Jump to content

Саул Либерман

Саул Либерман
Рожденный 28 мая 1898 г. Edit this on Wikidata
Умер 23 марта 1983 г. Edit this on Wikidata (84 года)
Занятие Филолог  Edit this on Wikidata
Награды
  • Премия Харви (США, за исследования цивилизаций народов Ближнего Востока в эллинистический и римский периоды, а также за его великие и глубокие комментарии к источникам талмудической литературы, 1976 г.) Edit this on Wikidata

Саул Либерман ( иврит : שאול ליברמן , также известный как раввин Шауль Либерман или, среди некоторых его учеников, Граш ( Гаон Ра , 28 мая 1898 — 23 марта 1983 ) ббейну Шаул ) , был раввином и знаток Талмуда работал профессором Талмуда в Еврейской теологической семинарии Америки . Он более 40 лет (JTSA), а также в течение многих лет был деканом Института Гарри Фишеля в Израиле , а также президентом Американской академии еврейских исследований .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Родился в Мотале , недалеко от Пинска , Российская империя (ныне Белоруссия ), учился в православных иешивах Малха , Слободки и Новардка , где был рукоположен в 18 лет. [1] Во время учебы в ешиве Слободка он подружился с раввинами Ицхаком Рудерманом и Ицхаком Хатнером , оба из которых впоследствии стали руководителями крупных раввинских семинарий в Америке.

В 1920-х годах посещал Киевскую гимназию и Киевский университет , а после недолгого пребывания в Палестине продолжил обучение во Франции . В 1928 году он поселился в Иерусалиме . Он изучал талмудическую филологию , греческий язык и литературу в Еврейском университете .

После получения степени магистра в Еврейском университете он был назначен там преподавателем Талмуда в 1931 или 1932 году. Эта должность была уволена в 1937 году из-за плохого набора студентов. [1] Он также преподавал в учительской семинарии Мизрахи, а с 1935 года был деканом Гарри Фишеля Института талмудических исследований в Иерусалиме.

В 1940 году он был приглашен раввином Ицхаком Хутнером преподавать в ортодоксальной иешиве Хаим Берлин и Еврейской теологической семинарией Америки в качестве профессора эллинизма и еврейской литературы. Либерман выбрал предложение JTS. Решение Либермана было мотивировано желанием «научить американских евреев брать на себя обязательство учиться и соблюдать заповеди». [2] В «Беседах Хаима Далфина с Ребе» (LA: JEC, 1996), стр. 54–63, профессор Хаим Димитровский рассказывает, что, когда его только что приняли на работу в JTSA, он спросил раввина Менахема Менделя Шнеерсона из Любавич , следует ли ему оставаться в семинарии. , и ответ был: «пока Либерман здесь». В 1949 году он был назначен деканом , а в 1958 году — ректором раввинской школы семинарии.

Либерман умер 23 марта 1983 года во время полета в Иерусалим на Песах . [3] [4]

В 1929 году Либерман опубликовал «Аль ха-Йерушалми» , в которой предложил способы исправления искажений в тексте Иерусалимского Талмуда и предложил варианты прочтения текста трактата Сота . За этим последовали: серия текстовых исследований Иерусалимского Талмуда, появившаяся в Тарбизе ; Талмуд шел Кейсария (1931), в котором он выразил мнение, что первые три трактата порядка Незикин в Иерусалимском Талмуде были составлены в Кесарии примерно в середине четвертого века нашей эры; и Ха-Йерушалми ки-Фешуто (1934), комментарий к трактатам Шаббат , Эрувин и Песахим из Иерусалимского Талмуда (это был первый том серии, которая так и не была закончена). Его озабоченность Иерусалимским Талмудом внушила ему необходимость прояснить текст таннаитских источников (раввинов первых двух столетий нашей эры), особенно текста Тосефты , к которому не было составлено никаких комментариев более ранними авторитетами (раввины первых двух веков нашей эры). Ришоним ), и разъяснению которого в последующих поколениях посвятили себя лишь немногие учёные.

Он опубликовал четырехтомный «Тосефет ришоним» , комментарий ко всей «Тосефте» с текстовыми исправлениями, основанными на рукописях, ранних печатных изданиях и цитатах, найденных в ранних авторитетных источниках. [5] Он также опубликовал «Таслум Тосефта» , вступительную главу ко второму изданию издания «Тосефта» М.С. Цукерманделя (1937), посвященную цитатам из «Тосефты» ранних авторитетов, которых нет в тексте.

Спустя годы Либерман вернулся к систематическому объяснению Тосефты. Он предпринял публикацию текста Тосефта, основанного на рукописях и сопровождавшегося краткими пояснительными примечаниями, а также обширного комментария под названием « Тосефта ки-Фшута» . Последний сочетал филологические исследования и исторические наблюдения с обсуждением всей талмудической и раввинской литературы, в которой соответствующий текст Тосефты либо комментируется, либо цитируется. В период с 1955 по 1973 год было опубликовано десять томов нового издания, представляющих текст и комментарии ко всем приказам Зераима , Моэда и Нашима . Кроме того, в 1988 году по приказу Незикина были изданы посмертно три тома, в том числе трактаты «Бава Кама» , «Бава Меция » и «Бава Басра» . Весь сборник был переиздан в 1990-х годах в тринадцати томах, а затем снова в 2001 году в двенадцати томах.

В «Сифрей Зута» (1968) Либерман выдвинул точку зрения, что этот галахический Мидраш , по всей вероятности, был окончательно отредактирован Бар Каппарой в Лидде .

Другими его книгами были «Шекиин» (1939) о еврейских легендах, обычаях и литературных источниках, обнаруженных в караимских и христианских полемических сочинениях, и «Мидрешей Тейман» (1940), в которой он показал, что йеменские мидраши сохранили экзегетический материал, который был намеренно опущены раввинами. Он редактировал вариант Мидраша Дебарим Раба (1940, 19652). [6] По его мнению, эта версия была распространена среди евреев-сефардов, в то время как стандартный текст был текстом евреев-ашкенази. В 1947 году он опубликовал «Хилхот ха-Йерушалми» , который он определил как фрагмент работы Маймонида по Иерусалимскому Талмуду в том же духе, что и « Риф» по отношению к Вавилонскому Талмуду. Либерман также отредактировал до сих пор неопубликованный комментарий Давида Давид» Тосефта Хасдей Пардо « по заказу Тохорот ; первая часть этой работы появилась в 1970 году.

Два его английских тома, «Греческий язык в еврейской Палестине » (1942 г.) и «Эллинизм в еврейской Палестине» (1950 г.), которые также появились в еврейском переводе, иллюстрируют влияние эллинистической культуры на еврейскую Палестину в первые века нашей эры. [7]

Ряд его работ вышел в новых и переработанных изданиях. Либерман был главным редактором нового критического издания Мишне Торы Маймонида (том 1, 1964 г.), а также редактором серии «Иудаика» Йельского университета , где он тесно сотрудничал с Гербертом Дэнби , англиканским исследователем Мишны. . Он также редактировал несколько научных сборников. Он внес многочисленные исследования в научные публикации, а также сделал примечания к книгам коллег-ученых. В них он остановился на различных аспектах мира идей раввинов, пролил свет на события талмудического периода и разъяснил множество непонятных слов и выражений талмудической и мидрашической литературы.

Он также опубликовал ранее неизвестную работу по мидрашу, которую он кропотливо собрал воедино, взяв ее текст из антиеврейской полемики, написанной Раймоном Мартини , и различных опубликованных лекций средневековых раввинов. Работа Либермана была опубликована, когда Махон возглавлял Гарри Фишел.

Джейкоб Нойснер , ведущий исследователь истории раввинистического иудаизма, раскритиковал большую часть работ Либермана как своеобразные , поскольку им не хватает обоснованной методологии и свойственны другие серьезные недостатки ( см. Источники ниже). Однако десятью годами ранее в статье, опубликованной вскоре после его смерти, Либерман резко раскритиковал Нойснера за недостаточную ученость в переводе последним трех трактатов Йерушалми. [3] Меир Бар-Илан, племянник Либермана, обвинил Нойснера в предвзятом отношении к Либерману из-за «личных проблем». [8]

Парадокс в принадлежности

[ редактировать ]

Возможно, из-за того, что Либерман был так глубоко вовлечен в семинарию, его часто обвиняли (особенно посмертно) в том, что он принадлежит к самому правому крылу консервативного иудаизма. Лично полностью соблюдая Галаху , он не молился в синагоге, где не было отдельных мест для мужчин и женщин. Либерман настоял на том, чтобы на всех службах в Штайн-холле семинарии, где он молился ежедневно, была мечица , хотя в подавляющем большинстве консервативных синагог ее не было. Кроме того, Либерман позаботился о том, чтобы в синагоге семинарии, в которой он молился, использовался ортодоксальный молитвенник, а не сиддурим , выпускаемый Раввинской ассамблеей. [9] [ нужен лучший источник ]

оговорка Либермана

[ редактировать ]

Пункт Либермана — это пункт, включенный в кетубу (еврейский свадебный документ), созданный и названный в честь Саула Либермана, который предусматривает, что решение о разводе будет выноситься современным бет-дин (раввинским судом), чтобы предотвратить проблему агуны . женщине не разрешили повторно выйти замуж по религиозным причинам, потому что ей никогда не давали развода по религиозным причинам. Впервые оно было введено в 1950-е раввинами консервативного иудаизма движения . годы

Личная жизнь

[ редактировать ]

Хазон Иш , раввин Авраам Йешая Корелиц, был двоюродным братом. Раввин Хаим Каниевский и раввин Йозеф Соловейщик когда-то были его двоюродными братьями. [1]

Либерман женился на Рахили Рабиновиц в 1922 году. Она была дочерью раввина Лайзера Рабиновица, раввина Минска . [10] и внучка Йерухама Иегуды Лейба Перельмана. Они переехали в Подмандатную Палестину в 1927 году, но она умерла три года спустя, в 1930 году. [1]

Либерман учился в Еврейском университете и получил степень магистра в области талмудологии и древней палестинологии.

В 1932 году он повторно женился на Юдит Берлин (14 августа 1904–1978), дочери раввина Меира Берлина (Бар-Илана) – лидера движения Мизрахи (Религиозный сионизм) ; внучка Нецива ; и племянница раввина Баруха Эпштейна . [1] Джудит Либерман училась в Хантер-колледже, а затем в Колумбийском университете у профессора Мозеса Хадаса и профессора Маззи. С 1941 года она работала директором иврита, а затем деканом отделения иврита в православной школе для девочек «Суламифь» в Нью-Йорке, первой еврейской дневной школе для девочек в Северной Америке. Среди ее публикаций были «Роберт Браунинг и гебраизм» (1934), а также автобиографическая глава, которая была включена в книгу «Тринадцать американцев, их духовные автобиографии» (1953) под редакцией Луи Финкельштейна .

Детей у Либерманов не было. [11]

Награды и почести

[ редактировать ]

Он был почетным членом Академии языка иврит , членом Американской академии искусств и наук и членом Израильской академии наук и гуманитарных наук .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Ракеффет-Роткофф, Аарон (2007). «Заметка о Р. Сауле Либермане и Раве» . Традиция: журнал ортодоксальной еврейской мысли . 40 (4): 68–74. ISSN   0041-0608 . JSTOR   23263520 .
  2. ^ Марк Б. Шапиро, Саул Либерман и православные .
  3. ^ Перейти обратно: а б Видеть Либерман, Саул (1984). «Трагедия или комедия». Журнал Американского восточного общества . 104 (2): 315–319. дои : 10.2307/602175 . JSTOR   602175 .
  4. ^ «Саул Либерман: величайший мудрец Израиля» . факультет.biu.ac.il . Архивировано из оригинала 5 ноября 2007 г.
  5. ^ В настоящее время эта работа доступна в двух томах: Тосефет Ришоним, двухтомный комплект.
  6. ^ Критику этого издания, опубликованную в HaTzofe, см. https://www.hebrewbooks.org/26799 .
  7. Английское издание обеих книг было переиздано в одном томе.
  8. Саул Либерман: Величайший мудрец Израиля , примечание 8.
  9. ^ Дэвид Голинкин, Был ли профессор Саул Либерман «ортодоксальным» или «консерватором»? [1] , сноска 16.
  10. ^ Изготовление Годола , улучшенное издание, с. 1190 (Частная типография, 2005).
  11. ^ См. «Создание Годола» , улучшенное издание, стр. 820.
  12. ^ «Список лауреатов премии Бялика 1933–2004 гг. (на иврите), веб-сайт муниципалитета Тель-Авива» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2007 г.
  13. ^ «Официальный сайт Премии Израиля — Лауреаты 1971 года (на иврите)» .

Источники

[ редактировать ]
  • Саул Либерман и православные . Марк Б. Шапиро. Университет Скрэнтона Пресс . 2006. ISBN   1-58966-123-0
  • Саул Либерман: человек и его работа / Элайджа Дж. Шохет и Соломон Спиро. Нью-Йорк: Еврейская теологическая семинария Америки , 2005.
  • Саул Либерман, Раввинистическая интерпретация Священного Писания и герменевтические правила Агады в эллинизме в еврейской Палестине , JTS, Нью-Йорк, 1994 г.
  • Семьдесят лиц Норман Ламм, Момент Том. II, № 6, июнь 1986 г./Сиван 5746
  • Обновление традиции: история еврейской теологической семинарии Америки , Vol. II, с. 450, 474, JTS, Нью-Йорк, 1997 г.
  • Статья раввина Эммануэля Ракмана, опубликованная в The Jewish Week 8 мая 1997 г., стр. 28.
  • Джейкоб Нойснер , Почему никогда не было «Кесарийского Талмуда». Ошибки Саула Либермана. Атланта, 1994: Пресса ученых для исследований истории иудаизма в Южной Флориде.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2bac49eda263da147a277ae416cc9a9d__1719448380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/9d/2bac49eda263da147a277ae416cc9a9d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saul Lieberman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)