Версальский дворец
Версальский дворец | |
---|---|
Версальский дворец ( франц .) | |
Садовый фасад и фонтаны; Зеркальный зал | |
Общая информация | |
Архитектурный стиль | Классицизм и Барокко |
Расположение | Версаль , Франция |
Координаты | 48 ° 48'17 "N 2 ° 7'13" E / 48,80472 ° N 2,12028 ° E |
Строительство началось | 1661 |
Владелец | Правительство Франции |
Веб-сайт | |
в | |
Официальное название | Замок и парк Версаля |
Критерии | Культурные: i, ii, vi |
Ссылка | 83 |
Надпись | 1979 г. (3-я сессия ) |
Область | 800 га (2000 акров) |
Буферная зона | 9 467 га (23 390 акров) |
( Версальский дворец / v εər ˈ s aɪ , v ɜːr ˈ s aɪ / vair - SY , vur- SY ; [1] Французский : Château de Versailles [ʃɑto d(ə) vɛʁsɑj] ) — бывшая королевская резиденция, построенная по заказу короля Людовика XIV, расположенная в Версале , примерно в 19 километрах (12 милях) к западу от Парижа , Франция .
Дворец принадлежит правительству Франции и с 1995 года находится в ведении под руководством Министерства культуры Франции Общественного учреждения дворца, музея и национального поместья Версаля . [2] дворец, парк или сады Версаля посещают около 15 000 000 человек, что делает его одной из самых популярных туристических достопримечательностей в мире. Ежегодно [3]
Людовик XIII построил простой охотничий домик на месте Версальского дворца в 1623 году. После его смерти пришел Людовик XIV, который расширил замок до начала дворца, который претерпел несколько изменений и этапов с 1661 по 1715 год. резиденция обоих королей, а в 1682 году Людовик XIV перенес резиденцию своего двора и правительства в Версаль, сделав дворец фактической столицей Франции. Такое положение дел продолжили короли Людовик XV и Людовик XVI , которые в первую очередь произвели внутренние переделки дворца, но в 1789 году королевская семья и столица Франции вернулись в Париж. До конца Французской революции Версальский дворец был в основном заброшен и опустошен, а население окружающего города резко сократилось.
Наполеон после своей коронации в качестве императора использовал Большой Трианон в качестве летней резиденции с 1810 по 1814 год, но не использовал главный дворец. После Реставрации Бурбонов , когда король вернулся на трон, он проживал в Париже, и только в 1830-х годах во дворце был произведен значительный ремонт. В нем разместили музей французской истории , заменив придворные апартаменты южного крыла.
Дворец и парк были внесены в список наследия ЮНЕСКО Всемирного в 1979 году за их важность как центра власти, искусства и науки во Франции в 17 и 18 веках. [4] Министерство культуры Франции включило дворец, его сады и некоторые из его вспомогательных построек в список культурно значимых памятников .
История
[ редактировать ]В 1623 году [5] [6] Людовик XIII , король Франции , построил охотничий домик на холме в излюбленном охотничьем угодье, в 19 километрах (12 милях) к западу от Парижа . [7] и в 16 километрах (10 милях) от его основной резиденции, замка Сен-Жермен-ан-Ле . [8] Это место недалеко от деревни Версаль. [а] это была лесистая болотистая местность, которую двор Людовика XIII презирал как недостойную короля; [12] один из его придворных, Франсуа де Бассомпьер , писал, что ложа «не внушает тщеславия даже самому простому джентльмену». [6] [13] С 1631 по 1634 год архитектор Филибер Ле Руа заменил ложу замком Людовика XIII. [14] [15] который запретил своей королеве Анне Австрийской оставаться там на ночь, [16] [17] даже когда вспышка оспы в Сен-Жермен-ан-Ле в 1641 году вынудила Людовика XIII переехать в Версаль вместе со своим трехлетним наследником, будущим Людовиком XIV . [16] [18]
Людовика XIV стала Анна Когда Людовик XIII умер в 1643 году, регентшей . [19] а замок Людовика XIII был заброшен на следующее десятилетие. Она перенесла суд обратно в Париж, [20] где Анна и ее министр главный кардинал Мазарини продолжили непопулярную денежную практику Людовика XIII. Это привело к Фронде , серии восстаний против королевской власти с 1648 по 1653 год, которые маскировали борьбу между Мазарини и принцами крови , большой семьей Людовика XIV, за влияние на него. [21] После Фронды Людовик XIV решил править единолично. [22] [23] После смерти Мазарини в 1661 г. [24] Людовик XIV реформировал свое правительство, исключив из него свою мать и принцев крови. [23] перенес суд обратно в Сен-Жермен-ан-Ле, [25] и приказал превратить замок своего отца в Версале во дворец. [16] [26]
Людовик XIV охотился в Версале в 1650-х годах. [15] [18] но не проявлял особого интереса к Версалю до 1661 года. [27] 17 августа 1661 г. [28] Людовик XIV был гостем на роскошном фестивале, организованном Николя Фуке , суперинтендантом финансов , в его роскошной резиденции, Шато де Во-ле-Виконт . [24] [29] Людовик XIV был впечатлен замком и его садами. [29] [30] которые были работой Луи Ле Вау , придворного архитектора с 1654 года, Андре Ле Нотра , королевского садовника с 1657 года, и Шарля Ле Брюна , [15] живописец на королевской службе с 1647 года. [31] Масштаб и богатство Во-ле-Виконт вынудили его в сентябре того же года заключить Фуке в тюрьму, поскольку он также построил островную крепость и частную армию. [29] [32] Но Людовик XIV был также вдохновлен Во-ле-Виконтом. [33] и он нанял ее авторов для своих собственных проектов. [34] [35] Людовик XIV заменил Фуке Жаном-Батистом Кольбером . [23] [30] протеже Мазарини и враг Фуке, [36] и поручил ему управлять корпусом ремесленников, находящихся на королевской службе. [37] [38] Кольбер выступал посредником между ними и Людовиком XIV. [39] который лично руководил и проверял планирование и строительство Версаля. [40] [41] [42]
Строительство
[ редактировать ]Работы в Версале сначала были сосредоточены на садах . [43] [44] а в 1660-х годах Ле Вау добавил к замку только два отдельных служебных крыла и привокзальную площадь. [45] [46] Но в 1668–69 гг. [47] [48] как ответ на рост садов, [49] и победа над Испанией в войне за деволюцию , [47] [48] Людовик XIV решил превратить Версаль в полноценную королевскую резиденцию. [45] [50] Он колебался между заменой или объединением замка своего отца, но к концу десятилетия остановился на последнем варианте. [47] [48] [51] и с 1668 по 1671 год, [52] Замок Людовика XIII был заключен с трех сторон в конструкцию, получившую название « конверт» . [48] [53] Это придало замку новый итальянский фасад с видом на сады, но сохранило фасад внутреннего двора. [54] [55] в результате получилось смешение стилей и материалов, которое встревожило Людовика XIV. [55] и это Кольбер назвал «лоскутным одеялом». [56] Попытки унифицировать два фасада потерпели неудачу, и в 1670 году Ле Вау умер. [57] оставив пост Первого архитектора короля вакантным на следующие семь лет. [58]
Ле Вау сменил в Версале его помощник, архитектор Франсуа д'Орбе . [59] Работы во дворце в 1670-х годах были сосредоточены на его интерьерах, поскольку дворец тогда близился к завершению. [54] [60] хотя д'Орбе расширил служебные флигели Ле Вау и соединил их с замком, [54] и построили на привокзальной площади пару павильонов для госслужащих. [18] [61] В 1670 году Людовик XIV поручил д'Орбе спроектировать город, также называемый Версалем . [9] для размещения и обслуживания растущего правительства и двора Людовика XIV. [57] [62] С 1671 года началось предоставление земли придворным для строительства таунхаусов , напоминающих дворец. [57] [63] В следующем году началась франко-голландская война , и финансирование Версаля было сокращено до 1674 года. [64] когда Людовик XIV начал работу над Посольской лестницей , парадной лестницей для приема гостей, и снес последнюю часть деревни Версаль. [65]
После окончания франко-голландской войны с победой Франции в 1678 году Людовик XIV назначил первым архитектором Жюля Ардуэна-Мансара . [25] [66] опытный архитектор, пользующийся доверием Людовика XIV, [67] которым будет выгоден восстановленный бюджет и большая рабочая сила бывших солдат. [64] [68] Мансар начал свою деятельность с строительства с 1678 по 1681 год Зеркального зала . [69] реконструкция дворового фасада замка Людовика XIII, [70] и расширение павильонов д'Орбе для создания Министерских крыльев в 1678–79. [71] Рядом с дворцом Ардуэн-Мансар построил пару конюшен под названием Grande и Petite Écuries с 1679 по 1682 год. [72] [73] и Великая Коммуна , в которой с 1682 по 1684 год размещалась дворцовая прислуга и общая кухня. [74] Ардуэн-Мансар также пристроил два совершенно новых крыла в итальянском стиле Ле Вау для размещения корта. [75] сначала в южном конце дворца с 1679 по 1681 год. [76] а затем в его северном конце с 1685 по 1689 год. [18]
Война и, как следствие, сокращение финансирования замедлили строительство Версаля до конца 17 века. [64] Девятилетняя война , начавшаяся в 1688 году, вообще остановила работы до 1698 года. [68] Однако три года спустя началась еще более дорогостоящая война за испанское наследство . [77] в сочетании с неурожаями 1693–94 и 1709–10 годов, [78] [79] погрузила Францию в кризис. [79] [80] Таким образом, Людовик XIV сократил финансирование и отменил некоторые работы, которые Хардуэн-Мансар планировал в 1680-х годах, такие как реконструкция фасада внутреннего двора в итальянском стиле. Людовик XIV и Ардуэн-Мансар сосредоточились на постоянной дворцовой часовне . [64] [81] строительство которого продолжалось с 1699 по 1710 год. [54] [82]
Преемники Людовика XIV, Людовик XV и Людовик XVI , в основном покинули Версаль, унаследовав его, и сосредоточились на интерьерах дворца. Изменения Людовика XV начались в 1730-х годах с завершения строительства Салона Геркулеса , бального зала в северном крыле и расширения личных апартаментов короля . [83] [84] что потребовало сноса Посольской лестницы. [40] В 1748 году Людовик XV начал строительство дворцового театра, Королевской оперы Версаля, в самом северном конце дворца. [85] [86] но завершение было отложено до 1770 года; [86] [87] строительство было прервано в 1740-х годах из-за Войны за австрийское наследство , а затем снова в 1756 году с началом Семилетней войны . [85] [87] Эти войны опустошили королевскую казну, и после этого строительство в основном финансировалось мадам дю Барри , любимой любовницей Людовика XV. , своему придворному архитектору, перестроить северное Министерское крыло в неоклассическом стиле В 1771 году Людовик XV приказал Анж-Жаку Габриэлю , поскольку оно находилось в процессе разрушения. Эта работа также была остановлена из-за финансовых ограничений и осталась незавершенной, когда Людовик XV умер в 1774 году. В 1784 году Людовик XVI ненадолго перевез королевскую семью в замок Сен-Клу перед дальнейшим ремонтом Версальского дворца, но строительство могло не начаться из-за финансовых трудностей и политического кризиса . [88] В 1789 году Французская революция навсегда изгнала королевскую семью и правительство из Версаля. [54] [89]
Роль в политике и культуре
[ редактировать ]Версальский дворец был ключом к политике Людовика XIV как выражение и концентрация французского искусства и культуры , а также централизация королевской власти. [90] [91] Людовик XIV впервые использовал Версаль для продвижения себя, организовав серию ночных фестивалей в его садах в 1664, 1668 и 1674 годах. [27] события которого были распространены по всей Европе посредством печати и гравюр. [92] [93] Еще в 1669 г. [47] но особенно с 1678 г., [94] Людовик XIV стремился сделать Версаль своей резиденцией правительства и расширил дворец так, чтобы в нем поместился двор. [95] [96] [97] Переезд двора в Версаль произошел только в 1682 году. [97] однако и не официально, так как мнение о Версале среди знати Франции было неоднозначным . [13] [98]
Однако к 1687 году всем стало очевидно, что Версаль является фактической столицей Франции. [71] [99] Людовику XIV удалось привлечь в Версаль дворянство, чтобы добиться престижа и королевского покровительства в рамках строгого придворного этикета. [91] [96] [100] [б] тем самым подрывая их традиционные основы власти в провинциях. [96] [97] [102] Именно в Версальском дворце Людовик XIV принял генуэзского дожа Франческо Марию Империале Леркари в 1685 году. [103] посольство в Королевства Аюттхая 1686 году, [104] и посольство Сефевидского Ирана в 1715 году. [105]
Людовик XIV умер в Версале 1 сентября 1715 года, и ему наследовал его пятилетний правнук Людовик XV . [78] [106] затем герцог Анжуйский , [107] который был перевезен в Венсенский замок , а затем в Париж регентом Людовика XV Филиппом II, герцогом Орлеанским . [106] Версаль находился в запустении до 1722 года. [18] когда Филипп II перенес двор в Версаль, чтобы избежать непопулярности своего регентства, [108] [109] и когда Людовик XV начал свое совершеннолетие. [110] Однако переезд 1715 года подорвал культурную мощь Версаля. [111] а во времена правления Людовика XVI придворные проводили досуг в Париже, а не в Версале. [18]
На Рождество 1763 года Моцарт и его семья посетили Версаль и обедали с королем. Семилетний Вольфганг Амадей Моцарт за время своего пребывания сыграл несколько произведений, а позже посвятил свои первые две сонаты для клавесина, опубликованные в 1764 году в Париже, мадам Виктории , дочери Людовика XV. [112]
В 1783 году дворец был местом подписания двух последних из трёх договоров Парижского мира (1783) , положившего конец Войне за независимость в США . 3 сентября британские и американские делегаты во главе с Бенджамином Франклином подписали Парижский договор в отеле d'York (ныне улица Жакоб, 56) в Париже, предоставив Соединенным Штатам независимость. 4 сентября Испания и Франция подписали отдельные договоры с Великобританией в Версальском дворце, официально положив конец войне. [113]
Король и королева узнали о штурме Бастилии в Париже 14 июля 1789 года, когда находились во дворце, и оставались там изолированными, пока революция в Париже распространялась. Растущее возмущение в Париже привело к Женскому маршу на Версаль 5 октября 1789 года. Толпа из нескольких тысяч мужчин и женщин, протестуя против высоких цен и нехватки хлеба, двинулась с рынков Парижа в Версаль. Они забрали оружие из городского арсенала, осадили дворец и вынудили короля, королевскую семью и членов Национального учредительного собрания на следующий день вернуться с ними в Париж. [114]
Как только королевская семья отбыла, дворец закрыли. В 1792 году Национальное собрание , новое революционное правительство, распорядилось перенести все картины и скульптуры из дворца в Лувр . В 1793 году Конвент провозгласил отмену монархии и приказал продать всю королевскую собственность во дворце на аукционе. Аукцион проходил с 25 августа 1793 года по 11 августа 1794 года. Обстановка и предметы искусства дворца, включая мебель, зеркала, ванны и кухонное оборудование, были проданы семнадцатью тысячами лотов. Все геральдические лилии и королевские эмблемы на зданиях были вырезаны или высечены. Пустые здания были превращены в склады мебели, произведений искусства и библиотек, конфискованных у дворян. Пустые парадные апартаменты были открыты для экскурсий, начиная с 1793 года, а в некоторых пустующих комнатах был открыт небольшой музей французской живописи и художественная школа. [115]
По приказу окружной дирекции Версаля в августе 1794 года Королевские ворота были разрушены, Королевский двор расчищен, а Мраморный двор лишился драгоценного пола. [116] [117]
19 век – исторический музей и правительственное учреждение.
[ редактировать ]Когда Наполеон стал императором Франции в 1804 году, он подумывал сделать Версаль своей резиденцией, но отказался от этой идеи из-за стоимости ремонта. До своей свадьбы с Марией-Луизой в 1810 году он отреставрировал и переоборудовал Большой Трианон в весеннюю резиденцию для себя и своей семьи в том стиле, в котором он виден сегодня. [118]
В 1815 году, после окончательного падения Наполеона, Людовик XVIII , младший брат Людовика XVI, стал королем и подумывал о возвращении королевской резиденции в Версаль, где он родился. Он приказал восстановить царские покои, но задача и стоимость были слишком велики. Людовик XVIII приказал снести и перестроить дальний конец южного крыла Королевского дворца (1814–1824 гг.), чтобы он соответствовал противоположному крылу Габриэля 1780 года, что придало главному входу большую однородность внешнего вида. [119] Ни он, ни его преемник Карл X не жили в Версале. [118]
Французская революция 1830 года привела к власти нового монарха Луи-Филиппа и новые амбиции в отношении Версаля. Он не проживал в Версале, но начал создание Музея истории Франции , посвященного «всей славе Франции», который использовался для размещения некоторых членов королевской семьи. Создание музея было начато в 1833 году и открыто 30 июня 1837 года. Его самая известная комната - Galerie des Batailles (Зал сражений), которая занимает большую часть второго этажа южного крыла. [120] Проект музея в значительной степени был остановлен, когда Луи-Филипп был свергнут в 1848 году, хотя картины французских героев и великих сражений все еще остаются в южном крыле.
Император Наполеон III иногда использовал дворец как сцену для грандиозных церемоний. Одним из самых роскошных был банкет, который он устроил для королевы Виктории в Королевской опере Версаля 25 августа 1855 года. [121]
Во время франко-прусской войны 1870–1871 годов дворец был занят генеральным штабом победоносной немецкой армии. Части замка, в том числе Зеркальный зал, были превращены в военный госпиталь. Создание Германской империи , объединяющей Пруссию и окружающие ее германские государства под властью Вильгельма I , было официально провозглашено в Зеркальном зале 18 января 1871 года. Немцы оставались во дворце до подписания перемирия в марте 1871 года. В этом месяце Правительство новой Третьей Французской республики , покинувшее Париж во время войны за Тур , а затем за Бордо , переехало во дворец. Национальное собрание проводило свои заседания в Оперном театре . [122]
Восстание Парижской Коммуны в марте 1871 года помешало французскому правительству под руководством Адольфа Тьера немедленно вернуться в Париж. Военная операция, подавившая Коммуну в конце мая, была организована из Версаля, туда были доставлены узники Коммуны и преданы суду в военных трибуналах. В 1875 году был создан второй парламентский орган — Сенат Франции , который проводил свои заседания по выборам президента республики в новом зале, созданном в 1876 году в южном крыле дворца. Французский Сенат и Национальное собрание продолжают собираться во дворце на совместных заседаниях по особым случаям, таким как внесение поправок в Конституцию Франции . [123]
20 век
[ редактировать ]В конце 19-го и начале 20-го века начались реставрационные работы во дворце, сначала под руководством Пьера де Нольака , поэта и ученого, первого реставратора, который начал свою работу в 1892 году. Консервация и реставрация были прерваны двумя мировые войны, но продолжаются и по сей день. [124]
Дворец вернулся на мировую арену в июне 1919 года, когда после шести месяцев переговоров был подписан Версальский договор , формально положивший конец Первой мировой войне в Зеркальном зале . В период с 1925 по 1928 год американский филантроп и мультимиллионер Джон Д. Рокфеллер-младший выделил 2 166 000 долларов, что эквивалентно примерно тридцати миллионам долларов сегодня, на восстановление и ремонт дворца. [125]
Дополнительные работы были проведены после Второй мировой войны, когда была восстановлена Королевская опера Версаля . Театр был вновь открыт в 1957 году в присутствии королевы Елизаветы II . Великобритании [126]
В 1978 году части дворца сильно пострадали в результате бомбардировки, устроенной бретонскими террористами . [127]
Начиная с 1950-х годов, когда Версальский музей находился под руководством Джеральда ван дер Кемпа, целью было восстановить дворец в его состоянии – или как можно ближе к нему – в 1789 году, когда королевская семья покинула дворец. Среди первых проектов был ремонт крыши над Зеркальным залом; Рекламная кампания привлекла международное внимание к тяжелому положению послевоенного Версаля и собрала много иностранных денег, включая грант Фонда Рокфеллера .
Одним из наиболее дорогостоящих усилий для музея и Пятой французской республики было выкупить как можно больше оригинальной мебели. Следовательно, поскольку мебель королевского происхождения – и особенно мебель, изготовленная для Версаля – является очень востребованным товаром на международном рынке, музей потратил значительные средства на возвращение большей части оригинальной обстановки дворца. [128]
21 век
[ редактировать ]В 2003 году была начата новая инициатива по восстановлению – проект «Большой Версаль», который начался с пересадки садов, которые потеряли более 10 000 деревьев во время циклона Лотар 26 декабря 1999 года. Одна из частей инициативы – восстановление был Зеркальный зал завершен в 2006 году. [129] Еще одним крупным проектом стала дальнейшая реставрация закулисьев Версальской королевской оперы в 2007–2009 годах. [86]
Версальский дворец в настоящее время принадлежит французскому государству. Его официальное название — Государственное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля . С 1995 года он является государственным учреждением с независимой администрацией и управлением, контролируемым Министерством культуры Франции . [130]
На территории дворца пройдут соревнования по конному спорту во время летних Олимпийских игр 2024 года . [131]
Архитектура и план
[ редактировать ]Версальский дворец — это визуальная история французской архитектуры с 1630-х по 1780-е годы. Его самая ранняя часть, corps de logis , была построена для Людовика XIII в стиле его правления из кирпича, мрамора и сланца . [6] который Ле Вау окружил в 1660-х годах Enveloppe , зданием, вдохновленным итальянскими виллами эпохи Возрождения . [132] Когда Жюль Ардуэн-Мансар продолжил расширение дворца в 1680-х годах, он использовал конверт в качестве модели для своей работы. [75] Неоклассические дополнения были внесены во дворец при реконструкции Министерских крыльев в 1770-х годах Анж-Жаком Габриэлем и после Реставрации Бурбонов . [133]
Дворец был в основном завершен после смерти Людовика XIV в 1715 году. Дворец, выходящий на восток, имеет U-образную планировку с корпусом и симметричными выступающими второстепенными крыльями, заканчивающимися павильоном Дюфура на юге и павильоном Габриэля на севере. , создавая обширный курдонёр, известный как Королевский двор (Cour Royale). По бокам Королевского двора расположены два огромных асимметричных крыла, длина фасада которых составляет 402 метра (1319 футов). [134] Дворец, покрытый крышей площадью около 10 гектаров (1,1 миллиона квадратных футов), имеет 2143 окна, 1252 дымохода и 67 лестниц. [135]
Дворец и его территория оказали большое влияние на архитектуру и садоводство с середины 17 века до конца 18 века. Примеры работ под влиянием Версаля включают Кристофера Рена работы во дворце Хэмптон Корт , Берлинском дворце , дворце Ла Гранха , Стокгольмском дворце , [136] Людвигсбургский дворец , Дворец Карлсруэ , Дворец Раштатт , [137] Дворец Нимфенбург , дворец Шлайсхайм , [136] [138] и дворец Эстерхази . [139]
Королевские апартаменты
[ редактировать ]Строительство в 1668–1671 годах Луи Ле Вау вокруг конверта замка Людовика XIII из красного кирпича и белого камня добавило парадные апартаменты для короля и королевы. В то время пристройка была известна как château neuf (новый замок). Гранд -апартаменты (Гранд-апартаменты, также называемые Государственными апартаментами). [141] [142] ) включают большие апартаменты du roi и большие апартаменты de la reine . Они занимали главный или главный этаж замка Нёф , с тремя комнатами в каждой квартире, выходящими на сад на западе, и четырьмя комнатами, выходящими на садовые партеры на севере и юге соответственно. Частные апартаменты короля ( квартира короля и маленькая квартира короля ) и королевы ( малая квартира королевы ) остались в замке Вье (старом замке). Дизайн государственных апартаментов Ле Вау точно следовал итальянским моделям того времени, включая размещение квартир на первом этаже ( фортепьяно нобиле , следующий этаж выше первого этажа), условность, которую архитектор позаимствовал из итальянского дворцового дизайна. [143]
Парадные апартаменты короля состояли из анфилады из семи комнат, каждая из которых посвящена одной из известных планет и связанному с ней титульному римскому божеству . Квартира королевы образовывала анфиладу, параллельную анфиладе больших апартаментов дю королевы . После пристройки Зеркального зала (1678–1684) апартаменты короля сократились до пяти комнат (до правления Людовика XV , когда были добавлены еще две комнаты), а королевы — до четырех.
Покои королевы служили резиденцией трёх королев Франции — Марии Терезии Испанской , жены Людовика XIV , Марии Лещиньской , жены Людовика XV, и Марии-Антуанетты , жены Людовика XVI . Кроме того, невестка Людовика XIV, принцесса Мария-Аделаида Савойская , герцогиня Бургундская, жена Людовика, герцога Бургундского , занимала эти комнаты с 1697 года (год ее замужества) до своей смерти в 1712 году. [с]
Посольская лестница
[ редактировать ]Посольская лестница ( Escalier des Ambassadeurs ) — императорская лестница, построенная с 1674 по 1680 год Франсуа д'Орбе . До тех пор, пока Людовик XV не снес его в 1752 году, чтобы создать внутренний двор для своих личных апартаментов. [144] лестница была главным входом в Версальский дворец и особенно в королевские апартаменты. [145] В него можно было попасть со двора через вестибюль , который, тесный и темный, сильно контрастировал с высоким открытым пространством лестницы, которая, как известно, естественным образом освещалась световым люком , чтобы внушать страх посетителям. [146] [147]
Лестница и стены помещения, в котором она находилась, были облицованы полихромным мрамором и позолоченной бронзой. [148] с декором в ионическом ордере. [149] Шарль Лебрен расписал стены и потолок комнаты в праздничном стиле, чтобы отпраздновать победу Людовика XIV во франко-голландской войне . [150] На стене сразу над лестницей висели картины в стиле тромплей, изображающие людей из четырех частей света, смотрящих на лестницу через балюстраду, мотив повторяется на потолочной фреске. [151] [152] Там к ним присоединились аллегорические фигуры двенадцати месяцев в году и различные классические греческие фигуры, такие как Музы . [153] Мраморный бюст Людовика XIV, созданный Жаном Вареном в 1665–1666 годах. [154] помещался в нише над первой площадкой лестницы. [148]
Парадные апартаменты короля
[ редактировать ]- Трапеза в доме Симона Фарисея работы Веронезе в Салоне Геркулеса
- Салон Изобилия
- Салон Венеры
- Салон Меркурия
Строительство Зеркального зала в 1678–1686 годах совпало с капитальной перестройкой Парадных покоев. Первоначально они предназначались для его резиденции, но король превратил их в галереи для своих лучших картин и места для многочисленных приемов для придворных. В период со дня Всех Святых в ноябре до Пасхи они обычно проводились три раза в неделю, с шести до десяти вечера, с различными развлечениями. [155]
Салон Геркулеса
[ редактировать ]Первоначально это была часовня. Он был перестроен в 1712 году под руководством первого архитектора короля Робера де Котта для демонстрации двух картин Паоло Веронезе , «Елеазара и Ребекки» и «Трапезы в доме Симона Фарисея» , подаренной Людовику XIV от короля. в Венецианская республика 1664 году. Картина на потолке «Апофеоз Геракла» работы Франсуа Лемуана была завершена в 1736 году и дала помещению свое название. [155] [156]
Салон Изобилия
[ редактировать ]Салон изобилия был прихожей Кунсткамеры (ныне Игровая комната), где была представлена коллекция драгоценных камней и редких предметов Людовика XIV. Некоторые предметы коллекции изображены на Рене-Антуана Уасса картине «Изобилие и щедрость» (1683), расположенной на потолке над дверью напротив окон.
Салон Венеры
[ редактировать ]Этот салон использовался для подачи легких закусок во время вечерних приемов. Главной особенностью этого зала является статуя Людовика XIV в натуральную величину работы Жана Варена в костюме римского императора. На потолке в позолоченной овальной раме находится еще одна картина Уасса « Венера, покоряющая богов и силы» (1672–1681). Картины и скульптуры в стиле «тромплей» вокруг потолка иллюстрируют мифологические темы. [157]
Салон Меркурия
[ редактировать ]Салон Меркурия был первоначальной государственной спальней, когда Людовик XIV официально перенес во дворец двор и правительство в 1682 году. Кровать является точной копией оригинала, заказанного королем Луи-Филиппом в 19 веке, когда он превратил дворец в музей. . Росписи потолка фламандского художника Жана Батиста де Шампэня изображают бога Меркурия в его колеснице, запряженной петухом, а также Александра Македонского и Птолемея в окружении ученых и философов. Часы-автоматы были изготовлены для короля королевским часовщиком Антуаном Мораном в 1706 году. Когда они пробьют час, из облака спускаются фигуры Людовика XIV и Славы. [158]
- Салон Марса
- Потолок в Салоне Аполлона с изображением Солнечной Колесницы Аполлона.
- Бюст Людовика XIV работы Бернини в Салоне Дианы
Салон Марса
[ редактировать ]Салон Марса использовался королевской гвардией до 1782 года и был украшен на военную тему шлемами и трофеями. В 1684–1750 годах он был превращен в концертный зал с галереями для музыкантов по обе стороны. портреты Людовика XV и его королевы Марии Лещиньской работы фламандского художника Карла Ван Лоо Сегодня зал украшают .
Салон Аполлона
[ редактировать ]Салон Аполлона был королевским тронным залом при Людовике XIV и местом официальных аудиенций. Серебряный трон высотой восемь футов был переплавлен в 1689 году, чтобы оплатить расходы на дорогостоящую войну, и был заменен более скромным троном из позолоченного дерева. Центральная картина на потолке работы Шарля де ла Фосса изображает Солнечную Колесницу Аполлона , любимую эмблему короля, запряженную четырьмя лошадьми и окруженную четырьмя временами года.
Салон Дианы
[ редактировать ]Салон Дианы использовался Людовиком XIV как бильярдная и имел галереи, с которых придворные могли наблюдать за его игрой. Убранство стен и потолка изображает сцены из жизни богини Дианы . знаменитый бюст Людовика XIV работы Бернини, созданный во время визита знаменитого скульптора во Францию в 1665 году. Здесь выставлен [159] [ отсутствует длинная цитата ]
Частные апартаменты короля и королевы
[ редактировать ]- Королевская спальня
- Спальня королевы
- Позолоченный кабинет Марии-Антуанетты
- Бильярдная Марии-Антуанетты
Частные апартаменты короля
[ редактировать ]Покои короля были сердцем замка; они находились в том же месте, что и комнаты Людовика XIII , создателя замка, на первом этаже (второй этаж в американском стиле). Они были отведены для личного пользования Людовиком XIV в 1683 году. Он и его преемники Людовик XV и Людовик XVI использовали эти комнаты для официальных функций, таких как церемониальный рычаг («пробуждение») и кушетка («отход ко сну»). ) монарха, на котором присутствовала толпа придворных.
В апартаменты короля можно было попасть из Зеркального зала из прихожей Oeil de Boeuf или из караульной комнаты и Большого Кувера , церемониальной комнаты, где Людовик XIV часто ужинал, сидя в одиночестве за столом перед камином. Ложку, вилку и нож ему принесли в золотой шкатулке. Придворные могли наблюдать, как он обедает. [160]
Спальня короля изначально была гостиной, прежде чем Людовик XIV превратил ее в свою спальню в 1701 году. Он умер там 1 сентября 1715 года. И Людовик XV, и Людовик XVI продолжали использовать спальню для своего официального пробуждения и отхода ко сну. 6 октября 1789 года с балкона этой комнаты Людовик XVI и Мария-Антуанетта, к которым присоединился маркиз де Лафайет , смотрели сверху вниз на враждебно настроенную толпу во дворе, незадолго до того, как король был вынужден вернуться в Париж. [160]
Кровать короля помещена под резной рельеф Николя Кусту под названием «Франция, наблюдающая за спящим королем» . Украшение включает в себя несколько картин, вставленных в панели, в том числе автопортрет Антония ван Дейка . [160]
Частные апартаменты Королевы
[ редактировать ]Petit Appartement de la Reine представляет собой набор комнат, предназначенных для личного пользования королевы. Первоначально предназначенные для использования Марией Терезией Испанской , супругой Людовика XIV , комнаты позже были переоборудованы для использования Марией Лещиньской и, наконец, Марией-Антуанеттой . Апартаменты королевы и апартаменты короля были спроектированы по одинаковому дизайну: в каждом люксе было семь комнат. Потолки обоих люксов были расписаны сценами из мифологии; На потолках короля были изображены мужские фигуры, а на потолках королевы - женщины.
Зеркальный зал
[ редактировать ]— Зеркальный зал это длинная галерея в самой западной части дворца, выходящая на сады. [161] [162] Зал был построен с 1678 по 1681 год на месте террасы Ле Вау, построенной между покоями короля и королевы. [69] [161] Зал облицован мрамором и оформлен в модифицированной версии коринфского ордера , с 578 зеркалами, обращенными к 17 окнам и отражающими исходящий от них свет. Фреска на потолке, написанная Ле Бруном в течение следующих четырех лет, [163] украшает первые 18 лет правления Людовика XIV в 30 сценах, [161] 17 из них — военные победы над голландцами. [164] На фреске изображен сам Людовик XIV рядом с классическими фигурами в сценах, посвященных моментам его правления, таким как начало личного правления в 1661 году. [165] отход от более ранних фресок Версаля, в которых использовались аллегории, заимствованные из классических и мифологических сцен. [163] [166]
Салон войны и Салон мира завершают Зеркальный зал на его северном и южном концах соответственно. [167] [168] Военный салон, построенный и украшенный с 1678 по 1686 год, празднует победы Франции во франко-голландской войне с мраморными панелями, позолоченными бронзовыми трофеями оружия и лепным барельефом Людовика XIV, едущего на коне над своими врагами. Салон Мира оформлен в том же стиле, но в соответствии с одноименной темой. [161]
Королевская часовня
[ редактировать ]Королевская часовня Версаля расположена в южном конце северного крыла. [169] Высота здания составляет 40 метров (130 футов), длина — 42 метра (138 футов), ширина — 24 метра (79 футов). [170] Часовня прямоугольной формы с полукруглой апсидой . [171] сочетая традиционную готическую королевскую французскую церковную архитектуру со стилем французского барокко Версаля. [170] [172] Потолок часовни представляет собой непрерывный свод, разделенный на три фрески Антуана Куапеля , Шарля де Ла Фосса и Жана Жувене . [170] Палитра мотивов под фресками прославляет деяния Людовика IX и включает изображения Давида , Константина , Карла Великого и Людовика IX, Флер де Лис Людовика XIV и монограмму . [173] Орган капеллы построили Роберт Клико и Жюльен Трибюо в 1709–1710 годах.
Людовик XIV заказал шестую часовню в Ардуэн-Мансаре и Лебрене в 1683–1684 годах. Это было последнее здание, построенное в Версале во время правления Людовика XIV. [54] [170] [171] Однако строительство было отложено до 1699 года. [54] [170] и оно не было завершено до 1710 года. [170] Единственной серьезной модификацией часовни с момента ее завершения было снятие фонаря с ее крыши в 1765 году. Полная реставрация часовни началась в конце 2017 года и продолжалась до начала 2021 года. [174]
Королевская опера
[ редактировать ]- Опера в сторону Королевской ложи
- Фойе Королевской оперы
- Королевская опера во время празднования свадьбы Людовика XVI и Марии-Антуанетты (1770 г.)
- Сцена Королевской оперы
- Потолок оперы, роспись Луи Жан-Жака Дюрамо.
Королевская опера Версаля была первоначально заказана Людовиком XIV в 1682 году и должна была быть построена в конце северного крыла по проекту Ардуэна-Мансара и Карло Вигарани . Однако из-за расходов короля на континентальные войны проект был отложен. Идея была возрождена Людовиком XV с новым дизайном Анж-Жака Габриэля в 1748 году, но и от него было временно отложено. Проект был возрожден и ускорен к запланированному празднованию свадьбы дофина, будущего Людовика XVI , и Марии-Антуанетты . В целях экономии и скорости новая опера была построена почти полностью из дерева, что также придавало ей очень качественную акустику. Дерево было окрашено под мрамор, а потолок был украшен картиной Луи Жан-Жака Дюрамо, изображающей Аполлона, бога искусств, готовящего короны для прославленных художников . Скульптор Огюстен Пажу дополнил украшение скульптурами и рельефами. Новая Опера была открыта 16 мая 1770 года в рамках празднования королевской свадьбы. [175]
В октябре 1789 года, в начале Французской революции , король устроил в опере последний банкет для королевских гвардейцев перед отъездом в Париж. После франко-германской войны 1871 года, а затем Парижской Коммуны до 1875 года Национальное собрание Франции собиралось в опере до провозглашения Третьей французской республики и возвращения правительства в Париж. [176]
Музей истории Франции
[ редактировать ]- Луи-Филипп посвящает Галерею Батай работы Франсуа Жозефа Хейма (1837 г.)
- Галерея сражений Музея истории Франции.
- Битва при Тайлебурге , Эжен Делакруа (1837)
- Луи-Филипп и его сыновья позируют перед воротами Версаля, Историческая галерея Ораса Верне (1846 г.)
стал королем в 1830 году, Вскоре после того, как Луи-Филипп I он решил превратить дворец в музей, посвященный «Всей славе Франции», с картинами и скульптурами, изображающими знаменитых французских побед и героев. Большинство покоев дворца были полностью снесены (в главном здании практически все покои были уничтожены, почти нетронутыми остались только покои короля и королевы) и превратились в череду из нескольких больших комнат и галерей: , изображающая коронацию Наполеона I Зал Коронации (чей первоначальный объем не был тронут Луи-Филиппом), в котором представлена знаменитая картина Жака-Луи Давида ; Зал Битв; увековечивание французских побед масштабными картинами; и зал 1830 года, в котором отмечался приход к власти Луи-Филиппа во время Французской революции 1830 года . Некоторые картины были привезены из Лувра, в том числе работы, изображающие события французской истории Филиппа де Шампейна , Пьера Миньяра , Лорана де Ла Гира. , Шарль Лебрен , Адам Франс ван дер Мюлен , Николя де Ларжильер , Гиацинт Риго , Жан-Антуан Гудон , Жан-Марк Наттье , Элизабет Виже Лебрен , Юбер Робер , Томас Лоуренс , Жак-Луи Давид и Антуан-Жан Гро . Другие были заказаны специально для музея выдающимися художниками начала 19-го века, в том числе Эженом Делакруа , который нарисовал Святого Людовика во время победы французов над британцами в битве при Тайлебурге в 1242 году. Среди других представленных художников - Орас Верне и Франсуа Жерар . На монументальной картине Верне изображен сам Луи-Филипп с сыновьями, позирующими перед воротами дворца. [177]
Свержение Луи-Филиппа в 1848 году положило конец его грандиозным планам относительно музея, но Галерея сражений осталась такой же, как и была, и через нее проходят многие посетители королевских покоев и больших салонов. Еще одна группа комнат на первом этаже была превращена в галереи Людовика XIV и его двора, где выставлена мебель, картины и скульптуры. В последние годы одиннадцать залов на первом этаже между Часовней и Оперой превратились в историю дворца с помощью аудиовизуальных экспозиций и моделей. [177]
Поместье Версаля
[ редактировать ]Поместье Версаля состоит из дворца, вспомогательных построек вокруг него, а также парка и садов . По состоянию на июнь 2021 года поместье в целом занимает площадь 800 га (8,0 км²). 2 ; 2000 акров), [178] с парком и садами, расположенными к югу, западу и северу от дворца. [179] К дворцу ведет с востока Авеню де Пари , протяженность которого составляет 27 километров (17 миль) от Парижа до ворот между Гранд и Петит Экюри . [180] За этими конюшнями находится Оружейная площадь . [181] [182] место, где авеню Парижа пересекается с авеню Со и авеню Сен-Клу (см. карту), тремя дорогами, которые образовали главные артерии города Версаль. [46] [183] Именно там, где встречаются три дороги, находятся ворота, ведущие в курдонёр . [184] окруженный « Крыльями министров» . [181] [182] Дальше находятся Королевские ворота и главный дворец. [182] который окружает Королевский [185] и, наконец, Мраморные корты . [186]
Поместье было основано Людовиком XIII как охотничье убежище. [5] [187] с парком к западу от его замка. [17] С 1661 года Людовик XIV расширял поместье до тех пор, пока [188] [189] В наибольшей степени поместье представляло собой Большой парк , охотничьи угодья площадью 15 000 гектаров (150 км ). 2 ; 37 000 акров), [187] [179] и сады, называемые Малым парком, [179] который охватывал 1700 га (17 км 2 ; 4200 акров). Поместье окружала стена длиной 40 километров (25 миль) и высотой 3 метра (10 футов) с 24 воротами. [187]
Ландшафт поместья должен был быть создан на основе болота, окружавшего замок Людовика XIII, с использованием ландшафтной архитектуры, обычно используемой при строительстве крепостей. [190] Подход к дворцу и садам был тщательно продуман путем перемещения земли и строительства террас. [191] [192] Вода из болота направлялась в ряд озер и прудов вокруг Версаля. [193] но этих резервуаров было недостаточно для дворца, города или садов. Для снабжения Версаля водой были предприняты большие усилия, такие как перекрытие реки Бьевр плотиной для создания притока в 1660-х годах, строительство огромной насосной станции на реке Сена недалеко от Марли-ле-Руа в 1681 году и попытка отвести воду из реки Эр с помощью канала в конце 1680-х годов. [194] [195]
Сады
[ редактировать ]Сады Версаля в том виде, в каком они существовали со времен правления Людовика XIV, являются работой Андре Ленотра . Садам Ленотра предшествовал простой сад, заложенный в 1630-х годах ландшафтными архитекторами Жаком Бойсо и Жаком де Немуром. [196] который он перестроил по оси восток-запад, что, [197] из-за покупки земли Людовиком XIV и вырубки лесов, [44] [190] [179] были расширены буквально настолько, насколько было видно. [197] Созданные в результате сады были плодом сотрудничества Ленотра, Лебрена, Кольбера и Людовика XIV. [192] отмечены строгим порядком, дисциплиной, [44] и открытое пространство с осевыми дорожками, клумбами , живыми изгородями , прудами и озерами в качестве мотивов. [136] Они стали воплощением французского формального садового стиля. [198] и были очень влиятельными и широко имитировались или воспроизводились. [136] [179]
Дочерние структуры
[ редактировать ]Первым из вспомогательных сооружений Версальского дворца был Версальский зверинец , [199] [200] построенный Ле Вау между 1662 и 1664 годами, [200] в южной оконечности Большого канала. [199] Квартиры с видом на загоны, [46] [201] были отремонтированы Ардуэном-Мансаром с 1698 по 1700 год, [200] но в 1712 году зверинец вышел из употребления. [199] [д] После длительного периода упадка он был снесен в 1801 году. [200] Версальская оранжерея , расположенная к югу от дворца. [203] был впервые построен Ле Вау в 1663 году. [204] первоначально как часть общего перемещения земли для создания поместья. [191] Он также был модифицирован Мансаром, который с 1681 по 1685 год полностью перестроил его и увеличил его размер вдвое. [205]
В конце 1679 г. [206] Людовик XIV поручил Мансару построить замок Марли . [99] убежище на окраине поместья Версаля, примерно в 8,0 км (5 миль) от дворца. [207] Замок состоял из основного жилого здания и двенадцати павильонов в палладианском стиле. [208] расположены в два ряда по обе стороны от главного здания. [209] Строительство было завершено в 1686 году. [99] [210] когда Людовик XIV провел там свою первую ночь. [206] Замок был национализирован и продан в 1799 году. [209] и впоследствии снесен и заменен промышленными постройками. Сами они были снесены в 1805 году. [211] а затем в 1811 году поместье приобрел Наполеон. [209] [211] 1 июня 2009 года территория замка Марли была передана Государственному учреждению дворца, музея и национального поместья Версаля. [211]
Ла Лантерн — охотничий домик, названный в честь фонаря, который украшал близлежащий зверинец, построенный в 1787 году Филиппом Луи де Ноай , тогдашним губернатором дворца. С 1960 года является государственной резиденцией. [200]
Пти-Трианон
[ редактировать ]- Вид с воздуха на Пти-Трианон и его сады.
- Западный фасад Малого Трианона
- Французский павильон Малого Трианона.
- Бельведер . в парке Пти-Трианон
Пти-Трианон, строительство которого продолжалось с 1762 по 1768 год. [212] привело к появлению названий «Гранд» и «Пти-Трианон», [213] был построен для Людовика XV и мадам дю Барри в неоклассическом стиле Габриэлем. [214] [215] В здании есть фортепианный дворик , подвал и чердак. [212] с пятью окнами на каждом этаже. [213] Став королем, Людовик XVI подарил Малый Трианон Марии-Антуанетте, которая реконструировала его, перестроила его сады в тогдашних английском и восточном стилях. [213] [216] [217] и сформировала там свой собственный двор. [217]
В 1668 году [218] Людовик XIV купил и разрушил деревню Трианон. [56] недалеко от северной оконечности Большого канала, [219] и вместо этого он поручил Ле Вау построить убежище от двора, [219] [220] помнят как Фарфоровый Трианон . Спроектированный и построенный Ле Вау в 1670 году. [218] [221] это был первый образец архитектуры шинуазри (искусственно китайской) в Европе, хотя в основном он был спроектирован во французском стиле. [222] [223] Крыша была не фарфором , а фаянсовой посудой , [218] [219] [222] и поэтому был склонен к утечкам, [224] поэтому в 1687 году Людовик XIV приказал его снести. [218] Тем не менее, Фарфоровый Трианон сам по себе пользовался влиянием, и его подражатели строились по всей Европе. [219] [225]
Большой Трианон
[ редактировать ]- Большой Трианон
- Интерьер Большого Трианона
- Королевский театр
Чтобы заменить фарфоровый Трианон, [224] Людовик XIV поручил Ардуэну-Мансару построить в 1687 году Большой Трианон , построенный из мрамора за три месяца. [218] У Гранд Трианона один этаж, за исключением пристроенного к нему служебного крыла. [226] [227] который был модифицирован Ардуэном-Мансаром в 1705–06 гг. [228] Восточный фасад имеет внутренний двор, а западный обращен к садам Большого Трианона, а между ними - перистиль . [226] [228] Интерьеры в основном оригинальные. [214] Здесь размещались Людовик XIV, мадам де Ментенон, Мария Лещинская и Наполеон, заказавший реставрацию здания. При Шарле де Голле северное крыло Большого Трианона стало резиденцией президента Франции. [226]
Королевская Гамлет и Театр
[ редактировать ]Рядом с Трианонами находятся Французский павильон , построенный Габриэлем в 1750 году между двумя резиденциями, а также Королевский театр и Королевский Гамлет , построенные архитектором Ришаром Мике в 1780 году и с 1783 по 1785 год соответственно. Оба они были построены по приказу Марии-Антуанетты; [229] театр, спрятанный в саду, потворствовал ее любви к опере и абсолютно оригинален, [214] и деревню, чтобы расширить свои сады с деревенскими удобствами. [229] [230] [231] Схема застройки Королевского Гамлета включает фермерский дом (ферма должна была производить молоко и яйца для королевы), маслодельню, голубятню, будуар, сарай, сгоревший во время Французской революции, мельницу и башню в форма маяка.
Современные политические и церемониальные функции
[ редактировать ]Дворец до сих пор выполняет политические функции. Главы государств празднуются в Зеркальном зале; Двухпалатный французский парламент, состоящий из Сената ( Sénat ) и Национальной ассамблеи ( Assemblée nationale ), встречается на совместном заседании ( конгрессе французского парламента ) в Версале. [232] пересмотреть или иным образом изменить Конституцию Франции — традиция, которая вступила в силу с обнародованием Конституции 1875 года. [234] Например, парламент собрался на совместное заседание в Версале для принятия поправок к конституции в июне 1999 года (для внутренней применимости решений Международного уголовного суда и для гендерного равенства в списках кандидатов), в январе 2000 года (ратификация Амстердамского договора ) и в марте. 2003 г. (с указанием «децентрализованной организации» Французской Республики). [232]
В 2009 году президент Николя Саркози обратился к Великой рецессии перед конгрессом в Версале, впервые с 1848 года, когда Луи-Наполеон Бонапарт выступил с речью перед Второй французской республикой . [235] [236] [237] После терактов в Париже в ноябре 2015 года президент Франсуа Олланд выступил с речью перед редкой совместной сессией парламента в Версальском дворце. [238] Это был третий раз с 1848 года, когда президент Франции выступал на совместном заседании французского парламента в Версале. [239] У президента Национального собрания есть официальная квартира в Версальском дворце. [240] В 2023 году государственный визит Карла III во Францию включал государственный банкет во дворце.
Галерея
[ редактировать ]- Панорамный вид из города
- Панорамный вид из парка
См. также
[ редактировать ]- Королевский офис
- Свежий павильон
- Список резиденций в стиле барокко
- Список туристических достопримечательностей Парижа
- стиль Людовика XIV.
- Парижская мирная конференция, 1919 г.
- Potager du roi, Версаль (Кухонный сад короля)
- Клятва теннисного корта ( фр . Oath du Jeu de Paume ) в районе Сен-Луи.
- Версальский собор
- Слон Людовика XIV
Примечания
[ редактировать ]- ^ Название «Версаль», впервые использованное в 1038 году. [9] от старофранцузского слова версаль , [10] происходит от латинского слова vertere ; [11] оба означают «вспаханное поле». [10] [11]
- ↑ В любой момент правления Людовика XIV около 5% французской знати находились при дворе в Версале. Боханан подсчитал, что точное количество людей, обычно присутствующих в Версале, составляет 5000 дворян и такое же количество простолюдинов. [101] а Бланнинг дает 1000 дворян и 4000 слуг. [38]
- ^ В этой комнате родились шесть королей: Филипп V Испанский , Людовик XV, Людовик XVI, Людовик XVII , Людовик XVIII и Карл X.
- ↑ Животные Зверинца, заброшенного после революции, были перевезены в Париж и стали основой зверинца Сада растений , второго старейшего общественного зоопарка в мире. [202]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Версаль» . Словарь.com . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ «Общественное учреждение» . Версальский дворец . 31 октября 2016 года . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ «Версальский дворец (Château de Versailles)» . Исследуйте Францию . Правительство Франции. 18 июня 2021 г.
- ^ «Дворец и парк Версаля» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Спофорт 2008 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Айерс 2004 , с. 333.
- ^ Spawforth 2008 , стр. 1–2.
- ^ Высокий 1996 , с. 369.
- ^ Jump up to: а б Город Версаль: История .
- ^ Jump up to: а б Джонс 2018 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Спофорт 2008 , с. 1.
- ^ Джонс 2018 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Уолтон 1986 , с. 53.
- ^ Джонс 2018 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б с Бергер 1994 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с Джонс 2018 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Спофорт 2008 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Версальский дворец: История .
- ^ Боханан 2001 , с. 58.
- ^ Джонс 2018 , с. 17.
- ^ Боханан 2001 , стр. 58, 60, 66.
- ^ Спофорт 2008 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с Боханан 2001 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Бергер 1994 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Джонс 2018 , с. 25.
- ^ Высокий 1996 , стр. 369–70.
- ^ Jump up to: а б Спофорт, 2008 г. , стр. 4–5.
- ^ Бонни 2007 , с. 223.
- ^ Jump up to: а б с Бланнинг 2002 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Джонс 2018 , с. 19.
- ^ Версальский дворец: Шарль Лебрен .
- ^ Бергер 1994 , стр. 18–19.
- ^ Уолтон 1986 , с. 41.
- ^ Бланнинг 2002 , с. 40.
- ^ Уолтон 1986 , с. 42.
- ^ Бонни 2007 , стр. 208–10.
- ^ Спофорт 2008 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Бланнинг 2002 , с. 36.
- ^ Бергер 1994 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Спофорт 2008 , с. 9.
- ^ Уолтон 1986 , с. 35.
- ^ Бергер 1994 , с. 25.
- ^ Уолтон 1986 , стр. 55–63.
- ^ Jump up to: а б с Спофорт 2008 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Айерс 2004 , с. 334.
- ^ Jump up to: а б с Бергер 1994 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с д Спофорт 2008 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д Уолтон 1986 , с. 67.
- ^ Уолтон 1986 , стр. 62–63, 69.
- ^ Бергер 1994 , с. 61.
- ^ Бергер 1994 , стр. 61, 64.
- ^ Айерс 2004 , стр. 334–35.
- ^ Бергер 1994 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Высокий 1996 , с. 370.
- ^ Jump up to: а б Спофорт 2008 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Джонс 2018 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с Спофорт, 2008 г. , стр. 7–8.
- ^ Бергер 1994 , с. 22.
- ^ Бергер 1985 , с. 22.
- ^ Уолтон 1986 , с. 91.
- ^ Джонс 2018 , с. 22.
- ^ Уолтон 1986 , с. 38.
- ^ Джонс 2018 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б с д Уолтон 1986 , стр. 50–51.
- ^ Spawforth 2008 , стр. 9, 11.
- ^ Уолтон 1986 , с. 93.
- ^ Бергер 1994 , стр. 86–87, 113.
- ^ Jump up to: а б Спофорт 2008 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Бергер 1994 , с. 115.
- ^ Джонс 2018 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Версальский дворец: столица .
- ^ Бергер 1994 , с. 114.
- ^ Версальский дворец: Королевские конюшни .
- ^ Версальский дворец: Великое Коммуна .
- ^ Jump up to: а б Спофорт, 2008 г. , стр. 10–11.
- ^ Джонс 2018 , с. 43.
- ^ Уолтон 1986 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Джонс 2018 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Дойл 2001 , с. 190.
- ^ Уолтон 1986 , стр. 51–52.
- ^ Spawforth 2008 , стр. 17–19.
- ^ Джонс 2018 , с. 53.
- ^ Джонс 2018 , с. 59–60, 65.
- ^ Spawforth 2008 , стр. 20–21.
- ^ Jump up to: а б Спофорт 2008 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Версальский дворец: Королевская опера .
- ^ Jump up to: а б Джонс 2018 , с. 61.
- ^ Spawforth 2008 , стр. 21–24.
- ^ Спофорт 2008 , с. 24.
- ^ Бланнинг 2002 , стр. 33–40.
- ^ Jump up to: а б Боханан 2001 , стр. 61–64.
- ^ Бланнинг 2002 , с. 49.
- ^ Уолтон 1986 , стр. 57, 59.
- ^ Джонс 2018 , с. 26.
- ^ Боханан 2001 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с Джонс 2018 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с Дойл 2001 , с. 173.
- ^ Спофорт 2008 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с Спофорт 2008 , с. 15.
- ^ Бланнинг 2002 , стр. 31–34, 40.
- ^ Боханан 2001 , стр. 62, 64.
- ^ Суонн 2001 , стр. 143, 145.
- ^ Версальский дворец: Прием генуэзского дожа .
- ^ Версальский дворец: Прием посла Сиама .
- ^ Версальский дворец: Прием послов Персии .
- ^ Jump up to: а б Версальский дворец: Смерть Людовика XIV .
- ^ Джонс 2018 , с. 57.
- ^ Спофорт 2008 , с. 20.
- ^ Джонс 2018 , с. 58.
- ^ Суонн 2001 , с. 201.
- ^ Дойл 2001 , с. 91.
- ^ «Визит ребенка Моцарта (1763-1764)» . Версальский дворец . 23 августа 2018 года . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ «Парижский договор» . www.constitutionfacts.com .
- ^ Лакайль 2012 , стр. 16–17.
- ^ Лакайль 2012 , с. 18.
- ^ Хайцманн, Анник; Дидье, Фредерик (2007). «Королевская решетка и двор» . Версалия. Обзор Общества друзей Версаля . 10 :26–43. дои : 10.3406/верса.2007.871 . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Марал, Александр (24 октября 2018 г.). Октябрь 1789 года: Версаль опустел . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Лакайль 2012 , с. 19.
- ^ Спофорт 2008 , с. 244.
- ^ Высокий 1996 , стр. 369–374.
- ^ «Визит королевы Виктории, 1855 год» . Версальский дворец . 22 ноября 2016 г.
- ^ Лакайль 2012 , с. 12.
- ^ Лакайль 2012 , с. 20.
- ^ Лакайль 2012 , с. 13.
- ↑ Айверсон, Джеффри, France Today , 19 июля 2014 г.
- ^ «1957 – XX век – На протяжении веков – Версаль 3d» . www.versailles3d.com .
- ^ «Версальский дворец поврежден бомбой» . Нью-Йорк Таймс . 26 июня 1978 года . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Кемп 1976 , с. 135–137
- ^ Лелуп, Мишель (7 сентября 2006 г.). «Версаль в большом туалете» . L'Express (на французском языке). Архивировано из оригинала 15 февраля 2008 года . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Сайт государственного учреждения Версальского замка (en.chateauversailles.fr)
- ^ «Версальский замок» . Париж 2024 . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Бергер 1985 , стр. 23–25.
- ^ Джонс 2018 , стр. 61–62, 122.
- ^ «История искусства» . Изобразительное искусство Корк . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ Айерс 2004 г., также включает 700 номеров. п. 333.
- ^ Jump up to: а б с д ЮНЕСКО: Дворец и парк Версаля .
- ^ Кауфманн 1995 , стр. 320–22.
- ^ Кауфманн 1995 , стр. 323–24.
- ^ Кауфманн 1995 , с. 338.
- ^ Блондель 1752–1756 , том. 4 (1756 г.), книга 7, табл. 8; Нольак 1898 , с. 49 (датирует план Блонделя примерно 1742 годом).
- ^ Сауле и Мейер 2000 , с. 18, 22.
- ^ Michelin Tire 1989, стр. 182.
- ^ Бергер 1985 , с. 24–25; Айерс 2004 г.
- ^ Бергер 1985 , с. 32.
- ^ Йеркс 2015 , с. 51.
- ^ Бергер 1985 , стр. 32–33.
- ^ Йеркс 2015 , стр. 67, 69.
- ^ Jump up to: а б Versailles 3D: 1752 .
- ^ Йеркс 2015 , с. 72.
- ^ Бергер 1985 , стр. 32–36.
- ^ Йеркс 2015 , стр. 72–73.
- ^ Бергер 1985 , с. 36.
- ^ Бергер 1985 , стр. 35–36.
- ^ Бергер 1994 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Солнце 2013 , с. 20.
- ^ Перуз де Монкло 1991 , стр. 262–264.
- ^ Солнце 2013 , с. 22.
- ^ Солнце 2013 , с. 25.
- ^ Солнце 2013 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Солнце 2013 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с д Версальский дворец: Зеркальный зал .
- ^ Бергер 1985 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Айерс 2004 , с. 337.
- ^ Бланнинг 2002 , с. 38.
- ^ Бергер 1985 , стр. 53–54.
- ^ Джонс 2018 , с. 40.
- ^ Спофорт 2008 , с. iii.
- ^ Джонс 2018 , стр. 38–39.
- ^ Айерс 2004 , с. 338.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Версальский дворец: Королевская часовня .
- ^ Jump up to: а б Бергер 1994 , с. 128.
- ^ Бергер 1994 , стр. 128–35.
- ^ Бергер 1994 , с. 134.
- ^ Версальский дворец: возрождение королевской часовни .
- ^ Солнце 2013 , с. 60
- ^ «Версальский дворец | дворец, Версаль, Франция» . Британская энциклопедия . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Солнце 2013 , стр. 18-19.
- ^ Версальский дворец: Поместье .
- ^ Jump up to: а б с д и Уолтон 1986 , с. 29.
- ^ Уолтон 1986 , стр. 13, 15.
- ^ Jump up to: а б Джонс 2018 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с Уолтон 1986 , с. 18.
- ^ Спофорт 2008 , с. 8.
- ^ Уолтон 1986 , с. 17.
- ^ Джонс 2018 , с. 38.
- ^ Уолтон 1986 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с Джонс 2018 , с. 44.
- ^ Высокий 1996 , стр. 371–72.
- ^ Джонс 2018 , стр. 19–20.
- ^ Jump up to: а б Джонс 2018 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Уолтон 1986 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Версальский дворец: Сады .
- ^ Джонс 2018 , с. 30.
- ^ Спофорт 2008 , с. 16–17.
- ^ Джонс 2018 , с. 30–31.
- ^ Высокий 1996 , стр. 369, 371–72.
- ^ Jump up to: а б Версальский дворец: Андре Ленотр .
- ^ Джонс 2018 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с Уолтон 1986 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с д и Версальский дворец: Зверинец .
- ^ Уолтон 1986 , стр. 33, 55.
- ^ Делижорж, Гади, Лабалетт, «Le Jardin des Plantes и Национальный музей естественной истории» (2004), стр. 58
- ^ Версальский дворец: Оранжерея .
- ^ Джонс 2018 , стр. 23–24.
- ^ Бергер 1994 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Бергер 1994 , с. 143.
- ^ Джонс 2018 , с. 51.
- ^ Бергер 1994 , стр. 143–44.
- ^ Jump up to: а б с База Мериме: Национальный домен Марли .
- ^ База Мериме: Королевский замок Марли .
- ^ Jump up to: а б с Версальский дворец: поместье Марли .
- ^ Jump up to: а б Высокий 1996 , с. 373.
- ^ Jump up to: а б с Версальский дворец: Пти-Трианон .
- ^ Jump up to: а б с Версальский дворец: Трианон .
- ^ Джонс 2018 , с. 70.
- ^ Высокий 1996 , стр. 373–74.
- ^ Jump up to: а б Джонс 2018 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б с д и Высокий 1996 , с. 372.
- ^ Jump up to: а б с д Бергер 1994 , с. 68.
- ^ Багдиантц-МакКейб 2008 , с. 214.
- ^ Бергер 1994 , стр. 26, 68.
- ^ Jump up to: а б Багдиантц-Маккейб 2008 , с. 215.
- ^ Бергер 1994 , стр. 68, 118.
- ^ Jump up to: а б Бергер 1994 , с. 118.
- ^ Багдиантц-МакКейб 2008 , стр. 216, 219.
- ^ Jump up to: а б с Версальский дворец: Большой Трианон .
- ^ Бергер 1994 , стр. 118–19.
- ^ Jump up to: а б Бергер 1994 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Высокий 1996 , с. 374.
- ^ Версальский дворец: Королевский Гамлет .
- ^ Джонс 2018 , стр. 76–79.
- ^ Jump up to: а б Уильям Сафран, «Франция» в книге «Политика в Европе» (М. Дональд Хэнкок и др., CQ Sage: 5-е изд., 2012 г.).
- ^ «Конституция 1875 года» . Архивировано из оригинала 13 мая 2008 года . Проверено 2 августа 2008 г.
- ^ Статья 9: Местонахождение исполнительной власти и двух палат находится в Версале. [233]
- ^ «Нарушая традицию, Саркози выступает перед парламентом» . Ассошиэйтед Пресс . 22 июня 2009 г.
- ^ Джерри М. Розенберг, «Франция» в Краткой энциклопедии Великой рецессии 2007–2012 годов (Scarecrow Press: 2012), стр. 262.
- ^ Associated Press, Последние новости: американский баскетболист Джеймс не едет во Францию (16 ноября 2015 г.).
- ^ Associated Press, Последние новости: Брат, не веря своим глазам, связан с терактами в Париже (16 ноября 2015 г.).
- ↑ Франсуа Олланд: «Франция находится в состоянии войны» , CNN (16 ноября 2015 г.).
- ^ Жорж Бергунью, Председатели национальных парламентских ассамблей: Мировое сравнительное исследование ( Межпарламентский союз : Женева, 1997), стр. 39.
Ссылки
[ редактировать ]- Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа: Архитектурный путеводитель . Издание Акселя Менгеса. ISBN 9783930698967 .
- Багдиантц-Маккейб, Ина (2008). Ориентализм во Франции раннего Нового времени: евразийская торговля, экзотика и старый режим . Издательство Берг . ISBN 9781847884633 .
- Бергер, Роберт В. (1985). Версаль: Замок Людовика XIV . Издательство Пенсильванского государственного университета . ISBN 0-271-00412-6 .
- Бергер, Роберт В. (1994). Королевская страсть: Людовик XIV как покровитель архитектуры . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-44029-7 .
- Бланнинг, TCW (2002). Культура власти и сила культуры: Европа старого режима 1660–1789 гг . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acprof:oso/9780198227458.001.0001 . ISBN 978-0-1982-2745-8 .
- Блондель, Жак-Франсуа (1752–1756). Французская архитектура, или Коллекция планов, фасадов, разрезов и профилей церквей, королевских домов, дворцов, отелей и наиболее значительных зданий Парижа . Полет. 4 рейса. Париж: Шарль-Антуан Жомбер.
- Боханан, Донна (2001). Корона и дворянство во Франции раннего Нового времени . Европейская история в перспективе. Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-0-333-71694-6 .
- Бонни, Ричард (июнь 2007 г.). «Оправдание Фронды? Стоимость программы строительства Версаля Людовиком XIV». Французская история . 21 (2). Издательство Оксфордского университета: 205–22. дои : 10.1093/fh/crm004 .
- Дойл, Уильям , изд. (2001). Старый режим Франции . Краткая оксфордская история Франции. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-873129-9 .
- Суонн, Джулиан . «Государство и политическая культура». Старый режим Франции . стр. 139–68.
- Дойл, Уильям. «Политика: Людовик XIV». Старый режим Франции . стр. 169–94.
- Суонн, Джулиан. «Политика: Людовик XV». Старый режим Франции . стр. 195–222.
- Гарриг, Доминик (2001). Сады и садовники Версаля в великом веке . Сейсель: Шамп Валлон. ISBN 9782876733374 .
- Хуг, Симона (1996). «Версаль». В Тернер, Джейн (ред.). Словарь искусства . Том. 32. Нью-Йорк: Гроув. стр. 369–374. ISBN 9781884446009 . Также в Oxford Art Online (требуется подписка).
- Джонс, Колин (2018). Версаль . Основные книги . ISBN 978-1-5416-7338-0 .
- Кауфманн, Томас ДаКоста (1995). Суд, монастырь и город: Искусство и культура Центральной Европы, 1450–1800 гг . Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-42729-4 .
- Кемп, Жерар ван дер (1976). «Реставратор Версаля». Обзор Лувра . 3 : 135–137.
- Лакайль, Фредерик (2012). Версаль – 400 лет истории . Париж: Галлимар. ISBN 978-2-07-044430-4 .
- Мишлен Тайр ПЛС (1989). Иль-де-Франс: регион вокруг Парижа . Харроу [Англия]: Michelin Tire Public Ltd. Co. ISBN 9782060134116 .
- Нольак, Пьер де (1898). Создание Версаля при Луи Кензе . Париж: Х. Чемпион.
- Перуз де Монкло, Жан-Мари (1991). Версаль . Абвиль Пресс. ISBN 9781558592285 .
- Уиллоу, Беатрикс; Мейер, Дэниел (2000). Путеводитель для посетителей Версаля . Версаль: Éditions Art-Lys. ISBN 9782854951172 .
- Уиллоу, Беатрикс (2013). Версаль . Издания ArtLys.
- Спофорт, Энтони (2008). Версаль: Биография дворца . Пресса Святого Мартина . ISBN 978-0-312-35785-6 .
- Уолтон, Гай (1986). Версаль Людовика XIV . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-2268-7254-4 .
- Йеркс, Кэролайн (зима 2015 г.). «Большая лестница в Версальском замке: монументальная лестница и ее края». Хроника библиотеки Принстонского университета . 76 (1–2). Библиотека Принстонского университета : 51–83. doi : 10.25290/priunivlibrchro.76.1-2.0051 . JSTOR 10.25290/priunivlibrchro.76.1-2.0051 .
Веб-источники
[ редактировать ]- «История Версаля» (на французском языке). Город Версаль . Проверено 16 июня 2021 г.
- «Дворец и парк Версаля» . ЮНЕСКО . Проверено 21 июня 2021 г.
Министерство культуры Франции
[ редактировать ]- «Шато Рояль де Марли» . База Мериме (на французском языке). Министерство культуры . Проверено 26 августа 2021 г.
- «Национальный домен Марли» . База Мериме (на французском языке). Министерство культуры . Проверено 26 августа 2021 г.
- «История» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение Версальского дворца, музея и национального поместья . 27 марта 2016 г. Проверено 1 июня 2021 г.
- «Версаль, «столица» королевства, 1682 год» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 22 ноября 2016 года . Проверено 18 июня 2021 г.
- «Прием генуэзского дожа, 1685 год» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 22 ноября 2016 года . Проверено 23 июня 2021 г.
- «Прием посла Сиама, 1686 год» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 22 ноября 2016 года . Проверено 23 июня 2021 г.
- «Прием послов Персии, 1715 год» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 22 ноября 2016 года . Проверено 23 июня 2021 г.
- «Смерть Людовика XIV» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 23 ноября 2016 года . Проверено 22 июня 2021 г.
- «Андре Ленотр» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 2 ноября 2016 г. Проверено 8 июля 2021 г.
- «Шарль Лебрен» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 2 ноября 2016 г. Проверено 9 июля 2021 г.
- «Поместье» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 2 сентября 2016 года . Проверено 30 июня 2021 г.
- «Королевские конюшни» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 17 октября 2016 г. Проверено 17 июня 2021 г.
- «Поместье Трианон» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 17 октября 2016 г. Проверено 7 августа 2021 г.
- «Большой Трианон» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 23 ноября 2016 года . Проверено 7 августа 2021 г.
- «Маленький Трианон» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 23 ноября 2016 года . Проверено 7 августа 2021 г.
- «Королевский Гамлет» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 26 апреля 2018 года . Проверено 7 августа 2021 г.
- «Поместье Марли» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 17 октября 2016 г. Проверено 26 августа 2021 г.
- «Сады» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 17 октября 2016 г. Проверено 29 июня 2021 г.
- «Оранжерея» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 8 декабря 2016 года . Проверено 14 августа 2021 г.
- «Великая Коммуна» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 2 августа 2019 года . Проверено 18 июня 2021 г.
- «Королевская капелла» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 24 октября 2018 года . Проверено 5 сентября 2021 г.
- «Королевская опера» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 27 марта 2016 г. Проверено 25 июня 2021 г.
- «Зеркальный зал» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 27 марта 2016 г. Проверено 17 июля 2021 г.
- «Возрождение Королевского дворца» . ru.chateauversailles.fr . Общественное учреждение дворца, музея и национального поместья Версаля. 24 октября 2018 года . Проверено 5 сентября 2021 г.
- Сауле, Беатрикс . «Зверинец» . Sculptsversailles.fr (на французском языке). Общественное учреждение Версальского дворца, музея и национального поместья . Проверено 16 августа 2021 г.
- «1752: Разрушение лестницы послов» . Версаль 3D (на французском языке). Общественное учреждение Версальского дворца, музея и национального поместья . Проверено 19 ноября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мансель, Филип. Король мира: Жизнь Людовика XIV (2020), главы 8, 13.
- Марал, Александр (2010). «Королевская капелла». В Гади, Александр (ред.). Жюль Ардуэн-Мансар 1646–1708 . Париж: Éditions de la Maison des Sciences de l’homme. стр. 215–228. ISBN 9782735111879 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Версальский дворец
- 1684 заведения во Франции
- Художественные музеи и галереи Франции.
- Архитектура барокко в Версале
- Дворцы в стиле барокко во Франции.
- Здания и сооружения, построенные в 1672 году.
- Здания и сооружения, построенные в 1684 году.
- Сгоревшие здания и сооружения во Франции
- Замки Франции
- Ивелин: Замки
- Замки с классическими садами во Франции
- Ивелин: Сады
- Французский парламент
- Ивелин: Музеи
- Дворцы во Франции
- Олимпийские конные объекты
- Олимпийские объекты для современного пятиборья
- Королевские резиденции во Франции
- Места национальных законодательных собраний
- Туристические достопримечательности в Ивелине
- Объекты летних Олимпийских игр 2024 года.
- Объекты всемирного наследия во Франции