Jump to content

Десять мучеников

Десять мучеников ( ивр . עֲשֶׂרֶת הָרוּגֵי מַלְכוּת ʿAsereṯ hāRūgēy Malḵūṯ , «Десять царственных мучеников») были десятью раввинами, жившими в эпоху Мишны , которые были замучены в Римской империи в период после разрушения Второго Храма . Их история подробно описана в Мидраше Эле Эзкера .

Хотя они не были убиты одновременно (поскольку двое из перечисленных раввинов жили задолго до остальных восьми), драматическое стихотворение (известное как «Эле Эзкера» ) рассказывает их историю так, как если бы они были убиты вместе. Это стихотворение читается в восточно-ашкеназском обряде Мусафа в Йом-Кипур (а в другое время в различных западно-ашкеназских обрядах). читается другое стихотворение о десяти мучениках В Тиша бе-Ав .

История, рассказанная в стихотворении Эле Эзкера.

[ редактировать ]

В стихотворении [1] римский император Адриан решает казнить десять раввинов в качестве «наказания» десяти братьям, перечисленным в Торе , которые продали своего брата Иосифа в Древний Египет . [2] Он оправдывает это тем, что наказанием за это была смерть. [3] Хотя это преступление произошло почти на 2000 лет раньше, и еврейский закон не позволяет наказывать потомков грешников, [4] Римский полководец продолжает казни, потому что (по его словам) нет «никто, подобного вам», кто способен исправить это преступление.

В стихотворении перечислены первые двое, которые будут казнены: Раббан Шимон бен Гамлиэль и раввин Ишмаэль бен Элиша ха-Коэн Гадол . Раббан Шимон Бен Гамлиэль был обезглавлен, и пока рабби Ишмаэль скорбел, плача над отрубленной головой, дочь римского правителя жаждала рабби Ишмаэля из-за его физической красоты. Когда ей сказали, что его тоже придется казнить, она попросила содрать кожу с его головы, пока он жив, чтобы она могла набить кожу и посмотреть на его лицо. Когда слуги начали сдирать кожу со лба, где филактерий находится , Ишмаэль громко закричал и умер. Следующим умер рабби Акива , кожу которого расцарапали железными гребнями. Несмотря на терзавшую его боль, он всё же смог провозгласить Божий промысел в мире, читая Шма , вытягивая последний Эхад — «Единый». Следующим мучеником стал раввин Ханина бен Терадион , которого завернули в свиток Торы и сожгли заживо. Мокрые шерстяные губки были положены ему на грудь. [5] чтобы гарантировать, что он не умрет быстро. Когда его сжигали, он рассказал своим ученикам, что видит буквы священной Торы, «взлетающие» в небо.

В поэме перечислены оставшиеся мученики: Хуцпит Толкователь, Элазар бен Шамуа, Ханина бен Хакинай, Ешейвав Писец, Иуда бен Дама и Иуда бен Баба (в указанном порядке). В Мидраше Эле Эзкера порядок несколько иной.

Перечисленные мученики

[ редактировать ]
  1. Раввин Шимон бен Гамлиэль
  2. Раввин Измаил бен Элиша ха-Коэн
  3. Рабби Акива
  4. Раввин Ханина бен Традион
  5. Раввин Хуцпит-переводчик
  6. Раввин Элазар бен Шамуа
  7. Раввин Ханина бен Хакинай
  8. Раввин Ешейвав Писец
  9. Раввин Иуда и Дама
  10. Раввин Иуда и Баба

Историческая оценка

[ редактировать ]

Народное воображение ухватилось за этот эпизод еврейской истории и украсило его различными историями, рассказывающими о добродетелях мучеников и силе духа, проявленной ими во время казни. Эти легенды стали в геонический период предметом особого мидраша — Мидраша Асара Харугей Малкут, или Мидраша Эле Эзкера . Смерть описывается там как ужасная.

Вопреки сообщениям, данным в Талмуде, Мидраше Раба и Мидраше Эле Эзкера, [6] в которых ясно говорится, что между казнями десяти учителей были промежутки времени, в стихотворении «Эле Эзкера» их мученическая смерть описывается как произошедшая в один и тот же день, вероятно, для того, чтобы произвести большее воздействие на сознание читателя. [7]

С этой целью, хотя некоторые сообщения о смерти Десяти мучеников из этих источников более фрагментированы, чем другие, они, похоже, сохраняют более исторически точное описание самих смертей:

  • В Авоте раввина Натана говорится, что Шимон бен Гамлиэль и Измаил бен Элиша ха-Коэн были казнены, находясь в римском плену, после жеребьевки, чтобы определить, кто умрет первым. Когда жребий выпал на Шимона, он был быстро обезглавлен, а поскольку Измаил скорбел о смерти своего друга, он также был быстро обезглавлен. [8]
  • Сведения о смерти рабби Акивы и Ханины бен Терадиона совпадают практически во всех источниках, включая приукрашенные отчеты в «Эле Эзкера».
  • О казни Хуцпита Толкователя из исторических источников можно почерпнуть лишь то, что он был расчленен либо во время, либо после казни. [9] поскольку некоторые мудрецы, по-видимому, полагали, что вид оторванного языка Хуцпита, лежащего в грязи, был одной из причин Елисея бен Абуя . отступничества
  • Точно так же оказывается, что ни Ханина бен Хакинай, ни Ешейвав Писец не были причислены к Десяти мученикам до тех пор, пока через несколько столетий после их смерти они не упоминаются ни в одной современной работе, посвященной мученичеству.
  • Имя «Иуда бен Дама» не появляется в истории до Эле Эзкера. Однако Бахья бен Ашер писал, что некоего Элеазара бен Дамы, очевидно, было приказано казнить тем же указом, который приговорил к смерти Шимона бен Гамлиэля, Измаила бен Элиша ха-Коэна и Иуду бен Бабу. [10] однако даже это кажется неточным, поскольку смерть Елеазара приписывается укусу ядовитой змеи в печально известном повествовании, связанном с Иаковом Еретиком ; и (среди прочего) Бахья приписывает этот указ «Цезарю Лупину», римскому императору, которого, судя по всему, никогда не существовало.
  • Иуда бен-Баба, несмотря на то, что он был внесен в число десяти мучеников, судя по всему, не был казнен по приказу самого императора, хотя, по сути, он, тем не менее, был замучен. В отличие от казни, Талмуд сообщает, что Иуда был пойман римскими солдатами во время рукоположения своих учеников, а сам, будучи стариком, приказал своим ученикам бежать и оставить его, после чего солдаты убили его, используя свои дротики. [11]

В конечном итоге, несмотря на то, что современные источники утверждают, что десять великих ученых были замучены римлянами, [12] только шесть из традиционных мучеников, кажется, были искренне замучены.

Личности некоторых менее известных мучеников также сообщаются противоречиво. В некоторых источниках Хосе бен Халафта , рабби Тарфон или Элазар бен Харсум [ он ] указаны вместо Элазара бен Шамуа, Симеон бен Аззай указан вместо Ханины бен Хакинай, а Иуда Пекарь [ он ] или Ханина Сеган ха -Коэны указаны вместо Иуды бен Дамы.

Использование в ритуале

[ редактировать ]

Стихотворение «Эле Эзкера» наиболее известно как часть произнесения Йом Кипур муссаф в восточном ашкеназском ритуале. [7] Это было сделано частью этих услуг из-за последствий, которые потеря многих столпов иудаизма окажет на массы. Таким образом, это стало одним из «самых ярких событий» дня, отметив момент, когда прихожанам следует задуматься о своей жизни и о жертвах, которые были принесены ради них.

Аналогичное стихотворение «Арзей а-Леванон» читается в восточно-ашкеназском обряде (кинот № 21) как один из Кинотов на Тиша бе-Ав ; [7] он был принят в некоторых западных ашкеназских общинах, но на самом деле не является частью этого обряда. » Йом Кипура. Текст Тиша бав, который короче, чем «Эле Эзкера

  • помещает Иуду бен-Бабу и писца Ешейвава в другом порядке
  • говорит, что их десять, но не упоминает Иуду бен Даму и Ханину бен Хакинай.
  • и добавляет, что
    • тело писца Ешейвава было скормлено собакам; он «не был похоронен в надлежащей могиле». [13]
    • Элазар бен Шамуа был убит в пятницу вечером, когда он произносил кидуш .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Текст Эле Эзкера стихотворения
  2. ^ Бытие 37
  3. ^ Согласно еврейскому закону, тот, кто похищает своего собратья-еврея и продает его в рабство, наказывается смертью (Исход 21:16).
  4. ^ Второзаконие 24:16.
  5. ^ Артскролл, с. 933
  6. ^ Авода Зара 17б, 18а; Берахот 61б; Синедрион 14а; Плач Раба 2:2; Притчи Раба 1:13
  7. ^ Jump up to: а б с Еврейская энциклопедия: Десять мучеников . В западноашкеназском обряде вместо этого его читают в Слихот Эрев Рош ха-Шана, а в некоторых общинах его также читают во время службы Минха в Йом Кипур.
  8. ^ Авот Д'Рабби Натан 38:3
  9. ^ Чуллин 142а:9
  10. ^ Рабейну Бахья, Бытие 44:17:4
  11. ^ Синедрион 14а.
  12. ^ Берахот 57б: 5
  13. ^ Artscroll Complete Служба Тиша бе-Ав , стр. 255

Внешние источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f730b80ad39479de132af69919061ef__1720087560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/ef/9f730b80ad39479de132af69919061ef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ten Martyrs - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)