Версальская оранжерея

Версальская оранжерея ( по-французски : L'orangerie du château de Versailles ) была построена Жюлем Ардуэном-Мансаром между 1684 и 1686 годами, работы над Версальским замком еще до того, как начались . Оранжерея, пришедшая на смену более раннему проекту Луи Ле Вау 1663 года, является примером многих таких престижных расширений великих садов в Европе, предназначенных как для защиты нежных растений, так и для того, чтобы произвести впечатление на посетителей. С добавлением Оранжереи сады, больше не предназначенные исключительно для использования Людовиком XIV , получили дополнительную возможность использования театральной декорации, которую можно было использовать для развлечения гостей при дворе. [ 1 ]
Зимой в Версальской оранжерее хранится более тысячи деревьев в ящиках. В предыдущие столетия зимой деревья размещались в помещении, напоминающем собор, а в самые холодные месяцы садовники разжигали костры, чтобы отапливать жилище деревьев. В 1689 году садовник Валентин Лопин создал устройство для транспортировки и перемещения больших апельсиновых деревьев.
Большинство деревьев — цитрусовые , привезенные из Италии, но есть много нежных средиземноморских растений, включая олеандры , оливки , гранаты и пальмы , всего более 1055 растений. С мая по октябрь их выставляют на открытом воздухе в «Партере» .
Популярность апельсинов в позднем средневековье и раннем Возрождении
[ редактировать ]
Горький апельсин ( Citrus × aurantium ) был завезен в Европу в 15 или 16 веке. [ 2 ] Поначалу горькие апельсины были дорогим продуктом питания, и в некоторых средневековых кулинарных книгах подробно описывалось, на сколько ломтиков апельсина имел право приезжий сановник. Цитрусовые вскоре вошли в моду среди знати и богатых купцов.
К 15 веку сладкие апельсины ( Citrus × sinensis ) получили широкое распространение и приобрели коммерческое значение в Европе.
Во Франции первая оранжерея была построена и снабжена Карлом VIII в замке Амбуаз . [ 3 ] Существует общее мнение, что появление сладкого апельсина в Европе было связано с деятельностью португальцев в 15 веке, в частности с путешествиями Васко де Гамы на Восток. Хотя римляне были знакомы с лимонами и апельсинами, а также с различными видами цитрусовых, апельсины (горькие и сладкие) и лимоны достигли Европы с разницей в столетия.
Удерживая воду и питательные вещества, а также используя методы обрезки , французские садовники смогли заставить цитрусовые деревья цвести круглый год, к радости Людовика XIV . Цитрусовые мотивы на протяжении всей истории формировали темы в скульптуре, мозаике, вышивке, ткачестве, картинах, стихах и песнях, а цветы апельсина по-прежнему ценятся в качестве цветочных украшений на свадьбах. [ 4 ] Однако во время поездки в Версаль Джон Локк написал о внешнем виде деревьев, заявив, что ящики, в которых деревья были посажены, не позволяли правильно укорениться, в результате чего деревья приобрели уникальную форму с маленькими головками и толстыми стволами. [ 5 ]
Описание
[ редактировать ]
Центральная галерея окружена двумя боковыми галереями, расположенными под «Escaliers des Cent Marches» (названными так потому, что каждая лестница имеет 100 ступенек). Три галереи окружают нижнюю кровать ( Parterre Bas ), также называемую «Parterre de l'Orangerie» . Стены этих галерей имеют толщину 4–5 метров (13–16 футов), а центральная галерея имеет длину более 150 метров (490 футов) и высоту 13 метров (43 фута). Центральная галерея обращена на юг, чтобы оптимизировать естественное согревающее воздействие солнца, что в сочетании с двойным остеклением окон обеспечивает морозную среду без использования искусственного отопления круглый год. [ 6 ]
В центре Партера находится большой круглый бассейн с водным фонтаном , окруженный формальными лужайками с топиариями . С мая по октябрь на нижней грядке растут апельсиновые и другие деревья. Всего здесь находится более 1000 различных контейнеров, среди которых несколько гранатовых ( Punica granatum ), оливковых ( Olea europea ) и апельсиновых ( Citrus × sinensis ) деревьев возрастом более 200 лет. [ 7 ]
Скульптура
[ редактировать ]В Оранжерее хранится множество скульптур, самой известной из которых является конная статуя Людовика XIV работы Джана Лоренцо Бернини , самого выдающегося скульптора периода барокко. [ 8 ] Людовик XIV, как известно, был недоволен сходством с его статуей Бернини и приказал разрушить ее, когда впервые увидел ее в 1685 году. Людовик был опытным наездником и считал, что поза и драматургия скульптуры в целом были дикими и несовместимыми с его королевским достоинством. [ 9 ] Его уговорили переместить статую в отдаленное место в саду, на северной стороне бассейна Нептуна, вместо того, чтобы разрушать ее, но он все же позвал своего любимого скульптора Франсуа Жирардона, чтобы тот изменил форму лица и основания статуи. . Переделанный как изображение древнеримского героя Марка Курция , он был перенесен на северную сторону Швейцарской пьесы , напротив границы партера Оранжереи, где оставался на протяжении веков. [ 10 ]
В другой части Оранжереи находится восьмиугольная ванна из мрамора Руж де Ранс, некогда принадлежавшая Людовику XIV. [ 11 ] Первоначально он был установлен в роскошном пятикомнатном банном комплексе, принадлежавшем любовнице короля мадам де Монтеспан .
В Оранжерее хранилось множество бронзовых копий классической скульптуры. В садах и оранжерее доминировали симметрия и антитеза. В 1701 году бронзовый Геркулес был установлен в Оранжерее Версаля, и тематика изображения отражала времена правления Людовика XIV. Другие произведения итальянского Возрождения в садах включали копии Вакха и Дианы. [ 12 ]
При Людовике XIV
[ редактировать ]Первоначально построенная в 1663 году, Оранжерея предназначалась для снабжения гораздо меньшего по размеру охотничьего домика Версаля и небольшой свиты, которую Людовик XIV собирался привести с собой летом. В 1678 году Жюль Ардуэн-Мансар начал расширение Оранжереи, увеличив размер оригинала вдвое. Завершенные в 1688 году каменные павильоны новой оранжереи были созданы по образцу садовода Жана-Батиста де ла Квинтини, главного садовника Potager du roi , в чьих трудах подробно описана система защиты экзотических растений от холода без использования искусственного отопления. [ 13 ]

Когда Людовик XIV стал старше, у него появилась аллергия на цветы, и он предпочитал запах цитрусовых деревьев, полюбив апельсиновые деревья. [ 14 ] Он поместил их в серебряные кадки и расставил по парадным залам дворца, чтобы надушить воздух. [ 15 ] Оранжерея предназначалась для круглогодичного снабжения дворца образцами и фруктов для двора. В 1664 году, через год после завершения строительства первой оранжереи, Людовик XIV опозорил своего бывшего министра финансов Николя Фуке , осужденного за плохое управление. Фуке подвергся конфискации своей собственности в пользу Короны, в том числе более 1000 апельсиновых деревьев из Во-ле-Виконт, которые были переданы Оранжерее. [ 16 ]
К 1790-м годам Оранжерея, насчитывавшая несколько тысяч деревьев, была крупнейшей в своем роде в Европе и главной достопримечательностью для дипломатов и иностранных членов королевской семьи. В 1698 году британский посол во Франции Уильям Бентинк, 1-й граф Портленд , доложил королю Вильгельму III , что его взяли посмотреть апельсиновые деревья в Версале, но сравнил их с собственными коллекциями Уильяма в Голландии . [ 17 ]
Расположение в саду
[ редактировать ]Версальская оранжерея находится под клумбой, известной как «Партер дю Миди» . Его центральная галерея Длина 155 м (509 футов), фасад обращен на юг. База Партера с южной стороны граничит с балюстрадой с видом на школу Сен-Сир-л'Эколь . Это отделяет его от « Швейцарского пруда ».
Галерея
[ редактировать ]-
Вид на Швейцарский пруд из оранжереи
-
Вид с воздуха на Партер дю Миди , Партер оранжери и Швейцарский пруд.
-
Интерьер Версальской оранжереи: центральная галерея
-
Вид на Оранжерею в 1695 году, картина Этьена Аллегрена и Жана-Батиста Мартена.
-
Удаленный вид на Швейцарский пруд
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Такер, Кристофер; XIV, Луи (1972). « «Манера изображения садов Версаля» Людовика XIV и других». История сада . 1 (1): 49–69. дои : 10.2307/1586442 . ISSN 0307-1243 . JSTOR 1586442 .
- ^ Рамон-Лака, Л. (зима 2003 г.). «Внедрение культивируемых цитрусовых в Европу через Северную Африку и Пиренейский полуостров» . Экономическая ботаника . 57 (4): 510. doi : 10.1663/0013-0001(2003)057[0502:tiocct]2.0.co;2 . JSTOR 4256736 .
- ^ Хайамс, Эдвард (1971). История садов и садоводства . Нью-Йорк: Издательство Praeger. п. 101.
- ^ Скора, Райнер В. (ноябрь – декабрь 1975 г.). «К истории и происхождению цитрусовых». Бюллетень Ботанического клуба Торри . 102 (6): 370–1. дои : 10.2307/2484763 . JSTOR 2484763 .
- ^ Томпсон, Ян (31 октября 2006 г.). Сад Короля-Солнца: Людовик XIV, Андре Ленотр и создание садов Версаля . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-1-58234-631-1 .
- ^ «Оранжерея» . Chateauversailles.fr . Проверено 22 ноября 2017 г.
- ^ «Оранжерея» . Chateaudeversailles.fr . Проверено 3 июля 2017 г.
- ^ Робин Лейн Фокс (13 декабря 2013 г.). «Взгляд на скрытую страну чудес – Оранжерею в Версале» . Файнэншл Таймс . Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Томпсон, Ян (31 октября 2006 г.). Сад Короля-Солнца: Людовик XIV, Андре Ленотр и создание садов Версаля . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-1-58234-631-1 .
- ^ Лавин, Ирвинг (2007). «Искусство Джанлоренцо Бернини» (PDF) . Пиндар Пресс . 1 : 582.
- ^ «Квартира дочерей Людовика XV» . Chateauversailles.fr . Проверено 31 октября 2019 г.
- ^ РОСАСКО, БЕТСИ (2008). «Два французских королевских сада скульптур: Версальская оранжерея и Верхний сад Марли». Исследования по истории искусства . 70 : 300–321. ISSN 0091-7338 . JSTOR 42622683 .
- ^ Леру, Жан-Батист (2002). Сады Версаля . Темза и Гудзон. п. 378.
- ^ Томпсон, Ян (31 октября 2006 г.). Сад Короля-Солнца: Людовик XIV, Андре Ленотр и создание садов Версаля . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-1-58234-631-1 .
- ^ Нэнси Митфорд (1966). Король Солнца . ООО "Сфера Букс" с. 11.
- ^ Нэнси Митфорд (1966). Король Солнца . ООО "Сфера Букс" с. 11.
- ^ Нэнси Митфорд (1966). Король Солнца . ООО "Сфера Букс" с. 183.