Нафтали Цви Иегуда Берлин
Нецив Нафтали Цви Иегуда Берлин | |
---|---|
Заголовок | Раввин |
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 10 августа 1893 г. | (76 лет)
Религия | иудаизм |
Национальность | Русский |
Дети | Хаим Берлин , Меир Бар-Илан |
Номинал | Ортодоксальный иудаизм |
Позиция | Rosh yeshiva |
Yeshiva | Volozhin Yeshiva |
Ярцайт | 28 из 5653 |
Похороненный | Еврейское кладбище, Варшава |
Нафтали Цви Иегуда Берлин (20 ноября 1816 года в Мире, Россия — 10 августа 1893 года в Варшаве, Польша ), также известный как Реб Хирш Лейб Берлин и широко известный под аббревиатурой Нецив , был ортодоксальным раввином , рош-ешивой ( главным ) Воложин иешива и автор ряда произведений раввинской литературы в Литве . [ 1 ] [ 2 ]
Семья
[ редактировать ]Берлин родился в Мире , ныне в Белоруссии , в 1816 году. [ 3 ] в семье еврейских ученых, известных своими талмудическими знаниями. Его отец Якоб, хотя и не был раввином, был знатоком Талмуда, потомком немецкой раввинской семьи; его мать происходила напрямую от раввина Меира Эйзенштадта . Согласно некоторым источникам, таким как его племянник, раввин Барух ха-Леви Эпштейн (автор Торы Темима ), Берлин изначально был слабым учеником. [ 4 ] [ 5 ] Легенда гласит, что он приступил к учебе после того, как подслушал, как его родители обсуждали, стоит ли ему заняться ремеслом.
Его первой женой была дочь раввина Ицхака Воложинского , сына раввина Хаима Воложина . [ 6 ] Его второй женой была его племянница, дочь раввина Йехиэля Мишеля Эпштейна , автора « Аруха ха-Шульхан» . Сын от первого брака Хаим Берлин стал раввином Москвы , дочь вышла замуж за раввина Рафаэля Шапиро , а сыном от второго брака стал раввин Меир Берлин (позже Бар-Илан). [ 2 ]
произошла ссора Хотя между раввином Берлином и раввином Йосефом Дов Соловейчиком , в конечном итоге они помирились, и раввин Хаим Соловейчик женился на внучке раввина Берлина. [ 7 ]
Воложинская иешива
[ редактировать ]Раввин Элиэзер Ицхак Фрид, рош-ешива Воложинской ешивы (на территории нынешней Беларуси ), попросил своего зятя Нецива помочь ему в управлении ешивой, поскольку он был вынужден сталкиваться с давлением со стороны Российской империи . [ 8 ] После смерти его зятя Берлин и Йосеф Дов Соловейчик рассматривались на должность рош-ешивы, вместе управляя школой, пока не был выбран новый руководитель. [ 9 ] В конечном итоге Берлин был выбран в качестве рош-ешивы, но позже он попросил сына Соловейчика, который женился на внучке Берлина, Хаима Соловейчика, стать помощником рош-ешивы в школе . [ 8 ]
Раввин Берлин руководил Воложинской ешивой, на тот момент крупнейшим учреждением такого рода, с 1854 года до ее закрытия в 1892 году. [ 10 ] Несмотря на разрушение (дважды) города и здания ешивы в результате крупных пожаров, набор учащихся под его руководством неуклонно увеличивался, и ешива произвела на свет ряд выдающихся раввинских деятелей, которые возглавляли восточноевропейское еврейство до Второй мировой войны . Среди них был раввин Шимон Шкоп .
В 1892 году Воложинская иешива закрылась. Российские власти (под влиянием элементов Хаскалы ) стремились ввести в ешиву светское обучение. [ 8 ] [ 11 ] Первоначально Берлин согласился на некоторые светские исследования, а не полностью закрыл воложинскую ешиву. [ 11 ] Однако требования становились все более и более обременительными, и правительство в конечном итоге установило, что: «Все учителя всех предметов должны иметь дипломы колледжа ... никакие иудаистские предметы не могут преподаваться с 9 утра до 15 часов дня... никакие вечерние занятия не допускаются. ... общее количество учебных часов в день не может превышать десяти». Столкнувшись с этими ограничениями, Берлин решил закрыть ешиву. [ 11 ]
Последние месяцы
[ редактировать ]После закрытия Берлин отправился в Вильно и другие города, пытаясь погасить долг ешивы. [ нужна ссылка ]
В последние несколько месяцев жизни Берлин страдал от диабета и последствий инсульта. Последние недели своей жизни он провел в Варшаве и умер там 10 августа 1893 года. [ 12 ]
Похоронен на еврейском кладбище Варшавы . [ 1 ] [ 2 ]
Взгляды и влияние
[ редактировать ]В Берлине существовал традиционалистский подход к изучению Торы , который противоречил аналитическому стилю ломдус («ученый интеллектуальный анализ»), впервые предложенному Соловейчиком и известному как метод оживления . [ 13 ]
В политическом отношении Нецив выступал за еврейское заселение Земли Израиля ( Эрец Исраэль ), находившейся тогда под контролем Османской империи , он был членом движения Ховевей Цион . [ 14 ] [ 15 ]
Его считали членом Миснагдим , еврейских лидеров, выступавших против хасидизма . [ 10 ]
Библиография
[ редактировать ]- Хаамек Шеейла («Вникай в вопрос», название, обыгрывающее стих из Книги Исайи , который назидательно гласит: «Вникай, вопрос»), комментарий к « Шеилтот» , геоническому труду по галахе , написанному Ачай Гаон ;
- Мейшив Давар («Ответ [в] натуре»), сборник его респонсов .
- Хаамек Давар («Вникай в суть вопроса»), к Торе комментарий , название которого перекликается с его ранее опубликованным комментарием к «Шеилтот» (перечисленным выше). см . в Устной Торе # В раввинской литературе и комментариях . Контекст
- Рина шел Тора , комментарий к Песни Песней . [ 15 ]
- Меромей Саде («Высоты [поля]», используемый Деборой в качестве ссылки на колено Книге Неффалима в Судей ) , комментарии и идеи по избранным томам Талмуда .
- Двар ха-Эмек Комментарий к Невиим и Ктувим .
- Комментарий Имрея Шефера к Агаде
- Биркат ха-Нецив , Комментарий к Мечилте
- Кидмас Хаамек [Шеила] - это введение к его комментарию к Шейлтот (перечисленному выше), а также озаглавленному «Дарка шел Тора», написанному его сыном раввином Хаимом Берлином. Переведенный на английский язык раввином Эльхананом Гринманом согласно последнему названию как «Путь Торы» (2007 г.), он рассматривает раввинскую историю Устного Закона от Иисуса Навина до раннего средневековья . Менее известно введение с аналогичным названием, но более короткое, «Кидмас Хаамек [Давар]» , содержащееся в его комментарии к Торе и более узко фокусирующееся на истории Священного Писания. [ 15 ]
Источники
[ редактировать ]- Эпштейн, Б. Мекор Барух . Разделы переведены как: «Мой дядя Нецив» раввина М. Домби. Бруклин, Нью-Йорк: Публикации Месоры. ISBN 0-89906-493-0
- Гил С. Перл (2012). Воложин столп: раввин Нафтали Цви Иегуда Берлин и мир литовского учения Торы девятнадцатого века . Брайтон, Массачусетс: Издательство академических исследований. ISBN 978-1-936235-70-4
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Раввин Нафтали Цви Иегуда «Ха-Назив» Берлин…» www.findagrave.com . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Р'Нафтали Цви Иегуда Берлин, Нецив Воложина» . geni_family_tree . Проверено 12 августа 2020 г.
- ↑ Годом рождения Нецива часто ошибочно называют 1817. По словам его сына Меира Бар-Илана, он родился накануне Рош Ходеш Кислев в 5577 еврейском году, то есть 20 ноября 1816 года. См. Меир Бар-Илан. , Раббан Шел Исраэль (Нью-Йорк: Гистадрут ха-Мизрахи ба-Америка, 1943), стр. 13.
- ^ Гил С. Перл (2012). Воложин столп: раввин Нафтали Цви Иегуда Берлин и мир литовского учения Торы девятнадцатого века . Брайтон, Массачусетс: Издательство академических исследований. стр. 11–14. ISBN 978-1-936235-70-4 .
- ^ Френкель, Иссер (1967). Выдающиеся люди: биографии великих раввинов . Синай.
- ^ Франкель, Джонатан. «Евреи и гендер: вызов иерархии» . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Берел Вейн (сентябрь 1990 г.). Триумф выживания: история евреев в современную эпоху 1650-1990 гг . Публикации Месоры. п. 130. ИСБН 978-0-89906-498-7 .
- ^ Jump up to: а б с Шлосс, Хаим (2002). 2000 лет еврейской истории: от разрушения второго Байс-Хамикдаша до двадцатого века . Издательство Фельдхайм. ISBN 978-1-58330-214-9 .
- ^ Волкенфельд, Дэвид. «Раввин Хаим Соловейчик из Бриска» . www.sefaria.org . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Купер, Леви (28 августа 2014 г.). «Тиш: популярная меховая шапка – теперь не только среди хасидов» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Шактер Дж. Дж. (1990). «Хаскала, светские учения и закрытие иешивы в Воложине в 1892 году» (PDF) . Журнал Тора У-Мадда . 2 : 76–133. Архивировано из оригинала (PDF) 19 октября 2017 г. Проверено 4 декабря 2012 г.
- ^ Бар Илан CD-ROM
- ^ Вюрцбургер, Уолтер С. (2008). Императивы Завета: очерки Вальтера Вюрцбургера о еврейском законе, мышлении и сообществе . Публикации Урима. ISBN 978-965-524-000-9 .
- ^ «Раввин Нафтали Цви Иегуда Берлин, известный как Нецив, Рош-ешива Воложина (1816-1893) | Евреи Торы» . www.truetorahjews.org . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Гроссман, Максин (2011). Оксфордский словарь еврейской религии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973004-9 .