Они взяли это
Они взяли это | |
---|---|
Рожденный | ок. 104 г. н. э. Махоза |
Супруг | Иисус бар Иисус ( ок. 120 – ок. 124 ) Иуда Елеазар Кетушон ( ок. 125 –130) |
Дети | 1 |
Отец | Шимон бар Менахем |
Бабата бат Шимон , также известный как Бабата ( еврейский палестинский арамейский : בבתא , латинизированный: babbaṯā , букв. «Зрачок (глаза)»; ок. 104 – после 132 г.) была еврейской женщиной, которая жила в городе Махоза в юго-восточная оконечность Мертвого моря на территории современной Иордании в начале II века . В 1960 году археолог Игаэль Ядин обнаружил кожаный мешочек с ее документами в месте, известном как Пещера писем , недалеко от Мертвого моря . Найденные документы включают такие юридические контракты, касающиеся брака ( кетуба ), передачи имущества и опеки. Эти документы, от 96 до 134, отражают яркую картину жизни еврейской женщины из высшего среднего класса того времени. Они также представляют собой пример римской бюрократии и правовой системы, в которой она жила.
Жизнь
[ редактировать ]Бабата родился примерно в 104 году нашей эры, вероятно, в Махозе. Город входил в состав Набатейского королевства до 106 года, когда королевство было завоевано Римской империей и превращено в провинцию Аравия Петрея . Махоза был преимущественно набатейцем , но имел значительную еврейскую общину. Он располагался внутри Набатеи, недалеко от границы с Иудеей. Это был порт на Мертвом море и процветающий центр выращивания финиковых пальм . Ее отец, Шимон, сын Менахема, был родом из Эйн-Геди в Иудее, приехал в Махозу примерно во время ее рождения и купил там недвижимость. Известно, что в 99 году нашей эры он купил финиковый сад у Архелая, губернатора набатейской провинции. Архелай купил тот же сад всего месяц назад, но отменил покупку. Он дал Шимону два документа, которые помогли ему закрепить право собственности на сад. Такое поведение такой высокостатусной фигуры, как Архелай, указывает на то, что набатейская элита не была особенно привязана к своему статусу из-за своего кочевого происхождения. [ 1 ]
Самый ранний документ, в котором упоминается Бабата, - это дар, который ее отец Шимон оставил ее матери Мириам. [ 2 ] Скорее всего, старшая дочь, финиковых пальм после смерти родителей она унаследовала собственность своего отца в Махозе, несколько садов . Ее первым мужем был Иисус, сын Иисуса, за которого она, вероятно, вышла замуж около 120 лет, когда ей, вероятно, было около 12–15 лет. У них родился сын по имени Иисус.
К 124 годам умер ее первый муж. В 125 году она вышла замуж за Иуду, сына Елеазара Кетушона, владельца трех финиковых садов в Эйн-Геди, у которого была еще одна жена Мириам, дочь Беяна, и дочь-подросток Шеламцион. [ 3 ] [ 2 ] Неясно, жил ли Бабата в том же доме, что и первая жена, или Иуда путешествовал между двумя отдельными семьями, поскольку многоженство было обычным явлением и предписывалось законом в еврейской общине. [ 4 ] [ 2 ] Бабата внес приданое в размере 400 динариев . на свадьбу [ 1 ]
Документы, касающиеся этого брака, дают представление о ее статусе в отношениях. Долги Иуды становятся частью ее обязательств в их брачном контракте , что указывает на финансовое равенство. Иуда сопровождал Бабату в Раббу, чтобы объявить о ее владении в Махозе правителю Аравии Петрее во время римской переписи населения, и был ее законным опекуном. В 128 году юридический документ показывает, что Иуда взял беспроцентную ссуду у Бабаты, показывая, что она контролировала свои деньги, несмотря на союз. Кредит покрыл подарок, который Иуда преподнес своей дочери на свадьбе, который она использовала в качестве приданого. В том же году Иуда завещал Шеламциону свое имущество в Эйн-Геди, половину сразу, а половину для унаследования после его смерти. [ 1 ]
После смерти Иуды в 130 году Бабата конфисковал его поместья в Эйн-Геди в качестве гарантии своих долгов, которые она покрыла, как указано в брачном контракте, поскольку его семья не выплатила долги. Иуда умер, задолжав ей 700 динариев, как из долга, который он взял у нее в 128 году нашей эры, так и из-за первоначального приданого. В документах также указывается, что он взял ссуду в размере 60 динариев сроком на год под 12% годовых у римского центуриона, находившегося в Эйн-Геди. В 131 году н. э. она была втянута в судебную тяжбу с другой женой Иуды из-за имущества их умершего мужа. [ 2 ] [ 5 ] Документы также свидетельствуют о споре между Шеламционом и осиротевшими сыновьями Иуды по поводу права собственности на двор в Эйн-Геди, который он подарил Шеламциону. Сыновей представляла элитная римлянка Юлия Криспина. В конечном итоге спор был решен в пользу Шеламциона. Конфискация Бабатом имущества ее покойного мужа была оспорена его сыновьями, которых Джулия Криспина снова представляла в суде губернатора провинции. В какой-то момент Бабата вызвал Юлию Криспину в суд, несмотря на ее статус римской элиты, заявив, что против нее было выдвинуто ложное обвинение в насилии. [ 1 ]
Другие важные документы касаются опеки над сыном Бабаты Иисусом. В 124 году н. э. совет Петры назначил для ее сына двух опекунов: еврея и набатеянина. В течение четырех месяцев Бабата подала прошение губернатору провинции, жалуясь на то, что двух динариев в месяц, которые опекуны ее сына предоставляли на содержание, недостаточно. В документе 132 г. н. э. указывается, что она проиграла дело, поскольку все еще получала два динария в месяц на содержание своего сына. Документ был подписан от ее имени Бабели, сыном Менахема, который, возможно, приходился ей дядей по отцовской линии. В 125 году она подала иск против еврейского опекуна своего сына, чтобы ответить на то же обвинение в недостаточном содержании. Она предложила объединить свое имущество с имуществом, оставленным в доверительном управлении ее сыну, чтобы он мог расти в роскоши с процентами от общей суммы. [ 1 ] [ 6 ] [ 2 ]
Кроме того, среди документов, которыми она располагала, была запись о продаже осла между двумя братьями, Иосифом и Иудой, в 122 году нашей эры. Вероятно, они были братьями Бабаты, и Бабате, вероятно, передали документ на хранение. [ 1 ]
Документы были написаны от ее имени Элеазаром, сыном Елеазара, и Йоханой, сыном Махуты. Сама Бабата была неграмотной, как заявил Елеазар, написавший, что «она не знает букв». [ 7 ]
Смерть
[ редактировать ]Последние документы, обнаруженные в сумке, касаются повестки в суд Эйн-Геди, поскольку первая жена Иуды, Мириам, подала иск против Бабаты относительно имущества их покойного мужа. Таким образом, предполагается, что Бабата находилась недалеко от Эйн-Геди в 132 году нашей эры, что поместило ее в самый разгар восстания Бар-Кохбы . Вполне вероятно, что Бабата бежал вместе с Мириам и ее семьей от неминуемого насилия восстания. Считается, что они укрылись в Пещере писем вместе с семьей Ионафана, сына Беяна, еврейского генерала восстания Бар-Кохбы, который, по-видимому, был братом Мириам. [ 2 ] Сумку с юридическими документами Бабаты положили в яму вместе с другими ее вещами, которые она, вероятно, взяла с собой в пещеру: парой сандалий, мотком пряжи, остатками тонкой ткани, двумя платками, ключом и два брелока, ножи, включая складной нож, ящик, несколько чаш, серп и три бурдюка с водой. Отверстие дыры было заделано камнем. [ 1 ] Поскольку документы так и не были найдены, а поблизости было найдено двадцать останков скелетов, историки предположили, что Бабата погиб, укрываясь в пещере. [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бабата: древняя еврейская женщина, о которой мы знаем больше всего
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бабата - Архив еврейских женщин
- ^ Гудман
- ^ Друг, 199-207.
- ^ Друг, 200.
- ^ Кьюзи, 121.
- ^ Хезсер, Кэтрин (2001). Еврейская грамотность в римской Палестине . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-147546-7 .
- ^ Друг, 201.
Библиография
[ редактировать ]- Кьюзи, Тициана Дж. (2005). «Бабата против опекунов ее сына: борьба за опеку - юридические и практические аспекты П. Ядина 12-15, 27». В Раноне Кацоффе и Дэвиде Шапсе (ред.). Закон в документах Иудейской пустыни . Лейден: Брилл Академик.
- Гудман, Мартин Дэвид (1996). «Бабата». У Саймона Хорнблауэра и Энтони Спофорта (ред.). Оксфордский классический словарь (Третье изд.).
- Фройнд, Ричард А. (2004). «Повесть о двух пещерах: Бабата и ее история». Тайны Пещеры писем: заново открывая тайну Мертвого моря . Книги о человечности. ISBN 978-1-59102-205-3 . цитировать книгу
- Эслер, Филип Ф. (2017). Сад Бабаты: Ядинские папирусы и пересказ древней еврейской семейной сказки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фридман, Мордехай А. (1996). «Кетубба» Бабаты: некоторые предварительные наблюдения». Израильский журнал исследований . 46 (1/2): 55–76. JSTOR 27926417 .
- Броши, Маген (1992). «Сельское хозяйство и экономика в римской Палестине: семь заметок об архиве Бабаты». Израильский журнал исследований . 42 (3/4): 230–240. JSTOR 27926273 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видеолекция о Генри Абрамсона Бабате (2014)
- Лекция «Генри Абрамсон: Бабата (рассказы от первого лица в еврейской истории)» на YouTube , январь 2020 г.
- Жизнь и времена Бабаты
- Библиография о Бабате
- Транскрипции некоторых папирусов Бабаты Банк данных документальных папирусов герцога