Китнийот
Китнийот ( иврит : קיטנייות , qitniyyot ) — еврейское слово, означающее бобовые . [ 1 ] Однако во время праздника Песах слово китнийот (или китнийос на некоторых диалектах) приобретает более широкое значение и включает в себя зерна и семена, такие как рис, кукуруза, семена подсолнечника и кунжут, в дополнение к бобовым, таким как фасоль, горох, и чечевица. [ 2 ]
Тора [ 3 ] запрещает евреям есть хамец во время Песаха . Хамец определяется как закваска, изготовленная из « пяти видов зерна » ( пшеница , ячмень и три подобных зерна). Еда, приготовленная из любых других видов, не считается хамецом . Однако среди ортодоксальных ашкенази и некоторых сефардских обычаев существует обычай ( минхаг ) во время Песаха воздерживаться не только от продуктов из пяти зерен, но и от других зерновых и бобовых, известных как китнийот , даже если они не являются хамецом . [ 4 ] [ 5 ]
Определение
[ редактировать ]Традиции того, что считается китнийот, варьируются от общины к общине, но обычно включают кукурузу (американскую кукурузу), а также рис , горох , чечевицу и фасоль . Многие также включают в этот запрет другие бобовые, такие как арахис и сою . [ 6 ] Чайей Адам считает, что картофель не является китнийотом, поскольку он был неизвестен в то время, когда был введен запрет, и сегодня этому мнению следуют почти все ашкеназские авторитеты. [ 7 ]
Некоторые сефардские и йеменские евреи традиционно не соблюдали запрет на употребление в пищу китнийот на Песах, хотя некоторые группы воздерживаются от употребления сушеных бобовых во время Песаха.
Поскольку пшеничная мука становится хамецом только после того, как ее измельчают и затем смешивают с водой, можно предположить, что обычай китнийот не запрещает китнийот, который никогда не измельчался или никогда не контактировал с водой. Следуя этой логике, можно было бы разрешить есть свежий китнийот (например, цельные бобы) или обработанный китнийот, который никогда не контактировал с водой (например, некоторые отжатые масла или поджаренные твердые вещества). Фактически, раввин Мордехай Элияху заявил, что «первые ашкенази в Иерусалиме до создания государства разрешали свежие бобовые и запрещали только сухие бобовые, но когда ученики Виленского Гаона и Баал Шем Това приехали в Израиль, они «привезли с собой «из Европы запрет на свежие бобовые». [ 8 ] Консервативные раввины постановили разрешить свежий китнийот. [ 9 ]
В 1930-х годах компания Maxwell House наняла рекламную фирму Джозефа Джейкобса для продвижения своей продукции среди еврейской аудитории. [ 10 ] [ 11 ] Агентство наняло раввина для исследования кофе, в результате чего было установлено, что кофейное зерно больше похоже на ягоду, чем на боб, что делает его кошерным на Песах. [ 12 ] [ 11 ]
История
[ редактировать ]Галахический ашкеназской аргумент (аргумент в соответствии с еврейским законом и традицией) против употребления китнийот во время Песаха зародился в раннесредневековой Франции и Провансе, а затем процветал в ) Германии высокого средневековья ( Рейнской . Большинство раввинских источников до 13 века, в том числе сочинения рава Хуны (3 век), Равы (4 век), рава Аши (5 век) и Маймонида (11 век), прямо разрешали есть китнийот во время Песаха. [ 13 ]
Первоначальные причины обычая не есть китнийот во время Песаха не ясны. Предложения включают в себя:
- Зерна, образующие хамец , обычно смешиваются с китниетом . Поэтому тот, кто готовит китнийот, может случайно съесть хамец . [ 14 ] (Согласно одной из теорий, фермеры в Северной Европе, использующие трехпольную систему, выращивали зерно и бобовые на одних и тех же полях с разницей всего в несколько месяцев, что сделало смешивание этих продуктов обычной реальностью для евреев-ашкенази и привело к китнийот. обычаю развивается среди них. [ 15 ] Даже сегодня коммерческие урожаи безглютенового овса часто загрязнены пшеницей, ячменем или рожью предыдущего урожая. [ 16 ] )
- Китнийот часто обрабатывают так же, как хамеца зерна , и готовят для приготовления продуктов, похожих на хамец (например, кукурузный хлеб ). Таким образом, необразованные люди по наличию продуктов китнийот могут сделать вывод , что хамец также разрешен. [ 14 ] Это превратило бы китнийот в случай марит айн .
- В Талмуде отмечается, что Рава возражал против того, чтобы работники Эксиларха готовили на Песах еду, называемую хасиси , поскольку ее можно было спутать с хамецом . [ 17 ] Тосафот и Натан бен Джехиэль понимают, что хасиси — это чечевица. [ 18 ] По мнению Виленского Гаона , эта история создает основу для беспокойства о китнийот. [ 19 ]
- Потому что в праздники повелено радоваться ( Второзаконие 16:14 ), а «нет радости есть блюда из китнийот», [ 20 ] некоторые еврейские общины избегали китнийот во время всех фестивалей еще в 9 веке, и подобные обычаи соблюдались древними греками, римлянами и арабами. [ 13 ] В других странах чечевица считается пищей скорбящих.
- Хотя китнийот не ферментируется полностью, как хамец , они подвергаются частичной ферментации, подобно хамец нукше . [ 21 ]
- Иерусалимский Талмуд предписывает эксперимент, чтобы определить, может ли тот или иной вид стать хамецом ; как только об эксперименте забыли, виды, которые могли дать положительный результат, пришлось рассматривать как потенциально запрещенные. Поэтому (предполагается) обычай в Земле Израиля (где следовали Иерусалимскому Талмуду) в конечном итоге запрещал китнийот, и этот обычай был унаследован общинами ашкенази. [ 22 ]
Даже в первые дни запрета на китнийот некоторые поским выступали против него, в том числе раббену Йерухам (14 век), который называл это «глупым обычаем», Яаков бен Ашер (14 век), который называл это «ненужной строгостью». и Самуэль бен Соломон из Фалеза , один из первых, написавших об этом обычае 13 века, который назвал его «ошибочным». [ 23 ] [ 24 ] [ 13 ]
Совсем недавно раввины, в том числе рав Моше Файнштейн, не выступали за отказ от этого обычая, но выступали против расширения списка запрещенных китнийот. [ 25 ]
В неортодоксальном иудаизме
[ редактировать ]Хотя реформистский и консервативный ашкеназский иудаизм в настоящее время разрешает употребление китнийот во время Песаха, давняя традиция в этих и других общинах заключалась в воздержании от их употребления. [ 26 ] [ 27 ]
Реформистские еврейские власти, такие как Комитет Респонса Реформистского еврейского движения , основная организация реформистских раввинов в США и Канаде, вынесли решение в пользу разрешения китнийот. [ 28 ] [ 29 ] Реформистский иудаизм впервые официально разрешил есть китнийот во время Песаха в 19 веке. [ 30 ]
В то время как многие консервативные евреи соблюдают традицию избегать китнийот во время Песаха, Комитет по еврейскому закону и стандартам , авторитетный орган консервативного иудаизма, в декабре 2015 года опубликовал два ответа , в которых говорилось, что теперь разрешено есть эти ранее запрещенные продукты во всем мире. [ 31 ] [ 13 ] [ 32 ] Эти ответы были основаны на ответе Комитета Респонса Израильского консервативного движения 1989 года , который разрешил консервативным евреям в Израиле есть китнийот . [ 24 ] Хотя употребление китнийот стало более распространенным в Израиле, во многом из-за влияния сефардских еврейских пищевых обычаев, пока неясно, примут ли консервативные евреи в других частях мира новые постановления или продолжат воздерживаться от китнийот. [ 33 ] [ 34 ]
Некоторые раввины, такие как ортодоксальный раввин Давид Бар-Хаим и консервативный раввин Давид Голинкин , утверждают, что запрет китнийот , хотя и уместен в Восточной Европе, где зародилась традиция ашкенази, не должен распространяться на Соединенные Штаты или Израиль. [ 23 ] [ 24 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] По данным The Forward , некоторые израильтяне выбирают более либеральную раввинскую интерпретацию китнийот, которая позволяет употреблять более широкий спектр ранее запрещенных продуктов. [ 38 ] [ 39 ] и некоторые евреи-ашкенази в Израиле, состоящие в браке с евреями-сефардами, переняли сефардский обычай. Хотя Союз ортодоксальных еврейских общин Америки и другие ортодоксальные организации по-прежнему утверждают, что запрет обязателен для всех евреев-ашкеназов во всем мире, [ 40 ] Кошерный Ортодоксальный союз поддерживает китнийот хешер, предназначенный для евреев-неашкеназов, которые едят китнийот на Песах. [ 41 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мелочи (на иврите). Морфикс . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Список Китнийот – Песах» . ОУ кошерный . Православный союз. 22 января 2013 года . Проверено 24 апреля 2016 г.
- ^ Исход 13:3
- ^ «Что такое Китнийот?» . kashrut.com . Проверено 24 апреля 2016 г.
- ^ «Обычай запрещать бобовые» . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ Матес-Шарф, Арлин. «Почему эта еда отличается от других продуктов питания? Кашрус/Пасха и современная пищевая промышленность» . Кашрут.com . Проверено 27 марта 2013 г.
- ^ «Что такое Китнийот? – Песах» . ОУ кошерный . Православный союз. 23 января 2013 года . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ Нахшони, Коби (30 марта 2007 г.). «Революционное постановление: «Да» китнийот в Песах» . Инетньюс .
- ^ «Тешува, разрешающая ашкенази есть Китнийот в Песах», Эми Левин и Аврам Исраэль Рейснер, источник
- ^ Бергер, Джозеф (8 апреля 2011 г.). «Преображение Агады» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Левитт, Эйми (26 марта 2021 г.). «Агада Максвелл Хаус была триумфом рекламы» . Вынос . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Италия, Линн (22 марта 2011 г.). «Новая Агада Максвелл Хауса готовится к Песаху» . Вашингтон Пост . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 12 апреля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Голинкин, Давид (24 декабря 2015 г.). «Рис, фасоль и китнийот в Песах – они действительно запрещены?» (PDF) . Комитет по еврейскому закону и стандартам . Раввинское собрание . Проверено 25 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мишна Брура 453:6
- ^ Почему сефарды едят Китнийот, а ашкенази - нет.
- ^ Почему эти Cheerios отличаются от всех других Cheerios?
- ^ Песахим 40б
- ^ Тосафот, Песахим 40б, св Рава; Натан бен Джехиэль , Арух
- ^ Хагахот ХаГра, там же.
- ^ Рабейну Маной (Прованс, ок. 1265 г.) Сефер Хаменуха, Хильхот Хамец Умаца 5:1
- ^ Элиша Анцелович: Свобода, равенство, братство , цитируя Ашера бен Мешуллама и Ритву.
- ^ Эли Лэнси, В защиту Китнийот
- ^ Перейти обратно: а б Голинкин, «Дилемма Китнийот», Колот Том 6, № 3, стр. 10, весна 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Голинкин, Давид (1989). «Еда Китнийот (бобовые) в Песах » . Ответ на сегодня . Шехтера Институт иудаики . Проверено 24 апреля 2016 г.
- ↑ Игрот Моше , Орах Хайим 3. 63
- ^ «Призыв к «китнийот» » . jpost.com . Иерусалим Пост . Проверено 24 апреля 2016 г.
- ^ «Могут ли евреи есть рис, фасоль, чечевицу и другие китнийот на Песах?» . 17 марта 2020 г.
- ^ Берк, Эрик. «Разъяснение пищевых ограничений на Песах» . Реформа Judaism.org . Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 г. Проверено 16 апреля 2016 г.
- ^ «ПЕСАХ КАШРУТ И РЕФОРМА ИУДАИЗМА» . CCAR ОТВЕТ . Центральная конференция американских раввинов. 1995 . Проверено 24 апреля 2016 г.
- ^ Санчес, Татьяна (21 апреля 2016 г.). «В этом году к Песаху будут добавлены новые варианты еды» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Проверено 24 апреля 2016 г.
- ^ Шенфин, Лиза (14 апреля 2016 г.). «Консервативное движение отменяет 800-летний запрет на рис и бобовые на Пасху» . Форвард .
- ^ Левин, Эми; Рейснер, Авраам Исраэль (ноябрь 2015 г.). «Тешува, разрешающая ашкенази есть Китнийот в Песах » ( PDF) . Комитет по еврейскому закону и стандартам . Раввинское собрание . Проверено 25 апреля 2016 г.
- ^ Грин, Энн (16 апреля 2016 г.). «Китнийот или не Китнийот, новый вопрос Песаха» . Еврейский Бостон .
- ^ Холзель, Дэвид (12 апреля 2016 г.). «Раввины расширяют пасхальное меню, но будут ли консервативные евреи кусаться?» . Еврейское телеграфное агентство (JTA) .
- ^ Вайс, Ручама; Брэкман, Леви (31 марта 2010 г.). «Раввины: «Восстание Китнийот» продолжается» . Еврейский мир . Инетньюс . Проверено 24 апреля 2016 г.
- ^ «Бет ха-Ваад разрешает всем евреям Израиля есть Китнийот во время Песаха» . Махон Шило (Пресс-релиз). 20 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 3 мая 2007 г.
- ^ «Галахическое постановление об обычае есть Китнийот в Песах» [Галахическое постановление об обычае есть Китнийот в Песах] (PDF) (на иврите). Архивировано из оригинала (PDF) 3 мая 2007 г.
- ^ Джеффей, Натан (1 апреля 2009 г.). «Повстанцы Песаха Китнийот возмущают раввинов, поскольку некоторые ашкенази следуют новому, разрешительному постановлению» . Нет. Новости, Новости сообщества. Ассоциация Форвард, Inc. Проверено 11 марта 2015 г.
- ^ Арен, Рафаэль (15 апреля 2011 г.). «Раввин Эфрата выступает против ограничений на еду на Пасху для евреев-ашкенази» . Нет. Дом – Выходные – Anglo File. Газета Haaretz Daily Newspaper Ltd. Проверено 11 марта 2015 г.
- ^ Любан, Яаков; Герстен, Эли (4 марта 2015 г.). — Интересно, Китнийот? . Еврейское действие . Православный союз . Проверено 24 апреля 2016 г.
- ^ «КО ВРЕМЯ ПАСХИ 2013 ГОДА OU KOSHER ОБЪЯВЛЯЕТ НОВЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ СИМВОЛ «OU KITNIYOT»» . ОУ Кошер (Пресс-релиз). Православный союз . Проверено 24 апреля 2016 г.