Шофар дует
Часть серии о |
иудаизм |
---|
Трубление в ( ивр .: шофар Еврейское произношение: [t(e)kiˈ(ʔ)at ʃoˈfaʁ] ) — ритуал, совершаемый евреями на Рош ха-Шана . Шофар – музыкальный рог обычно сделанный из бараньего рога . , Еврейский закон требует, чтобы в шофар трубили 30 раз в каждый день Рош ха-Шана, а по обычаю в него трубят 100 или 101 раз каждый день.
Говори сынам Израилевым и скажи: В седьмом месяце, в первый день месяца да будет у вас торжественный покой, память, возвещаемая звуком рогов, священное собрание. [ 1 ]
Современная практика
[ редактировать ]Первоначально звуки из бараньего рога трубили во время первой стоячей молитвы ( Амиды ) в еврейский Новый год раввинов , но по указу было постановлено, что в них трубят только во время молитвы Муссаф из-за инцидента, который произошло, когда прихожане, трубившие в рог во время первой стоячей молитвы, были заподозрены врагами в организации военного призыва и были убиты. [ 2 ] Несмотря на то, что основной мотив раввинского постановления больше не был преобладающим в последующих поколениях, его постановление все еще остается в силе и практикуется всеми еврейскими общинами по сей день: трубить в бараний рог только во время молитвы Муссаф.
Виды взрыва
[ редактировать ]На Рош ха-Шана звучат следующие взрывы:
- Текия ( תקיעה ) — одиночный длинный звук шофара.
- Шеварим ( שברים ) состоит из трёх связанных коротких звуков.
- Теруа ( תרועה ) — в большинстве сефардских и ашкеназских традиций это последовательность множества кратковременных, прерывистых звуков, издаваемых языком (например, тук-тук-тук и т. д.). В йеменских, тунисских и вавилонских еврейских общинах, а также во многих западных ашкеназских общинах это одиночный, продолжительный, звучный взрыв.
- Обычно последняя текия в наборе из 30 штук и последняя текия, задуваемая в целом в день Рош ха-Шана, удлиняется по длине и называется текия гедола («великая текия »).
Комбинации взрывов
[ редактировать ]Взрывы производятся в следующих заданных группах:
- текия - шеварим - теруа - текия (сокращенно ТаШРаТ ) [длинный продолжительный звук ( текия ), за которым следуют три коротких мелодичных звука ( шеварим ), с оглушительным звуком плачущего человека, за которым следует длинный дрожащий звук ( теруах) ), за которым последовал еще один продолжительный звук ( текия ).
- текия - шеварим - текия (сокращенно ТаШаТ ) [представляет собой один продолжительный продолжительный звук ( текия ), за которым следуют три коротких мелодичных звука ( шеварим ), за которыми следует длинный продолжительный звук ( текия ).
- текия - теруах - текия (сокращенно ТаРаТ ) [долгий продолжительный звук ( текия ), за которым следует долгий дрожащий звук ( теруах ), и снова долгий продолжительный звук ( текия ).
Место в молебне
[ редактировать ]В общинах ашкенази и сефардов принято слышать в синагоге 100, 101 или 102 звука утром на Рош ха-Шана, хотя минимальное требование — услышать 30 звуков. Звуки запланированы следующим образом:
- звучит 30 звуков в шофар для выполнения заповеди трубить в шофар После чтения Торы и перед Муссафом . Во многих общинах этим взрывам предшествует чтение библейских стихов, связанных с шофаром. Перед взрывами произносятся два благословения: одно на библейскую заповедь «слышать звук шофара» и благословение Шехечеяну ; во второй день (кроме случаев, когда первый день приходится на субботу) евреи-сефарды и евреи западных ашкеназов опускают Шехечеяну , но евреи восточных ашкенази читают его. Взрывы здесь состоят из ТаШРаТ трехкратной последовательности , за которой следуют три раза ТаШаТ , затем ТаРаТ . три раза
- звучит 30 звуков в шофар В большинстве сефардских и многих хасидских общин во время молчаливой молитвы Муссаф , по 10 звуков после каждого из трех основных благословений. Каждая последовательность из 10 взрывов состоит из ТаШРаТ , ТаШаТ , ТаРаТ по одному разу. В большинстве ашкеназских общин подобные взрывы не производятся.
- В шофар трубят во время повторения лидером молитвы Муссаф. Существует несколько обычаев, как это делается:
- Первоначальный обычай геонимов - трубить один ТаШРаТ после первого благословения, один ТаШаТ после второго благословения и один ТаРаТ после третьего благословения. [ 3 ] всего 10 звуков во время повторения Мусафа. Этот обычай сохранился в западноашкеназском обряде и у многих йеменских евреев . [ 4 ]
- Разновидностью этого мнения является дуть три ТаШРаТ после первого благословения, три ТаШаТ после второго благословения и три ТаШаТ после третьего благословения. [ 5 ] всего во время повторения Мусафа прозвучало 30 взрывов. Сегодня это обычай испанских и португальских евреев .
- Другая версия, предложенная Рабейну Тамом , заключается в том, чтобы дуть в один ТаШРаТ . после каждого благословения [ 6 ] всего во время повторения Мусафа прозвучало 12 взрывов. До недавнего времени этот обычай был широко распространен в восточных ашкеназских общинах, но сегодня он сохранился очень немногими местами.
- Большинство восточных ашкеназов (за исключением тех, кто сохраняет прежнюю практику, описанную выше) и коммунизм Эдот Хамизрах сегодня следуют мнению Шелаха, чтобы издавать 10 звуков - ТаШРаТ , ТаШаТ , ТаРаТ - после каждого из трех благословений.
- Первоначальный обычай геонимов - трубить один ТаШРаТ после первого благословения, один ТаШаТ после второго благословения и один ТаРаТ после третьего благословения. [ 3 ] всего 10 звуков во время повторения Мусафа. Этот обычай сохранился в западноашкеназском обряде и у многих йеменских евреев . [ 4 ]
- В большинстве сообществ, чтобы получить в общей сложности 100 взрывов, после Мусафа происходит 101 или 102 взрыва. Таким образом, в сообществах, где трубят 30 раз во время молчаливой амиды и 30 раз во время повторения, для выполнения 100 или 101 достаточно только 10 или 11 звуков. В общинах, где в шофар не трубят во время молчаливой молитвы Муссаф, а во время повторения трубят 30 раз , раздается 40 или 41 взрыв. А в общинах, следующих мнению Геоним или Рабейну Там, вслед за Мусафом раздается 60 взрывов; в общинах, следующих за Геонимами, всего это составляет 100, тогда как в общинах, следующих за мнением Раббенину Тама, в итоге получается 102.
По всем мнениям, мицва выполняется после прослушивания первоначального набора из 30 звуков. Таким образом, если человек не может присутствовать на молитве в синагоге, он обычно приглашает трубача в шофар и трубит за него только 30 раз.
Дополнительные законы
[ редактировать ]Продолжительность нот
[ редактировать ]В общинах ашкенази и сефардов теруа звучит как девять очень коротких нот, а шеварим - как три более длинные ноты, каждая из которых по продолжительности равна трем коротким нотам. Текия должна быть продолжительнее , чем взрыв, который раздается до и после. Таким образом, текия должна состоять из более чем 9 коротких нот при дуновении ТаРаТ или ТаШаТ и более 18 коротких нот при дудении ТаШРаТ . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Шулхан Арух постановляет, что минимальная длина теруа и текиа идентична , но соглашается с тем, что более длинная теруа также действительна. [ 10 ] В Йемене была практика делать теруа вдвое длиннее текии . [ 11 ] Каждой общине рекомендуется следовать своим исконным традициям.
Пауза между шеваримом и теруа
[ редактировать ]Когда шеварим и теруа дуют вместе, возникает спор, нужно ли их дуть за один вдох или можно делать паузу (не более одного вдоха) между ними. [ 12 ] Шулхан Арух предлагает, чтобы «тот, кто боится Бога», должен дуть на одном дыхании перед Муссафом и на двух вдохах во время Муссафа. [ 13 ] Чазон Иш перенял эту практику. [ 14 ] Однако общий обычай ашкенази состоит в том, чтобы всегда останавливаться для дыхания между шеварим и теруа , как до, так и во время Мусафа (но не между тремя звуками шеварима ). [ 15 ]
Раввин Йихья Салех делается вдох , объясняя йеменский обычай, писал, что между шеваримом и теруа , как до, так и во время Муссафа. [ 16 ] В этом отношении практика йеменцев была более мягкой, чем практика Шулхан Аруха . [ 17 ]
История
[ редактировать ]Первые 9 взрывов
[ редактировать ]Тора дважды определяет Рош ха-Шана как день теруа или трубления в рог ( Левит 23:24 , Числа 29:1 ), не уточняя, как именно это следует делать.
Раввины Талмуда пришли к выводу, что для трубления необходимо использовать шофар: [ 18 ] и что каждому теруа должна предшествовать и следовать текия . [ 19 ] Поскольку слово теруа встречается в Торе трижды в связи с праздниками седьмого месяца, раввины пришли к выводу, что в теруа нужно трубить три раза: [ 20 ] сделав в общей сложности девять звуков (три набора текья - теруа - текья ). [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Эти три набора также соответствуют трем особым благословениям Мусафа: малхиет , зихронот и шофарот .
От 9 до 30 взрывов
[ редактировать ]В эпоху Талмуда возникли сомнения относительно правильного звука звука теруах — должен ли это быть ряд коротких, ритмичных звуков, похожих на стон человека (теперь известный как шеварим ), или же отрывистый звук удара, похожий на хныканье человека. (теперь известный как теруах ), или же сочетание двух звуков ( шеварим-теруах ). [ 24 ] Поэтому рав Аббаху из Кесарии (3 век н. э.) постановил, что трубить в шофар следует в соответствии с каждой из трех возможностей:
- Три набора текия, теруа, текия (в случае, если то, что мы называем теруа, является правильным звучанием библейского теруа )
- Три набора текия, шеварим, текия (в случае, если то, что мы называем шеварим, является правильным звучанием библейского теруа )
- Три набора текия, шеварим-теруа, текия (в случае, если то, что мы называем шеварим-теруа, является правильным звучанием библейского теруа )
Если текия, шеварим-теруа, текия считается четырьмя звуками, то требование рабби Аббаху составляет в общей сложности 30 звуков. [ 25 ]
По другому мнению, рабби Аббаху произвел в общей сложности 12, а не 30 взрывов, в частности текья, шеварим-теруа, текия, повторенных трижды. [ 26 ] Однако современная Галаха придерживается мнения, что раздается 30 взрывов. [ 27 ]
От 30 до 100 взрывов
[ редактировать ]В Талмуде уточняется, что на Рош ха-Шана в шофар трубят дважды: один раз «сидя» (перед молитвой Муссаф ) и один раз «стоя» (во время молитвы Муссаф). [ 28 ] Это увеличивает количество взрывов с базовых 30 до 40, 42 или 60, исходя из вышеупомянутых мнений.
В Арухе упоминается обычай давать 100 звуков: 30 перед Муссафом, 30 во время молчаливой молитвы Муссаф, 30 во время громкого повторения Муссафа кантором и еще 10 после Муссафа. [ 29 ] [ 30 ] Последние 10 взрывов по традиции относятся к геонимам , а в некоторых общинах они звучат в середине « Кадиш Тискабал». [ 31 ] Звук в 100 (или 101, или 102) звуков сегодня является почти универсальным (за исключением многих йеменских и испанских португальских евреев), хотя многие общины опускают 30 звуков в молчаливой молитве и вместо этого трубят 40 после Мусафа, а некоторые общины делают только 10 (или 12) ударов во время повторения и 60 ударов после него. [ 31 ] [ 32 ]
Число 100 в Арухе соответствует слезам, которые, мать Сисары , когда ее сын был убит в бою. как говорят, пролила [ 29 ] (Еврейское слово, описывающее ее плач, — ватеябев ( ותיבב ); это родственное слово евава ( יבבה ), арамейский перевод слова теруах . [ 30 ] ) Краткий библейский рассказ о матери Сисары содержит 101 букву; [ 33 ] в то время как Арух упоминает только 100 взрывов. Это несоответствие объясняется тем, что хотя каждый звук шофара призван «свести на нет» один из ее криков из-за ненависти к Израилю, тем не менее, мы оставляем ей одну слезу, чтобы осознать боль, которую испытывает любая скорбящая мать. [ 34 ] В любом случае, сефардские общины обычно совершают 101 взрыв, 101-й из которых символизирует ее законный траур. [ 34 ] [ 35 ]
Символическое значение
[ редактировать ]Маймонид писал, что, хотя трубление в шофар является библейским законом, оно также является символическим «звонком для пробуждения», побуждающим евреев исправить свой образ жизни и покаяться: «Спящие, пробудитесь от сна вашего! Исследуйте свои пути и покайтесь». и помни своего Создателя». [ 36 ]
Раввин Авраам Исаак Кук высказал сомнение относительно того, должен ли звук шофара быть короткими, прерывистыми звуками ( шеварим ), как у человека, стонущего от раскаяния, или серией коротких отрывистых взрывов ( теруа ), как неконтролируемый плач человек в крайней тоске и горе, [ 37 ] может быть связано с объяснением Маймонида. Некоторые люди стремятся стать лучше благодаря интеллектуальному осознанию того, что в их жизни что-то серьезно не так. Звуки их шофара – то, что побуждает их к покаянию – это тяжелые вздохи и стоны интроспективного человека, Шеварима . У других стимул исходит из сердца. Их тронула непреодолимая боль и тоска человека, сбившегося с пути, – эмоциональный всплеск и плач Теруа . Однако наиболее эффективная форма покаяния использует сильные стороны обеих способностей, эмоций и интеллекта, объединяя вместе Шеварим и Теруа . [ 38 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Еврейская Библия . Филадельфия: Еврейское издательское общество. 1917.
- ^ Мишна (Рош ха-Шана 4:7 [8]), где когда-то было принято трубить в шофар во время первой стоячей молитвы (Амиды), а не во время молитвы Муссаф. Позже практика была изменена: трубить в рог только во время молитвы Муссаф из-за инцидента, произошедшего во время Амиды. См. Вавилонский Талмуд ( Рош ха-Шана, 32б). Постановление не изменять раввинское постановление (даже когда условия вернулись к прежним параметрам) зафиксировано у Маймонида ( Хил. Мамрим 2:2-3), а также в раввина Исаака ибн Гията работе о Хил. Рош ха-Шана, напечатано в «Сефер Шаарей Симха», часть I, Фирта 1861 г. Иерусалимский Талмуд (Рош ха-Шана 4:8) объясняет причину этого изменения обычая в отношении звуков шофара тем, что определенная община трубила в баран. рога во время Амиды враги Израиля решили, что это сигнал к войне против соседних язычников, и ворвались в синагогу и убили всю еврейскую общину, собравшуюся там для молитвы.
- ^ Первое мнение Шулхан Арух 592:1.
- ^ Домб, Йоэль (9 октября 2015 г.). «Почему мы трубим в шофар 100 раз?» . Hidabroot.com . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ Второе мнение Шулхан Арух 592:1.
- ^ Рама Шулхан Арух 592:1.
- ^ Мишна Берура 590: 13-15.
- ^ Кицур Шулхан Арух 129:13
- ↑ Ялкут Иосиф, священник с.55
- ^ Орах Хаим 590:3
- ^ Маймонид, Мишне Тора , Хилхот Шофар 3:4
- ^ Шулхан Арух , Орах Хаим , 590:4-5; Мишна Берура , ad loc
- ^ Орах Хаим 590:4
- ^ Хазон Иш, Хилчот Рош ха-Шана, 136.
- ^ Раввин Моисей Иссерлес , Шулхан Арух , Орах Хаим , 590:4
- ^ Тиклааль из Хайима Том. III. Иерусалим. 1894. с. 70а.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) (Комментарий Эц Хаим к Сидуру из обряда Балади ) - ^ Раввин Йосеф Кафих , объясняя тот же йеменский обычай, каким он его видел, пишет, что в серии ТаШАТ «обычай и инструкция, широко принятые в Йемене, заключались в том, чтобы издавать [три] короткие мелодичные звуки ( Шварим ) в [ только] одно дыхание, в то время как [три] коротких мелодичных звука ( Шварим ) и длинный дрожащий звук ( Теруа ) в [первом] серии, известные под мнемоникой как ТаШРаТ, [и] которые [раздуваются], когда собрание сидит, все совершаются на одном дыхании. Более того, те [те же самые звуки] (т.е. Шеварим и Теруа ) , которые производятся, когда они стоят . выполняются на двух вдохах, и поэтому у меня это есть в качестве практики и т. д.». (См.: Комментарий раввина Йосефа Кафиха к Мишне Тора Маймонида , Седер Земаним (часть II), Хилхот Шофар , гл. 3, стих 3, сноска № 3, Кирьят Оно 1986 [иврит]). См. Тур 590:4, который приводит вышеупомянутый спор от имени рабейну Тама и рабби Исаака ибн Гиата.
- ^ «Рош ха-Шана 33б:11» . www.sefaria.org .
- ^ «Рош ха-Шана 33б:13» . www.sefaria.org .
- ^ «Рош ха-Шана 34а:2» . www.sefaria.org .
- ^ Мишна , Рош ха-Шана 4:9; Тосефта , Рош ха-Шана 4:9
- ^ Йосеф Кафих (редактор), Мишна, с комментарием Маймонида , Моссад Харав Кук : Иерусалим, 1963, Рош ха-Шана 4:9 (стр. 217)
- ^ Раввин Исаак ибн Гият , Шаарей Симха , Хил. Рош ха-Шана, Исповедь 1861 г., с. 38 (иврит)
- ^ «Рош ха-Шана 34а:21» . www.sefaria.org .
- ^ Ше'илтот де'Рав Ахай Гаон, П. ве'Зот Ха-Бераха , № 170 - Ле-Рош Ха-Шана : Перевод: «Нужно издать продолжительный звук (текиа), три [коротких] мелодичных звука (шеварим) ), дрожащий взрыв (теруа) и продолжительный взрыв (текиа), поскольку рабби Аббаху применил в Кесарии мнемонику: ТаШРаК (текиа, шеварим, теруа и текиа), ТаШаК (теки 'ах, шеварим и текия), ТаРаК (текия, теруа и текья)»; Маймонид, Мишне Тора (Хилхот Шофар Ве-Лулав 3: 2–3)
- ^ Исаак Альфаси, Галахот (Рош ха-Шана 10б); видеть Бар-Илан, проф. Меир. «Правление Р. Авгу в Кесарии» [Р. Указ Абаху в Кессари] (на иврите). Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 года . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ Шулхан Арух, Орах Хаим 590:2
- ^ Рош ха-Шана 16а. Причина - «сбить с толку сатану».
- ^ Перейти обратно: а б Arukh 272:1; Узнайте больше о Tosafot Rosh Hashana 33b sv שעור
- ^ Перейти обратно: а б Бен-Давид, раввин Ярон. « Сто взрывов на Рош ха-Шана » Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Д — Обычай ста взрывов» (на иврите). 4 апреля 2015 года . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ Кицур Шулхан Арух 129:17 и след.
- ↑ 5:28–29 101 еврейская буква В Судей , не считая стихов 5:30–31.
- ^ Перейти обратно: а б Китов, раввин Илия. «Сто звуков» . Получено 7 октября.
- ^ Артур Л. Финкль, Шофар: история, техника и еврейский закон (Саарбрюккен, Германия: Hadassah Word Press, 2015).
- ^ Мишне Тора , Законы покаяния 3:4.
- ^ См . Рош ха-Шана 33б , где библейское название Рош ха-Шана («Йом Теруа») переводится на арамейский как «Йом Ябаба»; Слово «Ябаба» также используется для описания плача матери Сисары ( Суд. 5:28 ), когда она оплакивала потерю своего сына.
- ^ Моррисон, Чанан; Кук, Авраам Исаак (2010). Серебро из Земли Израиля: новый взгляд на субботу и праздники из сочинений раввина Авраама Исаака Ха-Коэна Кука . Публикации Урима. стр. 56–58. ISBN 978-9655240429 .