Jump to content

Конституционный совет (Франция)

Конституционный Совет
Конституционный Совет
Карта
Метод композиции Конституционная власть
Авторизовано Конституция Франции
Срок полномочий судьи 9 лет (невозобновляемый)
Количество позиций 9+2 бывших президента республики ( де-факто )
Веб-сайт www .конституционный совет .fr
Председатель Конституционного Совета
В настоящее время Лоран Фабиус
С 8 марта 2016 г.

Конституционный совет ( французский : Conseil Конституциинель ; Французское произношение: [kɔ̃sɛj kɔ̃stitysjɔˈnɛl] ) — высшая конституционная власть во Франции . Он был учрежден Конституцией Пятой республики 4 октября 1958 года для обеспечения соблюдения конституционных принципов и правил. Он расположен в Пале-Рояле в Париже . Его основная деятельность заключается в принятии решений о том, соответствуют ли предлагаемые законы Конституции после того, как они были проголосованы Парламентом и до того, как они были подписаны Президентом Республики ( априорный обзор) или приняты правительством в качестве указа. который имеет статус закона во многих областях, и это право предоставлено правительству по поручению парламента.

С 1 марта 2010 года отдельные граждане, являющиеся сторонами судебного процесса или иска, получили возможность обращаться в Совет с просьбой проверить, является ли применимый по делу закон конституционным ( апостериорный обзор). В 1971 году Совет постановил, что соответствие Конституции также влечет за собой соответствие двум другим текстам, упомянутым в преамбуле Конституции: Декларации прав человека и гражданина и преамбуле конституции Четвертой республики . из которых перечислены конституционные права . [1] [2]

его членов называют les sages («мудрыми»). В средствах массовой информации и среди широкой публики, а также в собственных документах Совета [3] [4] [5] Теоретик права Артур Дьевр отмечает, что это «имеет тенденцию выставлять тех, кто осмеливается их критиковать, выглядеть неразумными». [6] С 2016 года Лоран Фабиус занимает пост президента Конституционного совета после его назначения президентом Франсуа Олландом .

Полномочия и задачи

[ редактировать ]

Совет имеет две основные сферы полномочий:

  1. Первое — это надзор за выборами, как президентскими , так и парламентскими , и обеспечение легитимности референдумов (статьи 58, 59 и 60). Они публикуют официальные результаты, обеспечивают надлежащее поведение и справедливость и следят за соблюдением лимитов расходов на кампанию. Совет является высшим органом власти в этих вопросах. Совет может объявить выборы недействительными, если они были проведены ненадлежащим образом, победивший кандидат использовал незаконные методы или победивший кандидат потратил на кампанию больше, чем разрешено законом.
  2. Вторая область полномочий Совета — это толкование основных значений конституции, процедур, законодательства и договоров. Совет может объявить положения законов противоречащими Конституции Франции или принципам конституционной ценности, которые он вывел из Конституции или Декларации прав человека и гражданина . Он также может объявить законы противоречащими договорам , подписанным Францией, таким как Европейская конвенция по правам человека . Их заявление о том, что закон противоречит конституционным или договорным принципам, делает его недействительным. Совет также может налагать оговорки относительно толкования некоторых положений устава. Решения Совета обязательны для всех органов власти.

Рассмотрение законов Советом является обязательным для некоторых актов, например, для органических законопроектов , которые фундаментально влияют на правительство, и договоров, которые должны быть оценены Советом, прежде чем они будут считаться ратифицированными (статьи 61-1 и 54). Поправки, касающиеся правил, регулирующих парламентские процедуры, также должны быть рассмотрены Советом. К Совету можно обратиться за рекомендациями относительно того, должна ли реформа соответствовать статутному праву (голосованием Парламента) или же вопросы рассматриваются как регулирование (положение), которое должно быть принято указом Премьер -министра . Переопределение законодательных положений как вопросов регулирования первоначально составляло значительную долю (тогда небольшой) нагрузки Совета.

В случае других законодательных актов обращение за надзором со стороны Совета не является обязательным. Однако Президент Республики, Председатель Сената , Председатель Национальной ассамблеи , Премьер-министр Франции , 60 членов Национальной ассамблеи или 60 сенаторов [7] может представить закон на рассмотрение Совета до его подписания Президентом. В целом именно парламентская оппозиция вносит на рассмотрение Совета законы, которые, по ее мнению, нарушают гражданские права. [8]

Другая задача, менее важная с точки зрения количества обращений, — это реклассификация статутного права в область подзаконных актов по просьбе премьер-министра. Это происходит, когда премьер-министр и его правительство желают изменить закон, который был принят в качестве статутного закона, но вместо этого должен относиться к постановлениям согласно Конституции. Премьер-министр должен получить реклассификацию от Совета, прежде чем принять какой-либо указ, изменяющий правила. Однако сегодня это лишь малая часть деятельности Совета: в 2008 году из 140 решений только 5 касались реклассификации. [9]

Принятие законодательства

[ редактировать ]
1789 года Декларация прав человека и гражданина .

Правительство Франции состоит из исполнительной власти ( Президент Республики , Премьер-министр , министры, их службы и дочерние организации); ( законодательная власть обе палаты парламента ); и судебная власть .

Судебная власть не представляет собой единой иерархии:

По историческим причинам в стране уже давно существует политическая враждебность к концепции «Верховного суда», то есть мощного суда, способного отменить законодательство, исходя из опыта граждан в дореволюционную эпоху. [10] [11] [12]

Является ли Конституционный совет судом, является предметом научных дискуссий. [11] [13] но некоторые ученые считают, что это фактически верховный суд Франции. [14]

Конституция Пятой французской республики различает два вида законодательства: статутное право , которое обычно голосуется парламентом (за исключением постановлений ), и правительственные постановления, которые принимаются премьер-министром и его правительством в виде декретов и других постановлений ( arrêtés ). ). [10] Статья 34 Конституции исчерпывающе перечисляет области, отведенные под статутное право: к ним, например, относится уголовное право .

Любое постановление, изданное исполнительной властью в областях, конституционно отведенных для статутного права, является неконституционным, если оно не утверждено законом в качестве вторичного закона . Любой гражданин, заинтересованный в этом деле, может добиться отмены этих постановлений Государственным советом на том основании, что исполнительная власть превысила свои полномочия. Более того, Государственный совет может отменить постановления на том основании, что они нарушают существующее статутное право, конституционные права или «общие принципы права». [15]

Кроме того, новые законы могут быть переданы в Конституционный совет путем подачи петиции непосредственно перед их подписанием Президентом Республики. Наиболее распространенным обстоятельством для этого является то, что 60 оппозиционных членов Национального собрания или 60 оппозиционных членов Сената требуют такого пересмотра. [8]

Если премьер-министр считает, что некоторые положения существующего статутного права относятся к сфере регулирования, он может попросить Совет переквалифицировать эти положения в нормативные акты. [16] [17]

Традиционно Франция отказывалась принять идею о том, что суды могут отменять законы, принятые парламентом (хотя административные суды могут отменять постановления, принятые исполнительной властью). Это нежелание возникло в эпоху французской революции: дореволюционные суды часто использовали свою власть, чтобы отказываться регистрировать законы и тем самым препятствовать их применению в политических целях, а также блокировали реформы. Французским судам было запрещено выносить решения общего характера. Кроме того, политики считали, что если бы суды могли отменять законодательство после того, как оно было принято и принято во внимание гражданами, возникло бы слишком много правовой неопределенности: как мог бы гражданин планировать свои действия в соответствии с тем, что является законным или нет, если законы могут апостериори окажется недействительным? Тем не менее, в конце 20 века суды, особенно административные, начали применять международные договоры, в том числе право Европейского Союза , как приоритетное по отношению к национальному законодательству.

Реформа 2009 года, вступившая в силу 1 марта 2010 года, позволяет сторонам судебного процесса или судебного процесса ставить под сомнение конституционность закона, который к ним применяется. Процедура, известная как «приоритетный вопрос конституции» , в общих чертах выглядит следующим образом: вопрос ставится перед судьей первой инстанции и, если он обоснован, передается в соответствующий верховный суд (Государственный совет, если обращение поступает из административного суда, Кассационный суд для других судов). Верховный суд собирает такие обращения и передает их в Конституционный совет. Если Конституционный совет признает закон неконституционным, этот закон исключается из свода законов. Это решение касается всех, а не только рассматриваемых дел. [18]

История и эволюция

[ редактировать ]
Конференц-зал

, осуществляемый Конституционным советом, Хотя с XIX века судебный контроль над действиями исполнительной власти играет все более важную роль, политики, создавшие сменявшие друг друга французские институты, уже давно не хотят, чтобы судебная власть проверяла законодательство. Аргумент заключался в том, что неизбранные судьи не должны иметь возможность напрямую отменять решения демократически избранного законодательного органа. Возможно, это также отражало плохое впечатление, возникшее в результате политических действий парламентов судов при монархии старого режима : эти суды часто предпочитали блокировать законодательство, чтобы способствовать расширению привилегий небольшой касты в стране. Идея заключалась в том, что законодательство является политическим инструментом и что ответственность за законодательство должен нести законодательный орган. [10] [11] [12]

Первоначально предполагалось, что на Совет возложены скорее технические обязанности: обеспечение справедливости национальных выборов, урегулирование различий между статутным правом (от законодательного) и регулированием (от исполнительной) и т. д. Роль Совета в обеспечении защиты основных прав, вероятно, не была первоначально предполагалось составителями Конституции Пятой французской республики : они считали, что парламент должен иметь возможность гарантировать, что он не ущемляет такие права. Однако деятельность Совета значительно расширилась с 1970-х годов, когда вопросы справедливости для более крупных групп людей стали актуальными. [19]

С 1958 по 1970 год, при Шарля де Голля президентстве , Конституционный совет иногда описывался как «пушка, направленная на парламент», защищающая исполнительную власть от посягательств статутного права, принятого парламентом. Все обращения в Конституционный совет, кроме одного, поступили от премьер-министра против актов парламента, и Совет во всех случаях согласился на частичную отмену. Единственное оставшееся обращение поступило от председателя Сената Гастона Моннервиля против референдума 1962 года о прямых выборах президента республики, который поддержал Шарль де Голль. Совет постановил, что было «некомпетентно» отменять прямое волеизъявление французского народа. [20]

Однако в 1971 году Совет признал неконституционными ( Решение 71-44DC ) некоторые положения закона, изменяющего правила регистрации частных некоммерческих ассоциаций, поскольку они нарушали свободу объединений, один из принципов Декларации прав 1789 года. Человека и Гражданина ; они использовали тот факт, что в преамбуле французской конституции кратко упоминаются эти принципы, чтобы оправдать свое решение. Впервые закон был признан неконституционным не потому, что он нарушал технические правовые принципы, а потому, что он считался ущемляющим личные свободы граждан. [21] [22]

В 1974 году право требовать пересмотра конституции было распространено на 60 членов Национального собрания или 60 сенаторов. [23] Вскоре политическая оппозиция воспользовалась этой возможностью и потребовала пересмотра всех спорных действий. [8]

Совет все чаще отговаривает от « наездников » ( кавалеров ) – поправок или статей, вносимых в законопроекты, которые не имеют никакого отношения к первоначальной теме законопроекта; например, «бюджетные участники» в законопроекте о бюджете или «социальные участники» в законопроекте о бюджете социального обеспечения. См. законодательных гонщиков во Франции . [24] [25] В январе 2005 года Пьер Мазо , тогдашний президент Конституционного совета, объявил, что Совет будет более строго относиться к формулировкам непредписывающего характера, введенным в законы. [26] иногда называемые «законодательными нейтронами». [27] [28] [29] Вместо того, чтобы прописывать или запрещать, как предлагает Порталис , [30] такой язык высказывает утверждения о состоянии мира или желает, каким он должен быть.

Раньше такие формулировки считались лишенными юридических последствий и, следовательно, безвредными; но Мазо утверждал, что введение расплывчатых формулировок, лишенных юридических последствий, неоправданно размывает право. Он осудил использование закона как инструмента политической коммуникации, выражая расплывчатые пожелания, а не эффективное законодательство. Мазо также сказал, что, поскольку конституционная цель состоит в том, что закон должен быть доступным и понятным, закон должен быть точным и ясным, лишенным деталей или двусмысленных формул. [28] [31] Практика внесения парламентом в законы замечаний или пожеланий, не имеющих четких юридических последствий, уже давно вызывает обеспокоенность французских юристов. [32]

По состоянию на 2004 год При этом один закон из двух, включая бюджет, был отправлен в Раду по требованию оппозиции. В январе 2005 года Пьер Мазо, тогдашний президент Совета, публично выразил сожаление по поводу увеличения количества запросов на пересмотр конституции, мотивированных политическими соображениями, без особых юридических аргументов, подтверждающих их на конституционных основаниях. [28]

Конституционный закон Франции от 23 июля 2008 года внес поправки в статью 61 Конституции. Теперь суды могут подавать вопросы о неконституционности законов в Конституционный совет. ( Кассационный суд верховный суд над гражданскими и уголовными судами) и Государственный совет (верховный суд над административными судами) фильтруют запросы, поступающие из подведомственных им судов. Впоследствии были приняты органический закон и другие решения, организующие функционирование этой системы. Пересмотренная система была активирована 1 марта 2010 года. [33] [34] [35]

29 декабря 2012 года совет заявил, что отменяет максимальную ставку подоходного налога в размере 75%, которая должна была быть введена в 2013 году. [36]

В 1995 году Ролан Дюма был назначен президентом Совета Франсуа Миттераном . Дюма дважды вызывал серьезные споры. Во-первых, о нем сообщалось как о соучастнике скандалов, касающихся нефтяной компании Elf ​​Aquitaine множество подробностей о его любовнице Кристине Девиер-Жонкур и его дорогих вкусах в одежде. , при этом в прессе было опубликовано [37]

В этот период Совет опубликовал несколько весьма противоречивых мнений в решении, касающемся Международного уголовного суда , в Решении 98–408 DC , заявив, что действующий президент Республики может быть привлечен к уголовной ответственности только Высоким судом, специальным органом. суд, организованный парламентом и первоначально предназначавшийся для рассмотрения дел о государственной измене. По сути, это гарантировало, что Жаку Шираку не будут предъявлены уголовные обвинения до тех пор, пока он не покинет свой пост. Это спорное решение в настоящее время является спорным , поскольку Парламент пересмотрел правила ответственности Президента Республики во французском конституционном законе от 23 июля 2008 года . [38] В 1999 году из-за скандала с «Эльфами» Дюма официально покинул Совет, и Ив Гена занял пост временного президента. [39]

В 2005 году Совет снова вызвал споры, когда Валери Жискар д'Эстен и Симона Вейль выступили за предложенную европейскую конституцию , которая была представлена ​​французским избирателям на референдуме. Симона Вейль приняла участие в кампании после получения отпуска от Совета. Это действие подверглось критике со стороны некоторых, в том числе Жана-Луи Дебре , президента Национальной ассамблеи , который считал, что запреты в отношении назначенных членов совета, ведущих партийную политику, не следует обходить, взяв отпуск на время кампании. Вейл защищалась, указывая на прецедент; она сказала: «Какое это его дело [Дебре]? У него нет урока, чтобы преподать мне». [40]

Членство

[ редактировать ]
Канцелярия президента Конституционного совета Франции
Лоран Фабиус , действующий президент Конституционного совета

Совет состоит из бывших президентов Республики, которые решили заседать в Совете (чего они не могут делать, если снова станут непосредственно участвовать в политике), и девяти других членов, которые избираются на невозобновляемый срок в девять лет, одну треть. из них назначаются каждые три года, по три каждый Президентом Республики , Председателем Национальной ассамблеи и Председателем Сената . [41] Председатель Конституционного совета избирается Президентом Республики сроком на девять лет. Если должность становится вакантной, временным президентом становится самый старший член.

После внесения изменений в конституцию в 2008 году назначения, которые Президент Республики производит в Совете, подлежат утверждению парламентом, в ходе которого соответствующий комитет в Сенате и Национальном собрании голосует за кандидата. Если более трех пятых членов любого комитета проголосуют против утверждения назначенного лица, то назначенное лицо должно быть отозвано Президентом Республики . [42]

Кворум . составляет семь членов, если не отмечены исключительные обстоятельства [43] Голосование осуществляется большинством присутствующих на собрании членов; президент Совета имеет решающий голос в случае равного распределения голосов. [44] Для принятия решения о недееспособности Президента Республики необходимо большинство членов совета. [45]

Текущие участники

[ редактировать ]

Члены Конституционного совета приводятся к присяге Президентом Республики. Бывшие президенты имеют возможность участвовать в выборах, если они того пожелают. [41] Члены Конституционного Совета должны воздерживаться от партийной принадлежности . Им следует воздерживаться от заявлений, которые могут привести к подозрению в партийной принадлежности. Возможность бывших президентов заседать в Совете является предметом умеренных споров; некоторые считают это несовместимым с отсутствием партийной принадлежности. [41] Рене Коти , Венсан Ориоль , Валери Жискар д'Эстен , Жак Ширак и Николя Саркози — единственные бывшие президенты Франции, заседавшие в Конституционном совете. [46]

Сидящие члены

[ редактировать ]

По состоянию на 2022 год Действующими членами Конституционного Совета являются: [47]

Действующие члены Конституционного Совета
Член Возраст Назначитель Назначен Мандат Ссылка.
Начинать Конец
Лоран Фабиус
(Президент)
77 лет Президент Республики Франсуа Олланд 8 марта 2016 г. 7 марта 2025 г.
Ален Жюппе 78 лет Эммануэль Макрон 11 марта 2019 г. 10 марта 2028 г.
Жаклин Гуро 73 года 14 марта 2022 г. 13 марта 2031 г.
Корин Люкиенс 71 год Председатель Национальной ассамблеи Клод Бартолоне 8 марта 2016 г. 7 марта 2025 г.
Жак Мезар 76 лет Ричард Ферран 11 марта 2019 г. 10 марта 2028 г.
Вероник Мальбек 65 лет 14 марта 2022 г. 13 марта 2031 г.
Мишель Пино 77 лет Председатель Сената Жерар Ларше 8 марта 2016 г. 7 марта 2025 г.
Франсуа Пилле 74 года 11 марта 2019 г. 10 марта 2028 г.
Франсуа Сенерс 66 лет 14 марта 2022 г. 13 марта 2031 г.

Несидящие члены

[ редактировать ]

По состоянию на 2020 год , следующие члены не заседают, но могут, если захотят:

Действующие незаседающие члены Конституционного совета
Член С Суббота с Емкость Примечания Ссылка.
Николя Саркози май 2012 г. май 2012 г. июль 2013 г. Бывшие президенты .
Франсуа Олланд май 2017 г. Н/Д Поклялся никогда не заседать в Конституционном совете

Председатель Конституционного Совета

[ редактировать ]

По состоянию на 2023 год Председателем Конституционного совета были следующие лица:

Список последующих президентов Конституционного совета
Президент Срок владения Срок владения Назначен Ссылка.
1 Леон Ноэль 5 марта 1959 г. 5 марта 1965 г. 6 лет, 0 дней Шарль де Голль
2 Гастон Палевски 5 марта 1965 г. 5 марта 1974 г. 9 лет, 0 дней
3 Роджер Фрей 5 марта 1974 г. 4 марта 1983 г. 8 лет, 364 дня Жорж Помпиду
4 Дэниел Майер 4 марта 1983 г. 4 марта 1986 г. 3 года, 0 дней Франсуа Миттеран
5 Роберт Бадинтер 4 марта 1986 г. 4 марта 1995 г. 9 лет, 0 дней
6 Ролан Дюма 8 марта 1995 г. 1 марта 2000 г. 4 года, 359 дней
7 Ив Гена 1 марта 2000 г. 9 марта 2004 г. 4 года, 8 дней Жак Ширак
8 Пьер Мазо 9 марта 2004 г. 3 марта 2007 г. 2 года, 359 дней
9 Жан-Луи Дебре 5 марта 2007 г. 4 марта 2016 г. 8 лет, 365 дней
10 Лоран Фабиус 8 марта 2016 г. Действующий президент 8 лет, 137 дней Франсуа Олланд

Публикации

[ редактировать ]
Раздел VII
Дисциплина Конституционный закон
Язык Французский
Подробности публикации
Прежнее имя (а)
Новые тетради Конституционного Совета
Записные книжки Конституционного Совета
История 1996: создан.
2018: нынешний формат.
Издатель
Конституционный совет (Франция)
Частота 2/год
Да
Индексирование
ISSN 2647-6614
2010–2018
ISSN 1253-2177 (печать)
1777-5531 (Интернет)
1996–2010
ISSN 2112-2679 (печать)
1968-3820 (Интернет)
Ссылки

В 1996 году совет создал периодическое издание Les Cahiers du Conseil Conseil Conseil , с октября 2010 года (№ 29) Les Nouveaux Cahiers du Conseil Conseil Conseil .

Это было сделано для улучшения информирования о решениях совета, особенно после разногласий 1993 года по поводу решения об отмене правительственного законопроекта о праве убежища , во время которого премьер-министр Эдуард Балладюр публично напал на это учреждение. Решения совета традиционно включают чрезвычайно краткое и чисто формальное судебное заключение , часто основанное на простых утверждениях, если не на тавтологиях, оставляя его обоснование и использование принципов и прецедентов открытыми для интерпретации. До 1996 года генеральные секретари время от времени публиковали статьи в обзорах законов, чтобы прояснить намерения совета. Начиная с 1996 года, в раздел Cahiers «Решения и документы Конституционного совета» включался анализ последних решений, официально называемых «комментариями» от ноября 2008 года. [48]

Комментарии стали обширными, широко читаемыми и используемыми юридическим сообществом и средствами массовой информации. Они написаны юридическим отделом совета и генеральным секретарем и не подписаны; они не одобряются самим советом, хотя офис и генеральный секретарь помогают в большей части юридических исследований для его решений. Они не имеют силы закона, хотя все чаще упоминаются в спорах в совете, а иногда и в судах низшей инстанции. [48] С 2010 года они публикуются уже не в очередном номере журнала, а в сети одновременно с решением. [49] Однако их до сих пор часто называют « комментариями Cahiers » ( commentaires aux Cahiers ).

Целью Cahiers , как резюмировал его тогдашний редактор, также было «выразить политику диалога Конституционного совета с академическими кругами, а также с иностранными судами». [50] Каждый выпуск включал специальный материал, а также статью об иностранном конституционном суде , написанную учеными-юристами и исследователями. После отдельной публикации комментариев в 2010 году он стал более четко преобразован в юридический журнал , после чего стал называться Nouveaux Cahiers . Он работал до апреля 2018 года, ежегодно выпуская от двух до четырех выпусков как в печатном виде, так и в Интернете. [51]

В сентябре 2018 года его сменил Титр VII , названный в честь раздела VII Конституции , который учреждает совет. Публикация исключительно цифровая, на сайте совета и на портале Cairn.info . Ежегодно выходит два выпуска: весной и осенью. [52] [53]

Совет публикует годовые отчеты ( rapports d'activité ) с 2016 года на французском и английском языках. [54]

Расположение

[ редактировать ]
Вход Пале-Рояль в Конституционный совет со стороны улицы Монпансье.

Совет заседает в Пале-Рояле (где также находится Министерство культуры ) в Париже рядом с Государственным советом . [55]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Преамбула Конституции Четвертой республики , Wikisource.
  2. Конституция Четвертой Французской Республики , Wikisource.
  3. ^ Дэвид Поллард (лето 1988 г.). «Конституционный совет Франции - еще не Конституционный суд?». Ирландский юрист . 23 (1): 2–37. JSTOR   44027345 .
  4. ^ «Закон о запрете вуали рискует быть отвергнут Конституционным советом» . 8 июля 2010 г.
  5. ^ «Годовой отчет 2019» (PDF) . Конституционный совет .
  6. ^ Артур Дьевр (апрель 2017 г.). «Конституционный совет Франции». В Якабе, Андрас; Дьевр, Артур; Ицкович, Джулио (ред.). Сравнительное конституционное рассуждение . Издательство Кембриджского университета. стр. 323–355. дои : 10.1017/9781316084281.011 . ISBN  9781316084281 .
  7. ^ Обратите внимание, что это не 60 членов парламента: все члены, подавшие петицию о передаче, должны быть из одной и той же палаты парламента, хотя, конечно, члены обеих палат могут подавать петиции одновременно и с одинаковыми аргументами.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тони Проссер , Конституции и политическая экономия: приватизация государственных предприятий во Франции и Великобритании , The Modern Law Review, Vol. 53, № 3 (май 1990 г.), стр. 304–320 ; см. стр. 307 «Количество упоминаний неуклонно росло;Было бы преувеличением утверждать, что теперь, скорее всего, будет передано на рассмотрение какое-либо важное спорное законодательство».
  9. ^ Конституционный совет, Указатель решений 2008 г.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джеймс Бердсли, «Обзор конституции во Франции», Обзор Верховного суда , Vol. 1975, (1975), стр. 189–259.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Майкл Х. Дэвис, Различие закона и политики, Конституционный совет Франции и Верховный суд США , Американский журнал сравнительного права, Vol. 34, № 1 (зима, 1986), стр. 45–92.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Денис Таллон, Джон Н. Хазард, Джордж А. Берманн, Конституция и суды во Франции , Американский журнал сравнительного права, Vol. 27, № 4 (осень 1979 г.), стр. 567–587.
  13. ^ Франсуа Люшер, «Является ли Конституционный совет юрисдикцией?», Обзор публичного права и политической науки во Франции и за рубежом (RDP) , январь-июнь 1979 г. (том 1), стр. 27–52
  14. ^ Марсель Валин, Конституционный совет Французской Республики , Американский журнал сравнительного права, Vol. 12, № 4 (осень 1963 г.), стр. 483–493, перечисляет причины, по которым Совет следует рассматривать как суд: «Если признать, что судебная власть характеризуется эффектом res judicata, присущим ее решениям, необходимо обязательно прийти к выводу, что Конституционный совет является судом и даже верховным судом государства».
  15. ^ Лайонел Невилл Браун, Джон Белл, Жан-Мишель Галабер, французское административное право , 5-е изд., 1998, Clarendon Press , ISBN   0-19-826555-7 ; см. стр. 220 об общих принципах права.
  16. ^ Статья 37 Конституции: «Положения законодательного происхождения, принятые по таким вопросам, могут быть изменены декретом, изданным после консультации с Государственным советом. Любые такие положения, принятые после вступления в силу Конституции, могут быть изменены декретом только в том случае, если Конституционный совет установил, что эти вопросы подлежат регулированию, как это определено в предыдущем параграфе».
  17. ^ Примером такой реклассификации является решение 2008-210 L от 7 мая 2008 г. с научным комментарием в Commentaire de la décision n° 2008-210 L du 7 mai 2008 – Nature juridique de dispositions du code de la Route («Комментарии к решению 2008-210 L от 7 мая 2008 г. – Юридический характер положений Дорожного кодекса») в Les Cahiers du Conseil конституционной, Cahier n° 25 («Записные книжки Конституционного совета»): название администрации, с которой должны осуществляться определенные административные процедуры. быть поданным, является областью не статутного права, а регулирования.
  18. ^ http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/bank_mm/anglais/en_ordinance_58_1067.pdf [ пустой URL PDF ]
  19. ^ Паскаль Ян, Конституционный совет , Полномочия № 99 2001/4, стр. 71–86, Порог , ISBN   2-02-048213-4 .
  20. ^ Алек Стоун, Рождение судебной политики во Франции: Конституционный совет в сравнительной перспективе , Oxford University Press , ISBN   0-19-507034-8 , глава III
  21. ^ Жером Фавр, Решение Конституционного совета от 16 июля 1971 г. Изобретение новой юрисдикционной власти. , Политический обзор помощников парламента, № 2
  22. ^ М. Летурнер, Р. Драго, Верховенство закона в понимании Франции , Американский журнал сравнительного права, Vol. 7, № 2 (весна 1958 г.), стр. 147–177.
  23. Закон № 74-904 от 29 октября 1974 г. о пересмотре статьи 61 Конституции.
  24. ^ Конституционный совет, прецедентное право Конституционного совета о праве на внесение поправок («Прецедентное право Конституционного совета о праве на внесение поправок»)
  25. ^ Журналы Конституционного совета, Блокнот № 22, Комментарий к решению № 2006-544 DC от 14 декабря 2006 г.
  26. ^ Вероник Шампей-Деспла, Кто может, не является нормативом. Требование нормативности в практике Конституционного Совета. («Все, что может быть нормативным, таковым не является. Требование нормативности в прецедентном праве Конституционного совета»), в Les Cahiers du Conseil Configurationnel , № 21, 2006 г.
  27. ^ Фраза Neutron législatif («законодательный нейтрон») была придумана Жаном Фойе для обозначения положений статутного права, которые не имеют «нулевой юридической нагрузки» и, следовательно, нейтральны по отношению к правовому государству. В этой фразе используются образы из физики элементарных частиц : нейтрон не имеет электрического заряда.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с НЕКСИНТ (12 июля 2008 г.). «Конституционный совет» . Conseil-constitutionnel.fr . Проверено 3 апреля 2018 г.
  29. Протоколы Национального собрания, 21 июня 1982 г., третье заседание , Жан Фойе: «На этой неделе государственный министр, министр исследований и технологий представляет нам проект, о котором я скажу, какое-то время не говоря по-латыни: но, заимствуя свою терминологию из языка физиков, что это по сути собрание законодательных нейтронов, я имею в виду тексты, юридическая нагрузка которых равна нулю». – «На этой неделе государственный министр, министр исследований и технологий [ Жан-Пьер Шевенман ] представляет нам законопроект, о котором я скажу, ни разу не говоря по-латыни, а вместо этого заимствуя слова физиков, что он представляет собой в основном собрание законодательных нейтронов, я имею в виду тексты, не несущие никакой юридической нагрузки».
  30. ^ Жан-Этьен-Мари Порталис , речь по первому проекту Гражданского кодекса Предварительная : «[Закон] разрешает или защищает; он приказывает, устанавливает, исправляет, наказывает или вознаграждает». («[Закон] разрешает или защищает; он приказывает, устанавливает, исправляет, наказывает или вознаграждает».)
  31. ^ ММ. законы о позерстве» и г-н Дебре осуждают « Мазо , Le Monde , 4 января 2005 г.
  32. собранию о конституционном законе от 23 июля 2008 г Национальному Отчет Жан-Люка Варсмана .; см. раздел Les limites de la «revolution juridique»: la pratique de l'article 41 («пределы юридической революции: практика статьи 41»), а также список пунктов, которые, по утверждению Варсманна, никогда не должны были быть в законе. законы, такие как определение фуа-гра и ряд констатаций, таких как «Les activités Physiques et Sportives, составляющая un facteur важный d'équilibre» («спорт является важным фактором личного равновесия»).
  33. ^ Конституционный совет, Комментарий saisir le Conseil конституционнель? "(Как подать запрос в Конституционный Совет?)"
  34. ^ «Органический закон № 2009-1523 от 10 декабря 2009 года о применении статьи 61-1 Конституции» . legifrance.gouv.fr . Проверено 3 апреля 2018 г.
  35. ^ «Решение от 4 февраля 2010 года о внутренних правилах порядка рассмотрения в Конституционном Совете приоритетных вопросов конституционности» . legifrance.gouv.fr . Проверено 3 апреля 2018 г.
  36. ^ «Французский подоходный налог в размере 75% выброшен» . Новости Би-би-си . 29 декабря 2012 года . Проверено 29 декабря 2012 г.
  37. Джон Тальябу, « На французском процессе разворачивается история взяточничества наверху» , The New York Times , 18 апреля 2003 г.
  38. ^ Уголовная ответственность главы государства? («Уголовная ответственность главы государства?»), Связи с общественностью
  39. Новые перипетии дела эльфов – Прощай, Дюма, здравствуй, Сирвен («Последние новости о деле эльфов – Прощай, Дюма , добро пожаловать, Сирвен »), Le Nouvel Observateur , N°1843
  40. ^ Референдум: Симона Вейль отвечает Дебре [ постоянная мертвая ссылка ] (Референдум: Симона Вейль отвечает Дебре ), LCI , 6 мая 2005 г. См., например, «У него нет урока, который он мог бы преподать мне. Чем он занимается?», что означает «Какое это его дело? У него нет урока, который он мог бы преподать». мне."
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Постановление № 58-1067 от 7 ноября 1958 года об органическом законе о Конституционном совете (« Постановление 58-1067 от 7 ноября 1958 года, органический закон о Конституционном совете»). По поводу приведения к присяге: статья 3 гласит: Перед вступлением в должность назначенные члены Конституционного совета приносят присягу перед Президентом Республики. («Прежде чем приступить к своим обязанностям, назначенные члены Конституционного совета приносят присягу перед Президентом Республики».)
  42. ^ Скучно, Николас (4 ноября 2020 г.). «Конституционный совет и судебный надзор во Франции» . Блоги Библиотеки Конгресса . Библиотека Конгресса . Проверено 22 декабря 2023 г.
  43. Постановление № 58-1067 от 7 ноября 1958 г. , статья 14.
  44. ^ Конституция, статья 56: Президент назначается Президентом Республики. В случае равенства голосов он имеет решающий голос.
  45. ^ Постановление № 58-1067 от 7 ноября 1958 г. , статья 31.
  46. Вступление экс-президентов в Конституционный совет: конец «абсурдности» France24 , 8 января 2013 г.
  47. ^ Конституционный совет, Список членов Конституционного совета в 2008 году (английский: «Список членов Конституционного совета в 2008 году»).
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бензина, Сами (2015) [поставлено в 2013 г.]. «Официальный комментарий Конституционного Совета – инструмент юридической политики» . В Аспиро Седки, Джозеф; Бретт, Рафаэль; Майкл, Энн; Тибо, Николя (ред.). Юридическая политика. Материалы учебного дня для молодых исследователей Института исследований публичного права (IEDP) ( Материалы конференции ) (на французском языке). Париж: Маре и Мартин. стр. 85–102. ISBN  978-2-84934-188-9 – через HAL .
  49. ^ Дебре, Жан-Луи (октябрь 2010 г.). «Редакционная статья Жана-Луи Дебре» . Новые тетради Конституционного совета (на французском языке). 29 . Париж: Конституционный совет: 5–8. ISSN   1253-2177 .
  50. ^ Майнингер, Мари-Кристин (июнь 2006 г.). « Записные книжки Конституционного Совета отмечают десятилетний юбилей» . Записные книжки Конституционного совета (на французском языке). 20 . Париж: Конституционный совет: 3–4. ISSN   2112-2679 .
  51. ^ «Новые тетради Конституционного совета» (на французском языке). Париж: Конституционный совет . Проверено 1 августа 2023 г.
  52. ^ Фабиус, Лоран (сентябрь 2018 г.). «Редакционная статья президента Лорана Фабиуса к первому выпуску Раздела VII » . Раздел VII (на французском языке). Полет. 1. Париж: Конституционный совет. ISSN   2647-6614 .
  53. ^ «Раздел VII» (на французском языке). Париж: Конституционный совет . Проверено 1 августа 2023 г.
  54. ^ «Отчеты о деятельности Конституционного совета» (на французском языке). Париж: Конституционный совет . Проверено 1 августа 2023 г.
  55. См. описание офисов Совета на сайте Совета.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Майкл Х. Дэвис, Различие закона и политики, Конституционный совет Франции и Верховный суд США , Американский журнал сравнительного права, Vol. 34, № 1 (зима, 1986), стр. 45–92.
  • Ф. Л. Мортон, Судебный обзор во Франции: сравнительный анализ , Американский журнал сравнительного права, Vol. 36, № 1 (зима, 1988), стр. 89–110.
  • Джеймс Бердсли, Обзор Конституции во Франции , Обзор Верховного суда, Vol. 1975, (1975), стр. 189–259.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 31464a4b566368a8800132d3f411faae__1718774940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/ae/31464a4b566368a8800132d3f411faae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitutional Council (France) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)