Лушаньское восстание
Лушаньское восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Карта военных перемещений во время восстание Ань Лушань | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Династия Тан Уйгурский каганат При поддержке: | Династия Янь | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Тан Сюаньцзун # Тан Сузонг # Тан Дайцзун Фэн Чанцин Гао Сяньчжи Гешу Хан Го Цзыи Ли Гуанби Чжан Сюнь Ли Сие ( ДОУ ) Пугу Хуайэнь Ю Чаоэнь Ян Чжэньцин Хун Цзянь Ли Баоюй | Ан Лушань Икс Цинсюй Ши Сымин X Ши Чаойи Чжан Сяочжун Ван Уцзюнь Сюэ Сун Чжан Чжунчжи Ли Хуайсянь Тянь Чэнси Тянь Шэнгун (дезертировал) Гао Джужэнь (взбунтовался и попытался дезертировать) | ||||||
Сила | |||||||
в. 600 000–700 000 на пике | в. 200 000–300 000 на пике | ||||||
§ Число погибших | |||||||
~ 13–36 миллионов [а] |
Восстание Ань Лушань ( упрощенный китайский : 安史之乱 ; традиционный китайский : 安史之亂 ; букв. « Восстание Ань - Ши ») было восьмилетней гражданской войной (с 755 по 763 год нашей эры ) в середине правления династии Тан , которая началась как восстание командиров с попыткой свергнуть и заменить имперское правительство мошеннической династией Янь . Повстанцам удалось захватить столицу империи Чанъань после того, как император бежал в Сычуань, но в конечном итоге они уступили внутренним разногласиям и контратакам Тан и их союзников. Восстание охватило период правления трёх танских императоров ( императора Сюаньцзуна , Сузуна и Дайцзуна ).
Восстание началось в 14-м году Тяньбао эры (755 г. н. э.).16 декабря (9 ноября по традиционному лунно-солнечному календарю ) Ань Лушань , военный губернатор Тайюаньского командования , мобилизовал свою армию и двинулся на Фаньян . [1] Ань Лушань возглавлял восстание в течение двух лет, прежде чем был убит своим сыном Ань Цинсюем . Через два года после восшествия Ань Цинсюя Ши Сымин , губернатор Коммандери Пинлу и близкий союзник Ань Лушаня, убил Ань Цинсюя и узурпировал руководство. Ши Сымин правил два года, но, в свою очередь, был убит своим собственным сыном Ши Чаойи , который правил еще два года, пока династия Янь не пала перед войсками Тан 17 февраля 763 года нашей эры. [2] Существовали и другие антитанские повстанческие силы, особенно те, что находились в районе базы Ань Лушаня в Хэбэе , а также согдийские силы и другие оппортунистические партии, которые воспользовались хаосом. Восстание обычно известно в китайской историографии как Ан-Шу чжилуан ( упрощенный китайский : 安史之乱 ; традиционный китайский : 安史之亂 ; букв. «Восстание Ан-Ши»), в честь двух семей, которые возглавили восстание, или Тяньбо чжилуан .
Восстание стало важным поворотным моментом в истории средневекового Китая, поскольку военные действия и связанные с ними боевые потери привели к значительным потерям населения в результате голода , перемещения населения и крупномасштабного разрушения инфраструктуры , что значительно ослабило династию Тан и подорвало престиж Тан. императоров как Хана Небесного и что привело к безвозвратной потере Западных регионов . [3] Несмотря на то, что восстание было в конечном итоге подавлено крупномасштабным союзом между императорской династией и различными участниками, включая местные ополчения и иностранную поддержку, династия в целом не изменила структуру военного комитета, а лишь следовала старым принципам создания территорий. . [3] Это было прямой причиной упадка династии Тан и привело к безудержному сепаратизму региональных военачальников во второй половине династии, который продолжался в период Пяти династий и Десяти королевств в течение десятилетий после кончины Тан. Страх повторения командного сепаратизма Тана также привел к тому, что последовавшая за ним династия Сун не доверяла и угнетала выдающихся военачальников даже во время вторжения враждебных иностранных государств, таких как Ляо , Западная Ся и Цзинь . Это также спровоцировало долгосрочный упадок региона Гуаньчжун , который был политическим и экономическим центром Китая, по крайней мере, со времен династии Хань , и смещение экономического центра Китая в сторону региона Цзяннань .
Предыстория [ править ]
Политический [ править ]
Начиная с 742 года, Евразия вступила в 13-летний период серьезных политических потрясений, при этом региональные империи обычно переживали «крупное восстание, революцию или династическую смену». [4] : 140 В этом году Второй Тюркский каганат восточной Евразийской степи был свергнут, а затем заменен уйгурскими правителями, находившимися под согдийским влиянием. [4] : 140 Очевидно, это было первое из нескольких революционных событий, либо возглавлявшихся купцами и торговцами, либо тесно связанных с ними, вовлеченных в международную торговлю, часто называемую Шелковым путем . [4] : 141 В 747 году Аббасиды начали восстание против халифата Омейядов в Мерве , Хорасане , что привело к провозглашению нового халифа Аббасидов примерно в 750 году. [4] : 143 Судя по всему, это восстание также было организовано купцами и лицами, называющими себя торговцами. [4] : 143
Западная экспансия Танской империи была остановлена в 751 году поражением крупного экспедиционного корпуса под командованием генерала Гао Сяньчжи в битве при Таласе в современной Ферганской долине , причем победа Аббасидов была связана с бегством турок-карлуков в середине битвы. Однако после битвы арабы не продвинулись дальше, и Тан сохранял свои территории в Центральной Азии до восстания Ань Лушаня. [5] : 39 [6]
Кроме того, южная экспансия Тан была ограничена неэффективными и даже катастрофическими кампаниями против Королевства Наньчжао . Однако одновременная кампания Тан против Тибетской империи протекала более успешно, а кампания по захвату территорий Тибета в Центральной Азии казалась почти успешной. После убийства тибетского императора Ме Агцома в 755 году в разгар крупного восстания внутри тибетского государства окончательная победа Тан над Тибетской империей казалась почти гарантированной. Однако, вернувшись в центральную часть Китая, испытывающую все большие финансовые затруднения, согдийско-тюркский генерал Ань Лушань завоевал доверие танского императора Сюаньцзуна и его супруги Ян Гуйфэй .
Генерал Ань Лушань [ править ]
Лушан был генералом неопределенного происхождения, но, как полагают, его усыновил согдийский отец и Гектюрк мать из племени Ашина . [4] : 145, примечание 19 Со временем ему удалось стать фаворитом правящего императора Китая. Его успех в этом отношении показывает, например, роскошный дом, построенный для него императором Сюаньцзуном в 751 году в столице Чанъань . Дом был обставлен такими предметами роскоши, как золотые и серебряные предметы, а также пара кушеток длиной десять футов (3,0 м) и шириной шесть футов (1,8 м), украшенных аппликациями из редкого и дорогого сандалового дерева. [7] : 137
Он был назначен императором Сюаньцзуном (по предложению любимой наложницы Сюаньцзуна Ян Гуйфэй и с согласия канцлера Ли Линьфу ) Цзедуши трёх гарнизонов на севере — Пинлу , Фаньяна и Хэдуна . Фактически Ан получил контроль над всей территорией к северу от нижнего течения Желтой реки , включая гарнизоны численностью около 164 000 человек. Он воспользовался различными обстоятельствами, такими как народное недовольство экстравагантным танским двором, синхронная согдийская революция Аббасидов против династии Омейядов , [4] : 146 и, в конечном итоге, отсутствие сильных войск, охраняющих дворец, в сочетании с чередой стихийных бедствий. Ань Лушань имел большое влияние при дворе Тан, его тесные отношения с императором Сюаньцзуном привели к тому, что его усыновила императорская наложница Ян Гуйфэй. Важную роль в этой ситуации играли властные позиции членов клана Ян (семья предыдущей династии Суй , в которой женился император Тан), особенно осложненной положением родственника Ян Гуйфэя Ян Гочжуна в танской правительственной администрации. [8] [ не удалось пройти проверку ]
Ход восстания [ править ]
Восстание Ань Лушань ознаменовало период беспорядков, охватывающий период правления трех императоров династии Тан, начиная с последнего ( эпоха Тяньбао ) периода правления Сюаньцзуна (8 сентября 712 г. по 12 августа 756 г.) и продолжаясь до правления Сузонга (12 с августа 756 по 16 мая 762 года) и закончившийся во время правления Дайцзуна ( с 18 мая 762 по 23 мая 779 года), а также охватывающий четырех имперских претендентов из несостоявшейся династии Янь.
Лояна захват и Восстание
В конце 755 г. Ань Лушань восстал. [4] : 145 16 декабря его армия двинулась вниз из Фаньяна (недалеко от современного Пекина ). По пути Ань Лушань уважительно относился к сдавшимся местным танским чиновникам. В результате все больше и больше из них пополняли его ряды. Он быстро двинулся вдоль Большого канала захватил «восточную столицу» Лоян . и 18 января 756 года [9] [10] победа над плохо снабжаемым генералом Фэн Чанцином . Там 5 февраля ↑ Ань Лушань объявил себя императором новой династии Великая Янь (大燕皇帝). Его следующими шагами будет захват западной столицы Тан, Чанъаня, а затем попытка продолжить путь в южный Китай, чтобы завершить свое завоевание.
Битва при Юнцю [ править ]
Однако битва при Юнцю весной 756 года сложилась для Ань Лушаня неудачно. Хотя его армия под командованием Линху Чао была многочисленной, она не смогла добиться дальнейших территориальных завоеваний из-за неспособности вырвать контроль над Юнцю (современный уезд Ци, Кайфэн , в провинции Хэнань ) и (позже) близлежащим Суйяном у танских защитников под предводительством Сюнь Чжан . Это помешало силам Янь завоевать южный Китай до того, как Тан смогли восстановиться. Армия Яня взяла под свой контроль Суйян только после осады Суйяна (январь – октябрь 757 г.), почти через два года после первоначального захвата Лояна.
Наступление на Чанъань [ править ]
Первоначально силы Ань Лушаня были заблокированы от главной имперской (или «западной») столицы Чанъаня (современный Сиань ) верными войсками, размещенными на почти неприступных оборонительных позициях на промежуточных высоких горных перевалах Тунгуань . К несчастью для Чанъаня, два генерала, командовавшие войсками на перевале Тонг, Гао Сяньчжи и Фэн Чанцин, были казнены из-за придворной интриги с участием могущественного евнуха Бянь Линчэна. Ян Гочжун с крайне неумелым военным суждением затем приказал новому генералу Гешу Ханю , который командовал войсками на перевалах, вместе с войсками подкрепления атаковать армию Аня на открытой местности. 7 июля, [11] Танские войска потерпели поражение. Дорога в столицу теперь была открыта.
Бегство императора [ править ]
Поскольку повстанческие силы явно представляли собой непосредственную угрозу имперской резиденции Чанъань, а также противоречивые советы своих советников, танский император Сюаньцзун решил бежать в относительное убежище Сычуань с его естественной защитой горных хребтов, чтобы танские силы могли реорганизоваться и перегруппироваться. Он взял с собой большую часть своего двора и семьи. Маршрут путешествия из Чанъаня в Сычуань был общеизвестно трудным и требовал тяжелого путешествия через промежуточные горы Цинь .
Однако географические особенности местности были не единственными трудностями в путешествии: сначала нужно было решить вопрос, связанный с отношениями между Сюаньцзуном и семьей Ян, особенно возлюбленной императора Ян Гуйфэй. Итак, прежде чем пройти более нескольких километров по пути, произошел инцидент в гостинице Мавэй, в сегодняшнем Синпине в Сяньяне , Шэньси . Войска телохранителей Сюаньцзуна были голодны и устали и очень злились на Ян Гочжуна за то, что он подверг опасности всю страну. Они потребовали смерти ненавистного Ян Гочжуна, а затем его двоюродного брата и фаворита императора Ян Гуйфэя. Вскоре разгневанные солдаты убили Ян Гочжуна, Ян Сюаня (его сына), госпожу Хань и госпожу Цинь (сестер Ян Гуйфэй). Поскольку армия была на грани мятежа, у Императора не было другого выбора, кроме как согласиться, приказав задушить госпожу Ян. Этот инцидент заставил Сюаньцзуна опасаться за свою безопасность, поэтому он сразу же бежал в Чэнду. Однако люди остановили его лошадь, не желая, чтобы он уходил. Поэтому он заставил наследного принца Ли Хэна остаться, чтобы удерживать форт. [12] Вместо этого Ли Хэн бежал в другом направлении, в Линчжоу (ныне Линву , в провинции Нинся ). Позже, 12 августа, [11] достигнув Сычуани, Сюаньцзун отрекся от престола (став Тайшан Хуаном ) в пользу наследного принца, уже провозглашенного императором.
Падение Чанъаня [ править ]
В июле 756 года Ань Лушань и его повстанческие силы захватили Чанъань, и это событие оказало разрушительное воздействие на этот процветающий мегаполис. По оценкам, до восстания население внутри городских стен составляло от 800 000 до 1 000 000 человек. С учетом близлежащих малых городов, образующих агломерацию, переписью в 742 году зафиксирована 362 921 семья с численностью 1 960 188 человек. Большая часть населения бежала при приближении повстанцев. Затем город был захвачен и разграблен повстанческими силами, а оставшееся население оказалось под угрозой.
Новый император Тан [ править ]
Третий сын Сюаньцзуна, Ли Хэн, был провозглашен императором Сузуна в Линчжоу (современный Лину ), хотя другая группа местных чиновников и конфуцианских литераторов пыталась выдвинуть другого принца, Ли Линя, принца Юна , в Цзиньлине (современный -день Нанкин ). Одним из первых действий Сузуна на посту императора было назначение генералов Го Цзыи и Ли Гуанби для борьбы с восстанием. Генералы после долгих обсуждений решили одолжить войска у ответвления тюркского племени Туджуэ , Хуэйхэ, или Хуэйгэ, также известного как Уйгурский каганат , которым правил Баянчур-хан до его смерти летом 759 года. Три тысячи Арабские наемники были отправлены халифом Аббасидов аль-Мансуром, чтобы присоединиться к Тан в 756 году против Ань Лушаня. [13] С помощью уйгуров силы Танской империи отбили Чанъань и Лоян в конце 757 года. [4] : 146 Однако им не удалось захватить или подчинить повстанческие войска, которые бежали в центр повстанцев на северо-востоке.
Дипломаты Уйгурского каганата столкнулись с дипломатами арабских Аббасидов из-за того, кто первым войдет в дипломатический зал в Чанъане в 758 году. [14] [15]
несторианских христиан и эзотерических буддистов против Ань Роль Лушаня
Несторианская бактрианский церковь восточных христиан, такая как священник Иси из Балха, помогла генералу династии Тан Го Цзыи военным образом подавить восстание Ань Лушаня, при этом Иси лично выступал в качестве военного командира, а Иси и Несторианская церковь Востока были вознаграждены Таном. династия с титулами и должностями, описанными на несторианской стеле . [16] : 57, 77, 78, 95, 104 [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25]
Были найдены эпитафии , датируемые династией Тан христианской пары в Лояне, согдийской женщины-несторианки, госпожи Ань (安氏), которая умерла в 821 году, и ее мужа-несторианца-христианина Хань, китайца Хуа Сяня (花献), который умер в 827 году. Эти ханьские китайские мужчины-христиане, возможно, женились на согдийских христианках из-за отсутствия ханьских китайских женщин, принадлежащих к христианской религии, что ограничивало их выбор супругов среди представителей одной этнической принадлежности. [16] : 109–135, viii, xv, 156, 164, 115, 116. В Лояне была обнаружена еще одна эпитафия согдийской несторианки-христианки по фамилии Ан, и 22 января 815 года ее сын-военный положил ее в гробницу. Мужа этой согдийской женщины звали Хэ (和), и он был ханьским китайцем. а на столбе-эпитафии семья была указана как многонациональная. [16] : 149–150, 155–156, viii, xv В Лояне сыновьям смешанной расы согдийских женщин-несторианок и китайцев-ханьцев было доступно множество карьерных возможностей. Ни их смешанная этническая принадлежность, ни их вера не были преградой, и они смогли стать гражданскими чиновниками, военными, открыто исповедовать свою христианскую религию и поддерживать христианские монастыри. [16] : 164
Ваджраяны Буддийский мастер Амогхаваджра помог государству династии Тан в борьбе с восстанием Ань Лушаня. Он проводил ритуалы Ваджраяны, которые якобы были эффективными в сверхъестественном нападении и уничтожении армии Ань Лушаня, включая смерть одного из генералов Ань Лушаня, Чжоу Чжигуана. [26] [27]
Амогхаваджра использовал свои ритуалы против Ань Лушаня, находясь в Чанъане, когда он был оккупирован в 756 году, в то время как наследный принц династии Тан и император Сюаньцзун отступили в Сычуань. Ритуалы Амогхаваджры были явно предназначены для того, чтобы принести Ань Лушаню смерть, бедствия и болезни. [28] В результате помощи Амогхаваджрьи в разгроме Ань Лушаня эстотерический буддизм стал официальной государственной буддийской сектой, поддерживаемой династией Тан, «Имперским буддизмом» с государственным финансированием и поддержкой написания священных писаний, а также строительства монастырей и храмов. Ученики Амогхаваджры совершали церемонии для государства и императора. [29] Император династии Тан Сузонг был коронован как чакравартин Амогхаваджрой после победы над Ань Лушанем в 759 году, и он призвал Акала видьяраджа против Ань Лушаня. Наследный принц династии Тан Ли Хэн (позже Сузун) также получил важную стратегическую военную информацию из Чанъаня, когда он был оккупирован Ань Лушанем, через секретное сообщение, отправленное Амогхаваджрой. [30]
Осада Суйяна [ править ]
В начале 757 года и до октября того же года в Суйяне возникла затяжная тупиковая ситуация между силами Янь и Тан . Это эффективно блокировало силы Янь от нападения на обширные районы к югу от реки Янцзы , которые остались относительно нетронутыми беспорядками Ань-Ши.
Яня императором . Смерть Ань Лушаня, Ань Цинсюй стал
Имперским силам Тан помогли внутренние боевые действия недавно сформированной династии. 29 января 757 года Ань Лушань был предан и убит своим сыном Ань Цинсюем (жестокая паранойя Ань Лушаня представляла слишком большую угрозу для его окружения). У мятежника Ань Лушаня был киданьский евнух по имени Ли Чжуэр (李豬兒) (Ли Чу-эр), который работал на Ань Лушаня, когда тот был подростком, но Ань Лушань использовал меч, чтобы отрезать ему гениталии, и чуть не умер после потерять несколько пинт крови. Ань Лушань оживил его, намазав пеплом его рану. После этого Ли Чжуэр стал евнухом Ань Лушаня, и он очень использовал его и доверял ему. Ли Чжуэр и еще двое мужчин помогали нести тучного Ань Лушаня, когда он снимал или одевал одежду. Ли Чжуэр помогал одеваться и раздеваться в паровых банях Хуацин (Хуа-цин), подаренных императором Сюаньцзаном. К Ли Чжуэру обратились люди, которые хотели убить Ань Лушаня после того, как Ань Лушань стал параноиком и слепым, заболел кожным заболеванием и начал избивать и убивать своих подчиненных. Ань Лушань был зарублен в живот и живот Ли Чжуэром и другим заговорщиком, Янь Чжуаном (Йен Чуан) (嚴莊), которого Ань ранее избил. Лушань кричал: «Это вор в моем собственном доме», отчаянно тряся шторы, так как не мог найти меч, чтобы защитить себя. Кишки Ань Лушаня вышли из его тела, когда он был зарублен Ли Чжуэром и Янь Чжуаном. [31] [32] : 41 Однажды лошадь была раздавлена насмерть тяжестью Ань Лушаня из-за его ожирения. [33]
Говорили, что Ань Цинсюй был интровертом, который не мог нормально разговаривать с другими. В результате Янь Чжуан посоветовал ему не часто встречаться с чиновниками, и он доверил большую часть государственных дел Яну и сделал Яня принцем Фэнъи. Он пытался снискать расположение своих генералов, продвигая их позиции. Тем временем, когда генерал-майор Ши Сымин осаждал танского генерала Ли Гуанби в Тайюане , Ань Цинсюй приказал Ши вернуться на свою базу в Фаньяне и оставить генерала Цай Сидэ (蔡希德) в Тайюане, чтобы наблюдать за действиями Ли Гуанби. Он также послал генерала Инь Цзыци (尹子奇) атаковать город Суйян , который тогда находился под защитой танских генералов Чжан Сюня и Сюй Юаня (許遠), намереваясь сначала захватить Суйян, а затем отправить Инь на юг, чтобы захватить территорию Тан на юге. реки Хуай (однако Инь был вовлечен в осаду Суйяна , которая продлилась до зимы 757 года, предотвращая любую возможность продвижения Яня на юг). Чтобы проявить благосклонность к Ши, он создал Ши принцем Гуйчуаня и сделал его правителем. цзедуши округа Фаньян; вместо этого Ши, копя припасы, которые Ань Лушань ранее отправил в Фаньян, начал не подчиняться приказам Ань Цинсюя, и Ань Цинсюй не мог держать его под контролем. Однако, когда танский генерал Го Цзыи атаковал перевал Тонг, намереваясь отбить Чанъань, Ань смог послать силы для отражения атаки Го.
Осада Ечэна [ править ]
Однако танский принц Ли Чу, принц Гуанпина (сын Ли Хэна, который к этому моменту принял императорский титул императора Сузуна), с помощью Хуэйгэ смог отбить Чанъань летом 757 года, разгромив силы Янь. в битве при храме Сянцзи . Затем силы Тан под командованием Ли Чу и сил Хуэйгэ двинулись на восток, в сторону Лояна. Зимой 757 года Ань собрал свои силы и отправил их под командованием Янь Чжуана на защиту Шаньского командования (陝郡, примерно современная Саньмэнься , Хэнань). Однако, когда силы Яня вступили в бой с силами Тан, они увидели, что силы Хуэйгэ были на стороне Тан, и в страхе рухнули. Янь Чжуан и Чжан Тонгру (張通儒) бежали обратно в Лоян, чтобы сообщить Ань, и Ань, казнив около 30 танских генералов, которые были захвачены в плен, покинули Лоян и бежали на север, в Ечэн , который он превратил в муниципалитет Аньчэн.
Когда Ань прибыл в Ечэн, у него было всего 1000 пехотинцев и 300 кавалеристов. Однако вскоре яньские генералы Ашина Чэнцин (阿史那承慶), Цай Сидэ, Тянь Чэнси и У Линсюнь (武令珣), которые нападали на другие танские города, направились в Ечэн и объединились там, что позволило Аню иметь в его распоряжении было более 60 000 солдат, и таким образом он в некоторой степени восстановил силы. Тем временем, опасаясь Ши, он послал Ашину и Ан Шоучжуна (安守忠) в Фаньян, чтобы приказать Ши предоставить войска, но намеревался, если это возможно, заставить Ашину и Ан Шоучжун принять на себя командование Ши. Вместо этого Ши арестовал Ашину и Ан Шоучжуна и подчинился Тану. Многие другие города, ранее находившиеся под контролем Яня, также подчинились Тану, а территория Ань Цинсюя сократилась до Ечэна и его окрестностей. Говорили, что Ань Цинсюй стал жестоким и параноиком в свете этих военных потерь и что, если бы генералы подчинились Тану, он уничтожил бы их семьи, если бы они были ханьцами , и их племена, если бы они не были ханьцами. Между тем, поверив обвинениям, выдвинутым Чжаном против Цая, он убил Цая, что еще больше привело к разногласиям среди его солдат, особенно после того, как он затем поставил Цуй Цянью (崔乾祐) командующим своей армией, и солдаты возмущались Цуем за его резкость.
К зиме 758 года танские генералы Го Цзыи, Лу Цзюн (魯炅), Ли Хуань (李奐), Сюй Шуцзи (許叔冀), Ли Сие , Цзи Гуанчэнь (季廣琛), Цуй Гуанъюань (崔光遠), Дун Цинь (董秦) ), Ли Гуанби и Ван Сили (王思禮) собрались в Ечэне и осадили его. Ань Цинсюй попытался выйти из осады, но потерпел поражение от сил Тан, а его брат Ань Цинхэ (安慶和) был убит. Между тем, поскольку Ши недавно снова восстал против Тана, Ань послал генерала Сюэ Сун в Фаньян просить помощи у Ши, предложив ему трон. Таким образом, Ши двинулся на юг, в сторону Ечэна. Между тем силы Тан под командованием девяти генералов (Ли Сие погиб во время осады) не скоординировались. 7 апреля 759 г. [34] Ши вступил в бой с силами Тан - и, когда внезапно разразился шторм, обе армии запаниковали; Войска Ши бежали на север, а силы Тан бежали на юг, сняв осаду Ечэна. Силы Ань Цинсюя собрали еду и припасы, брошенные силами Тан, и после этого Ань вместе с Сунь Сяочжэ (孫孝哲) и Цуем рассмотрел возможность отказать Ши, который собрал свои войска и снова подошел к Ечэну, во впуске. Сам Ши не общался с Анем, а пировал своих солдат и наблюдал за Ечэном. Чжан и Гао Шан (高尚) попросили разрешения на встречу с Ши, и Ан согласился; Ши подарил им подарки и позволил вернуться в Ечэн. Ан, не зная, что делать, снова предложил Ши трон, но Ши отказался. Вместо этого Ши предположил ему, что, возможно, они оба могли бы стать императорами независимых союзных государств. Довольный Ань покинул Ечэн и встретился с Ши, чтобы поклясться в союзе.
при Сымине Ши Возрождение
10 апреля 759 года Ань Цинсюй был убит Ши Сымином, который возвел на трон императора Чжаоу Янь. Ши Сымин вскоре оставил сына императрицы Синь Ши Чаоцина ( 史朝清 ) ответственным за Фаньян и направился на юг. Он быстро захватил префектуру Бянь (汴州, примерно современный Кайфэн , Хэнань) и Лоян, но его дальнейшие попытки продвижения были отвергнуты танскими войсками в Хэяне (河陽, в современном Цзяоцзо , Хэнань) и префектуре Шань (陝州, примерно современная Саньмэнься). , Хэнань), и стороны зашли в тупик.
В это время Ши описывался как жестокий и склонный к убийствам, терроризирующий свою армию. Он отдавал предпочтение Ши Чаоцину Ши Чаои и рассматривал возможность создания наследного принца Ши Чаоцина и убийства Ши Чаои. [35]
Весной 761 года Ши Сымин предпринял новую попытку нападения на префектуру Шан, желая напасть на Чанъань. Он поручил Ши Чаои служить своим передовым командиром, но Ши Чаои неоднократно отбивался от танского генерала Вэй Боюя ( 衛伯玉 ). Ши Сымин был возмущен неудачами Ши Чаои и подумывал о наказании его и подчиненных ему генералов. 18 апреля, [36] Ши Сымин приказал Ши Чаои построить треугольный форт с холмом по бокам для хранения запасов продовольствия и приказал завершить его за один день. Ближе к концу дня Ши Чаойи завершил его, но не обмазал стены грязью, когда прибыл Ши Сымин и упрекнул его в том, что он не намазал грязью. Он приказал своим слугам остаться и наблюдать за штукатуркой. Затем он сердито заявил: «После того, как я захватю префектуру Шан, я убью тебя, вор!» Той ночью подчиненные Ши Чаои Ло Юэ ( 駱悅 ) и Цай Вэньцзин ( 蔡文景 ) предупредили его, что он находится в тяжелом положении и что, если он откажется принять меры по свержению Ши Сымина, они перейдут на сторону Тана. Ши Чаойи согласился принять меры, и Ло убедил командующего гвардией Ши Сымина генерала Цао (личное имя затеряно в истории) согласиться с заговором. Той ночью Ло возглавил 300 солдат и устроил засаду на Ши Сымина, связав его, а затем начал возвращение в Лоян с войсками. На обратном пути в Лоян Ло боялся, что кто-то может попытаться спасти Ши Сымина, и задушил его. Ши Чаойи был возведен на трон в качестве нового императора Янь, хотя ему не удалось получить широкую поддержку со стороны других генералов Янь.
восстания Взрыв и конец Яна
К 762 году император Сузонг серьезно заболел; а объединенные силы Тан и их союзников Хуэйгэ возглавил его старший сын. Этот сын, которого сначала звали Ли Чу, был переименован в Ли Ю в 758 году после того, как был назван наследным принцем. 18 мая 762 года, после смерти своего отца, он стал императором Тан Дайцзун .
К этому времени стало ясно, что новая династия Янь не продержится долго, и офицеры и солдаты Янь начали переходить на сторону Тан. Затем, зимой 762 года, восточная столица Лоян была отбита войсками Тан во второй раз. Император Янь Ши Чаои попытался бежать, но был перехвачен в начале 763 года. Ши Чаои предпочел самоубийство пленению и умер 17 февраля 763 года, положив конец восьмилетнему восстанию.
Последствия [ править ]
Окончание восстания представляло собой долгий процесс восстановления и восстановления . Из-за ослабления императорского двора вспыхнули и другие волнения. Тибетская империя под командованием Трисонг Децена , воспользовавшись слабостью Тан, отвоевала большую часть своих территорий в Центральной Азии и приступила к захвату Чанъаня 18 ноября 763 года. [4] : 146 прежде чем вернуться к границам своей империи.
Трасса Лулонг [ править ]
Ли Хуайсянь и другие яньские генералы Сюэ Сун, Ли Баочэнь и Тянь Чэнси подчинились Тану, таким образом, им было разрешено сохранить свою территорию. Ли Хуайсянь был назначен военным губернатором (цзедуши) округа Лулун (盧龍, штаб-квартира в современном Пекине), состоящего из Ючжоу , основной территории бывшего Янь. В 768 году Ли Хуайсянь был убит своими подчинёнными Чжу Сицаем , который затем принял на себя командование округом. Лулун Цзедуши оставался полунезависимым феодальным владением, пережил фрагментацию Тан, пока не был аннексирован государством Цзинь Ли Цуньсюя в 913 году.
Наследие [ править ]
Число погибших [ править ]
Переписи, проведенные за полвека до восстания, показывают постепенный рост населения: последняя перепись, проведенная до восстания, в 755 году, составила 52 919 309 человек в 8 914 709 домохозяйствах, платящих налоги. Однако перепись, проведенная в 764 году, через год после окончания восстания, зафиксировала только 16 900 000 в 2 900 000 домохозяйствах. Более поздние переписи учитывали только домохозяйства, но к 855 году эта цифра выросла до 4 955 151 домохозяйства, что составляет немногим более половины числа, зарегистрированного в 755 году. [37] Разница в цифрах переписи составляет 36 миллионов человек, две трети населения империи, хотя ученые связывают это с такими факторами, как срыв налогообложения и переписных сборов. [7] : 280, примечание 18
Цифра в 36 миллионов использовалась в Стивена Пинкера книге «Лучшие ангелы нашей природы» , где она представлена как пропорционально крупнейшее злодеяние в истории с потерей шестой части населения мира в то время. [38] хотя Пинкер заявил, что эта цифра противоречива. [39] Мэтью Уайт, у которого Пинкер взял цифру в 36 миллионов, позже пересмотрел свою цифру до 13 миллионов (на основе расчета, отличного от результатов переписи населения) в своей книге «Большая большая книга ужасных вещей» . [40] Пересмотренную цифру Уайта повторяют такие историки культуры, как Йохан Норберг . [41] [42]
Историки, такие как Чарльз Патрик Фицджеральд, утверждают, что заявления о массовой депопуляции несовместимы с современными описаниями войны, которая периодически велась в трех или четырех провинциях. [43] Они отмечают, что цифры, зафиксированные в послевоенных регистрах, отражают не только потерю населения, но и нарушение точности системы переписи, а также исключение из переписных данных различных классов лиц, не облагаемых налогом, например, представителей религиозных орденов, иностранцы и купцы. [7] : 280, примечание 18 Кроме того, несколько северных провинций, в которых проживало примерно четверть населения империи, больше не подпадали под действие имперской налоговой системы. [44] По этим причинам данные переписи населения Тан после восстания считаются ненадежными. [45]
Восстание Ань Лушань было одной из нескольких войн в северном Китае наряду с восстанием пяти варваров , восстанием Хуан Чао , войнами пяти династий и десяти королевств и войнами Цзинь-Сун , которые вызвали массовую миграцию ханьцев из северного Китая. в южный Китай под названием 衣冠南渡(yì guān nán dù). [46] [47] [48] [49] [50] [51] Эти массовые миграции привели к росту населения южного Китая, экономическому, сельскохозяйственному и культурному развитию, поскольку в отличие от севера он оставался мирным. [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58]
Резня иностранцев [ править ]
Резня иностранных арабских и персидских купцов-мусульман, совершенная бывшим генералом повстанцев Янь Тянь Шэнгуном, произошла во время восстания Ань Лушань во время резни в Янчжоу (760 г.) . [59] [60] Поскольку Тянь Шэнгун перешел на сторону династии Тан и хотел, чтобы они публично признали и признали его региональным военачальником, не отказываясь от территории, и двор Тан изобразил войну как между восставшими варварами Ху из Янь против ханьских китайцев из династии Тан. Тянь Шэнгун убивал иностранцев в качестве кровавой жертвы, чтобы доказать свою верность государству китайской династии Тан. Он также убивал других иностранных варваров Ху, чьи этнические группы не были указаны, не только арабов и персов, поскольку это было направлено против всех иностранцев. [32] : 91, 92, 93 [61]
Бывший генерал повстанцев Янь Гао Джужэнь, родом из Когурё , приказал провести массовую резню западноазиатских (центральноазиатских) согдийцев в Фаньяне, также известном как Цзичэн (Пекин) , в Ючжоу. Их опознали по большим носам , а копьями пронзили их детей, когда он восстал против мятежного императора Янь Ши Чаои и разбил конкурирующие силы династии Янь под командованием турка Ашина Чэнцина . [62] [63] Высоконосые согдийцы были убиты в Ючжоу в 761 году. К Ючжоу был присоединен Линьчжоу, еще одна «защищенная» префектура, и согдийцы жили там в большом количестве. [16] : 110, 111 [64] Согласно книге «История Ань Лушаня» (安祿山史記), Гао Цзюрен, как и Тянь Шэнгун, хотел перейти на сторону династии Тан и хотел, чтобы они публично признали его региональным военачальником. [32] : 93, 94 [65] Другой источник сообщает, что резня варваров Ху, служивших Ашине Чэнцину, была совершена Гао Цзюренем в Фаньяне, чтобы лишить его базы поддержки, поскольку Тиле, Тунлуо, согдийцы и турки - все были Ху и поддерживали турка Ашина Чэнцина против Мохэ. Солдаты Си Цзиньпина, Киданя и Когурё под предводительством Гао Джурена. Позже Гао Цзюжэнь был убит Ли Хуайсянем, который был верен Ши Чаои. [66] [67]
Ослабление Тан [ править ]
Восстание Ань Лушаня и его последствия значительно ослабили централизованную бюрократию династии Тан, особенно в отношении ее периметров. Возникли практически автономные провинции и специальные финансовые организации, что уменьшило влияние регулярной бюрократии в Чанъане. [68] Стремление династии Тан к политической стабильности в этот неспокойный период также привело к помилованию многих повстанцев. Более того, некоторым даже были предоставлены под командование собственные гарнизоны. Политический и экономический контроль над большими территориями империи стал прерывистым или был утрачен, и эти территории перешли под контроль фанчжэней , автономных региональных властей, возглавляемых цзедуши (региональными военными губернаторами). В Хэбэе три фанчжэня стали практически независимыми на оставшуюся часть династии Тан. Более того, правительство Тан также потеряло большую часть своего контроля над западными регионами из-за вывода войск в центральный Китай, чтобы попытаться подавить восстание и справиться с последующими беспорядками. Продолжающаяся военная и экономическая слабость привела к дальнейшему ослаблению территориального контроля Тан в последующие годы, особенно в отношении Тибетских империй. К 790 г. контроль Китая над территорией Таримской котловины был полностью утрачен. [4] : 157 Более того, во время восстания танский генерал Гао Цзюрен вырезал всех согдийцев в Фаньяне, которых удалось опознать по носам и лицам.
Политический упадок сопровождался экономическим спадом, включая большой государственный долг Тан перед уйгурскими ростовщиками. [4] : 158 старая налоговая система Цзу Юн Дяо После восстания больше не функционировала. Восстание не только нанесло политический и экономический ущерб империи, но и повлияло на интеллектуальную культуру династии Тан. Карьера многих интеллектуалов была прервана, что дало им время задуматься о причинах беспорядков. Некоторые потеряли веру в себя, придя к выводу, что причиной восстания стало отсутствие моральной серьезности в интеллектуальной культуре. [69] Однако политическое и культурное восстановление в конечном итоге произошло в Танском Китае через несколько десятилетий после восстания, примерно до 820 г. [7] : 9–10 год смерти Танского императора Сяньцзуна . Большая часть восстановления и восстановления произошла в регионе Цзяннань на юге, который избежал событий восстания относительно невредимым и оставался более прочным под контролем Тан. Однако отчасти из-за системы Цзедуши Империя Тан к 907 году перешла в так называемый период Пяти династий и Десяти королевств . [70]
Династия Тан восстановила свою власть спустя десятилетия после восстания Ань Лушаня и все еще была в состоянии начать наступательные завоевания и кампании, такие как разрушение Уйгурского каганата в Монголии в 840–847 годах . [71] Енисейский кыргызский каганат семьи Аре укрепил свои связи и союз с императорской семьей династии Тан против Уйгурского каганата, заявив о своем происхождении от династии Хань, китайский генерал Ли Лин, который перешел на сторону сюнну и женился на сюннуской принцессе, дочери Цедихоу. Чаньюя и был отправлен управлять областью Цзянькунь (Чянь-Кунь), которая впоследствии стала Енисеем. Ли Лин был внуком Ли Гуана (Ли Куана) из семьи Лунси Ли, происходящей от Лаоцзы, от которого заявляла о своем происхождении императорская семья Ли династии Тан. [72] Енисейские киргизы и династия Тан начали победоносную успешную войну между 840–848 годами, чтобы уничтожить Уйгурский каганат в Монголии и его центр в долине Орхона, используя заявленные ими семейные связи в качестве оправдания союза. [73] Китайские войска династии Тан под командованием генерала Ши Сюна ранили уйгурского кагана (кагана) Ога, захватили скот, взяли в плен 5 000–20 000 солдат Уйгурского каганата, убили 10 000 солдат Уйгурского каганата 13 февраля 843 года в битве при горе Шаху (убить варваров) в 843. [74] [75] [76]
Именно восстание Хуан Чао в 874–884 годах, организованное ханьским мятежником Хуан Чао, навсегда уничтожило власть династии Тан, поскольку Хуан Чао не только опустошил север, но и вошел в южный Китай, чего Ань Лушань не смог сделать из-за битвы при Суйян. Армия Хуан Чао на юге Китая совершила резню в Гуанчжоу против иностранных арабских и персидских мусульманских, зороастрийских, еврейских и христианских купцов в 878–879 годах в морском порту и торговом центре Гуанчжоу . [77] и захватил обе столицы династии Тан, Лоян и Чанъань. Средневековый китайский источник утверждал, что Хуан Чао убил 8 миллионов человек. [78] Несмотря на то, что Хуан Чао в конечном итоге потерпел поражение, императоры Тан потеряли всю свою власть в пользу региональных цзедуши. Бывший лейтенант Хуан Чао Чжу Вэнь , перешедший на сторону Танского двора, превратил Танских императоров в своих марионеток и завершил разрушение Чанъаня, разобрав Чанъань и переправив материалы на восток, в Лоян, когда он заставил двор переместить капитал. Чжу Вэнь сверг последнего императора Тан в 907 году и основал Поздний Лян (Пять династий) , погрузив Китай в период Пяти династий и Десяти королевств , когда региональные военачальники цзедуши провозгласили свои собственные династии и королевства.
влияние Культурное
Династия Тан наняла 3000 наемников с территорий Аббасидов, а Уйгурский каганат выступил на стороне династии Тан против Ань Лушаня.
Уйгурский каганат обменялся принцессами в браке с Китаем династии Тан в 756 году, чтобы заключить союз против Ань Лушаня. У уйгурского кагана Баянчур-хана была дочь уйгурская принцесса Пицзя (毗伽公主), выданная замуж за китайского принца династии Тан Ли Чэнцай ( 李承采 ), принца Дуньхуана (敦煌王), сына Ли Шули, принца Биня , в то время как китайцы династии Тан Принцесса Нингуо вышла замуж за уйгурского кагана Баянчура.
После поражения восстания согдийские купцы продолжали активно торговать в Китае, но многие из них были вынуждены скрывать свою этническую принадлежность. Ярким примером был Ань Чунчжан, военный министр и герцог Лян, который в 756 году попросил императора Сузуна разрешить ему сменить имя на Ли Баоюй из-за того, что ему было стыдно носить одну и ту же фамилию с лидером повстанцев. [79] Это изменение фамилий было принято задним числом для всех членов его семьи, так что его предкам также была присвоена фамилия Ли . [79]
События, связанные с восстанием Ань Лушаня, оказали огромное культурное влияние как в Китае, так и за его пределами. Многие поэты того времени писали о своей жизни и эмоциях, на которые глубоко повлияли война и восстание, но лишь немногие поэты открыто писали о восстании. Фактически, только восемнадцать из примерно ста стихотворений, написанных между 755 и 763 годами, обсуждали восстание. [80] Хотя в большинстве стихотворений, написанных в то время, восстание просто не упоминается, некоторые поэты пытались открыто написать о своем опыте жизни во время восстания. Вот некоторые примеры этого:
- Великий поэт Ли Бай (также известный как «Ли Бо» или «Ли По», живший около 701–762 гг.) избежал повстанцев, но ценой того, что оказался на неправильной стороне борьбы за власть между князьями Китая. королевская семья. Он был признан виновным в участии в мятеже и приговорен к ссылке, хотя позже ему была отсрочена. Его сохранившиеся стихи отражают золотые дни перед восстанием Ань Лушаня, его долгое и намеренно затянувшееся путешествие в изгнание (а затем возвращение, как в его стихотворении «Утром из Байди» , вместе с его невзгодами, странствиями и разочарованиями в период правления Танской династии). -упрочение контроля после восстания. Он умер в 762 году, до окончательного разгрома повстанческих сил годом позже.
- коллега Ли Бая Ду Фу Когда вспыхнуло восстание, (712–770) наконец получил второстепенное назначение в имперской бюрократии. Зиму 756 года и лето 757 года он провел в плену в оккупированном повстанцами Чанъане. [81] но позже сумел бежать и присоединиться к стороне Сузонга и таким образом избежать обвинений в государственной измене. Его последующая поэзия, дожившая до 770 года, является основным источником информации о массовых потрясениях того периода.
- Ван Чанлин (698–756?), Еще один танский чиновник и известный поэт, погибший во время восстания примерно в 756 году. [82]
- Ван Вэй (приблизительно 699–759) был схвачен повстанцами в 756 году и отправлен в Лоян, где он был вынужден служить чиновником в их правительственной администрации, за что был ненадолго заключен в тюрьму после его захвата лоялистскими силами. [83] Умерев до окончания восстания, где-то между 759 и 761 годами, Ван Вэй прожил свои последние годы на пенсии в своем загородном доме в Ланьтяне, уединенном среди холмов.
- Вэй Инву (737–792), известному «Триста танских стихотворений» , приписывают написание стихотворения «В Чучжоу на Западном потоке», очевидно, написанного в ответ на, казалось бы, беспомощный государственный корабль того времени. [84]
Более поздние поэты, например Бай Цзюйи (772–846), также написали знаменитые стихи о событиях периода дел Аньши. Трагические события нашли свое отражение в истории Сюаньцзуна и Ян Гуйфэя, а поколения китайских и японских художников изображали различные знаковые сцены, такие как купание Ян Гуйфэя или игра на музыкальном инструменте или бегство императорского двора по «трудной дороге в Шу». (то есть королевское продвижение в Сычуань). Эти художественные темы также были основным источником вдохновения в Японии в отношении « Сказки о Гэндзи» , частично вдохновленной историей Ян Гуйфэя. [ нужна ссылка ]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Тяжелый, но неопределенный
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Джон Кертис Перри, Бардуэлл Л. Смит (1976). Очерки общества Тан: взаимодействие социальных, политических и экономических сил . Архив Брилла. п. 41. ИСБН 978-90-04-04761-7 .
- ^ Щепанский, Калли (2019). Что такое Лушаньское восстание? . МысльКо.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Теобальд, Ульрих (12 апреля 2021 г.) «Восстание Лушаня» www.chinaknowledge.de Проверено 22 марта 2024 г. .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Беквит, 2009 г.
- ^ Старр, изд. 2004 г.
- ^ Миллуорд 2007 , с. 36.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Шафер 1985 г.
- ^ Стивенс, Кейт. «Изображения на китайских народных религиозных алтарях героев, участвовавших в подавлении восстания Лушань [755–763 гг. Н.э.]». Журнал гонконгского отделения Королевского азиатского общества 40 (2000): 155–184.
- ^ Джу-нэн Яо, Роберт барон Де Ротур (1962). История Нгана Лоу-чана . п. XXI.
- ^ Перри, Л. Смит, 41 год.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Графф, Дэвид. Колесницы Фан Гуаня: стипендия, война и убийства персонажей в Среднем Танге (PDF) . п. 1.
- ^ Пять тысяч лет Китая . Jilin Publishing Group Co., Ltd. 2007. стр. 167. ISBN. 978-7-80720-980-5 .
- ^ Нидэм, Джозеф; Хо, Пин-Ю; Лу, Гвей-Джен; Сивин, Натан (1980). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химическая технология, Часть 4, Спагирические открытия и изобретения: аппараты, теории и дары (иллюстрированное издание). Издательство Кембриджского университета. п. 416. ИСБН 052108573X .
- ^ Ван, Лей (2016). Первый отчет о путешествиях Китая по арабскому миру: коммерческие и дипломатические связи во время золотого века ислама (PDF) . Кираат № 7 (декабрь 2016 г. – январь 2017 г.). Центр исследований и исламских исследований короля Фейсала. п. 42. ИСБН 978-6038206218 .
- ^ Ван, Чжэньпин (2005). Послы с островов бессмертных: китайско-японские отношения в период Хань-Тан (иллюстрированное издание). Издательство Гавайского университета. п. 133. ИСБН 0824828712 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Морроу, Кеннет Т. (май 2019 г.). Переговоры о принадлежности: оспариваемая идентичность Церкви Востока в Танском Китае (PDF) (Диссертация). Техасский университет в Далласе .
- ^ Джонсон, Скотт Фицджеральд (26 мая 2017 г.). «Христиане Шелкового пути и распространение культуры в Танском Китае» . Исследования по истории церкви . 53 . Опубликовано онлайн издательством Кембриджского университета: 15–38. дои : 10.1017/stc.2016.3 . S2CID 164239427 .
- ^ Перевод Макса Дига, «Воинственный священник: Йиси и его политический контекст», в Тан и Винклер, ред., From the Oxus River, 109–10 (с типографскими исправлениями и с небольшими изменениями на основе Экклса и Лью, «Стела на Распространение Светлой Религии»); текст и пунктуация соответствуют Pelliot, L'Inscriptionnestorienne.
- ^ Диг, Макс (2013). «Воинственный священник: Йиси и его политический контекст» . Ин Тан, Ли; Винклер, Дитмар В. (ред.). От реки Окс до китайских берегов: исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии (иллюстрированное издание). ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 113. ИСБН 9783643903297 .
- ^ Диг, Макс (2007). «Риторика античности. Политико-религиозная пропаганда в несторианской стеле Чанъаня安長» . Журнал позднеантичной религии и культуры . 1 :17–30. дои : 10.18573/j.2007.10291 . ISSN 1754-517X .
- ^ Чен, Хуайлунь (6 января 2021 г.). «Привет, я @ChenHuailun, и я продолжу писать в Твиттере о христианстве в Танском Китае. Вчера я представил сианьскую стелу и ее повествование о входе христианства в Чанъань. Сегодня я продолжу историю и добавьте немного контекста ~ahc #jingjiao /1» – через Твиттер.
- ^ Годвин, Р. Тодд (2018). Персидские христиане при китайском дворе: Сианьская стела и раннесредневековая церковь Востока . Библиотека средневековых исследований. Издательство Блумсбери. ISBN 978-1786723161 .
- ^ Чин, Кен-па (2019). «Цзинцзяо под призмой китайской политической теологии» . Религии . 10 (10): 551. дои : 10.3390/rel10100551 .
- ^ Липпиелло, Тициана (2017). «О ТРУДНОЙ ПРАКТИКЕ СРЕДНЕГО В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ УЧЕНИЕ ОТ ЧЖОНЮН» . В Хостере, Барбара; Кульманн, Дирк; Весоловский, Збигнев (ред.). Укорененные в надежде: Китай – Религия – Христианство Том 1: Праздничный сборник в честь Романа Малека СВД по случаю его 65-летия . Серия монографий Monumenta Serica. Рутледж. ISBN 978-1351672771 .
- ^ Ву, Пол (24 декабря 2019 г.). «Рождество праздновали в Древнем Китае более 1000 лет назад?» . КИТАЙСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ДЕЙЛИ .
- ^ Акри, Андреа (2016). Эзотерический буддизм в средневековой морской Азии: сети мастеров, тексты, иконы . Том. 27 серии Наланда-Шривиджая. ISEAS-Институт Юсофа Исхака. п. 137. ИСБН 978-9814695084 .
- ^ Сундберг, Джеффри (2018). «Ценность реликвий, ступ и реликтовых ступ в эзотерическом буддизме восьмого века: тексты Тайшо Трипитака и археологические находки в Гухья-Ланке_Часть 2» . Индийский международный журнал буддийских исследований . 19 : 211, 230.
- ^ Гобл, Джеффри К. (2019). Китайский эзотерический буддизм: Амогхаваджра, правящая элита и возникновение традиции . Серия Шэн Йен по китайским буддийским исследованиям. Издательство Колумбийского университета. стр. 10, 11. ISBN 978-0231550642 .
- ^ Гобл, Джеффри К. (2019). Китайский эзотерический буддизм: Амогхаваджра, правящая элита и возникновение традиции . Серия Шэн Йен по китайским буддийским исследованиям. Издательство Колумбийского университета. стр. 11, 12. ISBN. 978-0231550642 .
- ^ Ленерт, Мартин (2007). «Тантрические нити между Индией и Китаем 1. Тантрический буддизм – подходы и оговорки» . В Хейрмане, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (ред.). Распространение буддизма . Том. 16 Справочника по востоковедению. Раздел 8 Уральские и центральноазиатские исследования (Том 16 Handbuch der Orientalistik: Achte Abteilung, Central Asia) (Том 16 Handbuch der Orientalistik. 8, Zentralasien). Брилл. п. 262. ИСБН 978-9004158306 .
- ^ Лю, Сюй (1960). Биография Ань Лу-шаня, выпуск 8 [ Чиу Тан шу ]. Калифорнийский университет, переводы китайских династических историй. Том. 8. Перевод Леви, Говарда Сеймура. Издательство Калифорнийского университета. стр. 42, 43.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чамни, Ли (осень 2012 г.). Восстание Ань Ши и неприятие другого в Танском Китае, 618–763 (PDF) (Диссертация, представленная на факультет аспирантуры и исследований в рамках частичного выполнения требований для получения степени магистра искусств факультета истории и классики) . Эдмонтон, Альберта: Университет Альберты. CiteSeerX 10.1.1.978.1069 .
- ^ Холкомб, Чарльз (2017). История Восточной Азии: от истоков цивилизации до XXI века (2-е, переработанное изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 110. ИСБН 978-1108107778 .
- ^ В 221 томе Цзыжи Тунцзяня записано, что осада Ечэна была снята в день реншен 3-го месяца 2-го года эпохи Цяньюань правления Тан Сузуна. Эта дата соответствует 7 апреля 759 года по григорианскому календарю.
- ↑ Источники противоречат друг другу относительно того, действительно ли Ши Чаоцин был назначен наследным принцем. Его биографии в « Старой книге Тан» и « Новой книге Тан» указывали, что он только обдумывал это, но « Цзимэнь Цзилуань» , отчет о восстании Аньши, написанный историком династии Тан Пин Чжимеем (平致美), больше не сохранился, но часто цитируемые другими, «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2014 года . Проверено 3 мая 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в названии ( ссылка ) указывает на то, что Ань действительно создал наследного принца Ши Чаоцина. Сравните Старую книгу Тан , том. 200, часть 1, и «Новая книга Тан» , том. 225, часть 1. Архивировано 28 мая 2008 г. в Wayback Machine вместе с Бо Яном, издание Zizhi Tongjian , vol. 53 [761] со ссылкой на Цзимэнь Цзилуань . - ^ В 221 томе Цзыжи Тунцзяня записано, что Ань был убит через три дня после снятия осады Ечэна, что произошло в день реншен 3-го месяца 2-го года эпохи Цяньюань правления Тан Сузуна. Эта дата соответствует 7 апреля 759 года по григорианскому календарю. Таким образом, по расчетам, Ань был убит в день ихай того же месяца, что соответствует 10 апреля 759 года по григорианскому календарю.
- ^ Дюран, Джон Д. (1960). «Статистика населения Китая, 2–1953 гг. н. э.». Исследования народонаселения . 13 (3): 209–256. дои : 10.1080/00324728.1960.10405043 . JSTOR 2172247 .
- ^ Пинкер, Стивен (2011). Лучшие ангелы нашей природы . Книги о пингвинах. п. 194. ИСБН 978-1-846-14093-8 .
- ^ Пинкер, 707 г.
- ^ Уайт, Мэтью (2011). Большая книга ужасных вещей: полная хроника 100 худших злодеяний в истории . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-08192-3 .
- ^ Норберг, Йохан (2016). Прогресс: десять причин смотреть в будущее . Публикации Oneworld. п. 95. ИСБН 978-1-78074-951-8 .
- ^ Гросс, Алан Г. (2018). «Стивен Пинкер и возвышенное научное: как новая категория опыта изменила популярную науку». В Руттене, Крис; Бланке, Стефан; Соэтарт, Рональд (ред.). Перспективы науки и культуры . Издательство Университета Пердью. стр. 19–37. дои : 10.2307/j.ctt2204rxr.6 . ISBN 978-1-61249-522-4 . JSTOR j.ctt2204rxr.6 . п. 33.
- ^ Фицджеральд, CP (1961). Китай: Краткая история культуры (3-е изд.). стр. 313–315.
- ^ Фэрбанк, 86
- ^ Дюран, 224
- ^ «И Гуань, однако, задержится» Одетый на юг , Онлайн-словарь Синьхуа[Онлайн-словарь Синьхуа] , 9 августа 2013 г.
- ^ Миграция северян на юг во времена династий Тан и Сун. Официальный сайт Education Press Внутренней Монголии. 15 января 2008 г. [дата указана 9 августа 2013 г.]
- ^ Миграция северян на юг и распространение варваров в период Шести династий. Официальный сайт Education Press Внутренней Монголии. 15 января 2008 г. [дата ссылки: 9 августа 2013 г.]
- ↑ Начало Цзянькан в династии Восточная Цзинь — Юнцзя Наньду. Tongnanjing.com. 10 октября 2012 г. [дата указана 9 августа 2013 г.]
- ^ От Игуань Нанду к западному развитию. Сеть китайских журналов. 26 апреля 2011 г. [Дата цитирования 12 августа 2013 г.]
- ^ Редакционный отдел книжной компании Zhonghua. Вся танская поэзия. Пекин: Книжная компания Чжунхуа, 1 января 1999 г.: 761.
- ^ Яо, Ифэн (2016). Нанкин: исторический ландшафт и его планирование с географической точки зрения (иллюстрированное издание). Спрингер. п. 95. ИСБН 978-9811016370 .
- ^ «Шесть династий» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. 4 декабря 2008 г.
- ^ Энтенманн, Роберт Эрик (1982). Миграция и поселение в Сычуани, 1644–1796 (переиздание). Гарвардский университет. п. 14.
- ^ Ши, Чжихун (2017). Сельскохозяйственное развитие в Цинском Китае: количественное исследование, 1661–1911 гг . Количественная экономическая история Китая. Брилл. п. 154. ИСБН 978-9004355248 .
- ^ Сюй, Чо-юн (2012). Китай: новая культурная история . Магистр китаеведения (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. п. 194. ИСБН 978-0231528184 .
- ^ Плетчер, Кеннет, изд. (2010). История Китая . Понимание Китая (иллюстрированное ред.). The Rosen Publishing Group, Inc. с. 127. ИСБН 978-1615301096 .
- ^ Китайский журнал международного права, Том 3 . 2004. с. 631.
- ^ Ван, Лей (2017). Самые ранние мусульманские общины в Китае (PDF) . Кираат № 8 (февраль – март 2017 г.). Центр исследований и исламских исследований короля Фейсала. п. 11. ISBN 978-603-8206-39-3 .
- ^ Ци 2010 , с. 221–227.
- ^ Старая история Тан «Отправляясь в Янчжоу, они разграбили имущество простых людей и торговцев, а также раскопали все дома в округе. Тысячи торговцев, включая Ху и персов, были убиты».
- ^ Хансен, Валери (2003). «Новая работа о согдийцах, важнейших торговцах на Шелковом пути, 500–1000 гг. н.э.». Тунг Пао . 89 (1/3): 158. дои : 10.1163/156853203322691347 . JSTOR 4528925 .
- ^ Хансен, Валери (2015). «Глава 5 – Космополитическая конечная остановка Шелкового пути» . Шелковый путь: новая история (иллюстрировано, переиздание). Издательство Оксфордского университета. стр. 157–158. ISBN 978-0190218423 .
- ^ де ла Васьер, Этьен (2018). Согдийские торговцы: история . Справочник востоковедения. Секция 8 Уральские и центральноазиатские исследования. Брилл. п. 220. ИСБН 978-9047406990 .
- ^ История Ань Лушаня (Ан Лушань Шиджи Ан Лушань Шиджи) «Цзюй Жэнь из династии Тан наградил тех, кто сегодня убил Ху Ху в городе, поэтому все Цзе Ху были убиты, а дети бросили их в лощину, чтобы сражаться с ними. Высокий нос напоминал Ху Ху, и многие люди умерли без разбора».
- ^ «Рождение Ченг Дэцзюня: Почему говорят, что Ченг Дэцзюнь унаследовал главное наследие группы Анши» в Ши Ши Ши Ши 08 февраля 2020 г.
- ^ Ли Биянь, «Кризис и реконструкция: Империя Тан и ее местные князья» 1 августа 2015 г.
- ^ ДеБлази, Энтони (2001). «Стремление к полноте: Цюань Дэю и эволюция танского интеллектуального мейнстрима». Гарвардский журнал азиатских исследований . 61 (1). Гарвардский институт Йенчин: 5–36. дои : 10.2307/3558586 . JSTOR 3558586 .
- ^ ДеБлази (2001) с. 7
- ^ Фэрбанк, 86–87.
- ^ Баумер 2012 , с. 310.
- ^ Дромпп, Майкл Роберт (2005). Танский Китай и распад Уйгурской империи: документальная история . Том. 13 Библиотеки Внутренней Азии Брилла (иллюстрированная ред.). БРИЛЛ. стр. 126, 291, 190, 191, 15, 16. ISBN. 9004141294 .
- ^ Дромпп, Майкл Р. (1999). «Нарушение орхонской традиции: присоединение киргизов к Енисейскому региону после 840 г. н.э.» . Журнал Американского восточного общества . 119 (3): 390–403. дои : 10.2307/605932 . JSTOR 605932 . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ Дромпп, Майкл Роберт (2005). Танский Китай и распад Уйгурской империи: документальная история . Том. 13 Библиотеки Внутренней Азии Брилла (иллюстрированная ред.). БРИЛЛ. п. 114. ИСБН 9004141294 .
- ^ Дромпп, Майкл Р. (2018). «УЙГУРО-КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ 840–848 ГГ.» . В «Космо», Никола Ди (ред.). Война в истории Внутренней Азии (500–1800 гг.) . Справочник востоковедения. Секция 8 Уральские и центральноазиатские исследования. БРИЛЛ. п. 92. ИСБН 978-9004391789 .
- ^ Дромпп, Майкл Р. (2018). «УЙГУРО-КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ 840–848 ГГ.» . В «Космо», Никола Ди (ред.). Война в истории Внутренней Азии (500–1800 гг.) . Справочник востоковедения. Секция 8 Уральские и центральноазиатские исследования. БРИЛЛ. п. 99. ИСБН 978-9004391789 .
- ^ Гернет 1996 , с. 292.
- ^ «Биография истории династии Тан и пяти династий»: « Чжуо Уцзы прокомментировал: « Сицзун судил людей по их внешности и потерял воровское гнездо, в результате чего восемь миллионов человек были убиты, а кровь пролилась на три тысячи миль». ' " "
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ховард, Майкл К., Транснационализм в древних и средневековых обществах, роль трансграничной торговли и путешествий , McFarland & Company, 2012, стр. 135.
- ^ Лам, Ева (2001). Королевское азиатское общество (отделение в Гонконге): лица, истории и воспоминания (Диссертация). Библиотеки Гонконгского университета. doi : 10.5353/th_b3197246 (неактивен 12 апреля 2024 г.).
{{cite thesis}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка ) - ^ Коттерелл и Коттерелл 1975 , с. 164.
- ^ Рексрот 1970 , с. 132.
- ^ Дэвис 1970 , с. х.
- ^ Ву 1972 , стр. 162.
Источники [ править ]
- Баумер, Кристоф (11 декабря 2012 г.). История Центральной Азии: эпоха степных воинов . Издательство Блумсбери . ISBN 9781780760605 .
- Беквит, Кристофер И. (2009). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-13589-2 . JSTOR j.ctt7sq0r .
- Бендер, Лукас Рэмбо (2019). «Другая поэзия о восстании Лушаня: заметки о времени и трансцендентности в стихах Тан» . Гарвардский журнал азиатских исследований . 79 (1): 1–48. дои : 10.1353/jas.2019.0003 .
- Коттерелл, Ён Яп; Коттерелл, Артур (1975). Ранняя цивилизация Китая . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма . ISBN 0-399-11595-1 .
- Дэвис, АР, изд. (1970). "Введение". Книга китайских стихов «Пингвин» . Балтимор: Книги Пингвинов.
- Фэрбанк, Джон Кинг (1992). Китай: новая история . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press / Harvard University Press . ISBN 0-674-11670-4 .
- ——— (1996). История китайской цивилизации (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-49781-7 .
- Миллуорд, Джеймс А. (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0231139243 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Пуллибланк, Э.Г. (1955). Предыстория восстания Ань Лу-Шаня . Лондонский восточный сериал. Том. 4. Лондон: Издательство Оксфордского университета .
- Пуллибланк, Э.Г. (1976). «Восстание Лу-Шаня и истоки хронического милитаризма в позднетанском Китае». В Перри ; Смит (ред.). Очерки Танского общества . Лейден: Э. Дж. Брилл .
- Рексрот, Кеннет (1970). Любовь и переломный год: еще сто китайских стихотворений . Нью-Йорк: Новые направления.
- Шафер, Эдвард Х. (1985). Золотые персики Самарканда . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-05462-2 .
- Старр, С. Фредерик, изд. (2004). Синьцзян: мусульманская граница Китая (иллюстрированное издание). Я Шарп. ISBN 0765613182 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Твитчетт, Денис , изд. (1979). Кембриджская история Китая . Том. 3, Суй и Тан Китай . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-21446-9 .
- Ци, Дунфан (2010). «Золотые и серебряные изделия на кораблекрушении Белитунг» . В Крале, Регина; Гай, Джон; Уилсон, Дж. Кейт; Раби, Джулиан (ред.). Кораблекрушение: Танские сокровища и муссонные ветры . Вашингтон, округ Колумбия: Галерея Артура М. Саклера , Смитсоновский институт . стр. 221–227. ISBN 978-1-58834-305-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 мая 2021 года . Проверено 9 февраля 2022 г.
- Ву, Джон Ч. (1972). Четыре времени года танской поэзии . Ратленд, Вермонт: Чарльз Э. Таттл . ISBN 978-0-8048-0197-3 .
Внешние ссылки [ править ]
- Тан (618–907) , Сеть китайского графического искусства
- История Китая – династия Тан唐 (618–907) , Chinaknowledge.org
- «Императрица династии» . Дворец Дамин . Эпизод 3. Центральное телевидение Китая . Документальный фильм CCTV-9.
- Восстание Ань Лушань, автор In Our Time (BBC Radio 4)