Особый Шаббат
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2009 г. ) |
Особый Шаббат — это еврейский Шаббат ( иврит , שבת шаббат ), дни, в которые отмечаются особые события. [1] Вариации в литургии и особые обычаи отличают их от других суббот (иврит, שבתות Шаббатот ), и каждая из них имеет особое имя. Многие общины также добавляют пиютим во многие из этих особых суббот. Два таких Шаббата, Шаббат Мевархим — Шаббат, предшествующий новому еврейскому месяцу, — и Шаббат Рош Ходеш (который совпадает с новым месяцем/луной) могут происходить несколько раз в течение года. Другие особые субботы происходят в определенные субботы перед определенными еврейскими праздниками в течение года или совпадают с ними по установленному шаблону.
Шаббат Шува – Возвращение
[ редактировать ]Шаббат Шува или Шаббат Тешува («Суббота [] возвращения» שבת שובה или «Суббота [] покаяния» שבת תשובה) относится к Шабату, который приходится на Десять дней покаяния , но находится между (т.е. не включает) два последовательных дня. Дни Рош ха-Шана и День Йом Кипур . Название Шаббат Шува происходит от первого слова Хафтара , которое читается в этот день; основная хафтара состоит из Осии 14:2–10 , и это все, что читают в йеменских общинах; другие сообщества добавляют Иоиля 2:11–27 и/или Михея 7:18–20 , что буквально означает «Вернись!» Он также известен как Шаббат Шува, поскольку является одним из Асерет Йемей Тешува (Десять дней покаяния).
Шаббат Шира – Песня
[ редактировать ]Шаббат Шира («Суббота песни» שבת שירה) — это название Шаббата, включающее в себя Паршат Бешалах . недели Чтение Торы содержит Песнь моря ( Исход 15:1–18). Это была песня детей Израиля после перехода через Красное море . не существует Специального чтения Торы . Хафтара включает в себя Песнь Деворы . У ашкенази существует обычай кормить диких птиц в этот Шаббат в знак признания их помощи Моисею в пустыне. Некоторые общины читают пийют Йом ле-яббаша .
The Four Parshiyot
[ редактировать ]Это четыре особые субботы, каждая из которых получила свое название от дополнительной главы Торы , читаемой в этот день. Две субботы приходятся на недели, предшествующие Пуриму , и две — на недели, предшествующие Песаху .
Шаббат Шекалим – шекелей
[ редактировать ]Шабат Шекалим («Суббота шекелей » שבת שקלים) требует от каждого взрослого еврея мужского пола внести половину библейского шекеля на содержание скинии , или мишкана (משכן). глава Торы Исход 30:11-16 (начало Параша Ки Тиса Читается ). Этот Шаббат наступает в Шаббат перед или 1 Адара . В високосные годы еврейского календаря , когда идут два месяца Адара, Шаббат Шекалим приходится на Шаббат перед или в 1 Адара II.
Шаббат Захор – памяти
[ редактировать ]Шаббат Захор («Суббота [] поминовения שבת זכור») — это Шаббат, непосредственно предшествующий Пуриму . Второзаконие 25:17-19 (в конце Параши Ки Тейцеи ), описывающее нападение Амалика на самых слабых , пересчитывается. Существует Традиция Талмуда гласит , что Аман , антагонист истории Пурима, произошел от Амалика. Читаемая часть включает в себя заповедь помнить о нападении Амалика, и поэтому при этом публичном чтении и мужчины, и женщины прилагают особые усилия, чтобы услышать. чтение.
Суровый Шаббат
[ редактировать ]Шаббат Пара («Суббота [] рыжей телицы » שבת פרה) отмечается в субботу, предшествующую Шаббат ха-Ходеш, в рамках подготовки к Песаху . Числа 19:1-22 (начало Параша Чукат ) описывают парах адума (« красная телица ») в еврейском храме как часть способа, которым коэны и евреи очищали себя, чтобы быть готовыми («чистые "), чтобы принести в жертву Корбан Песах .
Шаббат ха-Ходеш
[ редактировать ]Шаббат ха-Ходеш («Суббота месяца» שבת החודש) отмечается в субботу, предшествующую первому еврейскому месяцу нисана (или 1-го числа самого нисана, если он выпадает на субботу), во время которого Пасха празднуется . Читается специальный мафтир Исход 12:1-20 (из Парашаха Бо) , в котором определяются законы Песаха. В первый день нисана Бог дал первую заповедь о том, как «освятить новолуние» ( кидуш хаходеш ) для наступления Рош Ходеш и таким образом Нисан становится первым месяцем еврейского года (считая по месяцам).
Шаббат ха-Гадоль
[ редактировать ]Шаббат ха-Гадоль («Великий Шаббат» שבת הגדול) — это Шаббат непосредственно перед Песахом. Первый Шаббат ха-Гадоль состоялся в Египте 10 нисана, за пять дней до исхода израильтян. В тот день израильтянам была дана первая заповедь, применимая только к этой субботе: «В десятый день этого месяца (нисана)… каждый человек должен взять по ягненку в дом, по ягненку в каждый дом (Исход 12) :3). [2] В этот Шаббат есть особое чтение Хафтарой книги Малахии . Традиционно во второй половине дня перед широкой общиной читается длинная и обширная проповедь.
Приводятся различные причины названия этого Шаббата:
- В Мидраше Раба говорится: «Когда они (еврейский народ) отложили своего пасхального агнца в субботу, первенцы язычников собрались возле израильтян и спросили их, почему они это делают. Их ответ был следующим: «Это жертва на Песах Богу, который убьет первенцев египтян». Они (первенцы) пошли к своим отцам и к фараону с просьбой дать разрешение отправить еврейский народ на свободу – но те отказались. Тогда первенцы начали против них войну, и многие из них (египтян) были убиты. В этом смысл стиха ( Псалмы 136:10 ): «Поразивший Египет через первенца его; ибо милость Его вечна».
- В Туре говорится: Ягненок был египетским божеством. Многие евреи, после 210 лет погружения в египетскую цивилизацию, также приняли это животное как своего бога. Когда Бог повелел отложить ягненка и привязать его к постели на четыре дня в ожидании жертвоприношения, еврейский народ отказался от своей идолопоклоннической практики и мужественно выполнил эту заповедь в глазах египетского народа, продемонстрировав тем самым свое полное доверие и веру в Бог. Ничто не могло быть более отвратительным для египтян, поскольку их бога предстояло убить. Тем не менее чудом египтяне не смогли произнести ни слова, ни поднять руку. Они беспомощно наблюдали, как их бога готовили к резне. Это чудо было великим чудом ( нес гадол ) и дало этому Шабату свое название.
- « Пери Хадаш» пишет: «В этот день еврейскому народу было приказано выполнить свою первую заповедь – отложить ягненка в качестве жертвоприношения. (Примечание: мицва Рош Ходеш не была той, которую они практически выполнили в то время в этом месяце.) Поэтому это значительное достижение называется Гадоль . Кроме того, выполнив эту первую мицву, они стали подобны детям, взрослеющим – они праздновали свою бар/бат-мицву. В этом свете название Шаббат ха-Гадоль можно было бы перевести как «В субботу евреи стали гадолами /зрелыми взрослыми».
- Хатам Софер пишет: В этот день еврейский народ полностью «вернулся» ( Тешува ) к своим обязательствам и вере в Бога (как объяснено в причине №1). Бога зовут Гадол. Поэтому еврейский народ, принявший и подчинившийся Богу, получил титул гадоль . также
- « Шиболеи Халекет» пишет: «Обычная длинная субботняя речь ха-Гадоль заставляет Шаббат казаться долгим, растянутым и « гадольным ». (По такой же причине Йом Кипур называют Цома Раба / Большой пост – он кажется долгим!).
- Раввин Давид бен Джозеф Абудархам пишет: В Хафтаре Шаббата перед Песахом мы читаем поссук [Малахия 3:23]: « Хинеи Аночи Шолеах Лахем Эт Элияху Ханави Лифней Бо Йом Х-шем ХаГадол В'ханора », или «Вот, я посылаю к вам Илию пророка перед наступлением великого и страшного дня Господня». По этой причине Шаббат ха-Гадоль относится к той же категории, что и Шаббат Хазон , Шаббат Нахаму и Шаббат Шува , поскольку их название происходит от Хафтара.
- Каждый Шаббат, предшествующий фестивалю или фестивальному сезону, известен как Шаббат Хагадоль. (Шиболей Халекет)
Шаббат Хазон – Видения
[ редактировать ]Шаббат Хазон («Суббота [видения]» שבת חזון, также Шаббат Хазон [3] ) назван в честь « Видения Исайи над Иудой и Иерусалимом» ( Книга Исайи 1:1-27), которое читается как Хафтара в этот Шаббат в конце трех недель между тяжелыми испытаниями , которые предшествуют скорбному посту Тиша бе-Ав . Ее также называют черной субботой из-за пророчества Исаии об упреке, предсказывающего разрушение первого храма во время осады Иерусалима и ее статуса самой печальной субботы в году (в отличие от белой субботы, Шаббат Шува, непосредственно предшествующей Йому). Кипур). [4]
Шаббат Начаму
[ редактировать ]Шаббат Нахаму («Суббота утешения/инга») берет свое название от хафтара Исайи в Книге Исаии 40: 1–26, в которой говорится об «утешении» еврейского народа в его страданиях. Это первый из семи хафтарот. утешения в преддверии праздника Рош ха-Шана , еврейского Нового года.Это происходит в субботу после Тиша бе-Ав. Шаббат Начаму традиционно отмечается пением, танцами, едой и музыкальными представлениями, которые продолжаются до раннего утра следующего утра. Многие обычаи предписывают, чтобы празднование длилось до самого раннего времени Шахарита (утреннего молебна). Также принято начинать Шаббат Начаму в Эрев Шаббат/пятницу яркими музыкальными представлениями и танцами, а также возобновлять музыкальные выступления после Шахарита в воскресенье до Минхи/вечерних молитвенных служб.
Шаббат Мевархим
[ редактировать ]Любой Шаббат, который предшествует и начинает неделю, в течение которой будет день или дни нового еврейского месяца ( Рош Ходеш ), известен как Шаббат Мевархим ( мевархим означает «они [собрание] благословляют» [предстоящий новый месяц]». )
Эта молитва читается после чтения Торы перед тем, как свиток Торы несут обратно в ковчег Торы , где он хранится в синагоге .
Евреи-ашкенази называют такой Шаббат (Шаббат) Рош Ходеш бентшен или бентшен Рош Ходеш . (На идише bentschen означает « (акт) благословения». происходит от латинского benedictio. [5] .) Существует традиция, что женщины прилагают дополнительные усилия, посещая синагогу, чтобы услышать и прочитать эту молитву.
Существуют хасидские общины, такие как община Хабад , которые просыпаются рано утром в субботу, чтобы прочитать весь Теилим в синагоге , и которые проводят собрание особого ликования (известное как фарбренген ) в честь Шаббата Мевархим . [6]
Если на следующий день после Шаббата наступает Рош Ходеш, обычно читается особая хафтара («Мачар Ходеш» - I Царств 20: 18-42); как особый мафтир если сам Шаббат выпадает на Рош Ходеш, то обычно читаются , так и хафтара (Исаия 66), а также Халель и особый Муссаф . Эти хафтарот могут быть заменены другим особым Шабатом, таким как Шаббат Шекалим или Шаббат ха-Ходеш. Несмотря на это, в некоторых общинах хафтара завершается первой и последней строками хафтары Мачар Ходеш или Рош Ходеш.
Шаббат Чол ХаМоед
[ редактировать ]Каждый Шаббат во время Чол ха-Моед , «промежуточных дней» Песаха и Суккота , известен как Шаббат Чол Ха-Моед («Шаббат промежуточных дней» שבת חול המועד), который происходит до двух раз в год в течение недели. длинные фестивали. Это может произойти один раз во время Песаха и один раз во время Суккота («Кущей») или в обоих случаях.
В эти субботы не читается обычная еженедельная глава Торы , вместо этого проводятся специальные чтения Торы, основанные на уникальности каждого праздника и Трех праздников паломничества . Существуют также специальные мафтиры («дополнительные чтения Торы») и Хафтарот (чтения пророков). См. Хафтар, чтобы узнать об особых субботах, фестивалях и постных днях .
Шаббат Чол Хамоед Песах
[ редактировать ]Шабат во время Чол ха-Моэд на Песах известен как Шаббат Чол Ха-Моед Песах , и в дополнение к назначенным для этого дня чтению Торы, мафтиру и хафтаре, в синагоге читается вслух Песнь песней ( Шир ха-Ширим ) целиком со специальным кантилляция перед чтением Торы во время службы.
Шаббат Чол Хамоед Суккот
[ редактировать ]Шаббат во время Чол ха-Моед в Суккот известен как Шаббат Чол Хамоед Суккот , и в дополнение к назначенным для этого дня чтению Торы, мафтиру и чтению хафтары, в синагоге читается вслух Экклезиаст ( Кохелет ) целиком со специальной кантилляцией перед Суккотом. Чтение Торы во время службы.
Шовавим
[ редактировать ]Слово Шовавим — это еврейская аббревиатура, обозначающая главы Торы:
Слово Шовавим также означает «хулиганы».
По одному из первых шести парашотов Книги Исход читаются в синагоге в субботу , обычно в еврейские месяцы Тевет и Шват (примерно с января по февраль по гражданскому календарю). Каббала учит, что каяться в грехах благоприятно. У некоторых людей есть обычай поститься ( таанит ) и давать дополнительную цдаку в это время, а также читать слихот и другие каббалистические молитвы и тиккуним .
Если год високосный, добавляются еще две недели:
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лукас, Алан. «Какие особые субботы перед Пуримом и Песахом?» . Изучение иудаизма . Объединенная синагога консервативного иудаизма . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ «Шаббат ха-Гадоль» .
- ↑ Еврейская виртуальная библиотека, Особый Шаббат , по состоянию на 21 декабря 2015 г.
- ^ Айзенберг, Рональд Л. (9 декабря 2008 г.). Путеводитель JPS по еврейским традициям . Еврейское издательское общество Америки. п. 304. ИСБН 978-0-8276-0760-6 .
- ^ «Бенш» .
- ^ Ха-Йом Йом 26 кислева - Обычаи Шаббата Меворхим.