Буржский собор
Святой Стефан Буржский Сент-Этьен де Бурж | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Костел |
Провинция | Буржская архиепископия |
Область | Центр-Валь-де-Луара |
Обряд | Роман |
Церковный или организационный статус | Кафедральный собор |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Бурж , Франция |
Географические координаты | 47 ° 04'55 "N 2 ° 23'58" E / 47,08194 ° N 2,39944 ° E |
Архитектура | |
Тип | Церковь |
Стиль | Высокая готика , романский стиль |
Новаторский | 1195 |
Завершенный | в. 1230 |
Официальное название: Буржский собор. | |
Тип | Культурный |
Критерии | я, ив |
Назначен | 1992 г., модификация 2013 г. |
Справочный номер. | 635бис |
Государство-участник | Франция |
Область | Европа и Северная Америка |
Сессия | 16-е |
Буржский собор ( фр . Cathédrale Saint-Étienne de Bourges ) — римско-католическая церковь, расположенная в Бурже , Франция . Собор святому посвящен Стефану и является резиденцией архиепископа Буржа . Построенный на вершине более ранней романской церкви с 1195 по 1230 год, он в основном выполнен в архитектурном стиле высокой готики или классической готики и был построен примерно в то же время, что и Шартрский собор . Собор особенно известен большими размерами и единством интерьера, скульптурным оформлением порталов и большой коллекцией витражей 13 века. [1] Благодаря своей типичной готической архитектуре собор был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия в 1992 году. [2]
История
[ редактировать ]Ранние соборы
[ редактировать ]Город-крепость Аварикум, столица галльского племени битуригов , был завоеван Юлием Цезарем в 54 г. до н. э. и стал столицей галло-римской провинции Аквитания . [3] Христианство было принесено святым Урсином Буржским примерно в 300 году нашей эры; Его считают первым епископом. О «великолепном» церковном здании упоминает Григорий Турский в VI веке. В 9 веке Рауль де Тюренн реконструировал старое здание. Между 1013 и 1030 годами епископ Гозлен построил новый, более крупный собор. Как и более ранние церкви, она была построена у городской стены, и ее остатки можно найти под нынешним собором. [3]
Примерно в 1100 году король Франции Филипп I присоединил Бурж и его провинцию к своему растущему королевству. [3] В 1145 году его сын Людовик VII Французский представил свою новую жену Элеонору Аквитанскую , и она была официально коронована королевой Франции в старом готическом соборе в Бурже. Примерно с 1150 года архиепископ Пьер де Ла Шатр расширил старый собор, добавив два новых боковых нефа, по одному с каждой стороны, каждый с двумя романскими порталами, а также запланировал реконструкцию западного фасада. [3]
Готический собор (12–13 века).
[ редактировать ]При новом архиепископе Анри де Сюлли началась более амбициозная программа строительства. В 1181–1182 годах король Филипп Август II разрешил строительство частей старых валов с видом на город. В документе епископа Генриха де Сюлли указывается на полную реконструкцию собора в 1195 году. [4] Первая работа заключалась в строительстве нижней церкви на пространстве глубиной шесть метров на месте старых валов. Это сооружение с двойным вестибюлем было закончено примерно в 1200 году. Оно послужило основой для следующей части, шевета или восточного конца, который был закончен примерно в 1206 году. Затем работы двинулись на запад, от апсиды к хор. [4]
Строительство собора было начато примерно в то же время, что и Шартрский собор , но основной план сильно отличался. В то время как в Шартре и других соборах высокой готики два боковых нефа были той же высоты, что и неф, в Бурже боковые нефы были разной высоты, ступенчато поднимаясь от внешнего нефа к центру. Старый неф какое-то время сохранялся, чтобы можно было совершать богослужения, пока примерно в 1214 году не было закончено строительство нового хора. Затем начались работы над пятью сосудами или проходами нового нефа. К 1225 году собор был завершен достаточно, чтобы принять у себя большой совет, осуждающий ересь катаров . Основные работы над нефом были завершены к 1235 году установкой перегородки , отделявшей хор от нефа.
Следующим шагом было возведение деревянного каркаса крыши над сводчатым потолком. Это продолжалось с 1140 по 1155 год, и требовалась древесина девятисот дубов. Кровельные работы продолжались до 1259 года, когда пожар нанес серьезный ущерб. Строительство южной башни было остановлено, вероятно, из соображений предосторожности, также остановились работы и на северной башне. [4]
14–16 века
[ редактировать ]- Буржский собор (на заднем плане), изображенный в 15 веке.
- Интерьер Буржского собора, изображенный в Très Riches Heures du Duc de Berry (15 век)
- Западные порталы, изображенные в Très Riches Heures du Duc de Berry (15 век).
Работа над фасадом продолжилась в 1314 году, когда был построен большой залив Гран-Усто. К собору пристроили высокий деревянный шпиль, а стены укрепили дополнительными арочными контрфорсами. Между 1406 и 1491 годами по бокам собора между контрфорсами было построено одиннадцать новых часовен. Они были богато украшены в более богато украшенном стиле поздней готики, несколько не гармонирующем с классической высокой готикой более ранней постройки. [4]
В 1424 году собор был оснащен технологической новинкой — буржскими астрономическими часами , которые до сих пор функционируют после многих ремонтов. Давно беспокоившая северная башня была наконец закончена, но ее фундамент все еще оставался неисправным. Она рухнула 31 декабря 1506 года. Чтобы собрать средства на ее реконструкцию, архиепископ Гийом де Камбре предложил разрешение есть масло во время Великого поста в обмен на пожертвования в фонд башни. Башня ремонтировалась между 1508 и 1524 годами, после чего получила прозвище Масляная башня. [5]
После обрушения башни в 1506 году верхняя центральная часть западного фасада, над центральными порталами, известная как Гранд Усто, была реконструирована в стиле яркой готики. Перестроенный фасад представлял собой группу из шести больших стрельчатых окон и двух глазков под огромным окном-розеткой, увенчанным остроконечным фронтоном с небольшим окном-розеткой. Из-за проблем с устойчивостью новый фасад и башни были усилены массивными контрфорсами. [6]
Старый шпиль был снят в 1539 году и заменен новым в 1543–1544 годах. В 1549 году пожар в балках крыши северных боковых нефов повредил окна внизу, а также уничтожил орган. король Франции Генрих II На этот раз ремонт оплатил нанесли . Религиозные войны во Франции более серьезный ущерб. Протестантская армия под предводительством Габриэля де Лоржа, графа Монморанси, неожиданно захватила город 27 мая 1562 года. Они разграбили сокровищницу собора, опрокинули статуи и разбили часть барельефов. Де Лорж готовился взорвать собор, но его отговорили другие, желавшие превратить его в протестантскую церковь. [7]
17–18 века
[ редактировать ]В 1667 году в соборе был установлен новый орган, части которого используются до сих пор. Флеш собора, перестроенный четыре раза, был окончательно снят в 1745 году. В 18 веке весь собор претерпел более серьезные преобразования, чтобы соответствовать новым доктринам, установленным Ватиканом. Готический алтарь 1526 года и сложная резная каменная перегородка хора 13 века были демонтированы. Части этого экрана сегодня выставлены в склепе. Многие витражи были заменены белым стеклом гризайль , чтобы обеспечить больше света. В 1760 году был установлен новый хоровой экран, состоящий из девяти кованых решеток, а в 1767 году был установлен новый алтарь из белого мрамора. Хор также получил новые резные хоры и новый мраморный пол. [8]
Во время Французской революции собор был на время преобразован в Храм Разума . Многие реликварии и другие драгоценные предметы в сокровищнице были переплавлены на золото, а десять из двенадцати церковных колоколов были переплавлены для перековки в пушки. [8]
После разрушения большей части Герцогского дворца и его часовни во время революции изображение гробницы герцога Жана де Берри было перенесено в склеп собора вместе с несколькими витражами с изображением стоящих пророков, которые были спроектированы для часовни Андре Боневе. .
19–21 века
[ редактировать ]В XIX веке собор был возвращен католической церкви и подвергся длительной реставрации с 1829 по 1847 год. Новые архитекторы внесли многочисленные изменения и дополнения, порой имевшие сомнительную историческую основу. Контрфорсы и арки были украшены башенками и новыми балюстрадами, которых раньше, возможно, не существовало.
В 1862 году при императоре Луи Наполеоне собор был объявлен историческим памятником.
внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . В 1992 году собор был
В 1994–95 годах был восстановлен свод нижнего храма и приведены в рабочее состояние астрономические часы. Старые витражи были очищены и защищены дополнительными слоями стекла. Росписи в часовне Иоанна Крестителя были восстановлены.
Хронология
[ редактировать ]- в. 300 г. – Согласно традиции, христианство впервые утвердилось в Бурже. [9]
- в. 500 г. - Первые постройки собора на этом месте.
- 844–866 гг. - Епископ Рауль де Турень реконструирует собор в каролингском стиле.
- 1013–1030 гг. - Епископ Гозлен перестраивает собор, части склепа которого сохранились до сих пор. [9]
- в. 1100 – Король Франции Филипп I приобретает для Франции виконта Буржа.
- 1137 – Людовик VII коронован в соборе.
- 1145 – Элеонора Аквитанская стала королевой.
- 1195 г. – архиепископ Анри де Сюлли собирает средства на строительство нового собора в готическом стиле. Работа начинается.
- в. 1206 – Завершен нижний уровень хора.
- в. 1214 г. - Хор практически завершен.
- в. 12:30–12:35 - Завершены неф и первые уровни западного фасада.
- 1255–59 – завершено строительство деревянного каркаса крыши и сводов нефа.
- 1313–1314 гг. - Строительство опорной колонны и окна Большого Усто на западном фасаде.
- 1324 г. – Освящение собора архиепископом Гийомом де Броссом. [3]
- 1424 г. – Установка астрономических часов.
- 1493–1506 гг. - Северная башня завершена, но разрушилась в 1506 г. Перестроена к 1515 г.
- 1562 г. - Собор разграблен протестантами во время европейских религиозных войн. [3]
- 1667 – Установка нового рояля.
- 1750–1767 - Демонтаж средневековых хоров и украшений, заменены декором в стиле барокко и французской классики.
- 1791 г. - Во время Французской революции разрушено убранство хора, мебель и соборные колокола. Казначейство конфисковано. [3]
- 1829–47 - Первая реставрация портальной скульптуры западного фасада.
- 1845–47 — Реставрация витражей хора и амбулатории.
- 1846–78 - Реставрация часовни и боковых порталов.
- 1882 г. – Ремонт верхних стен и окон.
- 1992 г. - собор объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- 1994–95 – Астрономические часы приведены в рабочее состояние. Старый витраж очищен и защищен двойными стеклами. [3]
- 2001–2018 гг. – Реставрация порталов, перекрытий, опорной колонны и часовни Этамп.
Экстерьер
[ редактировать ]Фасад или западный фасад
[ редактировать ]Фасад или западный фасад, главный вход в собор, имеет особенно грандиозный масштаб по сравнению с другими соборами того периода; у него пять порталов, ведущих к центральному и четырем боковым нефам, больше, чем в Нотр-Дам де Пари или в любой другой собор того периода.
Порталы западного фасада
[ редактировать ]- Скульптура, изображающая Судный день в тимпане над центральным порталом.
- Наказание грешников изображено на тимпане центрального портала.
- Побивание камнями святого Стефана ([портал справа в центре)
- На портале Сен-Гийома изображен шпиль исчезнувшего собора.
- Ангелы у портала Святого Стефана
- арка Нижней аркады портала Святого Стефана (13 в.)
Скульптура на центральном портале иллюстрирует сцены из «Страшного суда» . В верхней части тимпана Христос отделяет проклятых от спасенных. Их судьбы наглядно проиллюстрированы ниже. Оригинальные скульптуры были сильно повреждены в шестнадцатом веке во время религиозных войн. Части тимпана были восстановлены Теофилем Кодроном в девятнадцатом веке. [10]
Портал справа от центра изображает жизнь святого Стефана , покровителя собора. Скульптуры на портале над крайней правой дверью изображают сцены из жизни святого Урсина , местного святого и первого епископа епархии. Сцены читаются снизу вверх и справа налево. Они включают в себя изображение Урсина, освящающего собор (в центре), и крещение римского сенатора Леокада и его сына Лудра (вверху). Статуя Трюмо , изображающая Святого Урсина, была изготовлена Кодроном в 1845 году после того, как оригинал был уничтожен. [11]
Первоначальные тимпаны северных порталов были разрушены при обрушении северной башни в 1506 году и были переделаны в шестнадцатом веке в несколько ином стиле. В тимпане ближнего левого портала изображены сцены из жизни Девы Марии . Нижняя часть этого портала, вплоть до трюмо, датируется шестнадцатым веком. [12] Крайний левый тимпан посвящен Вильгельму Донжонскому и изображает сцены из его жизни. Портал увенчан ажурным фронтоном и разделен в центре богато орнаментированным шпилем. Архивольты над порталом изображают ангелов, многие из которых изображены играющими на музыкальных инструментах. [13]
Нижняя аркада содержит коллекцию из шестидесяти четырех барельефов, изображающих примеры божественного вмешательства, взятые из комментариев к Библии в Талмуде . Они были вырезаны в тринадцатом веке, а их уникальная иконография, возможно, была создана членом большой еврейской общины Буржа. [13] [14]
Перемычки , между этими нишами представляют собой расширенный цикл Книги Бытия который первоначально должен был рассказывать историю от начала Творения до Завета Бога с Ноем . [15] Перемычки были испорчены в 1562 году. [16]
Романские резные порталы примерно 1160–1170 годов, вероятно, предназначавшиеся для фасада более раннего собора, были повторно использованы на южных и северных дверях (занимая места, обычно отведенные для порталов трансепта). Их обильный орнамент напоминает бургундские работы.
Башни и Гранд Усто
[ редактировать ]- Вершина северной башни с ярким декором и бронзовым пеликаном.
- Яркий Гран-Усто и западная роза.
- Колокол герцога Жана и бронзовый пеликан на северной башне.
Северная башня — единственная законченная и самая высокая из двух. Он был украшен тщательно продуманным ярким готическим декором, включая множество декоративных башен и крокетов , а также копии статуй 13-го века, установленные в нишах. Наверху находится фонарь, увенчанный большим бронзовым пеликаном. Внутри собора хранится оригинальная статуя пеликана 16 века. В этой башне находятся шесть колоколов собора, пришедших на смену переплавленным во время революции. Они датируются 19 и 20 веками. Самый крупный — бурдон Гийома-Этьена из Грос-Гийома, длиной 2,13 метра и весом 6,08 тонны. Он был отлит в 1841–1842 годах. [17]
Южная башня, более короткая из двух и незаконченная, имела недостаточный фундамент и с самого начала была нестабильной. В конечном итоге в 1314 году он был усилен массивным контрфорсом на фланге. Этот контрфорс, помимо поддержки башни, содержал лестницу и небольшую тюрьму, которой управлял капитул собора. Верхняя комната контрфорса использовалась как кабинет архитектора, и на каменном полу выгравированы планы нишей и окна-розы, где с ними могли проконсультироваться строители собора. В 18 веке он какое-то время использовался как студия художника Франсуа Буше . [17]
В южной башне изначально располагалась колокольня и большие колокола собора. После революции они были сняты и переплавлены для получения бронзы. В результате башню стали называть «Ле Сурд» («Глухая») или «Ле Муэтт» («Безмолвная»). [17]
Центральная часть западного фасада над порталами и между башнями известна как Гранд Усто. Он построен позже, чем остальная часть западного фасада, перестроенного в 16 веке в стиле яркой готики после обрушения северной башни. Исключительная высота Большого Усто и его окна-розы подчеркивает огромную высоту нефа позади него. [6]
Северная и южная стороны
[ редактировать ]Северная и южная стены окружены аркбутанами , которые поднимаются над нижними нефами и поддерживают верхние стены. и которые позволяют использовать большие верхние окна. Дополнительный вес им придают тяжелые вершины. В последующие столетия между несколькими контрфорсами были построены небольшие часовни, но в тех бухтах, где нет часовен, все еще видны стены старого романского собора. [18]
В отличие от большинства других соборов высокой готики, в Бурже нет трансепта, но есть крыльцо и портал на южной стороне, которые первоначально использовались только духовенством. Он содержит остатки старой романской церкви, в частности шесть статуй-колонн, датируемых примерно 1150–1160 годами, которые были установлены под крыльцом в 13 веке как напоминание о долгой истории собора. Следы краски показывают, что когда-то скульптуры были ярко раскрашены. На некоторых скульптурах изображены сердце и буква J, эмблема семьи Жака Кера , выдающихся буржских купцов и основных спонсоров собора. Их могилы находятся внутри собора. [18]
- Южная сторона собора и южное крыльцо
- Скульптура тимпана южного крыльца
- Скульптура южного крыльца
- Колонна-статуя и тимпан южного крыльца
Северная сторона, обращенная к городу, имеет аналогичный план. Многие пространства между контрфорсами заполнены часовнями. В середине северной стороны есть крыльцо, куда могут попасть обычные члены прихода. Как и южное крыльцо, порталы северного крыльца украшены колонными статуями и другими скульптурами, относящимися к романскому собору. Статуи колонн, по-видимому, представляют собой царицу Савскую и Сивиллу , а скульптуры в арках над порталами представляют Богородицу с младенцем. Миниатюрные архитектурные сцены содержат изображения библейских волхвов , сцены Благовещения и Посещения , иллюстрирующие библейский рассказ о Марии. Некоторые скульптуры на этом крыльце были испорчены во время Религиозных войн во Франции .
Над северным дверным проемом круглое окно без стекла, украшенное скульптурами голов мифических зверей. Крыша над северным порталом пострадала от пожара в 1559 году и была заменена железной крышей. Весь портал щедро украшен сложной растительной и геометрической скульптурой. [19]
Ризница . собора, находящаяся рядом с папертью, также выступает с северной стороны Его подарил купец Жак Кер .
- Северное портальное крыльцо
- Скульптура Девы Марии с младенцем на северном портале.
- Северный портал портала
- Статуя и украшение колонны северного портала
Прикроватная тумбочка
[ редактировать ]Шевет — это французский термин, обозначающий внешнюю часть апсиды , восточной части собора, с кольцом расходящихся часовен. Шевет Буржа отличается от других соборов высокой готики, поскольку нижние нефы имеют разную высоту, а шевет поднимается вверх в три ступени, при этом верхние стены поддерживаются шестью сходящимися контрфорсами, которые перепрыгивают через нижние уровни. с отдельными арками, поддерживающими нижнюю и верхнюю стены. Вертикальность дополнительно усиливается заостренными крышами расходящихся часовен, двойными вершинами на каждом контрфорсе и вершинами вокруг балюстрады крыши. Каждый пролет высоких стен украшен двойными стрельчатыми окнами и небольшим шестилепестковым окном-розеткой, обрамленным глухими арками. [20]
- Радиальные часовни шеве Буржского собора
- Чевет – вид сбоку
Интерьер
[ редактировать ]План и высота
[ редактировать ]- План с четырьмя боковыми проходами
- Возвышение, рисунок Виолле-ле-Дюк.
- Поперечный разрез, показывающий проходы разной высоты.
Буржский собор занимает площадь 6200 квадратных метров (7400 квадратных ярдов). Неф собора имеет ширину 41 метр (135 футов) и высоту 37 метров (121 фут); его аркада имеет высоту 20 метров (66 футов); внутренний проход имеет высоту 21,3 метра (70 футов), а внешний проход - 8,6 метра (28 футов). [21]
Внутренняя длина от западного фасада до чевета составляет 118 метров (387 футов). Шестичастные своды перекрывают неф.
Высота нефа от пола до сводов составляет 37,15 метра (121,9 футов) по сравнению с 33 метрами (108 футов) в Нотр-Дам де Пари , 42 метрами (138 футов) в Амьенском соборе и 48 метрами (157 футов) в соборе Парижской Богоматери. Собор Бове .
Буржский собор примечателен простотой своего плана, в котором не было трансептов , но который принял двухнефный дизайн, найденный в более ранних церквях, таких как раннехристианская базилика Святого Петра в Риме или в Нотр-Дам де Пари . Двойные нефы непрерывно продолжаются за пределами экрана (ныне в значительной степени разрушенного, хотя в склепе сохранилось несколько фрагментов ), образуя двойной проход вокруг хора . Внутренний неф имеет более высокий свод, чем внешний, а центральный неф и внутренний неф имеют одинаковые трехчастные фасады с аркадными, трифориальными и фонарными окнами; конструкция, которая пропускает значительно больше света, чем в более традиционных двухнефных зданиях, таких как Нотр-Дам. [22] Этот дизайн с его характерным треугольным поперечным сечением впоследствии был скопирован в соборе Толедо и в хоре Ле-Мана . [23]
Неф и хор
[ редактировать ]- Центральный сосуд нефа и хора, смотрящий на восток.
- Нижние боковые проходы
- Чередование колонн нефа. Боковые проходы находятся на заднем плане.
- 18 век = алтарь и апсида в восточной части
- Окна дезамбулатории восточного конца
Неф, расположенный между западной частью и хором, где сидели обычные верующие, занимал большую часть интерьера. Хор, помещение, отведенное для духовенства, занимал четыре траверса перед восточной частью. Восточный конец, или апсида, открывал доступ к полукругу из пяти расходящихся часовен.
Буржский собор известен своим огромным и единым внутренним пространством; во внутренней части между западным фронтом и шеветом на востоке нет перерыва. Столбы аркады имеют высоту 21 метр, то есть более половины из 37 метров высоты до сводов. Каждая колонна состоит из центральной колонны, две из которых прикреплены к тонким колоннеткам, расширяющимся вверху и соединяющимся с ребристыми сводами. Первые два столба первого перехода на западе имеют особенно большие размеры. в каждом по двадцать одной колонетте. Последовательные колонны на западе чередуются между более толстыми «сильными» колоннами с пятью колоннами и «слабыми» колоннами с четырьмя, в зависимости от их положения, поддерживающего своды над головой. [24]
Центральный сосуд нефа имеет три уровня; очень высокая аркада на первом этаже; над ним трифорий, узкая аркада; и наверху - верхние ниши, в основном заполненные окнами. Каждый из шестичастных реберных сводов перекрывает два траверса. Стены боковых нефов не такие высокие, хотя в каждом пролете также есть окна и ребристые своды, поддерживаемые тонкими колоннами. [24]
В средние века хор использовался исключительно духовенством и был отделен от нефа украшенной перегородкой или орнаментальной преградой. В склепе отображаются части старого экрана. Сейчас хор окружает декоративная кованая ширма в неоготическом стиле, установленная в 1855 году.
Столбы хора немного тоньше, чем колонны нефа, но гармонично сочетаются с остальным интерьером. На верхнем уровне высокие окна с круглыми глазками вписываются в вершины арок, создавая ощущение непрерывной высоты. Верхний клирос завершается изогнутым полукругом окон. [24]
Хор был существенно реконструирован в 18 веке, чтобы соответствовать новым доктринам Ватикана, требующим более богатого оформления в стиле барокко . Эти изменения включали новые резные хоры, выполненные Рене-Мишелем Слодцем , мраморный тротуар в шахматном порядке и новый главный алтарь, спроектированный Луи Вассе, официально освященный в 1767 году. [24]
Часовни
[ редактировать ]- Роспись в часовне Святого Стефана
- Часовня Святого Иоанна Крестителя, фреска с изображением воскресшего Христа и Марии Мадлен (1467–1479 гг.)
Собор окружен часовнями, построенными на протяжении веков, вставленными в промежутки между контрфорсами по бокам и расходящимися полукругом вокруг шевета. В апсиде расположены пять часовен, шесть вдоль дезамбулатория, или внешнего прохода, на восточном конце, шесть на южной стороне и четыре на северной стороне. В некоторых есть гробницы, и они обычно чтят конкретных жертвователей или святых.Одна из самых роскошных часовен, Часовня Святого Иоанна Крестителя, была построена между 1467 и 1479 годами в дисамбулатории северной стороны. Его финансировал Жан де Брей, архидьякон собора и советник парижского парламента. Он содержит богатый ассортимент фресок и очень красивые витражи 15 века. Вся архитектура расписана, позолочена и украшена. [24]
Часовня Святой Анны, расположенная на южной стороне дисамбулатория, была подарена одним из богатых членов капитула Пьером Тюллером. На витраже была изображена семья дарителя, преподносимого святому. Его изготовил мастер-стеклодув Жан Лекюйер в 1532 году. [25]
Самая впечатляющая часовня — часовня Жака Кера, одного из главных спонсоров собора. Он расположен во внешнем деамбулатории на северной стороне и был построен в 1448 году для хранения гробницы Кера. Замечательное окно, одно из лучших произведений витража XV века, было сделано в 1453 году. На нем изображен архангел Гавриил, сообщающий Марии, что она станет матерью Христа. В том же году, когда было сделано окно, Жак Кер был арестован за растрату средств. Семья была вынуждена продать его резиденцию и права на погребение в часовне другому богатому дворянину, Шарлю де Л'Обепину. Обеспин поручил архитектору Франсуа Мансару спроектировать гробницу для нового владельца. В часовне представлены фрагменты скульптуры из этой гробницы. [26]
- Голова Жанны Булонской в часовне Нотр-Дам-ла-Бланш (1403 г.)
- Голова Жана де Берри в часовне Нотр-Дам-ла-Бланш (1403 г.)
Прекрасные образцы скульптуры 15-го века находятся в часовне Нотр-Дам-ла-Бланш, в центре апсиды в восточной части собора. К ним относятся бюсты герцога Жана де Берри, чья могила в нижней церкви, и могила его жены Жанны Булонской были выполнены Жаном де Камбре примерно в 1403 году. Они были перенесены в собор из часовни Сент-Шапель в Бурже в 1757 г. Головы и руки были разбиты во время революции, но восстановлены в 19 веке. [26]
Нижняя церковь и могила герцога Беррийского.
[ редактировать ]Нижняя церковь была построена сначала на старых валах, чтобы выровнять крутой шестиметровый склон и служить фундаментом для чевета и последней первой траверсы верхней церкви. Он был завершен примерно в 1200 году. Его арочный потолок поддерживают массивные колонны и семь аркад, а стена толщиной три метра пронизана стрельчатыми окнами. Когда-то здесь, видимо, располагалась контора мастера-строителя; планы окна-розы на западном пиньоне выгравированы на полу. поцарапал пол. [27] Сегодня здесь хранится коллекция витражей, изготовленных между 1391 и 1397 годами, которые раньше были установлены в окнах часовни Сент-Шапель, построенной Иоанном, герцогом Беррийским , которая была разрушена в 1757 году.
Герцог был важным коллекционером произведений искусства той эпохи; среди работ, которые он заказал, были « Très Riches Heures du Duc de Berry» . Сама гробница является одним из главных произведений искусства часовни. Он был создан между 1391 и 1397 годами и представляет собой важное произведение средневековой скульптуры, созданное между 1422 и 1428 годами скульптором Жаном де Камбре. В ансамбль скульптур входит мраморная гробница герцога, у ног которого находится его символическое животное — медведь, закованный в цепи и в наморднике. Рядом находятся статуи герцога и Жанны Булонских, обе ремейки, приписываемые скульптору Жану Коксу примерно в 1710 году. Первоначально в гробнице находилась коллекция из сорока скульптур скорбящих, сделанных из мрамора и алебастра. Сейчас они в основном разбросаны по разным музеям. [27]
Другие объекты, представляющие интерес в нижней церкви, включают фрагменты скульптуры - оригинальную ширму Джубе, или Руд , сделанную в Париже в 1230-х годах, которая до 18 века отделяла хор от нефа. Ширма была сильно повреждена в 1562 году во время Религиозных войн, а затем разрушена в 1757 году при реконструкции хора. На выставке представлены воссозданные и оригинальные произведения.
- Роспись в часовне Святого Стефана
- Часовня Святого Иоанна Крестителя, фреска с изображением воскресшего Христа и Марии Мадлен (1467–1479 гг.)
- Могила Иоанна, герцога Беррийского в нижней церкви
- Скульптура приговоренных к аду с оригинальной ширмы (1230-е гг.)
Орган
[ редактировать ]Первоначальный орган собора находился под окном-розой на внутренней стороне западного фасада. Он был разрушен в 1506 году в результате обрушения соседней башни. О его присутствии напоминают некоторые скульптурные украшения возле прежнего положения, изображающие ангелов-музыкантов и кариатид . В 1663 году он был заменен новым инструментом. Буфет органа был изготовлен в 1665 году Бернаром Переттом. Орган был модифицирован и расширен в 1741 и 1860 годах, а в 1985 году прошел современный ремонт.
Настоящий орган имеет пятьдесят нот или отдельных звуков, более 2500 труб, четыре клавиатуры и набор педалей для воспроизведения дополнительных нот. [28]
Астрономические часы
[ редактировать ]Астрономические часы Буржского собора были впервые установлены в ноябре 1424 года, во времена правления Карла VII , когда в Бурже базировался королевский двор, по случаю крещения его сына дофина (будущего Людовика XI ). Часы , спроектированные каноником и математиком Жаном Фусорисом и построенные Андре Кассаром, помещены в корпус в форме колокольни, расписанный Жаном Гранжье (или Жаном Орлеанским).Он имеет два циферблата: верхний, добавленный в 19 веке, показывает время, нижний показывает час, фазу и возраст Луны, а также положение Солнца в зодиаке.
Колокола часов отбивают четверть часа и отбивают первые четыре ноты Salve Reginа . Часы наверху показывают минуты и часы с большой точностью, с погрешностью в одну секунду за сто пятьдесят лет. На нижней стороне изображено видное созвездие ночного неба, фазу Луны и знак зодиака. [29]
Часы реставрировались в 1782, 1822, 1841 годах и полностью перестраивались в 1872 году, когда был установлен верхний циферблат, показывающий только время. Зодиакальный календарь был восстановлен в 1973 году. Часы сильно пострадали от пожара в 1986 году; после полной реставрации часы были переустановлены в 1994 году с репликальным механизмом. Оригинальный механизм выставлен в соборе.
- Нижний циферблат часов
- Восстановленные астрономические часы (15 век).
- Оригинальный механизм часов
Витраж
[ редактировать ]Буржский собор особенно известен своими витражами 13-го века, особенно окнами в часовнях амбулатории апсиды, которые датируются примерно 1215 годом, примерно в то же время, что и окна Шартрского собора (окна в осевой часовне на конец апсиды более поздние). Знаменитые окна в Бурже находятся в основном на первом этаже, что дает лучшую возможность, чем большинство готических соборов, рассмотреть их поближе. [30] (Полные окна смотрите в галерее в конце статьи)
Гранд Усто и апсида
[ редактировать ]Западный фасад имеет глухое окно-розетку на арке над центральными порталами; большое окно с шестью ланцетами и двумя окулярами над ним, под большим окном-розеткой; и еще одна роза поменьше в остроконечной арке наверху. Окно-роза в Большом Усто датируется примерно 1392 годом. Оно украшено геометрическим орнаментом, окружающим окно с голубем, символизирующим Святой Дух. Внешний вид фасада, получившего название Grand Housteau, выполнен в ярком стиле и датируется началом 16 века. [31]
Высокие окна апсиды в восточном конце образуют полукруг, с двумя окнами, увенчанными окулусом в каждом пролете. В центральном окне изображена Богородица, держащая на руках Младенца Святого Стефана, держащего в руках модель собора. На северной стороне в верхних окнах изображены девятнадцать пророков в хронологическом порядке, начиная с Иоанна Крестителя на восточной стороне Богородицы. На южной стороне, западнее Богородицы, расположены девятнадцать окон, изображающих апостолов и учеников. [32]
- Окно-роза на западном фасаде
- Высокие окна апсиды
Окна амбулатории апсиды (13 век)
[ редактировать ]Одним из самых известных окон этого периода является окно Иосифа в амбулатории справа от часовни Святого Франциска Салейского. Его медальоны изображают события из жизни Иосифа , сына Иакова, в поисках своих братьев. На нем также изображены мастера по изготовлению бочек и плотники за работой; эти две гильдии были покровителями окна. На окне, изображающем притчу о Лазаре и Богате и Лазаре, изображены каменщики, чья гильдия профинансировала это окно. [30]
Амбулатория включает в себя несколько других типологических окон (похожих на примеры в Санском соборе и Кентерберийском соборе ), а также несколько агиографических циклов , рассказ о ветхозаветном патриархе Иосифе и символические изображения Апокалипсиса и Страшного суда . Другие окна показывают Страсти Христа и три притчи ; Добрый самаритянин , Блудный сын и история о Диве и Лазаре . Французский историк искусства Луи Гродеки выделил трех мастеров или мастерских, занимавшихся остеклением, один из которых, возможно, также работал над окнами собора Пуатье . [33]
- Сцены из жизни Иосифа, ищущего своих сыновей, а также бочонщиков и плотников за работой
- Деталь окна Страшного суда; грешники наказаны
- Сцена из окна Страстей – Тайной вечери.
- Сцена из притчи о Лазаре и плохом богаче; каменщики за работой (апсида)
- Деталь окна Апокалипсиса (апсида)
Легендарные витражи в Дзамбулатории (13 век)
[ редактировать ]- Жизнь Иоанна Крестителя
- Страсти Христовы
- Притча о добром самаритянине
- Жизнь Патриарха Иосифа
- Легенда о святом Фоме
- Жизнь святого Иакова Великого
- Новый Альянс
- Апокалипсис
- Изобретение мощей святителя Стефана
Окна нефа и хора
[ редактировать ]Почти все верхние окна нефа и бокового нефа заполнены сероватым стеклом гризайль, обеспечивающим максимальное освещение. Только в маленьких окнах-розетках над ними изображены фигуры, в основном состоящие из святых епископов и кардиналов. Первые пять маленьких роз к востоку от фасада во внутреннем боковом проходе изображают Старцев Апокалипсиса, некоторые из которых играют на музыкальных инструментах, в том числе на своего рода аккордеоне, очень раннем изображении этого инструмента. [34]
Витражи XV и XVI веков.
[ редактировать ]В часовнях обнаружено несколько окон 15 и 16 веков. Они демонстрируют влияние Возрождения, гораздо ближе к картинам, чем к более ранним окнам, с большим реализмом и использованием перспективы. Одним из лучших примеров является Благовещенское окно, расположенное в капелле Жака Кера. Первоначально он находился в Сент-Шапель в Бурже, разрушенном во время революции. [34]
Часовня Святой Жанны д'Арк была построена в 1468 году и имеет примечательное окно 16-го века, посвященное жизни Жанны д'Арк в шестнадцати сценах с точными деталями и колоритом эпохи Возрождения. Он был установлен в 1517 году. [35]
В часовнях вдоль боковых нефов также есть замечательные окна 15-го века. Часовня Нотр-Дам-де-Саль, или Часовня короля, на южной стороне нефа рядом с западным фасадом, имеет окно, изображающее двенадцать апостолов под сложной архитектурной обстановкой (1473–1474 гг.).
Осевая часовня Нотр-Дам-ла-Бланш, расположенная в восточном конце апсиды, также имеет набор XVI века, который первоначально находился в часовне Сент-Шапель в Бурже. В главном окне представлены сцены Успения Богородицы.
- Окно апостолов (15 век)
- Часовня Святой Жанны д'Арк, Сцены из жизни Сен-Дени (15 век) (нажмите, чтобы увеличить)
- Часовня Жака Кера, Благовещение (1448–1450 гг.)
- Окна часовни Святого Иосифа или Аллигрета (1415 г.)
- Часовня Де Брейля - Поклонение волхвов (1467–1479 гг.)
- Часовня Бокер - Учителя церкви (1452 г.)
- Часовня Святой Анны или Тюллера (1533 г.); Семья Тюллие представлена Святой Анне
- Окно Успения Богородицы, Осевая часовня (16 век)
- Детали Успения Богородицы, Осевая часовня (16 век) (нажмите 3X, чтобы увеличить)
- Часовня Коппина, южный залог (1518 г.)
См. также
[ редактировать ]- Готическая архитектура
- Готические соборы и церкви
- Высокая готика
- Французская готическая архитектура
- Витражи во французской готике
- Список готических соборов в Европе
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Города 2018 , с. 3.
- ^ «Буржский собор» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 17 октября 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Города 2018 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Города 2018 , с. 11.
- ^ Города 2018 , с. 15.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Города 2018 , с. 25.
- ^ Города 2018 , с. 17.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Города 2018 , с. 19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Города 2018 , с. 94.
- ^ Города 2018 , с. 28.
- ^ Города 2018 , с. 30-31.
- ^ Города 2018 , с. 32.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Города 2018 , с. 32–33.
- ^ Дженнингс 2011 , с. 1-10.
- ^ Баярд, Таня, Модификации тринадцатого века на западных порталах Буржского собора , в журнале Общества историков архитектуры , Vol. 34, № 3 (октябрь 1975 г.), стр. 215–225.
- ^ Города 2018 , с. 33.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Города 2018 , с. 37.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Города 2018 , с. 38–39.
- ^ Города 2018 , с. 42–43.
- ^ Города 2018 , с. 40–41.
- ^ Виллес 2018 , с. внутренняя крышка.
- ^ Браннер, Роберт, Буржский собор и его место в готической архитектуре , Париж (1962)
- ^ Бони, Джин (1985). Французская готическая архитектура двенадцатого и тринадцатого веков , с. 212. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05586-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Города 2018 , с. 46–47.
- ^ Города 2018 , с. 58–59.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Города 2018 , с. 69.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Города 2018 , с. 89.
- ^ Города 2018 , с. 48.
- ^ Города 2018 , с. 49.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Города 2018 , с. 62.
- ^ Города 2018 , с. 50.
- ^ Города 2018 , с. 52.
- ^ Луи Гродеки. Ателье витражей тринадцатого века: исследование окон в соборах Буржа, Шартра и Пуатье , Журнал институтов Варбурга и Курто, Vol. 11, (1948), стр. 87–111.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Города 2018 , с. 90.
- ^ Города 2018 , с. 84.
Библиография
[ редактировать ]- Бони, Джин (1985). Французская готическая архитектура двенадцатого и тринадцатого веков . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05586-1 .
- Города, Ален (2018). Собор Сент-Этьен-Бурж . Éditions du Patrimoine, Центр национальных памятников. ISBN 978-2-7577-0559-9 .
- Дженнингс, Маргарет (2011). «Буржский собор: свидетель иудо-христианского диалога в средневековой Берри» . Исследования христианско-еврейских отношений . 6 : 1–10. дои : 10.6017/scjr.v6i1.1584 . Проверено 13 мая 2022 г.