Кетуба
Кетуба ( / k ɛ t uː ˈ b ɑː / ; [ 1 ] Иврит : קטובה ) — еврейский брачный контракт. [ 2 ] Он считается неотъемлемой частью традиционного еврейского брака и определяет права и обязанности жениха по отношению к невесте. В современной практике кетуба не имеет согласованной денежной стоимости и редко применяется гражданскими судами, за исключением Израиля. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Согласно Вавилонскому Талмуду , кетуба была введена Симеоном бен Шетахом. [ 4 ] чтобы человеку было нелегко развестись со своей женой. [ 5 ] Закон предусматривает, что жена мужчины получает фиксированную сумму денег, обычно получаемую из его имущества, в случае его развода с ней или его смерти раньше нее. Сефер ха-Чинух предлагает другую причину: «... Тора повелела нам совершить действие, прежде чем жениться, действие, которое призвано показать, что они являются супружеской парой, прежде чем он ляжет с ней плотским образом, и чтобы он не нападал на нее, как на блудницу , когда нет другого действия, предшествующего тому, что происходит между ними...» [ 6 ]
Раввины в древние времена настаивали на том , чтобы супружеская пара вступала в ктубу как защиту жены. Он действовал как замена библейского мохара , цены, уплачиваемой женихом невесте или ее родителям за брак (т. е. выкупу за невесту ). [ 7 ] Кетуба случае служила договором, согласно которому сумма, причитавшаяся жене (выкуп за невесту), подлежала выплате в случае прекращения брака либо в случае смерти мужа, либо в развода . Библейский мохар создал серьезную социальную проблему: многие молодые будущие мужья не могли поднять мохар в то время, когда обычно ожидалось, что они вступят в брак. Таким образом, чтобы дать этим молодым людям возможность жениться, раввины, по сути, отложили время выплаты суммы, когда у них было больше шансов получить эту сумму. [ 8 ] Принятый механизм должен был обеспечить, чтобы мохар был частью кетубы . И мохар , и кетуба служили одной и той же цели: защита жены в случае прекращения ее поддержки со стороны мужа (в результате смерти или развода). Единственная разница между двумя системами заключалась в сроках оплаты. Современным светским эквивалентом было бы право на алименты в случае развода.
Сумма ктубы служила сдерживающим фактором для мужа, обдумывающего развод с женой: ему нужно было иметь эту сумму, чтобы иметь возможность заплатить своей жене. Если муж не обещал иного, минимальное обязательство перед девственной невестой мужчины составляет 200 серебряных динариев ( Матим Зоз , известный как основная сумма (или цена приданого), и 100 серебряных динариев ( מאה זוז ) для мужчины, женившегося на вдове или разведенной женщине. Эта сумма выплачивалась полностью из имущества мужчины в случае, если он развелся с ней при ее жизни или умер до ее смерти. Эта же самая сумма, по мнению экзегета Мишны Обадии Бартенуры , который цитирует Маймонида , всегда 1 ⁄ 8 веса «шекеля святилища» (тирской монеты), [ 9 ] из которых на каждые 200 шекелей тирской чеканки нужно было внести только 25 в ктубу девственницы , сумму, эквивалентную 200 провинциальным серебряным денариям . [ 10 ] девственницы Учитывая анатомический вес тирских монет в 25 шекелей, минимальное количество кетубы составляло 504 грамма чистого серебра. [ 11 ]
Деньги, заложенные в женскую ктубу, могут быть записаны в местной валюте, но рыночная стоимость сделки должна соответствовать вышеупомянутому весу серебра. Большинство кетуботов содержат также дополнительную ответственность, известную как «добавочное соединение» (евр. תוספת = прибавка), при этом жених обещает своей невесте дополнительные деньги. В ашкеназской традиции принято объединять эти различные финансовые обязательства или залоги в одну совокупную сумму. В других еврейских общинах существовал обычай расписывать все финансовые обязательства по отдельным компонентам.
Археологические открытия
[ редактировать ]Кетуба , женщины II века , Бабаты , была обнаружена в 1960 году жившей недалеко от Мертвого моря в Пещере Букв . [ 12 ]
Более двухсот кетубот были обнаружены, среди других рукописей, в каирской Генизе . [ 13 ] Они датируются VI-XIX веками, и, хотя многие из них состоят из простого текста, есть примеры, в которых используются декоративные приемы, такие как микрография. [ 14 ] и освещение [ 15 ] проработать их.
Состав
[ редактировать ]Содержание
[ редактировать ]Содержание кетубы , по сути, представляет собой двусторонний договор, который формализует различные требования Галахи (еврейского закона) к мужу-еврею по отношению к своей жене. Еврейский муж берет на себя в ктубе обязательство обеспечить своей жене три основные вещи: одежду, еду и супружеские отношения. [ 16 ] а также, что он заплатит ей заранее оговоренную сумму наличными в случае развода. Основное пожертвование, внесенное в кетубу, составляет 200 зуз для девственницы и 100 зуз в противном случае (например, для вдовы, новообращенной, разведенной женщины и т. д.). [ 17 ] Сегодня такие обязательства производятся в местной валюте и часто превышают сумму основного долга. Таким образом, содержание ктубы по существу диктует права жены в браке и обеспечивает ее безопасность и защиту. ( Консервативные евреи часто включают дополнительный параграф, называемый оговоркой Либермана , который предусматривает, что решение о разводе будет принимать современный раввинский суд ( бетдин ), чтобы предотвратить создание скованной жены .) Условия, записанные в брачном контракте. может варьироваться в зависимости от общины, как в случае с йеменской ктубой , где по обычаю в Йемене не было объединения различных финансовых обязательств или залогов в одну единую совокупную сумму, как это практикуется некоторыми общинами. Скорее, все финансовые обязательства были записаны как отдельные компоненты и имели одинаковые фиксированные суммы для всех лиц. [ 18 ] Главный раввинат Израиля стремился внести единообразие в кетубу , особенно там, где еврейские общины в диаспоре поддерживали противоречивые традиции. [ 19 ]
Как и в большинстве контрактов, заключенных между двумя сторонами, существуют взаимные обязательства, условия и положения взаимности, позволяющие такому контракту считаться хорошим. Так сказал Р. Яннаи : «Условия, написанные в кетубе , [когда они нарушаются], равносильны [конфискации] кетубы ». [ 20 ] Женщина, которая отказывала своему мужу в половом акте (условие кетубы ) , считалась законным основанием для утраты ее брачного контракта со списанием основного и дополнительного сожительства. [ 21 ]
Вариант Бат-Коэна
[ редактировать ]Священнический суд (до 70 г. н.э. ) установил, что девственник бат-коэн будет получать кетубу в размере 400 зуз (а не стандартные 200 зуз для еврейской девственницы). [ 22 ] Однако Талмуд Йерушалми полагает, что бат-коэн, вступающий в брак с некоэном, получает стандартные 200 зузов в качестве наказания за отказ от брака со священством. [ 23 ] Овдовевший бат-коэн получал стандартные для вдовы 100 зуз, хотя в какой-то момент эта сумма была увеличена до 200 зуз. [ 22 ]
Дизайн и язык
[ редактировать ]Кетуба – важная популярная форма еврейского церемониального искусства . Кетуботы изготавливаются в широком диапазоне дизайнов, обычно в соответствии со вкусами и стилями эпохи и региона, в котором они изготовлены. Сегодня стили и украшения кетуб выбираются парой как отражение их личного стиля. Это контрастирует с другими еврейскими юридическими или священными текстами (такими как Талмуд , Мишна и т. д.), которые нельзя украшать.
Традиционные кетубот пишутся не на иврите , а на арамейском языке , лингва-франка евреев в то время, когда кетубот стал стандартизированным. Это делалось для того, чтобы жених и невеста поняли суть подписываемого контракта. Многие современные кетуботы имеют переводы на английский или другие местные языки или сопровождающий их народный текст. Многие консервативные евреи и другие неортодоксальные евреи используют кетубот , написанный на иврите, а не на арамейском языке. Другие могут использовать кетубот на арамейском языке , но также имеют дополнительную официальную версию на иврите. [ 24 ]
В последние годы кетубот стал доступен в различных форматах, а также в традиционном арамейском тексте, используемом православной общиной. Доступные тексты включают консервативный текст с использованием оговорки Либермана , реформистский, эгалитарный и межконфессиональный тексты. В некоторых собраниях есть тексты и для однополых пар. Кроме того, сегодня доступны светские гуманистические и юбилейные тексты.
Использование
[ редактировать ]Роль в свадебной церемонии
[ редактировать ]В традиционной еврейской свадебной церемонии подписывается ктуба двумя свидетелями и традиционно зачитывается вслух под хупой между эрусином и ниссуином . Друзья или дальние родственники приглашаются стать свидетелями кетубы, что считается честью; близким родственникам запрещено быть свидетелями. Свидетели должны быть галахически действительными свидетелями и поэтому не могут быть кровными родственниками пары. В ортодоксальном иудаизме женщины также не считаются действительными свидетелями. Кетуба передается невесте (или, чаще , матери невесты) на хранение.
Отображать
[ редактировать ]Супруги часто вешают кетуботов на видном месте дома как ежедневное напоминание об их клятвах и обязанностях друг перед другом.
Однако в некоторых общинах кетуба либо отображается в очень [ нужны разъяснения ] частный раздел дома или не отображается вообще. Для этого приводятся различные причины, в том числе тот факт, что в деталях указаны личные данные, а заметная демонстрация может вызвать ревность или страх перед сглазом . Исторически кетуба указывала, была ли невеста девственницей. В сефардских общинах он по-прежнему определяет фактический вклад семьи в новое домашнее хозяйство и в урегулирование развода; Общины ашкенази приняли обычай устанавливать суммы на каждую свадьбу.
Условие, без которого нет
[ редактировать ]Согласно еврейскому закону , супругам запрещено жить вместе, если кетуба была уничтожена, утеряна или ее невозможно вернуть по другим причинам. [ 25 ] [ 26 ] В таком случае создается вторая кетуба (называемая Кетуба Деиркеса), в первой фразе которой говорится, что она заменяет утерянную предыдущую кетубу.
Кетубот с подсветкой
[ редактировать ]-
Брачный контракт из Венеции, Италия, 1750 г.
-
Йеменский Ктуба с 1794 года, сейчас в Академии искусств и дизайна Бецалель.
-
Брачный контракт из Йемена, 1890 г.
-
Брачный контракт из Ирака
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кетуба». Словарь Чемберса (9-е изд.). Чемберс. 2003. ISBN 0-550-10105-5 .
- ^ Раввин Виктор С. Аппель. «Недавно я обручился, и моя невеста сказала, что нам нужна кетуба. Можете ли вы объяснить, что такое кетуба?» .
- ^ « Ценность и значение Ктубы », Бройд, Майкл и Джонатан Рейсс. Журнал Галахи и современного общества, XLVII, 2004.
- ^ Вавилонский Талмуд, Шаббат 14б. См. Кетуббот 11а; 82б
- ^ Маймонид , Мишне Тора ( Хил. Ишут 10:7). См. Вавилонский Талмуд, Кетуббот 10а, где Р'Симеон бен Гамалиил II придерживался мнения, что кетуба - это учение, полученное из Закона Моисея .
- ^ Сефер ха-Чинух (на иврите). Иерусалим: Эшкол. 1958. OCLC 233044594 . , мицва № 552
- ^ Упоминается в Бытие 34:12 , Исход 22:16–17 , Второзаконие 20:7 , Второзаконие 22:29 , Осия 2:19–20.
- ^ Баттегай, Любрич, Каспар, Наоми (2018). Еврейская Швейцария: 50 предметов рассказывают свою историю . Базель: Кристоф Мериан. п. 110. ИСБН 9783856168476 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Бертенура, Овадия (1978). «Комментарий раввина Овадии Бертиноро» Шесть орденов Мишны (на иврите). Том. 3. Иерусалим: Эшкол. п. 145. ОСЛК 60034030 . , Бехорот 8:7, с. במנה צוריВ блюде Цури
- ^ см . Адани, Самуэль бен Джозеф (1997). Сефер Нахалат Йосеф (на иврите). Рамат-Ган: Махон Нир Давид. п. 17б (глава 4). OCLC 31818927 . (перепечатано из иерусалимских изданий 1907, 1917 и 1988 гг.)
- ^ Шеломо Кора, Арихат Шулхан - Йилкут Хаим , том. 13 (Принципы обучения и традиции), Беней Барак 2012, с. 206 (название на иврите: Редактирование таблицы — Ялкот Хаим ) OCLC 762505465 . По расчетам раввина Шеломо Коры , главного раввина Бней-Брака до своей смерти в 2018 году, тирийский шекель весил 20,16 грамма ; пять сиклей для выкупа первенца человека ( Пидион ха-Бен ) составляли 100,08 грамма чистого серебра в тирской чеканке.
- ^ Фридман, Мордехай А. (1996). «Кетубба» Бабаты: некоторые предварительные наблюдения». Израильский журнал исследований . 46 (1/2): 55–76. JSTOR 27926417 .
- ^ «Поиск кетуббы » . Кембриджская цифровая библиотека . Проверено 2 февраля 2016 г.
- ^ «Юридический документ: кетубба (TS 8.90)» . Кембриджская цифровая библиотека . Проверено 2 февраля 2016 г.
- ^ «Юридический документ: кетубба (TS 16.106)» . Кембриджская цифровая библиотека . Проверено 2 февраля 2016 г.
- ^ «Кошерный секс» . Иудаизм 101 . Проверено 29 августа 2011 г.
- ^ Мишна ( Ктубот 1: 2–4)
- ^ В случае тосефета (приращения; дополнительного соединения ), записанного в ктубе девственницы , если ктуба оценивалась в 200 зуз , прибавка составляла сто. вдовы Если ктуба оценивалась в 100 зуз , прибавка оформлялась в пятьдесят. Прибавка всегда составляла половину основной суммы долга.
- ^ Аруси, Рассон (1987). Галахическое принятие решений в отношении коллизии законов из-за межобщинных разногласий (кандидатская диссертация) (на иврите). Тель-Авив: Тель-Авивский университет. стр. 313–323. OCLC 754748514 . , sv Постановления Главного раввината относительно Ктубы (название на иврите: Конфликт законов в межконфессиональном правлении Галахи в Израиле)
- ^ Вавилонский Талмуд (Кетуббот 54б)
- ↑ Согласно Мидрашу Раба (Числа Раба 9:8), а также Мишне Кетуббот 7:6, всякий раз, когда замужняя женщина выходит на улицу с непокрытой головой, это равносильно обнажению себя на публике в обнаженном виде или чему-то еще. Тора называет «эрва» (евр. ערוה ), и такой поступок станет основанием для развода без урегулирования спора, как написано: «…ибо он нашел в ней наготу» – (евр. כי מצא בה) ערות דבר ) – Втор. 24:1.
- ^ Jump up to: а б Мишна Ктубот 1:2; Дж. Кетубот 1,5; Б.Кетубот 12б
- ^ Дж. Кетубот 1:5 с. 6а)
- ^ Диамант, Анита (2001). Новая еврейская свадьба . Саймон и Шустер. п. 87 . ISBN 9780743202558 .
- ^ Кац, Лиза. «Что такое Кетуба?» . о.com. Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 21 июня 2012 г.
- ↑ Шулхан Арух , Эвен Хаэзер 66:3
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Кетубой, на Викискладе?
- Ответ на Кетуббот от Раввинской ассамблеи консервативного иудаизма
- Коллекция Кетуббота , Национальная библиотека Израиля.
- Искусство Кетубы: украшенные еврейские брачные контракты Из цифровой коллекции Библиотеки редких книг и рукописей Бейнеке Йельского университета.