Jump to content

Цян (исторический народ)

Цян
Цян
Изображение посланника Дэнчжи , этнической группы Цян, с картины «Портреты периодических подношений» , VI век н.э.
Регионы со значительной численностью населения
Древний Китай

Цян ( китайский : ; пиньинь : Цян ; Уэйд-Джайлс : Чян ) — имя, данное различным группам людей в разные периоды в древнем Китае. Обычно считается, что народ Цян имел тибето-бирманское происхождение. [1] [2] [3] [4] [5] хотя есть и другие теории.

Тангуты династий Тан . , Сун и Юань могут иметь происхождение Цян [1] Современные люди Цян, а также тибетцы, возможно, также частично произошли от древних Цян. [6]

Этимология

[ редактировать ]

Согласно словарю династии Хань Шуовэнь Цзецзы , Цян были пастухами, поэтому китайский иероглиф Цян ( ) образовался из иероглифов «овца» (羊) и «человек» (人) и произносился как «овца». . [7] [8] Фэнсу Туни также упоминает, что характер Цяна образовался из слов «овца» и «человек». Современные ученые попытались реконструировать древнее произношение Цян: китаевед Эдвин Пуллибланк реконструирует его как *kʰiaŋ на среднекитайском языке , а Уильям Х. Бакстер и Лоран Сагарт реконструируют древнекитайское имя Цян как *C.qʰaŋ. [9]

Обычно считается, что цян говорят на тибето-бирманском языке , хотя Кристофер Беквит предполагает, что слово «цян» может иметь индоевропейскую этимологию и что цян имели индоевропейское происхождение; Беквит сравнивает предложенную реконструкцию слова Qiang с *klaŋ на древнекитайском языке с тохарским словом klānk , означающим «ехать, ехать в повозке», как и «ехать на охоту на колеснице», так что Qiang на самом деле может означать «возничий». ". [10]

«Город древнего Китая Цян» (中国古羌城), культурный комплекс Цян в уезде Мао , Сычуань.

Согласно легенде, Цян частично произошли от Императора Янь , мифического «Императора Пламени». Император Ян и его племя были побеждены Желтым Императором . [11]

Происхождение

[ редактировать ]

Термин «Цян» впервые появился в надписях на костях оракула 3000 лет назад и использовался для описания «народа, отличного от своего народа». [12] Оно снова появляется в «Классике поэзии» со ссылкой на Тан Шана (трад. 1675–1646 до н.э.). [13] Похоже, они жили диагональной полосой от северной Шэньси до северной провинции Хэнань , несколько южнее позднего Бэйди . Они были врагами династии Шан , которая устраивала против них экспедиции, захватывая рабов и жертв для человеческих жертвоприношений . Заключенные Цян умели делать кости оракулов. [14]

Говорят, что это древнее племя является прародителем как современного Цяна , так и тибетского народа . [6] Между цянами и тибетцами до сих пор существует множество этнологических и языковых связей. [6] Племя Цян расширилось на восток и присоединилось к народу Хань в ходе исторического развития , тогда как другая ветвь, отправившаяся на юг, пересекла горы Хэндуань и вышла на плато Юнгуй ; некоторые пошли еще дальше, в Бирму , образовав многочисленные этнические группы тибетско-бирманской языковой семьи . [15] Даже сегодня по лингвистическому сходству можно увидеть их относительное родство. Они сформировали тибетский этнос после объединения царства Тубо . [15] По словам Фэй Сяотуна : «Даже если народ Цян не может рассматриваться как главный источник тибетского народа, несомненно, народ Цян сыграл определенную роль в формировании тибетской расы». [16]

Шуовэнь Цзецзы указал, что Цян были пастухами с запада и были частью Сиронга . [8] Они имели тесную связь с династией Чжоу . [1] и были упомянуты в Книге документов и записей Великого историка как один из союзников короля Чжоу У, победившего Шан. [17] Было высказано предположение, что клан Цзян Юань , матери Ходзи , фигуры китайских легенд и мифологии и предка династии Чжоу, возможно, был связан или идентичен Цяну. [1] [18] [19] Некоторые из древних групп назывались «Лошади-Цян» или «Многие-Лошади-Цян» (Ма Цян или Дуо Ма Цян), что позволяет предположить, что они, возможно, были коневодами. [14]

Во времена династии Хань группа кочевников к юго-западу от Дуньхуана была известна как Чуо Цян ( китайский : 婼羌 ). они были описаны В «Книге Хань» как люди, которые передвигались со своим скотом в поисках воды и пастбищ, сами изготавливали военное оружие из горного железа и владели луками, копьями, короткими ножами, мечами и доспехами. [20] В Вейлюэ другими названными племенами Цян были «Коричневый лук», «Белая лошадь» и «Желтый бык» Цян. [21] Различные племена Цян сформировали конфедерацию против Хань, но потерпели поражение. [22]

Позже при династии Хань группы людей в западной части Сычуани упоминались в « Книге Поздней Хань» как отдельные ветви Цян. Песня одной из этих групп, народа «Белый волк», была записана китайскими иероглифами вместе с китайским переводом, и с тех пор этот язык был идентифицирован как тибето-бирманский язык . [1]

Генетика

[ редактировать ]

Генетический анализ останков древнего Цян (Ди-Цян) обнаружил высокую генетическую близость с современными китайско-тибетоязычными народами , особенно современными народами Цян и ханьскими китайцами , а также с древними «фермерами Желтой реки», связанными с культурой Яншао . [23] Останки древних Цян принадлежали исключительно отцовской гаплогруппе O-M175 (O3a). [24]

Сообщается , что в середине II века до нашей эры элементы Малых юэчжи мигрировали в южную часть Ганьсу , где впоследствии слились с населением Цян. [25]

В 112 г. до н. э. династия Хань вторглась на территорию нынешнего восточного Тибета с 25 000 кавалеристов во время набегов Цяна. [26]

В 65 г. до н.э. Цян восстал на территории нынешнего восточного Тибета. [27]

В 42 г. до н.э. Цян восстал и разбил 12-тысячное войско под командованием Фэн Фэнши . [28]

В 41 году до нашей эры Фэн Фэнши вернулся на территорию нынешнего восточного Тибета с 60 000 человек и подавил восстание Цян. [28]

В 49 году н.э. племена Цян отбили регион Цинхай у Хань. [29]

В 57 году н.э. Цян во главе с Дяньюем совершил набег на Цзиньчэн Коммандери . [30]

В 59 г. н. э. ханьская армия победила Дяньюй. [30]

В 107 году н. э. Дяньлянь из Цян Сяньляня напал на провинцию Лян . В результате Протекторат Западных регионов был оставлен. Ханьский двор послал Дэн Чжи и Жэнь Шаня против вторгшейся армии, и хотя силы Цяна понесли значительные потери, они потерпели поражение у Ханьяна . Одержав победу над ханьской армией, Дяньлянь провозгласил себя императором в Бэйди Коммандери . Силы Цяна теперь угрожали территории Хань на юге до командования Ханьчжун и на востоке до провинции Цзи . [31] [29]

В 109 году н. э. Дяньлянь завоевал командование Лунси . [32]

В 110 году н.э. Дяньлянь победил и убил администратора Чжэн Цинь в командовании Ханьчжун . [32]

В 112 году Дяньлянь умер, и ему наследовал его сын Ляньчан . Ляньчан был слишком молод, чтобы осуществлять власть, и другой человек из племени, Лангмо , взял на себя ответственность за стратегию. Новый режим был значительно менее эффективным при регенте и не смог добиться каких-либо успехов в борьбе с силами Хань. [33]

В 116 году ханьский генерал Дэн Цзунь возглавил 10-тысячную кавалерию южных сюнну в набеге на штаб Ляньчана с севера. Тем временем Жэнь Шан атаковал с юга и убил жену и детей Ляньчана. [33]

В 117 году н.э. Ляньчан был убит, и силы под командованием Жэнь Шаня положили конец набегам Цяна. [34]

В 120 году н. э. вождь Цян Цзиу напал на командование Цзиньчэн и потерпел поражение от генерала Ма Сяня . [35]

В 121 году н.э. племя Цян Шаодан под предводительством Ману совершило набег на командование Увэй, потерпело поражение от генерала Ма Сяня . но в следующем году [36]

В 140 году н.э. Цян восстал. [34]

В 142 году н. э. восстание Цян было подавлено. [34]

В 167 году нашей эры Дуань Цзюн провел кампанию против Цян и уничтожил население Цян, а также расселил его за пределами границы. [34]

В 184 году н.э. Бэйгун Боюй, член Вспомогательного отряда верных варваров Хуанчжуна, начал восстание в провинции Лян . Повстанцы захватили Цзиньчэн и в 185 г. достигли командования Юфуфэн , а оттуда совершали набеги на Чанъань . Против них была послана ханьская армия во главе с Хуанфу Суном и Чжан Вэнем, но им не удалось добиться какой-либо крупной победы. В 185 году ханьский генерал Дун Чжо выиграл битву против Бэйгун Бою, и повстанцы отступили. Бэйгун Бою и Ли Вэньхоу после этого не упоминаются, но восстание все равно продолжалось, когда новый инспектор был убит своими собственными войсками. Во время восстания полуцян Ма Тэн пришел к власти в качестве военачальника в провинции Лян вместе с другим военачальником, Хань Суем . [37]

В 211 году н. э. Ма Чао , сын Ма Тэна, возглавил коалицию в Гуаньси (к западу от перевала Тонг ) против ханьского канцлера Цао Цао , и к нему присоединились солдаты Цян. Хотя коалиция распалась после битвы при перевале Тонг , некоторые представители народа Цян продолжали поддерживать Ма Чао в его попытке вернуть себе провинцию Лян в 213 году нашей эры, прежде чем он был изгнан. [38]

Три Королевства

[ редактировать ]

В период Троецарствия (220–280 гг.) северо-западный Китай стал спорным регионом между династиями Цао Вэй и Шу Хань , и в зависимости от обстоятельств местные жители Цян встали на сторону одного из двух государств. Среди стратегий Шу во время северных экспедиций Чжугэ Ляна и Цзян Вэя было заручиться поддержкой Цян и других племен и помочь им в их восстаниях против Вэя. [39]

Шестнадцать королевств

[ редактировать ]

Цян были одними из пяти варваров , основавших многие из шестнадцати королевств в IV и начале V веков. Они вместе со многими другими племенными народами на северо-западе Китая участвовали в восстаниях Туфа Шуцзинэна (270–279) и Ци Ваньняня (296–299) против династии Западная Цзинь . Когда власть Цзинь рухнула в северном Китае во время восстания Пяти варваров , племена Цян отказались от своей лояльности между Цзинь и сюнну возглавляемой династией Хань-Чжао , прежде чем все они были подчинены последней и ее преемникам. [39]

Первым и единственным государством Шестнадцати королевств, возглавляемым Цяном, был Поздний Цинь (384–417). После бывшего Цинь катастрофического поражения в битве на реке Фэй , генерал Цян Яо Чан восстал и провозгласил себя вечным королем Цинь в 384 году. Убив своего бывшего правителя Фу Цзяня , он захватил бывшую столицу Цинь, Чан. Ань , где он возвысился до императора (Поздней) Цинь в 386 году. [39]

В 394 году преемник Яо Чана, Яо Син , разгромил последние остатки армии бывшего Цинь, сделав Поздний Цинь главной державой в Гуаньчжуне . Под его правлением государство достигло своего зенита, отвоевав Лоян у династии Восточная Цзинь и попав в вассальную зависимость от многих современных ему государств. Яо Син также был ярым буддистом и активно продвигал эту религию в своем штате. Он приветствовал кучеанского монаха Кумарадживу в Чанъане, где тот помог перевести многие буддийские тексты на китайский язык. Именно при Цинь китайский монах Фасянь начал свое паломничество в Индию из Чанъаня и впервые были построены гроты Майцзишань . [40]

Однако во второй половине правления Яо Сина Поздняя Цинь пришла в упадок. Распри между князьями по поводу престолонаследия и нарастающие поражения на поле боя, особенно против повстанческого государства хунну Хелиан Ся , постепенно ослабили государство. Когда Яо Хун взошел на трон в 416 году, по всей империи вспыхнули восстания, подвергавшиеся нападениям со стороны соседей. Командующий Восточным Цзинь Лю Юй воспользовался хаосом в Позднем Цинь, чтобы начать свою вторую северную экспедицию . В 417 году силы Цзинь захватили Яо Хун в Чанъане, положив конец Позднему Цинь. [40]

Северная и Южная династии

[ редактировать ]
Изображение посланника Королевства Дангчан из «Собрания королей» , ок. 650 г. н. э.

В период северных и южных династий Фань Е (398–445) написал историю Западного Цяна, описывая такие черты, как «растрёпанные волосы», складывание пальто с левой стороны и брачные обычаи, согласно которым вдова либо выходила за нее замуж, сын или брат умершего мужа. По словам Фаня, цян жили племенами и не имели единого правителя. [12]

В этот период существовало два второстепенных государства Цян: Королевство Данчан в современном уезде Танчан , Ганьсу и Дэнчжи , расположенное к западу от современного уезда Цзючжайгоу , Сычуань . Данчан Цян возглавлял клан Лян (梁), а Дэнчжи Цян, также известный как Байшуй Цян (白水羌), возглавлял клан Сян (像/象). Оба государства были данниками соседних Северной и Южной династий и просуществовали до середины VI века. [41]

В 446 году восстание этнических цян было подавлено Северной Вэй. Ван Юй ( 王遇 ) был евнухом по национальности Цян, и он, возможно, был кастрирован во время восстания, поскольку Северная Вэй кастрировала молодую элиту повстанческого племени. Город Лирунь префектуры Фэнъи, согласно Вэйшу , был местом рождения Ван Юя, Лирунь находился к северо-востоку от Сианя в 100 милях, а на его месте стоит современный Чэнчэн. Ван Ю покровительствовал буддизму и в 488 году построил храм на месте своего рождения. [42]

Во времена династии Тан , Дансян Цян переехал в область Сячжоу вокруг современного уезда Цзинбянь провинции Шэньси . В конце концов они основали государство Западная Ся (1038–1227 гг. н. э.) и стали известны как тангуты . Другая группа Цян мигрировала на юг, к реке Минь в современной провинции Сычуань . Они стали известны как Ран и Манг, которые были предками современного народа Цян . [39]

Тибетская империя

[ редактировать ]

Согласно « Новой книге Тан» , «Тело происходит от Цян». Согласно Да Цин и тун чжи (1735 г.), Тибетская империя была основана ветвью Фа Цян. [12]

По словам эрудита Шэнь Го , Цян были известны производством высококачественной стальной брони. [43]

Цянцы из Цинтана умеют ковать доспехи. Цвет утюжка иссиня-черный, настолько чистый и яркий, что может отражать волосы. Для стягивания ремней используют кожу кабарги — она мягкая, тонкая и жесткая. [44]

—Шен Куо

Во времена династии Юань термин Цян был заменен на Фань (Бод), а жителей западных плато стали называть «Западными Бодами». Эти два термина использовались как синонимы до династии Цин , когда Цян стал относиться к тем, кто жил вверх по течению реки Минь . [12]

Проблемным случаем является «Цян», который, как установил Ван Минкэ, является старым китайским термином, используемым на западных границах и обозначающим людей среднего класса, ни китайцев, ни тибетцев, не являющихся ни исключительно сельскохозяйственными, ни чисто скотоводческими, и, вероятно, относящимися к различным последовательные приграничные популяции. Сообщества и отдельные лица не были твердо отождествлены с современной национальностью Цян, как другими, так и самими собой, до появления Народной Республики. Сегодня они сконцентрированы в Маочжоу и Вэньчуане, а также в некоторых районах Лисяня и Хэйшуя, а также в самой южной части Сунпаня. Они говорят на различных нетибетских диалектах в двух основных формах: северном и южном цян, но некоторые говорят только на китайском. [45]

Сяофэй Кан

У Цян не было фамилий до тех пор, пока в последние несколько сотен лет они не приняли ханьские китайские фамилии. [46]

Культура

[ редактировать ]
Храм Серебряной Черепахи — комплекс храмов Цян, посвященных различным богам, освященных в 2013–2014 годах. Три его храма посвящены Янди , Дайю и Ли Юаньхао , самым важным божествам народа Цян. Он расположен на Цяншане, в городе Цян, уезде Мао Нгава-Тибетского и Цянского автономного округа , в провинции Сычуань .
Сторожевая башня Цян
Традиционный дом Цян

Цян впервые были описаны как кочевые пастухи, живущие в районе современных провинций Ганьсу и Цинхай . В отличие от других кочевников, цян не брили головы и носили распущенные волосы, закрывающие лицо. [47] В какой-то момент до современной эпохи они поселились и приняли сельскохозяйственный образ жизни. [48] Из-за постоянных конфликтов между племенами Цян и другими народами Цян построили многочисленные каменные сторожевые башни с маленькими окнами и дверями, что дало им прозвище «Культура каменных башен». Эти конструкции, называемые Гималайскими башнями , сегодня можно найти в восточном Тибете и провинции Сычуань . [49]

Общество Цян следовало матрилинейному происхождению, и именно мужчины после своей смерти интегрировались в женскую линию. Другие считают, что общество Цян является патрилинейным, но с высоким статусом женщин. Брак был моногамным и запрещался внутри одной семьи на протяжении трех поколений. Большая свита забрала невесту и доставила ее в дом жениха, где и проводилась свадебная церемония, во время которой танцевали и пили высокогорное ячменное вино. Через три дня невеста возвращалась в родительский дом и жила там год до рождения первенца. Мужчины отправлялись в дома своих жен и долгое время обрабатывали свою землю в качестве службы невесте. Несмотря на центральную роль женщин в семьях Цян, общество Цян не было ни матриархальным, ни эгалитарным. Мужчины занимали все важные политические и религиозные должности, хотя есть некоторые свидетельства того, что когда-то существовали женщины-шаманки. Как и в большинстве сельскохозяйственных обществ, женщины отвечали за домашнюю и сельскохозяйственную работу, а мужчины занимались строительством, транспортом и пахотой. [48] [50]

В культуре Цян цветок бараньего рога символизирует настоящую любовь. Молодые мужчины используют цветок, чтобы выразить свою любовь к любимой. [51]

Цян почитали тигра и изображали его на своих тотемных столбах. Белые камни (кремни) также считались священными и иногда помещались на алтари или крыши домов. Народная религия Цян напоминает анимизм и шаманизм . Он возлагает духовную веру в природные особенности ландшафта и способность шаманов контактировать с духами. [52] Цян верили в добро дверей, бога камина и бога дома. Богу камина приносили жертву вместе с едой возле железной прихватки перед каждым приемом пищи. Алтарь в углу первого этажа напротив двери считался священным. Это показывало финансовое положение семьи и то, насколько она была богато украшена. [53]

Цян праздновали Новый год Цян в 24-й день шестого месяца лунного календаря. Теперь оно зафиксировано на 1 октября. Фестиваль горных жертвоприношений проводится между вторым и шестым месяцами лунного календаря. [53]

Религиозные церемонии проводили шаманы, известные в Цяне как дуангун или кси. Xbi отвечали за церемонии посвящения молодых людей, достигших 18-летнего возраста. Церемония, известная в Цяне как «сидение на вершине горы», включает в себя семейный ритуал принесения в жертву овцы или коровы и посадки трех кипарисов на вершине горы. Эти шаманы также отвечали за передачу историй о Цянах, поскольку до недавнего времени не было письменного языка Цян. [54]

Отношение к современному Цяну

[ редактировать ]

В большинстве современных исследований, особенно в китайском, современный Цянцзу считается таким же, как Древний Цянцзу. Однако по сравнению с другими тибето-бирманскими носителями Цянцзу не имеет более близкого отношения к группе Древнего Цян. Тем не менее, китайское правительство обозначило их как Цянцзу. Произвольное отнесение Цяна (羌) к определенной этнической группе создало путаницу. Во-первых, в целом люди вряд ли могли избежать искусственного эквивалента Древнего Цяна и Цянцзу. Поскольку Цянцзу был назван в 1950 году, другие тибето-бирманские носители или потомки Древнего Цяна не проявляют интереса к датировке своей истории Древним Цян, задаваясь вопросом: «Как мы (9 000 000 И; 6 000 000 тибетцев) можем быть потомками маленького Цянцзу?» Более того, с момента присвоения названия Цянцзу коренная культура (Рме/ʐme/культура) была сильно сформирована желанием и сопутствующей необходимостью создания культуры Цян, которая демонстрирует незаслуженные связи с Древним Цян. В-третьих, термин Цян разделил народ Риме (те, кто использовал автоним Риме/ʐme) на две части. Центральное правительство считает римэ в Хэйшуе не Цянцзу, а тибетцами. [55]

Дворец Вэнь

Племена и вожди

[ редактировать ]
  • Бинан
  • Годзю
    • Дяньюй II (184)
  • Цянь
    • Мидангер (60)
  • Шаоданг (Янь)
    • Шаодан (40 г. до н.э.)
    • Дяньлян (40)
  • Западный Цян
    • Фу Фань (6)
    • Пан Тянь (6)
  • Сяньлянь
    • Янъюй (60)
    • Юфей (60)
    • Дианлянь (годы правления 107–112)
    • Ляньчан (ум. 117)
    • Лангмо (годы правления 112–118)
  • Чжун
  • ?
    • Бэйгонг Бойю
    • Дяоку
    • нить
    • Эрку
    • Джучжун
    • Ли Лу
    • Лиангер
    • Миван
    • Цюйху Лай Ван
    • Руолин
    • Яндяо

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Эдвин Дж. Пуллибланк (1983). «Глава 14 — Китайцы и их соседи в доисторические и раннеисторические времена» . В Дэвиде Кейтли (ред.). Истоки китайской цивилизации . Издательство Калифорнийского университета . ISBN  0-520-04229-8 .
  2. ^ Зигфрид Ж. де Лаэт, Иоахим Херрманн: История человечества: с седьмого века до нашей эры до седьмого века нашей эры . ЮНЕСКО, 1996, стр. 501.
  3. ^ Санпин Чен: Мультикультурный Китай в раннем средневековье . Издательство Пенсильванского университета, 2012.
  4. ^ Патрисия Бакли Эбри: Кембриджская иллюстрированная история Китая , Cambridge University Press , 2010, стр. 69.
  5. ^ Профессор восточноазиатских исследований Фонда Генри Люса Никола Ди Космо, Никола Ди Космо, Дон Дж. Вятт. Политические границы, этнические границы и человеческая география в истории Китая . Рутледж , 2005, стр. 87.
  6. ^ Jump up to: а б с Брэдли Мэйхью, Корина Миллер, Алекс Инглиш: Юго-Западный Китай . 2002. Северный Сычуань - Вокруг Вэньчуаня, стр. 517.
  7. ^ Вики В.К. Це (27 июня 2018 г.). Крах поздней китайской династии Хань, 25-220 гг. н.э.: Северо-западные окраины и окраины империи . Рутледж. ISBN  9781315532318 .
  8. ^ Jump up to: а б Шоувэнь Оригинальный текст: Цян: пастухи Сируна. Следуйте за людьми и следуйте за овцами, и овцы тоже звучат.
  9. ^ Бакстер, Уильям Х. и Лоран Сагарт. 2014. Старый китайский: новая реконструкция . Издательство Оксфордского университета , ISBN   978-0-19-994537-5 .
  10. ^ Беквит, Кристофер И. (16 марта 2009 г.). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета . стр. 375–376. ISBN  978-14008-29941 . Проверено 30 декабря 2014 г.
  11. ^ «Цян среди древних Китая» . archive.shine.cn . 7 сентября 2014 года . Проверено 15 ноября 2018 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д Создание цянской этнической принадлежности, ее связь с народом римэ и сохранение языка римэ, стр.56-63
  13. ^ Ши Цзин , Жертвенные оды Шана , Инь Ву «Книга песен·Оды Шан·Инь У»: «Раньше был суп, и оттуда пришли люди Ди и Цян. Никто не смел. чтобы насладиться этим, и никто не смел не прийти к царю».
  14. ^ Jump up to: а б Никола Ди Космо (13 марта 1999 г.). «Северная граница в доимперском Китае». У Майкла Лоу, Эдварда Л. Шонесса (ред.). Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 908. ИСБН  0-521-47030-7 .
  15. ^ Jump up to: а б Чэнь Цинъин , История Тибета , Издательство Wuzhou Communication, 2003. стр. 7.
  16. ^ Фэй Сяотун (1999). Плюралистическая и единая структура китайских этнических групп . Издательство Центрального национального университета. п. 28.
  17. ^ Король У из Шиджи сказал: «Эй! У меня есть короли Гочжуна, Ситу, Сыма, Сиконга, Ялу, Шиши, тысячные капитаны, сотники и люди из Юн, Шу, Цян, Куай, Вэй, Юй, Пэн и Пу, зовите его Эрго, Бьерган, поднимите свое копье и дайте ему клятву».
  18. ^ Беквит, Кристофер И. (16 марта 2009 г.). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета . п. 44. ИСБН  978-14008-29941 . Проверено 30 декабря 2014 г.
  19. ^ Климан, Терри Ф. (1998). Великое совершенство: религия и этническая принадлежность в тысячелетнем китайском королевстве . Издательство Гавайского университета. стр. 54–58. ISBN  0824818008 . Проверено 31 декабря 2014 г.
  20. ^ Хулсеве, AFP (1979). Китай в Центральной Азии: ранний этап 125 г. до н. э. – 23 г. н. э.: аннотированный перевод глав 61 и 96 «Истории бывшей династии Хань» . Э. Брилл, Лейден. стр. 80–81. ISBN  90-04-05884-2 .
  21. ^ Аннотированный перевод Weilüe Джона Э. Хилла
  22. ^ Джозеф П. Яп (2009). «Глава 9 — Война с Цяном» . Войны с хунну: перевод Цзыжи Тунцзяня . АвторДом. стр. 324–340. ISBN  978-1-4490-0605-1 .
  23. ^ Сун, Мэнъюань; Ван, Цзефей; Лю, Цян; Ин, Цзюнь; Ву, Цянь; Цзян, Ланруй; Ван, Фэй; Чжоу, Юйсян; Сун, Фэн; Ло, Хайбо; Хоу, Ипин; Сун, Синбо; Ин, Биньву (01 ноября 2022 г.). «Отцовская генетическая структура этнической группы Цян в Китае, выявленная с помощью STR и SNP Y-хромосомы высокого разрешения» . Международная судебно-медицинская экспертиза: Генетика . 61 : 102774. doi : 10.1016/j.fsigen.2022.102774 . ISSN   1872-4973 . ПМИД   36156385 . S2CID   252254620 . Более того, древняя ДНК выявила генетические связи между ранними Ди-Цян (Ди и Цян исторически были объединены в одну группу) и ханьскими китайцами [5], [6].
  24. ^ Ли, Цзявэй; Цзэн, Вэнь; Чжан, Е; Ко, Альберт Мин-Шан; Ли, Чуньсян; Чжу, Хун; Фу, Цяомэй; Чжоу, Хуэй (04 декабря 2017 г.). «Древняя ДНК обнаруживает генетические связи между ранним Ди-Цяном и ханьскими китайцами» . Эволюционная биология BMC . 17 (1): 239. Бибкод : 2017BMCEE..17..239L . дои : 10.1186/s12862-017-1082-0 . ISSN   1471-2148 . ПМК   5716020 . ПМИД   29202706 . Мы определили, что Могуу был самым ранним примерно 4000 лет назад. Популяция BP Ди-Цян генетически связана с Таоцзячжаем, поскольку имеет до 100% общих отцовских (O3a) и ~ 60% материнских (D4, M10, F, Z) гаплогрупп.
  25. ^ Уайтинг 2002 , с. 141.
  26. ^ Уайтинг 2002 , с. 158.
  27. ^ Уайтинг 2002 , с. 175.
  28. ^ Jump up to: а б Уайтинг 2002 , с. 179.
  29. ^ Jump up to: а б Твитчетт 2008 , с. 270.
  30. ^ Jump up to: а б Креспиньи 2017 , с. 90.
  31. ^ Твитчетт 2008 , с. 421.
  32. ^ Jump up to: а б Креспиньи 2007 , с. 139.
  33. ^ Jump up to: а б Креспиньи 2007 , с. 445.
  34. ^ Jump up to: а б с д Космо 2009 , с. 104.
  35. ^ Креспиньи 2007 , с. 723.
  36. ^ Креспиньи 2007 , с. 663.
  37. ^ Креспиньи 2007 , с. 248.
  38. ^ Креспиньи 2007 , с. 639.
  39. ^ Jump up to: а б с д «Цян 羌 (www.chinaknowledge.de)» .
  40. ^ Jump up to: а б «Поздняя династия Цинь後秦(www.chinaknowledge.de)» .
  41. ^ «История событий шестнадцати варварских государств (www.chinaknowledge.de)» .
  42. ^ Ватт, Джеймс Сай; Анджела Фалько Ховард, сотрудник Метрополитен-музея, Метрополитен-музей. Нью-Йорк, Нью-Йорк, Борис Ильич Маршак, Су Бай, Чжао Фэн, Максвелл К. Хирн, Дениз Патри Лейди, Чао-Хуэй Дженни Луи, Валентина Иванова Распопова, Чжисинь Сунь (2004). Китай: рассвет золотого века, 200–750 гг. Н.э. (иллюстрированное издание). Метрополитен-музей. п. 23. ISBN  1588391264 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  43. ^ Вагнер 2008 , с. 322-323.
  44. ^ Вагнер 2008 , с. 322.
  45. ^ Канг 2016 , с. 63.
  46. ^ ЛаПолла 2003 , стр. 11.
  47. ^ Твитчетт 1994 , с. 181-182.
  48. ^ Jump up to: а б Запад 2009 , с. 681-682.
  49. ^ «Инсайдерская информация о древних сторожевых башнях Китая» .
  50. ^ ЛаПолла 2003 , стр. 12-13.
  51. ^ ЛаПолла 2003 , стр. 431.
  52. ^ Запад 2009 , с. 681.
  53. ^ Jump up to: а б ЛаПолла 2003 , стр. 14.
  54. ^ ЛаПолла 2003 , стр. 14-15.
  55. ^ Вэнь 2014 , стр. 70–71.
  • Космо, Никола Ди (2002), Древний Китай и его враги , издательство Кембриджского университета
  • Космо, Никола ди (2009), Военная культура в императорском Китае , издательство Гарвардского университета
  • Креспиньи, Рэйф де (2007), Биографический словарь от поздней Хань до Трех Королевств , Брилл
  • Креспиньи, Рэйф де (2010), Имперский военачальник , Брилл
  • Креспиньи, Рэйф де (2017), Пожар над Лояном: история поздней династии Хань, 23-220 гг. н.э. , Брилл
  • ЛаПолла, Рэнди (2003), Грамматика Цяна , Мутон Грюйтер
  • Кан, Сяофэй (2016), Борьба с желтым драконом
  • Твитчетт, Денис (1994), «Ляо», Кембриджская история Китая , Том 6, Чужой режим и пограничные государства, 907–1368 , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 43–153, ISBN  0521243319
  • Твитчетт, Денис (2008), Кембриджская история Китая: Том 1 , Cambridge University Press
  • Вэнь, Маотао (2014). Создание этноса цян, его связь с народом римэ и сохранение языка римэ (магистерская диссертация). Университет Дьюка.
  • Вагнер, Дональд Б. (2008), Наука и цивилизация в Китае, том 5–11: Черная металлургия , издательство Кембриджского университета.
  • Уэст, Барбара А. (2009), Энциклопедия народов Азии и Океании , факты в файле
  • Уайтинг, Марвин К. (2002), Военная история Императорского Китая , Writers Club Press
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c06650d5faa6f1b455afc1cef90f0653__1722028380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/53/c06650d5faa6f1b455afc1cef90f0653.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Qiang (historical people) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)