-juk [ 2 ] ) — название древнего кочевого племени, вторгшегося в Китай в легендарные времена. Их традиционно отождествляют с Гуйфаном , Сяньюнем и Сюнну . [ 3 ]
Идентификация
[ редактировать ]Китайские анналы содержат ряд упоминаний о Сюньюе . Самыми ранними авторами были Сыма Цянь (ок. 145 или 135 г. до н.э. – 86 г. до н.э.), Ин Шао (140–206 гг. н.э.), Вэй Чжао (204–273 гг.) и Цзинь Чжо (ок. конец III или IV века). [ 4 ] Они утверждали, что Сюньюй или Сяньюнь — это имена, обозначающие кочевых людей, которых во времена династии Хань называли сюнну (匈奴). [ 5 ]
Сыма Чжэнь процитировал Чжан Яня (張晏), который сказал, что « Чуньвэй в эпоху Инь бежал к северным границам»; [ 6 ] сразу после этого Сыма Чжэнь заявил, что Юэ Чан (樂產) написал в ныне утерянном Гуадипу (括地譜) «Регистр охватывающих земель», что: «Цзе, (правитель) Дома Ся, вел аморальную жизнь. Тан сослал его в Минтяо, где он умер три года спустя. Его сын Сюньюй 獯粥 женился на своих наложницах, и они забрели далеко в северную пустыню в поисках пастбищ, а затем в Среднем царстве о них упоминали как сюнну 匈奴». [ 7 ] Вэй Чжао отождествлял имена Чунвэй и Хуньюй с именем хунну : «Во времена Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) их называли хунну 匈奴, а хунью 葷粥 — это просто другое название того же народа, и аналогично, Сюньюй 獯粥 — это просто еще одна транскрипция Чунвэя 淳維, имени их предка». [ 8 ] Цзинь Чжо заявил, что: «Во времена Яо их называли Хуньюй ; во времена Чжоу их называли Сяньюнь ; во времена Цинь их называли Сюнну ». [ 9 ] Сыма Чжэнь процитировал из Фэнсу Тунъи (風俗通義) «Всеобъемлющее значение обычаев и нравов» Ин Шао (應劭), что «во времена Инь их называли Сюньюй [獯粥], которое было изменено на Сюнну [匈奴] »; [ 10 ] однако этой цитаты больше нет в полученном Фэнсу Тонги тексте. [ 11 ]
На основе фонетических исследований и сопоставлений надписей на бронзе и строения иероглифов Ван Говэй (1877–1927) пришел к выводу, что племенные названия Гуйфан (鬼方), Сюньюй, Сяньюй (鮮虞), Сяньюнь (獫狁), Жун , Ди и Ху в старых летописях обозначали один и тот же народ, вошедший позднее в китайскую историю под именем хунну, [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Точный период времени, когда этноним кочевников имел древнекитайскую фонетизацию, предковую для стандартного китайского сюнь-юй, остается определенным лишь смутно. Они упоминались в легендах о легендарном Чжоу, правителе старом герцоге отце Дане ( 古 公 亶 父 ; Gugōng Dǎnfù ): в книге Мэн-цзы (опубликованной около 300 г. до н. э.) как 獯鬻 Xunyu , [ 15 ] и в «Записках великого историка» (опубликовано около 91 г. до н. э.) как Хуньюй 葷粥. [ 16 ] или Сюнь Юй Сюнь. [ 17 ]
Сыма Цяня Используя «Записки великого историка» и другие источники, Всеволод Таскин предполагает, что в более ранний доисторический период (т. е. во времена легендарного Желтого императора ) сюнну называли хуньюями ; а в поздний доисторический период (т.е. во времена легендарных императоров Яо и императора Шуня ) их называли Жун ; в грамотный период, начиная с династии Шан (1600–1046 до н. э.), их называли Гуйфан , в период Чжоу (1045–256 до н. э.) их называли Сяньюнь , а начиная с периода Цинь (221–206 до н. э.) китайские летописцы называли их хунну . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Несмотря на это, Пол Р. Голдин (2011) реконструирует древнекитайское произношение 葷粥 ~ 獯鬻 ~ 獯鬻 ~ 薰育 как * xur-luk , 獫狁 как hram'-lun' и 匈奴 как * xoŋ-NA ; и в комментариях все три имени «явно не связаны между собой». Далее он утверждает, что звуковые изменения сделали имена более похожими на первый взгляд, чем они были на самом деле, и побудили более поздних комментаторов прийти к выводу, что эти имена, должно быть, относились к одному и тому же народу в разные эпохи, хотя люди в период Воюющих царств никогда не были бы таким образом ввел в заблуждение. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бронзовое царство в гробницах Западного Чжоу в Байкаопо, Линтай» Институт археологии ( www.kaogu.net.cn Китайская академия общественных наук)
проводит исследование этнического образа северных кочевых народов . Алтайская языковая семья. Возможно, это образ племени Сяньюнь, которое когда-то представляло серьезную военную угрозу северной границе династии Чжоу. Их называли «народом-призраком» (Гуйфан), потому что они внешне отличались от китайцев. Проведено исследование этнического образа северных кочевых народов алтайской языковой семьи. Возможно, племя 烃狋, которое когда-то представляло серьезную военную угрозу северной границе династии Чжоу, называлось «Призрачный Клык», потому что оно внешне отличалось от китайского.
- ^ Шюсслер, А. (2014) «Фонологические заметки о транскрипции иностранных имен и слов периода Хань» (PDF) . Исследования по китайской и сино-тибетской лингвистике: диалект, фонология, транскрипция и текст . Серия монографий по языку и лингвистике (53). Тайбэй, Тайвань: Институт лингвистики Академии наук Синика. п. 264
- ↑ Книга Цзинь «Том 97, раздел Северная Ди» цитата: « Сюнну и им подобные обычно называют Северной Ди… Ся сказал: Сюньхуань , Инь сказал Гуйфан , Чжоу сказал 狃狁 , а Хань сказал Сюнну ».
- ^ Сыма Цянь, «Шицзи» , Бо-на, 1958, гл. 110, стр. 1а цитируется: «Сюнну, потомки их предкового рода Сяхоу, также называются Чунвэй. От Тан и Ю произошли Шанжун, Янсюй, Сюнну, их предок происходил из рода господина Ся по имени Чуньвэй . Еще до времен Тана и Юя среди северных варваров жили и паслись во время странствий Горные Жун , Сяньюнь и Хуньюй.
- ^ Таскин В.С., "Материалы по истории кочевых племен Китая 3-5 вв." , Выпуск 3 "Муджун" , "Наука", Москва, 1992, с. 276, ISBN 5-02-016746-0
- ↑ Сыма Чжэнь Суойинь , цитата из главы 24 : «Чжан Янь сказал, что Чуньвэй бросился в Бэйбэй во времена династии Инь»
- ↑ Сыма Чжэнь. Суоинь , цитата из главы 24 : «Дипу Юнься Цзе Удао Тан Фанчжи Минтяо из Ле Янько умер через три года. Его сын Маозоу, его жена Цзе и его наложницы бежали в Бэйе и мигрировали в Китай со своим скотом. Их зовут Хунну».
- ^ цитируется в «Сыма Чжэнь Суойинь » , глава 24 , цитата: «Вэй Чжаохань сказал, что мясная каша хунну такая же, как и мясная каша хунну».
- ^ В Пей Инь (裴郃), Шиджи цзицзе (Аннотация к историческим записям), Том 110, цитата: «Цзинь Чжо сказал, что время Яо, мясная каша, Чжоу сказал 猃狁, Цинь сказал сюнну»
- ↑ Сыма Чжэнь Суойинь , глава 24 , цитата: «В обычаях Иншао во времена династии Инь ее обычно называли кашей Мао, а затем ее изменили на сюнну»
- ^ Голдин, Пол Р. «Степные кочевники как философская проблема в классическом Китае» в книге « Картирование Монголии: положение Монголии в мире от геологического времени до наших дней» . Международные исследовательские конференции Пенсильванского музея, том. 2. Ред. Паула Л.В. Саблофф. Филадельфия: Пенсильванский университет. 2011. с. 237
- ^ Ван Говей, «Гуантанг Цзилинь» (广堂集林, собрание сочинений Ван Говей), Глава 2, Глава 13.
- ^ Таскин В.С., "Материалы по истории кочевых племен Китая 3-5 вв." , Выпуск 3 "Муджун" , с. 276
- ^ Таскин В.С., 1968, "Материалы по истории сюнну" , "Наука", Москва, с.10
- ^ Мэн-цзы , «Король Хуэй из Лян Б», цитата: « Как король Тай служил Хуньюю, », перевод: «Как король Тай служил Хуньюю, Гоу Цзянь служил Гоу Цзянь служил Ву Ву ».
- ↑ Шиджи , цитата из «Анналов пяти императоров» : «北 Чжухунская каша »
- ↑ Шиджи, Анналы Чжоу», цитата: « и Сюньюй, Жун, Ди напали на него, требуя богатства « скота ; он отдал их им».
- ^ в Таскин В.С., «Материалы по истории сюнну» , стр.10.
- ^ Сыма Цянь , Шиджи , Гл. 1 , л. 4б; Ч. 110 , л. 1а, примечания
- ↑ Классик поэзии «Большие гимны - Десятилетие Данг- Данг » цитата: «Король Вэнь сказал:« Увы ! Увы! Вы [повелитель] Инь-шана, [...] Возмущение процветает против вас здесь, в Поднебесной. и распространяется на регионы демонов ».
- ^ Голдин, Пол Р. «Степные кочевники как философская проблема в классическом Китае» в книге «Картирование Монголии: положение Монголии в мире от геологического времени до наших дней» . Международные исследовательские конференции Пенсильванского музея, том. 2. Ред. Паула Л.В. Саблофф. Филадельфия: Пенсильванский университет. 2011. с. 225-226; п. 237, н.22
- Чжунхан Ван, «Очертания этнических групп в Китае» , Тайюань, Shanxi Education Press, 2004, стр. 133, ISBN 7-5440-2660-4