Йосеф Йозель Хорвиц
Йосеф Йозель Горовиц ( иврит : יוסף יוזל הורוביץ ), также Мусар известный как Алтер Новардока (1847 — 9 декабря 1919), был учеником раввина Исроэля Салантера , основателя движения . Горовиц также был учеником раввинов Ицхака Блазера и Симхи Зисселя Зива и провел некоторое время в Бресте , обучаясь у раввина Хаима Соловейчика . [ 1 ] Он основал иешиву «Новардок» в городе Новогрудке . Кроме того, он основал сеть иешив в Двинске , Минске , Варшаве , Бердичеве , Лиде и Зетле . [ 1 ] Некоторые из его бесед были записаны в книге «Мадрегас ха-Адам» (ивр. מדרגת האדם, «Росту человека» ). Самая основная и важная тема в его книге – Битахон (доверие к Богу). (Горовиц подписывал свое имя: «ББ», что означает Баал Битахон , «Мастер доверия [в Боге]». [ 2 ] )
Биография
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]Хорвиц родился в 1847 г. [ 3 ] в Плонгяне , Литва . Его отцом был раввин Шломо Залман Зив (позже Горовиц), [ 4 ] даян и раввин в Плонгиане , а затем раввин Куртувиана . [ 5 ] У Йосефа Йозеля было три брата и четыре сестры. [ 4 ] Базовое образование Хорвиц получил под руководством своего отца. [ 1 ] Он присоединился к ешиве Кельма, когда был еще очень молод. [ 4 ] В шестнадцать лет он уже читал шиур (урок) в синагоге Куртувиана. [ 1 ]
В восемнадцать, [ 4 ] Хорвиц женился на старшей дочери раввина Яакова Штейна, владельца текстильного магазина из Швекесны. Поскольку Штейн умер незадолго до свадьбы, после свадьбы Хорвиц взял на себя управление бизнесом тестя, а также поддержку вдовы Штейна и восьми детей. [ 5 ]
Встреча с раввином Исраэлем Салантером
[ редактировать ]Из-за своих деловых обязательств он был частым гостем в Мемеле , где в возрасте 27 лет [ 6 ] он встретил раввина Исраэля Салантера , который в то время был раввином Мемеля. Посетив ряд занятий Салантера и встретившись с ним, Горовиц решил закрыть свой бизнес, покинуть Швекесну и на постоянной основе изучать Тору в Ковно . Это встретило некоторую оппозицию со стороны его отца, раввина Шломо Залмана Горовица, и раввина Исроэля Салантера, оба из которых были обеспокоены реакцией его жены на это решение. Однако он заверил их, что «она всегда меня понимала, поймет и на этот раз». [ 5 ]
Уединение в Ковно
[ редактировать ]По совету раввина Исроэля Салантера Горовиц присоединился к Ковно «Колель Перушим» , где учился у раввина Ицхака Блейзера, Нафтали Амстердама и Авраама Шенкера, учеников-мусаров раввина Исроэля Салантера.
В конце концов Горовиц привез жену и детей в Ковно, где его жена родила еще двоих детей и умерла при родах. После смерти жены Горовиц разделил детей между родственниками и уединился в доме ковенского жестянщика по имени раввин Шломо. Он оставался в этой комнате полтора года, так и не выйдя. Чтобы гарантировать свое одиночество, он загородил вход в свою квартиру кирпичной стеной с двумя небольшими окнами, через которые при необходимости поддерживал связь со своим домовладельцем. [ 5 ] Через одно окно ему подавали молочную пищу, а через другое — мясо. [ 2 ]
Вынужден уйти
[ редактировать ]В 1881/1882 году маскилим опубликовала серию статей, в которых высмеивала затворничество Хорвица. Позже они бросили ему во двор пачку фальшивых купюр, а затем сообщили в полицию, что его убежище является базой для изготовления фальшивых денег. В тот день мать Хорвица пришла навестить его и сожгла сверток. Вскоре после этого полиция ворвалась в комнату Хорвица и сломала стену. Хотя ничего подозрительного они не нашли, ему запретили жить в уединении. [ 5 ]
Вскоре после того, как он вышел из затворничества, его наставники убедили его снова жениться. Однажды вечером Хорвиц проходил мимо дома раввина Шломо и услышал чей-то плач. На следующий день он спросил раввина Шломо, что произошло. Раввин Шломо рассказал ему, что человек, за которого должна была выйти замуж его дочь Хая Ривка, разорвал помолвку. Хорвиц сказал раввину Шломо, что женится на Хае Ривке, но только при условии, что ему будет разрешено изолировать себя всю неделю, возвращаясь к своей семье только на Шаббат и Йом Тов . Они согласились на это условие, и матч был завершен. Раввин Гершон Чиринский, торговец лесом. [ 5 ] владевшие поместьями вокруг Цетля (при содействии [ 4 ] Раввин Э. [ 5 ] Лахман из Берлина ), [ 4 ] построил лесной заповедник, где Хорвиц уединялся на 12 лет, навещая свою семью только в субботу. [ 5 ]
Когда его отец умер в 1890 году, и Куртувиан предложил ему должность главы общины, которую он унаследовал бы от отца, он не принял ее, потому что у него была сестра, которая осталась сиротой, и он отказался от места раввина в пользу своего будущего зятя. [ 1 ]
Создание иешив
[ редактировать ]В 1893/1894 году Хорвиц начал посещать раввина Симху Зисселя Зива в Кельме . Раввин Симха Зиссель убедил Хорвица попытаться противодействовать влиянию движения Хаскала. [ 5 ]
В очередной раз Горвиц покинул свое затворничество и основал сеть коллов в 20 польских и русских городах, среди них Шавли , Двинск, Минск, Варшава, Бердичев, Новардок, Одесса , Лида и Зетль. После создания колеля он призывал своих учеников основать прилегающие к нему ешивы. Эти учреждения финансировались раввином Лахманом и возглавлялись раввином Ицхаком Блейзером. [ 5 ] В ешиве в Бердичеве обучалось двести студентов. [ 4 ] Когда Хорвиц слышал, как ученики спорят на трудном уроке или дискуссии, он не уходил, пока дело не было решено (об этом писал раввин Дов Кац в своей книге « Тнуат Мусар » (« Движение Мусар »), стр. 199). [ 1 ]
Хорвиц также основал ешиву Гедола в Новардке, куда приезжали учиться выпускники многих основанных им ешив. В этой ешиве обучалось более 300 студентов. [ 5 ]
Когда разразилась Первая мировая война , Хорвиц решил переместить ешиву от границы. Он не позволил ешиве остаться в Новардке. В 1914/1915 году Хорвиц отправился в Украину в поисках нового помещения для ешивы. Перед отъездом он сказал своим ученикам, что если немцы подойдут к Новардку, им следует бежать в сторону Украины. Горвиц нашел помещение для ешивы в Гомеле . Тем временем немцы захватили территорию под Новардком, и студенты ешивы бежали в Гомель. В Гомеле они жили в доме раввина Яакова Каца. Вскоре там стало настолько многолюдно, что им пришлось переехать в близлежащий бейс-медраш , а затем в различные синагоги города. К концу лета 1915 года 80 студентов добрались до Гомеля, и иешива была восстановлена. [ 5 ]
В Киеве
[ редактировать ]В 1917/1918 году обстоятельства военного времени вынудили Горвица перевести иешиву из Гомеля в Киев , где он основал еще четыре иешивы-гедолы. [ 5 ]
Во время Сукко 1919 года русские устроили погромы в Киеве, убив сотни евреев. Многие евреи в этом районе искали убежища в доме Хорвица, полагая, что за его заслуги их пощадят. На Симхас Тора ситуация ухудшилась, но Хорвиц поручил своим ученикам проводить хакафос как обычно. Участники беспорядков обстреляли окна его дома. Все упали на пол, кроме Хорвица, который остался стоять во главе стола с чашкой для кидуша в руке. [ 5 ]
Смерть и погребение
[ редактировать ]После Сукко в Киеве разразилась эпидемия брюшного тифа , унесшая жизни тысяч его жителей. Вскоре дом Хорвица наполнился инвалидами, за которыми он лично ухаживал. В Кислеве он заразился этой болезнью и так и не оправился от нее. Тем не менее, он продолжал заботиться о нуждах инвалидов. Он умер 9 декабря 1919 года. [ 5 ]
На его похороны хлынули евреи Киева и окрестностей. Последним его восхвалял его ученик раввин Довид Будник. Сорок три года спустя его ученики перевезли его гроб в Израиль, а летом 1963 года он был перезахоронен на кладбище Хар-ха-Менухот в Иерусалиме . [ 5 ] [ 7 ]
Годовщина его кончины - 17 кислева - остается важной памятной датой среди новардокеров, которые собирались в этот день, чтобы укрепить друг друга.
Оппозиция
[ редактировать ]Хорвиц подвергся критике со стороны раввина Ицхака Эльханана Спектора . [ 1 ] Раввин Бурштайн из Таврика (Литва) и раввин Ицхок Янкеф Рейнес из Лиды также выступили против способа мусара Хорвица. [ 4 ] Раввин Новардка, раввин Йехиэль Мишель Эпштейн , хотя и не был последователем движения Мусар, помог Хорвицу добиться успеха. [ 1 ]
Раввин Аврохом Йешая Карелиц особенно отверг такие элементы философии Новардка, как их крайнее самоуничижение и антиобщественное поведение. В то время как Новардок занимался самокритикой и самоуничижением, Гилель Гольдберг отмечает, что ученики Новардока были одними из самых счастливых людей в мире ешив. [ 8 ] [ 2 ]
Novardok yeshivas
[ редактировать ]В соответствии с его упором на непоколебимый битахон (доверие к Божественному провидению), последователи Хорвица без страха садились в поезда во время гражданской войны и основывали сотни иешив в России . После возникновения коммунизма студенты этих ешив бежали в Польшу , нелегально пересекая границу с Польшей.
В конце концов, движение ввязалось в финансовый спор с другими ешивами по поводу финансирования. Лидеры утверждали, что каждую ешиву Новардка следует рассматривать как одну единую ешиву. Противники хотели, чтобы все ешивы Новардка считались одной. Все ешивы Новардка назывались «Ешивы Бейс Йосеф» в честь Хорвица.
Директора этих ешив находились в постоянном контакте с Хорвицем, который направлял их и посещал, проводя почти каждую субботу в другом городе. Поскольку он был к тому времени уже довольно пожилым, ближайшие ученики пытались отговорить его от подобных путешествий. Он ответил бы, процитировав стих ( Бытие 12:9 ): «И шел Авраам, постоянно путешествуя», на который Малбим комментирует: «Он пошел, чтобы освятить имя Всевышнего». [ 5 ]
Один год Хорвиц провел Рош ха-Шана в Гомеле, Шаббат Шуву в Киеве и Йом Кипур в Харькове , городах, которые очень удалены друг от друга. [ 5 ]
Преемники
[ редактировать ]У Хорвица было три зятя: раввин Альтер Шмелевиц, раввин Исроэль Янкеф Любчанский и раввин Авраам Йоффен . Раввин Шмулевиц был известным ученым и последователем дерех ха пилпул . Он не был последователем метода Мусара Хорвица. В конце концов раввин Альтер покинул Новардок и стал главой иешивы в Щучине . Раввин Любчанский последовал указанию своего тестя. Он был руководителем иешивы в Барановичах « Охель Тора », шедшей по пути Мусара. В последующие годы (с 1921 г.) главой ешивы был раввин Эльхонон Вассерман. Раввин Цви Хирш Гутман был директором до последнего дня его существования. Раввины Любчанский и Гутман были убиты нацистами вместе с еврейской общиной Барановичей. Раввин Йоффен был главой ешивы Новардок в Белостоке . [ 4 ]
После Холокоста
[ редактировать ]За исключением Гейтсхедского талмудического колледжа , который официально называется «Йешивы Бейс Йосеф» в Гейтсхеде , все ешивы Новардка в Европе были уничтожены во время Холокоста .
Раввин Йоффен пережил Холокост и приехал в США , где основал ешиву Новардок. Он также возглавлял иешиву «Бейт Йосиф» в Израиле. [ 4 ]
В Иерусалиме были основаны два филиала Новардка; один под руководством раввина Бен-Циона Брука , а другой - под руководством раввинов Шмуэля и Эйтана Йофена. Дополнительные филиалы были открыты в Нью-Йорке различными детьми и внуками раввина Аврома Йофена. Например, раввин Йехиэль Перр из Фар-Рокавей, штат Нью-Йорк, основал ешиву Дерех Айсон, также известную как ешива из Фар-Рокавей , раввин Моше Фасковиц из Квинса, штат Нью-Йорк, основал ешиву Мадрегас ха-Адам, а раввины Мордехай Йофен и Исроэль Цви (Хеши) Некриц основали Иешивас Бейс Йосеф из Бруклина вместе с раввином Яаковом Дрилманом, другом всей жизни и талмидом рава Ицхака Хатнера .
Дополнительная сеть иешив Новардок была основана после Холокоста во Франции раввином Гершоном Либманом. [ 9 ] [ 10 ] (1905–1997).
Учения
[ редактировать ]«Человек должен отказаться от всего своего будущего ради сегодняшнего дня, чтобы он не тратил все свое сегодня на одно завтра». [ 11 ]
Когда эпидемия тифа в Киеве серьезно затронула и учеников его ешивы, «раввина Йозефа Джозеля нашли чистящим туалеты ешивы». [ 11 ]
«Когда надо послать письмо, я посылаю телеграмму. Когда надо послать телеграмму, я посылаю эмиссара. Когда надо послать эмиссара, я иду сам». [ 12 ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- BitachonBoost.com за разъяснение части работы раввина Горовица.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гинзбург, Мордехай. «Мусарское движение» . п. 33 . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Гольдберг, Гилель (15 сентября 2013 г.). «Новардок: Запечатанные сокровища». Ами . № 136. с. 138.
- ^ «ОУ – Шаббат Паршат Матот» . OU.org. Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Проверено 21 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гутман, Шломо М. «Что я помню о Новогрудке» . п. 39 . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Софер, Д. «Рав Йосеф Йоизель Горовиц ZT"L Алтарь Новардка» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 г. Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ «Великие лидеры нашего народа» . ou.org. Архивировано из оригинала 17 октября 2006 года.
- ^ Рапопорт, Яаков М. (1990). Свет из Двинска: Рав Меир Симха, Ор Сомаях . Таргум Пресс . п. 137. ИСБН 0944070566 .
- ^ Гольдберг, Гилель (1987). Огонь внутри . Артскролл/Месора. стр. 129–131.
- ^ См. Авнер, Эстер Лия (июнь 2011 г.). Учись, живи, учи . Книги фирменных марок. ISBN 978-965-7552-00-1 .
- ^ Тухмайер, Ави (15 сентября 2013 г.). «Новардок во французской деревне» . Ами (136): 140–151 . Проверено 2 ноября 2016 г .; Франкфуртер, Ицхок (15 сентября 2013 г.). «Разговор с равом Хаимом Гальперном из Арментьер-ан-Бри» . Ами (136): 155–164 . Проверено 2 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Искры Муссара: Сокровищница слов и дел великих Муссаров . 28 июня 2012 г.
- ^ Гольдберг, Гилель (1987). Огонь внутри . Артскролл/Месора.