Фэй Сяотун
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2021 г. ) |
Фэй Сяотун | |
---|---|
Фэй Сяотун | |
![]() Фей на Лондонской фондовой бирже в 1986 году. | |
Заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей | |
В офисе 8 апреля 1988 г. - 16 марта 1998 г. | |
Председатель | Ван Ли Цяо Ши |
Заместитель председателя Народного политического консультативного совета Китая | |
В офисе 17 июня 1983 г. - 10 апреля 1988 г. | |
Председатель | Дэн Инчао |
Председатель Демократической лиги Китая | |
В офисе Январь 1987 г. - ноябрь 1996 г. | |
Предшественник | Чу Тунан |
Преемник | Дин Шисун |
Личные данные | |
Рожденный | Уцзян , Цзянсу , Цин Китай | 2 ноября 1910 г.
Умер | 24 апреля 2005 г. Пекин , Китай | 94 года) ( 24 апреля 2005 г. )
Политическая партия | Демократическая лига Китая |
Занятие | Антрополог , социолог |
Известный | Развитие социологических и антропологических исследований в Китае |
Фэй Сяотун | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Фэй Сяотун | ||
Упрощенный китайский | Фэй Сяотун | ||
|
Часть серии о |
Социология |
---|
![]() |
Фэй Сяотун или Фэй Сяо-дун (2 ноября 1910 — 24 апреля 2005) — китайский антрополог и социолог . Он был новаторским исследователем и профессором социологии и антропологии ; Китая, он также был известен своими исследованиями в области изучения этнических групп а также как общественный деятель . Начиная с конца 1930-х годов он и его коллеги основали китайскую социологию, и его работы сыграли важную роль в закладке основы для развития социологических и антропологических исследований в Китае, а также в представлении международного сообщества о социальных и культурных явлениях Китая. Его последней должностью перед смертью в 2005 году была должность профессора социологии в Пекинском университете . [1]
Ранние годы
[ редактировать ]Фэй Сяотун родился 2 ноября 1910 года в Уцзян уезде провинции Цзянсу в Китае. Его мир был поражен политической коррупцией и крайней нищетой. Он вырос в дворянской, но небогатой семье. Его отец, Фэй Пуань ( 费朴安 ), получил образование в области китайской классической литературы, получил степень государственной службы шэнъюань , учился в Японии и основал среднюю школу. Мать Фэя, Ян Ренлан ( 杨纫兰 ), христианская дочь государственного чиновника, а также высокообразованная для своего времени, открыла детский сад в Уцзяне, который посещал Фэй. Среди ее братьев - китайский политик Ян Цяньли (отец гонконгского режиссера и автора текстов Эвана Янга ), архитектор Ян Силиу (С.Дж. Янг), китайско-американский аниматор Сай Янг и предприниматель Ян Сирен. [2]
Карьера в академической социологии
[ редактировать ]
В основанном миссионерами университете Яньчин в Бэйпине , где была лучшая в Китае программа по социологии, его вдохновил семестровый визит Роберта Э. Парка , социолога из Чикагского университета. Чтобы получить степень магистра антропологии, Фэй поступил в близлежащий университет Цинхуа , где учился у Пань Гуанданя а методы полевых исследований изучал у белого русского , С.М. Широкогорова . Первый опыт полевой работы Фэя в суровых горах провинции Гуанси на крайнем юге закончился трагически после того, как нога Фэя была раздавлена ловушкой для тигра, а его молодая невеста Ван Тунхуэй ( 王同惠 ) умерла в поисках помощи. [3]
«Функциональная» антропология
[ редактировать ]С 1936 по 1938 год Фей учился в Лондонской школе экономики у пионера-антрополога Бронислава Малиновского . «У Малиновского и А.Р. Рэдклифф-Брауна Фей научился сосредотачиваться на функциональных взаимосвязях различных «частей» сообщества и на значении культуры, как ее видят ее члены. Он разработал методы опроса, которые включали функциональный подход ... " [1] : 17 Фэй написал свою докторскую диссертацию в 1938 году на основе более ранних полевых исследований в деревне Кайсягун (китайский: 開弦弓 ), Китай, и опубликовал ее под названием « Крестьянская жизнь в Китае» (1939). [ нужна ссылка ]
Среди вкладов Фэй Сяотуна в антропологию - концепция, согласно которой китайские социальные отношения работают через социальные сети личных отношений с самим собой в центре и уменьшающейся близостью по мере удаления. Среди критических замечаний в адрес работы Фэй Сяотуна можно назвать то, что его работа имела тенденцию игнорировать региональные и исторические различия в поведении китайцев. Тем не менее, как пионер и педагог, его намерением было подчеркнуть общие тенденции, поэтому это упрощение могло иметь существенное оправдание намерению Фэя, даже если оно способствовало предвзятости в исследованиях китайского общества и культуры. [ нужна ссылка ]
Важная работа того периода, « Китайское дворянство» , была составлена на основе полевых интервью Фэя и опубликована в Соединенных Штатах в 1953 году. В дальнейшем она стала основным продуктом американских университетских курсов по Китаю. Сборник и публикация книги «Китайское дворянство» в США стали результатом отношений Фэя, сложившихся в Университете Цинхуа с Чикагского университета антропологом Робертом Редфилдом и его женой Маргарет Парк Редфилд. [1] : 18
Ведущий интеллектуал Китайской Народной Республики
[ редактировать ]1950-е и 1960-е годы: политика во власти
[ редактировать ]После образования Китайской Народной Республики в 1949 году Фэй сыграл важную роль в национальной интеллектуальной и идеологической жизни и вскоре начал занимать все больше политических должностей. В 1951 году он был назначен вице-президентом Центрального института национальностей в Пекине (сегодня Китайский университет Миньцзу ), а в 1954 году присутствовал на Первом Всекитайском собрании народных представителей в качестве члена Комиссии по делам национальностей. [1] : 18
Однако вскоре после этого кафедры социологии были ликвидированы (как «буржуазная лженаука»). Фэй больше не преподавал и публиковал все меньше и меньше. Во время « Сто цветов » оттепели 1956–57 годов он снова начал выступать, осторожно предлагая реставрацию социологии. Но затем климат внезапно изменился с появлением « Антиправого движения ». В 1957 году Фэй стоял со склоненной головой перед бесчисленными собраниями, признаваясь в своих «преступлениях перед народом». [4] На него нападали сотни статей, многие из которых были написаны коллегами, некоторые из них были крайне нечестными. [5] Фэй стал изгоем, униженным, изолированным, неспособным преподавать, проводить исследования или публиковаться. Двадцать три года его жизни, напишет он позже, годы, которые должны были стать его самым продуктивным периодом, были просто потеряны, потрачены впустую. В разгар Культурной революции , подвергаясь физическому нападению со стороны Красной гвардии и заставляя чистить туалеты, он подумывал о самоубийстве. [4]
1970-е и 1980-е годы: «вторая жизнь»
[ редактировать ]В 1970-е годы всемирно известный Фэй начал принимать иностранных гостей, а после смерти Мао его попросили возглавить восстановление китайской социологии. Он снова посетил Соединенные Штаты и впоследствии смог организовать визиты в Китай американских социологов, чтобы помочь в выполнении гигантской задачи по подготовке совершенно новых кадров китайских социологов. В 1980 году он был официально реабилитирован и был одним из судей на длительном, транслируемом по телевидению судебном процессе над « Бандой четырех» и другими лицами, признанными ответственными за преступления Культурной революции. [ нужна ссылка ]

Его «вторая жизнь» больше, чем когда-либо, была жизнью публичного интеллектуала, с важными политическими постами и контактами с политиками. Считается, что его влияние сыграло важную роль в убеждении правительства развивать сельскую промышленность, быстрый рост которой в 1980-х годах увеличил доходы сотен миллионов сельских жителей по всему Китаю. Практически каждую неделю в 1990-е годы его имя появлялось в газетах, а его лицо — на телевидении. Он объездил весь Китай, побывал за границей, в США, Канаде, Европе, Японии, Австралии и других странах, и был осыпан международными наградами: Премией Малиновского Общества прикладной антропологии , Мемориальной медалью Хаксли Королевского антропологического института. , почетный доктор Университета Гонконга и другие награды в Японии, на Филиппинах, в Канаде. Он сыграл роль в продвижении и руководстве восстановлением социологии и антропологии в Китае, обучая ученых и разрабатывая учебные материалы после тридцати лет сухого закона. [ нужна ссылка ]
Фэй также известен своей влиятельной теорией об этнических группах в истории Китая , которая следует традиции эволюционизма Льюиса Х. Моргана, основанного на поэтапном развитии. Фэя Характерным примером его работы является лекция Таннера в Гонконге в 1988 году «Множественность и единство в конфигурации китайской национальности». По мнению Фэя, хуася стали настоящей этнической группой хань во времена династии Цинь . Впоследствии ханьцы стали «ядром с центростремительной силой» с их стабильным сельскохозяйственным обществом, привлекающим и ассимилирующим этнических кочевников с северной границы Китая, таких как цян . [6]
1990-е и 2000-е годы: воспоминания и осторожность
[ редактировать ]Прежде всего, в своей «второй жизни» Фэй процветал как писатель. За эти годы были переизданы практически все его старые книги, а новых книг и статей он выпустил в еще большем количестве. Из пятнадцати томов его «Сочинений» (1999–2001 гг.) новые произведения 1980-х и 1990-х годов занимают более половины. Многие темы были знакомы. Он неоднократно и убедительно излагал аргументы в пользу социологии и антропологии в Китае, если модернизация увенчается успехом. Он вспоминал о своей деревенской полевой работе, учебе и своих учителях. Там были статьи и книги о сельской индустриализации, малых городах, национальных меньшинствах и развивающихся приграничных районах. Он защищал интересы интеллектуалов. Он рассказал о том, что узнал из своих поездок за границу, и сделал несколько новых переводов с английского языка. Был даже небольшой сборник его стихов. Что отличает все эти новые статьи, так это политическая осторожность; За последние десятилетия у Фэя было слишком много дел и слишком мало времени, чтобы снова рисковать и играть с огнем. [ нужна ссылка ]
Он был профессором социологии Пекинского университета установлен мемориал. на момент своей смерти 24 апреля 2005 года в Пекине в возрасте 94 лет. На факультете социологии университета, где он преподавал и руководил с тех пор, 1980-е годы.
Карьерные ориентиры
[ редактировать ]Основные работы
[ редактировать ]- Крестьянская жизнь в Китае: полевое исследование сельской жизни в долине Янцзы . Предисловие Бронислава Малиновского. Лондон: Дж. Рутледж и Нью-Йорк: Даттон, 1939, а также различные переиздания и японский перевод.
- Фей и Чан Чжи-И [Чжан Чжии张之毅], Приземленный Китай: исследование сельской экономики в Юньнани. Издательство Чикагского университета, 1945.
- Дворянство Китая: очерки сельско-городских отношений. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1953.
- Нэйди де нонцунь «Внутренние деревни Шанхая: Шэнхо, 1946».
- Шэнъюй жиду «Институты воспроизводства» (Институты воспроизводства Шанхай: Шанву, 1947).
- Из почвы (Сянту Чжунго, 《鄉土中國》). Шанхай: Гуанча, 1948 г. (Переведено как «Из почвы: основы китайского общества» , Калифорнийский университет Press, 1992 г.)
- Сянту Чунцзянь «Восстановление сельской местности» Шанхай: Гуанча, 1948.
- Фэй Сяотун и др. Малые города Китая: функции, проблемы и перспективы. Пекин: New World Press, 1986.
- Синсин Чун Синсин «Путешествие, путешествие и еще раз путешествие» (Путешествие, путешествие и еще раз путешествие) Нинся Жэньминь Чубанше, 1992.
- Фэй Сяотун Вэньцзи «Собрание сочинений Фэй Сяотуна» (Собрание сочинений Фэй Сяотуна), 15 тт. Пекин: Цюньян чубанше, 1999.
Награды
[ редактировать ]- 1980: Премия Бронислава Малиновского Международной ассоциации прикладной антропологии.
- 1981: Хаксли Мемориальная медаль Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии.
- 1988: Британской энциклопедии Премия в Нью-Йорке.
- 1993: Премия США и Азии в области культуры в Фукуоке , Япония.
- Степень доктора литературы, Honoris Causa Университета Гонконга.
- Степень доктора социальных наук, Honoris Causa , Университет Макао.
- 1994: Премия Рамона Магсайсая за лидерство в обществе на Филиппинах .
Политические позиции
[ редактировать ]Фэй также внес значительный вклад в изучение и управление развитием сельской экономики Китая .
Перед смертью Фэй занимал ряд политических должностей, хотя в основном они были почетными; Многие считали его «активным политически».
- Вице-президент VI Китайской народной политической консультативной конференции
- Заместитель председателя 7-го и 8-го Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей
- Заместитель председателя Редакционного комитета Основного закона Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики
- Почетный председатель Центрального комитета Демократической лиги Китая , второстепенной партии, входящей в состав Объединенного фронта, возглавляемого Коммунистической партией Китая.
- Заместитель директора Экспертного бюро Госсовета
- Заместитель директора Национального комитета по делам национальностей
- Председатель ЦК Демократического Союза
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бурман, Ховард Л. (1968). « Фэй Сяо = т'ун». Биографический словарь республиканского Китая . Том II. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета. С. 17–19.
- ^ Тонли Цзяоян (на китайском языке)
- ^ «Нет основы для человека и неба, и душе трудно встретиться»: Фэй Сяотун и Ван Тунхуэй (на китайском языке). Сина. 31 марта 2009 года . Проверено 22 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б цитата?
- ^ кем?
- ^ Глэдни, Дрю С. Китайцы-мусульмане: этнический национализм в Народной Республике (2-е изд.). Азиатский центр Гарвардского университета. стр. 72–73.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аркуш, Р. Дэвид (1981). Фэй Сяотун и социология в революционном Китае . Кембридж, Массачусетс: Совет по исследованиям Восточной Азии, распространяется издательством Гарвардского университета. ISBN 0674298152 .
- Селарент, Барбара (2013). «(Рецензия) Крестьянская жизнь в Китае Фэй Сяотун; Приземленный Китай Фэй Сяотун и Чжан Чжии» (PDF) . Американский журнал социологии . 118 (4): 1113–1160. дои : 10.1086/658248 . JSTOR 10.1086/669921 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Пастернак, Бертон, «Разговор с Фэй Сяотуном», Current Anthropology 29:637-62 (1988).
- «Фэй Сяотун [Сяо-дун Фэй]», Американский антрополог , 108.2:452–461 (2006).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вольфганг Саксон, "Фэй Сяотун" некролог New York Times , 9 мая 2005 г. (требуется регистрация)]
- Фейхтван, Стефан (5 мая 2005 г.), «Фэй Сяотун: антрополог и реформатор» , The Guardian ]
- « Биографические сведения » в China Vitae.
- Некролог Синьхуа (26 апреля 2005 г.).
- 1910 рождений
- смертей в 2005 г.
- Антропологи 20-го века
- Писатели научно-популярной литературы 20-го века
- Председатели Демократической лиги Китая
- Китайские антропологи
- Китайские писатели-публицисты
- Китайские социологи
- Выпускники Лондонского университета
- Преподаватели из Сучжоу
- Члены Комитета по разработке основного закона Гонконга
- Выпускники Китайского университета Минцзу
- Академический состав Китайского университета Миньцзу
- Академический состав Национального Юго-Западного ассоциированного университета
- Академический состав Пекинского университета
- Политики Китайской Народной Республики из провинции Цзянсу
- Политики из Сучжоу
- Китайские писатели XX века
- Ученые из Сучжоу
- Выпускники Университета Цинхуа
- Академический состав Университета Цинхуа
- Заместители председателя Всекитайского собрания народных представителей
- Заместители председателя Национального комитета Народного политического консультативного совета Китая
- Жертвы антиправой кампании
- Писатели из Сучжоу
- Выпускники Университета Яньчин
- Академический состав Юньнаньского университета