Пять варваров
Часть серии о |
История Китая |
---|
Пять варваров , или У Ху ( китайский : 五胡 ; пиньинь : Wϔ Hú ), — это китайский исторический экзоним пяти древних неханьских народов « Ху » , которые иммигрировали в северный Китай во времена династии Восточная Хань , а затем свергли Западную династии Цзинь и основали свои королевства в IV–V веках. [1] [2] [3] [4] Народы, отнесенные к категории «Пять варваров», были: [1] [3] [5]
Из этих пяти племенных этнических групп хунну и сяньбэй были кочевым народом из северных степей . Этническая принадлежность хунну неизвестна, но сяньбэй, по-видимому, были монголами . Цзе, еще один скотоводческий народ, возможно, был ветвью хунну, которые могли быть енисейцами или иранцами . [6] [7] [8] Ди и Цян были выходцами из высокогорья западного Китая. [1] Цян были преимущественно пастухами и говорили на китайско-тибетском (тибето-бирманском) языках , тогда как ди были земледельцами, которые, возможно, говорили на китайско-тибетском языке. [9] или тюркский язык . [10]
Термин «Пять варваров» обычно используется для обозначения неханьских этнических групп во время Шестнадцати королевств 4-го и начала 5-го веков, несмотря на то, что другие группы, такие как Динлин и Ухуань, также существовали наряду с этими пятью в тот период. Даже среди правящих семей Шестнадцати Королевств клан Ли из Чэн-Ханя был Ба-Ди , причем Ба имел в виду их происхождение из Бандун Мана или Конг (賨), в то время как клан Цзюцюй Северного Ляна , хотя его часто классифицировали как сюнну, были этнической принадлежностью Лушуйху . Гао Юнь , который был либо последним правителем Позднего Яна , либо первым правителем Северного Яна , также был этническим Когурё .
Определение [ править ]
Происхождение термина «Пять варваров» является предметом споров среди ученых. Самое раннее использование этого термина происходит из « Весенних и осенних анналов шестнадцати королевств» (501–522 гг.) из цитаты Цинь бывшего правителя Фу Цзяня , хотя не уточняется, кем именно были эти пятеро. [11] Современные историки, такие как Чэнь Иньке и Чжоу Илян, полагают, что «Пять варваров» в данном случае просто относились к « Пяти добродетелям начала и конца », теоретической концепции, часто используемой китайскими династиями для узаконивания своего правления. [12]
Концепция «Пяти варваров» как концепция возникла только во времена династии Южная Сун , когда чиновник Хун Май написал эссе под названием « Уху Луаньхуа » (五胡亂華; « Переворот пяти варваров ») в своей книге « Жунчжай Суйби » (容齋).隨筆). Несмотря на это, он не дал правильного определения этому термину, поскольку семь упомянутых им правителей составляли только четыре неханьские группы, а именно сюнну , Цзе , Сяньбэй и Ди . Более поздний чиновник Южной Сун Ван Инлинь определил «Пять варваров» как « Сюнну Лю Юаня , Цзе Ши Лэ, Муронг -Сяньбэй, Ди Фу Хуна и Яо Чана Цян ». Аннотация Ху Саньсина к Цзычжи Тунцзянь подтверждает точку зрения Ван Инлиня, перечисляя пятерых сюнну, Цзе, Сяньбэй, Ди и Цян, после чего она получила широкое признание.
Они представляли собой смесь племен различных групп, таких как протомонгольские , тюркские , тибетские и енисейские . [13] [14] Другие делят их на два тюркских племени, одно тунгусское племя и два тибетских племени. [15] а третьи - на тибетский и алтайский (прамонгольский и раннетюркский). [16] Хотя более поздние историки определили, что их было больше пяти, «Пять варваров» стали собирательным термином для всех северных и западных неханьских групп, живших во времена династии Цзинь (266–420) и Шестнадцати королевств периода .
Пять варваров [ править ]
Со времен поздней династии Хань северный Китай был домом для различных этнических групп с севера и запада. Эти народы были подданными Хань, занимались сельским хозяйством и служили в армии. Хотя многие из них сохранили свою племенную идентичность, они также подверглись различной степени китаизации . К периоду Западного Цзинь их население существенно выросло, что стало причиной беспокойства некоторых чиновников императорского двора, поскольку они начали восставать. Были призывы к переселению племен за пределы границ, особенно со стороны министра Цзян Туна в его эссе Си Жун Лунь (徙戎論; Обсуждение переселения племени Жун), но эти предложения были проигнорированы. Когда центральная власть рухнула из-за Войны восьми принцев , многие из этих «варваров» восстали вместе со своими ханьскими китайскими соотечественниками в « Перевороте пяти варваров» , хотя были и те, кто первоначально сражался на стороне Цзинь. На протяжении IV и начала V веков «Пять варваров» основали несколько государств на севере Китая. Сычуань , известная под общим названием « Шестнадцать королевств» .
Хунну [ править ]
Правящая степями Восточной Азии, империя хунну когда-то была могущественным противником династии Хань, но к I веку нашей эры их мощь значительно снизилась из-за поражений Хань, внутренней борьбы за власть и стихийных бедствий. В 50 году нашей эры, через несколько лет после того, как империя была разделена на две части, южная ветвь хунну стала вассалом Хань. Двор шаньюй был перенесен в командование Сихэ в провинции Бин, а их люди были переселены через пограничные командования в пределах Великой стены . Южные хунну служили ханьцам, помогая им охранять северные границы, и даже помогали уничтожить конкурирующих северных хунну . Однако между двумя сторонами было очевидно напряжение. Будучи экономически зависимыми от ханьцев и из-за вмешательства ханьского двора в их политику, южные хунну часто восставали на границах. [17]
В 216 году военачальник Цао Цао упразднил должность шаньюй и разделил Южных сюнну на пять дивизий вокруг Тайюаньского командования . [18] [19] [20] При династии Западная Цзинь большая часть южных сюнну ассимилировалась с китайской культурой, а их знати даже разрешили занимать государственные должности. Потомки южных хунну шаньюй приняли фамилию «Лю», поскольку их предки были женаты на ханьских принцессах через Хэцинь . [21] Тем не менее, они продолжали возмущаться правящими китайскими династиями из-за их более низкого статуса и привилегий.
В 304 году, в разгар Войны восьми принцев , потомок чаньюев Лю Юань сплотил пять дивизий и основал династию Хань-Чжао , которая претендовала на восстановление династии Хань. Его заявление стало поворотным моментом в восстании пяти варваров , и многие из недовольных подданных Цзинь в северном Китае обратились к его государству, что привело к катастрофе Юнцзя и изгнанию династии Цзинь с севера. Племя Тиефу региона Хэтао было дальним родственником Лю Юаня. Член Тэфу Лю Бобо основал династию Ху Ся в 407 году, а позже сменил имя на Хэлянь Бобо .
Цзе [ править ]
Цзе были народом , точное происхождение которого до сих пор обсуждается современными учеными. Были предложены различные теории, в том числе о том, что это были южные племена хунну, тохарские / восточно-иранские люди из Согдианы или енисейские люди , но общего согласия пока нет. Первым зарегистрированным Цзе был второстепенный вождь Ши Лэ , который жил в уезде Усян в провинции Бин . Когда в 303 году в провинции разразился голод, он и многие другие представители племени были вынуждены покинуть свои дома, а затем были схвачены и проданы в рабство провинциальным инспектором. Ши Лэ вскоре добился свободы, став бандитом, затем мятежником, затем могущественным военачальником при Хань-Чжао и, наконец, основателем династии Поздний Чжао в 319 году.
Несмотря на свою, казалось бы, небольшую численность, Цзе получили известность благодаря Ши Лэ и Позднему Чжао, которые доминировали в северном Китае на протяжении большей части своего существования до своего упадка в 351 году. После приказа Ран Миня об истреблении и войн, последовавших за крахом Позднего Чжао, Цзе перестали появляться в записях, хотя некоторые ключевые фигуры более поздней истории, возможно, произошли от них.
Сяньбэй [ править ]
Когда империя сюнну победила их в III веке до нашей эры, народ Дунху раскололся на сяньбэй и ухуань . Сяньбэй заняли монгольское плато примерно в 93 году нашей эры после того, как северные сюнну были вытеснены на северо-запад династией Хань. В середине II века вождь Таншихуай объединил Сяньбэй и начал непрерывные набеги на северные границы Хань. Однако после его смерти его потомкам не удалось заручиться поддержкой вождей, и его конфедерация распалась. На северо-востоке несколько племен сяньбэй недалеко от границы стали вассалами Китая, и им было разрешено жить в пределах Великой стены , например, племена Муронг и Туоба после поражения Ухуаня в битве у горы Белого Волка в 207 году. Другие мигрировали на запад, чтобы жить вокруг коридора Хэси , где ветвь Муронг даже подчинила Цян народ в Цинхае и основала Туюхун .
В разгар гражданских войн княжества Цзинь инспектор провинции Ю Ван Цзюнь объединился с местными племенами Сяньбэй и Ухуань, в первую очередь с Дуань -Сяньбэй, которому за свои услуги было даровано герцогство в командовании Ляоси. Сяньбэй были решающим фактором в гражданских войнах, и когда Хань-Чжао отделились от Цзинь, Туоба объединили свои силы с Цзинь и также получили герцогство в Дай-Командери . Тем временем Муронг в Ляодуне , изолированный от конфликтов Центральных равнин, расширил свое влияние в регионе, предоставив убежище бегущим китайским чиновникам и крестьянам. Однако, когда Цзинь были вытеснены из северного Китая, Сяньбэй дистанцировались от Цзинь и установили полную автономию над своими вотчинами.
Сяньбэй основал несколько государств в период Шестнадцати королевств. Муронги были выдающимися игроками в этот период, поскольку они основали Бывший Ян , Поздний Ян , Западный Ян и Южный Ян , которые правили Центральными равнинами . После битвы на реке Фэй племена Цифу и Туфа в Хэси основали Западный Цинь и Южный Лян соответственно, конкурируя за контроль над регионом между собой и другими конкурирующими претендентами. Самое главное, что Туоба Дая позже основал династию Северная Вэй , которая воссоединила север в 439 году и открыла Китай в период Северной и Южной династий .
править [ edit
Ди провинциях были полукочевым народом, проживавшим в западных Ганьсу , Шэньси и Сычуань . В 111 г. до н. э. династия Хань расширилась на запад и основала командование Уду , где в основном проживали ди, что привело к их распространению в северном и западном Китае. Народ Ди стал подданным Хань, и отношения между ними были в основном стабильными до падения Хань, когда племена Ди начали восставать. В 219 году военачальник Цао Цао приказал переселить 50 000 человек ди из командования Уду в командования Тяньшуй и Фуфэн , чтобы удержать их от союза со своим соперником на юге Лю Бэем .
Ди на северо-западе продолжали восставать во время династии Западная Цзинь . Между 296 и 299 годами Ци Ваньнянь , вождь Ди, возглавил восстание различных неханьских групп, опустошив регион Гуаньчжун и вытеснив большую часть населения. Ди, бежавшие на юг, в бассейны Ханьчжун и Сычуань, основали режимы Чоучи и Чэн-Хань , хотя клан Ли, правивший последним, более конкретно назывался Ба-Ди . Клан Фу, который остался, позже основал бывшую династию Цинь , наиболее известную тем, что на короткое время объединил северный Китай под властью Фу Цзяня . Во время падения Цинь, последовавшего за битвой на реке Фэй , генерал Ди Люй Гуан основал Поздний Лян в Ганьсу .
Цян [ править ]
Цян были еще одним западным полукочевым народом, проживавшим в Цинхае и Ганьсу . Первоначально вассалы хунну , Цян постепенно превратились в династию Хань, когда империя хунну рухнула. Им было разрешено поселиться в районе Гуаньчжун вдоль водоразделов рек Вэй и Цзин , где они занимались сельским хозяйством и жили вместе с ханьскими китайскими поселенцами. Однако Цян также столкнулся с притеснением со стороны местных администраторов, что привело к постоянным крупномасштабным восстаниям на северо-западе, которые дорого обошлись ханьцам. Цян также сражались в качестве солдат за Хань, а затем за Цао Вэй и Шу Хань в период Троецарствия .
Цян продолжали участвовать в восстаниях на северо-западе против династии Западная Цзинь , но только после битвы на реке Фэй они основали свое первое и единственное государство Шестнадцати королевств при династии Поздней Цинь . Второй правитель Поздней Цинь, Яо Син , был ключевым сторонником распространения буддизма , сделав его своей государственной религией и спонсируя влиятельного буддийского переводчика Кумарадживу . Цян также основал второстепенные государства Данчан и Дэнчжи .
неханьские Другие группы
Лушуйху [ править ]
Лушуйху (盧水胡; варвары реки Лу) — народ, состоящий из малых юэчжи , сюнну , цян и других этнических групп, которые проживали вдоль реки Лу в современном Чжанъе , Ганьсу , со времен династии Западная Хань. Первоначально они были подчинены хунну, а затем перешли к ханьцам, служа солдатами китайских династий, но иногда восставая. Клан Цзюцюй принадлежал к этническому происхождению Лушуйху, и в 397 году они основали династию Северная Лян , первоначально установив марионеточного ханьского китайского правителя Дуань Е , прежде чем взять власть в свои руки. После падения Северного Ляна Цзюцю возродились и правили своим государством в городе-оазисе Гаочан до 460 года, когда они были уничтожены Жужаньским каганатом . Джуку получили свое название от должности, которую их предки когда-то занимали при хунну, и поэтому в историографии они отнесены к хунну, несмотря на то, что их точное происхождение неизвестно.
Ба Конг [ править ]
Регион Ба на востоке Сычуани был домом для бандунов , которые также были известны как народ Конг (賨人), поскольку их налоги собирались династией Хань в форме денег, называемых конг (賨). Многие из Конг двинулись на север, в Ханьчжун , чтобы стать последователями Пути пяти кусков риса , но после того, как Цао Цао завоевал этот регион в 215 году, они были переселены дальше на север, в Люэян Коммандери , где они смешались с местным народом Ди. Эти люди стали известны как Ба-Ди, где Ба относится к их прародине. Клан Ли этнической принадлежности Ба-Ди позже вернулся в Сычуань во время Ци Ваньняня восстания , где они основали династию Чэн-Хань в 304 году. Позже вождь Ба Гоу Цюйчжи возглавил Ба и другие племена в Гуаньчжуне против Хань-Чжао. династия в 320 г.
Динглинг [ править
Динлинги были кочевым народом, первоначально жившим к югу от озера Байкал и являвшимся вассалами империи хунну. Ветвь Динлинга мигрировала на запад и проживала в Канджу , став известной как Западный Динлинг, прежде чем переехать в Китай. В период Шестнадцати Королевств клан Чжай Западного Динлинга был одной из первых групп, восставших против бывшей Цинь после их поражения в битве на реке Фэй , и в 388 году они основали недолговечную династию Чжай Вэй , которая не считается одним из Шестнадцати королевств. Динлинги, оставшиеся в северных степях, позже были известны у народов Чили , Гаоче или Тиле .
Когурё [ править ]
Когурё было одним из Трех королевств Кореи и соперником Муронг-Сяньбэй в период Шестнадцати королевств . Во время своего вторжения в Когурё в 342 году Бывший Ян захватил несколько членов императорской семьи Когурё и переселил их в Циншань (青山, в современном Цзиньчжоу , Ляонин ). Один из них, Гао Юнь , служил династии Поздняя Янь и в конце концов сверг Муронга. Историки считают его либо последним правителем Позднего Яня, либо первым правителем Северного Яня , хотя его преемники были из клана Фэн ханьской китайской национальности. По данным Си Жун Луня проживало также несколько семей Когурё в Синъяне , со времен Цао Вэй, последовавших за кампаниями Вэй против Когурё, .
Ухуань [ править ]
Как и Сяньбэй, Ухуань была еще одной группой, отколовшейся от народа Дунху. Со 2-го века до нашей эры династия Хань позволила им поселиться в северо-восточных командованиях Шангу , Юян , Юбэйпин , Ляодун и Ляоси в обмен на их военные услуги. Во время падения Хань ухуань стремился установить свое собственное владычество, но их власть была сломлена после того, как Цао Цао победил их в битве у горы Белого Волка в 207 году. Многие из ухуаней были переселены дальше на юг, в Китай, и постепенно потеряли их культурная идентичность, поскольку они ассимилировались с ханьскими китайцами и сяньбэями, которые заполнили вакуум власти. Тем не менее, они продолжали существовать как группа во время династии Цзинь и периода Шестнадцати королевств, несмотря на то, что не создали собственного государства.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с История китайской цивилизации , Жак Герне , издательство Кембриджского университета, 1996, стр. 186-87.
- ^ Мичио Танигава и Джошуа Фогель, Средневековое китайское общество и местное «сообщество», University of California Press, 1985, стр. 120-21
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Питер Ван Дер Вир, «III. Контексты космополитизма» в книге Стивена Вертовека, ред. Робина Коэна, « Постижение космополитизма: теория, контекст и практика», Oxford University Press, 2002 , стр. 200-01
- ^ Джон В. Дардесс, Управление Китаем: 150-1850 Hackett Publishing, 2010 стр. 9
- ^ «Шестнадцать государств пяти варварских народов 五胡十六國 (www.chinaknowledge.de)» .
- ^ Вовин, Александр. «Говорили ли хунну на енисейском языке?». Центральноазиатский журнал 44/1 (2000), стр. 87-104.
- ^ Льюис, Марк Эдвард (2009). Китай между империями: Северная и Южная династии . Издательство Гарвардского университета. п. 82-83.
- ^ Ли, Джу-Юп; Куанг, Шунту (18 октября 2017 г.). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований й-ДНК применительно к ранним и средневековым тюркским народам» . Внутренняя Азия . 19 (2): 197–239. дои : 10.1163/22105018-12340089 . ISSN 2210-5018 .
- ^ (китайский) Дуань Юй, Происхождение Бай Пу и Ди Цян в регионе Башу до династии Цинь. Архивировано 8 сентября 2018 г. в Wayback Machine 30 ноября 2006 г.
- ^ Го Цзи Чжунго Юй Янь Сюэ Пин Лунь , Том 1, Выпуск 1, Дж. Бенджаминс, 1996. стр. 7.
- ^ (Цзянь сердито отругал: «Молодой Цян посмеет принудить императора, как ты можешь вручить императорскую печать Ру Цяну! В ордене Пяти Ху нет имени Ру Цяна, которое противоречит воле небес и является зловещим». .Как долго это продлится! Печать отправлена Цзинь, не могу!» Шилюго Чунцю , т.4
- ^ Новая интерпретация "У Ху". Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Танский Китай: видение и великолепие золотого века , Эдмунд Капон. 1989, стр. 14.
- ^ Редакции, выпуски 15-18 . Центр переводческих проектов, Китайский университет Гонконга, 1981, стр. 82.
- ^ Китай , автор Пин-чиа Куо. Издательство Оксфордского университета, 1970, стр. 36.
- ^ Китай: Макроистория , Рэй Хуан. Routledge 2015. стр.?
- ^ Космо 2004: 186
- ^ Фань Е , « Книга Позднего Хань » (Хоу Хань Шу), гл. 79, ф. 7б
- ^ и в Бичурине Н. А., Сборник сведений о народах Средней Азии в древности», т. 1, Санкт-Петербург, 1851, стр. 146–147 ( на русском языке )
- ^ в Таскине Б.С., "Материалы по истории сюнну" , Наука, Москва, 1973, стр. 95-96, 154 ( на русском языке )
- ^ Ди Космо (2002), 192–193; Ю (1967), 9–10; Мортон и Льюис (2005), 52 года.