Pesach Sheni
Pesach Sheni | |
---|---|
Официальное название | Иврит : Песах Шани. |
Также называется | Перевод: «Вторая Пасха» |
Наблюдается | евреи |
Тип | еврейский |
Значение | День восполнения Корбан Песах (жертвоприношение ягненка Паскаля), если он был пропущен на Песах. |
Торжества | Некоторые евреи- хасиды проводят седер, напоминающий пасхальный седер. |
Дата | 14-й день Ияра |
Дата 2023 года | Закат, 4 мая – наступление ночи, 5 мая |
Дата 2024 года | Закат, 21 мая – ночь, 22 мая |
Дата 2025 года | Закат, 11 мая – ночь, 12 мая |
Дата 2026 г. | Закат, 30 апреля – наступление ночи, 1 мая |
Связано с | Песах |
Галахические тексты, относящиеся к этой статье | |
---|---|
Тора : | Числа 9:1–14 |
Мишна : | Песахим 9:1–4 |
Вавилонский Талмуд : | Песахим 92б-96а |
Песах Шени ( иврит : פסח שני , перевод: Вторая Пасха ) происходит каждый год 14 ияра . Это ровно через месяц после 14 нисана , за день до Песаха , в который было предписано приносить Корбан Песах («Пасхальное приношение», т. е. пасхального агнца) в преддверии этого праздника. [ 1 ] Как описано в исходном тексте этой мицвы ( Числа 9:1–14 ), израильтяне собирались праздновать Песах через год после выхода из Египта.
Приношение Корбан Песаха было сердцем этого празднования. Однако «некоторые люди» [ 2 ] были ритуально нечисты из-за контакта с человеческими трупами и поэтому не имели права участвовать в Корбан Песах. Столкнувшись с противоречием между требованием участвовать в Корбан Песах и отсутствием права участвовать в нем из-за нечистоты, они обратились к Моисею и Аарону за инструкциями, в результате чего был передан закон Песах Шени. [ 3 ]
Соблюдение в период Храма
[ редактировать ]Право на участие
[ редактировать ]Как описано в Числах 9:9–13 , еврей может принести Корбан Песах в Песах Шени , если он / она был ритуально нечист из-за контакта с мертвым телом или находился в «дальнем путешествии». Как поясняется в Мишне Песахим (9:1–4). [ 4 ] и его Гемара : [ 5 ]
- Определение «дальнего путешествия» для этой цели обычно толкуется либерально.
- Обычно сюда включаются все виды ритуальной нечистоты, а не только те, которые возникают вследствие контакта с человеческим телом.
По сути, любой, кому неизбежно препятствуют совершить Корбан Песах в Песах, может сделать это в Песах Шени при условии, что большая часть народа была чиста и пришла на первую Песах. Однако нельзя намеренно откладывать Корбан Песах , если в его силах совершить его на Песах.
Сходства и различия по сравнению с Песахом
[ редактировать ]Мишна (9:3) [ 4 ] и Гемара [ 6 ] обрисуйте следующие сходства и различия в законах Корбан Песах , когда он предлагается на Песах Шени , по сравнению с тем, когда он предлагается на Песах:
Такой же:
- Подробности самого жертвоприношения — каких животных можно использовать, что его нужно жарить, что его нужно есть вместе с мацой и горькими травами , что его кости нельзя ломать, что его едят до полуночи, что любые остатки должны быть уничтожены. сгорел.
- Халель читается во время подношения, что отменяет запреты Шаббата : принимать участие могут только те, кто ранее «зарегистрировался» перед забоем.
Другой:
- Единственное ограничение в отношении хамеца (закваски) заключается в том, что его нельзя есть во время Корбан Песах . В противном случае разрешено владеть им и видеть его при ярком солнечном свете, в отличие от Песаха.
- В целом, полный семидневный Хаг ха-Мацот (Праздник опресноков) — праздник, который сейчас обычно называют Песахом, — не отмечается одновременно с Песахом Шени.
- Халель не читается за едой, когда Корбан Песах , в отличие от Песаха. едят
- Раввин Моисей Софер придерживался мнения, что в отличие от собственно Корбан Песаха , который был зарезан после Корбан Тамид (двухдневное дневное приношение), Корбан Песах Шени был зарезан перед Тамидом . [ 7 ] Его мнение противоречит тому, что написано в «Тосафот» , где утверждается, что Песах Шени также убивают после Тамида . [ 8 ]
Соблюдение в наше время
[ редактировать ]Из-за разрушения Храма в Иерусалиме евреи не могут совершить пасхальное жертвоприношение ни в Песах, ни в Песах Шени. У некоторых есть обычай во время Песаха Шени есть мацу в память о жертвоприношении. [ 9 ] Другие говорят, что причина употребления в пищу мацы заключается в том, что 14 ияра был день, когда маца, вывезенная из Египта, была съедена. [ 10 ] У некоторых есть обычай исключать Таханун из ежедневного молебна. [ 11 ] хотя этот обычай не соблюдается повсеместно. [ 12 ]
В хасидизме
[ редактировать ]Песах Шени занимает относительно видное место как в Хабаде , так и в хасидской мысли. Одна из тем, обычно выражаемая в этот праздник, — это второй шанс. [ 9 ] [ 13 ] [ 14 ] В нескольких хасидских группах ребе проводит тиш на Песах Шени.
Ребе им Надворны и родственные группы проводят тиш с четырьмя чашами вина, мацы и марора в духе седера . [ 15 ] [ 16 ]
ЛГБТ
[ редактировать ]Начиная с 2009 года несколько религиозных организаций, занимающихся продвижением толерантности и социального плюрализма среди ЛГБТ- сообщества, начали признавать Песах Шени днем религиозной толерантности. В соответствии с темой Песах Шени как второго шанса на принятие, несколько организаций организуют мероприятия в школах, домах и религиозных семинариях, на которых религиозные члены ЛГБТ-сообщества будут выступать и делиться своим опытом. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Чол ха-Моед , промежуточные дни Песаха и Суккота.
- Исру чаг означает день после каждого из Трех фестивалей паломничества .
- Мимуна — традиционный североафриканский еврейский праздник, проводимый на следующий день после Песаха.
- Пурим Катан — это когда в еврейский високосный год Пурим празднуется во время Адара II, поэтому 14-е число Адара I тогда называется Пурим Катан.
- Шушан Пурим приходится на 15 адара и в этот день евреи в Иерусалиме празднуют Пурим.
- Йом Кипур Катан — это практика, которую некоторые евреи соблюдают в день, предшествующий каждому Рош Ходеш или Новолунию.
- Йом тов шени шел галуйот означает соблюдение дополнительного дня еврейских праздников за пределами Израиля.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Левит 23:5
- ^ Бараита , цитируемая в Вавилонском Талмуде Сукка 25б, предлагает два отдельных мнения: те, кто несли тело Иосифа (сына Иакова) (согласно Бытию 50:25 ), или те, кто похоронил сыновей Аарона Надава и Авиу (в результате события Левит 10:1–7 ). Однако Гемара отвергает обе эти возможности и просто говорит, что они имели дело с мет-мицвой (умершим неопознанным человеком).
- ↑ Раши , комментируя 9:7 и цитируя Сифрея , предполагает, что закон был сообщён таким образом, чтобы вознаградить заслуги просивших.
- ^ Jump up to: а б Wikisource . – через
- ^ БТ 92б–96а
- ^ БТ 95 а-б
- ^ Хатам Софер о Псахиме 88 б.
- ^ Тосафот о Менахосе , 49 а.
- ^ Jump up to: а б Лешем (Блобштейн), раввин Цви (2006). «Песах Шейни 5766: Праздник второго шанса» . Тора онлайн . Иерусалим, Израиль: Мидерешет Нишмат. Архивировано из оригинала 12 апреля 2013 года . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Шурпин, раввин Иегуда (2017). «Последние остатки чуда» . Хабад Онлайн . Иерусалим, Израиль: Хабад . Проверено 17 мая 2017 г.
- ^ См . Сидур , Шахарит по будням.
- ^ Яковсон, раввин Ечезкель (31 августа 2005 г.). «Песах Шени» . Иешиват Шаалвим . Проверено 12 января 2013 г.
- ^ «Айом Йом (на 8 мая 2009 года)» . Проверено 12 мая 2009 г.
- ^ «Вторая Пасха: всегда есть второй шанс» . сайт Chabad.org . Проверено 21 января 2013 г. .
- ^ Зиннер, Гавриэль (2002). «Песах Шани » ] ( Ните Гавриэль : Хилхот Песах на иврите). Том. 3. Конг. Нитей Гавриэль. стр. 324–332. ISBN 9780810997455 . LCCN 2002442516 . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Генут, Мордехай (2010). «Байеру» [15 ияра]. вещи в Луах свое время иврите) / ( на ] . Каждой Давар бе-ито: 5771
- ^ «Продвижение более толерантных еврейских пространств в Израиле (12 мая 2017 г.)» . Проверено 25 февраля 2024 г.