Jump to content

Фигуры из гробниц династии Тан

Две лошади с глазурью санкай и конюх, ок. 728 г., из могилы генерала Лю Тинсюня.
Нарисованная женщина-трансвестит, играющая в поло

Фигурки из гробниц династии Тан — это керамические фигурки людей и животных, изготовленные во времена династии Тан китайской (618–906 гг.) в качестве погребального инвентаря для помещения в гробницы. Существовало поверье, что изображенные фигурки станут доступны для службы умершему в загробной жизни. [1] Фигурки изготовлены из формованной глиняной посуды с добавлением цвета, но часто не по всей фигуре или в натуралистических местах. Там, где окраска была выполнена краской, она часто не сохранялась, но во многих случаях это была санкай («трехцветная») керамическая глазурь , которая в целом сохранялась хорошо.

Фигуры, называемые по-китайски минци , чаще всего представляли собой слуг, солдат (в мужских гробницах) и обслуживающий персонал, например, танцоров и музыкантов, многие из которых, без сомнения, представляли Геджи . [2] В захоронениях лиц высокого ранга могут находиться также солдаты и чиновники. Животные чаще всего лошади, но удивительно много как двугорбых верблюдов , так и их среднеазиатских погонщиков, отличающихся густыми бородами и волосами, а также чертами лица. Изображения реалистичны степени до беспрецедентной в китайском искусстве . [3] и эти цифры дают археологам много полезной информации о жизни в эпоху Тан. [4] Есть также фигурки воображаемого монстра «духов земли» и устрашающего человека Локапалы (или Тянь Вана ), которые обычно располагаются парами и действуют как стражи гробниц, отражая нападения как духов, так и людей. [5] наборы из двенадцати воображаемых зверей китайского зодиака , обычно неглазурованные. Также встречаются [6]

Фигуры представляют собой развитие более ранних традиций китайских гробниц. [7] а в эпоху Тан сложные глазурованные фигурки встречаются только на севере Китая, в основном в районах вокруг столиц. [8] Они «практически исчезают» с 755 года, когда началось весьма разрушительное восстание Ань Лушань . [9] что, вероятно, повлияло на печи в Хэнани и Хэбэе, производящие изделия, а также на их элитную клиентуру. [10] Значительно уменьшенная традиция продолжалась и в более поздних династиях, вплоть до Мин. Использование санцайского остекления на фигурах было ограничено высшими классами. [11] и производство контролировалось имперской бюрократией, [12] но одно захоронение члена императорской семьи могло содержать многие сотни фигур. [13]

Контекст и значение

[ редактировать ]

За тысячу лет до фигур Тан в гробнице маркиза И Цзэна (ум. около 433 г. до н. э.) находились тела 22 музыкантов, а также инструменты, на которых они играли. [14] Первого императора ; Терракотовая армия С тех же дат известны следы деревянных фигур в тканях, знаменита [15] его похороны также включали убийство и захоронение многих слуг и животных, включая всех его бездетных наложниц. [16] Известные нам раскопанные гробницы династии Хань содержали бронзовые или керамические фигурки лошадей. [17] и часто группы солдат, значительно ниже натуральной величины, в могилах командиров. [18] На более низких социальных уровнях керамические модели домов и животных были очень распространены и сохранились до Тан. [19] Ко времени недолговечной, но эффективной Суй (581–618 гг.) Рисунок фигур гробниц Тан в основном утвердился, хотя полихромия цветов санцай династии не появлялась до Тан. [20]

Локапалы Фигура-хранитель

Размер и количество фигур в могиле зависели от ранга покойного, как и количество глазурованных. Слуг и сельскохозяйственных животных часто покрывали глазурью, красили или красили в белый или коричневый цвет, в случае животных. [21] Фигуры выставили на повозках в рамках похоронной процессии. Затем их выстроили в ряд возле гробницы, прежде чем гроб внесли внутрь. Как только это было установлено, их внесли внутрь гробницы и расположили в ней, часто вдоль наклонного входа в подземную погребальную камеру или в прихожей к ней. В больших гробницах в стенах гробниц были встроены ниши, которые они могли занять. [22]

До недавних лет большинство предметов было получено в результате раскопок, которые не проводились археологами, и знания о контексте предметов отсутствовали. Важная гробница танской принцессы Ли Сяньхуэй (или Юнтай) 705 года была обнаружена в 1960 году в комплексе императорского мавзолея Цяньлин и профессионально раскопана с 1964 года, что стало первым из ряда раскопок крупных гробниц, хотя другие были намеренно оставлены нетронутыми. . В прошлом его ограбили, вероятно, вскоре после захоронения, и забрали предметы из драгоценных материалов, но воры не утруждали себя 777 неглазурованными и раскрашенными и около 60 глазурованными фигурками гробниц (сейчас это в основном Музей истории Шэньси ). В основном они располагались «сплошными рядами» в ступенчатых нишах у длинного наклонного входа. [23]

Великие гробницы были задуманы как «персонализированный рай, отражающий лучшие аспекты земного мира», к которому ведет духовная дорога с каменными статуями, и которому служили священники в храмах и алтарях вокруг кургана. [24] Под землей они также содержали обширные фрески с нарисованными изображениями тех же типов фигур, что и керамика, а изображения в двух средах работали вместе, чтобы воссоздать географию дворца, напоминающую место жительства и образ жизни умершего перед смертью. Входной пандус воссоздал подход к большому дворцу, секции с фресками и нишами с фигурами отражали различные ограждения и дворы обширных дворцовых комплексов королевской семьи Тан. Ниши с лошадьми и конюхами были ближе ко входу, чем ниши с музыкантами и придворными дамами; ниши обычно были окружены фресками служителей, отвечающих за эту территорию. Это представлялось как со стороны гробницы снаружи, так и со стороны входа в гробницу; несмотря на китайские представления об аде и рае, считалось, что дух умершего продолжал обитать и бродить по гробнице, и целью было предоставить подходящие условия всех видов. [25] Действительно, внутри погребальных комплексов, таких как комплекс Мавзолея Цяньлин, предусматривалось посещение умершими соседних гробниц императорской семьи в сопровождении огромных процессий, а оседланные керамические лошади стояли в ожидании свиты, для посещения или охоты. [26]

Группа музыкантов верхом на верблюде
Три санкай сокольничих-

Размер фигур значительно варьируется: от 10 до 110 сантиметров в высоту для стоящей человеческой фигуры и от 55 до 120 и более для самых крупных типов, зверей и стражей. [27] В гробницах обычно смешивались фигуры разного масштаба, в зависимости от статуса изображенных людей или животных. [28] Есть некоторые указания на то, что глазурованные и неглазурованные фигурки могли быть изготовлены в разных печах. [29] Фигурки выполнены из фаянса малообжига, так как не требовалась прочность и долговечность. Глиняное тело обжигается до «беловатого» цвета, за исключением небольшой группы менее мелких красноватых кусочков, обычно покрытых белым шликером . [30]

Фигурки лепят, как правило, из нескольких частей, причем голова всегда изготавливается отдельно, а более крупные животные - в большинстве частей. Различные части были склеены вместе перед обжигом, при этом была возможность варьировать одинаковые фигуры, соединяя головки под немного разными углами. С глиной часто работали вручную, приклеивая мелкие дополнительные детали и текстуры, а иногда обрабатывая поверхность инструментами. На более ранних рисунках часто можно увидеть линию сустава, идущую вверх по бокам тела. [31] Два типа фигур-охранников. По неизвестной причине головы лошадей либо смотрят прямо вперед, либо поворачиваются влево; они почти никогда не поворачивают направо. [32]

Когда работа с глиной была завершена, всю поверхность покрывали белой шликером , а затем перед обжигом на фигурку наносили глазурь. Фигурки меньшего размера могли иметь прозрачную или слегка желтую глазурь, а у более крупных фигурки часто не покрывали глазурью лица и рук, которые окрашивались после обжига. [33] Фигурки Суй и ранних фигур Тан, до того, как санцай , обычно имели прозрачную глазурь. использовался [34] Применение цветной глазури может быть очень разнообразным; во многих произведениях цвета тщательно нанесены на разные части фигур, но в других «они были разбрызганы без учета дизайна или контура». [35] , был добавлен синий кобальт В этот период к палитре санкая и по крайней мере одна лошадь частично окрашена в синий цвет. [36] Некоторые фигурки имели элементы из дерева, такие как оружие, клюшки для поло или веревочные поводья для лошадей и верблюдов, которые не сохранились. [37]

Группа модно одетых служанок

Лучший период для фигур длился всего около 50 лет, до восстания Ань Лушань 755 года, периода инноваций, беспрецедентного реализма и интереса к изображению психологических типов в нескольких средствах китайского искусства . [38] Фигуры схожи с буддийскими монументальными скульптурами того периода, пришедшими с запада, которые показывают «соответствующие детали мускулов, которые, тем не менее, во многих точках отходят от реальности». Фигуры лошадей отражают тот же идеал, который можно увидеть в современных картинах, и неизвестно, в какой среде впервые возник этот тип. [39]

За исключением фигур Зодиака, которые также были единственным типом, популярность которого возросла после эпохи Тан, эти фигуры «более тесно связаны с взглядами мегаполиса и буддизма, чем с магическими аспектами сельских верований и образцом поведения, определяемым суевериями». или шаманские верования местных фермерских сообществ», что отчасти объясняет их неспособность вернуться после 750-х годов. [40] наряду с предпочтением новых видов погребального инвентаря. [41]

Типы фигур

[ редактировать ]

Группа из 13 фигурок гробниц династии Тан Лю Тинсюня , генерала, умершего в 728 году, представляет собой прекрасную группу обычных крупных фигур, все в саньцае . Есть четыре стража гробниц и пары чиновников (все они одинакового масштаба), лошади и верблюды, а также три конюха, эта группа значительно меньшего масштаба. [42]

Самые ранние фигурки VII века «довольно просты и менее хорошо выполнены, чем более поздние». [43] Женщины высокие и стройные, тогда как к середине VIII века нормой стала более полная фигура с «толстыми, задумчивыми и бессмысленными лицами». [44] Было высказано предположение, что это изменение вкуса было спровоцировано знаменитой императорской наложницей Ян Гуйфэй , имевшей полную фигуру, хотя она, по-видимому, начинается примерно с 725 г. [45] когда она была ребенком.

Могут быть группы женщин в качестве танцовщиц или небольшие сидячие оркестры музыкантов, а некоторые сидящие фигуры кажутся украшающими себя. Реже встречаются женщины-наездницы и игроки в поло , одетые в мужскую одежду, что было обычным для танских женщин во время езды и, по-видимому, было модой в столице в других случаях. [46] Этот период был периодом необычайной свободы для обеспеченных женщин в Китае, и цифры отражают это. [47]

Общество Тан, по крайней мере в Чанъане , столице, [48] была очень космополитичной и во многом черпала свое процветание благодаря Шелковому пути . Иностранцы с дальнего запада, по-видимому, были обычным явлением в качестве слуг, в частности, конюхов для лошадей и погонщиков верблюдов, которые были основным видом транспорта на сухопутном Шелковом пути. Танское искусство любило изображать иностранных фигур, обычно мужчин, со стандартными характеристиками лица и одежды; персидский и согдийский типы, как с большими густыми бородами, так и часто со свирепым и энергичным выражением лица. Можно выделить [49] Такие рисунки иногда содержат явные элементы карикатуры . [50]

Мужские фигуры часто имеют более разнообразные и активные позы и проработаны более детально, чем женские, но их труднее датировать, поскольку изменения в женском костюме не соответствовали мужской моде. [51] Помимо многих типов слуг, есть офицеры в доспехах, чиновники, а иногда и иностранные послы. [52] Функция чиновников — представить дело умершего жестокому судье загробной жизни . [53]

Животные

[ редактировать ]
Нагруженный верблюд со всадником, в данном случае китайцем.
Всадники
Лошадь и седло

Наиболее распространенными животными, которые, скорее всего, будут большими, тщательно смоделированными и украшенными, являются лошади и верблюды. Оба вида варьируются от животных без упряжи и седельного снаряжения до животных с тщательно продуманной амуницией и перевозящих наездников или, в случае верблюдов, тяжелые грузы. По крайней мере, два знаменитых верблюда несут небольшой человеческий оркестр. [55] Собаки и сельскохозяйственные животные, за исключением некоторых быков высотой примерно до 30 см, скорее всего, будут маленькими и неглазурованными. [56]

Наряду с фигурами стражей и чиновников, статуи лошадей являются основным типом надгробных фигур, которые также известны в других материалах, таких как позолоченная бронза или камень, а некоторые богатые гробницы также содержат такие фигуры из металла. [57] Иногда верблюды могут принадлежать могилам людей, богатых торговлей. [58] но также, похоже, было связано с богатством в целом. Их часто изображают с поднятой головой и открытым ртом, а в лучших моделях лохматые участки шеи и верхней части ног тщательно прорисованы в глине. Лошади — это « небесные лошади » из Ферганы на западе, которые при династии Тан были более распространены в Китае и перестали быть высоко ценимой редкостью. [59] Их также изготавливали в гончарном деле при династии Хань ; примеры Тан более реалистичны, [60] если, возможно, менее выразительно.

Стражи гробниц

[ редактировать ]
Неглазурованное лицо земного духа получеловеческого типа

Четыре стража гробниц были стандартными в богатых гробницах, обычно по одному в каждом углу: по паре «духов земли» или женмушоу и локапала или женмуён воинов-охранителей . Фигуры, как правило, являются самыми большими и сложными в гробницах, и зачастую их труднее всего моделировать и сжигать. Они, скорее всего, будут покрыты глазурью санкай , хотя многие очень искусно сделанные экземпляры таковыми не являются. [61]

Считалось, что эти фигуры защищают живых, не позволяя духам умерших ненадлежащим образом бродить по миру за пределами гробницы, а также защищая гробницу от вторжений грабителей или духов; [62] духи земли, по-видимому, были связаны с первой ролью, а локапала – со второй. [63]

Локапала . также встречалась над землей в буддийских храмах, в камне или дереве [64] Кажется, они представляют собой слияние традиционных даосских стражей, восходящих к династии Хань , и буддийских дварапала или «Небесных королей», которых теоретически было четыре, хотя в других буддийских культурах часто изображались только двое. Они тоже были показаны как «сказочные получеловеческие существа с хохлатыми глазами, яростно разинутым ртом и массивными мощными руками и ногами». [65] В то время как индийские версии подчеркивали королевские атрибуты, в Китае они «превратились в динамичных идеализированных генералов». [66] со сложными доспехами, часто с добавленными веточками рельефов.

В начале эпохи Тан их поза была менее драматичной: они стояли с прямыми ногами и держали в покое оружие (теперь обычно потерянное). В 8-м веке были разработаны сложные позы -контрапосты , обычно одна нога выше другой, когда она опирается на животное или карликового побежденного демона, и одна рука поднята высоко, размахивая оружием, в то время как другая согнута и опирается на бедра, в позе, сочетающей в себе жестокость и беззаботность. [67]

Духи земли еще более фантастичны, с животными телами, часто с крыльями, растущими из вершин передних ног. Головы часто разные: одна получеловеческая, а другая, возможно, основана на рычащем льве. У обоих «рога и гребни, похожие на пламя или огромные петушиные гребни». [68] у львоподобного типа обычно даже крупнее, тогда как у получеловеческого типа могут быть огромные широкие уши. Часто лица львиного типа остекленели, а получеловеческого типа нет. Хотя они упоминаются в литературе, начиная с Хань, они появляются в искусстве только с VI века. [69] очевидно, развивается из масок, которые носили во время «церемонии очищения от дьявола на Новый год». [70]

Были и более традиционные фигурки рычащих львов, относительно небольшие и обычно выполненные глазурью санкай . [71] Как и наборы фигур зодиака, они продолжились и после Тан, чего тщательно продуманные «духи земли» и локапала . не сделали [72]

Собираем историю

[ редактировать ]
Набор китайского зодиака. фигурок

Фигурки Тан не представляли особого интереса для традиционных китайских ценителей керамики и до сих пор относительно мало собираются китайскими коллекционерами, поскольку они сделаны специально для использования в захоронениях и поэтому считаются неудачными; [73] однако они являются популярными экспонатами в китайских музеях. Они стали чрезвычайно популярны среди западных коллекционеров примерно с 1910-х годов. [74] особенно фигурки лошадей, отчасти потому, что они хорошо гармонировали с современным западным искусством и декором. К 1963 году Джеральд Рейтлингер мог написать, что «ни одна квартира в Мейфэре не обходится без верблюда Тан». [75] Цены, достигшие максимального уровня около 600 фунтов стерлингов за фигуру в начале 1920-х годов, упали в 1930-х и 40-х годах, но резко выросли в 1960-х годах, достигнув рекордной аукционной цены в 1969 году, составившей 16 000 фунтов стерлингов за лошадь. [76]

Примерно с конца 1990-х годов стало понятно, что на рынке присутствует большое количество подделок, а также наблюдался всплеск новых открытий, поскольку строительство в Китае процветало, а рынок пострадал от увеличения предложения, совпадающего с падением моды. По всем этим причинам эти цифры не отражают огромного роста цен на китайское искусство с 1990-х годов, вызванного китайскими коллекционерами. Рекордная цена за лошадь по-прежнему составляет 3 740 000 фунтов стерлингов. [77] от продажи Британского пенсионного фонда на аукционе Sotheby's в 1989 году. В 2002 году дилер, который продал эту вещь пенсионному фонду в 1970-х годах, сказал, что, по его мнению, в 2002 году было бы «повезло» достичь цены в 1 фунт стерлингов. миллион. [78]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Майклсон, 24, 43–44.
  2. ^ «Процесс росписи музыкальных и танцевальных фресок в гробнице Хань Сю времен династии Тан» .
  3. ^ Медли, 78 лет.
  4. ^ Вайнкер, 80; Медли, 80
  5. ^ Вайнкер, 78–79; Тан, 46–63.
  6. ^ Тан, 62 года; Майклсон, 102–103.
  7. ^ Колберн Клайдсдейл
  8. ^ Ховард, 133
  9. ^ Медли, 26 лет.
  10. ^ Вайнкер, 81 год.
  11. ^ Вайнкер, 78 лет.
  12. ^ МакГрегор
  13. ^ Уотсон (1973), 136–137.
  14. ^ Майклсон, 72 года
  15. ^ Майклсон, 32–42
  16. ^ Майклсон, 36 лет.
  17. ^ Майклсон, 47–48; Уотсон (1973), 110, 119–120.
  18. ^ Майклсон, 24, 44–46; Уотсон (1973), 118–119.
  19. ^ Уотсон (1973), 117, 121; Колберн Клайдсдейл
  20. ^ Уотсон (1973), 136; Тан, 16–22, 46 лет.
  21. ^ Вайнкер, 78–79; Тан, 46–63.
  22. ^ Роусон, 144
  23. ^ Уотсон (1973), 136–137; на других могилах Хэй повсюду, особенно 19–35. Его рис. 24 показана найденная ниша с ее фигурами.
  24. ^ Экфилд, «Введение»
  25. ^ Хэй, повсюду; Экфилд повсюду концентрируется на программах настенной росписи.
  26. ^ Хэй, 46–49.
  27. ^ Тан, 60 лет; Роща: «Фаянсовые фигурки высотой от 150 мм до 1,5 м», но обычная высота - 12 см.
  28. Вайнкер, 79 лет.
  29. ^ Тан, 45 лет.
  30. ^ Медли, 46, 49.
  31. ^ Тан, 45–46; Медли, 77–78; Вайнкер, 80 лет
  32. ^ Тан, 58 лет.
  33. ^ Тан, 51 год.
  34. ^ Тан, 46 лет.
  35. ^ Медли, 80 лет.
  36. ^ Медли, 80; Вайнкер, 80 лет, страница Британского музея
  37. ^ Майклсон, 87 лет.
  38. ^ Уотсон (1974), 70–76; МакГрегор
  39. ^ Уотсон (1974), 75–76, цитирование 76.
  40. ^ Тан, 62–63, 63 цитируется.
  41. ^ Вайнкер, 81 год.
  42. ^ База данных коллекции БМ, см. примечание куратора ; МакГрегор
  43. ^ Медли, 77–78
  44. ^ Тан, 46–48 (цитируется 48); Роща
  45. ^ Тан, 47 лет; Майклсон, 61–62, 70
  46. ^ Тан, 49–51; Майклсон, 72–73.
  47. ^ Тан, 46–51; Майклсон, 59–60, 70–73, 84
  48. ^ Лоян был столицей в 684–705 гг.
  49. ^ Тан, 51–56; Майклсон, 79–82, 86–87; Роща
  50. ^ Медли, 79–80.
  51. ^ Тан, 55 лет.
  52. ^ Тан, 51–55.
  53. ^ МакГрегор
  54. ^ показано с лошадью
  55. ^ Тан, 58–59; пример , другой вид
  56. ^ Тан, 59 лет.
  57. ^ Тан, 57–58; Майклсон, 47–48 лет, на примере Хана.
  58. ^ Тан, 58 лет.
  59. ^ Майклсон, 47–48
  60. ^ Тан, 56 лет.
  61. ^ Тан, 60 лет; Медли, 80
  62. ^ Уотсон (1973), 143–144.
  63. ^ Тан, 60 лет; Медли, 80
  64. ^ Майклсон, 139–140.
  65. Тан, 60 лет, цитируется.
  66. ^ Майклсон, 139–140, цитирование 139.
  67. ^ Роща; Тан, 60 лет; Уотсон (1973), 143–144.
  68. ^ Тан, 60 лет.
  69. ^ Тан, 60 лет.
  70. ^ Уотсон (1973), 144
  71. ^ Тан, 60–61.
  72. ^ Тан, 60–62.
  73. ^ Ван, 74 года.
  74. ^ Уотсон (1974), 74; Ван, 74–75 лет; Райтлингер (1963), 18 лет
  75. ^ Райтлингер (1963), 18
  76. ^ Райтлингер (1963), 310–312; Райтлингер (1970), 429–431.
  77. Ван, 75 лет, по состоянию на 2012 г.
  78. ^ Ван, 75 лет; «Предметы и иконы: китайское искусство» , The Independent , 21 марта 1998 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c83a9fe8d8c9f880655fe5d86372c1a__1720686840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/1a/1c83a9fe8d8c9f880655fe5d86372c1a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tang dynasty tomb figures - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)