Ян Либень
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2020 г. ) |

Ян Либэнь ( китайский : 閻立本 ; пиньинь : Ян Либен ; Уэйд-Джайлз : Йен Ли-пен ) ( ок. 600 – 14 ноября 673 г.) [1] ), формально барон Вэньчжэнь Болинский ( 博陵文貞男 ), был китайским архитектором, художником и политиком времен ранней династии Тан . Его самая известная работа, возможно, единственная сохранившаяся до наших дней, — « Свиток тринадцати императоров» . [2] Он также написал портреты в павильоне Линъянь при императоре Тан Тайцзуне , заказанные в 643 году в память о 24 величайших участниках правления императора Тайцзуна, а также 18 портретов, посвященных 18 великим ученым, служившим императору Тайцзуну, когда он был принцем Цинь. Картины Яна включали нарисованные портреты различных китайских императоров от династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.) до периода династии Суй (581–618 гг.). Его работы были высоко оценены танскими писателями Чжу Цзинсюань и Чжан Яньюань , которые отметили, что его картины были «произведениями среди величайших произведений всех времен». [3]
С 669 по 673 годы Янь Либэнь также служил канцлером при сыне императора Тайцзуна, императоре Гаозуне (годы правления 649–683).

Запись в 1120 году дает 42 названия картин Яна, хотя Свитка Тринадцати Императоров среди них нет. В списке указаны только четыре буддийских предмета против 12 даосских . Остальное — портреты «богов планет и созвездий» или записи придворных событий. Из сохранившихся произведений, приписываемых ему, « Свиток тринадцати императоров» является «первым, который общепринято считать частично оригинальным», хотя большая часть его, похоже, написана позднее. [4] Похожая фигура императора на фреске в пещерах Могао (пещера 200), возможно, написана той же рукой и имеет соответствующую дату - 642 год. [5]
По традиции, рельефы шести любимых лошадей в мавзолее императора Тайцзуна (ум. 649) были созданы Яном Либэнем, и рельеф настолько плоский и линейный, что кажется вероятным, что они были вырезаны по рисункам или картинам. [6] Документально подтверждено, что Ян Либэнь создал другие работы для гробницы, серию портретов, которая сейчас утеряна, и, возможно, разработал всю конструкцию. [7]
Фон
[ редактировать ]Неизвестно, когда родился Ян Либэнь. Его предки были родом из Майи (馬邑, в современном Шуочжоу , Шаньси ), но переселились в регион Гуаньчжун (т. е. регион вокруг Чанъаня ) за несколько поколений до Янь Либэня. Отец Янь Либэня, Ян Пи ( 閻毘 ), был заместителем директора по дворцовым делам во время династии Суй , и Янь Либэнь, и его старший брат Ян Лидэ ( 閻立德 ) были известны своими способностями в архитектурных вопросах и службой имперскому правительству в этой области. .
Оба также были художниками и успешными придворными администраторами и последовательно обучали Яна Либэня; его отец внезапно умер в 49 лет. Он вырос в Чанъане и первоначально сотрудничал со своим старшим братом над двумя произведениями, названия которых записаны. [8]
Во время правления императора Тайцзуна
[ редактировать ]
Ян Либэнь имел опыт работы в общественных проектах, но особенно известен своими художественными способностями. Именно по этой причине император Тайцзун , второй император династии Тан, поручил Яну написать портреты в память о 24 великих деятелях его правления в павильоне Линъянь и 18 великих учёных, служивших под его началом, когда он был принцем Цинь. . его «Прием императором Тайцзуном тибетского посла» Вероятно, к этому периоду относится .
Хотя китайская аристократия считала живопись одним из своих любимых занятий, профессия художника не пользовалась большим уважением. Однажды, когда император Тайцзун греб на лодке со своими учениками у императорского пруда, мимо пролетали птицы. Император Тайцзун приказал ученым написать стихи, восхваляющие эту сцену, а затем попросил Яня нарисовать портрет этой сцены. Ян в то время уже был чиновником среднего звена в администрации, но когда он вызвал Яня, императорские слуги крикнули: «Вызовите императорского художника Яна Либэня!» Когда Ян услышал приказ, ему стало стыдно за то, что его знают только как художника, и он сказал своему сыну: «Я хорошо учился, когда был молод, и мне повезло, что меня не отвернули от официальной службы и чтобы быть известным своими способностями. Однако теперь я известен только своими навыками рисования, и в конечном итоге я служу как слуга. Это позорно. Однако, поскольку он по-прежнему предпочитал рисовать, он продолжал заниматься этим даже после этого инцидента.
Во время правления императора Гаозуна
[ редактировать ]В эпоху Сяньцин (656–661) правления сына императора Тайцзуна, императора Гаозуна , Янь Либэнь служил императорским архитектором. Позже он сменил своего брата Яна Лидэ на посту министра общественных работ (工部尚書, Гунбу Шаншу ). Примерно в новом 669 году он стал исполняющим обязанности Ю Сяна ( 右相 ): главой экзаменационного бюро правительства (西臺, Си Тай ) и занимал должность, считавшуюся канцлером , а император Гаозун назначил его бароном Болин. Поскольку коллега Яня Цзян Кэ (исполняющий обязанности главы законодательного бюро (左相, Цзо Сян )) был назначен на пост канцлера в то же время из-за его боевых достижений, примерно в это же время было написано полууничижительное двустишие, в котором говорилось: « Цо Сян установил свою власть над пустыней, а Ю Сян утвердил свою славу благодаря агитациям». В 670 году Ян официально стал главой законодательного бюро, теперь его титул был изменен на Чжуншу Лин ( 中書令 ). Он умер в 673 году.
Галерея
[ редактировать ]- Сяо И приобретает « Предисловие к павильону орхидей » с помощью обмана ( фото Сяо Ишуо Лантина )
- Портреты периодических подношений Тан , изображающие иностранных посланников с носителями дани. Копия династии Сун
- Один из шести коней мавзолея Чжао , «Салюзи» ( 颯露紫 ) или «Осенняя роса».
См. также
[ редактировать ]
- Список китайских художников
- Искусство династии Тан
- Китайское искусство
- Китайская живопись
- История китайского искусства
Примечания
[ редактировать ]- ^ день Жэньу 10-го месяца 4-го года эры Сяньхэн , согласно биографии императора Гаозуна (том 5) в Старой книге Тан
- ^ Лоер, 32–34.
- ^ Фонг (1984), 38.
- ^ Лоер, 33–34 (цитируется 34)
- ^ Лоер, 36 лет.
- ^ Салливан, Майкл , Искусство Китая , 126, 1973, Sphere Books, ISBN 0351183345 (переработанное издание « Краткой истории китайского искусства» , 1967); Лоер, 33 года
- ^ Лоер, 33 года.
- ^ Лоер, 32 года.
Ссылки
[ редактировать ]Современный
[ редактировать ]- Фонг, Мэри Х. «Фрески гробниц Тан, рассмотренные в свете текстов Тан о живописи», Artibus Asiae (том 45, номер 1, 1984): 35–72.
- Лоер, Макс , Великие художники Китая , 1980, Phaidon Press, ISBN 0714820083
Древний
[ редактировать ]- Старая книга Тан , т. 77 .
- Новая книга Тан , т. 100 .
- Зыжи Тунцзянь , т. 201 , 202 .