Jump to content

Тангуты

Тангуты
𗼎𗾧
Тангутские чиновники
Регионы со значительной численностью населения
Западная Ся
Языки
Тангутский
Религия
Буддизм , Шаманизм , Анимизм

Тангуты ( Tangut : 𗼎𗾧 , mjɨ nja̱ или 𗼇𘓐 , их корни ; Китайский : 党項 ; пиньинь : Дунсян ; Тибетский : མི་ཉག་ , Уайли : ми ньяк ; Монгольское : Тангуд ) — китайско-тибетский народ, основавший и населявший династию Западная Ся . Первоначально группа жила под Туюхуна . властью [1] но позже подчинился династии Тан . После распада династии Тан тангуты основали Западную Ся. Они говорили на тангутском языке , который ранее считался одним из языков Цянги или языков И , принадлежащих к тибето-бирманской семье». [2] Однако филогенетические и исторические лингвистические отчеты показывают, что тангутский язык вместо этого принадлежал к гьялронгической ветви тибето-бирманцев. [3] [4] [5] Западная Ся была уничтожена Монгольской империей в 1227 году, большая часть ее письменных источников и архитектуры была уничтожена. Сегодня тангутский язык и его уникальная письменность вымерли; остались лишь фрагменты тангутской литературы .

Тангутские женщины

Тангутский язык , иначе известный как фан , принадлежит к тибето-бирманской ветви сино-тибетской языковой семьи. Как и многие другие сино-тибетские языки, это тональный язык с преимущественно односложными корнями, но он разделяет определенные грамматические черты, центральные для тибето-бирманской ветви. Раньше спорили о том, принадлежал ли Тангут к Ийскому или Кянгическому подразделению Тибето-Бирманского полуострова. [6] Тангуты, называемые по-китайски Дансян ( 党項 ; Dongxiàng ), обычно рассматриваются китайскими учеными как синонимы или, по крайней мере, родственники народа Цян . Исторически «цян» был собирательным термином для множества этнических групп, живших на западных границах Китая, включая современного народа цян (рома). Название Тангут впервые появляется в орхонских надписях 735 года. На своем тангутском языке тангуты называли себя Ми-ния (Миньяк). До 19 века термин Минджак все еще использовался для обозначения территории, населенной народом Цян в сегодняшней Тибетской и Цянской автономной префектуре Нгава. Носители языка цянгик-муйя в западном Кандине называют себя миньяками. такие географические названия, как река Мин и уезд Мин К этому корню относятся (Ганьсу).

Появление

[ редактировать ]

По словам Вильяма Рубрука , путешествовавшего по различным частям Монгольской империи в XIII веке, тангуты были доблестными и имели среди себя крупных смуглых мужчин, в отличие от уйгуров , которые были «среднего размера, как мы». [7]

Тангуты, которых я видел, были высокими, но смуглыми. Югуры среднего телосложения, как и наш народ. [8]

Источник

[ редактировать ]

Ранние тангуты населяли степи и горы юго-востока Цинхая и северо-запада Сычуани . Их дом изначально находился в горной местности западной Сычуани. [9] Эти регионы соответствуют регионам Амдо и Кхам Тибетского нагорья. В какой-то момент их лидер Туоба Чичи, который, вероятно, имел смешанное происхождение Сяньбэй и Цян , подчинился правлению Танского Китая и получил звание генерал-капитана Западного Жуна и фамилию «Ли». В начале 8 века растущее давление со стороны Тибетской империи вынудило тангутов мигрировать на север со своей родины в северо-восточном Тибете в восточный регион Ордос . Ко времени восстания Ань Лушань (755–763) тангуты были преобладающей местной силой на территории нынешней восточной Ганьсу , Нинся и северной Шэньси . [10]

Расширение Западная Ся династии

В 881 году тангуты, подданные Танского Китая, помогли Тану подавить восстание Хуан Чао . В награду тангутское центральное правительство предоставило тангутскому генералу Ли Сигуну три префектуры Ся ( китайский : 夏州 , тангутский: 𘒂𗉔 ), Суй ( китайский : Суйчжоу , тангутский: 𗉢𗉔 ) и Инь ( китайский : 銀州 , тангутский: 𘝰𗉔 ) как наследственные титулы при Диннан Цзедуши . [11] После распада Танского Китая несколько военачальников начали формировать новые государства на бывших территориях Танского Китая. Тангуты расширили свои владения на юго-запад, в сторону своей старой родины. В 1002 году они завоевали префектуру Лин и основали там свою первую столицу под названием Сипин. [12] К 1036 году они аннексировали округ Гуйи и уйгурское королевство Ганьчжоу , даже вторглись на территорию Тибета и завоевали Синин . Государство Западная Ся было провозглашено в 1038 году. [13] [11]

Будучи подданными Тангутского Китая ранее в течение двух столетий, тангуты переняли многие ханьские/танские китайские культуры, но также сохранили свои собственные обычаи, о чем свидетельствует огромное количество литературы, пережившей само Тангутское государство.

Сын основателя Западной Ся Ли Дэминга, Ли Юаньхао, взошедший на трон императора Цзинцзуна , стремился отличить тангутское государство от государства его соперника, возглавляемого Хань, Сунского Китая, и начал развивать национальную тангутскую идентичность, приказав создать официальную тангутскую письменность и путем принятия законов, укрепляющих традиционные тангутские обычаи. Один из законов, который он утвердил, призывал граждан носить традиционную этническую одежду, а другой требовал, чтобы мужчины носили короткие волосы или брили их, в отличие от китайского обычая носить длинные волосы, завязанные в узел. Отказавшись от королевских китайских фамилий «Ли», ранее дарованных королевской семьей Ли династии Тан, и «Чжао», впоследствии дарованных королевской семьей Чжао династии Сун, он принял тангутскую фамилию. 𗼨𗆟 , переводится на китайский язык как «Вэймин» ( китайский : 嵬名 ). Он сделал Синцин ( китайский : 興慶 , современный Иньчуань ) своей столицей.

В тринадцатом веке Чингисхан объединил северные луга Монголии и возглавил свои войска в шести раундах нападений на Западную Ся в течение двадцати двух лет (1205, 1207, 1209–10, 1211–13, 1214–19). , 1225–27). Во время последней волны нападений монголов Чингисхан погиб на территории Западной Ся. Официальная монгольская история связывает его смерть с болезнью, тогда как легенды утверждают, что он умер от раны, полученной в этих боях.

В 1227 году столица Западной Ся была захвачена монголами, которые разрушили ее здания и письменные упоминания: все было сожжено дотла, кроме монастыря. Последний император был убит, а десятки тысяч мирных жителей убиты. Однако многие тангутские семьи присоединились к Монгольской империи. Некоторые из них возглавляли монгольские армии, например, Чаан, на завоевание Китая. После основания династии Юань (1271–1368) тангутские войска были включены в состав монгольской армии в ходе их последующих военных завоеваний в центральном и южном Китае. Тангуты считались сему в рамках классовой системы юань, что отделяло их от северных китайцев. Еще во времена династии Мин (1368–1644 гг.) существовали свидетельства существования небольших тангутских общин в провинциях Аньхой и Хэнань. Люди, включая членов королевского клана, эмигрировали в западную часть Сычуани, северный Тибет и, возможно, даже в северо-восточную Индию, в некоторых случаях становясь местными правителями. [14] [15] [16] [17] Тангуты, проживающие в Центральном Китае, сохраняли свой язык как минимум до 16 века.

Культура

[ редактировать ]

Тангутское общество делилось на два сословия: «краснолицых» и «черноголовых». Краснолицые тангуты считались простолюдинами, а черноголовые тангуты составляли элитную касту жрецов . Хотя буддизм был чрезвычайно популярен среди тангутского народа, многие тангутские пастухи продолжали практиковать разновидность шаманизма, известную как Коренной Запад (Мели). Черные шапки, которые носят шаманы Коренного Запада, дали название касте Черноголовых. Согласно тангутскому мифу, предком черноголовых тангутов был небесный белый журавль , а предком краснолицых тангутов была обезьяна. [18] Тангутские короли носили титул Узу.

Согласно источникам на тангутском языке, тангутское государство, известное сейчас как Западная Ся, носило название 𗴂𗹭𗂧𘜶 переводится как «Великое Государство Белого и Высокого» ( phôn¹ mbın² lhi̯ə tha² ). [19] Хотя китайский перевод этого имени ( китайский : 白高大國 ; пиньинь : Báigāo Dàguó ) иногда использовался в тангутских источниках, [20] государство чаще всего называлось «Великим Ся» (大夏) в китайскоязычных источниках Тангута или «Государством Ся» ( китайский : 夏國 ) в Сун. [21] В позднейшей историографии и в современном китайском языке Тангутское государство именуется «Западная Ся» ( Xī Xià 西夏). Монголы китайский и другие степные племена называли Тангутское царство «Каши» или «Кашин», что произошло от среднекитайского названия Хэси , региона, контролируемого тангутами ( : 河西 ) .

Сутра Золотого Света, написанная тангутским письмом.
Молитва Тангута об этом

Тангуты были преимущественно буддистами. Тангутский буддизм находился под влиянием внешних факторов. Весь китайский буддийский канон был переведен на тангутский язык в течение 50 лет и опубликован около 1090 года примерно в 3700 брошюрах. Считается, что буддизм в Тангутском государстве представляет собой объединение тибетских и китайских традиций, среди которых Хуаянь - Чань традиция Гуйфэна Цзунми (кит. 圭峰宗密, 780–841) и его учителя Хуаянь Чэнгуаня наиболее влиятельной была . Ряд текстов, которые ранее считались коренными тангутскими, оказались переводами киданейских исходных текстов. [ нужна ссылка ] Степень влияния Тибета на формирование тангутского буддизма до сих пор остается неисследованной, особенно в свете новых открытий, показывающих, что тангутский буддизм был обязан больше местной культуре Северного Китая, чем чистому тибетскому или китайскому влиянию. Тексты, принадлежащие тибетской традиции Махамудры , показывают, что тангутский буддизм первоначально развивался по Карма Кагью, а не Сакья линии буддийской передачи .

Ряд тангутских буддийских учреждений, таких как «Императорский наставник», пережил само Тангутское государство и их можно было найти во времена династии Юань . Одним из наиболее определенных источников тангутского буддизма была гора Утай , где как Хуаянь, так и китайский эзотерический буддизм процветали со времен поздней династии Тан до времени монгольского завоевания .

Солонин (2005: без страниц) связывает тангутов, горы Хелань и чаньские учения Ким Хвасана и Баотана Учжу:

Истоки тангутского чань также можно проследить глубже, чем считалось ранее: информация о путешествии Бао-тана У-чжу (保唐无住720~794) по Северо-Западному Китаю из « Записок о передаче сокровищ Дхармы через поколения» подразумевает, что в районе Хэланьшаня, где уже проживали тангуты, был распространен своего рода буддизм. О буддизме Хэланьшань конца VIII века мало что можно сказать: доктрины школы Лу (律) и учение сычуаньского чаня преподобного Кима (金和尚), похоже, там известны. [22]

Поклонение конфуцианству также существовало в Западной Ся, что привело к некоторым [ ВОЗ? ] утверждает, что тангутская религия коренится в конфуцианстве, но это несопоставимо со степенью популярности буддизма. В тангутской литературе преобладают буддийские писания, в то время как светские учения, включая китайскую классику, редко были доступны на тангутском языке.

Тангутское государство применяло строгие законы, касающиеся преподавания религиозных верований, и тщательно проверяло потенциальных учителей. Прежде чем ему разрешили преподавать, вновь прибывший в штат из Тибета или Индии сначала должен был получить одобрение местных властей. Преподаваемые доктрины и используемые методы тщательно контролировались, чтобы исключить возможность неправильного понимания учения тангутами. Любой, кто был признан гадалкой или шарлатаном, подвергался немедленному преследованию. Считая это противоречащим буддийским этическим убеждениям, тангутское государство строго запретило религиозным учителям принимать компенсацию или вознаграждение за свои преподавательские услуги.

Хотя государство не поддерживало официальную школу буддизма, оно защищало все религиозные места и объекты в пределах страны.

Как и в Китае, чтобы стать буддийским монахом, требовалось одобрение правительства, и любой, кто принял обет монаха без такого государственного надзора, подвергался суровому наказанию. Примечательно для того времени, что женщины играли роль в религиозных практиках Тангутов, служа монахинями - должность, которую могла занимать только овдовевшая женщина или незамужняя девственница. [ нужна ссылка ]

Сучан (1998) прослеживает влияние первых нескольких Кармап на дворы Юань и Мин , а также на Западную Ся, и упоминает Дюсума Кхьенпу, Первого Кармапу-ламу :

Первые несколько Кармап отличаются своим важным статусом при дворах Юань и Мин в Китае, где они служили духовными наставниками принцев и императоров. Их влияние также распространилось на двор тангутского королевства Ся, где ученику Дусума Кхьенпы был присвоен титул «Верховный учитель» от тангутского короля Ся[.] [23] [24]

После падения Западной Ся приток беженцев в Тибет привел к принятию божества Пехара в тибетский буддизм , в конечном итоге в важной роли государственного оракула, Оракула Нечунга . [25]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Скафф 2012 , стр. 38.
  2. ^ ван Дрим, Джордж (2001). Справочник востоковедения . Блестящий. ISBN  90-04-12062-9 .
  3. ^ Сагарт и др. (2019) .
  4. ^ Лай и др. (2020) .
  5. ^ Бодуэн (2023) .
  6. ^ Вовин 2020 , с. 162-163.
  7. ^ Рокхилл 1967 , с. 152.
  8. ^ Джексон 1990 , с. 159.
  9. ^ Во, Дэниел К. «Тангуты» . отделы Вашингтон.edu . Проверено 24 марта 2023 г.
  10. ^ Вовин 2020 , с. 7.
  11. ^ Jump up to: а б Беквит 2009 , с. 171.
  12. ^ Беквит 2009 , с. 172.
  13. ^ Скафф 2012 , стр. 236.
  14. ^ «Правовая география Сися — вопросы о потомках киданей, дансянов и чжурчжэней (Часть 3)» Архивировано из оригинала 7 июля 2011 г. Проверено 07 марта 2010 г. .
  15. ^ Данг Иминь: Цивилизация Дансян Цян и тайна уничтожения Сися
  16. ^ «Задняя часть королевской семьи» Тан Жунъяо
  17. ^ ред. Франке, Герберт и Твитчетт, Денис (1995). Кембриджская история Китая: Том. VI: Чужеродные режимы и пограничные государства, 907–1368 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 214.
  18. ^ Кепинг, Ксения. «Черноголовые и краснолицые тангуты». Сохраняю 0-ю сер. 0,1 (2004). КЕППИНГ.НЕТ. Русская Православная Миссия в Китае, 2004. Интернет. 5 марта 2016 г. < http://kepping.net/pdfs/works/The_Black-headed_and_the_Red-faced.pdf >
  19. ^ Кеппинг, Ксения (1994). «Имя Тангутской империи». Тунг Пао . 2-й. 80 (4–5). пер. Джордж ван Дрим : 357–376. дои : 10.1163/156853294X00151 .
  20. ^ Фань Цяньфэн Фань Цяньфэн. Гробницы королей Западной Ся [Императорские гробницы Западной Ся] (на китайском языке). Информационное агентство Синьхуа . Архивировано из оригинала 20 марта 2012 г. Проверено 18 апреля 2012 г.
  21. ^ Даннелл, Рут В. (1996). Великое государство белых и высоких: буддизм и формирование государства в Ся одиннадцатого века . Издательство Гавайского университета. ISBN  9780824817190 .
  22. ^ Солонин, KJ (2005), Тангутский чаньский буддизм и Гуйфэн Цзун-ми. Архивировано 12 февраля 2015 г. в Wayback Machine , Буддийский журнал Chung-Hwa, № 11 (1998). Тайбэй: Институт буддийских исследований Чунг-Хва. ISSN   1017-7132
  23. ^ Ри, Мэрилин и Турман, Роберт (1991). Мудрость и Сострадание . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. п. 236.
  24. ^ Сучан, Том (1998). Третий Кармапа-лама, Ранг Юнг Дордже (Т: Ранг 'Бьюнг рДо рдже). Источник: [1] (дата обращения: 29 января 2008 г.)
  25. ^ Басвелл, Роберт младший ; Лопес, Дональд С. младший (2014). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 638. ИСБН  978-0-691-15786-3 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Андраде, Тонио (2016), Эпоха пороха: Китай, военные инновации и подъем Запада в мировой истории , Princeton University Press, ISBN  978-0-691-13597-7 .
  • Азимов, М.С. (1998), История цивилизаций Центральной Азии, Том IV. Эпоха достижений: с 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века. Часть первая. Историческая, социальная и экономическая обстановка , Издательство ЮНЕСКО.
  • Барфилд, Томас (1989), Опасный рубеж: кочевые империи и Китай , Бэзил Блэквелл
  • Барретт, Тимоти Хью (2008), Женщина, которая открыла печать , Великобритания: Издательство Йельского университета , ISBN  978-0-300-12728-7 (алк. бумага)
  • Бодуэн, Матье (2023). «Тангутский и хорпийский языки: некоторые общие морфосинтаксические особенности» . Язык и лингвистика . 24 (4).
  • Беквит, Кристофер I (1987), Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье , Princeton University Press
  • Беквит, Кристофер И. (2009), Империи Шелкового пути: история Центральной Евразии от бронзового века до наших дней , Princeton University Press, ISBN  978-0-691-13589-2
  • Брегель, Юрий (2003), Исторический атлас Центральной Азии , Брилл
  • Дромпп, Майкл Роберт (2005), Танский Китай и крах Уйгурской империи: документальная история , Брилл
  • Эбри, Патрисия Бакли (1999), Кембриджская иллюстрированная история Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета , ISBN  0-521-66991-Х (мягкая обложка).
  • Эбри, Патрисия Бакли; Уолтхолл, Энн; Пале, Джеймс Б. (2006), Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история , Бостон: Houghton Mifflin, ISBN  0-618-13384-4
  • Голден, Питер Б. (1992), Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке , ОТТО ХАРРАСОВИЦ · ВИСБАДЕН
  • Графф, Дэвид А. (2002), Средневековая китайская война, 300–900 , Война и история, Лондон: Routledge, ISBN  0415239559
  • Графф, Дэвид Эндрю (2016), Военная практика Евразийского пути войны в Китае и Византии седьмого века , Routledge, ISBN  978-0-415-46034-7 .
  • Хейвуд, Джон (1998), Исторический атлас средневекового мира, 600–1492 гг. Нашей эры , Barnes & Noble
  • Джексон, Питер (1990), Миссия монаха Вильгельма Рубрука
  • Лай, Юньфан; Гонг, Сюнь ; Гейтс, Джесси П.; Жак, Гийом (2020), «Тангут как западно-гьялронгический язык», Folia Linguistica Historica , 41 (1): 171–203, doi : 10.1515/flih-2020-0006 , S2CID   229165606
  • Латуретт, Кеннет Скотт (1964), Китайцы, их история и культура, Тома 1–2 , Macmillan
  • Лордж, Питер А. (2008), Азиатская военная революция: от пороха до бомбы , Cambridge University Press, ISBN  978-0-521-60954-8
  • Миллуорд, Джеймс (2009), Евразийский перекресток: история Синьцзяна , издательство Колумбийского университета
  • Нидхэм, Джозеф (1986), Наука и цивилизация в Китае , том. V:7: Пороховая эпопея , Издательство Кембриджского университета, ISBN  0-521-30358-3
  • Жун, Синьцзян (2013), Восемнадцать лекций о Дуньхуане , Брилл
  • Шабан, Массачусетс (1979), Революция Аббасидов , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  0-521-29534-3
  • Рокхилл, Уильям Вудвилл (1967), Путешествие Вильгельма Рубрука в восточные части света, 1253–1255 гг., Как рассказал он сам, с двумя отчетами о более раннем путешествии Иоанна Пиан де Карпина.
  • Сагарт, Лоран; Жак, Гийом ; Лай, Юньфан; Райдер, Робин; Тузо, Валентин; Гринхилл, Саймон Дж.; Лист, Иоганн-Маттис (2019), «Датированные языковые филогении проливают свет на историю китайско-тибетского языка», Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки , 116 (21): 10317–10322, doi : 10.1073 /pnas.1817972116 , PMC   6534992 , PMID   31061123 .
  • Сыма, Гуан (2015), Боянбон Зижитонгцзян 54 huánghòu shīzōng 白阳版Зижи Тунцзянь 54 Королева пропала , Юэнлиу чубуньшие гуфэн юсянь гунси, ISBN  978-957-32-0876-1
  • Скафф, Джонатан Карам (2012), Суй-Танский Китай и его тюрко-монгольские соседи: культура, власть и связи, 580–800 (Оксфордские исследования в ранних империях) , Oxford University Press
  • Вовин, Александр (2020), Тангутский язык и рукописи
  • Ван, Чжэньпин (2013), Танский Китай в многополярной Азии: история дипломатии и войны , University of Hawaii Press
  • Уилкинсон, Эндимион (2015). История Китая: Новое руководство, 4-е издание . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета, распространяется издательством Гарвардского университета. ISBN  9780674088467 .
  • Юань, Шу (2001), Вторая эра евнуха , Yuώnliú chūbǎnshìyè gǔfèn yǒuxiàn gōngsī, ISBN  957-32-4273-7
  • Сюн, Виктор Цунруй (2000), Суй-Тан Чанъань: исследование городской истории позднесредневекового Китая (Мичиганские монографии по китаеведению) , ЦЕНТР КИТАЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ U OF M, ISBN  0892641371
  • Сюн, Виктор Цунруй (2009), Исторический словарь средневекового Китая , Соединенные Штаты Америки: Scarecrow Press, Inc., ISBN  978-0810860537
  • Сюэ, Цзунчжэн (1992), Тюркские народы , China Social Sciences Press
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ea9651d8b4ef526c196554e8c50ee84__1716815280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/84/8ea9651d8b4ef526c196554e8c50ee84.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tangut people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)