Гершон Либман
Гершон Либман | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1905 |
Умер | 8 марта 1997 г. | ( 92 года
Национальность | Французский |
Гершон Либман (1905 – 8 марта 1997) [ 1 ] был лидером движения ешивы Новардок после Второй мировой войны и рош-ешивы Новардока во Франции, [ 2 ] где он создал 40 учреждений Торы. [ 3 ] [ 4 ] Он посвятил свою жизнь восстановлению новардокского стиля мусара и служения Богу посредством интенсивной работы над личными качествами характера после того, как движение Новардок было в значительной степени уничтожено во время Холокоста . [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]Перед Второй мировой войной
[ редактировать ]Либман был студентом ешивы Новардок. [ 5 ]
Перед Второй мировой войной он входил в состав раввинского руководства ешивы Новардок в Белостоке вместе с раввином Авраамом Йоффеном . Там он был известен как рав Гершон Острополер. Он был другом раввина Яакова Исраэля Каниевского и сопровождал его из Белостока в Вильно на помолвку Каниевского с сестрой раввина Аврохома Йешая Карелиц . [ 6 ]
Во время Второй мировой войны
[ редактировать ]Во время войны Либман пережил много ужасов, сначала от рук Советов, а затем от нацистов. [ 5 ] В 1941 году, до того, как его отправили в лагеря , русские уже отправили всю ешиву «Новардок» Белостока в Сибирь , а немцы заставляли евреев рыть себе могилы в Понарах и расстреливали их в открытых ямах. Либмана не поймали, когда вошли немцы. Он подошел к еврею, возглавлявшему гетто , и спросил, может ли тот открыть ешиву. [ 6 ] Он настаивал, пока ему не было предоставлено разрешение. Он собрал как можно больше продовольственных карточек для сотрудников ешивы и таким образом спас множество людей. Иешива в гетто была открыта до тех пор, пока он и его ученики не были депортированы немцами в лагеря. [ 3 ]
Когда его привезли в лагерь и у него отобрали одежду и вещи, он познакомился с одним из рабочих, который смог добыть для него пару тфилин в обмен на его пайку хлеба. Ему также удалось получить Сефер Торы . [ 2 ]
Вокруг него образовался круг студентов, с которыми он делился своим дневным рационом еды. Однажды у него было учащенное сердцебиение , и он умолял других заключенных одолжить ему немного своего пайка, чтобы сохранить ему жизнь, чтобы вернуть деньги позже. Поскольку они доверяли ему, они были готовы это сделать. [ 2 ]
Он продолжал изучать мусар и работать над чертами своего характера, как если бы он еще учился в ешиве. По вечерам, после целого дня изнурительной работы, он преподавал своим ученикам мусар и мишнайос . Часть времени на рабском труде он прятался в сарае, чтобы учиться, и даже во время работы часто доставал Танах и учился. [ 2 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]старую синагогу Вскоре после освобождения Либман нашел в Ганновере с полным набором Мишней и разделил ее, чтобы мальчикам было что изучать. [ 3 ]
В день Берген-Бельзена освобождения Либман открыл ешиву. Это была первая ешива после освобождения. Люди, не желавшие жить (многие из них были венграми ), приходили к нему за советом и поддержкой, и всех принимали в его ешиву. [ 7 ]
В ноябре 1948 года Либман отправился во Францию. [ 7 ] Сначала он проживал в Лионе . Затем он переехал поближе к Парижу, к Байи . [ 3 ] В то время, когда во Франции было много евреев, но мало еврейской инфраструктуры, Либман сыграл важную роль в создании сети еврейских школ в Лионе, Марселе , Париже и за их пределами. [ 8 ] В период своего расцвета сеть насчитывала 40 школ и 6000 учеников. [ 9 ] Он путешествовал по всей Франции, чтобы все проверить. [ 10 ]
Когда Либман получил финансирование от Американского еврейского объединенного распределительного комитета для создания ешивы, а со временем и полноценной общины, он нацелился на сельскую Францию, вдали от отвлекающих факторов большого города и рядом с лесом, который, по его мнению, был критический элемент в полномасштабном служении Богу. У него не было сомнений в том, что финансирование, которое он получил от «Джойнта», было личной печатью Божьего одобрения проекта. Первоначально он основал общину в Фубленесе , где основал ешиву. [ 4 ] [ 8 ] и в конечном итоге приобрел другие участки земли, где он основал общины в Армантьер-ан-Бри и в Бюссьере, Сена и Марна .
Либман отправился в Марокко, чтобы рассказать о ешиве. [ 11 ] провел пять недель, переезжая из деревни в деревню, вербуя мальчиков. [ 3 ] К 1949 году прибыла первая группа студентов. Вскоре после этого он открыл женское подразделение. [ 11 ]
Либман постоянно совершенствовал черты своего характера и убегал от чести. После войны ведущие раввины, такие как раввины Герцог , бывший главный раввин Израиля , и Элиэзер Сильвер , но он избегал их, потому что не хотел, чтобы ему оказывали какие-либо почести. его ешивы посещали [ 3 ]
Когда однажды кто-то случайно сел ему на ногу, хотя это было довольно больно, он позволил человеку сесть и ничего не сказал. Это был один из способов, которыми он работал над совершенствованием своей толерантности. [ 2 ]
В течение недели Либман жил с мальчиками в ешиве, а его жена оставалась в их квартире. В Шаббат он шел домой, а в еврейские праздники она ходила к нему в иешиву. [ 12 ]
Либман часами проводил в лесу один и призывал других делать то же самое. [ 8 ] Когда он возвращался из леса, он давал урок мусара . [ 13 ] Он также выступал каждую пятницу вечером и в Моцей Шаббат , рассказывая людям, что им нужно, а что им на самом деле не нужно, от чего они могут отказаться, а от чего не следует. [ 10 ]
Смерть
[ редактировать ]Либман умер в марте 1997 года. [ 1 ] в возрасте 92 лет. Жена умерла в январе 2004 года. [ 14 ] У них не было детей. [ 10 ]
Литературное изображение
[ редактировать ]Хаим Граде основал персонажа Херша Рассейнера на основе Либмана в своем рассказе « Моя ссора с Хершем Рассейнером », в котором описывается случайная встреча человека, пережившего Холокост, со старым другом из муссарской ешивы. [ 15 ] Рассказчик потерял веру, а Рассейнер продолжает вести благочестивую и преданную религиозную жизнь. Бывшие друзья спорят о месте религии в постмодернистском мире. До войны Грейд и Либман дружили в Новардке. Грейд рассказал, что у него был короткий разговор с Либманом, и создал эту историю на основе того, что, по его мнению, сказал бы ему Либман, если бы у него были слова. [ 16 ] По этой истории был снят фильм «Ссора» и пьеса. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Раввин Гершон Либман [Раввин Гершон Либман]. zachor.michlalah.edu (на иврите). Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 13 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Вайс, Гершон (2000). Агада Холокоста: основы нашей веры . Таргум Пресс . п. 121. ИСБН 1-56871-166-2 . Проверено 25 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Франкфуртер, Ицхок (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 159 . Проверено 2 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Авнер, Эстер Лия (июнь 2011 г.). Учись, живи, учи . Книги фирменных марок. ISBN 978-965-7552-00-1 .
- ^ Jump up to: а б с Тухмайер, Ави (15 сентября 2013 г.). «Новардок во французской деревне» . Ами (136): 143 . Проверено 2 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Франкфуртер (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 158 . Проверено 2 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Франкфуртер (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 157 . Проверено 2 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Тухмайер (15 сентября 2013 г.). «Новардок во французской деревне» . Ами (136): 147 . Проверено 2 ноября 2016 г.
- ^ Франкфуртер (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 161–162 . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Франкфуртер (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 160 . Проверено 2 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Тухмайер (15 сентября 2013 г.). «Новардок во французской деревне» . Ами (136): 148 . Проверено 2 ноября 2016 г.
- ^ Франкфуртер (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 162 . Проверено 2 ноября 2016 г.
- ^ Тухмайер (15 сентября 2013 г.). «Новардок во французской деревне» . Ами (136): 149 . Проверено 2 ноября 2016 г.
- ^ Франкфуртер (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 164 . Проверено 2 ноября 2016 г.
- ^ Гольдберг, Гилель (1982). Исраэль Салантер, Текст, структура, идея: этика и теология раннего психолога бессознательного . Издательский дом КТАВ, Inc. ISBN 978-0-87068-709-9 .
- ^ Левиант, Курт (27 февраля 2013 г.). «Перевод и запоминание Хаима Грейда» . Еврейский обзор книг . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ « Пьеса ». «Ссора»: пьеса Давида Брандеса и Иосифа Телушкина . thequarreltheplay.com. Проверено 20 ноября 2018 г.