Темные люди
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( июнь 2021 г. ) |
![]() Дети Темне в Каббале , 1968 год. | |
Общая численность населения | |
---|---|
2,225,811 [ нужна ссылка ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 2,220,211 [1] |
Языки | |
Темне , английский , крио | |
Религия | |
Ислам 90% • Христианство 10% [ нужна ссылка ] | |
Родственные этнические группы | |
Люди Бага , Люди Ландума , Люди Налу |
Темне , , также называемые , Темне , Темне , Темине , Темени , Таймне , Темне , Тимни или Тимене , Тимне , Тиммани , Тимни Атемне — западноафриканская этническая группа. [2] [3] [4] Они преимущественно встречаются в Северной провинции Сьерра-Леоне. [4] Некоторые темне также встречаются в Гвинее . [5] Темне составляют самую большую этническую группу в Сьерра-Леоне , составляющую 35,5% от общей численности населения, что немного больше, чем у народа менде (31,2%). [1] Они говорят на темне , мелской ветви нигерско -конголезских языков . [6]
Люди темне мигрировали из региона Фута Джаллон в Гвинее, которые покинули свои первоначальные поселения, спасаясь от джихада Фула в 15 веке, и мигрировали на юг, прежде чем поселиться между Коленте и районами рек Рокель в Сьерра-Леоне. [3] [5] Первоначально они исповедовали свою традиционную религию, прежде чем ислам был принят через контакты с мусульманскими торговцами из соседних этнических групп. Хотя большинство темне со временем приняли ислам, некоторые продолжили свою традиционную религию. [5]
Темне традиционно являются фермерами, выращивающими рис, маниоку , просо и орех кола . Их товарные культуры включают арахис и табак. [5] Некоторые темне — рыбаки, ремесленники и торговцы. Общество темне патрилинейное . Он характеризовался децентрализованной политической системой с деревенскими старостами и эндогамной иерархической социальной стратификацией. [7] [8] Темне были одной из этнических групп, которые стали жертвами захвата рабов и торговли через страны к югу от Сахары и через Атлантику в европейские колонии. [9] [10]
Демография и язык
[ редактировать ]

Народ темне составляет одну из крупнейших этнических групп Сьерра-Леоне. Их самые большие концентрации находятся в северо-западной и центральной частях Сьерра-Леоне, а также в прибрежной столице Фритауне . [4] [11] Хотя говорящие на темне живут в основном в Северной провинции, их также можно встретить в ряде других стран Западной Африки, включая Гвинею и Гамбию . Некоторые темнес мигрировали за пределы Западной Африки в поисках образовательных и профессиональных возможностей в таких странах, как Великобритания, США и Египет. Темнес состоит в основном из ученых, [ нужна ссылка ] деловые люди, фермеры и прибрежные рыбаки. Большинство темнесов — мусульмане.
Народ темне говорит на темне , языке мелской ветви нигерско -конголезских языков . [6] Он родственен языку бага, на котором говорят в Гвинее . [6]
История
[ редактировать ]В 1642 году караван Сусу из 1500 человек во главе с Туре, Фофаной, Янсане, Юлой и Думбойей с севера вторгся в город Форекария . Их основной задачей под руководством Фоде Катиби Туре и его братьев Фоде Бубакара Фофаны и Фоде Бубакара Янсане была исламизация коренных жителей указанной местности, которые были народом темне. Темне, отказавшиеся принять ислам, были массово изгнаны из своего региона, что привело к вынужденной миграции на северо-запад Сьерра-Леоне. [12]
По словам Банколе Тейлора, миграция темне в современную Сьерра-Леоне началась еще в 11 и 12 веках, в основном из-за падения Империи Джаллонкаду, которая в конечном итоге стала Фута Джаллон . Согласно устному преданию, темне считают своей прародиной высокогорье Фута-Джаллон во внутренних районах современной Гвинеи. [13] [5] В 15 веке в их регионе доминировали фулани , что вызвало миграцию темне с юга на северо-запад Сьерра-Леоне. [3] [5] После миграции они вступили в контакт с народом лимба , темнес сражались и вытеснили лимбу на северо-восток, а булломов — на юг. Лимба, по словам Александра Куп, поселились в Сьерра-Леоне в какой-то момент до 1400 г. н. э., вторгшись на землю, населенную тогда, возможно, народом Гбанди, вытеснив их на восток, в Либерию . [14]
Темне начали переселяться в северную часть реки Паморонкох (сегодня известная как река Рокель ). Они следовали по реке Рокель от ее верховьев до реки Сьерра-Леоне , гигантского устья реки Рокель, и ручья Порт-Локо , одной из крупнейших естественных гаваней на африканском континенте. Это переселение оставалось ненадежным, поскольку в регион прибыло все больше этнических групп, спасающихся от войн и джихада, а также поскольку в ближайшие годы внутри Сьерра-Леоне начались войны. В середине 16 века армия Манде с востока, известная как Мане или Мани, вторглась и завоевала земли Темне, а правителем Темне стал генерал Фарма Тами. Его столица Робага на берегу реки Сьерра-Леоне, ныне недалеко от Фритауна , стала священным и экономическим центром Темне. [15] Генералы и капитаны Мане разделили Сьерра-Леоне между собой на четыре основных «королевства», по несколько подразделений внутри каждого. [16] Однако, как утверждает Кеннет К. Уайли, «королевства» были прививками к существующим местным структурам, которые продолжали выживать и влияли на пришельцев. [17]
Между 16 и 18 веками несколько этнических групп манде, такие как коранко , сусу и ялунка также прибыли . Правитель Фула по имени Фула Манса захватил власть к югу от реки Рокель. Некоторые темне из этой местности бежали в Банту возле реки Джонг , и они стали известны как Мабанта Темне . [18] [19] в то время как темне, принявшие Фула Манса, назывались Йони Темне . [20] Точное происхождение Гривы до сих пор активно обсуждается. [21] Грива в конечном итоге влилась в народы темне и буллом, а также сформировала этническую группу локо . [22]
Европейские рекорды
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о темне и других этнических группах Сьерра-Леоне содержится в записях финансируемых Португалией исследователей, таких как Валентим Фернандеш и Пачеко Перейра, которые путешествовали вдоль побережья Африки в поисках пути в Индию и Китай. [23] В мемуарах Перейры, написанных между 1505 и 1508 годами, упоминаются слова темне, обозначающие золото («тебонго»), воду («мант манча») и рис («нак малу», заимствованные из мандинки). [24] Португальские записи описывают культуру и религию народа темне, с которым встретились их корабли, как общины, живущие у воды, поклоняющиеся идолам, сделанным из глины, и мужчины, имеющие своих богов, а женщины - своих». [24] "
Гражданин Португалии из Кабо-Верде по имени Андре Альварес де Алмада в 1594 году написал обширный справочник по Сьерра-Леоне, призывая португальцев колонизировать этот регион. В этом справочнике также описывается общество и культура темне в 16 веке. [25] В тексте упоминаются деревни, их суды и адвокаты, которые представляли разные стороны в «гротескных масках» под председательством вождя. Виновные, осужденные за тяжкие преступления, утверждал де Алмада, были убиты или порабощены. Он также описал ритуалы преемственности вождя, включающие козью кровь и рисовую муку, брачные танцы и похороны, включающие захоронение мертвых в доме с золотыми украшениями. [25]
Голландская и французская колониальные империи не интересовались Сьерра-Леоне и оставили землю Темне интересам португальцев и англичан. [26] Английский торговец Томас Коркер прибыл в 1684 году в Королевскую африканскую компанию , положив начало присутствию среди темне влиятельной семьи Колкеров. [27]
Джихад Фута Джаллон в начале 18 века вызвал серьезные социально-политические потрясения среди темне, поскольку он спровоцировал набеги рабов и продажу военнопленных в трансатлантическую работорговлю, а также вызвал крупный приток людей Сусу и Ялунка с севера и запада. Это также ознаменовало возвышение королей Солимы Ялунки. [18] Король Темне Наимбана (также пишется Нембгана) из Королевства Койя был враждебно настроен к работорговле до своей смерти в 1793 году. [28] Эти войны привели европейских работорговцев в порты региона, чтобы покупать рабов у африканских вождей и работорговцев, но они также привели к тому, что военно-морские силы европейских колониальных держав были заинтересованы в защите своих интересов в Сьерра-Леоне. [29]
Аболиционисты и миссионеры
[ редактировать ]Король Темне Наимбанна II выступал против работорговли, но поддерживал другие виды торговли и дружеские отношения с европейскими державами. Он позволил британцам остаться на полуострове, который им уступил его заместитель Том . Наимбана подписал договор в 1788 году, передав эту землю колонистам. Возможно, это было сделано непреднамеренно, поскольку он был неграмотен и, возможно, не осознавал, что британцы намеревались навсегда завладеть этой территорией. Некоторые его более поздние действия указывают на то, что он был доволен наличием колонии на своей территории. В 1785 году он также пожаловал французскому офицеру землю на острове Гамбия, недалеко от нынешнего Гастингса . [30]
Наимбана предоставил землю и рабочую силу, чтобы помочь недавно освобожденным чернокожим новошотландцам , которые основали Фритаун в 1792 году в качестве переселения для бывших рабов, освобожденных активистами за отмену смертной казни. [31] [28] а также центр экономической деятельности между европейцами и этническими группами Сьерра-Леоне, включая народ темне. [ нужна ссылка ] Французы напали и сожгли Фритаун в сентябре 1794 года во время войны Первой коалиции . [32] [33] Город был восстановлен чернокожими поселенцами из Новой Шотландии. [31] а к 1798 году во Фритауне было от 300 до 400 домов с архитектурой, напоминающей архитектуру юга Америки , с каменными фундаментами высотой 3–4 фута и деревянными надстройками. [34] В начале 1800-х годов город стал центром европейских и африканских аболиционистов, которые стремились выявить и остановить всю работорговлю и судоходство. [35] Сейчас это столица Сьерра-Леоне.
После своего основания в 1792 году Фритаун стал местом поселения освобожденных рабов из Великобритании ( черные бедняки ), Северной Америки ( черные новошотландцы ), стран Карибского бассейна ( ямайские мароны ) и большого количества освобожденных африканцев, спасенных с блокадных невольничьих кораблей Королевская военно-морская эскадра . [36] [37] Эти усилия были вдохновлены и профинансированы филантропическими британскими аболиционистами, афроамериканцами и христианскими миссионерами. [35] Со временем 60 000 таких освобожденных африканцев (многие из которых были йоруба, ибо, конголезцами, ашанти, бассой и другими западноафриканскими группами) присоединились к маронам и поселенцам Новой Шотландии, чтобы объявить Фритаун своим домом. [28] [35] Но этот быстрорастущий центр вновь переселенных мужчин, женщин и детей [35] Темне воспринял его неоднозначно. После переселения освобожденные африканцы вступили в брак с поселенцами Новой Шотландии и ямайскими маронами, и эти две группы разработали уникальный набор обычаев и культуры, основанный на слиянии западных традиций и их разнообразного африканского этнического наследия в новую креольскую/крио- идентичность. [38] [39] [31] [40] Фритаун также стал центром христианской миссионерской деятельности, открывающей школы и церкви на южном побережье. Примерно в то же время Фута-Джаллон стал популярным местом для получения высшего образования и изучения ислама: туда отправляли учиться сыновей из нескольких известных семей. [18]
Колониальная эпоха
[ редактировать ]Темне были источником древесины, арахиса, пальмовых ядер, пальмового масла, каучука и других товаров, которые питали торговлю между Сьерра-Леоне и Европой. [41] Однако королевство Темне Койя в период с 1807 по 1888 год участвовало в региональных войнах, например, с правителями Локо, Менде и Сусу. Британцы вмешались в период с 1830-х по 1870-е годы, организовали многочисленные перемирия, чтобы помочь стабилизировать социально-экономическую ситуацию и торговлю. Договоры между различными правителями на землях Темне и вокруг них были беспорядочными и непостоянными. [41] [42]
Продолжающиеся войны между различными этническими группами, а также военные действия Фута Джалон Альмамате с севера на территории Темне поставили под угрозу экономические интересы европейских колониальных держав, связанные со Сьерра-Леоне. Затем французы и британцы вмешались в военном отношении: французы расширились в Гвинею в начале 1880-х годов, а британцы - с юга через Фритаун. В 1889 году французы и британцы взяли регион под свой эффективный контроль и договорились о границе между Французской Гвинеей и Британской Сьерра-Леоне . Территории Темне отошли к англичанам. [41] [43]
Британское колониальное правительство напрямую управляло землями Темне, обеспечивало соблюдение законов о борьбе с рабством и ввело новые налоги для финансирования местной администрации в 1894 году. Сюда входил налог на хижины, аналогичный налогу на недвижимость, популярному в Англии. Этот налог должен был вступить в силу 1 января 1898 года. [44] Подобный налог существовал в Сьерра-Леоне до 1872 года, который британский губернатор Джон Поуп Хеннесси отменил в колонии Сьерра-Леоне, которую затем уступил король Темне британцам. Французы тоже ввели аналогичный налог в Гвинее, но потребовали его сбора от вождей. Новый налог, введенный британцами, отменил их старое решение, и они решили собирать налог непосредственно с народа. Это вызвало реакцию Темне, которую историки называют восстанием или налоговой войной 1898 года. [44]

Между тем, как Великобритания объявила о введении налога, и до того, как он вступил в силу, организованная оппозиция против него росла. Многие вожди темне заявили британцам, что их народ не примет этого. Эти вожди темне обратились к губернатору протектората Сьерра-Леоне с просьбой отменить его. Тем не менее, британцы проигнорировали петицию, предположив, что вождям не хватает взаимного сотрудничества для каких-либо серьезных согласованных действий, и попросили своих сборщиков продолжить работу. Кроме того, британцы освободили Фритаун и своих чиновников от уплаты аналогичного налога. [45] [46]
К середине 1898 года предположения британцев оказались ошибочными: жители Темне отказались платить новый налог и начали скоординированную войну. Известный мусульманский вождь по имени Бай Буре в декабре 1898 года направил британцам подписанное письмо, в котором говорилось, что налог является тяжелым бременем, а также что британский запрет «больше не обменивать рабов, не покупать их снова и не вносить залог снова». под наказанием тюремного заключения было неприемлемо. [47] Военный ответ вождя темне против колониальных британцев в 1898 году, как утверждает Майкл Краудер , профессор истории, специализирующийся на Западной Африке, был протестом не только против налога на хижины, но и против множества законов, которые бросили вызов укоренившимся социальным системам внутри темне. общество. [47] Бай Буре частично был потомком народа локо , стал одним из вождей народа темне и сыграл ключевую роль в координации военного ответа британцам. Его роль в оспаривании британских законов того времени и ее влияние на народ темне широко изучены. [47] [46]
После того, как Сьерра-Леоне стала независимой в 1961 году, народы темне и народ менде часто конкурировали за представительские полномочия, будучи двумя крупнейшими этническими группами, каждая из которых представляет от 30% до 35% населения страны. [48]
Религия
[ редактировать ]ислам
[ редактировать ]Первоначально Темне исповедовал традиционную политеистическую религию, которая включала веру в Высшее Существо . [49] После их миграции из своей прародины Гвинеи, вызванной вторжениями из соседнего Фулани в начале 15 века, [3] [5] Темне переселились на север Сьерра-Леоне. Там темне возобновили контакты с мусульманами по мере того, как влияние ислама в Западной Африке росло. Оценки различаются в зависимости от того, когда Темне начал принимать ислам . Португальские исследователи и торговцы XV века зафиксировали контакты с мусульманскими народами. Ранние торговцы, воины и святые люди принесли ислам в район Темне через другие этнические группы. [50] [51] По словам Джона Шупа, ислам был принесен в 17 веке торговцами Менде с юга. [3] и, по словам Розалинды Шоу, его начали привозить в 18 веке, [50] Сусу с севера и Мандинка и Фулани с северо-востока. [51]
Обращение темне в ислам продолжалось на протяжении 18 и 19 веков. [50] В северных частях Сьерра-Леоне, недалеко от Фута-Джаллона, обращение в веру было почти завершено, и вождества стали исламскими. Однако в юго-восточных частях территории Темне (центральная Сьерра-Леоне), согласно личному рассказу Шоу, обращение людей Темне было полуисламским, где люди синкретизировали ислам с традиционными религиозными идеями, а не отказывались от них полностью. Эти юго-восточные темне верят в духов и гадание , полагая, что духи их предков обитают в переходном регионе, прежде чем перейти к исламской идее вечного рая или ада. Грамотные читают молитвы Корана, другие совершают ежедневные молитвы, необходимые в исламе. Те, кто сохраняет свои традиционалистские убеждения, теперь делят их на «мусульманских духов» или «ан-йина» (множественное число «е-йина»), считающихся хорошими, и неисламских духов или «ан-керфи», часто считающихся плохими; при этом подчеркивая верховное божество «Ала» (Аллаха) и отводя ключевую посредническую роль архангелу Джибрил (Гавриил). «Таким образом, исламизация (по крайней мере, на юго-востоке Темнеланда) не только не редуцировала концепции Темне, но и привела к дальнейшим космологическим разработкам», - утверждает Шоу. [50]
Точные оценки мусульман среди алтаря Темне. Банколе Тейлор утверждает, что от 90% до 95% жителей Темне являются мусульманами. [51] Джон Шуп утверждает, что «к началу 20 века большинство было мусульманами». [3] в то время как Сундклер и Стид заявляют, что «большинство жителей Темне стали мусульманами». [52]
христианство
[ редактировать ]Христианские миссионеры впервые приехали в Сьерра-Леоне вместе с португальцами в 17 веке. [53] Эти миссионеры писали, что люди темне и их царь поклонялись идолам. В мемуарах иезуита Баррейры говорится, что он обратил и крестил первую группу в 1607 году. [53] По словам Вернона Дорджана, элита темне противостояла раннехристианским миссиям, поскольку они настаивали на моногамии по сравнению с полигамными семьями мусульманских вождей и землевладельцев. [54] Эти вожди темне также выступали против христианских миссионерских усилий, направленных на прекращение всей работорговли, экспорта рабов и переселение рабов, освобожденных с невольничьих кораблей, плантаций и домашних условий. [55]
Однако ранний старт не привел к массовым преобразованиям. Наиболее значительное присутствие и распространение христианства на территориях Темне началось в 1787 году с основанием Фритауна. Деревни, предоставленные королем Темне для переселения освобожденных рабов всех этнических групп, были созданы с учетом христианских миссий и церквей различных конфессий, таких как методистская и баптистская. [56] Церковное миссионерское общество, основанное в Лондоне в 1799 году, сделало Фритаун одной из своих основных баз в Африке. Методистские миссионеры из Уэслианского миссионерского общества прибыли во Фритаун в 1811 году. Эти и другие миссии начали обращать в свою веру недавно поселившихся рабов, людей Сусу и Темне в их окрестностях. [56] Присутствие христианства росло по мере открытия центров высшего образования и образцовых школ для детей в 20 веке. Христианство среди темне имело крупнейших приверженцев в районе Фритауна и юго-восточном регионе региона Темне. [56]
Традиционные верования
[ редактировать ]Традиционная религия темне предполагает веру в Высшее Существо и Создателя, которого называют Куру Масаба. [49] за ними по рангу следуют меньшие божества. [57] Термин Масаба был заимствован из мандинка фразы mansa ba , что означает «большой король». Термин Куру означает Бог и родственен слову кур , которое означает «старость», но Куру также означает «небо» или буквально «обитель Бога». В результате Куру Масаба означает «Всемогущий Бог», чтобы отличать его от меньших божеств. [57] По словам Тейлора, темне верят, что к Куру Масабе нельзя обратиться напрямую, а только через заступничество духов предков по отцовской линии , и при просьбе о помощи им приносят жертвы. Духи, не относящиеся к предкам, некоторые из которых считаются добрыми, а другие - вредными или порочными, также получают жертвы, чтобы помочь живым или не причинить им вреда. [58]
Вождества участвуют в тайных обществах, таких как мужские Поро , Рагбенле или Рамена и женские Бондо . [8] Как и с появлением ислама столетия спустя, этот институт обществ был привнесен в регион народами манде . Самыми крупными из этих обществ являются Поро и Бондо, которые находятся на западе, а меньшие по размеру Рагбенле находятся на востоке территории Темне. [8] По словам Кеннета Литтла, писавшего в 60-е годы, даже общество поро было более широко распространено среди Менде, чем среди Темне. [59]
Эти практики включают тайные церемонии инициации, которые представляют собой обряды перехода для мальчиков и девочек. [60]
Общество и культура
[ редактировать ]Темне традиционно занимаются выращиванием основных продуктов питания, таких как рис и маниока, рыбаками и торговцами. Товарные культуры включают хлопок, арахис, пальму и орехи кола. [4] Кланы Темне были многочисленными, каждый из которых был независимым и разделенным на вождества. Вождество состояло из деревень с заместителем вождя, который возглавлял одну или несколько деревень. Староста обычно наследовал эту должность, будучи потомком основателя села. В современной Сьерра-Леоне вожди избираются. [4]
Социальная стратификация
[ редактировать ]Некоторые кланы народа темне были социально расслоены на слой рабов и каст. [7] [8] Однако другие кланы, такие как король Темне Наимбана из Королевства Койя, враждебно относились к работорговле до своей смерти в 1793 году, потому что его народ Темне стал жертвой набегов рабов и пострадал от разрушенных семей. [28]
Рабство и работорговля процветали на некоторых территориях Темне, отчасти потому, что они были тесно связаны с двумя центрами спроса на рабов и рынками, первым из которых был Фута-Джаллон и регион долины Нигера, а вторым - самая глубокая и крупнейшая естественная гавань Африки, которая образует побережье Сьерра-Леоне, которое также связано с судоходными реками. [61] Торговля различными товарами, а также набеги рабов, захват, удержание и торговля между землями Темне и внутренней частью Западной Африки были в моде еще до прибытия первых европейских исследователей. [62] [63] [64] Португальцы уже торговали золотом, слоновой костью, деревом, перцем и рабами к 17 веку, а британские, голландские и французские колониальные державы присоединились к этой торговле позже. [61] [65] Рабы содержались в кланах темне в качестве сельскохозяйственных рабочих и домашней прислуги и составляли самый низший подвластный слой социальных слоев. Порабощенные женщины служили домашней прислугой, женами и наложницами. [66]
Среди некоторых родов темне существовали эндогамные касты ремесленников и музыкантов. Терминология этой системы социальной стратификации и встроенной иерархии, возможно, была заимствована темне от близлежащих народов мандинка, народа фула и народа сусу. [67] Кастовая иерархия и социальное расслоение более четко сложились в северных частях темнских территорий. [68]
Известные темные люди
[ редактировать ]- Али Кобло, королева Кабия II , 44-й верховный вождь вождества Марампа
- Бай Бурех , правитель Сьерра-Леоне и военный стратег, возглавивший восстание Темне против британцев в 1898 году.
- Бай Кобло Патбана II , 43-й верховный вождь вождества Марампа
- Эрнест Бай Корома , бывший президент Сьерра-Леоне с 2007 по 2018 год.
- Фоде Санко , основатель Объединенного революционного фронта, обвиненный в военных преступлениях.
- Исса Хасан Сесай , осужденный военный преступник, служивший в армии Сьерра-Леоне и Революционном совете вооруженных сил (РСВС).
- Иша Сесай , британско-сьерра-леонский журналист
- Кади Сесай , министр торговли и промышленности Сьерра-Леоне с 2002 по 2007 год и нынешний национальный заместитель председателя НПСЛ.
- Король Том вел переговоры об урегулировании провинции Свобода с британцами.
- Момоду Корома , министр иностранных дел Сьерра-Леоне с 2002 по 2007 год.
- Момоду Муну , бывший министр Сьерра-Леоне с 1985 по 1989 год.
- Наимбанна II , Обаи (король) народа темне в Сьерра-Леоне, XVIII век.
- Тайму Бангура , бывший министр финансов Сьерра-Леоне и лидер политической партии НДП
- Зайнаб Бангура , нынешний министр иностранных дел Сьерра-Леоне
- Брима Баззи Камара , бывший командующий Революционным советом вооруженных сил и осужденный военный преступник
- Сокко Кабиа , нынешний министр социального обеспечения и по делам детей Сьерра-Леоне
- Самура Камара , бывший министр финансов
- Сантиджи Борбор Кану , бывший командующий Революционным советом вооруженных сил и осужденный военный преступник.
- Тётя Бангура , футболист Сьерра-Леоне.
- Умару Бангура — футболист Сьерра-Леоне.
- Альхассан Бангура — футболист Сьерра-Леоне.
- Мохамед Каллон , бывший профессиональный футболист
- Мохамед Бангура — боксер из Сьерра-Леоне, участник летних Олимпийских игр 1980 года.
- Мохамед Санко , профессиональный футболист
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Национальный аналитический отчет переписи населения и жилищного фонда Сьерра-Леоне за 2015 год» (PDF) . Статистика Сьерра-Леоне . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Темне (Народ Африки)» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 286–287. ISBN 978-1-59884-362-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Люди темне , Британская энциклопедия
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 465–466. ISBN 978-0-19-533770-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Темне Язык , Этнолог
- ^ Перейти обратно: а б Тал Тамари (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . JSTOR 182616 . S2CID 162509491 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дорджан, Вернон Р. (1959). «Организация и функции Общества Рагбенле Темне». Африка . 29 (2). Издательство Кембриджского университета: 156–170. дои : 10.2307/1157518 . JSTOR 1157518 . S2CID 143989484 .
- ^ Александр Киз (2015). Этническая принадлежность и колониальное государство . БРИЛЛ Академик. стр. 158–167. ISBN 978-90-04-30735-3 .
- ^ Сильвиан А. Диуф (2003). Борьба с работорговлей: стратегии Западной Африки . Издательство Университета Огайо. стр. 133–136. ISBN 978-0-8214-1517-7 .
- ^ Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Гринвуд. стр. 552–553. ISBN 978-0-313-27918-8 .
- ^ «Туризм: Представление о великой истории Мории в Форекарии» . Проверено 11 апреля 2019 г.
- ^ Банколе Камара Тейлор (2014). Сьерра-Леоне: земля, ее люди и история . Новая Африка Прес. п. 104. ИСБН 978-9987-16-038-9 .
- ^ Александр Петр Куп (1961). История Сьерра-Леоне, 1400-1787 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 124–125.
- ^ Магбейли К. Файл (2006). Исторический словарь Сьерра-Леоне . Пугало. п. 50. ISBN 978-0-8108-6504-4 .
- ^ Родни, Уолтер (1982). История побережья Верхней Гвинеи: 1545–1800 гг . Нью-Йоркский университет Пресс. п. 47. ИСБН 9780853455462 .
- ^ Хендерсон, Джон П.; Рид, Гарри Этвуд (23 апреля 1989 г.). Исследования африканской диаспоры: мемориал Джеймсу Р. Хукеру (1929–1976) . Пресса большинства. ISBN 9780912469256 – через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б с Абдул Карим Бангура (2013). Кевин Шиллингтон (ред.). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. стр. 922–924. ISBN 978-1-135-45669-6 .
- ^ Магбейли К. Файл (2006). Исторический словарь Сьерра-Леоне . Пугало. стр. 205–206. ISBN 978-0-8108-6504-4 .
- ^ Магбейли К. Файл (2006). Исторический словарь Сьерра-Леоне . Пугало. п. 56. ИСБН 978-0-8108-6504-4 .
- ^ Родни, Уолтер (23 апреля 1982 г.). История побережья Верхней Гвинеи: 1545–1800 гг . Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN 9780853455462 – через Google Книги.
- ^ Магбейли Файл, К. (1981). История Сьерра-Леоне: краткое введение . Эванс. стр. 14–15. ISBN 9780237505080 .
- ^ Александр Петр Куп (1961). История Сьерра-Леоне, 1400-1787 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–4.
- ^ Перейти обратно: а б Александр Петр Куп (1961). История Сьерра-Леоне, 1400-1787 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 6–7 со сносками.
- ^ Перейти обратно: а б Александр Петр Куп (1961). История Сьерра-Леоне, 1400-1787 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 9–12 со сносками.
- ^ Александр Петр Куп (1961). История Сьерра-Леоне, 1400-1787 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 47–48.
- ^ Магбейли К. Файл (2006). Исторический словарь Сьерра-Леоне . Пугало. п. XVIII. ISBN 978-0-8108-6504-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мак Диксон-Файл; Джибрил Рашид Коул (2006). Новые перспективы Крио Сьерра-Леоне . Питер Лэнг. стр. 40–42, 46–48. ISBN 978-0-8204-7937-8 .
- ^ Александр Петр Куп (1961). История Сьерра-Леоне, 1400-1787 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 50–52 со сносками.
- ^ «Нэнбана» . Интернет Сьерра-Леоне . Проверено 20 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уокер, Джеймс В. (1992). «Глава пятая: Основание Сьерра-Леоне». Черные лоялисты: поиски земли обетованной в Новой Шотландии и Сьерра-Леоне, 1783–1870 гг . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 94–114 . ISBN 978-0-8020-7402-7 . , первоначально опубликовано издательством Longman & Dalhousie University Press (1976).
- ^ Брукс, Джордж Э. (2010). Западная Африка и Кабо-Верде, 1790-1830-е годы: симбиоз рабовладения и легальной торговли . АвторДом. п. 12. ISBN 9781452088716 .
- ^ Кайфала, Джозеф (2016). Свободные рабы, Фритаун и гражданская война в Сьерра-Леоне . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ «ФРИТАУНСКАЯ КОЛОНИЯ 1792-1800» . www.come2sierraleone.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дэниел Дж. Парака младший (2004). Афины Западной Африки . Рутледж. стр. 9–12. ISBN 978-1-135-93599-3 .
- ^ «Информационный листок в погоне за свободой» . Королевский военно-морской музей. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 2 апреля 2007 г.
- ^ Портер, Артур (февраль 1963 г.). Креолизм: исследование развития общества Фритауна . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1017/S0041977X00101399 . S2CID 161879076 .
- ^ Тайер, Джеймс Стил (1991). Несогласный взгляд на креольскую культуру в Сьерра-Леоне . стр. 215–230. https://www.persee.fr/doc/cea_0008-0055_1991_num_31_121_2116
- ^ Браун-Дэвис, Найджел (2014). Краткое описание источников, касающихся генеалогических исследований народа крио Сьерра-Леоне . Журнал исследований Сьерра-Леоне, Vol. 3; Издание 1, 2014 г. https://www.academia.edu/40720522/A_Precis_of_Sources_relating_to_geneaological_research_on_the_Sierra_Leone_Krio_people
- ^ Тейлор, Банколе Камара (февраль 2014 г.). Сьерра-Леоне: земля, ее люди и история . Новая Африка Пресс. п. 68. ИСБН 9789987160389 .
- ^ Перейти обратно: а б с Майкл Джусу (2013). Кевин Шиллингтон (ред.). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. стр. 922–924. ISBN 978-1-135-45669-6 .
- ^ Магбейли К. Файл (2006). Исторический словарь Сьерра-Леоне . Пугало. стр. 128–129. ISBN 978-0-8108-6504-4 .
- ^ Дэвид Робинсон (2012). Сохаил Х. Хашми (ред.). Справедливые войны, священные войны и джихады: христианские, еврейские и мусульманские встречи и обмены . Издательство Оксфордского университета. стр. 246–257. ISBN 978-0-19-975503-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Краудер (2013). Колониальная Западная Африка: Сборник очерков . Рутледж. стр. 63–65. ISBN 978-1-135-78139-2 .
- ^ Майкл Краудер (2013). Колониальная Западная Африка: Сборник очерков . Рутледж. стр. 65–67. ISBN 978-1-135-78139-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Авраам, Артур (1974). «Бай Буре, британцы и налоговая война в хижинах». Международный журнал африканских исторических исследований . 7 (1). Центр африканских исследований Бостонского университета: 99–106. дои : 10.2307/216556 . JSTOR 216556 .
- ^ Перейти обратно: а б с Майкл Краудер (2013). Колониальная Западная Африка: Сборник очерков . Рутледж. стр. 71–72, 74–79. ISBN 978-1-135-78139-2 .
- ^ Дональд Л. Горовиц (1985). Этнические группы в конфликте . Издательство Калифорнийского университета. стр. 463–474. ISBN 978-0-520-05385-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Принц Сори Конте (2009). Традиционалисты, мусульмане и христиане в Африке: межрелигиозные встречи и диалог . Камбрия Пресс. п. 26. ISBN 9781604975963 .
- ^ Перейти обратно: а б с д ММ Чарльз Джедрей; Розалинда Шоу (1992). Сновидения, религия и общество в Африке . БРИЛЛ Академик. стр. 39–40. ISBN 90-04-08936-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Банколе Камара Тейлор (2014). Сьерра-Леоне: земля, ее люди и история . Новая Африка Пресс. стр. 112–113. ISBN 978-9987-16-038-9 .
- ^ Бенгт Сундклер; Кристофер Стид (2000). История Церкви в Африке . Издательство Кембриджского университета. стр. 713–714. ISBN 978-0-521-58342-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Уолтер Родни (1967). «Пересмотр масштабных вторжений в Сьерра-Леоне» . Журнал африканской истории . 8 (2). Издательство Кембриджского университета: 231–233. дои : 10.1017/s0021853700007039 . S2CID 163011504 .
- ^ Дорджан, Вернон Р. (1988). «Изменения в темной полигинии». Этнология . 27 (4): 367–390. дои : 10.2307/3773399 . JSTOR 3773399 .
- ^ Бенгт Сундклер; Кристофер Стид (2000). История Церкви в Африке . Издательство Кембриджского университета. стр. 179–182, 713–714. ISBN 978-0-521-58342-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кристофер Файф (2013). Кевин Шиллингтон (ред.). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. стр. 1355–1356. ISBN 978-1-135-45670-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Принц Сори Конте (2009). Традиционалисты, мусульмане и христиане в Африке: межрелигиозные встречи и диалог . Камбрия Пресс. стр. 24–25. ISBN 9781604975963 .
- ^ Банколе Камара Тейлор (2014). Сьерра-Леоне: земля, ее люди и история . Новая Африка Пресс. стр. 113–115. ISBN 978-9987-16-038-9 .
- ^ Кеннет Литтл (1967). «Добровольные объединения в городской жизни: пример дифференциальной адаптации» . Социальная организация: эссе, представленные Рэймонду Ферту : 163. ISBN 9780714610597 .
- ^ Эндрю Симпсон (2008). Язык и национальная идентичность в Африке . Издательство Оксфордского университета. стр. 126–127. ISBN 978-0-19-928674-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Уайли, Кеннет К. (1973). «Работорговля в Темнеланде девятнадцатого века и британская сфера влияния». Обзор африканских исследований . 16 (2). Издательство Кембриджского университета: 203–217. дои : 10.2307/523406 . JSTOR 523406 . S2CID 145217980 .
- ^ Розалинда Шоу (2002). Воспоминания о работорговле: ритуал и историческое воображение в Сьерра-Леоне . Издательство Чикагского университета. стр. 25–31, 33–34. ISBN 978-0-226-75131-3 .
- ^ Фадж, JD (1980). «Рабы и общество в Западной Африке, ок. 1445 – ок. 1700». Журнал африканской истории . 21 (3). Издательство Кембриджского университета: 289–310. дои : 10.1017/s0021853700018314 . S2CID 161700054 .
- ^ Рабство коренных народов в истории Африки: условия и последствия [ мертвая ссылка ] , Дирк Беземер и др. (2009), Гронингенский университет, стр. 5, сноска 3.
- ^ Розалинда Шоу (2002). Воспоминания о работорговле: ритуал и историческое воображение в Сьерра-Леоне . Издательство Чикагского университета. стр. 31–36. ISBN 978-0-226-75131-3 .
- ^ Сильвиан А. Диуф (24 октября 2003 г.). Борьба с работорговлей: стратегии Западной Африки . Издательство Университета Огайо. стр. 134, 139–141. ISBN 978-0-8214-4180-0 .
- ^ Дэвид К. Конрад; Барбара Э. Франк (1995). Статус и идентичность в Западной Африке: Ньямакалау из Манде . Издательство Университета Индианы. стр. 77–78. ISBN 0-253-11264-8 .
- ^ Гэмбл, Дэвид П. (1963). «Семья Темне в современном городе (Лунсар) в Сьерра-Леоне». Африка . 33 (3). Издательство Кембриджского университета: 209–226. дои : 10.2307/1157416 . JSTOR 1157416 . S2CID 145369283 .
Библиография
[ редактировать ]- Брукс, Джордж. (1993) «Арендодатели и незнакомцы: экология, общество и торговля в Западной Африке, 1000–1630», Боулдер: Westview Press.
- Родни, Уолтер. (1970) «История побережья Верхней Гвинеи, 1545–1800», Оксфорд: Clarendon Press.
- Гейли, Кеннет. (1977) «Политические королевства Темне: Правительство Темне в Сьерра-Леоне, 1825–1910», Нью-Йорк: Издательство Africana Publishing. Компания.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Следственный штаб ПВ, «Наш кабинет министров и дипломатов» , «Патриотический авангард» , 22 мая 2012 г.
- «Темне» , Каждая культура
- Записи Temne Music, архивированные 5 октября 2011 года в Wayback Machine , на компакт-дисках.
- Оценка Темне в Сьерра-Леоне , Университет Мэриленда
- См. раздел «Бай Буре», - отметил правитель Локо / Темне 19 века.
- Маски и головные уборы Тенне, Сьерра-Леоне , Галерея Хэмилла