оговорка Либермана
Пункт Либермана — это пункт, включенный в кетубу (еврейский свадебный документ), созданный и названный в честь талмудиста и Еврейской теологической семинарии Америки профессора Сола Либермана , который предусматривает, что развод будет выноситься современным бет-дин (раввинистическим судом) в Чтобы предотвратить проблему агуны , женщине не разрешалось повторно выходить замуж по религиозным причинам, поскольку ей никогда не давался развод по религиозным причинам. Впервые оно было введено в 1950-е раввинами консервативного иудаизма движения . годы
Фон
[ редактировать ]Согласно Галахе (еврейскому закону), когда пара разводится, мужчина должен представить женщине разводное письмо, а женщина должна дать согласие на его получение, называемое гет . Без него пара по-прежнему считается состоящей в браке, независимо от того, получен гражданский развод или нет. В прошлом, если женщине отказывали в разводе из-за того, что мужчина не давал жене права , раввины местной еврейской общины имели право при определенных обстоятельствах принудить мужа сделать это (например, его отказ от развода). интимные отношения со своей женой, а также отказ от получения денег или другие подобные серьезные дела). Однако со времен Хаскалы местные еврейские общины утратили свой автономный статус и были включены в состав нации, в которой они существовали. Еврейская община утратила гражданские полномочия по обеспечению соблюдения законов о браке и разводе. Непредвиденным результатом стало то, что раввины потеряли право принуждать мужчину отдавать жене гет , а еврейский закон не позволяет женщине отдавать гет мужу . Без получения Еврейской женщине запрещено вступать в повторный брак, поэтому ее называют агуна (буквально «прикованная женщина»).
На протяжении десятилетий традиционные голоса внутри Раввинской ассамблеи (РА) советовали консервативным евреям не предпринимать односторонних действий по этому вопросу, а должны дождаться решений или совместных действий со стороны ортодоксального сообщества. Хотя было предложено множество решений, ни одно не было принято. В конце концов либеральные голоса внутри Раввинской ассамблеи победили, и движение санкционировало односторонние действия.
Либерман разработал пункт, который следует добавить в кетубу (еврейский свадебный документ). По сути, это было арбитражное соглашение, используемое в случае развода; если брак расторгался и женщине было отказано в получении денег от мужа, и муж, и жена должны были обратиться в раввинский суд, уполномоченный Еврейской теологической семинарией Америки , и прислушаться к их указаниям, которые могли (и обычно включали) мужчина, чтобы дать жене получить .
По словам лидеров консервативного движения, состоялась встреча между лидерами РА, представляющими консервативное движение, и Раввинским советом Америки (RCA), крупнейшей организацией ортодоксальных раввинов, с целью найти соглашение о том, что пункт был действительным с точки зрения еврейского закона и будет включен как в православные, так и в консервативные документы. [ 1 ] Целью встреч было создание беф-дина (раввинского суда), аналогичного суду Главного раввината Израиля , который был бы высшим органом власти по всем галахическим вопросам, связанным с браком и разводом в Америке, как для православных, так и для консерваторов. Помимо встреч, проведенных РА и РКА, состоялись частные встречи Саула Либермана и Джозефа Б. Соловейчика , на которых обсуждалось создание этого органа. Хотя все члены бейт-дина, несомненно, были бы православными поскимами , обсуждалась возможность внесения Соловейчиком поправок в статью Лейбермана, чтобы сделать ее более приемлемой для православных и облегчить ее включение в православные кетубы. . Однако бейт-дин так и не был сформирован, и православное движение так и не включило этот пункт; все ортодоксальные раввины, кажется, объединились в своем неприятии этого пункта как нарушения еврейского закона. В результате он использовался для свадебных документов и церемоний только в некоторых (но не во всех) неправославных странах. конфессии иудаизма .
Изменения в консервативном использовании
[ редактировать ]Это предложение до сих пор используется во многих кетуботах, используемых сегодня консервативными евреями. Однако в прошедшие годы возросло беспокойство по поводу юридической действительности этого пункта из-за позиции Соединенных Штатов по разделению церкви и государства . По этой причине суды штатов разошлись во мнениях относительно признания этого пункта в религиозном документе в гражданско-правовой сфере.
В ответ на эту обеспокоенность было составлено отдельное письмо, подписанное будущими женихом и невестой, в котором было подтверждено, что условия кетубы им были разъяснены и что это письмо будет признано ими как отдельный гражданский документ. , подлежит исполнению в судах США.
Однако даже у некоторых консервативных раввинов возникли опасения по поводу религиозной обоснованности этого подхода, что в конечном итоге привело к объединению усилий консервативного движения по разработке альтернативных подходов к проблеме агуны , которые включают, помимо прочего, хафкаат кидушин. , расторжение брака задним числом. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Агунот — Брошенные жены» . www.jewishvirtuallibrary.org .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конец входа в Саула Либермана (1898–1983) , Еврейскую виртуальную библиотеку.