Цян (исторический народ)
Цян | |
---|---|
![]() Изображение посланника Дэнчжи , этнической группы Цян, с картины «Портреты периодических подношений» , VI век н.э. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Древний Китай |
Цян ( китайский : 羌 ; пиньинь : Цян ; Уэйд-Джайлс : Чян ) — имя, данное различным группам людей в разные периоды в древнем Китае. Обычно считается, что народ Цян имел тибето-бирманское происхождение. [1] [2] [3] [4] [5] хотя есть и другие теории.
Тангуты династий Тан . , Сун и Юань могут иметь происхождение Цян [1] Современные люди Цян, а также тибетцы, возможно, также частично произошли от древних Цян. [6]
Этимология
[ редактировать ]Согласно словарю династии Хань Шуовэнь Цзецзы , Цян были пастухами, поэтому китайский иероглиф Цян ( 羌 ) образовался из иероглифов «овца» (羊) и «человек» (人) и произносился как «овца». . [7] [8] Фэнсу Туни также упоминает, что характер Цяна образовался из слов «овца» и «человек». Современные ученые попытались реконструировать древнее произношение Цян: китаевед Эдвин Пуллибланк реконструирует его как *kʰiaŋ на среднекитайском языке , а Уильям Х. Бакстер и Лоран Сагарт реконструируют древнекитайское имя Цян как *C.qʰaŋ. [9]
Обычно считается, что цян говорят на тибето-бирманском языке , хотя Кристофер Беквит предполагает, что слово «цян» может иметь индоевропейскую этимологию и что цян имели индоевропейское происхождение; Беквит сравнивает предложенную реконструкцию слова Qiang с *klaŋ на древнекитайском языке с тохарским словом klānk , означающим «ехать, ехать в повозке», как и «ехать на охоту на колеснице», так что Qiang на самом деле может означать «возничий». ". [10]
История
[ редактировать ]
Согласно легенде, Цян частично произошли от Императора Янь , мифического «Императора Пламени». Император Ян и его племя были побеждены Желтым Императором . [11]
Происхождение
[ редактировать ]Термин «Цян» впервые появился в надписях на костях оракула 3000 лет назад и использовался для описания «народа, отличного от своего народа». [12] Оно снова появляется в «Классике поэзии» со ссылкой на Тан Шана (трад. 1675–1646 до н.э.). [13] Похоже, они жили диагональной полосой от северной Шэньси до северной провинции Хэнань , несколько южнее позднего Бэйди . Они были врагами династии Шан , которая устраивала против них экспедиции, захватывая рабов и жертв для человеческих жертвоприношений . Заключенные Цян умели делать кости оракулов. [14]
Говорят, что это древнее племя является прародителем как современного Цяна , так и тибетского народа . [6] Между цянами и тибетцами до сих пор существует множество этнологических и языковых связей. [6] Племя Цян расширилось на восток и присоединилось к народу Хань в ходе исторического развития , тогда как другая ветвь, отправившаяся на юг, пересекла горы Хэндуань и вышла на плато Юнгуй ; некоторые пошли еще дальше, в Бирму , образовав многочисленные этнические группы тибетско-бирманской языковой семьи . [15] Даже сегодня по лингвистическому сходству можно увидеть их относительное родство. Они сформировали тибетский этнос после объединения царства Тубо . [15] По словам Фэй Сяотуна : «Даже если народ Цян не может рассматриваться как главный источник тибетского народа, несомненно, народ Цян сыграл определенную роль в формировании тибетской расы». [16]
Шуовэнь Цзецзы указал, что Цян были пастухами с запада и были частью Сиронга . [8] Они имели тесную связь с династией Чжоу . [1] и были упомянуты в Книге документов и записей Великого историка как один из союзников короля Чжоу У, победившего Шан. [17] Было высказано предположение, что клан Цзян Юань , матери Ходзи , фигуры китайских легенд и мифологии и предка династии Чжоу, возможно, был связан или идентичен Цяну. [1] [18] [19] Некоторые из древних групп назывались «Лошади-Цян» или «Многие-Лошади-Цян» (Ма Цян или Дуо Ма Цян), что позволяет предположить, что они, возможно, были коневодами. [14]
Во времена династии Хань группа кочевников к юго-западу от Дуньхуана была известна как Чуо Цян ( китайский : 婼羌 ). они были описаны В «Книге Хань» как люди, которые передвигались со своим скотом в поисках воды и пастбищ, сами изготавливали военное оружие из горного железа и владели луками, копьями, короткими ножами, мечами и доспехами. [20] В Вейлюэ другими названными племенами Цян были «Коричневый лук», «Белая лошадь» и «Желтый бык» Цян. [21] Различные племена Цян сформировали конфедерацию против Хань, но потерпели поражение. [22]
Позже при династии Хань группы людей в западной части Сычуани упоминались в « Книге Поздней Хань» как отдельные ветви Цян. Песня одной из этих групп, народа «Белый волк», была записана китайскими иероглифами вместе с китайским переводом, и с тех пор этот язык был идентифицирован как тибето-бирманский язык . [1]
Генетика
[ редактировать ]Генетический анализ останков древнего Цян (Ди-Цян) обнаружил высокую генетическую близость с современными китайско-тибетоязычными народами , особенно современными народами Цян и ханьскими китайцами , а также с древними «фермерами Желтой реки», связанными с культурой Яншао . [23] Останки древних Цян принадлежали исключительно отцовской гаплогруппе O-M175 (O3a). [24]
Он
[ редактировать ]Сообщается , что в середине II века до нашей эры элементы Малых юэчжи мигрировали в южную часть Ганьсу , где впоследствии слились с населением Цян. [25]
В 112 г. до н. э. династия Хань вторглась на территорию нынешнего восточного Тибета с 25 000 кавалеристов во время набегов Цяна. [26]
В 65 г. до н.э. Цян восстал на территории нынешнего восточного Тибета. [27]
В 42 г. до н.э. Цян восстал и разбил 12-тысячное войско под командованием Фэн Фэнши . [28]
В 41 году до нашей эры Фэн Фэнши вернулся на территорию нынешнего восточного Тибета с 60 000 человек и подавил восстание Цян. [28]
В 49 году н.э. племена Цян отбили регион Цинхай у Хань. [29]
В 57 году н.э. Цян во главе с Дяньюем совершил набег на Цзиньчэн Коммандери . [30]
В 59 г. н. э. ханьская армия победила Дяньюй. [30]
В 107 году н. э. Дяньлянь из Цян Сяньляня напал на провинцию Лян . В результате Протекторат Западных регионов был оставлен. Ханьский двор послал Дэн Чжи и Жэнь Шаня против вторгшейся армии, и хотя силы Цяна понесли значительные потери, они потерпели поражение у Ханьяна . Одержав победу над ханьской армией, Дяньлянь провозгласил себя императором в Бэйди Коммандери . Силы Цяна теперь угрожали территории Хань на юге до командования Ханьчжун и на востоке до провинции Цзи . [31] [29]
В 109 году н. э. Дяньлянь завоевал командование Лунси . [32]
В 110 году н.э. Дяньлянь победил и убил администратора Чжэн Цинь в командовании Ханьчжун . [32]
В 112 году Дяньлянь умер, и ему наследовал его сын Ляньчан . Ляньчан был слишком молод, чтобы осуществлять власть, и другой человек из племени, Лангмо , взял на себя ответственность за стратегию. Новый режим был значительно менее эффективным при регенте и не смог добиться каких-либо успехов в борьбе с силами Хань. [33]
В 116 году ханьский генерал Дэн Цзунь возглавил 10-тысячную кавалерию южных сюнну в набеге на штаб Ляньчана с севера. Тем временем Жэнь Шан атаковал с юга и убил жену и детей Ляньчана. [33]
В 117 году н.э. Ляньчан был убит, и силы под командованием Жэнь Шаня положили конец набегам Цяна. [34]
В 120 году н. э. вождь Цян Цзиу напал на командование Цзиньчэн и потерпел поражение от генерала Ма Сяня . [35]
В 121 году н.э. племя Цян Шаодан под предводительством Ману совершило набег на командование Увэй, потерпело поражение от генерала Ма Сяня . но в следующем году [36]
В 140 году н.э. Цян восстал. [34]
В 142 году н. э. восстание Цян было подавлено. [34]
В 167 году нашей эры Дуань Цзюн провел кампанию против Цян и уничтожил население Цян, а также расселил его за пределами границы. [34]
В 184 году н.э. Бэйгун Боюй, член Вспомогательного отряда верных варваров Хуанчжуна, начал восстание в провинции Лян . Повстанцы захватили Цзиньчэн и в 185 г. достигли командования Юфуфэн , а оттуда совершали набеги на Чанъань . Против них была послана ханьская армия во главе с Хуанфу Суном и Чжан Вэнем, но им не удалось добиться какой-либо крупной победы. В 185 году ханьский генерал Дун Чжо выиграл битву против Бэйгун Бою, и повстанцы отступили. Бэйгун Бою и Ли Вэньхоу после этого не упоминаются, но восстание все равно продолжалось, когда новый инспектор был убит своими собственными войсками. Во время восстания полуцян Ма Тэн пришел к власти в качестве военачальника в провинции Лян вместе с другим военачальником, Хань Суем . [37]
В 211 году н. э. Ма Чао , сын Ма Тэна, возглавил коалицию в Гуаньси (к западу от перевала Тонг ) против ханьского канцлера Цао Цао , и к нему присоединились солдаты Цян. Хотя коалиция распалась после битвы при перевале Тонг , некоторые представители народа Цян продолжали поддерживать Ма Чао в его попытке вернуть себе провинцию Лян в 213 году нашей эры, прежде чем он был изгнан. [38]
Три Королевства
[ редактировать ]В период Троецарствия (220–280 гг.) северо-западный Китай стал спорным регионом между династиями Цао Вэй и Шу Хань , и в зависимости от обстоятельств местные жители Цян встали на сторону одного из двух государств. Среди стратегий Шу во время северных экспедиций Чжугэ Ляна и Цзян Вэя было заручиться поддержкой Цян и других племен и помочь им в их восстаниях против Вэя. [39]
Шестнадцать королевств
[ редактировать ]Цян были одними из пяти варваров , основавших многие из шестнадцати королевств в IV и начале V веков. Они вместе со многими другими племенными народами на северо-западе Китая участвовали в восстаниях Туфа Шуцзинэна (270–279) и Ци Ваньняня (296–299) против династии Западная Цзинь . Когда власть Цзинь рухнула в северном Китае во время восстания Пяти варваров , племена Цян отказались от своей лояльности между Цзинь и сюнну возглавляемой династией Хань-Чжао , прежде чем все они были подчинены последней и ее преемникам. [39]
Первым и единственным государством Шестнадцати королевств, возглавляемым Цяном, был Поздний Цинь (384–417). После бывшего Цинь катастрофического поражения в битве на реке Фэй , генерал Цян Яо Чан восстал и провозгласил себя вечным королем Цинь в 384 году. Убив своего бывшего правителя Фу Цзяня , он захватил бывшую столицу Цинь, Чан. Ань , где он возвысился до императора (Поздней) Цинь в 386 году. [39]
В 394 году преемник Яо Чана, Яо Син , разгромил последние остатки армии бывшего Цинь, сделав Поздний Цинь главной державой в Гуаньчжуне . Под его правлением государство достигло своего зенита, отвоевав Лоян у династии Восточная Цзинь и попав в вассальную зависимость от многих современных ему государств. Яо Син также был ярым буддистом и активно продвигал эту религию в своем штате. Он приветствовал кучеанского монаха Кумарадживу в Чанъане, где тот помог перевести многие буддийские тексты на китайский язык. Именно при Цинь китайский монах Фасянь начал свое паломничество в Индию из Чанъаня и впервые были построены гроты Майцзишань . [40]
Однако во второй половине правления Яо Сина Поздняя Цинь пришла в упадок. Распри между князьями по поводу престолонаследия и нарастающие поражения на поле боя, особенно против повстанческого государства хунну Хелиан Ся , постепенно ослабили государство. Когда Яо Хун взошел на трон в 416 году, по всей империи вспыхнули восстания, подвергавшиеся нападениям со стороны соседей. Командующий Восточным Цзинь Лю Юй воспользовался хаосом в Позднем Цинь, чтобы начать свою вторую северную экспедицию . В 417 году силы Цзинь захватили Яо Хун в Чанъане, положив конец Позднему Цинь. [40]
Северная и Южная династии
[ редактировать ]
В период северных и южных династий Фань Е (398–445) написал историю Западного Цяна, описывая такие черты, как «растрёпанные волосы», складывание пальто с левой стороны и брачные обычаи, согласно которым вдова либо выходила за нее замуж, сын или брат умершего мужа. По словам Фаня, цян жили племенами и не имели единого правителя. [12]
В этот период существовало два второстепенных государства Цян: Королевство Данчан в современном уезде Танчан , Ганьсу и Дэнчжи , расположенное к западу от современного уезда Цзючжайгоу , Сычуань . Данчан Цян возглавлял клан Лян (梁), а Дэнчжи Цян, также известный как Байшуй Цян (白水羌), возглавлял клан Сян (像/象). Оба государства были данниками соседних Северной и Южной династий и просуществовали до середины VI века. [41]
В 446 году восстание этнических цян было подавлено Северной Вэй. Ван Юй ( 王遇 ) был евнухом по национальности Цян, и он, возможно, был кастрирован во время восстания, поскольку Северная Вэй кастрировала молодую элиту повстанческого племени. Город Лирунь префектуры Фэнъи, согласно Вэйшу , был местом рождения Ван Юя, Лирунь находился к северо-востоку от Сианя в 100 милях, а на его месте стоит современный Чэнчэн. Ван Ю покровительствовал буддизму и в 488 году построил храм на месте своего рождения. [42]
Тан
[ редактировать ]Во времена династии Тан , Дансян Цян переехал в область Сячжоу вокруг современного уезда Цзинбянь провинции Шэньси . В конце концов они основали государство Западная Ся (1038–1227 гг. н. э.) и стали известны как тангуты . Другая группа Цян мигрировала на юг, к реке Минь в современной провинции Сычуань . Они стали известны как Ран и Манг, которые были предками современного народа Цян . [39]
Тибетская империя
[ редактировать ]Согласно « Новой книге Тан» , «Тело происходит от Цян». Согласно Да Цин и тун чжи (1735 г.), Тибетская империя была основана ветвью Фа Цян. [12]
Песня
[ редактировать ]По словам эрудита Шэнь Го , Цян были известны производством высококачественной стальной брони. [43]
Цянцы из Цинтана умеют ковать доспехи. Цвет утюжка иссиня-черный, настолько чистый и яркий, что может отражать волосы. Для стягивания ремней используют кожу кабарги — она мягкая, тонкая и жесткая. [44]
—Шен Куо
Юань
[ редактировать ]Во времена династии Юань термин Цян был заменен на Фань (Бод), а жителей западных плато стали называть «Западными Бодами». Эти два термина использовались как синонимы до династии Цин , когда Цян стал относиться к тем, кто жил вверх по течению реки Минь . [12]
Язык
[ редактировать ]Проблемным случаем является «Цян», который, как установил Ван Минкэ, является старым китайским термином, используемым на западных границах и обозначающим людей среднего класса, ни китайцев, ни тибетцев, не являющихся ни исключительно сельскохозяйственными, ни чисто скотоводческими, и, вероятно, относящимися к различным последовательные приграничные популяции. Сообщества и отдельные лица не были твердо отождествлены с современной национальностью Цян, как другими, так и самими собой, до появления Народной Республики. Сегодня они сконцентрированы в Маочжоу и Вэньчуане, а также в некоторых районах Лисяня и Хэйшуя, а также в самой южной части Сунпаня. Они говорят на различных нетибетских диалектах в двух основных формах: северном и южном цян, но некоторые говорят только на китайском. [45]
— Сяофэй Кан
У Цян не было фамилий до тех пор, пока в последние несколько сотен лет они не приняли ханьские китайские фамилии. [46]
Культура
[ редактировать ]

Цян впервые были описаны как кочевые пастухи, живущие в районе современных провинций Ганьсу и Цинхай . В отличие от других кочевников, цян не брили головы и носили распущенные волосы, закрывающие лицо. [47] В какой-то момент до современной эпохи они поселились и приняли сельскохозяйственный образ жизни. [48] Из-за постоянных конфликтов между племенами Цян и другими народами Цян построили многочисленные каменные сторожевые башни с маленькими окнами и дверями, что дало им прозвище «Культура каменных башен». Эти конструкции, называемые Гималайскими башнями , сегодня можно найти в восточном Тибете и провинции Сычуань . [49]
Общество Цян следовало матрилинейному происхождению, и именно мужчины после своей смерти интегрировались в женскую линию. Другие считают, что общество Цян является патрилинейным, но с высоким статусом женщин. Брак был моногамным и запрещался внутри одной семьи на протяжении трех поколений. Большая свита забрала невесту и доставила ее в дом жениха, где и проводилась свадебная церемония, во время которой танцевали и пили высокогорное ячменное вино. Через три дня невеста возвращалась в родительский дом и жила там год до рождения первенца. Мужчины отправлялись в дома своих жен и долгое время обрабатывали свою землю в качестве службы невесте. Несмотря на центральную роль женщин в семьях Цян, общество Цян не было ни матриархальным, ни эгалитарным. Мужчины занимали все важные политические и религиозные должности, хотя есть некоторые свидетельства того, что когда-то существовали женщины-шаманки. Как и в большинстве сельскохозяйственных обществ, женщины отвечали за домашнюю и сельскохозяйственную работу, а мужчины занимались строительством, транспортом и пахотой. [48] [50]
В культуре Цян цветок бараньего рога символизирует настоящую любовь. Молодые мужчины используют цветок, чтобы выразить свою любовь к любимой. [51]
Религия
[ редактировать ]Цян почитали тигра и изображали его на своих тотемных столбах. Белые камни (кремни) также считались священными и иногда помещались на алтари или крыши домов. Народная религия Цян напоминает анимизм и шаманизм . Он возлагает духовную веру в природные особенности ландшафта и способность шаманов контактировать с духами. [52] Цян верили в добро дверей, бога камина и бога дома. Богу камина приносили жертву вместе с едой возле железной прихватки перед каждым приемом пищи. Алтарь в углу первого этажа напротив двери считался священным. Это показывало финансовое положение семьи и то, насколько она была богато украшена. [53]
Цян праздновали Новый год Цян в 24-й день шестого месяца лунного календаря. Теперь оно зафиксировано на 1 октября. Фестиваль горных жертвоприношений проводится между вторым и шестым месяцами лунного календаря. [53]
Религиозные церемонии проводили шаманы, известные в Цяне как дуангун или кси. Xbi отвечали за церемонии посвящения молодых людей, достигших 18-летнего возраста. Церемония, известная в Цяне как «сидение на вершине горы», включает в себя семейный ритуал принесения в жертву овцы или коровы и посадки трех кипарисов на вершине горы. Эти шаманы также отвечали за передачу историй о Цянах, поскольку до недавнего времени не было письменного языка Цян. [54]
Отношение к современному Цяну
[ редактировать ]В большинстве современных исследований, особенно в китайском, современный Цянцзу считается таким же, как Древний Цянцзу. Однако по сравнению с другими тибето-бирманскими носителями Цянцзу не имеет более близкого отношения к группе Древнего Цян. Тем не менее, китайское правительство обозначило их как Цянцзу. Произвольное отнесение Цяна (羌) к определенной этнической группе создало путаницу. Во-первых, в целом люди вряд ли могли избежать искусственного эквивалента Древнего Цяна и Цянцзу. Поскольку Цянцзу был назван в 1950 году, другие тибето-бирманские носители или потомки Древнего Цяна не проявляют интереса к датировке своей истории Древним Цян, задаваясь вопросом: «Как мы (9 000 000 И; 6 000 000 тибетцев) можем быть потомками маленького Цянцзу?» Более того, с момента присвоения названия Цянцзу коренная культура (Рме/ʐme/культура) была сильно сформирована желанием и сопутствующей необходимостью создания культуры Цян, которая демонстрирует незаслуженные связи с Древним Цян. В-третьих, термин Цян разделил народ Риме (те, кто использовал автоним Риме/ʐme) на две части. Центральное правительство считает римэ в Хэйшуе не Цянцзу, а тибетцами. [55]
— Дворец Вэнь
Племена и вожди
[ редактировать ]- Бинан
- Годзю
- Дяньюй II (184)
- Цянь
- Мидангер (60)
- Шаоданг (Янь)
- Шаодан (40 г. до н.э.)
- Дяньлян (40)
- Западный Цян
- Фу Фань (6)
- Пан Тянь (6)
- Сяньлянь
- Янъюй (60)
- Юфей (60)
- Дианлянь (годы правления 107–112)
- Ляньчан (ум. 117)
- Лангмо (годы правления 112–118)
- Чжун
- ?
- Бэйгонг Бойю
- Дяоку
- нить
- Эрку
- Джучжун
- Ли Лу
- Лиангер
- Миван
- Цюйху Лай Ван
- Руолин
- Яндяо
См. также
[ редактировать ]- Цян люди
- Тангуты
- Люди Гьялронга
- Тибетский народ
- Ачанский народ
- Бамар люди
- Проклинать
- Мосуо
- Нахи люди
- Пуми люди
- Йи люди
- Этнические группы в истории Китая
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Эдвин Дж. Пуллибланк (1983). «Глава 14 — Китайцы и их соседи в доисторические и раннеисторические времена» . В Дэвиде Кейтли (ред.). Истоки китайской цивилизации . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-04229-8 .
- ^ Зигфрид Ж. де Лаэт, Иоахим Херрманн: История человечества: с седьмого века до нашей эры до седьмого века нашей эры . ЮНЕСКО, 1996, стр. 501.
- ^ Санпин Чен: Мультикультурный Китай в раннем средневековье . Издательство Пенсильванского университета, 2012.
- ^ Патрисия Бакли Эбри: Кембриджская иллюстрированная история Китая , Cambridge University Press , 2010, стр. 69.
- ^ Профессор восточноазиатских исследований Фонда Генри Люса Никола Ди Космо, Никола Ди Космо, Дон Дж. Вятт. Политические границы, этнические границы и человеческая география в истории Китая . Рутледж , 2005, стр. 87.
- ^ Jump up to: а б с Брэдли Мэйхью, Корина Миллер, Алекс Инглиш: Юго-Западный Китай . 2002. Северный Сычуань - Вокруг Вэньчуаня, стр. 517.
- ^ Вики В.К. Це (27 июня 2018 г.). Крах поздней китайской династии Хань, 25-220 гг. н.э.: Северо-западные окраины и окраины империи . Рутледж. ISBN 9781315532318 .
- ^ Jump up to: а б Шоувэнь Оригинальный текст: Цян: пастухи Сируна. Следуйте за людьми и следуйте за овцами, и овцы тоже звучат.
- ^ Бакстер, Уильям Х. и Лоран Сагарт. 2014. Старый китайский: новая реконструкция . Издательство Оксфордского университета , ISBN 978-0-19-994537-5 .
- ^ Беквит, Кристофер И. (16 марта 2009 г.). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета . стр. 375–376. ISBN 978-14008-29941 . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ «Цян среди древних Китая» . archive.shine.cn . 7 сентября 2014 года . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Создание цянской этнической принадлежности, ее связь с народом римэ и сохранение языка римэ, стр.56-63
- ^ Ши Цзин , Жертвенные оды Шана , Инь Ву «Книга песен·Оды Шан·Инь У»: «Раньше был суп, и оттуда пришли люди Ди и Цян. Никто не смел. чтобы насладиться этим, и никто не смел не прийти к царю».
- ^ Jump up to: а б Никола Ди Космо (13 марта 1999 г.). «Северная граница в доимперском Китае». У Майкла Лоу, Эдварда Л. Шонесса (ред.). Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 908. ИСБН 0-521-47030-7 .
- ^ Jump up to: а б Чэнь Цинъин , История Тибета , Издательство Wuzhou Communication, 2003. стр. 7.
- ^ Фэй Сяотун (1999). Плюралистическая и единая структура китайских этнических групп . Издательство Центрального национального университета. п. 28.
- ^ Король У из Шиджи сказал: «Эй! У меня есть короли Гочжуна, Ситу, Сыма, Сиконга, Ялу, Шиши, тысячные капитаны, сотники и люди из Юн, Шу, Цян, Куай, Вэй, Юй, Пэн и Пу, зовите его Эрго, Бьерган, поднимите свое копье и дайте ему клятву».
- ^ Беквит, Кристофер И. (16 марта 2009 г.). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета . п. 44. ИСБН 978-14008-29941 . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ Климан, Терри Ф. (1998). Великое совершенство: религия и этническая принадлежность в тысячелетнем китайском королевстве . Издательство Гавайского университета. стр. 54–58. ISBN 0824818008 . Проверено 31 декабря 2014 г.
- ^ Хулсеве, AFP (1979). Китай в Центральной Азии: ранний этап 125 г. до н. э. – 23 г. н. э.: аннотированный перевод глав 61 и 96 «Истории бывшей династии Хань» . Э. Брилл, Лейден. стр. 80–81. ISBN 90-04-05884-2 .
- ^ Аннотированный перевод Weilüe Джона Э. Хилла
- ^ Джозеф П. Яп (2009). «Глава 9 — Война с Цяном» . Войны с хунну: перевод Цзыжи Тунцзяня . АвторДом. стр. 324–340. ISBN 978-1-4490-0605-1 .
- ^ Сун, Мэнъюань; Ван, Цзефей; Лю, Цян; Ин, Цзюнь; Ву, Цянь; Цзян, Ланруй; Ван, Фэй; Чжоу, Юйсян; Сун, Фэн; Ло, Хайбо; Хоу, Ипин; Сун, Синбо; Ин, Биньву (01 ноября 2022 г.). «Отцовская генетическая структура этнической группы Цян в Китае, выявленная с помощью STR и SNP Y-хромосомы высокого разрешения» . Международная судебно-медицинская экспертиза: Генетика . 61 : 102774. doi : 10.1016/j.fsigen.2022.102774 . ISSN 1872-4973 . ПМИД 36156385 . S2CID 252254620 .
Более того, древняя ДНК выявила генетические связи между ранними Ди-Цян (Ди и Цян исторически были объединены в одну группу) и ханьскими китайцами [5], [6].
- ^ Ли, Цзявэй; Цзэн, Вэнь; Чжан, Е; Ко, Альберт Мин-Шан; Ли, Чуньсян; Чжу, Хун; Фу, Цяомэй; Чжоу, Хуэй (04 декабря 2017 г.). «Древняя ДНК обнаруживает генетические связи между ранним Ди-Цяном и ханьскими китайцами» . Эволюционная биология BMC . 17 (1): 239. Бибкод : 2017BMCEE..17..239L . дои : 10.1186/s12862-017-1082-0 . ISSN 1471-2148 . ПМК 5716020 . ПМИД 29202706 .
Мы определили, что Могуу был самым ранним примерно 4000 лет назад. Популяция BP Ди-Цян генетически связана с Таоцзячжаем, поскольку имеет до 100% общих отцовских (O3a) и ~ 60% материнских (D4, M10, F, Z) гаплогрупп.
- ^ Уайтинг 2002 , с. 141.
- ^ Уайтинг 2002 , с. 158.
- ^ Уайтинг 2002 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б Уайтинг 2002 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б Твитчетт 2008 , с. 270.
- ^ Jump up to: а б Креспиньи 2017 , с. 90.
- ^ Твитчетт 2008 , с. 421.
- ^ Jump up to: а б Креспиньи 2007 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Креспиньи 2007 , с. 445.
- ^ Jump up to: а б с д Космо 2009 , с. 104.
- ^ Креспиньи 2007 , с. 723.
- ^ Креспиньи 2007 , с. 663.
- ^ Креспиньи 2007 , с. 248.
- ^ Креспиньи 2007 , с. 639.
- ^ Jump up to: а б с д «Цян 羌 (www.chinaknowledge.de)» .
- ^ Jump up to: а б «Поздняя династия Цинь後秦(www.chinaknowledge.de)» .
- ^ «История событий шестнадцати варварских государств (www.chinaknowledge.de)» .
- ^ Ватт, Джеймс Сай; Анджела Фалько Ховард, сотрудник Метрополитен-музея, Метрополитен-музей. Нью-Йорк, Нью-Йорк, Борис Ильич Маршак, Су Бай, Чжао Фэн, Максвелл К. Хирн, Дениз Патри Лейди, Чао-Хуэй Дженни Луи, Валентина Иванова Распопова, Чжисинь Сунь (2004). Китай: рассвет золотого века, 200–750 гг. Н.э. (иллюстрированное издание). Метрополитен-музей. п. 23. ISBN 1588391264 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вагнер 2008 , с. 322-323.
- ^ Вагнер 2008 , с. 322.
- ^ Канг 2016 , с. 63.
- ^ ЛаПолла 2003 , стр. 11.
- ^ Твитчетт 1994 , с. 181-182.
- ^ Jump up to: а б Запад 2009 , с. 681-682.
- ^ «Инсайдерская информация о древних сторожевых башнях Китая» .
- ^ ЛаПолла 2003 , стр. 12-13.
- ^ ЛаПолла 2003 , стр. 431.
- ^ Запад 2009 , с. 681.
- ^ Jump up to: а б ЛаПолла 2003 , стр. 14.
- ^ ЛаПолла 2003 , стр. 14-15.
- ^ Вэнь 2014 , стр. 70–71.
Ссылки
[ редактировать ]- Космо, Никола Ди (2002), Древний Китай и его враги , издательство Кембриджского университета
- Космо, Никола ди (2009), Военная культура в императорском Китае , издательство Гарвардского университета
- Креспиньи, Рэйф де (2007), Биографический словарь от поздней Хань до Трех Королевств , Брилл
- Креспиньи, Рэйф де (2010), Имперский военачальник , Брилл
- Креспиньи, Рэйф де (2017), Пожар над Лояном: история поздней династии Хань, 23-220 гг. н.э. , Брилл
- ЛаПолла, Рэнди (2003), Грамматика Цяна , Мутон Грюйтер
- Кан, Сяофэй (2016), Борьба с желтым драконом
- Твитчетт, Денис (1994), «Ляо», Кембриджская история Китая , Том 6, Чужой режим и пограничные государства, 907–1368 , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 43–153, ISBN 0521243319
- Твитчетт, Денис (2008), Кембриджская история Китая: Том 1 , Cambridge University Press
- Вэнь, Маотао (2014). Создание этноса цян, его связь с народом римэ и сохранение языка римэ (магистерская диссертация). Университет Дьюка.
- Вагнер, Дональд Б. (2008), Наука и цивилизация в Китае, том 5–11: Черная металлургия , издательство Кембриджского университета.
- Уэст, Барбара А. (2009), Энциклопедия народов Азии и Океании , факты в файле
- Уайтинг, Марвин К. (2002), Военная история Императорского Китая , Writers Club Press