У Пидьона
Галахические тексты, относящиеся к этой статье | |
---|---|
Тора : | Исход 13:12–15 Исход 22:29 Исход 34:20 Числа 3:45 Числа 8:17 Числа 18:16 Левит 12:2–4 |
Шулхан Арух : | Йоре Деа 305 |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Часть серии статей о |
Священство в иудаизме |
---|
Священнический завет |
Пидьон хабен ( иврит : פדיון הבן ) или выкуп первенца. [1] — это мицва в иудаизме , согласно которой еврейского первенца «выкупают» деньгами.
Искупление достигается путем уплаты пяти серебряных монет коэну ( потомку священнического рода Аарона по отцовской линии ) от имени своего первенца. Также может быть использован другой объект эквивалентной стоимости.
Пидьон хабен – относительно редкая церемония. Семья не проводит церемонию, если их первенец — девочка, или родился путем кесарева сечения, или ему предшествовал выкидыш (хотя некоторые ранние выкидыши не считаются выкидышами), или если один из дедушек — коэн или левит .
Происхождение [ править ]
В еврейской Библии законы (см. мицва ), касающиеся искупления первенцев мужского пола, упоминаются в Исходе , Числах и Левите :
отделяй для יהוה Всякое первенство чрева , всякий первенец мужского пола, которого бросит скот твой, будет принадлежать יהוה.
А всякого первородного осла выкупайте овцой; если ты не выкупишь его, ты должен сломать ему шею. И вы должны выкупить каждого первенца мужского пола среди ваших детей. И когда в будущем ваш ребенок спросит вас: «Что это значит?» ты ответишь: «Молодой рукой вывел нас Господь из Египта, дома рабства. Когда фараон упорно отказался отпустить нас, Господь убил всех первенцев мужского пола в земле Египетской, первенцев как людей, так и животных. Поэтому я приношу жертву יהוה каждому первому сыну мужского пола, рождающемуся во чреве, и выкупаю каждого первенца мужского пола из детей моих».
Выкупная цена за первенцев-нелевитов была установлена в размере 5 сиклей :
Первый [мужской] плод из утробы всякого существа, человека или животного, принесенного в жертву יהוה, будет твоим; но у тебя будет выкуплен первенец мужеского пола, а также первенец из нечистых животных будет выкуплен. Возьми в качестве выкупной цены их, начиная с месячного возраста, денежную сумму, равную пяти сиклям по весу святилища, то есть двадцать гер.
Арахинскими ; законами устанавливалась выкупная цена разных классов людей, «ценность» которых была освящена цена за ребенка мужского пола до пяти лет равна таким же пяти сиклям. [2]
Тора описывает племя Леви (к которому принадлежат жрецы) как унаследовавшее роль богослужения, ранее принадлежавшую первенцам:
Я беру левитов из среды израильтян вместо всех первенцев мужского пола, первого плода чрева израильтян: левиты будут Моими. Ибо всякий первенец мужского пола — Мой: в то время, когда Я поразил каждого первенца [мужского пола] в земле Египетской, Я посвятил всякого первенца мужского пола в Израиле, человека и скота, Себе, чтобы он был Моим, יהוה . [3]
Согласно традиционному раввинистическому толкованию, еще до Исхода священнические обязанности были закреплены за старшим сыном в каждой семье. [4]
Священство было дано именно коэнам ( Аарону и его потомкам), и в то же время было установлено, что первенцы должны быть выкуплены. Замена первенцев левитами произошла после эпизода с золотым тельцом . [5] во время этого эпизода левиты остались верными Богу. [6]
Законы [ править ]
Шулхан Арух утверждает, что когда еврейская женщина рожает первенца мужского пола естественным путем (т.е. мальчика, рожденного вагинально, а не путем кесарева сечения ), тогда ребенка необходимо «выкупить». [7] Отец [8] ребенка должен «выкупить» ребенка у известного коэна [9] представляющее первоначальное храмовое священство, за сумму в пять серебряных сиклей , [7] или эквивалент в валюте страны (если у нее есть серебряная валюта правильного веса).
Эту церемонию выкупа проводят, когда с момента рождения ребенка пройдет не менее тридцати дней. Если 31-й день приходится на Шаббат или праздник , выкуп откладывается, поскольку в эти дни запрещены какие-либо деловые операции. [10] Прошедшие дни отсчитываются от заката до заката, а день рождения считается первым днем. Хотя выкуп можно было совершить сразу после наступления темноты 31-й ночи, обычно это делается на следующий день; если же 31-й день — день поста , то его совершают накануне вечером, чтобы можно было сопровождать его праздничной трапезой. [11] Возможно также проведение обряда в сам 30-й день, если совершить его на следующий день будет невозможно, лишь бы хотя бы один синодический месяц . с момента рождения прошел [12]
Если первенец достигает возраста бар-мицвы, но не был выкуплен, он обязан сам организовать мицву как можно скорее. [13]
Исключения [ править ]
Искупление требуется для того, чтобы «первый вышел из утробы» ( Исход 13:2 ), поэтому оно не производится, если первой рождается дочь. Если женщина родит второго сына естественным путем, когда первый сын родился путем кесарева сечения, то и этот ребенок не выкупается. [14] Также не требует выкупа первенец мужского пола, если его рождению предшествовал более ранний выкидыш у матери, произошедший после третьего месяца беременности. Однако если выкидыш произошел в течение первых 40 дней беременности, выкуп обязателен. Если предыдущий выкидыш произошел после сорока дней, но до того, как у плода появились отличительные признаки, выкуп первенца все равно требуется, но благословение, произнесенное отцом, опускается. [15]
Эта процедура не применяется, когда отец — коэн или левит , и обычно не применяется, когда мать — дочь одного из них. [16] Причина в том, что левиты, заменяющие первенцев, обязаны служить и помогать коэнам в богослужении и не могут быть освобождены от этой обязанности служения.
Первенец от дочери левита не выкупается (независимо от того, является ли отец евреем). [17] Точно так же первенец дочери коэна, если отец еврей. [18]
Бат Коэн [ править ]
В некоторых источниках утверждается, что бат коэн (дочь священника) может принимать деньги пидьон хабен , как и священник, но на практике этот вариант не принимается. [19]
Церемония [ править ]
В традиционной церемонии отец приводит ребенка к коэну и произносит формулу или отвечает на ритуальные вопросы, показывая, что это первенец израильской матери, и он пришел выкупить его, как повелено в Торе. Если семья сефардская , коэн спрашивает мать, действительно ли ребенок ее первенец и не случился ли у нее выкидыш в прошлом. Коэн спрашивает отца, что он предпочел бы: ребенка или пять сиклей серебра , которые он должен заплатить. Отец заявляет, что предпочитает ребенка деньгам, затем произносит благословение и передает пять серебряных монет (или эквивалентное количество серебра). Коэн держит монеты над ребенком и заявляет, что выкупная цена получена и принята вместо ребенка. Затем он благословляет ребенка. (Примечание: коэн не принял бы ребенка, если бы отец отказался выкупить мальчика. Функция вопроса – просто формально вызвать у отца любовь к мицве. [20] )
Церемония традиционно проводится перед миньяном из 10 мужчин. Ребенка иногда преподносят на серебряном подносе в окружении драгоценностей, одолженных по этому случаю присутствующими женщинами. Это контрастирует с золотым тельцом , когда золото и драгоценности использовались в греховных целях. [21]
Мероприятие начинается с праздничной трапезы (в отличие от брит-милы или свадьбы , где трапеза проводится после церемонии). [22] Если семья сефардская, мероприятие начинается с церемонии. В некоторых местах гостям дают домой зубчики чеснока и кубики сахара: эти сильно ароматизированные продукты можно использовать для придания вкуса большому количеству еды, что в некотором смысле расширяет мицву участия в церемонии для всех, кто их ест.
Монеты [ править ]
Современные религиозные авторитеты полагают, что шекель ха-Кодеш Храмовый (Святой шекель) был больше и содержал более чистое серебро, чем стандартный шекель , использовавшийся для торговли в древнем Израиле. Галаха требует, чтобы используемые монеты содержали необходимое общее количество настоящего серебра. Существуют разные мнения относительно правильного количества серебра: оно находится между 96,15 граммами и 102 граммами. Монеты, которые не содержат необходимого количества серебра, не подлежат действительному выкупу.
С этой целью Монетный двор Израиля отчеканил два набора монет: выпуск серебряных памятных монет весом 20,57 грамма, пять из которых будут весить 102 грамма серебра; [23] и специальный выпуск серебряных памятных монет весом 26 граммов, пять из которых будут весить 130 граммов серебра. [24] до 1936 года Американские серебряные доллары (широко известные как доллары Моргана или доллары Мира ) весят 26,73 грамма с содержанием серебра 90% и, следовательно, содержат 24,06 г чистого серебра, хотя такие монеты становятся все более редкими (современные монеты США не содержат серебра). Четыре монеты американского серебряного орла , специально отчеканенные монеты, проданные коллекционерам и инвесторам и содержащие 31,1035 грамма чистого серебра 99,9%, или пять вышеупомянутых специально отчеканенных серебряных монет Израиля обычно используются для пидьон хабен в Соединенных Штатах. Можно также использовать серебряные слитки; это не обязательно должна быть монета сама по себе.
При этом не обязательно выкупать сына серебряными монетами, а обряд можно провести с использованием любого движимого предмета стоимостью, равной пяти серебряным монетам в тот же день, кроме долговых расписок , что для обряда недопустимо. [25] Позже галахические авторитеты обсуждают, включены ли бумажные деньги в долговые расписки; [26] согласно строгому подходу, возможно, что современные монеты, которые не оцениваются по их металлической стоимости, будут такими же, как бумажные деньги.
Хотя серебряные монеты являются платой коэну согласно 613 заповедям и одним из двадцати четырех священнических даров , иногда коэн возвращает их семье в качестве подарка для ребенка, хотя галахические авторитеты предусматривают, что для если пидьон зависит от коэна , действителен, то выбор возврата монет в качестве подарка полностью тогда как давление на коэна с целью сделать это сделало бы выкуп недействительным. [27]
Пидьона Сертификат [ править ]
Некоторые коэны, проводящие церемонию пидьон , вручают отцу « сертификат Пидьон ХаБен » о сделке пидьон . Сертификат обычно оформляется в рамку для демонстрации и может служить квитанцией (и доказательством) того, что сделка была совершена в соответствии с галахой ( т.е. коэн не был вынужден вернуть монеты), при этом коэн и два свидетеля (« эйдим ») поставили свои подписи во время церемонии.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Коэн, Юджин Джозеф (1984). Руководство по ритуальному обрезанию и выкупу первенца . Том. 1: Искупление первенцев.
Первенца матери следует посвятить служению Богу, согласно стиху: «Освяти первенца, разверзающего утробу». Это освящение стало результатом исторического события.
Они приписывали палке целебные свойства. [54] Искупление первенца. Первый ребенок имеет особое значение для обоих родителей, и это было так же верно как в библейские времена, так и сегодня, но только тогда, когда ребенок был мужского пола.
Согласно еврейской традиции, первенец должен быть «искуплен» от Бога. Это происходит из убеждения, что Бог «приобрел» первенцев израильтян, избавив их от «маккат бехорот».
- ^ Левит 27:6
- ^ Числа 3: 12–13.
- ^ Берейшис Раба 63:13; Зевахим 112; Бехорус 4; Раши, Бытие 25:31
- ^ Второзаконие 10:8
- ^ Исход 32:26
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шулхан Арух Йоре Деа 305:1
- ^ Шулхан Арух Йоре Деа 305:2
- ^ Шулхан Арух Йоре Деа 305:3
- ^ Шулхан Арух Йоре Деа 305:11
- ^ Шах 305:12
- ↑ Шах 305:19, в конце, со ссылкой на Баха.
- ^ Шулхан Арух, Йоре Деа 301:15
- ^ Шулхан Арух Йоре Деа 305:24
- ^ Донин, Хаим Халеви (1972). Быть евреем . Основные книги. п. 277. ИСБН 0-465-08624-1 .
- ^ Шулхан Арух Йоре Деа 305:18
- ^ Шулхан Арух 305:18
- ^ Если отец нееврей, pidyon haben требуется . Время может потребовать от мальчика дождаться бар-мицвы. См. Игрос Моше YD 195; «Краткие сведения о Торе, глава Чукат 5762» . Информационный бюллетень НЦСИ . Православный союз (ou.org). Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ «Мидрешет линденбаум, бнот коэним: Наши святые дочери» . Архивировано из оригинала 18 января 2009 года . ; см. также подробный ответ на эту тему. Джозефа Сола Натансона
- ^ Сидур Нахлас Шимон . Сидур буднего дня Artscroll. Публикации Месоры. 1997. с. 220. ИСБН 0899066682 .
- ^ «Какие обычаи соблюдаются в пидьон хабен ?» . Askmoses.com . Жизненный цикл пидьон хабен мицвот . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ «Галахос Пидьон Хабена» . Раввин Каганов (rabbikaganoff.com) . Архивировано из оригинала 5 мая 2014 года . Проверено 5 мая 2014 г.
- ^ «Пидион Хабен» . israelmint.com . 6 июля 2020 г. Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Набор медалей Пидьон Хабен» . israelmint.com .
- ^ «Шулхан Арух» . sefaria.org.il . 6 июля 2020 г. Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ См. Арух Хашулхан YD 305:18.
- ^ Респонса « Чсам Софер », Йоре Деа, гл. 291
Библиография [ править ]
- Левенсон, Джон Д. (1 января 1993 г.). Смерть и Воскресение Возлюбленного Сына . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-06511-6 .
Внешние ссылки [ править ]
- «Выкуп первенцев» . сайт Chabad.org . Таможня для Пидьона ХаБена.
- Гродницкий, Реувена Лия (7 марта 2008 г.). «Трое бразильцев участвуют в древней практике, обычно предназначенной для младенцев» . сайт Chabad.org .
- «Ассорти Галахос» . Мицва Пидьон Хабен.
- "Калькулятор курса пяти монет" . MyPidyon.co.il .
обновляется автоматически