Jump to content

Референдумы во Франции

Конституция Пятой французской республики допускает три типа референдума :

  1. На национальном уровне — законодательный референдум по инициативе Президента Французской Республики по предложению Кабинета министров или Парламента (с 1958 года);
  2. На местном уровне - инициатива местного референдума (с 2003 г.).
  3. Конституционный закон от 23 июля 2008 года предусматривает референдум по совместной инициативе (организуемый по инициативе одной пятой членов Парламента, поддержанной одной десятой частью зарегистрированных избирателей).

Концепция

[ редактировать ]

Референдум - это процесс, используемый для восстановления демократических идеалов, в котором «группа граждан призвана выразить посредством референдума мнение или намерение в отношении любой меры, которую другая власть приняла или планирует принять» (перевод), [Примечание 1] который будет принят или принят в случае положительного ответа. Референдум допускает только два возможных ответа: да (принять) или нет (отвергнуть).

Терминологически слово «референдум» редко появлялось во французских конституциях до 1958 года. Оно было заменено такими оборотами, как «консультация» или «обращение к народу». Лишь статья 3 Конституции от 27 октября 1946 г. признала право народа на референдум. В ХХ веке представляется необходимым проводить различие между референдумом, подразумевающим принятие решения, и дискуссией, результатом которой является вынесение мнения. В юридической литературе неофициальные термины «référendum Consultatif» (консультативный референдум) и «консультация référendaire» (референдум), в зависимости от того, фокусируется ли внимание на действии или на последствиях действия. Все эти виды использования соответствуют общему определению, данному выше. Однако в судебной практике Государственного совета четко разграничиваются национальные референдумы, на которых французский народ осуществляет свой суверенитет (статьи 11, 89 и 88-5), подчиняющиеся только Конституционному совету, и другие референдумы. [Примечание 2]

Техника референдума соответствует демократическому принципу, на который претендует республиканский режим, установленный Конституцией 1958 года:

  • Искусство. 2 эл. 5. - «(Принцип (Республики) заключается в следующем: управление народом, посредством народа и для народа»

Использование референдумов на национальном уровне ограничивает национальный суверенитет согласно конституции, смешивая таким образом процессы прямой демократии и представительной демократии :

  • Искусство. 3 эл. 1. - "Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума..."

Однако способы проведения различных референдумов и дискуссий, предусмотренные действующей конституцией Франции, как и во многих странах, являются методом полупрямой демократии.

История референдумов во Франции

[ редактировать ]

Тупик революционной возможности

[ редактировать ]

Референдум был важной частью конституционной мысли в революционную эпоху. Проект конституции жирондистов уже предусматривал народную отмену парламентских актов. Однако в окончательный вариант эта концепция не вошла. [ нужна ссылка ]

Референдум впервые был использован во Франции в 1793 году для принятия якобинской конституции. Эта конституция, вдохновленная трудами Жан-Жака Руссо , также планировала использовать референдум для принятия законов , которые должны были получить одобрение народа . [ нужна ссылка ]

Когда народ собирался на собрание, если одна десятая часть его хотя бы в половине департаментов ( плюс один) возражала против предложенного закона (см. статьи 58-60), он отменялся. [ нужна ссылка ] Ходили даже разговоры о «народном вето ». В конституционных вопросах избиратели также имели право инициативы, если одна десятая часть первичных собраний решила пересмотреть национальный уровень. Сама Конституция была принята референдумом с июля по август 1793 года, хотя у некоторых есть оговорки по поводу демократического характера последней. [Примечание 3] [ нужна ссылка ] Эта конституция никогда не применялась.

Влияние плебисцитарного использования в Империи

[ редактировать ]

По этой причине мы будем опасаться популизма: [ нужна ссылка ] идеи Эммануэля Жозефа Сийеса в пользу национального суверенитета и представительной демократии возобладали над народным суверенитетом . Однако Наполеон слишком хорошо знал, как напрямую обратиться к народу, одновременно приручив его, и последовавший за этим длительный период дискредитировал этот процесс. [ нужна ссылка ]

При имперских режимах референдумы превратились в плебисциты. [Примечание 4] [ нужна ссылка ] помощь в предоставлении власти Бонапарту, который при помощи ревностной и всепроникающей администрации в 1800 году получил консульство после переворота 18 брюмера и пожизненное консульство, а также его преобразование во время Империи , оно расширяется, даже если в умеренной форме через сто дней . То же самое произошло и с Наполеоном III , который поддержал переворот 1851 года и восстановление Империи , где были четко закреплены конституционные методы плебисцита. [Примечание 5] перед ратификацией сильно либерализованного правительства накануне войны 1870 года.

В Третьей республике референдум стал инструментом деспотизма . В результате образование Четвертой республики игнорировало или маргинализировало гипотетическое использование референдума только для рассмотрения конституционных вопросов и альтернатив. [Примечание 6] [ нужна ссылка ]

Травма имперской практики все еще была жива, и доктринальные дебаты еще не утихли. Если адвокат Эдуард Лабуле защищал референдум изолированно во время установления Третьей республики, то вся доктрина считалась несовместимой с парламентской системой до Карре де Мальберга , который блестяще поддержал обратную позицию в 1931 году. [1] [ нужна ссылка ] Но большая часть политического класса до конца оставалась подозрительной. [ нужна ссылка ]

След генерала де Голля

[ редактировать ]
Генерал де Голль использовал референдум 1945 года при Освобождении и оставил свой след в Пятой республике.

Однако генерал Шарль де Голль вновь ввел использование референдума после освобождения Франции в 1945 году, чтобы положить конец Третьей республике и дать стране предварительный план. [ нужна ссылка ] Кроме того, дважды в 1946 году французы голосовали по проекту конституции, породившей Четвертую республику . Это позволило людям освободиться от прошлого, проголосовав « нет » в первый раз. Но референдум не состоялся [Примечание 7] и только после возвращения к власти генерала де Голля в 1958 году референдум был восстановлен, как для ратификации новой конституции, так и для самой конституции, которая является одним из ее главных новшеств. [ нужна ссылка ] Действительно, в конституции Пятой республики референдум заложен как принцип, как средство осуществления суверенитета (статья 3) и одновременно охватывающий три сферы: законодательную (статья 11), учредительную (статья 89) и самоопределение. (статьи 53 и 86).

В то же время на нем сосредоточилась критика со стороны противников Пятой республики, которые увидели в этом подтверждение создания авторитарного правительства . [ нужна ссылка ] В данном случае референдум проходил в гораздо более демократическом контексте, чем при Империи, где эта практика была сильно окрашена плебисцитом, который, тем не менее, регулировал де Голль. Несмотря на это, у многих все еще были серьезные сомнения по поводу референдума. Помимо использования, которое некоторые считают неконституционным, статьи 11 в 1962 и 1969 годах (см. ниже ), что вызвало бурные дебаты и создание «картеля нет»; [2] Президент Сената даже говорил о « конфискации ». Мы также знаем, что де Голль рассматривал референдум как замену роспуску для разрешения любых разногласий с парламентом , как средство восстановления своей личной легитимности. [Примечание 8]

Поэтому неудивительно, что последующие референдумы позволяют предположить, что во Франции этот процесс отмечен плебисцитом. Создается впечатление, что избиратели мотивированы наоборот, даже если, в отличие от де Голля, ни один из его преемников открыто не поднимал вопрос о доверии. [ нужна ссылка ] Это основная причина использования референдумов в последние годы, когда политически случайные референдумы дают возможность протестному голосованию высказаться, рискуя провалиться (как это почти произошло в 1992 году, как и в 2005 году). Кроме того, из почти культурного измерения референдум может спровоцировать незначительное повышение интереса и низкое участие , что из-за требования кворума уменьшает масштабы его результата (как в 1972 году и особенно в 1988 году). [3]

Перспективы и баланс в 21 веке

[ редактировать ]

Несмотря на критику о том, что условия проведения референдума являются субъективными [3] и, несмотря на его недостатки (см. ниже), референдум все еще имеет своих последователей за счет того, что он используется только для обновления.

Президент Валери Жискар д'Эстен не особо прибегал к референдуму, который он хотел использовать для решения некоторых социальных проблем. [ нужна ссылка ] .

Президент Франсуа Миттеран , который использовал референдум после 15-летнего перерыва, потерпел неудачу в своей попытке расширить масштабы референдума. Законопроект о расширении сферы действия статьи 11, включив в него гражданские свободы , был принят Национальным собранием , но был отклонен Сенатом в 1984 году. [ нужна ссылка ] . Хотя Миттеран инициировал работу Комиссии Веделя в 1993 году, после неоднозначного успеха референдума 1992 года он не отреагировал на предложения комиссии. 10 сентября 1991 года президент Миттеран объявил референдум с целью провести институциональную реформу, затрагивающую президентскую должность, правосудие и роль парламента. Этот референдум так и не состоялся.

Президенту Шираку в 1995 году удалось несколько расширить сферу действия статьи 11. Прежде чем стать жертвой референдума в 2005 году, он также объявил о своем намерении восстановить использование референдумов. Он выполнил это дважды, первый из которых был конституционным вопросом в соответствии с процедурой (пункт 2 статьи 89) в 2000 году. За время своего пребывания в должности, после приведения в порядок конституции в 1995 году, включая референдум. Помимо расширения сферы применения, статья 11 была лишена ссылки на несуществующее Французское сообщество . Статья 86 устарела по той же причине и была исключена. Две другие реформы, расширяющие референдум, увенчались успехом: одна, проведенная в 2003 году, учредила местный референдум (включая статью 72-1); другая, статья 88-5, в 2005 году обязывала использовать референдум для ратификации любой новой уступки Европейскому Союзу.

В октябре 2021 года Жан Лассаль внес предложение о пересмотре конституции в Национальное собрание , представив референдум по инициативе граждан по конституционным вопросам. Граждане смогут инициировать референдум по предложению о пересмотре конституции без привлечения представителей, если им удастся собрать 700 000 подписей. За неделю до первого тура президентских выборов 2022 года Жан Лассаль взял на себя перед нотариусом обязательство отдать все свое имущество, если после избрания он не сможет организовать референдум для принятия решения о создании Референдума по инициативе граждан по конституционным вопросам. имеет значение. [4]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Определено Жюльеном Лаферьером, 1947 г.; Исходный текст: группа граждан призвана выразить посредством всенародного голосования свое мнение или свою волю в отношении меры, которую другая власть приняла или планирует принять. .
  2. ^ CE Асс. 30 октября 1998 г., г-н Сарран, г-н Левашер -. Обратите внимание, что раздел 88-5 является результатом поправки к конституции, внесенной в 2005 году после решения Государственного совета.
  3. На каждом праймериз голосование голосов огромное количество было получено от руки без точного подсчета, и воздержалось .
  4. ^ Вместо того, чтобы вызываться на избирательные собрания, гражданам предлагалось в течение двух недель подписать списки открытого принятия в каждой коммуне.
  5. ^ Статья 5 Конституции от 14 января 1852 года гласит: «Президент республики несет ответственность перед французским народом, к которому он все еще имеет право апеллировать». (В переводе: Президент Республики несет ответственность перед французским народом, к которому он всегда имеет право апеллировать. [ нужна ссылка ]
  6. ^ только в том случае, если большинство в две трети голосов проголосуют «против» за пересмотр (статья 90). Однако первый проект, опубликованный в апреле 1946 года, предусматривал ратификацию закона на референдуме (статья 123).
  7. В предложениях по новому правительству в своей речи в Байе от 16 июня 1946 года де Голль не упоминает роль референдума, использование которого, похоже, все еще ограничивается принятием новой демократической конституции.
  8. Например: во время майских событий 1968 года де Голль сначала объявил 24 мая, что проведет референдум, а через пять дней передумал, объявив о роспуске Национального собрания.

Библиография

[ редактировать ]
  • Мальберг, Карре (1931). вопросу о совмещении референдума с парламентаризмом ( Теоретические соображения по на французском языке). РДП. Мальберг 1931.
  1. ^ де Мальберг (1931) , стр. 225–244
  2. ^ «Change de République, 1962-2004» [Изменения в республике 1962-2004 гг.]. Парламент(ы), Revue d'histoire politique (на французском языке) (специальный выпуск 1). 2004.
  3. ^ Jump up to: а б Дарлес, Ален (1 сентября 1993 г.). «О применении референдума после Маастрихта». Плакаты Les Petites (на французском языке) (105): 4–8.
  4. ^ «Президент: Лассаль обещает отдать все свое имущество, если он не выполнит свои обещания после избрания» . БФМТВ (на французском языке) . Проверено 20 июля 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f4a2da2c99c55066af01ffaaa100823__1722558720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/23/9f4a2da2c99c55066af01ffaaa100823.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Referendums in France - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)