Половина

Поро Гвинее , или Пурра , или Пурро — мужское тайное общество в Сьерра-Леоне , Либерии , Кот - и д'Ивуаре , созданное народом Мане ( элиты Манде, ведущие крупномасштабные миграции из Империи Мали в южные прибрежные районы). . Его иногда называют охотничьим обществом, и в его ряды допускаются только мужчины. [1] Женским аналогом общества Поро является общество Санде .
Структура
[ редактировать ]

Общество Поро было частью культуры, привнесенной народом Мане , мигрантами в регион еще в 1000 году нашей эры. [2]
В Сьерра-Леоне существуют две дочерние и тайные ассоциации: Ясси и Бунду . Первый номинально предназначен для женщин, но члены Поро допускаются к участию в определенных церемониях. Все женщины-члены Ясси должны быть также членами Бунду, которое предназначено исключительно для женщин. В Либерии женским эквивалентом Поро является общество Санде .
Из этих трех Поро, безусловно, является самым важным. Все коренное население подчиняется своему своду законов. Прежде всего, оно представляет собой тип братского общества , в которое временно принимаются даже младенцы. Церемония для них заключается в переносе их в кусты Поро и обратно. [3]
Есть также религиозные и гражданские аспекты Поро. В первом случае мальчики присоединяются к нему в период полового созревания в рамках обряда посвящения. В гражданском аспекте общество служит своего рода местным руководящим органом, принимающим законы, принимающим решения по вопросам войны и мира и т. д.
Культурный контекст
[ редактировать ]В книге «Культура и обычаи Либерии » (2006) Айодеджи Олукоджу исследуется место общества Поро в жизни Либерии. «Либерийская религиозная культура характеризуется склонностью к секретности (заключенной в концепции ифа мо - «не говори этого») и укоренившейся верой во вмешательство таинственных сил в человеческие дела». [4] «Как элитные, так и неэлитные либерийцы обычно приписывают события деятельности тайных сил и сил». [4]
«Убеждения включают убежденность в том, что в человеке есть глубокие и скрытые вещи, которые могут разгадать только прорицатели, священники и другие квалифицированные люди. [4] Это предполагает, что все, что существует или происходит в физическом мире, имеет основу в духовном мире». [4]
Социальная функция
[ редактировать ]
Одной из социальных функций тайных обществ, таких как Поро и Санде, является сдерживание антиобщественного поведения или убеждений. Старейшины Поро будут определять случаи предполагаемого колдовства в общине. [4]
Практики
[ редактировать ]Общество Поро имеет свои особые ритуалы, язык, древнюю сахарскую письменность, татуировки и символы. Подробности скудны из-за клятвы секретности. Однако версии и итерации этого были обнародованы, например, Vai Script , Mende Script и слоговая азбука Kpelle . Ответственные за публичную публикацию этих сценариев утверждали, что получили их во сне, когда общались с европейцами в 19 и 20 веках нашей эры. Это было сделано для того, чтобы скрыть происхождение этих письменностей от европейских колонизаторов. [3]
Встречи
[ редактировать ]Общество Поро обычно собирается в засушливый сезон, с октября по май. Место встречи происходит в кустах, в загоне, разделенном на помещения циновками и покрытом только нависающими деревьями, служащем клубным домом. Есть три степени: первая для вождей и правителей ( верховный вождь ), известных как «большие люди», вторая для жрецов и третья для толпы. Церемониями Поро руководит дьявол Поро, человек в фетишной одежде, который обращается к собранию через длинную деревянную трубку.
Ношение деревянных масок в маскарадах общества Поро является представлением духовного мира добрых и злых духов. [4]
«Церемониями Пурры руководит дьявол Поро, человек в фетишистской одежде, который обращается к собранию через длинную деревянную трубку, известную как бычий рев (искажитель голоса, который издает леденящий кровь поток звуков и сделанный из трубки с прорезанными в ней отверстиями, на которые наложены диски мембран из яичных мешков конкретного паука)».
Либерийский Поро мало чем отличается, когда дело касается церемоний.
Если в церемонии принимают участие женщины, дети и лица, не являющиеся ее членами, дьявол остается в стороне. Гбету — единственный «фетиш, одетый в длинную деревянную трубку», который можно увидеть. Дьявол поро невидим даже для большинства участников.
Табу
[ редактировать ]
Поро может наложить табу на что угодно и кого угодно. [3] Поскольку ни один член не отказался нарушить его приказ, было создано много проблем там, где на сельскохозяйственные культуры было наложено табу. [3] В 1897 году британское местное правительство было вынуждено принять специальный постановление, запрещающее наложение табу на все местные продукты. [3]
Другая деятельность
[ редактировать ]В 2009 году члены Поро, бросавшие камни, протестовали против избрания Элизабет Симбива Согбо-Торту первой женщиной-вождем вождества Нимияма в восточной Сьерра-Леоне. Они запретили ей вступать в должность. [5]
Деятельность по странам
[ редактировать ]Либерия
[ редактировать ]Сообщается, что во время своего правления Чарльз Тейлор стал членом Общества Поро, которое помогло ему создать ауру таинственности и непобедимости. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Полгрин, Лидия (2 апреля 2006 г.). «Генеральный план, нарисованный кровью» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 ноября 2015 г.
- ^ Файф, Кристофер. «Взвешивание вероятностей». Обзор: Арендодатели и незнакомцы: экология, общество и торговля в Западной Африке, 1000–1630 гг. Джордж Э. Брукс. Боулдер, Колорадо : Westview Press , 1994. ISBN 0-8133-1263-9
- ^ Jump up to: а б с д и Олдридж, Т. Дж. и Шербро его внутренние районы (1901).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Олукоджу, Айодеджи. Культура и обычаи Либерии Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Publishing Group , 2006. 24–147. ISBN 0313332916 . Гугл Книги . Проверено 24 июля 2017 г.
- ^ «Женщине Сьерра-Леоне запретили стать главой» . Новости Би-би-си . 15 декабря 2009 года . Проверено 15 декабря 2009 г.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Пурра ». Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 666. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дополнительное чтение
[ редактировать ]- Тим Батчер . В погоне за дьяволом – В поисках боевого духа Африки. Чатто и Виндус , 2010. ISBN 0701183608
- П. Ян Ванденхауте. «Поро и Маска: несколько комментариев доктора Г.В. Харли о« Масках как агентах социального контроля на северо-востоке Либерии ». Рабочие документы по этническому искусству , 4. Государственный университет Гента , 1989.
