Jump to content

Неверский фаянс

Цельные изделия горчичного и синего цвета, 1650–1680 гг., С птицами и цветами в турецком стиле. [1]
Неверское блюдо в стиле историато с изображением Триумфа Юлия Цезаря , во многом по мотивам Мантеньи , 1600–1630 гг.

Город Невер , Ньевр , ныне расположенный в Бургундия-Франш-Конте регионе в центральной Франции, был центром производства фаянса или фаянсовой керамики с оловянной глазурью примерно с 1580 года по начало 19 века. Затем производство Неверского фаянса постепенно сократилось до одной фабрики, прежде чем оно возобновилось в 1880-х годах. В 2017 году в городе все еще работали две гончарные мастерские, после того как третья закрылась. [2] Однако качество и престиж товаров постепенно снизились: от модного предмета роскоши для двора до традиционного регионального деликатеса, использующего стили, заимствованные из прошлого.

Тарелка 17 века с изысканной вечеринкой в ​​европейском стиле. На границе изображены птицы, цветы и кролик одинакового размера. [3]

Невер был одним из центров, где «историато» стиль итальянской майолики в 16 веке был перенесен , и он процветал гораздо дольше, чем в самой Италии. В 17 веке Невер стал пионером в имитации азиатских керамических стилей в Европе, а через несколько десятилетий за ним последовали все производители изысканных изделий. Вторая половина 17 века была лучшим периодом Невера: одновременно создавалось несколько стилей, в том числе грандиозный стиль итальянского двора. [4]

Ко времени Французской революции изделия Невера перестали быть модными и дорогими. [5] но относительно грубо нарисованные фаянсовые патриотические изделия, комментирующие политические события, представляют большой интерес и очарование. [6] Возрождение конца XIX века было сосредоточено на высококачественных возрожденческих товарах, воссоздающих былую славу.

Своим происхождением традиция обязана Луи Гонзаге, герцогу Неверскому (1539–1595), наполовину французскому, наполовину итальянскому политику и придворному, который женился на наследнице герцогства Невер , которое тогда еще давало ему большие полномочия в графстве и герцогстве. из Невера . Он родился в Мантуе , недалеко от нескольких центров итальянской майолики , которая уже распространилась на Руан и Лион , и побудила некоторых итальянских гончаров переехать в город. Джулио Гамбен уже был в Лионе, а братья Конраде (Коррадо в Италии) были выходцами из Альбисолы , которые основали династию, которая доминировала в производстве Невера на протяжении столетия. [7] [8]

В Невере уже существовала местная промышленность по производству неглазурованной керамики, и он был очень подходящим местом для изготовления фаянса. Город находился недалеко от месторождений превосходной гончарной глины, исключительно хорошего песка для изготовления керамической глазури , лесов, где добывали древесину для обжига, и находился на берегу главной Луары реки . Самое раннее датированное произведение итальянцев датируется 1587 годом. [9]

монополию В 1603 году братья получили от Генриха IV на изготовление изделий в стиле Фаэнцы , будь то полихромная роспись или белый фон, а поколение спустя Антуан Конрад, сын Доминика, был назначен ординарным фаэнциером при молодом Людовике XIV. в 1644 году. [10] Это повторилось в следующем поколении для другого Доминика Конрада, получившего бревет в 1672 году. [11]

Патриотический фаянс времен Французской революции . Аристократ и епископ: «Несчастье воссоединяет нас», 1791 год.

Монополия Конрада просуществовала недолго: в 1632 году открылась вторая фабрика, а к 1652 году в Невере было четыре разных гончарных завода, в том числе один, основанный Пьером Кустодом, чья семья стала другой основной династией гончаров Невера. [12]

Французская фаянсовая промышленность получила огромный импульс, когда в конце своего правления в 1709 году Людовик XIV оказал давление на богатых, чтобы они пожертвовали свои серебряные тарелки, которые раньше они обычно использовали для обеда, в его казну, чтобы помочь оплатить его войны. Произошло «ночное безумие», когда элита бросилась за заменой фаянсу лучшего качества. Садовые вазы Невера синего и белого цветов широко использовались в садах Версальского замка . [13]

Успех этой продукции привел к открытию нескольких других фабрик в начале 18 века, а в 1743 году правительство ограничило их количество до одиннадцати, чтобы предотвратить наводнение рынка. В 1760 году было разрешено двенадцатое. К этому периоду товары Nevers были в значительной степени заменены на верхнем сегменте рынка другими производителями, но производили большие количества менее дорогих товаров для более широкого рынка. Они не пытались конкурировать с элегантным стилем рококо французских фарфоровых заводов, что довольно успешно пытались сделать некоторые производители фаянса, например фабрика Вдова Перрен в Марселе . Все двенадцать фабрик Невера (все еще включая ателье Conrade и Custode) все еще работали в 1790 году, но торговый договор с Великобританией в 1786 году привел к тому, что французский рынок был наводнен более дешевыми и лучшими английскими кремовыми изделиями , что привело к кризису для всех французских производителей. фаянса, и к 1797 году шесть из них прекратили свою деятельность, а остальные шесть сократили свою рабочую силу вдвое. [14]

К этому времени европейский фарфор становился дешевле и надежнее, что усложняло жизнь производителям высококачественной фаянсовой посуды по всей Европе. [15] Реакция Невера состояла в том, чтобы производить актуальные патриотические фаянсы, с которыми англичане вряд ли могли бы конкурировать (хотя они вели отличный бизнес, снабжая новую американскую республику патриотическими товарами). [16]

Тарелка Монтагон со Святой Цецилией , 1888 год.

Сообщалось, что в 1838 году было занято 700 рабочих. [17] но к 1846 г. осталось всего шесть заводов, а к 1850 г. - только пять заводов. [18] Фарфоровая , но о ней мало мануфактура в Невере также упоминалась в 1844 году Александром Броньяром что известно. [19]

Мануфактура du Bout du monde («Фабрика «Конец света») была основана в 1648 году и следовала общему образцу фабрик Невера. К 1875 году его состояние пришло в упадок, и его купил Антуан Монтаньон, у которого были амбициозные планы перезапустить его, чтобы поставлять на рынок возрожденческие товары, имитирующие предметы 17-го века, часто большие и сложные изделия. [18] [20] К 1881 году это была единственная фабрика, оставшаяся в Невере. Фабрика «Монтаньон» (фаянсерия) имела успех более века, около 1900 года на ней работало 50 человек, а ее изделия выставлялись на международных выставках. [18] но фабрика, которая на тот момент была старейшей во Франции, окончательно закрылась в 2015 году. [21] В 2020 году в производстве продолжали работать две фабрики, обе в основном производили продукцию традиционных стилей. [22]

Список стилистических периодов, составленный французским авторитетом дю Броком де Сеганжем в его книге 1863 года о Неверском фаянсе, до сих пор часто повторяется: [23] хотя, возможно, требуется некоторая корректировка. Он показывает несколько стилей, использовавшихся в определенные даты, что, безусловно, так:

Франсуаза Этьен в 1980-х годах разделила производство Невера 17 века (слегка расширенное с обоих концов) на одиннадцать «семейств», основываясь на оформлении исследовательской группы из произведений 1874 года, в основном во французских музеях, рассматривая как предметы, так и стили. [24]

Итальянский стиль

[ редактировать ]
Блюдо с Джозефом и его братьями, 1630–1645 гг., по гравюре Бернара Саломона ; Мастерская Конрада? «На обороте синим цветом написано: LES FRERE' DE JIOSEPH / VENUS A LUY EN EGIPTE / AU GENESE XLII (перевод: Братья Иосифа пришли к нему в Египет в Бытие 42)». [25]

Итальянские иммигранты продолжали в Невере стиль «историато» (повествование), который уже находился в упадке в Италии, по крайней мере, до 1660 года. При этом использовалось столько цветов, сколько было доступно, с использованием техники grand feu однократного обжига глины, глазури и живописи. для этого требовалась температура обжига, которую могли выдержать лишь немногие пигменты. Как это было обычно в Италии к 1580 году, рисунки в основном были адаптированы из гравюр . [26] и контур, нанесенный на горшок с помощью понци или трафарета , проталкивая угольную пыль через уколы булавками на бумажном рисунке или обводке отпечатка. [27]

В ранних произведениях обычно не использовались отличительные знаки или надписи, хотя иногда на основании важных произведений рисовали «Невер», возможно, с датой - самый ранний из них - 1589 год, на блюде в Лувре . [28] Как и в случае с расписной лиможской эмалью предыдущего столетия, с которой украшение Невера имеет некоторое сходство, значительная часть религиозных сюжетов иллюстрирует сюжеты Ветхого Завета . Как и в случае с итальянскими произведениями, предметы, особенно из Ветхого Завета или классической мифологии , как правило, назывались по основанию, иногда даже с указанием главы Библии. [29]

Существует значительная неопределенность в атрибуции произведений между мастерскими Невера, а также между изделиями Невера и изделиями других центров. [30] Большое блюдо с изображением «Сбора манны» , иллюстрированное ниже, хорошо известное произведение, до недавнего времени считалось итальянским и датируемым 16 веком. Хотя до сих пор существуют неясности, теперь считается, что оно было отлеплено из итальянского блюда (сейчас находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне), а затем раскрашено как соответствующая ему пара. [31] Любопытный аспект Неверского фаянса заключается в том, что ему никогда не удавалось добиться хорошего красного цвета, в отличие от Руана и других центров, отсутствие которых часто позволяет отличить изделия Невера. [32]

Помимо сцен, занимающих всю поверхность, во многих произведениях Невера используются гротескные мотивы, обычно на приподнятых краях тарелок или блюд, но иногда и в центральном пространстве. Они использовались в майолике Урбино в 1580-х годах, а также в расписной лиможской эмали . В Невере они могли окружать центральные украшения во всех стилях, кроме китайского, и постепенно приобретали свой местный характер. [33]

Азиатские стили

[ редактировать ]
Большое блюдо (1660–80, 49,5 см) с изображением музыкантов в китайском стиле на фоне пейзажа, необычно использующее два цвета, в окружении двух чаш «персидского стиля» с росписью в европейском стиле.

Уникальная для Невера техника изготовления французского фаянса, которая использовалась на некоторых изделиях примерно с 1650 года в течение нескольких десятилетий, заключалась в окрашивании всей глины, из которой было сделано тело, либо в цвет bleu de Nevers , либо (гораздо реже) в горчично-желтый цвет ( Веджвуд это сделал ). то же самое произошло с их яшмовой посудой столетие спустя). Затем его раскрашивали в белый или другие цвета, используя различные стили, но редко используя более двух цветов. Этот стиль традиционно известен как «персидский» или «голубой персан» часто можно увидеть украшения белого цвета на насыщенном синем фоне , поскольку в персидской керамике того периода . Однако украшение с изображением птиц и цветов, которое можно увидеть в большинстве примеров «персидского» стиля, на самом деле происходит больше от турецкой керамики Изника , которая попадала в Европу через Италию. [36] Персидский стиль «белое на синем» копировался и в других местах, иногда даже в английских фаянсовых изделиях . [37]

«Персидский» стиль с голубым неверским грунтом, 1670-е гг.

Невер принял форму китайских ваз в начале 17 века, раньше, чем голландская фаянсовая посуда . [38] Некоторые изделия Невера явно копируют китайский экспортный фарфор с точки зрения расписного декора, как более дешевой посуды Краака , так и более качественной сине-белой посуды, тогда как другие имеют декор, основанный на турецком, персидском или других исламских ближневосточных стилях. Они часто имеют синий фон, что необычно для китайского экспортного фарфора, где синие фигуры на белом фоне являются нормой для сине-белых изделий. [39] [40]

В группе исследования Эстьена, состоящей из 1874 предметов, «персидское» семейство было самым многочисленным — 547, затем китайское — 374, то есть всего 921 произведение в азиатских стилях, почти половина. [41] Невер изготовил первые сине-белые изделия в китайском стиле во Франции, производство которых продолжалось примерно между 1650 и 1700 годами. Затем китайские стили были переняты фабриками в Нормандии , особенно после основания Французской Ост-Индской компании в 1664 году. [40] [16]

Большая часть росписи на изделиях с белым фоном копирует роспись китайского бело-голубого фарфора переходного периода (примерно 1625–1690 гг.), значительная часть которого была экспортирована. Китайские литераторы, созерцающие природу в пышном саду или пейзаже, являются общей темой в обеих странах, хотя французские трактовки имеют некоторые различия. [42] Изделия Невера часто имеют роспись в китайском стиле на чисто западных формах сосудов, а также, наоборот, в западном стиле на очень китайских формах. [43]

В отличие от других французских гончарных мастерских, особенно фарфоровых фабрик начала 18 века, влияние стилей японского экспортного фарфора, таких как Какиэмон . в изделиях Невера не наблюдается [44] Эстьен считает украшение а-ля буж с белыми пятнами свечного воска на синем фоне (см. ниже), вдохновленными китайскими традициями. Их сравнивают с некоторыми гораздо более ранними изделиями династии Сун , в частности с «маслянистыми» глазурями на посуде Цзянь (около 12 или 13 века), хотя Эстьен не может объяснить, как осведомленность о них могла достичь Франции в 17 веке. [45]

Придворный стиль Людовика XIV.

[ редактировать ]

Примерно после 1650 года Невер адаптировал новый стиль французского двора, сегодня называемый стилем Людовика XIV , к фаянсу, экстравагантным формам, заимствованным из металлообработки и других декоративных искусств, и писал сцены по образцу нового поколения придворных художников, таких как Симон Вуэ и Шарль Лебрен. , которые также были раскрашены во многие цвета. Оба типа источника были доступны гончарам в виде отпечатков. Эти предметы часто были чрезвычайно большими и богато украшенными и, за исключением садовых ваз и холодильников для вина, несомненно, были скорее декоративными, чем практичными. [46]

Европейские стили

[ редактировать ]
Рыбак на Луаре близ Невера, картина Клода Гийома Бигура (1735–1794), на подходящем блюде изображена сцена охоты, датированная 1758 годом. [47]

Изделия также производились в самых разных стилях, опираясь на европейские источники, и они стали доминировать в производстве в 18 веке, поскольку качество изделий Невера снизилось. Примерно к 1730 году становится очевидным «упадок изобретательности в Невере», и более поздние изделия Невера в основном копируют руанский фаянс или новые фабрики юга. [48] Примерно после 1750 года европейские фарфоровые фабрики в значительной степени заменили азиатский экспорт в качестве доминирующего товара на вершине рынка, но к этому времени большая часть фаянса Невера стала популярным фаянсом , обычно более грубым, дешевым и более «популярным» на вкус. некоторые гербовые изделия . Были произведены [49] Невер находится на Луаре , и на многих произведениях изображены речные лодки в местном стиле и длинный арочный мост через реку. [50]

Раскрашенные сцены, а не цветочные или орнаментальные украшения, обычно выполнены в одном цвете, чаще всего синем и белом, а также «персидском» белом на синем или других цветах. В 17 веке излюбленным источником сцен с фигурами был чрезвычайно длинный пасторальный роман или романс «Астре» Оноре д'Юрфе , опубликованный между 1607 и 1627 годами и, возможно, самое влиятельное произведение французской литературы 17 века. Главные герои, Астре и Селадон, проводят время под видом пастуха и пастушки, и это самое популярное изображение; очень широкие шляпы, как правило, указывают на пастырскую жизнь. Эти сцены как будто не взяты из гравюр, даже приблизительно, и не относятся к какому-либо конкретному моменту рассказа. Судя по всему, они начинаются около 1640 года. [51]

Другие сцены показывают охоту и рыбалку, часто с использованием фламандских гравюр. [52] и несколько конкретных исторических моментов. Есть блюдо с подписанием Пиренейского договора 1659 года, с портретами кардинала Мазарини и Луиса де Аро , его испанского коллеги. [53] Многие детали и множество бордюров представляют собой смесь различных элементов: фигур, птиц и животных, цветов и орнаментальных мотивов, обычно примерно одинакового размера, например, цветка, кролика, птицы и человека. [3]

Говорящая глиняная посуда

[ редактировать ]

революционного Патриотический фаянс периода обычно имеет одну или две фигуры в центральной части, довольно грубо окрашенные в несколько цветов, с прореволюционным лозунгом или комментарием внизу, написанным черным курсивом. Самые ранние примеры включали промонархические произведения. [56] Тот же стиль использовался до революции и продолжался после нее, причем более широкая группа называлась faience populaire или faiences parlantes («говорящий фаянс»). Они были скорее комическими или сатирическими, чем политическими. [57] Другой тип изделий в этом популярном стиле, называемый фаянсовым патронимом , изображал покровителя получателя и часто использовался в качестве подарков на крестины или день рождения. Эти типы производились в других центрах, но ведущим производителем был Невер. [58]

Коллекции

[ редактировать ]

Группа Эстьена из произведений 17-го века включала 227 экспонатов в музее Невера, 179 в Севре и 116 в Шато-де-Сомюр . В Лувре было 49 произведений, но высочайшего качества. [59] Дж. П. Морган коллекционировал изделия Невера и купил коллекцию Гастона Ле Бретона (1845–1920), ведущего историка искусства в этой области. Морган оставил большую часть своих «обширных коллекций» Метрополитен-музею в Нью-Йорке (присоединённому в 1917 году), включая некоторые из них, проиллюстрированные здесь. [60] В большинстве других крупных коллекций керамики есть примеры, например, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне их более 60. [61]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Макнаб, 18–20; Страница Эвера в Метрополитен-музее
  2. ^ «Отныне в Невере только две фаянсовые фабрики» , Лара Пайе, 1 апреля 2017 г., Le Journal du Centre (на французском языке); «нынешние фаянсеры» , faiencedenevers.fr – актуально и в 2020 году.
  3. ^ Перейти обратно: а б Эстьен, 52–54 года.
  4. ^ Макнаб, 12, 18, 20–21; Чафферс, 150 лет; Виктория и Альберта, Невер- Жардиньер
  5. ^ Гарнье, 274–275.
  6. Но не Гарнье, 275 лет, который очень грубо с ними обращается.
  7. ^ Куттс, 28; Луна; Макнаб, 12 лет; Британника
  8. ^ Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: путеводитель по коллекции . [Бирмингем, Алабама]: Художественный музей Бирмингема. п. 173. ИСБН  978-1-904832-77-5 .
  9. ^ Этьен, 46 лет.
  10. ^ Куттс, 27–28.
  11. ^ Гарнье, 270
  12. ^ Гарнье, 270; Чафферс, 148
  13. ^ Луна; Макнаб, 30 лет
  14. ^ Чафферс, 148–149, в котором перечислены все 12; Бадийе, 4; Осборн, 133 года; Британника
  15. ^ Осборн, 133; Луна
  16. ^ Перейти обратно: а б Британника
  17. ^ де Сен-Фаржо, Жиро, Живописный путеводитель для путешественников по Франции: содержащий статистику... , Том 2, 11, 1838 г., Google Books
  18. ^ Перейти обратно: а б с Бадийе, 4
  19. ^ Керамика и фарфор: Путеводитель для коллекционеров Фредерика Личфилда стр.219
  20. Доминик Ромейер, «Двадцать пять менеджеров сменили друг друга во главе фаянсовой фабрики Монтаньон за 367 лет» , Le Journal du Centre , 19 мая 2015 г.
  21. ^ Монт
  22. ^ "нынешние фаянсиры" , faiencedenevers.fr
  23. ^ Перейти обратно: а б Чафферс, 150
  24. ^ Этьен, 45 лет и далее. Местонахождение группы описано в примечании 6 на с. 47 – примеры за пределами Франции, судя по всему, были полностью проигнорированы.
  25. ^ Страница Метрополитен-музея
  26. ^ Куттс, 27–28; Макнаб, 12 лет
  27. ^ Макнаб, 12 лет.
  28. ^ Куттс, 28 лет.
  29. ^ Уилсон, 202 года, пример из Италии; Здесь показана страница Метрополитен-музея с табличкой «Иосиф и его братья».
  30. ^ Chaffers, 149, 151–153 содержит иллюстрированный список знаков.
  31. ^ Уилсон, 334–337
  32. ^ Гарнье, 275; Переулок, 11
  33. ^ Эстьен, 51 год.
  34. ^ Уилсон, 334–337; Еще одно блюдо Урбино из формы в сине-белых тонах.
  35. ^ Уилсон, 338; Страница Метрополитен-музея
  36. ^ Макнаб, 18–20, 30, № 12; Эстьен, 57 лет; В некоторых источниках, например Лейн, 12, говорится, что цветной была только глазурь.
  37. ^ Пул, 34 года.
  38. ^ Макнаб, 18; переулок 11
  39. ^ Макнаб, 18–20; Этьен, 57–59 лет.
  40. ^ Перейти обратно: а б Энциклопедия материалов и техник в искусстве Grove Джеральд В.Р. Уорд стр.38
  41. ^ Эстьен, 57–58.
  42. ^ Этьен, 58–59.
  43. ^ Переулок, 11
  44. В длинном отчете Эстьена Япония не упоминается.
  45. ^ Эстьен, 60 лет.
  46. ^ Макнаб, 20–21; Луна; Лейн, 11–13; Виктория и Альберта, Невер- Жардиньер
  47. ^ «Новые поступления 2013–2014» , Музей декоративного искусства.и дизайн Бордо
  48. ^ Лейн, 13–14, 13 цитируется.
  49. ^ Макнаб, 16; Переулок 13–14
  50. Бадийе, глава 4 и далее.
  51. ^ Эстьен, 54–55.
  52. ^ Этьен, 50, 55 лет.
  53. ^ Эстьен, 55–56.
  54. ^ Макнаб, 38 нет. 12; Эстьен, 60 лет
  55. ^ Эстьен, 56 лет.
  56. ^ Chaffers, 149–150 дает ряд примеров; Британника, Ф; Монархический кувшин, ок. 1789 г.
  57. ^ Британника, Н, Ф; Переулок, 13–14
  58. ^ Британника, Ф
  59. ^ Этьен, 47, примечание 6. По крайней мере, сегодня многие произведения в Невере взяты из Лувра.
  60. ^ Макнаб, «Вперед»; включая горчичный кувшин в начале статьи
  61. ^ поиск по запросу «Неверская фаянсовая посуда с оловянной глазурью» дает 80 результатов, но некоторые из них являются имитациями, старыми атрибуциями, фотографиями и т. д.
  • Бадийе, Ги, Faïences de Nevers et Marine de Loire (на французском языке), глава 3, книги Google
  • «Британника Н», «Неверский фаянс» , Британская энциклопедия онлайн
  • «Британника F», «Фаянсовый парланте» , Британская энциклопедия онлайн
  • Чафферс, Уильям , Знаки и монограммы на керамике и фарфоре , 1863 г., книги Google.
  • Куттс, Ховард, Искусство керамики: европейский дизайн керамики, 1500–1830 , 2001, издательство Йельского университета, ISBN   0300083874 , 9780300083873, книги Google
  • Этьен, Франсуаза, «Об исследовании центра производства глиняной посуды во Франции: Невер», История, экономика и общество , 1989, 8–1 стр. 45–60, онлайн (на французском языке, аннотация на английском языке)
  • Гарнье, Эдуард, История керамики, гончарного дела, фаянсовой посуды и фарфора у всех народов с древнейших времен до наших дней , 1882 г., перепечатано в 2012 г., Редакция MAXTOR, ISBN   9791020800183 , книги Google
  • Лейн, Артур, французский фаянс , 1948, Faber & Faber
  • Макнаб, Джесси, Французское керамическое искусство семнадцатого века , 1987, Метрополитен-музей, ISBN   0870994905 , 9780870994906, книги Google
  • «Монт»: «Faiencerie Montagnon» , faiencedenevers.fr
  • Луна, Ирис, «Французский фаянс», на Хронологии истории искусств Хайльбрунна, 2016, Нью-Йорк: Метрополитен-музей , онлайн
  • Осборн, Гарольд (редактор), Оксфордский компаньон декоративного искусства , 1975, OUP, ISBN   0198661134
  • Пул, Джулия, Английская керамика (Справочники музея Фицуильяма), 1995, издательство Кембриджского университета, ISBN   0521475201
  • Уилсон, Тимоти, Майолика: итальянская керамика эпохи Возрождения в Метрополитен-музее , 2016, Метрополитен-музей, ISBN   1588395618 , 9781588395610, книги Google

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Шампфлери (псевдоним Жюля Франсуа Феликса Флери-Юссона), История патриотической фаянсовой посуды в период революции , 1875 г. (3-е изд.), E. Dentu, Париж, полностью онлайн (на французском языке)
  • Reginster-Le Clanche, Франсуаза, Faïences de Nevers , 2003, (на французском языке)
  • Розен, Жан, Неверский фаянс, 1585–1900 , 4 тома (на французском языке)
  • Компен-Мюрез, Бриджит, «Обзор деятельности человека в глиняных ландшафтах» , 5-я конференция по ландшафтам и садам, 4 июня 2016 г. (на французском языке, много изображений)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fef6aa2d9c7755260191b708b5ddeb21__1701546240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/21/fef6aa2d9c7755260191b708b5ddeb21.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nevers faience - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)