Хамец
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2009 г. ) |
Часть серии о |
иудаизм |
---|
![]() ![]() ![]() |
Хамец (также хомец , хамец , хамес , хамеч и другие варианты написания, транслитерированные с иврита : חָמֵץ/חמץ ; IPA: [χamets] ) — продукты с разрыхлителями , запрещенные евреям в праздник Песах .
Хамец — это продукт, который изготавливается из одного из пяти видов зерна , смешивается с водой и оставляется в сыром виде более восемнадцати минут (согласно большинству мнений) и становится заквашенным. несколько раз Этот закон встречается в Торе ; Согласно галахе (еврейскому закону), евреи не могут владеть, есть хамец или получать от него пользу во время Песаха. Наказанием за поедание хамеца на Песах является божественное наказание карет ( отрезание).
Этимология
[ редактировать ]Прилагательное хамец происходит от общесемитского корня Ḥ - M - Ṣ , относящегося к хлебу , закваске и выпечке . Родственное существительное чимуц означает процесс закваски или брожения. Оно родственно арамейскому חמע , «бродить, заквашивать», и арабскому حَمْض ḥamḍ , «кислота», حَمُضَ ḥamuḍa «быть кислым», «становиться кислым», «подкислять». [ нужна ссылка ] Этот корень также относится к кислотности и кислинке на иврите, как и слово хомец – חומץ - означает уксус, а слово хамутц - Хамуц – означает кислый. [1] [2]
Источники, связанные с Торой
[ редактировать ]Тора хамец содержит несколько заповедей, регулирующих во время Песаха :
- Положительная заповедь весь хамец убрать из дома ( Исход 12:15 ). [3] : §9
- Не иметь хамеца в своих владениях. ( Исход 12:19 , Второзаконие 16:4 ). [3] : §11, 20
- Не есть хамец или смеси, содержащие хамец ( Исход 13:3 , Исход 12:20 , Второзаконие 16:3 ). [3] : §12, 19
Запреты вступают в силу поздно утром накануне Песаха, то есть 14-го числа месяца нисана по еврейскому календарю . Хамец разрешается снова с наступлением темноты после последнего дня Песаха, который является 21-м днем месяца и последним из семи дней Опресноков ( Исход 13:6 ). В традиционных еврейских домах в дни, предшествующие Песаху, проводится уборка и удаление всех следов хамеца из дома.
Описание
[ редактировать ]Хамец — это продукт, который изготавливается из одного из пяти видов зерна , смешивается с водой и оставляется в сыром виде более восемнадцати минут (по большинству мнений) и становится заквашенным. [1] [4]
Например, все фрукты, зерновые и травы естественным образом содержат дикие дрожжи и другие микроорганизмы . Это основа всех исторических процессов ферментации в человеческой культуре, которые использовались, среди прочего, для производства пива , вина , хлеба и силоса . Хамец пяти видов является результатом естественной микробной ферментативной активности, вызванной воздействием воды на зерновой крахмал, который не был стерилизован , то есть путем обжига. Это заставляет растворенный крахмал бродить и расщепляться на сахара, которые затем становятся питательными веществами для естественно содержащихся дрожжей. Типичным побочным эффектом этой биологической закваски является рост естественно прилипших к смеси дрожжей, которые выделяют газообразный углекислый газ в результате гликолиза , что приводит к тому, что ферментированное тесто поднимается и становится все более кислым. [1]
Пять зерен
[ редактировать ]Согласно Талмуду , хамец может присутствовать только в пяти видах зерна. Считается, что другие виды не подвергаются «закваске» ( чимуц ), а скорее «порче» ( сирхон ), и поэтому не могут стать хамецом . [5]
По крайней мере, четыре из пяти зерен содержат высокий уровень глютена . Пятое зерно ( шиболет шуал ) в еврейской традиции ашкенази переводится как « овёс » (с низким содержанием глютена), но многие современные учёные вместо этого понимают его как разновидность ячменя (с высоким содержанием глютена). Если последнее мнение верно, то все пять зерен содержат большое количество глютена. Это говорит о том, что глютен является необходимым компонентом хамеца , поскольку он скрепляет тесто при подъеме, позволяя сформировать пышную буханку хлеба. [6]
закваска
[ редактировать ]Разрыхлители , такие как дрожжи или пищевая сода , сами по себе не являются хамецом . Скорее, это ферментированные зерна. Таким образом, дрожжи можно использовать при изготовлении вина. Точно так же пищевую соду можно использовать в пасхальной выпечке из мацыной муки и в шариках из мацы . Поскольку маца, используемая в этих продуктах, уже запечена, зерно не бродит. том, можно ли использовать химическую закваску, такую как пищевая сода, с мукой при приготовлении яичной мацы власти спорят о Современные сефардские . [7] По разрешению тех, кто разрешил, печенье, приготовленное из пасхальной муки, вина и химической закваски (отсутствие воды сделало бы его похожим на яичную мацу согласно правилам хамеца ), продается в Израиле под названием «винное печенье» для сефардов и другие, которые едят яичную мацу на Песах.
Строгость
[ редактировать ]Тора определяет наказание карет , одну из самых высоких степеней наказания в еврейской традиции, за употребление хамеца на Песах ( Исход 12:15 ). [8] Во время Песаха запрещено есть хамец, независимо от того, насколько мала его доля в смеси, хотя обычное правило состоит в том, что если менее 1/60 смеси не кошерно , смесь разрешена. Если разбавление произошло до Песаха, применяется обычное правило 1/60; Евреи-ашкенази применяют эту снисходительность только в том случае, если смесь жидкая. [9]
Кроме того, разрешена ханаа (любая выгода, например, продажа) от некоторых видов некошерной пищи, но никакая форма выгоды не может быть получена от хамеца во время Песаха. Смеси, содержащие менее 50% хамеца , которые обычно не употребляются людьми (например, лекарства или корм для домашних животных, даже если они вполне съедобны), можно иметь в собственности и использовать на Песах, но нельзя есть. [10]
Удаление хамца
[ редактировать ]
Помимо библейского запрета на владение хамецом , существует также положительная заповедь изъять его из своего владения. [11] Существует три традиционных метода удаления хамеца :
- Биур: уничтожение своего хамеца . Все соответствующие методы уничтожения, такие как сжигание, [ указать ] включены в эту категорию. В ночь, предшествующую 14 нисана, формальный бедикат хамец (поиск хамеца при свечах проводится ). Хамец , найденный в ходе этих поисков, сжигается на следующее утро во время официальной церемонии биур .
- Биттул: аннулирование своего хамеца . Ночью и утром 14 нисана, во время формальной бедика и биура соответственно, глава семьи произносит арамейское заявление, аннулирующее весь хамец, оставшийся во владении семьи. В заявлениях делается вывод, что хамец «должен быть аннулирован и считаться бесхозным, как прах земной». Биттул необходимо совершить до того, как запрет на хамец вступит в силу; по прошествии пяти двенадцатых дня в канун Песаха биттул перестает быть эффективным средством удаления, и любой хамец должен быть уничтожен. обнаруженный [12]
- Мехира: продажа своего хамеца . До пяти двенадцатых сочельника можно продать или отдать свой хамец нееврею, и это уже не является его обязанностью. [13] Тот, кто хранит проданный хамец в домашнем хозяйстве, должен запечатать его, чтобы он не был виден во время праздника. После праздника неевреи обычно продают хамец первоначальным владельцам через агента; тем не менее, он не обязан это делать.
Считается, что всего использовать и биур , и биттул, для удаления хамеца лучше хотя любого из этих двух методов достаточно для выполнения библейского требования по его уничтожению. [14] Мехира , предотвращающая запрет собственности, является альтернативой разрушению.
Продажа хамца
[ редактировать ]Во многих еврейских общинах раввин подписывает договор с каждым прихожанином, назначая раввина агентом по продаже их хамеца . [15] Такая практика удобна для общины и гарантирует, что продажа будет соответствовать как еврейскому, так и местному законодательству.
Для хамеца, принадлежащего Государству Израиль , в который входят его государственные компании, тюремная служба и запасы предметов первой необходимости страны, Главный раввинат выступает в качестве агента; В 2000-х годах раввинат продал свой хамец Джааберу Хусейну, управляющему отелем, проживающему в Абу-Гоше , который внес залог в размере 20 000 шекелей за хамец стоимостью примерно 150 миллионов долларов. [16]
Хамец найден во время или после Песаха
[ редактировать ]
Согласно галахе (еврейскому закону), если хамец найден во время Шаббата или Йом Това , его необходимо накрыть до Хол ха-Моэда , когда его можно будет сжечь. Хамец, найденный во время Хол ха-Моэд (кроме Шаббата), следует немедленно сжечь.
После праздника действует особый закон, известный как хамец шеавар алав хаПесах ( хамец , принадлежавший еврею во время Песаха). Такой хамец необходимо сжечь, поскольку из него нельзя извлечь никакой выгоды, даже продав его нееврею. Хамец шеавар алав хаПесах нельзя есть евреям после Песаха. Если известно, что в магазине, принадлежащем еврею, не продавался хамец , еврей не может покупать его в этом магазине до тех пор, пока не пройдет достаточно времени, в течение которого можно предположить, что ассортимент изменился после Песаха.
Обычаи, связанные с хамецом
[ редактировать ]Из-за строгости Торы в отношении запрета хамеца многие общины приняли строгие меры, не предусмотренные Библией, в качестве защиты от непреднамеренного нарушения.
Китнийот
[ редактировать ]У евреев-ашкенази во время Песаха существует обычай воздерживаться не только от продуктов из пяти зерен, но и от китнийот (буквально «мелочи»), который относится к другим зерновым или бобовым. Традиции того, что считается китнийот, варьируются от общины к общине, но обычно включают рис , кукурузу , чечевицу и фасоль . включают арахис . Многие из них также [17]
Обычай китнийот соблюдают евреи-ашкенази. У некоторых евреев-сефардов из Испании и Северной Африки (например, у марокканских евреев) есть другие ограничения, например, отказ от риса во время Песаха. , а также некоторых ортодоксальных евреев-ашкенази наблюдается движение В последние годы среди консерваторов за прекращение соблюдения традиции китнийот . [18]
Яичная маца
[ редактировать ]Мацу обычно готовят из муки и воды. Если он приготовлен из муки и другой жидкости, например фруктового сока или яиц, он не считается хамецом . По обычаю ашкенази обычно следует избегать таких продуктов, поскольку в жидкость было добавлено немного воды, что могло привести к превращению смеси в хамец . [19] Этот продукт известен как «яичная маца» или «обогащенная маца».
Сломанный
[ редактировать ]На Песах некоторые евреи-хасиды не едят мацу, которая стала влажной, в том числе шарики из мацы и другие продукты из мацы, хотя она не может стать хамецом . [20] Такие продукты называются геброхтами (на идиш: сломанная), имея в виду измельченную или измельченную мацу, используемую для выпечки или приготовления пищи. Вместо мацы используют картофельный крахмал в лепешках и других блюдах . Еврейский : термин для обозначения геброхтов — маца шруйя ( на иврите מצה שרויה , пропитанная маца), но за пределами Израиля обычно используется идишское название.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Шайлут У'Тешувот ХаРашба Том. 1.
- Хилхот Песах (Законы Песаха) раввина Шимона Эйдера .
- Мишна Берура §431-453.
- ^ Перейти обратно: а б с «Определение Хамца» . yahadut.org . Еврейская традиция . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ «О слове Хамец». hebrew-academy.org.il (на иврите) . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Сефер ха-Чинух
- ^ Раввин Яаков Горовиц (2021 г.). «Что такое маца? – Кошерная на Песах» . ОУ кошерный . Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 года.
- ^ Йерушалми Песахим 2:4 (16б); Талмуд Бавли Песахим 35а
- ^ Почему эти Cheerios отличаются от всех других Cheerios?
- ^ Раввин Овадия Йосеф разрешает это, поскольку пищевая сода производит собственный углекислый газ, а не вызывает брожение зерна, в то время как раввин Элияху Бакши-Дорон и другие запрещают это. раввинов этот вопрос является чисто академическим Для ашкеназских , поскольку традиционно большинство ашкенази не готовят яичную мацу на Песах.
- ^ «Четыре заповеди о запрете Хамеца» . Пениней Галаха . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ Шулхан Арух OC 447:4 и Рема
- ^ Шулхан Арух OC 442:4 , SA Harav OC 442:22, Рамбам Хамец Умаца 4:12
- ^ Исход 12:15
- ^ Шулхан Арух OC 434:2, 443:1
- ^ Шулхан Арух OC 443:1, 445:2
- ^ Мишна Берура §434
- ^ «Законы продажи хамеца» . Архивировано из оригинала 9 апреля 2008 г. Проверено 12 апреля 2008 г.
- ^ «Мусульманский хранитель хлеба насущного Израиля» . Независимый . 6 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2009 г. Проверено 19 апреля 2009 г.
- ^ «Какие продукты представляют собой Китнийот: Список Китнийот - OU Кошерная Пасха» . Пасха . 22 января 2013 г. Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Ваад ха-Галаха - Краткое содержание на английском языке (Том 3)» . Ответы на сегодня . Шехтера Институт иудаики . Проверено 19 апреля 2009 г.
- ^ «Кошерна ли яичная маца на Песах» .
- ^ IsraelNationalNews: К празднику: что такое маца? Как оно запекается? : «Согласно еврейскому закону, после того, как маца испечена, она не может стать хамецом. Некоторые хасидские общины не едят «смоченную» мацу, опасаясь, что часть теста недостаточно пропечется и может превратиться в хамец при контакте с водой. "