Хаим Воложин
Хаим бен Ицхок из Воложина | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Воложин , Речь Посполитая | 21 января 1749 г.
Умер | 14 июня 1821 г. Воложин, Российская империя | (72 года)
Религия | иудаизм |
Номинал | Ортодоксальный иудаизм |
Позиция | Основатель Рош-ешивы |
Yeshiva | Volozhin Yeshiva |
Ярцайт | 14 Сивана 5581 |
Хаим Воложин (также известный как Хаим бен Ицхок Воложин или Хаим Иковиц ; 21 января 1749 г. - 14 июня 1821 г.) [1] [2] был раввином , талмудистом и специалистом по этике . Широко известный как «Реб Хаим Воложинер» или просто «Реб Хаим», он родился в Воложине (также известном как Воложин или Воложин ), когда он был частью Речи Посполитой . Он умер там, пока город находился под контролем Российской империи .
его главного произведения Название Нефеш Ха-Хаим .
Ученик Виленского Гаона [ править ]
И Хаим, и его старший брат Симха (ум. 1812) учились у раввина Арье Лейба бен Ашера Гинцберга , автора « Шаагас Арье» , который был тогда раввином Воложина, а затем у раввина Рафаэля ха-Коэна (автора Торов ) . Екусиэль ), позднее Гамбурга . [1]
В 25 лет Хаим стал учеником Виленского Гаона . [3] Используя метод своего нового учителя, он начал обучение заново, вернувшись к Торе , Мишне , Талмуду и грамматике иврита . Его восхищение гаоном было безграничным, и после его смерти Хаим практически не признавал никакого превосходства. [4] [1]
Основание Воложинской иешивы [ править ]
Именно с целью применения методов Виленского Гаона Хаим в 1803 году основал Воложинскую иешиву , называвшуюся тогда ешивой Эц Хаим. [5] ешива , действовавшая почти 90 лет, пока не была закрыта в 1892 году. [5] [6] [7] Иешива стала «матерью всех иешив литовского типа». Начал он с десяти учеников, молодых воложинцев, которых Хаим содержал на свои средства. Рассказывают, что его жена продала свои драгоценности, чтобы внести свой вклад в их содержание.
Слава об учреждении распространялась, а число его студентов увеличивалось, что вызвало необходимость обращения, на которое евреи России щедро откликнулись. Рабби Хаим дожил до того, чтобы увидеть свою ешиву в собственном здании и руководить сотней учеников. [1] [8] Он видел, как один из его учеников основал собственную ешиву в Мире . [9]
Хаим продолжал обучать Виленскому Гаону методу глубокого анализа текста Талмуда, стремясь выявить цель и смысл написания Ришоним . Этому подходу следовали все великие литовские иешивы, такие как Слободская иешива , Мирская иешива , Поневежская иешива , Кельмская иешива , Клецкая иешива и Телцская иешива .
Работает [ править ]
Главный труд Хаима — « Нефеш ха-Хаим» («Живая душа»). В нем говорится о сложном понимании природы Бога, а также о тайнах молитвы и важности Торы, а цель состоит в том, чтобы «вселить страх Божий, Тору и чистое поклонение в сердца праведных, ищущих пути Божии». Он представляет собой ясное и упорядоченное каббалистическое мировоззрение , которое затрагивает многие из тех же вопросов, что и хасидские тексты того времени. Эту работу обычно рассматривают как литовский ответ хасидизму, хотя и в гораздо менее резкой форме, чем критика хасидов, высказанная предшественниками рава Хаима, такими как Виленский Гаон и рав Ечезкель Ландау . Норман Ламм описал его структуру:
Нефеш ха-Хайим состоит из пяти частей, четыре из которых пронумерованы и называются «вратами». Пятая часть, которая появляется между третьими и четвертыми вратами, не имеет номера. Первые три врата, являющиеся преимущественно метафизико-мистическими, насчитывают соответственно двадцать две, восемнадцать и четырнадцать глав. Четвертые врата, или заключительная часть, которая является более популярной и экзотерической и восхваляет изучение Торы, содержит тридцать четыре главы. Ненумерованная часть, содержащая восемь глав, носит характер предисловия к четвёртым воротам (и в дальнейшем будет называться «до-четвёртыми») и касается главным образом этического материала, такого как подавление гордыни и других нежелательных черт характера, особенно что касается изучения Торы и исполнения заповедей. ... Тот факт, что книга не пронумерована, указывает на то, что она была написана после того, как была написана остальная часть книги, и уже находилась в завершенной рукописной форме. Доказательства этого можно также найти в глоссах и перекрестных ссылках, которые встречаются на протяжении всей книги. [10]
Кроме того, Хаим написал «Руах Хаим» , опубликованный посмертно. [11] [12] Это комментарий к Пиркей Авот . [1] Оба титула также основаны на его имени «Хаим». Так, например, «Дух Жизни» можно перевести и как «Дух Хаима» или «Душа Хаима».
Хаима Многие ответы на галахические темы были потеряны во время пожара в 1815 году. [1]
Семья [ править ]
Брат Хаима, известный как Залман Воложинский, считается одним из величайших учеников Виленского Гаона. Биография Залмана Воложина, агиографический «Толдос Адам» , включает множество анекдотов, связанных с автором раввином Хаимом. Сын раввина Хаима, Ицхак , взял на себя руководство ешивой после смерти своего отца в 1821 году. Дочь Ицхака, Ривка, была замужем за раввином Элиэзером Ицхаком Фридом, ее двоюродным братом. (Мать Элиэзера Ицхака, Эстер, была сестрой Ицхака.) Другая из дочерей Ицхака вышла замуж за Нафтали Цви Иегуда Берлина, также известного как «Нецив». Среди потомков раввина Хаима есть семья Соловейчиков , например, его правнук Йосеф Дов Соловейчик . [13]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Соломон Шехтер и Питер Верник (1901–1906). «Хайим Бен Исаак Воложин (Хайим Воложинер)» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Библиография Еврейской энциклопедии: Фуэнн , Кенесет Исраэль, стр. 347–349; там же, Кирья Неемана, стр. 156–158; Левин, Алийот Элияху (редактор Штеттин), стр. 70; Шехтер, Исследования по иудаизму, с. 85, Филадельфия, 1896 г.; Джацкан, Рабейну Элия ми-Вильна, стр. 100–106, ул. Петербург, 1901 год; Ха-Шахар, vi. 96; Элиэзер из Ботошана, Кинат Соферим, стр. 796; Ахиасаф, 5654, с. 260 и 5699, с. 81; Рейнс, Озар ха-Сифрут, III; Ха-Керем, 1887, стр. 179–181; Давид Тебеле, Бет Давид, Предисловие, Варшава, 1854 г.; Мажина Эрез, Предисловие, Шклов, 1803; Зеднер, Кот. Евр. Книги Брит. Муз. стр. 179, 555.С.
- ^ Представители Библиотеки Конгресса: Воложинер, Хаим бен Исаак, 1749–1821 гг.
- ^ Даймонд, Робин (14 июля 2020 г.). «Раввин Мендель Кессин: Конец американского изгнания» . blogs.timesofisrael.com . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ см. «Союзники Илии» Хешеля Левина, стр. 55–56, Вильнюс , 1889 г. ОСЛК 77975422
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «ЙИВО | Воложин, Иешива» . yivoencyclepedia.org . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ Бабель, Исаак (1 ноября 2018 г.) [1931]. Одесские истории . Перевод Дралюка Бориса. Пушкин Пресс. ISBN 978-1-78227-552-7 .
- ^ Волкенфельд, Дэвид. «Раввин Хаим Соловейчик из Бриска» . www.sefaria.org . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «Чут ха-Мешуллаш», ответ № 5, опубликованный его правнуком. ОСЛК 13995133
- ^ Шлосс, Хаим (2002). 2000 лет еврейской истории: от разрушения второго Байс-Хамикдаша до двадцатого века . Издательство Фельдхайм. ISBN 978-1-58330-214-9 .
- ^ Ламм, Норман (1989). Тора Лишма – Тора ради Торы: в трудах раввина Хайима Воложинского и его современников . Хобокен, Нью-Джерси: Издательство Ktav Publishing House, Inc. 61. ИСБН 0881251178 .
- ^ Воложин, Хаим (1859). Руах Хаим . ОСЛК 30583186 .
- ^ Воложинер, Хайим бен Исаак (2018). Руах Хаим: классический комментарий рава Хаима Воложинера на Пиркей Авос . Бруклин, Нью-Йорк: Издательство Menucha. ISBN 978-1614656791 .
- ^ Д. Элиах, Ави Хаешивот, стр.21 (1991)