Фигуры из гробниц династии Тан
Фигурки из гробниц династии Тан — это керамические фигурки людей и животных, изготовленные во времена династии Тан китайской (618–906 гг.) в качестве погребального инвентаря для помещения в гробницы. Существовало поверье, что изображенные фигурки станут доступны для службы умершему в загробной жизни. [1] Фигурки изготовлены из формованной глиняной посуды с добавлением цвета, но часто не по всей фигуре или в натуралистических местах. Там, где окраска была выполнена краской, она часто не сохранялась, но во многих случаях это была санкай («трехцветная») керамическая глазурь , которая в целом сохранялась хорошо.
Фигуры, называемые по-китайски минци , чаще всего представляли собой слуг, солдат (в мужских гробницах) и обслуживающий персонал, например, танцоров и музыкантов, многие из которых, без сомнения, представляли Геджи . [2] В захоронениях лиц высокого ранга могут находиться также солдаты и чиновники. Животные чаще всего лошади, но удивительно много как двугорбых верблюдов , так и их среднеазиатских погонщиков, отличающихся густыми бородами и волосами, а также чертами лица. Изображения реалистичны степени до беспрецедентной в китайском искусстве . [3] и эти цифры дают археологам много полезной информации о жизни в эпоху Тан. [4] Есть также фигурки воображаемого монстра «духов земли» и устрашающего человека Локапалы (или Тянь Вана ), которые обычно располагаются парами и действуют как стражи гробниц, отражая нападения как духов, так и людей. [5] наборы из двенадцати воображаемых зверей китайского зодиака , обычно неглазурованные. Также встречаются [6]
Фигуры представляют собой развитие более ранних традиций китайских гробниц. [7] а в эпоху Тан сложные глазурованные фигурки встречаются только на севере Китая, в основном в районах вокруг столиц. [8] Они «практически исчезают» с 755 года, когда началось весьма разрушительное восстание Ань Лушань . [9] что, вероятно, повлияло на печи в Хэнани и Хэбэе, производящие изделия, а также на их элитную клиентуру. [10] Значительно уменьшенная традиция продолжалась и в более поздних династиях, вплоть до Мин. Использование санцайского остекления на фигурах было ограничено высшими классами. [11] и производство контролировалось имперской бюрократией, [12] но одно захоронение члена императорской семьи могло содержать многие сотни фигур. [13]
Контекст и значение
[ редактировать ]За тысячу лет до фигур Тан в гробнице маркиза И Цзэна (ум. около 433 г. до н. э.) находились тела 22 музыкантов, а также инструменты, на которых они играли. [14] Первого императора ; Терракотовая армия С тех же дат известны следы деревянных фигур в тканях, знаменита [15] его похороны также включали убийство и захоронение многих слуг и животных, включая всех его бездетных наложниц. [16] Известные нам раскопанные гробницы династии Хань содержали бронзовые или керамические фигурки лошадей. [17] и часто группы солдат, значительно ниже натуральной величины, в могилах командиров. [18] На более низких социальных уровнях керамические модели домов и животных были очень распространены и сохранились до Тан. [19] Ко времени недолговечной, но эффективной Суй (581–618 гг.) Рисунок фигур гробниц Тан в основном утвердился, хотя полихромия цветов санцай династии не появлялась до Тан. [20]

Размер и количество фигур в могиле зависели от ранга покойного, как и количество глазурованных. Слуг и сельскохозяйственных животных часто покрывали глазурью, красили или красили в белый или коричневый цвет, в случае животных. [21] Фигуры выставили на повозках в рамках похоронной процессии. Затем их выстроили в ряд возле гробницы, прежде чем гроб внесли внутрь. Как только это было установлено, их внесли внутрь гробницы и расположили в ней, часто вдоль наклонного входа в подземную погребальную камеру или в прихожей к ней. В больших гробницах в стенах гробниц были встроены ниши, которые они могли занять. [22]
До недавних лет большинство предметов было получено в результате раскопок, которые не проводились археологами, и знания о контексте предметов отсутствовали. Важная гробница танской принцессы Ли Сяньхуэй (или Юнтай) 705 года была обнаружена в 1960 году в комплексе императорского мавзолея Цяньлин и профессионально раскопана с 1964 года, что стало первым из ряда раскопок крупных гробниц, хотя другие были намеренно оставлены нетронутыми. . В прошлом его ограбили, вероятно, вскоре после захоронения, и забрали предметы из драгоценных материалов, но воры не утруждали себя 777 неглазурованными и раскрашенными и около 60 глазурованными фигурками гробниц (сейчас это в основном Музей истории Шэньси ). В основном они располагались «сплошными рядами» в ступенчатых нишах у длинного наклонного входа. [23]
Великие гробницы были задуманы как «персонализированный рай, отражающий лучшие аспекты земного мира», к которому ведет духовная дорога с каменными статуями, и которому служили священники в храмах и алтарях вокруг кургана. [24] Под землей они также содержали обширные фрески с нарисованными изображениями тех же типов фигур, что и керамика, а изображения в двух средах работали вместе, чтобы воссоздать географию дворца, напоминающую место жительства и образ жизни умершего перед смертью. Входной пандус воссоздал подход к большому дворцу, секции с фресками и нишами с фигурами отражали различные ограждения и дворы обширных дворцовых комплексов королевской семьи Тан. Ниши с лошадьми и конюхами были ближе ко входу, чем ниши с музыкантами и придворными дамами; ниши обычно были окружены фресками служителей, отвечающих за эту территорию. Это представлялось как со стороны гробницы снаружи, так и со стороны входа в гробницу; несмотря на китайские представления об аде и рае, считалось, что дух умершего продолжал обитать и бродить по гробнице, и целью было предоставить подходящие условия всех видов. [25] Действительно, внутри погребальных комплексов, таких как комплекс Мавзолея Цяньлин, предусматривалось посещение умершими соседних гробниц императорской семьи в сопровождении огромных процессий, а оседланные керамические лошади стояли в ожидании свиты, для посещения или охоты. [26]
Техника
[ редактировать ]
Размер фигур значительно варьируется: от 10 до 110 сантиметров в высоту для стоящей человеческой фигуры и от 55 до 120 и более для самых крупных типов, зверей и стражей. [27] В гробницах обычно смешивались фигуры разного масштаба, в зависимости от статуса изображенных людей или животных. [28] Есть некоторые указания на то, что глазурованные и неглазурованные фигурки могли быть изготовлены в разных печах. [29] Фигурки выполнены из фаянса малообжига, так как не требовалась прочность и долговечность. Глиняное тело обжигается до «беловатого» цвета, за исключением небольшой группы менее мелких красноватых кусочков, обычно покрытых белым шликером . [30]
Фигурки лепят, как правило, из нескольких частей, причем голова всегда изготавливается отдельно, а более крупные животные - в большинстве частей. Различные части были склеены вместе перед обжигом, при этом была возможность варьировать одинаковые фигуры, соединяя головки под немного разными углами. С глиной часто работали вручную, приклеивая мелкие дополнительные детали и текстуры, а иногда обрабатывая поверхность инструментами. На более ранних рисунках часто можно увидеть линию сустава, идущую вверх по бокам тела. [31] Два типа фигур-охранников. По неизвестной причине головы лошадей либо смотрят прямо вперед, либо поворачиваются влево; они почти никогда не поворачивают направо. [32]
Когда работа с глиной была завершена, всю поверхность покрывали белой шликером , а затем перед обжигом на фигурку наносили глазурь. Фигурки меньшего размера могли иметь прозрачную или слегка желтую глазурь, а у более крупных фигурки часто не покрывали глазурью лица и рук, которые окрашивались после обжига. [33] Фигурки Суй и ранних фигур Тан, до того, как санцай , обычно имели прозрачную глазурь. использовался [34] Применение цветной глазури может быть очень разнообразным; во многих произведениях цвета тщательно нанесены на разные части фигур, но в других «они были разбрызганы без учета дизайна или контура». [35] , был добавлен синий кобальт В этот период к палитре санкая и по крайней мере одна лошадь частично окрашена в синий цвет. [36] Некоторые фигурки имели элементы из дерева, такие как оружие, клюшки для поло или веревочные поводья для лошадей и верблюдов, которые не сохранились. [37]
Стиль
[ редактировать ]
Лучший период для фигур длился всего около 50 лет, до восстания Ань Лушань 755 года, периода инноваций, беспрецедентного реализма и интереса к изображению психологических типов в нескольких средствах китайского искусства . [38] Фигуры схожи с буддийскими монументальными скульптурами того периода, пришедшими с запада, которые показывают «соответствующие детали мускулов, которые, тем не менее, во многих точках отходят от реальности». Фигуры лошадей отражают тот же идеал, который можно увидеть в современных картинах, и неизвестно, в какой среде впервые возник этот тип. [39]
За исключением фигур Зодиака, которые также были единственным типом, популярность которого возросла после эпохи Тан, эти фигуры «более тесно связаны с взглядами мегаполиса и буддизма, чем с магическими аспектами сельских верований и образцом поведения, определяемым суевериями». или шаманские верования местных фермерских сообществ», что отчасти объясняет их неспособность вернуться после 750-х годов. [40] наряду с предпочтением новых видов погребального инвентаря. [41]
Типы фигур
[ редактировать ]Группа из 13 фигурок гробниц династии Тан Лю Тинсюня , генерала, умершего в 728 году, представляет собой прекрасную группу обычных крупных фигур, все в саньцае . Есть четыре стража гробниц и пары чиновников (все они одинакового масштаба), лошади и верблюды, а также три конюха, эта группа значительно меньшего масштаба. [42]
Женщины
[ редактировать ]Самые ранние фигурки VII века «довольно просты и менее хорошо выполнены, чем более поздние». [43] Женщины высокие и стройные, тогда как к середине VIII века нормой стала более полная фигура с «толстыми, задумчивыми и бессмысленными лицами». [44] Было высказано предположение, что это изменение вкуса было спровоцировано знаменитой императорской наложницей Ян Гуйфэй , имевшей полную фигуру, хотя она, по-видимому, начинается примерно с 725 г. [45] когда она была ребенком.
Могут быть группы женщин в качестве танцовщиц или небольшие сидячие оркестры музыкантов, а некоторые сидящие фигуры кажутся украшающими себя. Реже встречаются женщины-наездницы и игроки в поло , одетые в мужскую одежду, что было обычным для танских женщин во время езды и, по-видимому, было модой в столице в других случаях. [46] Этот период был периодом необычайной свободы для обеспеченных женщин в Китае, и цифры отражают это. [47]
- Модно одетая служанка раннего, стройного типажа.
- Женщина в пышном стиле 8-го века
- Белоглазурный танцор
- Танцующая девушка, необожженная краска необычайно хорошо сохранилась
- Игрок в поло
- Одна из группы сидящих женщин-музыкантов
- Придворная дама, 8 век.
- Придворная дама в изысканном с цветочками платье
Мужчины
[ редактировать ]Общество Тан, по крайней мере в Чанъане , столице, [48] была очень космополитичной и во многом черпала свое процветание благодаря Шелковому пути . Иностранцы с дальнего запада, по-видимому, были обычным явлением в качестве слуг, в частности, конюхов для лошадей и погонщиков верблюдов, которые были основным видом транспорта на сухопутном Шелковом пути. Танское искусство любило изображать иностранных фигур, обычно мужчин, со стандартными характеристиками лица и одежды; персидский и согдийский типы, как с большими густыми бородами, так и часто со свирепым и энергичным выражением лица. Можно выделить [49] Такие рисунки иногда содержат явные элементы карикатуры . [50]
Мужские фигуры часто имеют более разнообразные и активные позы и проработаны более детально, чем женские, но их труднее датировать, поскольку изменения в женском костюме не соответствовали мужской моде. [51] Помимо многих типов слуг, есть офицеры в доспехах, чиновники, а иногда и иностранные послы. [52] Функция чиновников — представить дело умершего жестокому судье загробной жизни . [53]
- Санчайская фигура иностранца в персидской шапке.
- «Варварский вождь верблюдов»
- Лошадь с всадником
- Иностранный танцор
- Официальный
- Иностранцы
- Группа актеров
- Конюх управляет лошадью, веревка потеряна. [54]
Животные
[ редактировать ]

Наиболее распространенными животными, которые, скорее всего, будут большими, тщательно смоделированными и украшенными, являются лошади и верблюды. Оба вида варьируются от животных без упряжи и седельного снаряжения до животных с тщательно продуманной амуницией и перевозящих наездников или, в случае верблюдов, тяжелые грузы. По крайней мере, два знаменитых верблюда несут небольшой человеческий оркестр. [55] Собаки и сельскохозяйственные животные, за исключением некоторых быков высотой примерно до 30 см, скорее всего, будут маленькими и неглазурованными. [56]
Наряду с фигурами стражей и чиновников, статуи лошадей являются основным типом надгробных фигур, которые также известны в других материалах, таких как позолоченная бронза или камень, а некоторые богатые гробницы также содержат такие фигуры из металла. [57] Иногда верблюды могут принадлежать могилам людей, богатых торговлей. [58] но также, похоже, было связано с богатством в целом. Их часто изображают с поднятой головой и открытым ртом, а в лучших моделях лохматые участки шеи и верхней части ног тщательно прорисованы в глине. Лошади — это « небесные лошади » из Ферганы на западе, которые при династии Тан были более распространены в Китае и перестали быть высоко ценимой редкостью. [59] Их также изготавливали в гончарном деле при династии Хань ; примеры Тан более реалистичны, [60] если, возможно, менее выразительно.
- Неглазурованный верблюд и согдийский всадник
- Глазурованный бык
- Лошадь в изысканной сбруе, начало 600-х годов.
- Модель дома, расположенного вокруг двора.
Стражи гробниц
[ редактировать ]
Четыре стража гробниц были стандартными в богатых гробницах, обычно по одному в каждом углу: по паре «духов земли» или женмушоу и локапала или женмуён воинов-охранителей . Фигуры, как правило, являются самыми большими и сложными в гробницах, и зачастую их труднее всего моделировать и сжигать. Они, скорее всего, будут покрыты глазурью санкай , хотя многие очень искусно сделанные экземпляры таковыми не являются. [61]
Считалось, что эти фигуры защищают живых, не позволяя духам умерших ненадлежащим образом бродить по миру за пределами гробницы, а также защищая гробницу от вторжений грабителей или духов; [62] духи земли, по-видимому, были связаны с первой ролью, а локапала – со второй. [63]
Локапала . также встречалась над землей в буддийских храмах, в камне или дереве [64] Кажется, они представляют собой слияние традиционных даосских стражей, восходящих к династии Хань , и буддийских дварапала или «Небесных королей», которых теоретически было четыре, хотя в других буддийских культурах часто изображались только двое. Они тоже были показаны как «сказочные получеловеческие существа с хохлатыми глазами, яростно разинутым ртом и массивными мощными руками и ногами». [65] В то время как индийские версии подчеркивали королевские атрибуты, в Китае они «превратились в динамичных идеализированных генералов». [66] со сложными доспехами, часто с добавленными веточками рельефов.
В начале эпохи Тан их поза была менее драматичной: они стояли с прямыми ногами и держали в покое оружие (теперь обычно потерянное). В 8-м веке были разработаны сложные позы -контрапосты , обычно одна нога выше другой, когда она опирается на животное или карликового побежденного демона, и одна рука поднята высоко, размахивая оружием, в то время как другая согнута и опирается на бедра, в позе, сочетающей в себе жестокость и беззаботность. [67]
Духи земли еще более фантастичны, с животными телами, часто с крыльями, растущими из вершин передних ног. Головы часто разные: одна получеловеческая, а другая, возможно, основана на рычащем льве. У обоих «рога и гребни, похожие на пламя или огромные петушиные гребни». [68] у львоподобного типа обычно даже крупнее, тогда как у получеловеческого типа могут быть огромные широкие уши. Часто лица львиного типа остекленели, а получеловеческого типа нет. Хотя они упоминаются в литературе, начиная с Хань, они появляются в искусстве только с VI века. [69] очевидно, развивается из масок, которые носили во время «церемонии очищения от дьявола на Новый год». [70]
Были и более традиционные фигурки рычащих львов, относительно небольшие и обычно выполненные глазурью санкай . [71] Как и наборы фигур зодиака, они продолжились и после Тан, чего тщательно продуманные «духи земли» и локапала . не сделали [72]
- Фигуры Лю Тинсюня из гробницы династии Тан : два духа земли спереди, два локапалы сзади.
- Пара неглазурованных локапал
- Пара духов земли
- Фигура льва
Собираем историю
[ редактировать ]Фигурки Тан не представляли особого интереса для традиционных китайских ценителей керамики и до сих пор относительно мало собираются китайскими коллекционерами, поскольку они сделаны специально для использования в захоронениях и поэтому считаются неудачными; [73] однако они являются популярными экспонатами в китайских музеях. Они стали чрезвычайно популярны среди западных коллекционеров примерно с 1910-х годов. [74] особенно фигурки лошадей, отчасти потому, что они хорошо гармонировали с современным западным искусством и декором. К 1963 году Джеральд Рейтлингер мог написать, что «ни одна квартира в Мейфэре не обходится без верблюда Тан». [75] Цены, достигшие максимального уровня около 600 фунтов стерлингов за фигуру в начале 1920-х годов, упали в 1930-х и 40-х годах, но резко выросли в 1960-х годах, достигнув рекордной аукционной цены в 1969 году, составившей 16 000 фунтов стерлингов за лошадь. [76]
Примерно с конца 1990-х годов стало понятно, что на рынке присутствует большое количество подделок, а также наблюдался всплеск новых открытий, поскольку строительство в Китае процветало, а рынок пострадал от увеличения предложения, совпадающего с падением моды. По всем этим причинам эти цифры не отражают огромного роста цен на китайское искусство с 1990-х годов, вызванного китайскими коллекционерами. Рекордная цена за лошадь по-прежнему составляет 3 740 000 фунтов стерлингов. [77] от продажи Британского пенсионного фонда на аукционе Sotheby's в 1989 году. В 2002 году дилер, который продал эту вещь пенсионному фонду в 1970-х годах, сказал, что, по его мнению, в 2002 году было бы «повезло» достичь цены в 1 фунт стерлингов. миллион. [78]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Майклсон, 24, 43–44.
- ^ «Процесс росписи музыкальных и танцевальных фресок в гробнице Хань Сю времен династии Тан» .
- ^ Медли, 78 лет.
- ^ Вайнкер, 80; Медли, 80
- ^ Вайнкер, 78–79; Тан, 46–63.
- ^ Тан, 62 года; Майклсон, 102–103.
- ^ Колберн Клайдсдейл
- ^ Ховард, 133
- ^ Медли, 26 лет.
- ^ Вайнкер, 81 год.
- ^ Вайнкер, 78 лет.
- ^ МакГрегор
- ^ Уотсон (1973), 136–137.
- ^ Майклсон, 72 года
- ^ Майклсон, 32–42
- ^ Майклсон, 36 лет.
- ^ Майклсон, 47–48; Уотсон (1973), 110, 119–120.
- ^ Майклсон, 24, 44–46; Уотсон (1973), 118–119.
- ^ Уотсон (1973), 117, 121; Колберн Клайдсдейл
- ^ Уотсон (1973), 136; Тан, 16–22, 46 лет.
- ^ Вайнкер, 78–79; Тан, 46–63.
- ^ Роусон, 144
- ^ Уотсон (1973), 136–137; на других могилах Хэй повсюду, особенно 19–35. Его рис. 24 показана найденная ниша с ее фигурами.
- ^ Экфилд, «Введение»
- ^ Хэй, повсюду; Экфилд повсюду концентрируется на программах настенной росписи.
- ^ Хэй, 46–49.
- ^ Тан, 60 лет; Роща: «Фаянсовые фигурки высотой от 150 мм до 1,5 м», но обычная высота - 12 см.
- ↑ Вайнкер, 79 лет.
- ^ Тан, 45 лет.
- ^ Медли, 46, 49.
- ^ Тан, 45–46; Медли, 77–78; Вайнкер, 80 лет
- ^ Тан, 58 лет.
- ^ Тан, 51 год.
- ^ Тан, 46 лет.
- ^ Медли, 80 лет.
- ^ Медли, 80; Вайнкер, 80 лет, страница Британского музея
- ^ Майклсон, 87 лет.
- ^ Уотсон (1974), 70–76; МакГрегор
- ^ Уотсон (1974), 75–76, цитирование 76.
- ^ Тан, 62–63, 63 цитируется.
- ^ Вайнкер, 81 год.
- ^ База данных коллекции БМ, см. примечание куратора ; МакГрегор
- ^ Медли, 77–78
- ^ Тан, 46–48 (цитируется 48); Роща
- ^ Тан, 47 лет; Майклсон, 61–62, 70
- ^ Тан, 49–51; Майклсон, 72–73.
- ^ Тан, 46–51; Майклсон, 59–60, 70–73, 84
- ^ Лоян был столицей в 684–705 гг.
- ^ Тан, 51–56; Майклсон, 79–82, 86–87; Роща
- ^ Медли, 79–80.
- ^ Тан, 55 лет.
- ^ Тан, 51–55.
- ^ МакГрегор
- ^ показано с лошадью
- ^ Тан, 58–59; пример , другой вид
- ^ Тан, 59 лет.
- ^ Тан, 57–58; Майклсон, 47–48 лет, на примере Хана.
- ^ Тан, 58 лет.
- ^ Майклсон, 47–48
- ^ Тан, 56 лет.
- ^ Тан, 60 лет; Медли, 80
- ^ Уотсон (1973), 143–144.
- ^ Тан, 60 лет; Медли, 80
- ^ Майклсон, 139–140.
- ↑ Тан, 60 лет, цитируется.
- ^ Майклсон, 139–140, цитирование 139.
- ^ Роща; Тан, 60 лет; Уотсон (1973), 143–144.
- ^ Тан, 60 лет.
- ^ Тан, 60 лет.
- ^ Уотсон (1973), 144
- ^ Тан, 60–61.
- ^ Тан, 60–62.
- ^ Ван, 74 года.
- ^ Уотсон (1974), 74; Ван, 74–75 лет; Райтлингер (1963), 18 лет
- ^ Райтлингер (1963), 18
- ^ Райтлингер (1963), 310–312; Райтлингер (1970), 429–431.
- ↑ Ван, 75 лет, по состоянию на 2012 г.
- ^ Ван, 75 лет; «Предметы и иконы: китайское искусство» , The Independent , 21 марта 1998 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- Колберн Клайдсдейл, Хизер. «Яркая роль Минци в ранних китайских захоронениях» , «Хронология истории искусства Хайльбрунна». Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2009 г.
- Экфельд, Тоня, Императорские гробницы в Танском Китае, 618–907: Политика рая , 2005, Routledge, ISBN 1-134-41555-9 , 9781134415557, книги Google
- «Роща»: Педерсен, Бент Л., Oxford Art Online , «Тан (618–907 гг. н.э.)» в «Китае, §VIII, 3: Керамика: историческое развитие».
- Хэй, Джонатан, «Видеть мертвыми глазами: как ранние гробницы Тан создавали загробную жизнь», RES: Anthropology and Aesthetics , № 57/58 (весна/осень 2010 г.), стр. 16–54, Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвард, JSTOR , academia.edu
- Ховард, Анджела Фалько, китайская скульптура , 2006, издательство Йельского университета, ISBN 0-300-10065-5 , 9780300100655, книги Google
- МакГрегор, Нил , «Китайские гробницы Тан» , BBC/Британский музей, видео или стенограмма, № 55 в «Мировой истории в 100 объектах».
- Медли, Маргарет, Китайский гончар: Практическая история китайской керамики , 3-е издание, 1989 г., Phaidon, ISBN 0-7148-2593-X
- Майклсон, Кэрол, Позолоченные драконы: погребенные сокровища золотого века Китая (каталог выставки), 1999, British Museum Press, ISBN 0-7141-1489-8
- Роусон, Джессика (ред.). Книга китайского искусства Британского музея , 2007 г. (2-е изд.), British Museum Press, ISBN 978-0-7141-2446-9
- Райтлингер, Джеральд ; Экономика вкуса, Том II: Взлет и падение цен на предметы искусства с 1750 года , 1963 год, Барри и Роклифф, Лондон
- Райтлингер, Джеральд ; Экономика вкуса, Том III: Рынок искусства в 1960-е , 1970, Барри и Роклифф, Лондон.
- «Тан»: Медли, Маргарет, Тан Керамика и фарфор , 1981, Faber & Faber, ISBN 0-571-10957-8
- Вайнкер, С.Дж., Китайская керамика и фарфор , 1991, British Museum Press, 9780714114705.
- Валенштейн, С. (1998). Справочник по китайской керамике , Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ISBN 978-0-87099-514-9
- Ван, Одри, Китайские древности: введение в арт-рынок , 2012, Ashgate Publishing, ISBN 1-4094-5545-9 , 9781409455455, книги Google
- Уотсон, Уильям (1973), Гений Китая (каталог выставки, Королевская академия художеств ), 1973, Times Newspapers Ltd, ISBN 0-7230-0107-3
- Уотсон, Уильям (1974), Стиль в искусстве Китая , 1974, Пингвин, ISBN 0-14-021863-7