Вспомогательные сооружения Версальского дворца
Пять вспомогательных построек, расположенных рядом с Версальским дворцом, имеют историческую связь с историей и развитием дворца. Из этих пяти сооружений — Зверинец , Павильон фонарей , Фарфоровый Трианон , Большой Трианон (также называемый Мраморным Трианоном) и Малый Трианон — два были разрушены (Зверинец и Фарфоровый Трианон); однако историческая документация и отчеты позволяют обсуждать эти две структуры. Как ансамбль зданий, связанных с Версальским дворцом, но удаленных от него, они представляют собой архитектурные шедевры 17 и 18 веков, которые вдохновляют архитекторов по сей день.
Зверинец
[ редактировать ]В ответ на возросший интерес к зоологии — и особенно к аристотелевскому богословию , которое пережило ренессанс благодаря работам Клода Перро ; Помимо страсти к экзотике, Людовик XIV приказал построить Зверинец в 1662 году. Завершенный в 1664 году, Зверинец располагался на южном конце поперечного ответвления Большого канала . состоящий из комплекса зданий с центральным восьмиугольным двухэтажным павильоном Зверинец, , был излюбленным местом посетителей и придворных. В Дени Дидро Луи «Энциклопедии » -Жан-Мари Добентон рассказывает историю, в которой Людовик XIV принял африканского слона в подарок от короля Португалии Афонсу VI .
В 1668 году король Португалии отправил слона из королевства Конго королю Франции. Ему было семнадцать лет, и его рост составлял шесть с половиной футов от земли до верха спины. Слон прожил в зверинце Версаля тринадцать лет и отрастил лишь еще на фут, без сомнения, потому, что изменение климата и пищи задержало его рост; поэтому, когда джентльмены из Королевской академии наук произвели его описание, его размер составлял всего семь с половиной футов. [ 1 ]
На первом этаже центрального павильона располагался салон , украшенный ракушками, напоминающими грот . [ 2 ] На втором этаже располагалось несколько комнат, каждая из которых имела балкон с видом на вольеры для животных, окружавшие павильон.
В 1697 году 12-летняя Мария Аделаида Савойская вышла замуж за внука Людовика XIV, Людовика, герцога Бургундского . Живость и не по годам развитость герцогини быстро завоевали сердце стареющего короля, который подарил герцогине Зверинец. Между 1698 и 1700 годами интерьер был отремонтирован. В отличие от эстетики четвертой строительной кампании Людовика XIV в замке, которая отличалась изысканной строгостью, новый декор Зверинца характеризовался юношеским изобилием, предвосхищающим стиль рококо Людовика XV.
К сожалению, в 1801 году зверинец, проданный во время распродажи земли после революции , был разрушен. Сегодня Павильон Лантернов, единственный сохранившийся остаток Зверинца, реставрируется, что дает нам возможность взглянуть на кинематографическое оформление этого утраченного шедевра Версаля. [ 3 ]
Фарфор Трианон
[ редактировать ]Фарфоровый Трианон, расположенный на северном конце поперечного рукава Большого канала, служил подвеской к Зверинцу. Спроектированный Луи Ле Вау и Франсуа д'Орбе и построенный между 1669 и 1670 годами как увеселительный павильон для Людовика XIV и его любовницы маркизы де Монтеспан , центральный павильон и четыре его меньших здания были покрыты бело-голубой глиняной посудой (а не фарфор , который еще не производился в Европе) плитка под имитацию керамогранита. К сожалению, Трианон де Фарфор просуществовал относительно недолго из-за падения популярности маркизы де Монтеспан и сохранения внешней облицовки плиткой - плитки ломались и отставали от поверхности зданий из-за холодной погоды. В 1687 году Фарфоровый Трианон был разрушен; но, поскольку Людовик XIV предпочитал место, Большой Трианон был построен на том же месте. [ 4 ] [ 5 ]
Гранд Трианон
[ редактировать ]Говорят, что Людовик XIV построил Версаль для своего двора, Трианон для своей семьи и Марли для своих друзей, а Большой Трианон действительно служил Королю-Солнцу и его семье. построенный Жюлем Ардуэном-Мансаром , несомненно, является одним из величайших его произведений. Большой Трианон, [ 6 ] Построенное в итальянском стиле из розового мрамора Лангедока между 1687 и 1689 годами, это двухэтажное строение преуспевает – архитектурно и стилистически – там, где терпит неудачу Версальский замок. [ 7 ]
Ардуэн-Мансар спроектировал структуру, состоящую из двух отдельных секций. Входной двор разделял два основных крыла здания. В левом (южном) крыле первоначально располагались служебные помещения, а также частные апартаменты Людовика XIV. Правое (северное) крыло содержало две анфилады : одна выходила в верхний сад на западе, другая - в обнесенный стеной Jardin du Roi (Королевский сад) на востоке. В пространстве, выходящем к северу от входного двора, первоначально располагался небольшой театр. Два крыла соединяются открытой колоннадой , которая также служит переходным элементом, соединяющим двор с садами за его пределами.
Перпендикулярно северному крылу расположена Галерея. Галерея длиной почти 30 метров, освещенная пятью окнами на севере и 11 окнами на юге, является самым большим помещением Большого Трианона, а ее расположение служит северным защитным барьером для верхнего сада. [ 8 ]
К западу от Галереи и перпендикулярно северу расположено крыло, известное как Трианон-су-Буа. Именно в этой части дома Людовик XIV предоставил квартиры членам своей семьи. В районе к востоку от Трианон-су-Буа и к северу от Галереи находилась болотистая местность, которую Ардуэн-Мансар превратил в сад источников . Напоминая боскет источников в Версальском саду, эта территория отличалась ручьями и островками, расположенными в лесистой местности.
Как и Версальский дворец, Большой Трианон претерпел множество изменений и модификаций во время правления Людовика XIV, особенно переезд его апартаментов из южного крыла в северное. Однако существенно отличающимся от Версаля был декор Большого Трианона. Если декор Версаля превозносил героические действия Людовика XIV в образе Августа, Александра и Аполлона, то в декоре Большого Трианона этот дидактический компонент не проявляется. Стиль Большого Трианона отражал более непринужденную атмосферу и образ жизни, свободный от ограничений протокола и этикета, характерных для Версаля. [ 9 ]
Во время правления Людовика XV Большой Трианон претерпел незначительные изменения: театр был демонтирован, а анфилада комнат, выходящих на Королевский сад, была отремонтирована для маркизы де Помпадур. Людовик XVI фактически проигнорировал Большой Трианон; а во время революции мебель, как и в Версале, была продана. Однако, в отличие от Версаля, у Большого Трианона не было неопределенного будущего.
Наполеон I был очарован Большим Трианоном и приказал реконструировать и отремонтировать здание для себя и своей семьи. Во времена правления Луи-Филиппа Большой Трианон был особенно любимой резиденцией короля и королевской семьи. Большая часть косметического ремонта, заказанного при Наполеоне I и Луи-Филиппе, сегодня находится в Большом Трианоне. [ 10 ]
Республиканская Франция сохранила – и вернула себе видное положение – Большой Трианон. Во время правления Шарля де Голля Большой Трианон был полностью отремонтирован и модернизирован — в основном для проведения его роскошных банкетов. Соответственно, Трианон-су-Буа был реконструирован, чтобы обеспечить современные жилые помещения, а подвал был полностью отремонтирован для размещения современных профессиональных кухонь.
Большой Трианон был назначен официальной резиденцией президента Франции и часто служит резиденцией для посещения глав государств. Именно во время президентства Жака Ширака Трианон-су-Буа был открыт для ограниченных общественных туров. [ 11 ]
Пти-Трианон
[ редактировать ]Расположенный недалеко от Большого Трианона, Малый Трианон был построен между 1762 и 1768 годами Анж-Жаком Габриэлем для Людовика XV . Район, который сейчас является Пти-Трианоном, приобрел известность, когда Людовик XV основал свои ботанические сады ( ботанические сады ) на территории, которая сейчас называется Хамо-де-ла-Рейн . Малый Трианон предназначался для использования, когда король занимался ботаническими занятиями. Однако именно при Людовике XVI и Марии-Антуанетте Малый Трианон будет увековечен.
Вскоре после своего восхождения на престол Людовик XVI подарил Марии-Антуанетте Малый Трианон. Сразу после этого королева приказала изменить — в основном под руководством Ришара Мике — Пти-Трианон и его сады. Дом был реконструирован, что потребовало удаления системы кухонного лифта , установленной Людовиком XV, которая позволяла опустить обеденный стол до уровня кухни дома, тем самым устраняя необходимость в прислуге в столовой. В это время ботанические сады были перевезены в Париж, а Хамо де ла Рейн на их месте был построен .
Считавшийся противниками безумием Марии-Антуанетты, Амо был образцовой деревенской деревней и фермой, на которой практиковались достижения в агрономии и животноводстве. [ 12 ] Из-за связи с предполагаемыми излишествами Марии-Антуанетты - такими как строительство театра , где она и ее друзья выступали перед частной публикой - Малый Трианон и Амо были разграблены во время революции. Наполеон I подарил Малый Трианон своей матери Летиции Бонапарт – чисто символический жест, поскольку она никогда там не жила. Луи-Филипп, в свою очередь, подарил его своей жене Марии Амели , которая отремонтировала сады и переоборудовала дом. В последнее время Малый Трианон и Гамо де ла Рейн подвергаются агрессивной программе реставрации, целью которой является возвращение их в то состояние, в котором Мария-Антуанетта покинула их в октябре 1789 года. [ 13 ]
Фонарь Павильон
[ редактировать ]Фонарь — это название охотничьего домика, расположенного в Версале недалеко от Зверинца. В качестве места отдыха для премьер-министров времен Пятой республики , фактически образуя пристройку к Большому Трианону, который до недавних лет был резиденцией для отдыха президента Франции. С 2007 года Ла Лантерн также служит убежищем для президента Франции из-за своей уединенности и относительной анонимности, обеспечивая тем самым уровень безопасности, который трудно поддерживать в Большом Трианоне из-за толп туристов, посещающих его. здание и сады.
Поместье примыкает к Версальскому парку и расположено на дороге, соединяющей Версаль с Сен-Сир-л'Эколь . Усадьба представляет собой центральное двухэтажное здание П-образной формы с центральной секцией длиной 20 метров и шириной 6 метров. Центральная часть окружена двумя параллельными крыльями - более поздними и более низкими, чем центральная часть, - которые обрамляют гравийный двор. Обсаженная деревьями аллея соединяет двор с дорогой Сен-Сир. В поместье также есть бассейн, теннисный корт и пять номеров.
Павильон фонарей, расположенный на границе Зверинца, был построен в 1787 году Филиппом Луи Марком Антуаном де Ноай , принцем де Пуа, который был капитаном охоты и губернатором Версаля, и был подарен его отцу. Филипп де Ноай]], Людовик XV. Тогда в него входили цокольный этаж и мансардный этаж. Фасады пролетов — украшали семь лепных шесть окон и одна центральная дверь, увенчанная фронтоном. Из-за отсутствия архивных сведений архитектор этого здания неизвестен.
Между 1785 и 1786 годами были восстановлены 36 герм решетки, отделявшей двор, и особенно две гермы, увенчанные оленьими головами. Как и другие здания Версаля, Ла Лантерн был сдан во время революции. В 1818 году Людовик XVIII поместье выкупил . В 1942–1943 годах были восстановлены гермы входной решетки с головой оленя; а в 1994 году была проведена полная реставрация павильона. [ 14 ]
В 1959 году президент Шарль де Голль выделил бывший охотничий домик для использования действующими премьер-министрами. Однако Андре Мальро , тогдашний министр культуры, оставался там в период с 1962 по 1969 год после того, как его квартира в Булонь-Бийанкур была разрушена в результате покушения, совершенного секретной армейской организацией . К этому периоду относится большая часть украшения павильона, автором которого была Луиза Левек де Вильморен (4 апреля 1902 г. - 26 декабря 1969 г.), бывшая невеста Антуана де Сент-Экзюпери , а затем компаньонка Андре Мальро. Мишель Рокар , премьер-министр в 1988–1991 годах, приказал отремонтировать и построить бассейн и теннисный корт.
В 2007 году, вскоре после своего избрания президентом, Николя Саркози провел там свои первые выходные (12–13 мая) в качестве избранного президента. Официально Саркози был приглашен премьер-министром, которым в то время был Доминик де Вильпен , что сделало Павильон де ла Лантерн официальной резиденцией президента Французской Республики. [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Добентон, Луи-Жан-Мари (1 апреля 2015 г.). «Слон» . Энциклопедия совместного проекта переводов Дидро и Даламбера . Проверено 1 апреля 2015 г.
- ^ Салон также был оборудован фонтанами, которыми можно было управлять тайно и которые опрыскивали ничего не подозревающих посетителей ледяной водой.
- ^ Кимбалл, 1936; Кимбалл, 1943 г., 107–109; Мабиль, 1974 год; Марке де Вассело, 1899 г.; Верле, 1985 г., 55–56; 194-195.
- ^ Части Фарфорового Трианона, особенно павильоны меньшего размера, были включены в новое здание.
- ^ Данис, 1927; Монтье, 1902 год; Нольхак, 1901 год; Верле, 1985, 101–104.
- ↑ Термин «Большой Трианон» вошёл в употребление в 18 веке, чтобы отличить его от Малого Трианона. Большой Трианон также известен как Мраморный Трианон из-за материала, из которого он построен.
- ^ Второй этаж скрыт балюстрадой крыши.
- ↑ Во времена Людовика XIV верхний сад (к югу от Галереи и к западу от колоннады) был преобразован в оранжерею на зимние месяцы. В другое время года цветовая гамма верхнего сада нередко менялась ежедневно. Оранжереи, служившие этой цели, располагались на окраине парка, окружавшего Большой Трианон.
- ^ О связи образов Большого Трианона и Версаля см. Эдвард Лайтхарт, «Архетип и символ в версальском стиле Людовика XIV: размышления об imago rex и imago patriae в ранний современный период» (докторская диссертация, 1997 г.). ).
- ↑ Одна из ошибок, допущенных в начале 19 века, заключалась в том, что Луи-Филипп приказал загородить колоннаду стеклом. Это вопиющее заявление было снято в конце 19 века.
- ^ Констром, 1927; Джестаз, 1969 г.; Джозефсон, 1927 г.; Кимбалл, 1938 год; Леду-Лебард, 1975 год; Леностр, 1927 г.; Лайтхарт, 1997 г.; Маньен, 1908 год; Нольхак, 1927 год; Шанппер, 1967 г.; Верле, 1985, 195–202; 489-497.
- ↑ Подобные выражения, построенные в ответ на философию Руссо, были известны по всей Европе. Hameau de la Reine – далеко не уникальный пример.
- ^ Бандиера, 1985; Кэрротт, 1988 г.; Нольхак, 1927 год; Верлет 499-505
- ^ Внешний скульптурный декор Версаля. Архивировано 14 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Арц, 2007; Бакем, 2008 г.; Дюлак, 2007.
Библиография и источники
[ редактировать ]Что касается исходных материалов для этих структур, для этой статьи был использован следующий список выходных данных и статей:
- Арц, Ричард (13 мая 2007 г.). «Villepin veut s’éloigner» . ртл2007 . Архивировано из оригинала 1 июня 2007 года.
- Бакем Рафаэль (14 января 2008 г.). «Фестивали Мальро, теннис Жоспена». Мир .
- Бандиера, Джон Д. (1985). Коллекция планов Малого Трианона Ришара Мика . Версальская конференция.
- Кэрротт, Ричард Г. (январь 1988 г.). «Амо де Трианон: Мик, Руссо и Мария-Антуанетта». Газета изящных искусств . 131 (пер. 6): 19–28.
- Констром, Дэниел (1927). «Некоторые подробности о великом Трианоне в 1693 году». Обзор истории Версаля : 23–24.
- Дэнис, Роберт (1927). Первый королевский дом Трианона, 1670-1687 гг . Париж: Издания Альберта Морансе.
- Дюлак, Клеманс (14 октября 2007 г.). «Государственная резиденция: в центре внимания Ла Лантерн» . Ле Фигаро .
- Джестас, Бертран (ноябрь 1969 г.). «Мраморный Трианон или Архитектор Людовика XIV». Газета изящных искусств . 74 (пер. 6): 259–286.
- Джозефсон, Рагнар (1927). «Великий Трианон при Людовике XIV, согласно неопубликованным документам». Обзор истории Версаля : 5–20.
- Кимбалл, Фиске (декабрь 1936 г.). «Декор замка Менажери в Версале». Газета изящных искусств . 16 (пер. 6): 245–256.
- Кимбалл, Фиске (1938). «Преобразование апартаментов Трианона при Людовике XIV». Газета изящных искусств . 19 (пер. 6): 87–110.
- Кимбалл, Фиске (1943). Создание рококо . Филадельфия.
- Леду-Лебард, Дениз (1975). Большой Трианон: мебель и произведения искусства . Париж: Издания национальных музеев.
- Леностр, Андре (1927). «Описание Большого Трианона в 1694 году». Обзор истории Версаля : 20–24.
- Лайтхарт, Эдвард (1997). Архетип и символ в версальском стиле Людовика XIV: размышления об imago rex и imago patriae в период раннего Нового времени . Докторская диссертация.
- Мабиле, Жерар (январь 1974 г.). «Зверинец Версаля». Газета изящных искусств . 83 (пер. 6): 5–34.
- Маньен, Морис (1908). «Мраморный Трианон во времена правления Людовика XIV». Обзор истории Версаля : 1–30.
- Марке де Вассело, Жан Ж. (1899). «Зверинец Версальского дворца: грот и павильоны». Обзор истории Версаля : 81–96.
- Мэри, Альфред (1968). Рождение Версаля . Париж.
- Мари, Альфред и Жанна (1972). Мансар в Версале . Париж.
- Мари, Альфред и Жанна (1976). Версаль во времена Людовика XIV . Париж.
- Мари, Альфред и Жанна (1984). Версаль во времена Людовика XV . Париж.
- Мейер, Дэниел (1976). «Прихожие и залы Малого Трианона». Обзор Лувра . 3 : 208–212.
- Монтье, А. (1902). «Норманнская керамика в Фарфоровом Трианоне». Обзор истории Версаля : 183–195.
- Нольак, Пьер де (1901). «Фарфоровый Трианон». Обзор истории Версаля : 1–16.
- Нольак, Пьер де (1901). Создание Версаля . Версаль.
- Нольак, Пьер де (1925). Версаль, резиденция Людовика XIV . Париж.
- Нольак, Пьер де (1927). Трианон . Париж: Луи Конар.
- Шнаппер, Антуан (1967). Картины для Мраморного Трианона: 1688-1714 гг . Париж.
- Верле, Пьер (1985). Версаль . Париж.