Франсуа Жирардон
Франсуа Жирардон | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 17 марта 1628 г. |
Умер | 1 сентября 1715 г. Париж, Франция | (87 лет)
Известный | Скульптура |
Движение | Барокко или стиль Людовика XIV |
Франсуа Жирардон (англ. Французское произношение: [fʁɑ̃swa ʒiʁaʁdɔ̃] ; 17 марта 1628 г. [ 1 ] — 1 сентября 1715) — французский скульптор стиля Людовика XIV или французского барокко , наиболее известный своими статуями и бюстами Людовика XIV , а также своими скульптурами в садах Версальского дворца .
Биография
[ редактировать ]Он родился в Труа . Его отец был литейщиком . Сначала он получил образование столяра и резчика по дереву. Его талант привлек внимание канцлера Людовика XIV Пьера Сегье , серьезного мецената, который устроил его для работы в мастерской Франсуа Ангье , а позднее, с 1648 по 1650 год, для жизни и подмастерья в Риме. [ 1 ] Там он увидел скульптуру в стиле барокко и встретил Бернини , но отказался от этого стиля и вместо этого обратился к классицизму и моделям древнеримской скульптуры. [ 2 ]
В 1650 году он вернулся во Францию и стал членом группы художников, возглавляемой Шарлем Лебреном , официальным художником короля, и включавшей садового дизайнера Андре Ленотра , которому было поручено украсить новый королевский парк Франции. Замок Версаль . Его главным вкладом была группа скульптур, изображающая Аполлона, которому служили нимфы (1666-1675), символизирующая самого Короля-Солнца, помещенную в грот недалеко от дворца. Фигура Аполлона была вдохновлена по форме Аполлоном Бельведерским в Ватикане и состояла из двух групп фигур; Аполлон в окружении нимф , и вторая группа рядом с гротом, изображающая Коней Солнца, которых ведут в их королевскую конюшню. [ 3 ]
Он создал для Версаля еще один фонтан — « Бассейн Сатурна или Зимы » (1672–1677), выполненный из позолоченного свинца, выполненный в более барочном стиле, переполненный фигурами. Третьей его крупной работой в Версале было « Похищение Прозерпины» . Эта группа статуй располагалась вдали от центра сада и предназначалась для просмотра с одной точки зрения. Ощущение движения и закрученные фигуры придают ему вид барокко, но это уравновешивается классической ясностью и симметрией композиции. [ 4 ]
Жирардон неуклонно поднимался в официальной художественной иерархии. Он стал членом Королевской академии живописи и скульптуры в 1657 году, получил звание профессора, в 1674 году помощник ректора. В 1690 году, после смерти Лебрена, он стал генеральным инспектором скульптурных произведений, руководя всеми королевскими скульптурными комиссиями. В 1695 году он стал канцлером Королевской академии. [ 1 ]
В 1675 году он получил еще один важный заказ на могилу кардинала Ришелье , расположенную в капелле Сорбонны . Оно было завершено в 1694 году. Фигура кардинала изображена сидящим на гробнице, но живым, сидящим и смотрящим в сторону алтаря. (Изначально гробница находилась в хоре церкви, но с тех пор была перенесена в отдельную часовню). Его сопровождают фигуры двух скорбящих женщин, представляющих религию и науку. Гробница была завершена в 1694 году и оказала значительное влияние на дизайн более поздних погребальных скульптур. [ 4 ] Он был почти разрушен толпой во время Французской революции , но был защищен археологом Александром Ленуаром , который получил штыковое ранение, защищая его. Он приказал перевезти его в безопасное место в первый музей французских памятников. [ 1 ]
В 1699 году Жирардон завершил еще одну крупную работу — бронзовую конную статую Людовика XIV, которую поставили в центре площади Луи ле Гран (ныне Вандомская площадь ). Эта статуя была переплавлена во время Французской революции и сейчас известна только по небольшой бронзовой модели, сделанной самим Жирардоном в Лувре . Он умер в Париже в 1715 году. [ 1 ]
Другие известные работы Жирардона, которые можно увидеть до сих пор, включают гробницу Лувуа в церкви (Сен-Эсташ) в Париже; могила Биньона , королевского библиотекаря, построенная в 1656 году в (Сен-Николя дю Шардонне); и декоративные скульптуры в Галерее Аполлона и Королевской спальне в Лувре .
, где он родился, В муниципальном музее Труа хранится несколько его работ, мраморные бюсты Людовика XIV и Марии Терезии . В ратуше выставлен медальон Людовика XIV, а в церкви Сен-Реми — изготовленное им бронзовое распятие.
Скульптура
[ редактировать ]-
Аполлону служат нимфы , Грот рощи купален Аполлона, Версальский дворец (1666-1675)
-
Бассейн Сатурна, Версальский дворец (1672-1677)
-
Зима , Версальский дворец
-
Похищение Прозерпины Плутоном (1677-1699), Версальский дворец.
-
Скульптура на постаменте « Похищение Прозерпины Плутоном».
-
Памятник Людовику XIV на Вандомской площади (1692 г.), разрушен в 1789-92 гг.
-
Могила кардинала Ришелье, капелла Сорбонны (1675-1694)
-
Деталь гробницы кардинала Ришелье, капелла Сорбонны , (1675-1694)
-
Бюст Людовика XIV, Музей Сен-Лу, Труа
-
Плутон, похищающий Прозерпину по Франсуа Жирардону. Бронза. Около 1700 года.
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Чисхолм 1911 года .
- ^ Гуси 2015 , с. 304.
- ^ Гуси 2015 , стр. 304–305.
- ^ Jump up to: а б Гуси 2015 , с. 309.
Библиография
[ редактировать ]- Гуси, Уве (2015). «Скульптура в стиле барокко». В Рольфе Томане (ред.). L'art барочная архитектура, скульптура, живопись (на французском языке). Кёльн: HF Ullmann. ISBN 978-3-8480-0856-8 .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 46.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Франсуа Жирардон в американских публичных коллекциях, на сайте Французской переписи скульптуры.