Израиль Салантер
Исраэль бен Зеев Вольф Липкин , также известный как « Исраэль Салантер » или « Исроэль Салантер » (3 ноября 1809, Жагаре – 2 февраля 1883, Кенигсберг ), был отцом движения Мусар в ортодоксальном иудаизме и знаменитым Рош. ешива и талмудисты . Эпитет Салантер был добавлен к его имени, поскольку большая часть его обучения проходила в Саланте (ныне литовский город Салантай ), где он попал под влияние раввина Йосефа Зунделя из Саланта . Он был отцом математика Йом Това Липмана Липкина . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Исроэль Липкин родился в Загаре , Литва, 3 ноября 1809 года в семье Зева Вольфа, раввина этого города, а затем Ав Бет Дина из Гольдингена и Тельца , и его жены Лии. В детстве он учился у раввина Цви Хирша Брауде из Саланта . [ 2 ]
После женитьбы на Эстер Феге в 1823 году Эйзенштейн Липкин поселился с ней в Саланте, где продолжил обучение у Хирша Броды. [ 1 ] и Зундель, сам ученик Хаима Воложина .
, который был на десять лет моложе его Около 1833 года он встретил Александра Моше Лапидоса , который стал его учеником и другом на всю жизнь. [ 3 ] [ 4 ]
Около 1842 года Липкин был назначен рош ешивой Мейле (деканом) ешивы ( Томчай Тора ) в Вильне . [ 5 ] Когда небольшой скандал [ нужны дальнейшие объяснения ] Возникли вопросы, связанные с его назначением, он оставил пост прежнему обитателю и переехал в Заречу , пригород Вильны, и основал новую иешиву, где читал лекции около трёх лет.
Еврейский закон запрещает выполнять определенные виды работ в Шабат (еврейскую субботу), за исключением чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни. Во время эпидемии холеры 1848 года Липкин следил за тем, чтобы все необходимые работы по оказанию помощи евреям в субботу выполнялись евреями. Хотя некоторые хотели, чтобы такую работу в Шаббат выполняли неевреи , Липкин сказал, что и еврейская этика, и закон предписывают, чтобы обязательство по спасению жизней имело приоритет над другими законами. Во время Йом Кипура (Дня искупления) Липкин приказал, чтобы евреи в этом году не соблюдали традиционный пост, а вместо этого должны были есть, чтобы сохранить свое здоровье, опять же по причинам, связанным со здоровьем. [ 6 ] [ 7 ]
В 1848 году царское правительство создало Виленскую раввинскую школу и учительскую семинарию . Липкин был выбран кандидатом на должность преподавателя или руководителя школы. Поскольку он опасался, что школа будет использована для производства раввинских «марионеток» правительства, он отказался от этой должности и покинул Вильно. [ 8 ] Салантер переехал в Ковно , где основал ешиву, ориентированную на Мусара, в Невёзере Клоизе . [ 9 ]
В 1857 году он покинул Литву и переехал в Пруссию. Раввин Исраэль Салантер и движение Мусар (Еврейское издательское общество, 1993), 250-251</ref> Он оставался в доме филантропов, братьев Хирш из Хальберштадта , пока его здоровье не улучшилось. В 1861 году он начал издавать еврейский журнал « Тевуна» . [ 10 ] посвящен раввинскому праву и религиозной этике. Через три месяца журнал не смог собрать достаточно подписчиков, чтобы покрыть свои расходы, поэтому он закрыл его.
Липкин некоторое время жил в Мемеле , Кенигсберге и Берлине. Под конец жизни Липкин отправился в Париж, чтобы организовать общину среди многочисленных российских еврейских иммигрантов, и оставался там два года.
Липкин был одним из первых, кто попытался перевести Талмуд на другой язык. Однако он умер, не успев завершить этот грандиозный проект. Липкин умер в пятницу, 2 февраля 1883 года (25 швата 5643 года), в Кенигсберге, тогда входившем в состав Германии. В течение многих лет точное местонахождение его могилы было неизвестно. После длительного расследования в 2007 году могилу нашли в Кёнигсберге. [ 11 ]
Чтобы иметь возможность легально выезжать за пределы черты оседлости , он стал мастером-красильщиком, что позволило ему получить разрешение, позволяющее свободно перемещаться по России. [ 1 ] [ 12 ]
Когда Российская империя ввела призыв молодых евреев на военную службу, Липкин написал раввинам и лидерам общины письма, призывая их подчиняться и составлять списки молодых людей для правительства, одновременно работая через политические связи в Санкт-Петербурге над отменой призыва на военную службу.
Учения
[ редактировать ]Липкин был известен как отец движения Мусар. [ 13 ] Это развилось, особенно среди литовских евреев, в православной Восточной Европе XIX века. Еврейский термин «мусар» (מוּסַר) взят из книги Притчей 1:2 и означает наставление, дисциплину или поведение. Этот термин использовался движением Мусар для обозначения дисциплинированных усилий по дальнейшему этическому и духовному развитию. Изучение Мусара является частью изучения еврейской этики.
Липкин наиболее известен тем, что подчеркивает, что межличностные законы Торы имеют такой же вес, как и Божественные обязательства. По мнению Липкина, придерживаться ритуальных аспектов иудаизма без развития отношений с другими и с самим собой было непростительной пародией. О нем существует множество анекдотических историй, связанных с этим моральным уравнением, см., например, следующие ссылки. [ 14 ] [ 15 ]
Концепция бессознательного появляется в трудах Липкина задолго до того, как эта концепция была популяризирована Зигмундом Фрейдом , хотя ее обсуждение также предшествовало Липкину. Уже в 1880 г. [ 16 ] понятие о сознательных и подсознательных процессах и о роли, которую они играют в психологическом, эмоциональном и нравственном функционировании человека, полностью разработаны и выяснены. Эти понятия называются в его работах «внешним» [чицониут] и «внутренним» [пенимиут] процессами, их называют также «ясными» [кларер] и «темными» [дунклер] процессами. Они составляют фундаментальный строительный блок многих писем, эссе и учений раввина Салантера. Он писал бы, что человеку крайне важно осознать, каковы его подсознательные мотивы [negiot], и работать над их пониманием. [ 17 ]
Липкин учил, что человеку пора работать над тем, чтобы не позволять неправильным подсознательным импульсам влиять на него, в периоды эмоционального спокойствия, когда человек больше контролирует свои мысли и чувства. Он подчеркнул бы, что когда человек испытывает острую эмоциональную реакцию на событие, он не обязательно контролирует свои мысли и способности и не будет иметь доступа к успокаивающим перспективам, необходимым для того, чтобы позволить своему сознательному разуму вмешаться.
Основываясь на своем понимании подсознательной мотивации, Липкин столкнулся с затруднительным положением. Учитывая, что подсознательные мотивы человека часто не очевидны или не находятся под его контролем и могут сместить сознательные решения, которые он может принять, как тогда возможно, чтобы человек контролировал и изменял свои собственные действия, чтобы улучшить свои действия? и действовать в соответствии с предписаниями Торы ? Если основа действий человека не контролируется им, как он может изменить их посредством сознательного мышления?
Липкин пишет, что единственный возможный ответ на это затруднительное положение — это изучать этические учения с большим волнением [ лимуд хамусар бехиспаалут ]. Он учил, что человек должен выбрать этическое утверждение [ маамар шазал ] и повторять его снова и снова с большим чувством и концентрацией на его значении. Благодаря этому повторению и внутреннему возбуждению человек сможет перенести идею, представленную в этическом учении, в область своего подсознания и таким образом улучшить свое поведение и «черты характера».
Липкин чувствовал, что людям будет неловко изучать этические учения [ лимуд ха-мусар ] таким образом в обычном учебном зале [ бет ха-медраш ], и поэтому он придумал идею «дома этических учений» [ бет ха 'муссар ], который будет расположен рядом с обычным учебным залом и предназначен для изучения этики таким образом.
Одно из наиболее популярных учений Липкина основано на реальной встрече с сапожником, произошедшей у него очень поздно вечером. Был Моцаи Шаббат (субботний вечер после Шаббата), и Липкин направлялся в синагогу, чтобы прочитать Слихот . Внезапно он почувствовал, что ботинок порвался, поэтому оглядел город, чтобы посмотреть, есть ли еще сапожник, работающий в такой поздний час. Наконец он нашел сапожника, сидевшего в своей мастерской и работавшего рядом со свечой. Липкин вошел и спросил его: «Не слишком ли поздно починить мои туфли?» Сапожник ответил: «Пока свеча горит, починить еще можно». Услышав это, Липкин побежал в синагогу и проповедовал публике то, что узнал от сапожника. По его словам, пока горит свеча, пока человек жив, еще можно исцелить свою душу. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Знаменитые ученики
[ редактировать ]Липкин считал, что достижения в духовном росте свойственны не только раввинам, но и обычному мирянину. Поэтому среди его ближайших учеников были не только ведущие раввины следующего поколения, но и миряне, которые оказали огромное положительное влияние на физическую и духовную судьбу своих собратьев. Тем не менее, имеется мало подробной информации о его учениках-нераввинах.
Среди самых известных учеников Липкина были:
- Нафтали Амстердам
- Ицхак Блейзер
- Элиэзер Гордон
- Джейкоб Джозеф
- Йерухам Перлман
- Симха Зиссель Зив
- Йосеф Йозель Хорвиц
Среди его учеников-мирян были такие личности, как банкир Элияху (Элинка) из Кретинги и чайный магнат Кальман Зев Виссоцкий.
Опубликованные работы
[ редактировать ]Многие его статьи из журнала «Тевуна» были собраны и опубликованы в «Имреи Бина » (1878 г.). Его «Иггерес ха-Мусар» («Этическое письмо») было впервые опубликовано в 1858 году, а затем неоднократно. Многие из его писем были опубликованы в журнале «Ор Исраэль» («Свет Израиля») в 1890 году (под редакцией Ицхака Блейзера ). Его ученики собрали многие из его бесед и опубликовали их в «Эвен Исраэль» (1853 г.) и «Эц Пери» (1881 г.). [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Л. Левин. «Израиль Салантер, выдающийся революционный раввин» (PDF) .
- ^ Эллиот Н. Дорфф; Джонатан К. Крейн (2016). Оксфордский справочник по еврейской этике и морали . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190608385 . «Родившись в Жагорах, Литва, в 1810 году, Липкин в юности учился у Цви Гирша Брауде из Саланта и у Йосефа Зунделя из Саланта».
- ^ Ученик/коллега, сочетание талмудической/исторической основы.
- ^ «Этот день в истории» . Хамодия . 7 марта 2017 г.
- ^ «Ор Исроэль, раввин Салантер – Часть 1» . 1 марта 2013 г. «Р'Салантер был назначен рош ешивой Томчай Тора в Вильне около 1842 года...»
- ^ Гольдберг, Гилель (1987). Огонь внутри . Артскролл/Месора.
- ^ Иммануэль Эткес, раввин Исраэль Салантер и движение Мусар (Еврейское издательское общество, 1993), 170-172
- ^ Иммануэль Эткес, раввин Исраэль Салантер и движение Мусар (Еврейское издательское общество, 1993), 177
- ^ Иммануэль Эткес, раввин Исраэль Салантер и движение Мусар (Еврейское издательское общество, 1993), 213-215, 229-238
- ^ «HebrewBooks.org Подробности Сефера: Тавуна-А — Липкин, Израиль бен Зеев Вольф, 1810–1883» . www.hebrewbooks.org .
- ↑ Л. Левин, «Могила раввина Салантера , Университет Стивенса, 13 марта 2007 г.
- ^ "Когда он посетил Берлин в начале 1870-х годов в поисках лекарства от своего больного здоровья, этот стареющий мужчина лет 63 или около того решил, что он не поедет домой, пока не освоит навык, который позволит ему по возвращении в Россию получить юридический паспорт"
- ^ «2 февраля: Движение Мусар раввина Израиля Салантера» .
- ^ «Важность дружеского приветствия» . www.shemaisrael.com .
- ^ «Мусарское движение» . Архивировано из оригинала 27 мая 2011 г. Проверено 29 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Первое появление этой концепции встречается в эссе под названием «Очерк на тему подкрепления изучающих нашу Священную Тору », впоследствии опубликованном в сборнике эссе под названием «Эц При», написанном учеником Липкина на основе заметок своего учителя. . «Эц При - раввин Исраэль Салантер, Вильно, 1881. Первое издание» . 21 февраля 2018 года . Проверено 20 мая 2019 г.
40 страниц, картонный переплет.
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ Гольдберг, Гилель (1982). Исраэль Салантер: текст, идея структуры. Ранний психолог бессознательного . Ктав.
- ^ «Сокровище мудрости» . table.otzar.org . Проверено 14 июля 2024 г. Дело Мидот (Аводат ха-Мидот) , стр. 12
- ^ «Сокровище мудрости» . table.otzar.org . Проверено 14 июля 2024 г. Работа Мидот (Аводат ха-Мидот) , стр. 34
- ^ «Сокровище мудрости» . table.otzar.org . Проверено 14 июля 2024 г. Дело Мидот (Аводат ха-Мидот) , стр. 27
- ^ «Сокровище мудрости» . table.otzar.org . Проверено 14 июля 2024 г. Дело Мидот (Аводат ха-Мидот) , стр. 26
- ^ «Сокровище мудрости» . table.otzar.org . Проверено 14 июля 2024 г. Дело Мидот (Аводат хаМидот) , стр. 133
Библиография
[ редактировать ]- Эткес, Эммануэль. Раввин Исраэль Салантер и движение Мусар . Еврейское издательское общество. ISBN 0-8276-0438-6 .
- Финкельман С. История Реба Исраэля Салантера; легендарный основатель движения Мусар . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Публикации Месоры, . ISBN 0-89906-798-0 .
- Гольдберг, Гилель. Внутренний огонь: живое наследие движения Мусар. Артскролл/Месора. 1987.
- Гольдберг, Гилель. Исраэль Салантер, текст, структура, идея: этика и теология раннего психолога бессознательного . Издательство КТАВ. ISBN 0-87068-709-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейская энциклопедия : «Липкин» Германа Розенталя и Джейкоба Гудейла Липмана (1906). Теперь в свободном доступе.
- Работы Исраэля Салантера или о нем в Интернет-архиве
- Биография на www.ou.com
- Биография на странице Эли Сигала
- Исследование жизни и достижений Реба Исроэля Салантера
- Иггерет ха-Муссар, Этическое письмо - самая известная работа раввина Салантера (PDF)
- Раввин Исроэль Салантер, Хаскала и «теория секуляризации»: анализ с фольклорной точки зрения
- Семейное древо
- Биография рава Исраэля Салантера 1899 года.