Гроты Майцзишань
Гроты Майцзишань ( упрощенный китайский : Гроты Майцзишань ; традиционный китайский : Гроты Майцзишань ; пиньинь : Майцзишань Сику ), ранее латинизированные как Майчишань , представляют собой серию из 194 пещер, вырезанных на склоне холма Майцзишань в Тяньшуе , Ганьсу провинция , северо-западный Китай. .
Этот образец скальной архитектуры содержит более 7200 буддийских скульптур и более 1000 квадратных метров фресок . Строительство началось в эпоху Позднего Цинь (384–417 гг. Н. Э.).
Впервые они были тщательно исследованы в 1952–1953 годах группой китайских археологов из Пекина, которые разработали систему нумерации, которая используется до сих пор. Пещеры № 1–50 находятся на западном склоне скалы; пещеры № 51–191 на восточном склоне скалы. Позже они были сфотографированы Майклом Салливаном и Домиником Дарбуа, которые впоследствии опубликовали первую англоязычную работу о пещерах, отмеченных в сносках ниже.
Название Майцзишань состоит из трех китайских слов ( 麦积山 ), которые буквально переводятся как «Гора стога пшеницы», но поскольку термин «май» ( 麦 ) является общим термином в китайском языке, используемым для большинства зерновых, можно также встретить такие переводы, как «Майцзишань». Кукурузный Рик-Маунтин». Май означает «зерно». Цзи ( 积 ) означает «стопка» или «курган». Шан ( 山 ) означает «гора». Гора состоит из пурпурно-красного песчаника.
Это лишь одна из цепочек буддийских гротов, которые можно найти в этой области северо-западного Китая, лежащих более или менее на основных маршрутах, соединяющих Китай и Центральную Азию. Эти объекты, наряду с другими археологическими памятниками восточного Шелкового пути , были внесены в ЮНЕСКО Список всемирного наследия в 2014 году как часть объекта « Шелковый путь: сеть маршрутов коридора Чанъань-Тяньшань ». [1]
История
[ редактировать ]Майцзишань расположен недалеко от маршрута восток-запад, который соединяет Сиань с Ланьчжоу и, в конечном итоге, Дуньхуаном , а также маршрута, который отклоняется на юг и соединяет Сиань с Чэнду в Сычуани и регионами на юге, вплоть до Индии. На этом перекрестке некоторые скульптуры в Майджишане примерно VI века, по-видимому, имеют черты Индии и Юго-Восточной Азии, которые могли прийти на север по этим маршрутам с севера на юг. Однако самое раннее художественное влияние пришло с северо-запада, через Среднюю Азию вдоль Шелкового пути . Позже, во времена династий Сун и Мин, когда пещеры были отремонтированы и отремонтированы, влияние пришло из центрального и восточного Китая, и скульптура стала более отчетливо китайской.
Пещерные святилища в Китае, вероятно, служили двум целям: первоначально, до прихода буддизма в Китай, они могли использоваться как местные святилища для поклонения предкам или различным божествам природы. [2] Однако с приходом буддизма в Китай, под влиянием давней традиции пещерных святилищ из Индии (таких как Аджанта ) и Центральной Азии (в первую очередь Афганистана), они стали частью религиозной архитектуры Китая.
Буддизм в этой части Китая распространился при поддержке Северного Ляна , который был последним из « Шестнадцати королевств », существовавших с 304 по 439 год нашей эры, — совокупности многочисленных недолговечных суверенных государств в Китае. Северный Лян был основан сюнну «варварами» . Именно во время их правления в Ганьсу впервые появились пещерные святилища, двумя наиболее известными местами являются Тяньтишань («Гора Небесной лестницы») к югу от их столицы Юнчэн и Вэньшушань («Гора Манджушри»), на полпути между Юнчэном и Дуньхуаном. Майджишан, скорее всего, возник во время этой волны религиозного энтузиазма.
Где-то между 420 и 422 годами нашей эры монах по имени Танхунг прибыл в Майджишань и приступил к созданию небольшой монашеской общины. Одна из легенд гласит, что раньше он жил в Чанъане, но бежал в Майцзишань, когда город был захвачен сунской армией. Через несколько лет к нему присоединился еще один старший монах, Сюангао, который привел на гору 100 последователей. Оба записаны в книге под названием «Воспоминания выдающихся монахов» ; со временем их сообщество выросло до 300 участников. Позже Сюангао перебрался ко двору местного короля, где оставался до его завоевания Северной Вэй , когда он вместе со всеми другими обитателями двора был вынужден мигрировать и поселиться в столице Вэй. Он умер в 444 году в период буддийских преследований. Танхунг также покинул Майджишань в этот период и отправился на юг, куда-то в Кочинский Китай, где примерно в 455 году он сжег себя заживо. [3]
Как было организовано и выглядело первоначальное сообщество, мы не знаем. «Нет также никаких доказательств того, что основанное ими поселение было разрушено, а его члены рассеяны во время подавления 444 года и последующих лет, или оно было спасено благодаря своей удаленности и превратилось в убежище, как это произошло в несколько более поздние события в истории Майджишана». [4]
Северная Вэй была хороша для Майцзишана, а существование гротов недалеко от столицы Вэй Лояна и главной дороги на запад принесло этому месту признание и, скорее всего, поддержку. Самая ранняя датированная надпись датируется 502 годом и описывает раскопки того, что сейчас идентифицируется как пещера 115. Другие надписи свидетельствуют о продолжающемся расширении гротов, поскольку работы проводились теми, у кого были для этого финансовые средства.
Дизайн
[ редактировать ]Эти пещеры Вэй довольно просты и большинство из них представляют собой сидящего Будду в окружении бодхисаттв и других служителей, иногда монахов или мирян. Самый распространенный Будда — Амитабха , главный Будда секты Чистой Земли . Амитабха позволяет всем, кто призывает его, переродиться на его небесах, в «Чистой Земле». Там они проходят у него наставления, чтобы в конечном итоге стать самостоятельными бодхисаттвами и буддами. В тот период это была очень популярная школа буддизма Махаяны.
Сопровождающие его бодхисаттвы обычно представляют собой Авалокитешвару справа от Будды и Махастхамапрапту слева от него. Авалокитешвару можно узнать по его головному убору с небольшим изображением Будды Амитабхи и тому факту, что он часто носит с собой небольшую флягу с водой. Иногда он держит предмет в форме сердца или листа пиппалы (который историки искусства до сих пор не могут точно идентифицировать). Махастхамапрапту немного сложнее идентифицировать, но это обычное сочетание с Авалокитешварой (который через несколько сотен лет изменит пол и превратится в Богиню или Бодхисаттву Милосердия Гуаньинь ).
Монахами обычно являются двое наиболее известных, связанных с историческим Буддой: младший Ананда и старший Кашьяпа , хотя иногда монахи являются просто обычными монахами. Мы также находим статуи монахинь, мирян и жертвователей.
Возле дверных проемов, охраняя Будду и его свиту, часто стоят пары дварапалы или четырех Небесных царей ( локапала ).
Есть также статуи исторического Будды Шакьямуни и Будды будущего Майтрейи , узнаваемого по сидячему положению со скрещенными в лодыжках ногами. Некоторые статуи исторического Будды демонстрируют влияние Гандхары из Центральной Азии. Подсказка кроется в объеме и драпировке одежд, а также в форме и пропорциях тела и головы статуи.
Почти все скульптуры в Майджишане сделаны из глины с добавлением какого-либо связующего вещества, помогающего сохранить скульптуру. Когда появляются каменные скульптуры (например, в пещерах 117, 127, 133 и 135), они обычно изготавливаются из песчаника, и многие из них изящны. Сообщается, что песчаник не местного происхождения, а неизвестного происхождения. Также неизвестно, где были изготовлены статуи и как их перенесли в пещеры. Особого внимания заслуживает пещера 133 с 23 каменными стелами.
Сравнение
[ редактировать ]Хотя существует много примеров скульптуры Вэй, меньше примеров из Северного Чжоу, который заменил Вэй более прочными, массивными и скульптурными формами. Упомянутые ранее влияния, пришедшие из Индии (и, возможно, Юго-Восточной Азии), начинают проявляться в этот период и в последующий Суй, когда жестко поставленные фигуры заменяются более плавными стойками трибханга .
Один из наиболее распространенных типов пещер, обнаруженных как в Дуньхуане, так и в Юнгане, — пещера с центральной шахтой — не встречается в Майцзишань.
У нас почти нет записей о Майджишане во времена Тан, периода, когда он, вероятно, частично находился под контролем тибетцев в результате восстания Ань Лушаня (Ань увидел возможность напасть и захватить Чанъань и его регионы). ). Поскольку и Дуньхуан, и Майцзишань находились под тибетской оккупацией в 845 году нашей эры, в год великих буддийских преследований, оба, к счастью, были спасены.
Сегодня мы можем обнаружить некоторое скульптурное влияние Тан в мощном моделировании некоторых божеств-хранителей, например, очень большой Дварапалы на узкой открытой террасе, из которой ведут Семь Залов Будды.
Содержание
[ редактировать ]Танский посетил это место 25 лет спустя и написал стихотворение под названием поэт Ду Фу «Горные храмы», которое, вероятно, является описанием Майцзишана. Оно переводится:
В этих отдаленных святынях осталось немного монахов,
И в пустыне узкие пути высоки.
Кабарга спит среди камней и бамбука,
Какаду клюют золотые персики.
Ручьи стекают по тропинкам;
По всему нависающему утесу выстроены ячейки,
Их многоярусные палаты доходили до самой вершины;А за 100 ли можно разобрать самую маленькую вещь. [5]
Династия Сун принесла Майджишану масштабные инициативы по реставрации, так что большая часть того, что посетители видят сегодня, — это старые гроты с новыми или замененными скульптурами периода Сун. Наиболее заметным изменением в этот период является смещение акцента с Будды на бодхисаттв, «наиболее ярко продемонстрированное в Пещере 191 на крайнем западном склоне [скалы]…
«Средний Мин был периодом возрождения и восстановления [помните, что это основная зона землетрясений] - последний, который оставил какой-либо значительный след в Майджишане до нынешнего столетия». [6] Также в этот период были отремонтированы две огромные триады статуй на восточной и западной сторонах скалы: на юго-восточной стороне скалы - сидящий Майтрейя с подвешенными ногами в окружении двух стоящих бодхисаттв; а на юго-западной стороне скалы - неполная триада высокого стоящего Будды в окружении двух слуг.
Таким образом, строительство и реставрация охватили 12 династий Майджишаня: в течение Поздней Цинь, Северной Вэй, Западной Вэй, Северного Чжоу, Суй, Тан, периода Пяти династий, Сун, Юаня, Мин и Цин.
Хотя регион стал жертвой многих землетрясений и других природных и техногенных катастроф, сохранилось 194 пещеры, в которых находится 7200 скульптур и 1000 квадратных метров фресок, все они выкопаны на скале на высоте от 30 до 80 метров над землей.
Пещеры № 1–50 находятся на западном склоне скалы; пещеры № 51–191 на восточном склоне скалы. Эти номера были присвоены пещерам первоначальной китайской археологической группой 1952–1953 годов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Шелковый путь: сеть маршрутов коридора Чанъань-Тяньшань» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ Майкл Салливан, Пещерные храмы Майчишана . Лондон: Фабер и Фабер, 1969, с. 1.
- ^ Майкл Салливан, стр. 2 и далее.
- ^ Майкл Салливан, с. 4.
- ^ Майкл Салливан, с. 7.
- ^ Майкл Салливан, с. 17.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гроты Майцзишань – художественное сокровище прошлого Китая. Фоторепортаж 2012 г.
- Художественные сокровища пещер горы Майдзи, авторы Алок Шротрия и Чжоу Сюэ-ин (asianart.com, по состоянию на 9 сентября 2007 г.)
- Живописные места Майцзишань , представленные правительством Китая в ЮНЕСКО, 29 ноября 2001 г.
- Гора Майцзи, расположенная примерно в 55 километрах от Тяньшуя, известна как «Зал восточных скульптур».
34 ° 21'08 "N 106 ° 00'10" E / 34,35222 ° N 106,00278 ° E