Jump to content

Гершон Либман

Гершон Либман
Рожденный 1905  ( 1905 )
Умер 8 марта 1997 г. ) ( 1997-03-08 ) ( 92 года
Национальность Французский

Гершон Либман (1905 – 8 марта 1997) [ 1 ] был лидером движения ешивы Новардок после Второй мировой войны и рош-ешивы Новардока во Франции, [ 2 ] где он создал 40 учреждений Торы. [ 3 ] [ 4 ] Он посвятил свою жизнь восстановлению новардокского стиля мусара и служения Богу посредством интенсивной работы над личными качествами характера после того, как движение Новардок было в значительной степени уничтожено во время Холокоста . [ 5 ]

Биография

[ редактировать ]

Перед Второй мировой войной

[ редактировать ]

Либман был студентом ешивы Новардок. [ 5 ]

Перед Второй мировой войной он входил в состав раввинского руководства ешивы Новардок в Белостоке вместе с раввином Авраамом Йоффеном . Там он был известен как рав Гершон Острополер. Он был другом раввина Яакова Исраэля Каниевского и сопровождал его из Белостока в Вильно на помолвку Каниевского с сестрой раввина Аврохома Йешая Карелиц . [ 6 ]

Во время Второй мировой войны

[ редактировать ]

Во время войны Либман пережил много ужасов, сначала от рук Советов, а затем от нацистов. [ 5 ] В 1941 году, до того, как его отправили в лагеря , русские уже отправили всю ешиву «Новардок» Белостока в Сибирь , а немцы заставляли евреев рыть себе могилы в Понарах и расстреливали их в открытых ямах. Либмана не поймали, когда вошли немцы. Он подошел к еврею, возглавлявшему гетто , и спросил, может ли тот открыть ешиву. [ 6 ] Он настаивал, пока ему не было предоставлено разрешение. Он собрал как можно больше продовольственных карточек для сотрудников ешивы и таким образом спас множество людей. Иешива в гетто была открыта до тех пор, пока он и его ученики не были депортированы немцами в лагеря. [ 3 ]

Когда его привезли в лагерь и у него отобрали одежду и вещи, он познакомился с одним из рабочих, который смог добыть для него пару тфилин в обмен на его пайку хлеба. Ему также удалось получить Сефер Торы . [ 2 ]

Вокруг него образовался круг студентов, с которыми он делился своим дневным рационом еды. Однажды у него было учащенное сердцебиение , и он умолял других заключенных одолжить ему немного своего пайка, чтобы сохранить ему жизнь, чтобы вернуть деньги позже. Поскольку они доверяли ему, они были готовы это сделать. [ 2 ]

Он продолжал изучать мусар и работать над чертами своего характера, как если бы он еще учился в ешиве. По вечерам, после целого дня изнурительной работы, он преподавал своим ученикам мусар и мишнайос . Часть времени на рабском труде он прятался в сарае, чтобы учиться, и даже во время работы часто доставал Танах и учился. [ 2 ]

После Второй мировой войны

[ редактировать ]

старую синагогу Вскоре после освобождения Либман нашел в Ганновере с полным набором Мишней и разделил ее, чтобы мальчикам было что изучать. [ 3 ]

В день Берген-Бельзена освобождения Либман открыл ешиву. Это была первая ешива после освобождения. Люди, не желавшие жить (многие из них были венграми ), приходили к нему за советом и поддержкой, и всех принимали в его ешиву. [ 7 ]

В ноябре 1948 года Либман отправился во Францию. [ 7 ] Сначала он проживал в Лионе . Затем он переехал поближе к Парижу, к Байи . [ 3 ] В то время, когда во Франции было много евреев, но мало еврейской инфраструктуры, Либман сыграл важную роль в создании сети еврейских школ в Лионе, Марселе , Париже и за их пределами. [ 8 ] В период своего расцвета сеть насчитывала 40 школ и 6000 учеников. [ 9 ] Он путешествовал по всей Франции, чтобы все проверить. [ 10 ]

Когда Либман получил финансирование от Американского еврейского объединенного распределительного комитета для создания ешивы, а со временем и полноценной общины, он нацелился на сельскую Францию, вдали от отвлекающих факторов большого города и рядом с лесом, который, по его мнению, был критический элемент в полномасштабном служении Богу. У него не было сомнений в том, что финансирование, которое он получил от «Джойнта», было личной печатью Божьего одобрения проекта. Первоначально он основал общину в Фубленесе , где основал ешиву. [ 4 ] [ 8 ] и в конечном итоге приобрел другие участки земли, где он основал общины в Армантьер-ан-Бри и в Бюссьере, Сена и Марна .

Либман отправился в Марокко, чтобы рассказать о ешиве. [ 11 ] провел пять недель, переезжая из деревни в деревню, вербуя мальчиков. [ 3 ] К 1949 году прибыла первая группа студентов. Вскоре после этого он открыл женское подразделение. [ 11 ]

Либман постоянно совершенствовал черты своего характера и убегал от чести. После войны ведущие раввины, такие как раввины Герцог , бывший главный раввин Израиля , и Элиэзер Сильвер , но он избегал их, потому что не хотел, чтобы ему оказывали какие-либо почести. его ешивы посещали [ 3 ]

Когда однажды кто-то случайно сел ему на ногу, хотя это было довольно больно, он позволил человеку сесть и ничего не сказал. Это был один из способов, которыми он работал над совершенствованием своей толерантности. [ 2 ]

В течение недели Либман жил с мальчиками в ешиве, а его жена оставалась в их квартире. В Шаббат он шел домой, а в еврейские праздники она ходила к нему в иешиву. [ 12 ]

Либман часами проводил в лесу один и призывал других делать то же самое. [ 8 ] Когда он возвращался из леса, он давал урок мусара . [ 13 ] Он также выступал каждую пятницу вечером и в Моцей Шаббат , рассказывая людям, что им нужно, а что им на самом деле не нужно, от чего они могут отказаться, а от чего не следует. [ 10 ]

Либман умер в марте 1997 года. [ 1 ] в возрасте 92 лет. Жена умерла в январе 2004 года. [ 14 ] У них не было детей. [ 10 ]

Литературное изображение

[ редактировать ]

Хаим Граде основал персонажа Херша Рассейнера на основе Либмана в своем рассказе « Моя ссора с Хершем Рассейнером », в котором описывается случайная встреча человека, пережившего Холокост, со старым другом из муссарской ешивы. [ 15 ] Рассказчик потерял веру, а Рассейнер продолжает вести благочестивую и преданную религиозную жизнь. Бывшие друзья спорят о месте религии в постмодернистском мире. До войны Грейд и Либман дружили в Новардке. Грейд рассказал, что у него был короткий разговор с Либманом, и создал эту историю на основе того, что, по его мнению, сказал бы ему Либман, если бы у него были слова. [ 16 ] По этой истории был снят фильм «Ссора» и пьеса. [ 17 ]

  1. ^ Jump up to: а б Раввин Гершон Либман [Раввин Гершон Либман]. zachor.michlalah.edu (на иврите). Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 13 января 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Вайс, Гершон (2000). Агада Холокоста: основы нашей веры . Таргум Пресс . п. 121. ИСБН  1-56871-166-2 . Проверено 25 декабря 2013 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Франкфуртер, Ицхок (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 159 . Проверено 2 ноября 2016 г.
  4. ^ Jump up to: а б Авнер, Эстер Лия (июнь 2011 г.). Учись, живи, учи . Книги фирменных марок. ISBN  978-965-7552-00-1 .
  5. ^ Jump up to: а б с Тухмайер, Ави (15 сентября 2013 г.). «Новардок во французской деревне» . Ами (136): 143 . Проверено 2 ноября 2016 г.
  6. ^ Jump up to: а б Франкфуртер (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 158 . Проверено 2 ноября 2016 г.
  7. ^ Jump up to: а б Франкфуртер (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 157 . Проверено 2 ноября 2016 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Тухмайер (15 сентября 2013 г.). «Новардок во французской деревне» . Ами (136): 147 . Проверено 2 ноября 2016 г.
  9. ^ Франкфуртер (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 161–162 . Проверено 2 января 2023 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Франкфуртер (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 160 . Проверено 2 ноября 2016 г.
  11. ^ Jump up to: а б Тухмайер (15 сентября 2013 г.). «Новардок во французской деревне» . Ами (136): 148 . Проверено 2 ноября 2016 г.
  12. ^ Франкфуртер (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 162 . Проверено 2 ноября 2016 г.
  13. ^ Тухмайер (15 сентября 2013 г.). «Новардок во французской деревне» . Ами (136): 149 . Проверено 2 ноября 2016 г.
  14. ^ Франкфуртер (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 164 . Проверено 2 ноября 2016 г.
  15. ^ Гольдберг, Гилель (1982). Исраэль Салантер, Текст, структура, идея: этика и теология раннего психолога бессознательного . Издательский дом КТАВ, Inc. ISBN  978-0-87068-709-9 .
  16. ^ Левиант, Курт (27 февраля 2013 г.). «Перевод и запоминание Хаима Грейда» . Еврейский обзор книг . Проверено 12 мая 2020 г.
  17. ^ « Пьеса ». «Ссора»: пьеса Давида Брандеса и Иосифа Телушкина . thequarreltheplay.com. Проверено 20 ноября 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3fb2bc281f5d6b6b1b73c995f723ba6a__1702918140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/6a/3fb2bc281f5d6b6b1b73c995f723ba6a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gershon Liebman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)