Взломать правду

Посуда Краак или фарфор Краак (голландский Kraakporselein ) — вид китайского экспортного фарфора, производившийся в основном в эпоху поздней династии Мин , во времена правления Ваньли (1573–1620), а также в Тяньци (1620–1627) и Чунчжэне (1627–1627). 1644). [ 1 ] Это был один из первых китайских экспортных товаров, прибывших в Европу в массовых количествах, и он часто фигурировал в картинах Золотого века Голландии, изображающих натюрморты с иностранными предметами роскоши .
Эти изделия «страдали от неточной терминологии», иногда их широко использовали для обозначения многих разновидностей китайской экспортной сине-белой керамики . Строго говоря, он «отличается расположением орнамента на панелях; они обычно переходят в скобочный обод, известный своей склонностью к сколам». [ 2 ] Это подкласс посуды Цзиндэчжэня , в основном выполненный в виде «глубоких чаш и широких блюд», украшенных мотивами природы, в стиле, не используемом в изделиях для внутреннего китайского рынка. [ 3 ]

Качество фарфора, используемого для изготовления посуды Краак, вызывает большие споры среди ученых; некоторые утверждают, что он удивительно хорош, в некоторых случаях неотличим от того, что производится на внутреннем рынке; [ 4 ] другие полагают, что это мрачная тень той поистине прекрасной керамики, которую Китай был способен производить. [ 5 ] Ринальди приходит к более беспристрастному выводу, отмечая, что он «образует среднюю категорию между гораздо более тяжелыми изделиями, часто грубыми, и определенно более тонкими изделиями с хорошо обработанной глиной и гладкой глазурью, которая не сжимается по краям…». При производстве керамики в Китае в то время с более широкой точки зрения посуда Краак находится между лучшими образцами и типичной провинциальной продукцией, такой как современная посуда Сватоу , также изготавливаемая на экспорт, но в Юго-Восточную Азию и Японию. [ 6 ]
Имя
[ редактировать ]
Считается, что краакский фарфор назван в честь португальских кораблей ( караков ), на которых его перевозили. Каррак — или каракка по-итальянски или по-испански — сам по себе считается производным от арабского термина, обозначающего тип торговых судов, используемых в торговле эпохи Возрождения средиземноморской : каракир , что означает просто торговые суда. [ 7 ] Хотя связь с кораблями Каррака обычно считается корнем названия « Посуда Краака» , были также предложены другие источники происхождения этикетки. Например, Ринальди отмечает, что по- голландски глагол kraken означает «ломать » — характеристика, которая, безусловно, характерна для изделий Kraak. Более того, этот термин относится к типу полок, на которых часто выставлялся импортный бело-голубой фарфор во Фрисландии , на севере Нидерландов. [ 8 ]
Стиль
[ редактировать ]Посуда Краак почти вся расписана в стиле подглазурного кобальтово -сине-белого фарфора , который был усовершенствован при династии Мин несколько примеров посуды, окрашенной стекловидной эмалевой , хотя сохранилось глазурью. Его часто украшают вариациями более традиционных мотивов китайского фарфора, таких как стилизованные цветы ( пионы и хризантемы ) и благоприятные буддийские эмблемы . Однако наиболее характерным для украшения Краака является использование лиственных радиальных панелей. Другими словами, поверхность фарфора разделена на сегменты, каждый из которых содержит свое дискретное изображение.
Формы включали блюда , чаши и вазы . Миски для краака делятся примерно на два типа; Первая представляет собой глубокую чашу в китайском стиле без края, имеющую примерно ту же форму, что и эмалированная чашка Цин ( слева ). Второй тип называется клапмуцен . [ 9 ] Клапмутс чем-то похож на то, что мы сегодня называем суповой миской — стиль с более широким основанием и ободком, который был новым в китайском репертуаре и, похоже, экспортировался исключительно в Европу. (Два таких примера находятся в центре «Натюрморта » де Хима выше: один держит фрукты, а другой - бритую ветчину.)
Специалист Маура Ринальди предполагает, что последний тип был разработан специально для обслуживания европейской клиентуры, поскольку, похоже, в других частях мира сохранившихся примеров не так уж и много, даже в впечатляющей коллекции дворца Топкапы , в которой хранится самый обширный выбор посуды Краак. из всех. Отмечая важность супов и тушеных блюд в европейской диете, Ринальди предполагает, что клапмустен был разработан для удовлетворения иностранного спроса, отмечая, что тяжелая металлическая ложка с длинной ручкой, распространенная в Европе, могла бы опрокинуть и расколоть китайскую миску с высокими стенками. . [ 10 ]
-
Цзиндэчжэнь, период Ванли
-
Блюдо с фигуркой
-
Чаша, гр. 1600
-
Чаша, гр. 1600
-
Последний кусок снизу
-
Треснутые фарфоровые тарелки диаметром 20 см.
-
Краак блюдо. Фарфор, декорированный подглазурной синей краской. 1591–1613 гг. Н. Э. Из Цзиндэчжэня, Китай. Музей Виктории и Альберта , Лондон
Влияние
[ редактировать ]
Крааку копировали и подражали по всему миру гончары в Арите, Японии и Персии , к которым обратились голландские купцы, когда после падения династии Мин в 1644 году китайские оригиналы больше не были доступны. [ 11 ] — и, в конечном итоге, в Делфте . Как отмечалось выше, он часто появлялся на роскошных голландских картинах семнадцатого века ( см. также деталь «Банкетного натюрморта» де Хима справа ). [ 12 ]
Сегодня многое о краакской посуде можно узнать благодаря раскопкам затонувших кораблей археологов морских . Поскольку место крушения обычно можно датировать с некоторой степенью уверенности, его содержимое дает четкое представление о производстве на момент затопления судна. Более того, его местоположение также может указывать на пункт назначения, тем самым раскрывая многое о международных торговых маршрутах и аванпостах того времени. [ 13 ] В отличие от других основных предметов европейского импорта того времени (например, текстиля или специй), керамика способна выдерживать воздействие воды, что делает ее идеальным товаром для использования в качестве балластного груза на больших кораблях. [ 14 ] Однако, с другой точки зрения, долговечность фарфора в этом смысле, даже несмотря на столетия погружения на дно моря, означает, что это был товар, который выжил (иногда даже неповрежденным), чтобы рассказывать эти истории. [ 15 ]
Галерея имитаций посуды Kraak, сделанных за пределами Китая
[ редактировать ]-
Иран, вероятно , Исфахан , 1580-1630 гг.
-
Иран, вероятно , Исфахан , 1580-1630 гг.
-
Французский Неверский фаянс , фабрика Конрада, 1630-е гг.
-
Японский экспортный фарфор для европейского рынка, гр. 1670 г.
-
«Возможно, немецкий», конец 17 века.
-
Япония, Арита Уэр , ок. 1690–1700 гг.
-
Англия, фарфор Челси , ок. 1752-1755 гг.
-
Иран, 18 век.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Винхайс Л. и Уэлш Дж. Фарфор Краак: рост мировой торговли в 16 и начале 17 веков. Книги Хорхе Уэлша, 2008, с. 17
- ^ Вайнкер, 147
- ^ Вайнкер, 147
- ^ Ховард, с. 1 «Введение»; Кроу, с. 11
- ^ Керр, с. 38.
- ^ Ринальди, стр. 12, 67.
- ^ Ринальди, с. 32
- ^ Ринальди, с. 60; Керр, с. 38.
- ^ «- Ошибки» .
- ^ Ринальди, стр. 11, 118.
- ^ Кроу, с. 22; Ховард, с. 7 «Введение».
- ^ Исследование посторонних предметов в голландских картинах см. в Hochstrasser, Still Life and Trade .
- ^ Карсвелл, с. 168.
- ^ Кроу, с. 20; и Ховард, с. 6 «Введение».
- ↑ Увлекательный недавний отчет, блестяще иллюстрированный, см. Йорг, Фарфор с места крушения в Вунгтау . Очень краткое онлайн-резюме можно найти здесь: [1]
Ссылки
[ редактировать ]- Карсвелл, Джон. Синий и белый: китайский фарфор и его влияние на западный мир . Каталог выставки. Чикаго: Галерея Дэвида и Альфреда Смарт , 1985.
- Кроу, Иоланда. Персия и Китай: синяя и белая керамика Сефевидов в Музее Виктории и Альберта, 1501–1738 гг . Лондон: Музей Виктории и Альберта , 2002.
- Хохштрассер, Джули. Натюрморт и торговля в золотой век Голландии . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2007.
- Ховард, Дэвид и Джон Эйерс. Китай для Запада: китайский фарфор и другие предметы декоративного искусства на экспорт, иллюстрации из коллекции Моттахеде . Лондон и Нью-Йорк: Sotheby Parke Bernet, 1978.
- Йорг, Кристиан Дж.А. Фарфор с затонувшего корабля в Вунгтау: раскопки Халльстрема . Сингапур: Издательство Sun Tree, 2001.
- Керр, Розмари. «Ранняя экспортная керамика». В китайском экспортном искусстве и дизайне . Эд. Крейг Клунас. Лондон: Музей Виктории и Альберта, 1987.
- Крез, Йохем. Китайский гербовый фарфор для голландского рынка: китайский фарфор с гербами голландских семей . Гаага : Центральное бюро по генералологии и Зволле: Waanders Publishers, 2007.
- Ринальди, Маура. Краакский фарфор: момент в истории торговли . Лондон: Бамбуковый паб, 1989.
- Вайнкер, С.Дж., Китайская керамика и фарфор , 1991, British Museum Press, 9780714114705.
- Ву, Комната. Происхождение краакского фарфора в эпоху поздней династии Мин . Вайнштадт: Verlag Бернхард Альберт Грайнер, 2014. ISBN 3-86705-074-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Блюдо из краакской посуды , начало 17 века; Китайский для европейского рынка; Твердая паста; Диам. 11 1 ⁄ дюйма (28,6 см); Метрополитен-музей , Нью-Йорк , 1995.268.1 [2]
- Пара китайской сине-белой посуды из краака , Wanli Reign; Christie's , Лондон: лот 478/продажа 5093, 29 марта 2007 г.
- Коллекция посуды Краак в музее Принцессхоф, Леуварден, Нидерланды [3]
- Справочник по китайской керамике из Метрополитен-музея.