Jump to content

Израиль Салантер

Раввин
Исраэль Липкин Салантер
Раввин Исраэль Салантер
Персональный
Рожденный 3 ноября 1809 г.
Жагаре, Литва
Умер 2 февраля 1883 г.
Кенигсберг, Германия
Национальность литовский
Известные работы Имрей Бина , Иггерес ха-Мусар , Ор Исраэль , Эвен Исраэль , Эц Пери
Известный Основатель движения Мусар
Занятие Раввин Рош-ешивы

Исраэль бен Зеев Вольф Липкин , также известный как « Исраэль Салантер » или « Исроэль Салантер » (3 ноября 1809, Жагаре – 2 февраля 1883, Кенигсберг ), был отцом движения Мусар в ортодоксальном иудаизме и знаменитым Рош. ешива и талмудисты . Эпитет Салантер был добавлен к его имени, поскольку большая часть его обучения проходила в Саланте (ныне литовский город Салантай ), где он попал под влияние раввина Йосефа Зунделя из Саланта . Он был отцом математика Йом Това Липмана Липкина . [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Исроэль Липкин родился в Загаре , Литва, 3 ноября 1809 года в семье Зева Вольфа, раввина этого города, а затем Ав Бет Дина из Гольдингена и Тельца , и его жены Лии. В детстве он учился у раввина Цви Хирша Брауде из Саланта . [ 2 ]

После женитьбы на Эстер Феге в 1823 году Эйзенштейн Липкин поселился с ней в Саланте, где продолжил обучение у Хирша Броды. [ 1 ] и Зундель, сам ученик Хаима Воложина .

, который был на десять лет моложе его Около 1833 года он встретил Александра Моше Лапидоса , который стал его учеником и другом на всю жизнь. [ 3 ] [ 4 ]

Около 1842 года Липкин был назначен рош ешивой Мейле (деканом) ешивы ( Томчай Тора ) в Вильне . [ 5 ] Когда небольшой скандал [ нужны дальнейшие объяснения ] Возникли вопросы, связанные с его назначением, он оставил пост прежнему обитателю и переехал в Заречу , пригород Вильны, и основал новую иешиву, где читал лекции около трёх лет.

Еврейский закон запрещает выполнять определенные виды работ в Шабат (еврейскую субботу), за исключением чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни. Во время эпидемии холеры 1848 года Липкин следил за тем, чтобы все необходимые работы по оказанию помощи евреям в субботу выполнялись евреями. Хотя некоторые хотели, чтобы такую ​​работу в Шаббат выполняли неевреи , Липкин сказал, что и еврейская этика, и закон предписывают, чтобы обязательство по спасению жизней имело приоритет над другими законами. Во время Йом Кипура (Дня искупления) Липкин приказал, чтобы евреи в этом году не соблюдали традиционный пост, а вместо этого должны были есть, чтобы сохранить свое здоровье, опять же по причинам, связанным со здоровьем. [ 6 ] [ 7 ]

В 1848 году царское правительство создало Виленскую раввинскую школу и учительскую семинарию . Липкин был выбран кандидатом на должность преподавателя или руководителя школы. Поскольку он опасался, что школа будет использована для производства раввинских «марионеток» правительства, он отказался от этой должности и покинул Вильно. [ 8 ] Салантер переехал в Ковно , где основал ешиву, ориентированную на Мусара, в Невёзере Клоизе . [ 9 ]

В 1857 году он покинул Литву и переехал в Пруссию. Раввин Исраэль Салантер и движение Мусар (Еврейское издательское общество, 1993), 250-251</ref> Он оставался в доме филантропов, братьев Хирш из Хальберштадта , пока его здоровье не улучшилось. В 1861 году он начал издавать еврейский журнал « Тевуна» . [ 10 ] посвящен раввинскому праву и религиозной этике. Через три месяца журнал не смог собрать достаточно подписчиков, чтобы покрыть свои расходы, поэтому он закрыл его.

Липкин некоторое время жил в Мемеле , Кенигсберге и Берлине. Под конец жизни Липкин отправился в Париж, чтобы организовать общину среди многочисленных российских еврейских иммигрантов, и оставался там два года.

Липкин был одним из первых, кто попытался перевести Талмуд на другой язык. Однако он умер, не успев завершить этот грандиозный проект. Липкин умер в пятницу, 2 февраля 1883 года (25 швата 5643 года), в Кенигсберге, тогда входившем в состав Германии. В течение многих лет точное местонахождение его могилы было неизвестно. После длительного расследования в 2007 году могилу нашли в Кёнигсберге. [ 11 ]

Чтобы иметь возможность легально выезжать за пределы черты оседлости , он стал мастером-красильщиком, что позволило ему получить разрешение, позволяющее свободно перемещаться по России. [ 1 ] [ 12 ]

Когда Российская империя ввела призыв молодых евреев на военную службу, Липкин написал раввинам и лидерам общины письма, призывая их подчиняться и составлять списки молодых людей для правительства, одновременно работая через политические связи в Санкт-Петербурге над отменой призыва на военную службу.

Липкин был известен как отец движения Мусар. [ 13 ] Это развилось, особенно среди литовских евреев, в православной Восточной Европе XIX века. Еврейский термин «мусар» (מוּסַר) взят из книги Притчей 1:2 и означает наставление, дисциплину или поведение. Этот термин использовался движением Мусар для обозначения дисциплинированных усилий по дальнейшему этическому и духовному развитию. Изучение Мусара является частью изучения еврейской этики.

Липкин наиболее известен тем, что подчеркивает, что межличностные законы Торы имеют такой же вес, как и Божественные обязательства. По мнению Липкина, придерживаться ритуальных аспектов иудаизма без развития отношений с другими и с самим собой было непростительной пародией. О нем существует множество анекдотических историй, связанных с этим моральным уравнением, см., например, следующие ссылки. [ 14 ] [ 15 ]

Концепция бессознательного появляется в трудах Липкина задолго до того, как эта концепция была популяризирована Зигмундом Фрейдом , хотя ее обсуждение также предшествовало Липкину. Уже в 1880 г. [ 16 ] понятие о сознательных и подсознательных процессах и о роли, которую они играют в психологическом, эмоциональном и нравственном функционировании человека, полностью разработаны и выяснены. Эти понятия называются в его работах «внешним» [чицониут] и «внутренним» [пенимиут] процессами, их называют также «ясными» [кларер] и «темными» [дунклер] процессами. Они составляют фундаментальный строительный блок многих писем, эссе и учений раввина Салантера. Он писал бы, что человеку крайне важно осознать, каковы его подсознательные мотивы [negiot], и работать над их пониманием. [ 17 ]

Липкин учил, что человеку пора работать над тем, чтобы не позволять неправильным подсознательным импульсам влиять на него, в периоды эмоционального спокойствия, когда человек больше контролирует свои мысли и чувства. Он подчеркнул бы, что когда человек испытывает острую эмоциональную реакцию на событие, он не обязательно контролирует свои мысли и способности и не будет иметь доступа к успокаивающим перспективам, необходимым для того, чтобы позволить своему сознательному разуму вмешаться.

Основываясь на своем понимании подсознательной мотивации, Липкин столкнулся с затруднительным положением. Учитывая, что подсознательные мотивы человека часто не очевидны или не находятся под его контролем и могут сместить сознательные решения, которые он может принять, как тогда возможно, чтобы человек контролировал и изменял свои собственные действия, чтобы улучшить свои действия? и действовать в соответствии с предписаниями Торы ? Если основа действий человека не контролируется им, как он может изменить их посредством сознательного мышления?

Липкин пишет, что единственный возможный ответ на это затруднительное положение — это изучать этические учения с большим волнением [ лимуд хамусар бехиспаалут ]. Он учил, что человек должен выбрать этическое утверждение [ маамар шазал ] и повторять его снова и снова с большим чувством и концентрацией на его значении. Благодаря этому повторению и внутреннему возбуждению человек сможет перенести идею, представленную в этическом учении, в область своего подсознания и таким образом улучшить свое поведение и «черты характера».

Липкин чувствовал, что людям будет неловко изучать этические учения [ лимуд ха-мусар ] таким образом в обычном учебном зале [ бет ха-медраш ], и поэтому он придумал идею «дома этических учений» [ бет ха 'муссар ], который будет расположен рядом с обычным учебным залом и предназначен для изучения этики таким образом.

Одно из наиболее популярных учений Липкина основано на реальной встрече с сапожником, произошедшей у него очень поздно вечером. Был Моцаи Шаббат (субботний вечер после Шаббата), и Липкин направлялся в синагогу, чтобы прочитать Слихот . Внезапно он почувствовал, что ботинок порвался, поэтому оглядел город, чтобы посмотреть, есть ли еще сапожник, работающий в такой поздний час. Наконец он нашел сапожника, сидевшего в своей мастерской и работавшего рядом со свечой. Липкин вошел и спросил его: «Не слишком ли поздно починить мои туфли?» Сапожник ответил: «Пока свеча горит, починить еще можно». Услышав это, Липкин побежал в синагогу и проповедовал публике то, что узнал от сапожника. По его словам, пока горит свеча, пока человек жив, еще можно исцелить свою душу. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

Знаменитые ученики

[ редактировать ]

Липкин считал, что достижения в духовном росте свойственны не только раввинам, но и обычному мирянину. Поэтому среди его ближайших учеников были не только ведущие раввины следующего поколения, но и миряне, которые оказали огромное положительное влияние на физическую и духовную судьбу своих собратьев. Тем не менее, имеется мало подробной информации о его учениках-нераввинах.

Среди самых известных учеников Липкина были:

Среди его учеников-мирян были такие личности, как банкир Элияху (Элинка) из Кретинги и чайный магнат Кальман Зев Виссоцкий.

Опубликованные работы

[ редактировать ]

Многие его статьи из журнала «Тевуна» были собраны и опубликованы в «Имреи Бина » (1878 г.). Его «Иггерес ха-Мусар» («Этическое письмо») было впервые опубликовано в 1858 году, а затем неоднократно. Многие из его писем были опубликованы в журнале «Ор Исраэль» («Свет Израиля») в 1890 году (под редакцией Ицхака Блейзера ). Его ученики собрали многие из его бесед и опубликовали их в «Эвен Исраэль» (1853 г.) и «Эц Пери» (1881 г.). [ 16 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Л. Левин. «Израиль Салантер, выдающийся революционный раввин» (PDF) .
  2. ^ Эллиот Н. Дорфф; Джонатан К. Крейн (2016). Оксфордский справочник по еврейской этике и морали . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0190608385 . «Родившись в Жагорах, Литва, в 1810 году, Липкин в юности учился у Цви Гирша Брауде из Саланта и у Йосефа Зунделя из Саланта».
  3. ^ Ученик/коллега, сочетание талмудической/исторической основы.
  4. ^ «Этот день в истории» . Хамодия . 7 марта 2017 г.
  5. ^ «Ор Исроэль, раввин Салантер – Часть 1» . 1 марта 2013 г. «Р'Салантер был назначен рош ешивой Томчай Тора в Вильне около 1842 года...»
  6. ^ Гольдберг, Гилель (1987). Огонь внутри . Артскролл/Месора.
  7. ^ Иммануэль Эткес, раввин Исраэль Салантер и движение Мусар (Еврейское издательское общество, 1993), 170-172
  8. ^ Иммануэль Эткес, раввин Исраэль Салантер и движение Мусар (Еврейское издательское общество, 1993), 177
  9. ^ Иммануэль Эткес, раввин Исраэль Салантер и движение Мусар (Еврейское издательское общество, 1993), 213-215, 229-238
  10. ^ «HebrewBooks.org Подробности Сефера: Тавуна-А — Липкин, Израиль бен Зеев Вольф, 1810–1883» . www.hebrewbooks.org .
  11. Л. Левин, «Могила раввина Салантера , Университет Стивенса, 13 марта 2007 г.
  12. ^ "Когда он посетил Берлин в начале 1870-х годов в поисках лекарства от своего больного здоровья, этот стареющий мужчина лет 63 или около того решил, что он не поедет домой, пока не освоит навык, который позволит ему по возвращении в Россию получить юридический паспорт"
  13. ^ «2 февраля: Движение Мусар раввина Израиля Салантера» .
  14. ^ «Важность дружеского приветствия» . www.shemaisrael.com .
  15. ^ «Мусарское движение» . Архивировано из оригинала 27 мая 2011 г. Проверено 29 июня 2011 г.
  16. ^ Jump up to: а б Первое появление этой концепции встречается в эссе под названием «Очерк на тему подкрепления изучающих нашу Священную Тору », впоследствии опубликованном в сборнике эссе под названием «Эц При», написанном учеником Липкина на основе заметок своего учителя. . «Эц При - раввин Исраэль Салантер, Вильно, 1881. Первое издание» . 21 февраля 2018 года . Проверено 20 мая 2019 г. 40 страниц, картонный переплет. [ постоянная мертвая ссылка ]
  17. ^ Гольдберг, Гилель (1982). Исраэль Салантер: текст, идея структуры. Ранний психолог бессознательного . Ктав.
  18. ^ «Сокровище мудрости» . table.otzar.org . Проверено 14 июля 2024 г. Дело Мидот (Аводат ха-Мидот) , стр. 12
  19. ^ «Сокровище мудрости» . table.otzar.org . Проверено 14 июля 2024 г. Работа Мидот (Аводат ха-Мидот) , стр. 34
  20. ^ «Сокровище мудрости» . table.otzar.org . Проверено 14 июля 2024 г. Дело Мидот (Аводат ха-Мидот) , стр. 27
  21. ^ «Сокровище мудрости» . table.otzar.org . Проверено 14 июля 2024 г. Дело Мидот (Аводат ха-Мидот) , стр. 26
  22. ^ «Сокровище мудрости» . table.otzar.org . Проверено 14 июля 2024 г. Дело Мидот (Аводат хаМидот) , стр. 133

Библиография

[ редактировать ]
  • Эткес, Эммануэль. Раввин Исраэль Салантер и движение Мусар . Еврейское издательское общество. ISBN   0-8276-0438-6 .
  • Финкельман С. История Реба Исраэля Салантера; легендарный основатель движения Мусар . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Публикации Месоры, . ISBN   0-89906-798-0 .
  • Гольдберг, Гилель. Внутренний огонь: живое наследие движения Мусар. Артскролл/Месора. 1987.
  • Гольдберг, Гилель. Исраэль Салантер, текст, структура, идея: этика и теология раннего психолога бессознательного . Издательство КТАВ. ISBN   0-87068-709-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05dfe4f7bd8bda57fb2a281b118817e3__1722955620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/e3/05dfe4f7bd8bda57fb2a281b118817e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Israel Salanter - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)