Искусство династии Тан

Искусство династии Тан ( упрощенный китайский : 唐朝艺术 ; традиционный китайский : 唐朝藝術 ) относится к китайскому искусству, созданному во времена династии Тан (618–907). В этот период наблюдался значительный прогресс в таких искусствах, как живопись , скульптура , каллиграфия , музыка , танец и литература . Во времена династии Тан столица Чанъань (сегодняшний Сиань ) была самым густонаселенным городом в известном мире, и историки обычно считают эту эпоху высшим достижением китайской цивилизации и золотым веком китайской литературы. и искусство.
В некоторых областях события эпохи Тан определили направление на многие столетия вперед. Особенно это касалось керамики: глазурованные простые изделия цвета селадона и белесого фарфора были доведены до высокого уровня и экспортировались в значительных масштабах. В живописи в этот период наблюдался пик развития буддийской живописи и возникновение традиции пейзажной живописи, известной как живопись шаньшуй (горная вода).
Торговля по Шелковому пути увеличила культурное разнообразие в небольших городах Китая. различными продуктами [1] Стимулируемая контактами с Индией и Ближним Востоком , империя пережила расцвет творчества во многих областях. Буддизм , зародившийся на территории современной Индии во времена Конфуция , продолжал процветать в период Тан и был принят императорской семьей, став полностью китаизированным и постоянной частью китайской традиционной культуры. Блочная печать сделала письменное слово доступным для гораздо большей аудитории.
В культурном отношении восстание Ань Лушань 745–763 годов ослабило доверие элиты. [2] и положил конец роскошному стилю гробниц , а также уменьшил внешнюю культуру раннего Тан, которая была восприимчива к иностранным влияниям с дальнего запада в Азии. Великое антибуддийское преследование , направленное фактически против всех иностранных религий, достигшее своего пика в 845 году, оказало большое влияние на все искусства, но особенно на изобразительное, значительно снизив спрос на художников.
Рисование
[ редактировать ]
О танской живописи сохранилось немало литературных и документальных сведений, но произведений, особенно высочайшего качества, очень мало. Существует много биографической информации и художественной критики , в основном из более поздних периодов, таких как династия Мин , спустя несколько столетий после Тан; Необходимо учитывать точность этого, и большая часть этого, вероятно, уже была основана на просмотре копий произведений искусства, а не оригиналов. За очень немногими исключениями, традиционное приписывание определенных картин на свитках мастерам Тан в настоящее время рассматривается историками искусства с подозрением.

Замурованная пещера в комплексе Дуньхуан (пещеры Могао) была обнаружена Аурелом Штайном , в которой содержалась обширная коллекция, в основном буддийских писаний, а также несколько знамен и картин, что составляло самую большую сохранившуюся группу картин на шелке. Сейчас они находятся в Британском музее и других местах. Они не придворного качества, но демонстрируют различные стили, в том числе с влиянием дальнего запада. Как и в случае со скульптурой, другие сохранившиеся памятники стиля Тан находятся в Японии, хотя самый важный из них, в Наре, был в значительной степени уничтожен пожаром в 1949 году. [3]
Высеченные в скалах пещерные комплексы и царские гробницы также содержат множество настенных росписей; картины в мавзолее Цяньлин — самая важная группа последнего, большая часть которых сейчас перенесена в музей. Не все царские гробницы еще открыты. Придворная живопись в основном сохранилась в виде копий, которые наверняка или возможно являются копиями гораздо более позднего времени, таких как « Император Тайцзун, принимающий тибетского посланника» , вероятно, более поздняя копия оригинала VII века, написанного Яном Либэнем , хотя передняя часть знаменитого портрета императора Сюаньцзуна ' Лошадь Ночи, Сияющая Белая, вероятно, является оригиналом Хань Ганя 740–760 годов. [4] Ян Либэнь — пример известного художника, который также был очень важным чиновником.
Большинство художников Тан обрисовывали фигуры тонкими черными линиями, использовали яркие цвета и тщательно прорисовывали контуры. Однако У Даоцзы использовал только черные чернила и свободно рисовал мазками, чтобы создавать картины тушью, которые были настолько захватывающими, что толпы собирались посмотреть, как он работает. С тех пор картины тушью больше не считались предварительными набросками или контурами, которые нужно заполнить цветом. Вместо этого их ценили как законченные произведения искусства.
Династия Тан стала свидетелем зрелости традиции пейзажной живописи , известной как живопись шаньшуй (горная вода), которая стала самым престижным типом китайской живописи, особенно когда ее практиковали ученые-любители-чиновники или художники-литераторы в живописи тушью . В этих пейзажах, обычно монохромных и разреженных, целью было не точно воспроизвести внешний вид природы, а скорее уловить эмоцию или атмосферу, чтобы уловить «ритм» природы.
- раннего периода Тан Дворцовые служанки , Исторический музей Шэньси
- Придворные дамы Тан, 706 г. н. э., мавзолей Цяньлин.
- Император Вэнь Суй , приписываемый Янь Либэню , VII век.
- Буддийская фреска в гротах Безеклик , 9 век.
- «Будда Теджапрабха и пять планет», 897 г., Британский музей.
Керамика
[ редактировать ]
В китайской керамике произошло много значительных изменений, в том числе появился первый китайский фарфор, соответствующий как западным, так и китайским определениям фарфора , в посуде Дин и связанных с ней типах. Глиняные фигурки из гробниц династии Тан сегодня более известны на Западе, но их создавали только для размещения в элитных гробницах недалеко от столицы на севере, примерно между 680 и 760 годами. Возможно, это были последние значительные глиняные изделия, произведенные в Китае. . Многие покрыты свинцовой глазурью изделия санцай (трехцветные) ; другие неокрашены или закрашены поверх наплавки; краска теперь часто отваливалась.
Санцай также использовался для изготовления сосудов для захоронения, а возможно, и для использования; глазурь была менее токсичной, чем в Хань, но, возможно, ее все же следует избегать за обеденным столом. Типичная форма - «поднос для подношений», круглая или круглая лопастная форма с геометрически правильным цветочным орнаментом в центре.
На юге изделия из печи Чанша Тунгуань в Тунгуане имеют важное значение как первое регулярное использование подглазурной росписи; примеры были найдены во многих местах исламского мира. Однако производство сошло на нет, и на протяжении нескольких столетий подглазурная роспись оставалась второстепенной техникой. [5]
Посуда Юэ была ведущим продуктом , покрытого известковой глазурью того периода из селадона , и имела очень изысканный дизайн, пользующийся покровительством двора. То же самое произошло и с северным фарфором, изготовленным в печах в провинциях Хэнань и Хэбэй , который впервые соответствовал как западному, так и восточному определению фарфора, будучи чисто белым и полупрозрачным. [6] Одно из первых упоминаний иностранца о фарфоре было в « Цепи хроник», написанной арабским путешественником и купцом Сулейманом в 851 году нашей эры во времена династии Тан, который записал следующее: [7] [8]
В Китае есть очень тонкая глина, из которой делают вазы, прозрачные, как стекло; сквозь них видна вода. Вазы изготовлены из глины.
Арабы хорошо привыкли к стеклу, и он был уверен, что фарфор, который он видел, не таков.
Посуда Яочжоу , или Северный селадон, также возникла при Тане, хотя, как и в случае с посудой Дин, ее лучший период пришелся на эпоху следующей династии Сун .
- Посудная ваза Юэ с резным декором, ок. 900, "керамогранит зеленоватый"
- Посуда Яочжоу или блюдо из северного селадона, VIII век.
- «Жертвенное блюдо» с глазурью санчай , VIII век.
- "Жертвенная тарелка" с глазурью санкай , украшенная птицей и деревьями, VIII век.
- «Жертвенное блюдо» с санцаем с шестью карнизами и «трехцветной» глазурью, VIII век.
- Фигуры гробниц : три из восьми женщин-музыкантов верхом на лошадях, начало VIII века.
- Танцующие дамы, VII век.
- Надгробная фигура пухлой танской женщины
- Надгробная фигура иностранца с бурдюком, ок. 674–750
- Фигура из гробницы, VII-VIII вв.
- Могильная фигура согдийского мужчины в характерной шапке и вуали на лице, возможно, всадника на верблюде или даже зороастрийского священника, участвующего в ритуале в храме огня , 8 век нашей эры.
Скульптура
[ редактировать ]
Большая часть скульптур до официального отказа от буддизма в 845 году была религиозной, и огромное их количество было уничтожено в течение самого периода Тан, а большая часть остальных была потеряна в более поздние периоды. Было много бронзовых и деревянных скульптур, стиль которых лучше всего можно увидеть в сохранившихся в японских храмах . Монументальная скульптура из камня, а также терракоты сохранилась в нескольких комплексах высеченных в скалах храмов, из которых самыми крупными и известными являются гроты Лунмэнь и пещеры Могао (в Дуньхуане ), оба из которых находились на пике своего расширения во времена Тан. Лучшие из них объединили «индийское чувство твердой, выпуклой формы и китайский гений выражения в терминах линейного ритма… чтобы создать стиль, который должен был стать основой всей более поздней буддийской скульптуры в Китае». [9]
Фигуры гробниц обсуждаются выше; хотя их создатели, вероятно, не относятся к ним очень серьезно как к искусству, а иногда и довольно небрежно изготовлены и особенно окрашены, они остаются энергичными и эффективными в качестве скульптуры, особенно когда изображаются животные и иностранцы, причем последние с элементом карикатуры. Совершенно иной класс и тип надгробной скульптуры можно увидеть в рельефах шести любимых лошадей в мавзолее императора Тайцзуна (ум. 649). По традиции они были созданы придворным художником Яном Либэнем , а рельеф настолько плоский и линейный, что кажется вероятным, что они были вырезаны по рисункам или картинам. [10]
- Мрамор Ананда из провинции Шаньси, один из пары, которая сейчас находится в Канаде.
- династии Тан Статуя бодхисаттвы без головы и левой руки
- Известняковая статуя скорбящего служителя, VII век.
- Статуя Сидящего Будды в технике сухого лака .
- Две Гуаньинь статуи из позолоченной бронзы ; сохранились только такие небольшие бронзовые статуэтки.
- Один из барельефов с изображением шести любимых лошадей императора Тайцзуна (ум. 649), скорее всего, по рисунку Яна Либэня.
Металлообработка и декоративное искусство
[ редактировать ]
Элитные изделия из металла Тан, сохранившиеся в основном в бронзовых или серебряных чашках и зеркалах, часто имеют превосходное качество, украшены с использованием различных техник и часто инкрустированы золотом и другими металлами. Исключительно ценным вкладом является коллекция в Тодай-дзи в Наре личных вещей императора Сёму , Япония , подаренная буддийскому храму его дочерью императрицей Комё после смерти ее отца в 756 году. Помимо изделий из металла, картин и каллиграфии, сюда входят мебель, стекло, лаковые и деревянные предметы, такие как музыкальные инструменты и настольные игры. Большинство из них, вероятно, сделано в Китае, хотя некоторые из них — японские, а некоторые — с Ближнего Востока. [11]
Еще одно важное месторождение было обнаружено в 1970 году в Сиане , когда во время строительства был обнаружен клад деревни Хэцзя . Помещенная в два больших керамических горшка высотой 64 см и один серебряный высотой 25 см, это была большая коллекция, насчитывающая более тысячи предметов, в целом представляющая собой довольно загадочную коллекцию. Некоторые из них представляли собой золотые или серебряные сосуды и другие предметы высочайшего качества, а также резные изделия из нефрита , агата и драгоценных камней. Вероятно, он был спрятан в спешке во время восстания Ань Лушаня, в ходе которого столица Тан была взята не раз. Многие предметы импортированы, в основном со всего Шелкового пути , особенно из Согдианы , а другие демонстрируют согдийское влияние. [12] Два предмета из клада (на фото) включены в избранный официальный список китайских культурных реликвий, запрещенных к выставлению за рубежом . Сейчас клад находится в Историческом музее провинции Шэньси .
- Позолоченная шестиугольная серебряная пластина с узором зверя Фэй Лянь.
- Нефритовый дракон, династия Тан, Шанхайский музей.
- Зеркальная спинка с драконом
- Зеркало с цветочным медальоном, ветками растений, птицами и насекомыми, VIII век.
- Позолоченный серебряный кувшин, имитирующий кожаную форму, из клада деревни Хэцзя.
Архитектура
[ редактировать ]Было построено огромное количество буддийских храмов и монастырей, но в 845 году все они были конфискованы правительством, а подавляющее большинство разрушено. Обычным строительным материалом для зданий, кроме башен, пагод и военных сооружений, в Тан все еще была древесина, которая не сохраняется очень долго, если за ней не ухаживать. [13] знаменитых Высеченная в скалах архитектура сохранившихся мест, конечно, гораздо лучше переживает пренебрежение, но китайцы обычно оставляли внешние фасады пещерных храмов без украшений, в отличие от индийских эквивалентов в таких местах, как пещеры Аджанты .
Две большие пагоды Тан сохранились в столице, ныне Сиане, где в остальном мало что осталось от Тан. Самая старая из них — Гигантская пагода диких гусей , перестроенная в 704 году из кирпича и уменьшенная в высоте после повреждений, нанесенных землетрясением в Шэньси в 1556 году . Малая пагода диких гусей также была перестроена в 704 году, но в результате землетрясения она потеряла лишь несколько метров. Некоторые пагоды Тан пытались согласовать форму с башней индийского храма шикара или даже имели ступу как часть надстройки; Тахото в храме Исияма-дэра в Японии представляет собой сохранившийся более поздний образец с крышей на вершине ступы. [14]
Главный зал относительно небольшого сельского храма Наньчан имеет основную деревянную конструкцию. Большая часть здания, похоже, сохранилась от первоначальной постройки 782 года, и оно признано старейшим деревянным зданием в Китае. Третьим по возрасту является главный зал близлежащего храма Фогуан 857 года. [15]
Оба изучены из-за их систем кронштейнов «дугонг» , соединяющих крышу со стенами. Эти сложные механизмы сохранялись до конца традиционной китайской архитектуры, но часто считается, что они достигли пика элегантности и гармонии во времена династий Сун и Юань, прежде чем стали чрезмерно сложными и суетливыми. Примеры Тан показывают увеличение сложности перед великими периодами и начало подъема по краям линий крыши, который должен был стать сильнее в более поздние периоды. Япония сохранила гораздо больше храмовых залов, построенных в очень похожих стилях (или во многих случаях на протяжении веков тщательно перестраивала их как точные копии). [16]
- Павильон Лоян работы Ли Чжаодао (начало VIII в.)
- Гонки на лодках-драконах, автор Ли Чжаодао (675-758 гг.)
- Гигантская пагода диких гусей в Сиане , 704 г.
- Маленькая пагода диких гусей в Сиане , 704 г.
- Шаньдуна Пагода Девяти Вершин , построенная к 756 году и увенчанная необычным набором миниатюрных пагод; он также уникален своим восьмиугольным, а не квадратным базовым планом.
Музыка
[ редактировать ]Первый крупный хорошо задокументированный расцвет китайской музыки пришелся на цинь во времена династии Тан , хотя известно, что на цинь играли еще до династии Хань .
В ходе раскопок неповрежденной гробницы того периода в конце 20-го века был обнаружен не только ряд инструментов (в том числе впечатляющий набор концертных колоколов), но также таблички с надписями с инструкциями по игре и партитурами для ансамблевых концертов, которые теперь снова можно услышать, играя на репродукциях инструментов. в Музее провинции Хубэй .
Опера
[ редактировать ]Китайская опера обычно восходит к династии Тан, когда император Сюаньцзун (712–755) основал « Грушевый сад» , первую известную оперную труппу в Китае. Труппа выступала в основном для личного удовольствия императоров.
Поэзия
[ редактировать ]Поэзия династии Тан , пожалуй, самая уважаемая поэтическая эпоха в китайской поэзии . Ши . , классическая форма поэзии, развившаяся в конце династии Хань, достигла своего апогея Антология , «Триста танских стихотворений» составленная значительно позже, остается известной в Китае.
Во времена династии Тан поэзия стала популярной, а написание стихов считалось признаком образованности. Одним из величайших поэтов Китая был Ли Бо , писавший о простых людях и о природе, которая была мощной силой в китайском искусстве. Одно из коротких стихотворений Ли Бо «Водопад в Лу-Шане» показывает, как Ли Бо относился к природе.
Художники династии Тан
[ редактировать ]
- Бай Цзюйи (772–846), поэт
- Чжоу Фан (730–800), художник, также известный как Чжоу Цзин Сюань и Чжун Лан.
- Цуй Хао (?–754), поэт
- Хан Ган (718–780), художник
- Чжан Сюань (713–755), художник
- Ду Фу (712–770), поэт
- Ли Бай (701–762), поэт
- Мэн Хаожань (689 или 691–740), поэт
- Ван Вэй (699–759), поэт, музыкант, художник.
- У Тао-Цзы (680–740), известный мифом о входе в произведение искусства.
- Чжан Цзюлин (678–740), поэт
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: путеводитель по коллекции . [Бирмингем, Алабама]: Художественный музей Бирмингема. п. 24. ISBN 978-1-904832-77-5 .
- ^ Салливан, 145
- ^ Салливан, 132–133.
- ^ Салливан, 134–135.
- ^ Вайнкер, 82–84.
- ^ Вайнкер, 64–72.
- ^ Темпл, Роберт К.Г. (2007). Гений Китая: 3000 лет науки, открытий и изобретений (3-е издание). Лондон: Андре Дойч, стр. 103–6. ISBN 978-0-233-00202-6
- ^ Бушелл, SW (1906). Китайское искусство . Справочник по искусству Музея Виктории и Альберта, Канцелярия Его Величества, Лондон.
- ^ Салливан, 126-127, цитирование 127.
- ^ Салливан, 126
- ^ Салливан, 139–140.
- ^ Хансен, 152–157; Салливан, 139 лет.
- ^ Салливан, 123–124.
- ^ Салливан, 125–126.
- ^ Салливан, 124
- ^ Салливан, 124–125.
Ссылки
[ редактировать ]
- Хансен, Валери , Шелковый путь: новая история , 2015, Oxford University Press, ISBN 0190218428 , 9780190218423, книги Google
- Салливан, Майкл , Искусство Китая , 1973, Sphere Books, ISBN 0351183345 (переработанное издание « Краткой истории китайского искусства» , 1967 г.)
- Вайнкер, С.Дж., Китайская керамика и фарфор , 1991, British Museum Press, 9780714114705.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ватт, Джеймс Сай; и др. (2004). Китай: рассвет золотого века, 200-750 гг . н.э. Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 1588391264 .