Мошенничество Талмуд Тора
Кельмский Талмуд Тора была знаменитой ешивой , до Холокоста в Кельме , Литва . В отличие от других ешив, Талмуд-Тора сосредоточилась в первую очередь на изучении Мусара («еврейской этики») и самосовершенствовании.
Под руководством Симхи Зисселя Зива.
[ редактировать ]Талмуд-Тора был основан в 1860-х годах раввином Симхой Зисселем Зивом , известным как Алтер Кельма (Старший Кельма), для усиления изучения Мусара в Литве.
В 1872 году раввин Зив купил участок земли и построил здание для Талмуд-Торы, которое начиналось как начальная школа, а вскоре стало средней школой.
В 1876 году Талмуд-Тора была донесена до сведения властей, которые начали внимательно следить за ней и преследовать ее. Многие традиционные евреи в Кельме считали раввина Зива «реформатором», поскольку его школа поддерживала нетрадиционные молитвенные практики и нетрадиционную учебную программу, ориентированную на мусар. [ 1 ]
Учебная программа оригинального Талмуд-Торы под руководством раввина Зива была необычной для литовской ешивы девятнадцатого века в двух отношениях:
- Значительное время было уделено Мусару, работе над улучшением качеств характера. В большинстве литовских иешив почти весь день посвящался изучению Талмуда. Напротив, в Талмуд-Торе, по словам Менахема Гленна, «Мусар был главным изучением, в то время как изучение Талмуда имело лишь второстепенное значение, и ему уделялось мало времени». [ 1 ]
- Помимо еврейских предметов, студенты по три часа в день изучали общие предметы, такие как география, математика, русский язык и литература. Кельм Талмуд Тора была первой традиционной ешивой в Российской империи, уделявшей такое внимание общим исследованиям. [ 2 ]
Под давлением евреев Кельма раввин Зив решил открыть свою школу в другом месте: он восстановил ее в Гробине, в Курляндской губернии.
В 1881 году раввин Зив вернулся в Кельм, где Талмуд-Тора стала передовой академией изучения Торы и Мусара. Большинство студентов, пришедших изучать Талмуд-Тору, были женаты. Доступ к Талмуд-Торе был затруднен и ограничивался избранными студентами из других ешив, которые должны были принести рекомендательные письма от своей Рош-ешивы . Студентов отбирали после того, как они сдали строгие экзамены на Мусаре. На пике своего развития Талмуд Тора насчитывала от 30 до 35 членов. [ нужна ссылка ]
Раввин Зив основал группу, известную как «Девек Тов», в которую вошли его лучшие ученики. У него были особые отношения с членами группы, и он работал над написанием для них своих бесед.
Талмуд Тора после смерти Зива
[ редактировать ]Симха Зиссель Зив умер в 1898 году. После его смерти его брат раввин Арье Лейб Бройда стал новым руководителем Талмуд-Торы. Арье Лейб переехал в землю Израиля в 1903 году, и его сын раввин Цви Хирш Бройда (также зять Симхи Зисселя Зива) стал новым руководителем Талмуд-Торы.
После смерти Цви Хирша Бройды в 1913 году сын Симхи Зисселя раввин Нахум Зеев Зив стал новым руководителем Талмуд-Торы.
ученик Симхи Зисселя раввин Реувен Дов Десслер После смерти Нахума Зеева Зива в 1916 году новым директором стал . Его сменили зятья Симхи Зисселя, раввин Даниэль Мовшовиц и раввин Гершон Миадник.
23 июня 1941 года нацистские войска вошли в Кельм. Вскоре после этого преподаватели и студенты Талмуд-Торы были убиты нацистами и их пособниками и похоронены в братской могиле на полях хутора Грожебиски.
Известные студенты
[ редактировать ]Машгихимы . во многих иешивах Польши и Литвы изучали Талмуд Тору Кельма Некоторые из них были:
- Раввин Носсон Цви Финкель из Слободки
- Раввин Элияху Элиэзер Десслер из Поневежской ешивы
- Раввин Йосеф Йоизель Гурвиц из ешивы Новардок
- Раввин Ечезкель Левенштейн в Мире , а затем в Поневежской иешиве.
- Раввин Йерухом Левовиц из Мира
- Раввин Йосеф Лейб Ненедик в Клецке
- Раввин Моше Розенштейн в Ломже
- Раввин Нафтоли Троп из Радуна
- Раввин Носсон Меир Вахтфогель , машгиах ручани из Бет Медраш Говоха , Лейквуд, Нью-Джерси
- Раввин Элия Лопиан из ешивы Кнесса Хизкияху в Кфар-Хасидим , Израиль .
- Раввин Хайим Ицхак Ха-Коэн Блох , почетный президент Союза ортодоксальных раввинов США и Канады.
Другие известные студенты:
- Шмуэль Шектер , соучредитель Beth Medrash Govoha
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Менахем Гленн, Израиль Салантер: религиозно-этический мыслитель (Нью-Йорк: Колледж Дропси, 1953), 71-2.
- ^ Залман Ури, Движение Мусар: поиск совершенства в воспитании характера (Нью-Йорк: издательство Yeshiva University Press, 1970), 51.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Раввин Элияху Элиэзер Десслер, «Мученичество Кельмской ешивы» в Михтаве Ме'Элиягу , том 3, страницы 346-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]55 ° 38' с.ш. 22 ° 56' в.д. / 55,633 ° с.ш. 22,933 ° в.д.