Бордоский собор
Бордоский собор Собор-Приматиале Сен-Андре де Бордо | |
---|---|
![]() Северный фасад собора | |
Религия | |
Принадлежность | Католическая церковь |
Округ | Архиепископия Бордо |
Церковный или организационный статус | Кафедральный собор |
Расположение | |
Расположение | Бордо , Жиронда , Новая Аквитания , Франция |
Географические координаты | 44 ° 50'16 "N 0 ° 34'39" W / 44,83778 ° N 0,57750 ° W |
Архитектура | |
Тип | Церковь |
Стиль | готика , романский стиль |
Материалы | |
Официальное название | Часть маршрутов Сантьяго-де-Компостела во Франции |
Критерии | Культурные: (ii), (iv), (vi) |
Ссылка | 868 |
Надпись | 1998 г. (22-я сессия ) |
Собор Бордо , официально известный как Первосвященный собор Святого Андрея Бордо ( французский : Cathédrale-Primatiale Saint-André de Bordeaux ), — католическая церковь, посвященная Святому Андрею и расположенная в Бордо , Франция . Это резиденция архиепископа Бордо .
В 1998 году ЮНЕСКО внесла Маршруты Сантьяго-де-Компостела во Франции в список Всемирного наследия , включая три главные церкви Бордо: базилику Святого Северина , базилику Святого Михаила и собор Святого Андрея.
История
[ редактировать ]Каролингская и романская церковь
[ редактировать ]

Церковь Сен-Андре впервые упоминается в Бордо в документах, датированных 814 годом, в период Каролингов . Эта церковь, вероятно, была частью группы церквей, в том числе базилики Святого Северина Бордоского и Нотр-Дам-де-ла-Плас, расположенных в старом каструме или римском укрепленном городе. Более официально оно появляется в 1096 году в документе канцелярии герцога Вильгельма IX Аквитанского . В том же году он был официально освящен Папой Урбаном II . [ 1 ]
В XI и XII веках романская церковь вела длительную конкуренцию с соседней церковью Святого Севрина Бордоского за привлечение паломников, принимающих участие в паломничестве к Сен-Жаку де Компостелле . У святого Северина было то, чего не было в Бордоском соборе: останки спутников святого Жака, а также олифант или охотничий рог Роланда , реликвия, помещенная туда Карлом Великим . Однако постепенно Святой Андре приобрел влияние и стал ведущей церковью Аквитании . До этого времени он находился под юрисдикцией архиепископа Буржского собора , но при папе Клименте IV Сен-Андре начал подчиняться непосредственно Риму. Он также взял на себя юрисдикцию над церквями в Ажене , Перигё , Ангулеме и Сенте . [ 1 ]
В 1137 году 13-летняя Элеонора Аквитанская за будущего Людовика VII Французского вышла замуж в соборе . Через несколько месяцев умер отец короля, и Элеонора стала королевой Франции. Позже она развелась и в 1152 году вышла замуж за Генриха II и стала королевой Англии и матерью короля Ричарда Львиное Сердце и короля Англии Джона .
церкви Строительство романской было начато где-то до 1170 года на каменной кладке более ранней церкви Каролингов. Неф, по-видимому, имел три прямоугольных траверса и асимметричный трансепт с планом добавления нескольких куполов, как в церкви Св. Мориса в Анжере . Однако в начале 13 века было решено продолжить строительство собора в новом готическом стиле , появившемся в конце 12 века в Иль-де-Франс . Старое святилище постепенно было снесено. От романской церкви осталась только стена в нефе. [ 1 ]
Готический собор (14–15 вв.)
[ редактировать ]
Трансформация романской архитектуры во французскую готику произошла в течение длительного периода, когда Аквитания и Бордо находились под контролем англичан. [ 2 ] Этому способствовала поддержка архиепископа Бордо Бертрана де Гота , который с 1305 по 1314 год правил католической церковью как Папа Климент IV и направлял многочисленные пожертвования и концессии на новый собор. [ 1 ]
Хор нового собора все еще строился в 1320 году, когда главным строителем стал Бертран Дешам. Строительство нефа было сильно отложено из-за начала Столетней войны в 1337 году между Англией и королями Валуа Королевства Франции. План нефа был уменьшен с трех нефов до одного. Работа продолжалась в основном над декором. Строительство колокольни, отдельной от главного здания, началось в 1440 году, но было завершено только в 1500 году. После землетрясения 1427 года, вызвавшего обрушение частей городских валов, аркбутаны к внешней стороне нефа были добавлены . под руководством главного строителя Имберта Боашона. [ 3 ]
Возрождение и революция (16–18 вв.)
[ редактировать ]
В 16 веке к готической конструкции были добавлены декоративные элементы эпохи Возрождения, в том числе декоративная юбе или ширма между хором и нефом. Его снесли в 1806 году, но сейчас его элементы можно увидеть на трибуне органа. В семнадцатом веке была проведена реконструкция шпилей, но мало изменений в интерьере. Между 1772 и 1784 годами при кардинале де Рогане архиепископ предложил придать дворцу архиепископа классический фасад. Пожар 1787 года серьезно повредил крышу хора и трансепта. [ 3 ]
Королевская свадьба Людовика XIII и Анны Австрийской , дочери короля Испании Филиппа II и эрцгерцогини Австрии, состоялась в соборе в 1615 году, укрепив союз между Испанией, Австрией и Францией. Это привело в 1638 году к рождению Людовика XIV во Франции .
Во время Французской революции мебель и большая часть убранства собора были вывезены или подверглись вандализму. Часть внешней скульптуры на северной стороне была скрыта соседними зданиями и сохранилась. В марте 1793 года здание было официально национализировано и превращено в сарай для корма военных лошадей. Неф использовался в 1797 году для политических собраний и патриотических собраний. Башне грозило разрушение, и большая часть мебели исчезла, когда здание наконец вернули церкви в 1798 году. [ 4 ]
19–20 вв.
[ редактировать ]
Длинная серия обновлений и реконструкций началась в 1803 году и продолжалась на протяжении всего столетия. Самые амбициозные реконструкции осуществил Поль Абади , наиболее известный как архитектор базилики Сакре-Кёр в Париже, и ученик Эжена Виолле-ле-Дюка . Более поздние постройки перед северной стороной нефа в Бордо были демонтированы в 1866 году, что сделало эту часть собора более заметной. В 1862 году Абади предложил построить новые ризницы вместо старого монастыря, намного большего размера, чем первоначальные ризницы. Против плана Абади выступил археолог из Бордо Лео Друэн, который считал, что изменения Абади были основаны больше на воображении Абади о готическом стиле, чем на исторической реальности первоначального здания. Друэн настаивал на более строгом воссоздании средневекового стиля Бордо. Однако в конечном итоге версия Абади возобладала. [ 5 ]
Реставрация и реконструкция продолжались на протяжении всего 20 века. Западные своды нефа были укреплены в период с 1907 по 1909 год; западный шпиль северного трансепта в 1943 году и восточная башня в 1958 году. Крыши амбулатории и часовен были закончены в 1990 году, после чего были завершены работы над северо-западной часовней, ризницей и осевой часовней, а также фасадами трансепта. . В 1997–98 годах стены северного портала были очищены от многовековой грязи и сажи с помощью лазеров. [ 5 ]
Экстерьер
[ редактировать ]Северный трансепт и королевский портал
[ редактировать ]-
Северная сторона и северный портал
-
Северный портал
-
Тимпан и вуссуары королевского портала (1200–1250 гг.)
Северный портал собора, выходящий в северный трансепт, известен как портал шпилей и считался самым престижным входом. Датируется примерно 1325–1350 гг. Два шпиля на башнях несколько раз реконструировались; 1665 и 1952 годы для западного шпиля и 1958 год для восточного шпиля. [ 6 ]
К западу от северного портала бухты датируются примерно 1210 годом; на востоке, во второй половине 13 в. Северная сторона нефа собора имеет фундамент шириной двенадцать метров и достигает шести метров под землей, до скалы внизу. Несмотря на это, у северных стен этой части собора были проблемы с устойчивостью, и на протяжении многих лет требовалось строительство дополнительных аркбутанов. Самый большой из них, названный контрфорсом Грамонта в честь архиепископа Габриэля Грамона и его преемника Чарльза Грамонта, был начат в 1531 году и сам по себе является памятником. Он имеет летающие арки готического контрфорса, но покрыт щедрым декором эпохи Возрождения, в том числе множеством маленьких путти, или ангелов, и резными надписями, описывающими библейский Судный день . [ 7 ]
Еще одной особенностью северного фасада является королевский портал, расположенный между контрфорсом Грамона и ризницей. Этот дверной проем вёл в трансепт и хор и служил главным входом в собор до 1320-х годов, когда был открыт северный портал.
Скульптура тимпана царского портала была сделана между 1200 и 1250 годами и считается одной из старейших и лучших работ собора. Его избежали разрушения, потому что портал во время Революции был скрыт другими сооружениями. Скульптура этого тимпана была использована в качестве модели для воссоздания тимпана центрального портала собора Парижской Богоматери XIX века, разрушенного во время революции и датируемого тем же периодом. [ 7 ]
Южный трансепт и южная сторона
[ редактировать ]-
Сохранившаяся скульптура в Южном Вуссуаре
-
Южный фасад и башни с соборными колоколами.
-
Южное окно-роза
-
Сохранившаяся скульптура южных вуссуаров
-
Сохранившаяся скульптура в Южном Вуссуаре (14 век)
Южный фасад трансепта окружен двумя башнями, построенными для размещения колоколов собора. Первоначально предполагалось, что у них будут шпили, но они так и не были построены.
Нижние части под окном-розой датируются началом 14 века и старше северного трансепта. Однако большая часть оригинального скульптурного декора была уничтожена во время революции. Части тимпана и трюмо южного портала были разрушены в 1794 году, чтобы позволить повозкам с припасами проходить через портал. Некоторые скульптуры в вуссуарах сохранились; теперь его приписывают тулузскому скульптору XIV века Петрусу де Санкто Милио, лидеру выдающейся школы скульптуры южной Франции и северной Испании. [ 8 ]
Западный фронт
[ редактировать ]-
Западный фронт с его массивными контрфорсами.
Западный фасад собора Бордо, в отличие от западных фасадов большинства других готических соборов, совершенно лишен украшений. Он был скрыт другими постройками до 1772 года, когда остальные постройки были снесены. Дверной проем также является поздней пристройкой, сделанной в 1805 году. Раскопки 1954 года показали, что голая стена была частью оригинального романского нефа, построенного в 11 веке, который был поднят в высоту и расширен в 12 и 13 веках. Ранние контрфорсы все еще на месте. [ 9 ]
Яркой особенностью южной стороны является ряд зданий с неоготическим фасадом, называемых Новыми ризницами, которые расположены у южной стены между контрфорсами. В них есть часовня для крещения, ризницы, часовня для катехизисов, дом капитула, спальня епископа и другие функциональные помещения. Они были построены в 1869 и 1879 годах архитектором XIX века Полем Абади на месте средневекового монастыря. [ 10 ]
Хор и прикроватная тумбочка
[ редактировать ]-
Чевет, вид с башни Пей-Берлан
-
Шевет с расходящимися часовнями
Хор и шевет традиционно располагаются на востоке собора, лицом к восходу солнца. В Бордо, как и в других соборах того периода, шеве окружено расходящимися часовнями. Аркбутаны между часовнями поддерживают верхние стены хора.
Башня Пей-Берланд
[ редактировать ]-
Башня и собор
-
Башня Пей-Берланд (15 век)
-
Статуя Богоматери Аквитанской на вершине башни (1863 г.)
-
Один из башенных колоколов
Башня Пей-Берланд, выполненная в ярком готическом стиле, была пристроена к собору архиепископом Пей Берландом, заложившим первый камень 13 октября 1440 года. Она расположена примерно в двадцати метрах от шевета собора. Его высота чуть больше шестидесяти метров, на основании по восемь метров с каждой стороны. Предполагалось, что шпиль будет гораздо выше, но первоначальный каменный шпиль высотой 12,5 метров был снесен ураганом в 1667 году. Остатки шпиля были снесены во время революции, а затем реконструированы в 1851 году. Статуя Нашей Дама Аквитании, выполненная из позолоченного металла скульптором Александром Шертье, была добавлена в 1863 году. [ 11 ]
Интерьер
[ редактировать ]Неф
[ редактировать ]-
Глядя на восток от нефа на хор
-
Неф смотрит на запад, с декоративными сводами XVI века и кафедрой справа.
Неф — это часть собора, где сидят обычные прихожане, между западным фасадом и трансептом. Он значительно уже хора. Впервые он был покрыт четырехчастными ребристыми сводами в первой половине 13 века. В 16 веке некоторые траверсы нефа были реконструированы с более богато украшенным лиерным сводом , имеющим чисто декоративные дополнительные ребра. Своды дополнительно украшены замковыми камнями с гербом архиепископа Жана де Фуа и резными фигурами покровителя собора Святого Андрея .
Высота сильно отличается от высоты готических церквей Иль-де-Франс из-за реконструкций в разные периоды в разных стилях. Северная сторона нефа имеет глубокие ниши с окнами на первом этаже, а южная сторона, построенная в XII веке, примыкающая к новым ризницам, имеет в основном глухую стену. На фасад также повлияла традиция готической архитектуры западной Франции по созданию «линии куполов»; несколько траверсов выровнены и покрыты куполами. В Бордо фасад состоит из групп из трех аркад, увенчанных узким проходом, прорезанным в толщина стены, а над ней высокие окна, вписывающиеся в арочные своды потолка. Массивные группы колонн, образующие опоры аркад, имеют капители с растительным орнаментом.
Трансепт и хор
[ редактировать ]-
Своды трансепта и хора
-
Главный алтарь и хоры
-
Деталь мизерикорда сиденья для хора
Трансепт — это место встречи нефа и хора, а также традиционное место расположения главного алтаря. Хор — это часть собора, традиционно предназначенная для духовенства, где расположены хоры. Если неф собора Бордо составлен из смеси элементов разных периодов и стилей, то хор выдержан строго в одном стиле. Ситуация еще больше усложняется тем, что хор имеет другую высоту и ширину, чем неф, что потребовало значительной архитектурной утонченности, чтобы соединить его с нефом. [ 12 ]
Резные мизерикорды на хорах являются одной из отличительных художественных особенностей собора. Каждый со своим изображением, они были сделаны так, чтобы, когда сиденье было сложено и священнослужителям приходилось стоять в течение длительного времени, они могли использовать мизерикорд в качестве поддержки.
Часовни
[ редактировать ]-
Жанна д'Арк, Антуан Бурдель (19 век).
-
Амбулатория от хора до капеллы с декоративной ширмой.
-
Часовня Богородицы, в восточном конце апсиды
-
Статуя Святой Анны и Девы Марии возле часовни Святой Анны
Четыре часовни расходятся от восточного конца, все в одинаковом стиле, посвященные Благовещению , Маргарите Марии Алакок , Святой Анне и Святому Чарльзу Борромео . Часовня оси посвящена Святому Таинству или Святому Сердцу ; он демонстрирует наибольшее количество украшений с узорами, слепыми аркадами и рельефными скульптурами, а также фронтоном над алтарем. Все витражи относятся к 19 веку. В часовне Святой Анны сохранились выцветшие фрески 14 века, изображающие жизнь святой. В амбулатории вне часовни находится статуя Святой Анны с юной Девой Марией (16 в.).
Остальные часовни расположены на северной и южной стороне. Несколько небольших часовен были объединены в 1850-х и 1860-х годах, чтобы создать часовню Святого Иосифа на южной стороне и Богоматери горы Кармель на северной стороне, посвященную кармелитскому приору Сен- Симону Стоку , который умер в Бордо в 1265 году. [ 11 ]
Бронзовая статуя Жанны д'Арк установлена возле часовни Святой Анны. Это слепок с модели Антуана Бурделя , ученика Родена и одного из основоположников ар-деко .
Орган и трибуна
[ редактировать ]-
Большой орган и его трибуна со скульптурой
Большой орган собора расположен на трибуне над входом на западный фасад. Более ранний большой орган, изготовленный домом Бедо де Селлесом, находился на этом месте с 1811 по 1980 год, когда он был возвращен в свое первоначальное место в аббатстве Сен-Круа. Нынешний орган установлен в 1982 году. [ 13 ]
Трибуна, на которой установлен орган, и стены по обе стороны от портала украшены исключительно тонкими рельефными скульптурами, которые первоначально были частью старой перегородки между хором и нефом. Они датируются периодом до 1544 года. Скульптура демонстрирует влияние итальянского художника Россо Фьорентино представил Франции стиль Возрождения во дворце Фонтенбло . , который незадолго до этого [ 13 ]
Колокола
[ редактировать ]Собор имеет 4 колокола, расположенные в башне Пей-Берланд. На нижнем уровне находятся два больших колокола: Марии и Бурдона Фердинанда-Андре II . Оба отлиты на литейном заводе Bollée в Ле-Мане и в настоящее время висят мертвыми, однако они скорее бьют, чем раскачиваются. «II» Фердинанда-Андре II имеет большое значение, поскольку он заменил недолговечный 11-тонный предшественник, который треснул при доставке и его пришлось переплавить. На верхнем уровне есть два колокола меньшего размера, Маргариты и Клеманс . Эти два колокола в настоящее время работают и звонят, чтобы отметить службы, мессы, свадьбы и похороны в Сен-Андре. С 1925 года используются электродвигатели, а управление ими осуществляется изнутри самого собора.
Витражи
[ редактировать ]-
Верх центрального окна часовни Оси - «Альфа и Омега».
-
Распятие и святой Иоанн (фрагмент)
-
Окно часовни Оси
-
Окно Святые и Апостолы
-
Царь Давид и персонажи Ветхого Завета
-
Святые Екатерина и Маргарита Антиохийские
Лишь несколько кусочков средневекового стекла сохранились в окнах собора, интегрированных в окно-розетку северного трансепта. Остальные окна датируются 19 веком. Они были установлены стеклодувом Джозефом Вилье начиная с 1852 года и его преемником Генри Фёром. Их окна заполняют стены часовен и высокие окна хора.
Коллекция Маркаде
[ редактировать ]В соборе находится коллекция Маркаде, которая состоит из группы из сорока двух иллюминаций, а также других предметов (картин, скульптур, литургических облачений и серебряных предметов). Она была подарена собору Бордо каноником Маркаде в 1947 году. С 2015 года эти иллюминации выставляются в соборе, в помещении, специально предназначенном для этой коллекции. [ 14 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Соборные часы
Доступ
[ редактировать ]Участок обслуживается линиями А и В трамвая Бордо на станции Hôtel de Ville .
См. также
[ редактировать ]- Французская готическая архитектура
- Готические соборы и церкви
- Список соборов во Франции
- Список готических соборов в Европе
- Объекты всемирного наследия маршрутов Сантьяго-де-Компостела во Франции
- История средневековых арабских и западноевропейских куполов
Цитаты
[ редактировать ]- Статья включает текст, лицензированный по лицензии CC-by от Heritage Science , как указано.
- ^ Перейти обратно: а б с д Арагуас 2001 , с. 7.
- ^ Арагуас 2001 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Арагуас 2001 , с. 13.
- ^ Арагуас 2001 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Арагуас 2001 , с. 22.
- ^ Арагуас 2001 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Арагуас 2001 , с. 31.
- ^ Арагуас 2001 , с. 40.
- ^ Арагуас 2001 , с. 29.
- ^ Арагуас 2001 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Арагуас 2001 , с. 47-4
- ^ Арагуас 2001 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Арагуас 2001 , с. 82.
- ^ Мунье, Орели; и др. (24 октября 2014 г.). «Гиперспектральная визуализация, спектрофлуориметрия, ФОРС и РФА для неинвазивного исследования материалов средневековых миниатюр» . Наука о наследии . 2 (24). Спрингер. дои : 10.1186/s40494-014-0024-z .
Ссылки
[ редактировать ]• Арагуас, Филипп (2001). Собор Сен-Андре в Бордо (на французском языке). Центр национальных памятников, издания Heritage. ISBN 285822-363-7 .
• Бони, Джин (1983). Французская готическая архитектура двенадцатого и тринадцатого веков . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-02831-7 .
• Франкл, Пол; Кроссли, Пол (2000). Готическая архитектура . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-08798 5 .
• Рейнольдс, Элизабет (Эйслин) (2013). «Развитие витража в готических соборах». Почетный журнал JCCC . 4 (1): 3.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Церкви построены в 1096 году.
- Заведения 1090-х годов во Франции
- Здания римско-католической церкви XI века во Франции
- Папа Урбан II
- Элеонора Аквитанская
- Объекты всемирного наследия во Франции
- Римско-католические соборы во Франции
- Римско-католические церкви в Бордо
- Туристические достопримечательности в Бордо