Jump to content

Слон (инструмент)

Олифант из музея Поля Дюпюи в Тулузе.
Олифант из сокровищницы Аахенского собора.
Роланд дует в свой олифант, чтобы позвать на помощь в разгар битвы при Ронсево .

Олифант (также известный как олифант ) — название, применявшееся в средние века к типу резного охотничьего рога из слоновой кости , созданного из слоновьих бивней . [1] Олифанты наиболее широко использовались в Европе примерно с десятого по шестнадцатый век, хотя есть и более поздние примеры. [2] Сохранившиеся описи сокровищниц и оружейных складов эпохи Возрождения документально подтверждают, что европейцы, особенно во Франции, Германии и Англии, владели трубами в различных средствах массовой информации, которые использовались для подачи сигналов как на войне, так и на охоте. Их производили в основном в Италии (из бивней африканского или индийского слона ), но к концу пятнадцатого и началу шестнадцатого веков их производили и в Африке для европейского рынка. [1] Как правило, они были выполнены с рельефной резьбой, на которой были изображены боевые сцены животных и людей, сцены охоты, фантастических зверей и европейская геральдика . [1] Сохранилось около семидесяти пяти охотничьих рогов из слоновой кости , около половины из которых можно найти в музеях и церковных сокровищницах, а остальные находятся в частных коллекциях или их местонахождение остается неизвестным. [3]

Этимология

[ редактировать ]

Слово олифант (или, альтернативно, олифант) первоначально произошло от латинского слова, обозначающего слон, обозначающего бивни из слоновой кости, использованные для создания инструмента. Первое задокументированное использование слова «олифант» для обозначения охотничьего рога появляется в «Песне о Роланде» ( или «Песне о Роланде»), французской эпической поэме одиннадцатого века. [4] В «Песне о Роланде» главный герой Роланд несет свой олифант во время службы в арьергарде Карла Великого . армии [5] Когда на них нападают в битве при Ронсево , Оливер говорит Роланду использовать его, чтобы позвать на помощь, но тот отказывается. [2] [5] Роланд наконец уступает, но битва уже проиграна. [5] Он пытается уничтожить олифанта вместе со своим мечом Дюрандаль , чтобы они не попали в руки врага. [5] В конце концов, Роланд трубит в рог, но требуемая сила разрывает ему висок, что приводит к его смерти. [5] Использование Роландом олифанта, возможно, популяризировало его как типичный «рог героя». [1]

В «Карламануссаге» (V.c.XIV) уточняется, что олифант Роланда был рогом единорога , на которого охотились в Индии . Другой знаменитый олифант принадлежал Гастону IV , виконту Беарна , и сейчас хранится в испанском городе Сарагоса , который он помог отвоевать у Бану Худ .

Использование

[ редактировать ]

Олифанты были отличными охотничьими орудиями, потому что они не были ни слишком громкими, ни такими медленными, как ружья с фитильными замками . [2] Говорят, что Святой Роланд использовал этот рог как для охоты, так и для войны. [5] [1] Кроме того, эти рога иногда выполняли религиозную функцию. Например, олифанты подвешивались над главными алтарями в церквях, как зафиксировано в архивном документе 1315 года, описывающем рог из слоновой кости, висевший над главным алтарем Кентерберийского собора . [3] Олифанты из слоновой кости использовались для призыва людей к молитве в особые праздничные дни, например, в три дня, предшествующие Страстной пятнице, когда монахи использовали «призывные» рожки из слоновой кости вместо обычных металлических колокольчиков. [6] Считается, что Рог Сен-Блеза из Художественного музея Кливленда . таким образом использовался [6]

Хотя использование олифанта в качестве инструмента было его основной функцией, хотя в него было трудно дуть, у него было множество применений. [1] Например, к короткому концу некоторых рогов была добавлена ​​заглушка, что позволяло использовать рог в качестве сосуда для питья. [1] Однако из-за своих громоздких размеров и большого веса рога были не самым удобным сосудом для питья. [1] В средневековье в соборе Йоркского собора хроника четырнадцатого века сообщает, что Олифант Ульфа был наполнен вином, а затем помещен на главный алтарь Ульфом, дворянином -викингом , как способ передать земли собору. . [3] [6] Это событие произошло примерно в 1036 году, что дало ученым четкую точку зрения на конец анте quem . [6] [7]

Кроме того, олифанты часто преподносились в качестве дипломатических подарков. Один такой олифант оказался в коллекции Медичи (ныне в Палаццо Питти , Музей Ардженти, Флоренция), став первым предметом из слоновой кости, попавшим в европейскую коллекцию. [2] Этот предмет, возможно, был подарен королем Конго Нзинга-а-Нкуву, известным как Жуан I Конго, Папе Римскому. Олифант был указан в описи Козимо Медичи 1553 года. [2]

Место производства

[ редактировать ]

Самые ранние из сохранившихся рогов из слоновой кости с резными полосами низкого рельефа были приписаны мастерским в Салерно, Италия. [7] Эта группа известна под общим названием «Слоновая кость Салерно», поскольку все они, возможно, изначально хранились в коллекции Сокровищницы Салернского собора . [1] Считается, что они могли быть частью двери, ведущей в алтарь того же собора. [1] Однако из-за сходства между этой слоновой костью и стилем каменных скульптур одиннадцатого и двенадцатого веков, которые были созданы в регионах Апулия и Кампания , ученые полагают, что олифанты, вероятно, изготавливались в Амальфи в конце одиннадцатого века. Город Амальфи имел давние торговые связи с такими местами, как Сицилия , Северная Африка , Каир , Антиохия и Александрия . [3] Таким образом, эти рога из слоновой кости имели прочную связь с Востоком («Востоком»), поскольку их часто изготавливали арабские художники, имевшие контакты для добычи слоновой кости. [2] Более того, исламские мотивы, которые можно встретить на многих из них, вероятно, были вдохновлены экзотической одеждой, которая также была импортирована в Европу. [3]

Некоторые из них сохранились в различных коллекциях, в том числе: олифант Шартреза де Порт (в Кабинете медалей Национальной библиотеки Франции , Париж); [8] два олифанта в Бостонском музее изящных искусств (один из Салерно, а другой, возможно, был сделан в Амальфи); рог аббатства Мури, хранящийся в Музее истории искусств в Вене; [9] так называемый Рог Сен-Блеза в Кливлендском художественном музее; [10] а также другие олифанты из сокровищниц базилики Святого Сернина, Тулузского и Сарагосского соборов . [9]

Рог , является частью вышеупомянутой группы олифантов, которые были вырезаны либо в Салерно, либо в или Олифант Ульфа , хранящийся в сокровищнице Йоркского собора Амальфи в первой половине одиннадцатого века. [3] [7] Хотя различные животные, такие как грифоны и единороги, встречаются в барельефах Олифанта Ульфа , большая часть этих изображений, вероятно, имела исламское происхождение, напоминая древнее искусство Вавилонии и Сирии. [3]

Некоторые олифанты были вырезаны в Африке и экспортированы для использования в Европе. [2] Эти рога представляют собой поперечные трубы с боковым мундштуком, часто гладким, который вставляется в вогнутую часть бивня. [2] В них дули по отдельности и часто использовали в торжественных случаях, например на похоронах. [1] Хотя олифанты были изготовлены африканцами из бивней африканских слонов и с использованием африканских техник резьбы, художники включили в свои проекты европейскую иконографию. [2] Эта смесь иллюстрирует результат межкультурной торговли, которая способствовала межкультурному взаимодействию и обменам в средневековый период. [2] Добавление изображений животных, таких как крокодилы и змеи, помогает идентифицировать инструменты как африканские по происхождению, поскольку эти мотивы встречаются в традиционной африканской иконографии. [2] Маленькие животные со стройными телами, еще не идентифицированные, также, вероятно, указывают на африканское производство. [2]

Сапи-португальские слоны

[ редактировать ]
Апикальный сапо-португальский олифант с ушками и цепочкой, используемой для переноски.

Олифанты, которые классифицируются как «сапи-португальские», в португальских документах пятнадцатого века обозначаются общим термином «сапи» или «сапе», обозначающим произведения западноафриканских художников- темне или булломов , а также людей выходцев из Сьерра-Леоне, которые имеют общий язык и культурное сходство. [2] Эти олифанты были частью более крупной группы других резных изделий из слоновой кости, выполненных Сапи, таких как солонки , ложки, охотничьи рога и другие предметы, изготовленные в период с пятнадцатого по семнадцатый века. [2] Олифанты, произведенные для европейского рынка, отличались от олифантов, предназначенных для использования в Африке, расположением мундштуков: олифанты для европейцев имеют апикальные мундштуки, производящие звук через мундштук на кончике бивня; напротив, олифанты, предназначенные для использования в Африке, имели мундштук, ориентированный вбок. [2] Расположение этого мундштука украшено челюстями животного с заметно большими зубами и маленькими заостренными ушами. [2] Кроме того, олифанты, изготовленные для европейцев, также включают в себя ушки или петли для крепления ремешка, шнура, цепочки или ремня, чтобы рог можно было подвешивать и носить на плече. [2] Эти проушины были заимствованы из европейского оружия, такого как кольца для поднятия пушки, известные как «дельфины». [2] Название им было дано, скорее всего, потому, что форма этих выступов часто напоминала рыбу с выгнутой спиной, или, реже, они имели форму виверны , что является отчетливым европейским мотивом. [2] Все эти компоненты показывают, что подобные предметы создавались для европейского потребления. [2] Межкультурные характеристики этих предметов указывают на африканское мастерство с европейскими образами, которые по-прежнему привлекают специалистов. [2]

Рельефная резьба и изображения

[ редактировать ]
Детализация олифанта с барельефной резьбой различных животных.

Хотя форма олифантов остается во многом схожей, эти инструменты имеют несколько стилей резьбы. Некоторые включают в себя барельефы с преимущественно европейской тематикой, в то время как другие вырезаны в горельефах, что является более традиционным африканским стилем. [2]

Африканские узоры

[ редактировать ]

Одна вещь, которую часто можно увидеть в олифантах, — это использование традиционно африканских узоров. Эта резьба часто бывает геометрической и очень сложной по своей природе. [2] Он служит для дополнения дизайна олифанта без кардинального изменения его формы. [2]

Животные

[ редактировать ]

Один из предметов, вырезанных на олифантах, — это разнообразные животные. Некоторые олифанты включают в себя как сцены боя, так и сцены охоты, часто включая собак и дичь. [1] Присутствуют и более экзотические животные, в том числе слоны, носороги, львы, змеи и крокодилы. [2] Присутствие птиц с переплетенными шеями, вероятно, сасанидского происхождения, появляется на слоновой кости, изготовленной на Цейлоне для португальцев. [2]

Охотничий рог в сапи-португальском стиле, конец 15 века - Коллекция Национального музея африканского искусства, Смитсоновский институт.

Европейская геральдика

[ редактировать ]

Некоторые олифанты также включают гербы разных европейских правителей. Например, на одном олифанте, ранее находившемся в коллекции замка Драммонд (купленном в 1979 году Национальным музеем Австралии , в Канберре, инв. № 79.2148), изображен герб Мануэля I Португальского , а также герб короля Фердинанда II. Арагона и Изабеллы I Кастильской Испанской. [11] [12] Олифант, созданный художниками Сапи, был заказан европейским меценатом в ознаменование свадьбы Мануэля I с Марией Арагонской (дочерью Фердинанда и Изабеллы) 30 октября 1500 года, что позволило ученым более точно датировать этот предмет. [12] Этот рог, наряду с двумя другими, имеющими такую ​​же геральдику, может быть самым ранним датированным произведением африканского художника. [12] Чрезвычайно украшенный, его мундштук расположен на конце (в отличие от рогов, изготовленных для африканского использования, в которых мундштук расположен сбоку), и выходит изо рта замечательной головы животного. [12] По внешнему изгибу рога расположены три миниатюрные фигурки горельефа. [12] Семь регистров, разделенных полосами тесьмы и геометрическим рельефным декором, включая сцены охоты, основаны на европейских источниках. [12] Внизу находится регистр, украшенный готическими буквами «Аве Мария», а выше находится более широкий регистр, содержащий гербы и девизы обеих семей, вступивших в брак. [12]

В европейских инвентарях и коллекциях

[ редактировать ]

Олифанты были повсеместно распространены по всей Европе. В инвентарях сокровищниц и арсеналов эпохи Возрождения имеется множество труб из слоновой кости, металла и дерева, которые использовались для подачи сигналов, охоты и сражения. [2] В описи Альваро Борхеса 1507 года есть запись о купчей на имущество покойного, включая различные африканские предметы и «небольшую слоновую кость». [2] Горн из слоновой кости значится в описи имущества Андре Маркеша, мореплавателя, погибшего на борту каравеллы «Сантьяго» во время путешествия из Сан-Томе в Португалию. [2] Кроме того, произведения искусства из Бенина и Сьерра-Леоне также считались афро-португальским искусством и также появлялись в европейских коллекциях. [2] Примечательно, что у жителей этих африканских регионов были свои собственные художественные традиции, существовавшие до их первого контакта с португальцами, и эти предметы пользовались большим спросом у европейских коллекционеров. [2]

Изображения в художественной литературе

[ редактировать ]

В произведении Вашингтона Ирвинга « История Нью-Йорка» 1809 года трубач Энтони Ван Корлаер издает пародийно-героический последний предупредительный сигнал перед тем, как утонуть в Спайтен-Дайвил-Крик .

Рог Гондора принадлежавший Боромиру Толкиена, из «Властелина колец» , похоже, был основан на средневековом олифанте. В романах и фильмах есть связь с « Песней о Роланде» , когда Боромир трубит в рог в битве при Амон Хене, пытаясь вызвать на помощь других членов Братства Кольца. он смертельно ранен несколькими стрелами, выпущенными орком - лучником Для Боромира, как и для Роланда, это действие происходит слишком поздно, поскольку к тому времени, когда Арагорн и остальные достигают его, .

Позже рог был подарен Денетору , наместнику Гондора, как доказательство смерти его сына. В фильме « Возвращение короля» он держит рог, теперь расколотый надвое, и требует объяснений произошедшего от волшебника Гэндальфа .

королевы Сьюзан Певенси Рог в серии «Хроники Нарнии» также напоминает олифант, и было сказано, что всякий раз, когда в него трубили, «обязательно приходила помощь» тому, кто в него дунул. Королева Сьюзен дует в него, чтобы вызвать помощь против волка Могрима , капитана тайной полиции Белой Ведьмы , в «Льве, ведьме и платяном шкафу» , а позже использует его как охотничий рог. В «Принце Каспиане» он волшебным образом вызывает четверых детей Певенси обратно в Нарнию, когда его уносит молодой Каспиан Десятый, чтобы помочь победить своего дядю-узурпатора Миракса.

В Джуманджи эпизоде ​​​​«Закон » «Закон Джуманджи» охотник на крупную дичь Ван Пелт использует олифант, чтобы вызвать злобных мастифов , которые действуют как его охранники при охоте на добычу, включая других людей .

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Эбитц, Дэвид (2003). «Олифант» . Гоув Арт Онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T063433 . ISBN  978-1-884446-05-4 . Проверено 22 апреля 2023 г. - через Oxford Art Online.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Бассани, Эцио; Фагг, Уильям Б. (1988). Фогель, Сьюзен (ред.). Африка и эпоха Возрождения: Искусство из слоновой кости . Центр африканского искусства; Престель-Верлаг. стр. 90–108, 200–201. ISBN  978-3791308807 . OCLC   18715480 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бака, Рэйчел (июнь 2015 г.). «Сокровище викингов: Рог Ульфа». В Форхольте, Ханна; Янг, Питер (ред.). 1414: Джон Нейтон и повторное основание библиотеки Йоркского собора .
  4. ^ «Олифант, н.» ОЭД онлайн . Издательство Оксфордского университета. Март 2023 года . Проверено 22 апреля 2023 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Песня о Роланде: Оксфордский текст . Унвин Классика. Перевод Оуэна, ГДР Лондон: Аллен и Анвин. 1972. ISBN  9780048410023 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Шалем, Авиноам (2004). Олифант: исламские предметы в историческом контексте . Лейден ; Бостон: Брилл. стр. 56, 114, 120–121, 130–131.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Сварценски, Ханнс (1962). «Два олифанта в музее». Вестник Музея изобразительных искусств . 60 : 27–45 – через JSTOR.
  8. ^ Хранится в Кабинете медалей , Национальной библиотеки Париж.
  9. ^ Перейти обратно: а б Сварценский (1962:34) поддерживает утверждение Т.Д.Кендрика (Кендрик, «Рог Ульфа», Antiquity 11 ; 1937:237ff), что олифант из Мури был вырезан в той же мастерской, что и Рог Ульфа.
  10. ^ https://www.clevelandart.org/art/1930.740
  11. ^ Коста-Гомес, Рита (2012). «В Африке и за ее пределами: иберийские суды и афро-португальский Олифант конца 1400-х годов». В Шкоде Ханна; Ланчнер, Патрик; Шоу, RLJ (ред.). Контакты и обмен в Европе позднего средневековья: очерки в честь Малкольма Вейла . Саффолк, Великобритания: Boydell & Brewer. ISBN  978-1-84383-738-1 . JSTOR   10.7722/j.cttn338f .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фогель, Сьюзан М. «Африканская слоновая кость». Африканское искусство , том. 12, нет. 1, 1978, стр. 96–98. JSTOR , https://doi.org/10.2307/3335396.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c0cc86b705f64c707f691a2ef2161007__1721170740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/07/c0cc86b705f64c707f691a2ef2161007.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Olifant (instrument) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)