Jump to content

Пять варваров

Пять варваров , или У Ху ( китайский : 五胡 ; пиньинь : Wϔ Hú ), — это китайский исторический экзоним пяти древних неханьских народов « Ху » , которые иммигрировали в северный Китай во времена династии Восточная Хань , а затем свергли Западную династии Цзинь и основали свои королевства в IV–V веках. [1] [2] [3] [4] Народы, отнесенные к категории «Пять варваров», были: [1] [3] [5]

Из этих пяти племенных этнических групп хунну и сяньбэй были кочевым народом из северных степей . Этническая принадлежность хунну неизвестна, но сяньбэй, по-видимому, были монголами . Цзе, еще один скотоводческий народ, возможно, был ветвью хунну, которые могли быть енисейцами или иранцами . [6] [7] [8] Ди и Цян были выходцами из высокогорья западного Китая. [1] Цян были преимущественно пастухами и говорили на китайско-тибетском (тибето-бирманском) языках , тогда как ди были земледельцами, которые, возможно, говорили на китайско-тибетском языке. [9] или тюркский язык . [10]

Термин «Пять варваров» обычно используется для обозначения неханьских этнических групп во время Шестнадцати королевств 4-го и начала 5-го веков, несмотря на то, что другие группы, такие как Динлин и Ухуань, также существовали наряду с этими пятью в тот период. Даже среди правящих семей Шестнадцати Королевств клан Ли из Чэн-Ханя был Ба-Ди , причем Ба имел в виду их происхождение из Бандун Мана или Конг (賨), в то время как клан Цзюцюй Северного Ляна , хотя его часто классифицировали как сюнну, были этнической принадлежностью Лушуйху . Гао Юнь , который был либо последним правителем Позднего Яна , либо первым правителем Северного Яна , также был этническим Когурё .

Определение [ править ]

Модели миграции Пяти Варваров

Происхождение термина «Пять варваров» является предметом споров среди ученых. Самое раннее использование этого термина происходит из « Весенних и осенних анналов шестнадцати королевств» (501–522 гг.) из цитаты Цинь бывшего правителя Фу Цзяня , хотя не уточняется, кем именно были эти пятеро. [11] Современные историки, такие как Чэнь Иньке и Чжоу Илян, полагают, что «Пять варваров» в данном случае просто относились к « Пяти добродетелям начала и конца », теоретической концепции, часто используемой китайскими династиями для узаконивания своего правления. [12]

Концепция «Пяти варваров» как концепция возникла только во времена династии Южная Сун , когда чиновник Хун Май написал эссе под названием « Уху Луаньхуа » (五胡亂華; « Переворот пяти варваров ») в своей книге « Жунчжай Суйби » (容齋).隨筆). Несмотря на это, он не дал правильного определения этому термину, поскольку семь упомянутых им правителей составляли только четыре неханьские группы, а именно сюнну , Цзе , Сяньбэй и Ди . Более поздний чиновник Южной Сун Ван Инлинь определил «Пять варваров» как « Сюнну Лю Юаня , Цзе Ши Лэ, Муронг -Сяньбэй, Ди Фу Хуна и Яо Чана Цян ». Аннотация Ху Саньсина к Цзычжи Тунцзянь подтверждает точку зрения Ван Инлиня, перечисляя пятерых сюнну, Цзе, Сяньбэй, Ди и Цян, после чего она получила широкое признание.

Они представляли собой смесь племен различных групп, таких как протомонгольские , тюркские , тибетские и енисейские . [13] [14] Другие делят их на два тюркских племени, одно тунгусское племя и два тибетских племени. [15] а третьи - на тибетский и алтайский (прамонгольский и раннетюркский). [16] Хотя более поздние историки определили, что их было больше пяти, «Пять варваров» стали собирательным термином для всех северных и западных неханьских групп, живших во времена династии Цзинь (266–420) и Шестнадцати королевств периода .

Пять варваров [ править ]

Со времен поздней династии Хань северный Китай был домом для различных этнических групп с севера и запада. Эти народы были подданными Хань, занимались сельским хозяйством и служили в армии. Хотя многие из них сохранили свою племенную идентичность, они также подверглись различной степени китаизации . К периоду Западного Цзинь их население существенно выросло, что стало причиной беспокойства некоторых чиновников императорского двора, поскольку они начали восставать. Были призывы к переселению племен за пределы границ, особенно со стороны министра Цзян Туна в его эссе Си Жун Лунь (徙戎論; Обсуждение переселения племени Жун), но эти предложения были проигнорированы. Когда центральная власть рухнула из-за Войны восьми принцев , многие из этих «варваров» восстали вместе со своими ханьскими китайскими соотечественниками в « Перевороте пяти варваров» , хотя были и те, кто первоначально сражался на стороне Цзинь. На протяжении IV и начала V веков «Пять варваров» основали несколько государств на севере Китая. Сычуань , известная под общим названием « Шестнадцать королевств» .

Хунну [ править ]

Правящая степями Восточной Азии, империя хунну когда-то была могущественным противником династии Хань, но к I веку нашей эры их мощь значительно снизилась из-за поражений Хань, внутренней борьбы за власть и стихийных бедствий. В 50 году нашей эры, через несколько лет после того, как империя была разделена на две части, южная ветвь хунну стала вассалом Хань. Двор шаньюй был перенесен в командование Сихэ в провинции Бин, а их люди были переселены через пограничные командования в пределах Великой стены . Южные хунну служили ханьцам, помогая им охранять северные границы, и даже помогали уничтожить конкурирующих северных хунну . Однако между двумя сторонами было очевидно напряжение. Будучи экономически зависимыми от ханьцев и из-за вмешательства ханьского двора в их политику, южные хунну часто восставали на границах. [17]

В 216 году военачальник Цао Цао упразднил должность шаньюй и разделил Южных сюнну на пять дивизий вокруг Тайюаньского командования . [18] [19] [20] При династии Западная Цзинь большая часть южных сюнну ассимилировалась с китайской культурой, а их знати даже разрешили занимать государственные должности. Потомки южных хунну шаньюй приняли фамилию «Лю», поскольку их предки были женаты на ханьских принцессах через Хэцинь . [21] Тем не менее, они продолжали возмущаться правящими китайскими династиями из-за их более низкого статуса и привилегий.

В 304 году, в разгар Войны восьми принцев , потомок чаньюев Лю Юань сплотил пять дивизий и основал династию Хань-Чжао , которая претендовала на восстановление династии Хань. Его заявление стало поворотным моментом в восстании пяти варваров , и многие из недовольных подданных Цзинь в северном Китае обратились к его государству, что привело к катастрофе Юнцзя и изгнанию династии Цзинь с севера. Племя Тиефу региона Хэтао было дальним родственником Лю Юаня. Член Тэфу Лю Бобо основал династию Ху Ся в 407 году, а позже сменил имя на Хэлянь Бобо .

Цзе [ править ]

Цзе были народом , точное происхождение которого до сих пор обсуждается современными учеными. Были предложены различные теории, в том числе о том, что это были южные племена хунну, тохарские / восточно-иранские люди из Согдианы или енисейские люди , но общего согласия пока нет. Первым зарегистрированным Цзе был второстепенный вождь Ши Лэ , который жил в уезде Усян в провинции Бин . Когда в 303 году в провинции разразился голод, он и многие другие представители племени были вынуждены покинуть свои дома, а затем были схвачены и проданы в рабство провинциальным инспектором. Ши Лэ вскоре добился свободы, став бандитом, затем мятежником, затем могущественным военачальником при Хань-Чжао и, наконец, основателем династии Поздний Чжао в 319 году.

Несмотря на свою, казалось бы, небольшую численность, Цзе получили известность благодаря Ши Лэ и Позднему Чжао, которые доминировали в северном Китае на протяжении большей части своего существования до своего упадка в 351 году. После приказа Ран Миня об истреблении и войн, последовавших за крахом Позднего Чжао, Цзе перестали появляться в записях, хотя некоторые ключевые фигуры более поздней истории, возможно, произошли от них.

Сяньбэй [ править ]

Когда империя сюнну победила их в III веке до нашей эры, народ Дунху раскололся на сяньбэй и ухуань . Сяньбэй заняли монгольское плато примерно в 93 году нашей эры после того, как северные сюнну были вытеснены на северо-запад династией Хань. В середине II века вождь Таншихуай объединил Сяньбэй и начал непрерывные набеги на северные границы Хань. Однако после его смерти его потомкам не удалось заручиться поддержкой вождей, и его конфедерация распалась. На северо-востоке несколько племен сяньбэй недалеко от границы стали вассалами Китая, и им было разрешено жить в пределах Великой стены , например, племена Муронг и Туоба после поражения Ухуаня в битве у горы Белого Волка в 207 году. Другие мигрировали на запад, чтобы жить вокруг коридора Хэси , где ветвь Муронг даже подчинила Цян народ в Цинхае и основала Туюхун .

В разгар гражданских войн княжества Цзинь инспектор провинции Ю Ван Цзюнь объединился с местными племенами Сяньбэй и Ухуань, в первую очередь с Дуань -Сяньбэй, которому за свои услуги было даровано герцогство в командовании Ляоси. Сяньбэй были решающим фактором в гражданских войнах, и когда Хань-Чжао отделились от Цзинь, Туоба объединили свои силы с Цзинь и также получили герцогство в Дай-Командери . Тем временем Муронг в Ляодуне , изолированный от конфликтов Центральных равнин, расширил свое влияние в регионе, предоставив убежище бегущим китайским чиновникам и крестьянам. Однако, когда Цзинь были вытеснены из северного Китая, Сяньбэй дистанцировались от Цзинь и установили полную автономию над своими вотчинами.

Сяньбэй основал несколько государств в период Шестнадцати королевств. Муронги были выдающимися игроками в этот период, поскольку они основали Бывший Ян , Поздний Ян , Западный Ян и Южный Ян , которые правили Центральными равнинами . После битвы на реке Фэй племена Цифу и Туфа в Хэси основали Западный Цинь и Южный Лян соответственно, конкурируя за контроль над регионом между собой и другими конкурирующими претендентами. Самое главное, что Туоба Дая позже основал династию Северная Вэй , которая воссоединила север в 439 году и открыла Китай в период Северной и Южной династий .

править [ edit

Ди провинциях были полукочевым народом, проживавшим в западных Ганьсу , Шэньси и Сычуань . В 111 г. до н. э. династия Хань расширилась на запад и основала командование Уду , где в основном проживали ди, что привело к их распространению в северном и западном Китае. Народ Ди стал подданным Хань, и отношения между ними были в основном стабильными до падения Хань, когда племена Ди начали восставать. В 219 году военачальник Цао Цао приказал переселить 50 000 человек ди из командования Уду в командования Тяньшуй и Фуфэн , чтобы удержать их от союза со своим соперником на юге Лю Бэем .

Ди на северо-западе продолжали восставать во время династии Западная Цзинь . Между 296 и 299 годами Ци Ваньнянь , вождь Ди, возглавил восстание различных неханьских групп, опустошив регион Гуаньчжун и вытеснив большую часть населения. Ди, бежавшие на юг, в бассейны Ханьчжун и Сычуань, основали режимы Чоучи и Чэн-Хань , хотя клан Ли, правивший последним, более конкретно назывался Ба-Ди . Клан Фу, который остался, позже основал бывшую династию Цинь , наиболее известную тем, что на короткое время объединил северный Китай под властью Фу Цзяня . Во время падения Цинь, последовавшего за битвой на реке Фэй , генерал Ди Люй Гуан основал Поздний Лян в Ганьсу .

Цян [ править ]

Цян были еще одним западным полукочевым народом, проживавшим в Цинхае и Ганьсу . Первоначально вассалы хунну , Цян постепенно превратились в династию Хань, когда империя хунну рухнула. Им было разрешено поселиться в районе Гуаньчжун вдоль водоразделов рек Вэй и Цзин , где они занимались сельским хозяйством и жили вместе с ханьскими китайскими поселенцами. Однако Цян также столкнулся с притеснением со стороны местных администраторов, что привело к постоянным крупномасштабным восстаниям на северо-западе, которые дорого обошлись ханьцам. Цян также сражались в качестве солдат за Хань, а затем за Цао Вэй и Шу Хань в период Троецарствия .

Цян продолжали участвовать в восстаниях на северо-западе против династии Западная Цзинь , но только после битвы на реке Фэй они основали свое первое и единственное государство Шестнадцати королевств при династии Поздней Цинь . Второй правитель Поздней Цинь, Яо Син , был ключевым сторонником распространения буддизма , сделав его своей государственной религией и спонсируя влиятельного буддийского переводчика Кумарадживу . Цян также основал второстепенные государства Данчан и Дэнчжи .

неханьские Другие группы

Лушуйху [ править ]

Лушуйху (盧水胡; варвары реки Лу) — народ, состоящий из малых юэчжи , сюнну , цян и других этнических групп, которые проживали вдоль реки Лу в современном Чжанъе , Ганьсу , со времен династии Западная Хань. Первоначально они были подчинены хунну, а затем перешли к ханьцам, служа солдатами китайских династий, но иногда восставая. Клан Цзюцюй принадлежал к этническому происхождению Лушуйху, и в 397 году они основали династию Северная Лян , первоначально установив марионеточного ханьского китайского правителя Дуань Е , прежде чем взять власть в свои руки. После падения Северного Ляна Цзюцю возродились и правили своим государством в городе-оазисе Гаочан до 460 года, когда они были уничтожены Жужаньским каганатом . Джуку получили свое название от должности, которую их предки когда-то занимали при хунну, и поэтому в историографии они отнесены к хунну, несмотря на то, что их точное происхождение неизвестно.

Ба Конг [ править ]

Регион Ба на востоке Сычуани был домом для бандунов , которые также были известны как народ Конг (賨人), поскольку их налоги собирались династией Хань в форме денег, называемых конг (賨). Многие из Конг двинулись на север, в Ханьчжун , чтобы стать последователями Пути пяти кусков риса , но после того, как Цао Цао завоевал этот регион в 215 году, они были переселены дальше на север, в Люэян Коммандери , где они смешались с местным народом Ди. Эти люди стали известны как Ба-Ди, где Ба относится к их прародине. Клан Ли этнической принадлежности Ба-Ди позже вернулся в Сычуань во время Ци Ваньняня восстания , где они основали династию Чэн-Хань в 304 году. Позже вождь Ба Гоу Цюйчжи возглавил Ба и другие племена в Гуаньчжуне против Хань-Чжао. династия в 320 г.

Динглинг [ править

Динлинги были кочевым народом, первоначально жившим к югу от озера Байкал и являвшимся вассалами империи хунну. Ветвь Динлинга мигрировала на запад и проживала в Канджу , став известной как Западный Динлинг, прежде чем переехать в Китай. В период Шестнадцати Королевств клан Чжай Западного Динлинга был одной из первых групп, восставших против бывшей Цинь после их поражения в битве на реке Фэй , и в 388 году они основали недолговечную династию Чжай Вэй , которая не считается одним из Шестнадцати королевств. Динлинги, оставшиеся в северных степях, позже были известны у народов Чили , Гаоче или Тиле .

Когурё [ править ]

Когурё было одним из Трех королевств Кореи и соперником Муронг-Сяньбэй в период Шестнадцати королевств . Во время своего вторжения в Когурё в 342 году Бывший Ян захватил несколько членов императорской семьи Когурё и переселил их в Циншань (青山, в современном Цзиньчжоу , Ляонин ). Один из них, Гао Юнь , служил династии Поздняя Янь и в конце концов сверг Муронга. Историки считают его либо последним правителем Позднего Яня, либо первым правителем Северного Яня , хотя его преемники были из клана Фэн ханьской китайской национальности. По данным Си Жун Луня проживало также несколько семей Когурё в Синъяне , со времен Цао Вэй, последовавших за кампаниями Вэй против Когурё, .

Ухуань [ править ]

Как и Сяньбэй, Ухуань была еще одной группой, отколовшейся от народа Дунху. Со 2-го века до нашей эры династия Хань позволила им поселиться в северо-восточных командованиях Шангу , Юян , Юбэйпин , Ляодун и Ляоси в обмен на их военные услуги. Во время падения Хань ухуань стремился установить свое собственное владычество, но их власть была сломлена после того, как Цао Цао победил их в битве у горы Белого Волка в 207 году. Многие из ухуаней были переселены дальше на юг, в Китай, и постепенно потеряли их культурная идентичность, поскольку они ассимилировались с ханьскими китайцами и сяньбэями, которые заполнили вакуум власти. Тем не менее, они продолжали существовать как группа во время династии Цзинь и периода Шестнадцати королевств, несмотря на то, что не создали собственного государства.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с История китайской цивилизации , Жак Герне , издательство Кембриджского университета, 1996, стр. 186-87.
  2. ^ Мичио Танигава и Джошуа Фогель, Средневековое китайское общество и местное «сообщество», University of California Press, 1985, стр. 120-21
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Питер Ван Дер Вир, «III. Контексты космополитизма» в книге Стивена Вертовека, ред. Робина Коэна, « Постижение космополитизма: теория, контекст и практика», Oxford University Press, 2002 , стр. 200-01
  4. ^ Джон В. Дардесс, Управление Китаем: 150-1850 Hackett Publishing, 2010 стр. 9
  5. ^ «Шестнадцать государств пяти варварских народов 五胡十六國 (www.chinaknowledge.de)» .
  6. ^ Вовин, Александр. «Говорили ли хунну на енисейском языке?». Центральноазиатский журнал 44/1 (2000), стр. 87-104.
  7. ^ Льюис, Марк Эдвард (2009). Китай между империями: Северная и Южная династии . Издательство Гарвардского университета. п. 82-83.
  8. ^ Ли, Джу-Юп; Куанг, Шунту (18 октября 2017 г.). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований й-ДНК применительно к ранним и средневековым тюркским народам» . Внутренняя Азия . 19 (2): 197–239. дои : 10.1163/22105018-12340089 . ISSN   2210-5018 .
  9. ^ (китайский) Дуань Юй, Происхождение Бай Пу и Ди Цян в регионе Башу до династии Цинь. Архивировано 8 сентября 2018 г. в Wayback Machine 30 ноября 2006 г.
  10. ^ Го Цзи Чжунго Юй Янь Сюэ Пин Лунь , Том 1, Выпуск 1, Дж. Бенджаминс, 1996. стр. 7.
  11. ^ (Цзянь сердито отругал: «Молодой Цян посмеет принудить императора, как ты можешь вручить императорскую печать Ру Цяну! В ордене Пяти Ху нет имени Ру Цяна, которое противоречит воле небес и является зловещим». .Как долго это продлится! Печать отправлена ​​Цзинь, не могу!» Шилюго Чунцю , т.4
  12. ^ Новая интерпретация "У Ху". Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  13. ^ Танский Китай: видение и великолепие золотого века , Эдмунд Капон. 1989, стр. 14.
  14. ^ Редакции, выпуски 15-18 . Центр переводческих проектов, Китайский университет Гонконга, 1981, стр. 82.
  15. ^ Китай , автор Пин-чиа Куо. Издательство Оксфордского университета, 1970, стр. 36.
  16. ^ Китай: Макроистория , Рэй Хуан. Routledge 2015. стр.?
  17. ^ Космо 2004: 186
  18. ^ Фань Е , « Книга Позднего Хань » (Хоу Хань Шу), гл. 79, ф. 7б
  19. ^ и в Бичурине Н. А., Сборник сведений о народах Средней Азии в древности», т. 1, Санкт-Петербург, 1851, стр. 146–147 ( на русском языке )
  20. ^ в Таскине Б.С., "Материалы по истории сюнну" , Наука, Москва, 1973, стр. 95-96, 154 ( на русском языке )
  21. ^ Ди Космо (2002), 192–193; Ю (1967), 9–10; Мортон и Льюис (2005), 52 года.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d12604c8cd2e7d9cddb95917d044984__1719595860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/84/9d12604c8cd2e7d9cddb95917d044984.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Five Barbarians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)