Ицхак Яаков Райнес
Раввин Ицхак Яаков Райнес | |
---|---|
![]() Ицхак Яаков Райнес | |
Персональный | |
Рожденный | Хешвана 19 , 56:00 ( еврейский календарь ) | 27 октября 1839 г.
Умер | 20 августа 1915 г. элула 10 5675 года ( еврейский календарь ) | ( 75 лет
Религия | иудаизм |
Дети | Моисей |
Родитель | Раввин Шломо Нафтали Райнес |
Номинал | православный |
Позиция | Основатель |
Организация | Мизрахи |
Семиха | Volozhin Yeshiva |
Ицхак Яаков Рейнс ( иврит : יצחק יעקב ריינס , Исаак Якоб Рейнс) (27 октября 1839 — 20 августа 1915) — литовский ортодоксальный раввин и основатель Религиозного Мизрахи сионистского движения , одного из первых движений религиозного сионизма . а также корреспондент Теодора Герцля .
Биография [ править ]
Ицхак Яаков Рейнс, потомок Меира бен Исаака Каценелленбогена , [1] родился в Каролине (ныне часть Пинска , Беларусь ). Он учился в «Колель Прушим» в Эйшишоке и получил семиху в Воложинской иешиве, прежде чем в 1867 году стал раввином Саукенай, Литва.
Затем он служил раввином в Швенчёнисе, где в 1882 году основал ешиву с учебной программой, включающей светские предметы. [2] Он также основал современную ешиву в Лиде , которая привлекла множество студентов со всей России. Он назвал ешиву Тора Водаас.
Рейнс написал много книг по раввинской литературе . Райнес разработал рациональный подход к изучению Талмуда в своей книге «Хотем Токнит». [3] новый план модернизированного, логического метода изучения Талмуда.
Он был одним из раввинов и представителей евреев, собравшихся в Санкт-Петербурге в 1882 году для рассмотрения планов улучшения морального и материального положения евреев в России, и там он предложил заменить свой метод тем, который преобладал в ешивот.
Его предложение было отвергнуто, и он основал новую ешиву , в которой должны были осуществить свои планы. Он предусматривал десятилетний курс, в течение которого студент должен был приобрести раввинские знания, необходимые для посвящения в сан раввина , и в то же время получить светское образование, необходимое для государственного раввина. Хотя план по предоставлению русскоязычных раввинов в принципе соответствовал целям российского правительства, еврейская оппозиция его ешиве была настолько сильной, что власти закрыли ее после четырех лет существования; все дальнейшие попытки Рейнса восстановить его провалились.
Он сыграл важную роль в создании первых « коллелей » перушим с целью субсидирования молодых женатых мужчин, обучающихся на раввината под руководством раввина Ицхака Блейзера .
В 1870 году у раввина Лиды родился у него сын Моисей. Мозес Рейнс был автором еврейских исторических материалов по истории еврейской культуры в России и истории иешив в России. Моисей умер в Лиде 7 марта 1891 года.
активизм Сионистский
Он был членом движения Ховевей Цион с момента его создания. Райнес присоединился раввина Самуэля Мохилевера к предложению , ок. 1893 год, палестинское поселение, в котором будут синтезированы Тора и труд. Мохилевер придумал фразу «Мерказ Ручани» (религиозный центр), сокращенно «Мизрачи». Хотя урегулирование не увенчалось успехом, Рейнс возродил имя Мизрахи в 1901 году для нового религиозного сионистского движения, которое он основал.
Теодор Герцль осознавал необходимость того, чтобы раввины поддерживали новое сионистское движение, а Райнес был одним из первых раввинов, откликнувшихся на призыв Герцля стать частью движения. Таким образом, Рейнс присутствовал на Третьем сионистском конгрессе в 1899 году.
На пятом сионистском конгрессе (1901 г. в Базеле) швейцарская и радикальная студенческая фракция пригрозили повернуть движение в направлении, которое увело бы его от религии. Напротив, фракция религиозного сионизма Рейнса стала сильнейшим отделением сионистской организации в России. Он поддержал программу Британской Уганды как временную меру по спасению евреев. [4]
Большинство его восточно- и западноевропейских коллег-раввинов оставались противниками политического сионизма. В 1902 году Рейнс опубликовал книгу « Ор Хадаш аль-Цион» («Новый свет на Сион»). В нем он призвал всех евреев к сионистскому иудаизму, который включает в себя экономическую производительность и обучение, а также обновление еврейских мыслей, эмоций и действий.
Он считал, что тогда как средневековые евреи видели руку Бога в природе, современные евреи видят руку Бога в истории, особенно пережив изгнание и вернувшиеся в современный Сион. Он поручил Зееву Явецу написать подходящую работу по еврейской истории для использования в образовании.
В том же году он организовал конференцию религиозного сионистского движения в Вильно, где было основано движение Мизрахи. Он был признан лидером движения на его учредительном съезде в Прессбурге (сегодняшняя Братислава , Словакия ) в 1902 году.
В 1905 году Рейнс осуществил свою личную мечту, основав в Лиде ешиву, где преподавали как светские, так и религиозные предметы.
На смену Рейнсу пришел Иуда Лейб Фишман, проповедник ( магид ) и раввин, который встретил раввина Рейнса в 1900 году и принял участие в учредительной конференции движения в Вильно. Он участвовал во втором и последующих сионистских конгрессах, был членом Генерального совета сионистов. Фишман, сменивший имя на Иегуда Лейб Маймон , поселился в Земле Израиля в 1913 году и в конечном итоге стал первым министром по делам религии современного государства Израиль .
Опубликованные работы [ править ]
- Райнс, Исаак Джейкоб. Сефер ха-арахим. `Арахим `арухим, бе-дерех ха-гегьони веха-мехкар ха-пилософи `аль ха-адам веха-тева`, `аль ха-дат веха-ле'ом, `аль Исраэль ве-тиквотав, `аль Эрец -Исраэль ве-биньянах ве-`аль коль ха-`иньяним ха`омдим бе-рум ха-`олам ха-еноши веха-Исраэли ме-эт ... Ицхак Яаков Рейнс. Месудар ли-дефус ве-йотсе ла-или ми-тох кетав-йад `аль-йеде бено... Авраам Дов Бер Рейнс. Стр. viii, 343. (Нью-Йорк, 1926).
- Райнс, Исаак Джейкоб. `Эдут бе-Яаков: ше’элот у-тешувот, хакирот у-ве’урим бе-`инйене`едут , стр. 515. (Иерусалим: Мосад ха-Рав Кук, ок. 2000 г.).
- Записки об Эдуте би-Йехошефе его тестя (Вильна, 1866 г.)
- ’Edut be-Ya’akob on testimony (ib. 1872)
- Шааре Ора на Агаду и Мидраш (ib. 1886)
- Орим Гедолим о Галахе (ib. 1887)
- Нод шел Демаот - панегирики и похоронные проповеди (ib. 1891)
- Ор Шибат ха-Ямим (ib. 1896)
- Орах ве-Шимха (с предисловием, объясняющим сионизм с православной точки зрения)
- Или Хадаш аль-Зийон - опровержение аргументов, выдвигаемых харедим против сионизма (ib. 1902).
Ссылки [ править ]
- ^ Нил Розенштейн Неразрывная цепь: биографические очерки и генеалогия выдающихся еврейских семей XV-XX веков, том 1 и 2: Издательство СНГ, Компьютерный центр еврейской генеалогии, Элизабет, Нью-Джерси, 1990. ISBN 0-9610578-4-X .
- ^ Рейнс, Ицхак Яаков, Энциклопедия евреев Восточной Европы.
- ^ Майнц , 1880; Том. II, Прессбург, 1881 г.
- ^ Герцль и раввины , Гаарец
Дальнейшее чтение [ править ]
- Маймон, Иуда Лейб. Зехор зот ле-Яаков: толдот ха-га'он ха-гадоль, йоцер ха-Мизрахи, ха-рав Раби Ицхак Яаков Райнес, зацал. Кетувот ва-Арухот аль йеде Йехуда Лейб ха-Коэн Фишман . Стр. 24. Йерушалаим: Дефус Саломон, 694 [1933 или 1934]
- Бат-Йеуда, Геула. Иш ха-ме'орот: Раби Ицхак Яаков Райнс . Стр. 370. Йерушалаим: Мосад ха-Рав Кук, c1985.
- Арье Стриковски, Ха-Рав Ицхак Яаков Райнс: мейасед ха-Ционут ха-датит: гегёнот, амарот, сиртутим . Стр. 45. Йерушалаим: Ми´срад ха-хинух ха-тарбут веха-спорт, Минхал ха-тарбут, ха-Агаф ле-тарбут Торанит , 759, 1999.
- Шапира, Джозеф, Хагут, Галаха ве-Цийонут аль Оламо ха-Рухни шел Ха-Рав Ицхак Яаков Рейнс (Тель-Авив: 2002).
- Йосеф Линделл, «Маяк обновления: образовательная философия Лидской ешивы в контексте подхода раввина Исаака Джейкоба Рейнса к сионизму», Modern Judaism , 29,2 (2009), 268–294.