Премьер-министр Франции
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2023 г. ) |
Премьер-министр Французская Республика | |
---|---|
Премьер-министр Французской Республики | |
с 9 января 2024 г. | |
Стиль |
|
Статус | Глава правительства |
Член | |
Отчеты перед | |
Резиденция | Отель Матиньон |
Сиденье | Париж , Франция |
Назначитель | Президент |
Срок действия | Не исправлено |
Учредительный документ | Конституция Франции |
Предшественник | Со времен Ancien Régime использовалось несколько названий. |
Первый обладатель | Шарль Морис де Талейран-Перигор |
Формирование | 9 июля 1815 г |
Зарплата | 178 920 евро в год [1] |
Веб-сайт | www |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Портал Франции |
Премьер -министр Франции (фр. Premier ministre français ), официально премьер-министр Французской Республики , является главой правительства Французской Республики и лидером Совета министров .
Премьер-министр занимает второй по величине пост во Франции после президента Франции . Президент, который назначает, но не может уволить премьер-министра, может подать в отставку. Правительство Франции , включая премьер-министра, может быть отправлено в отставку Национальным собранием . После назначения премьер-министр предлагает президенту список министров. Указы и решения, подписанные премьер-министром, как и почти все решения исполнительной власти, подлежат надзору со стороны системы административных судов. Некоторые указы принимаются по рекомендации Государственного совета (по-французски: Conseil d'État ), которым имеет право председательствовать премьер-министр. Министры защищают программы своих министерств перед премьер-министром, который принимает бюджетные решения. Степень, в которой эти решения лежат на плечах премьер-министра или президента, часто зависит от того, принадлежат ли они к одной и той же политической партии. В таком случае президент может одновременно быть главой государства и де-факто главой правительства, а премьер-министр — его заместителем.
Нынешним премьер-министром является Габриэль Атталь , назначенный на должность 9 января 2024 года. [2] После своей отставки 16 июля 2024 года он является временным премьер-министром до формирования нового правительства. [3]
Номинация
[ редактировать ]Премьер-министра назначает президент Франции , который теоретически волен выбирать на этот пост кого угодно. На практике, поскольку Национальное собрание имеет право добиться отставки правительства путем принятия вотума недоверия , выбор премьер-министра должен отражать волю большинства в Национальном собрании. Примечательно, что сразу после выборов в законодательные органы 1986 года президент Франсуа Миттеран был вынужден назначить Жака Ширака премьер-министром, хотя Ширак был членом Объединения за республику и, следовательно, политическим оппонентом Миттерана. Миттерана Хотя Социалистическая партия была крупнейшей партией в Национальном собрании, она не имела абсолютного большинства. У РПР был союз с Союзом французской демократии , что дало им большинство. Такая ситуация, в которой президент вынужден работать с премьер-министром, являющимся политическим оппонентом, называется сожительством .
Хотя премьер-министры обычно избираются из числа членов Национальной ассамблеи, в редких случаях президент выбирал не должностного лица из-за опыта бюрократической или дипломатической службы или успехов в управлении бизнесом - Доминик де Вильпен в первую очередь, служил в качестве премьер-министра. премьер-министр с 2005 по 2007 год, не занимая выборных должностей.
Хотя выбор президента премьер-министра должен быть согласован с большинством в Национальном собрании, премьер-министр не обязан запрашивать вотум доверия после формирования правительства, поскольку он был легитимизирован назначением президента и одобрением правительства. Традиционно ожидается, что правительство после вступления в должность выразит вотум доверия.
Роль
[ редактировать ]Согласно статье 21 Конституции, [4] премьер-министр «должен направлять действия правительства». Кроме того, статья 20 [4] предусматривает, что правительство «должно определять и проводить политику нации», и это включает внутренние вопросы, в то время как президент концентрируется на формулировании направлений национальной обороны и внешней политики, одновременно определяя эффективность работы всех правительственных органов во Франции. Остальные члены правительства назначаются президентом «по рекомендации премьер-министра». На практике премьер-министр действует согласно с президентом, за исключением случаев совместного проживания . В таких случаях конституционное собрание дает премьер-министру главенство во внутренних делах, а президент курирует внешние дела. Обязанности аналогичны обязанностям премьер-министра в парламентской системе .
Премьер-министр может «взять на себя ответственность» правительства перед Национальным собранием. Этот процесс заключается в представлении законопроекта на рассмотрение собрания, и либо собрание свергает правительство, либо законопроект принимается автоматически (статья 49). [4] Помимо обеспечения того, чтобы правительство по-прежнему имело поддержку в палате, таким образом могут быть приняты некоторые законопроекты, которые могут оказаться слишком противоречивыми, чтобы пройти через обычные правила собрания.
законопроект, который еще не подписан Премьер-министр может также представить в Конституционный совет (статья 61). [4] Прежде чем распустить собрание, президент должен проконсультироваться с премьер-министром и председателями обеих палат парламента (статья 12). [4] Премьер-министр является единственным членом правительства, способным вносить законопроекты в парламент.
История
[ редактировать ]Во времена Третьей республики французские конституционные законы 1875 года называли главу правительства «Президентом Совета министров» ( по-французски : Président du Conseil des Ministres ), хотя за пределами страны его неофициально называли «премьер-министром» или «премьер-министром». Франции.
Президент совета был наделен формальными полномочиями, аналогичными полномочиям премьер-министра Соединенного Королевства . На практике этого оказалось недостаточно, чтобы завоевать доверие многопартийного парламента Франции. В частности, законодательный орган имел право отправить весь кабинет в отставку путем вотума недоверия . В результате кабинеты министров часто свергались дважды в год, и были длительные периоды, когда во Франции оставалось только временное правительство. В сложившихся обстоятельствах президент совета обычно был довольно слабой фигурой, сила которой больше зависела от харизмы, чем от формальных полномочий. Часто он был не более чем primus inter pares и был скорее председателем кабинета министров, чем его лидером.
После нескольких неудачных попыток усилить роль в первой половине ХХ века полупрезидентская система была введена при Пятой республике . Именно в этот момент должность получила официальное название «Премьер-министр» и приняла свой нынешний вид. Конституция 1958 года включает несколько положений, призванных укрепить позицию премьер-министра, например, путем ограничения полномочий законодательного органа порицать правительство. В результате за время существования Пятой республики премьер-министр подвергался порицанию только один раз, в 1962 году, когда Жорж Помпиду был свергнут из-за возражений оппозиции против попытки президента Шарля де Голля добиться всенародного избрания президента. На последующих выборах в законодательные органы Франции в 1962 году коалиция де Голля получила возросшее большинство, и Помпиду был повторно назначен премьер-министром.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Проверка оплаты IG.com» . ИГ.
- ^ Крисафис, Анжелика (9 января 2024 г.). «Правительство Франции уходит в отставку, открывая неопределенный переходный период» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Гури-Лаффон, Виктор (16 июля 2024 г.). «Габриэль Атталь назначен самым молодым премьер-министром Франции, поскольку Макрон пытается возродить популярность» . Политик . Проверено 18 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Национальное собрание Франции – Национальная ассамблея» . Архивировано из оригинала 13 марта 2013 года . Проверено 17 мая 2012 г.